Перцепция выражает то, что принадлежит нашему телу.

10

Курс лекций по философии 2005 года для мех. фак. Машенцева Алексея Валентиновича доц. каф. философии ПГУПС

Лекция № 2 Сознание

1. Непосредственность

Основная проблема сознания — его непосредственность.

Непосредственный не имеющий посредников, т. е. ни от кого и ни от чего не зависящий.

Его нельзя выделить как объект в физическом смысле. У сознания нет материальных свойств.

До Декарта философы исследовали душу.

И только с Декарта философия и психология исследуют сознание.

Декарт открыл в положении «Я мыслю, следовательно, существую» исходный принцип сознания: сознание есть основа­ние всякой достоверности.

Основная достоверность, что я существую. И более частные достоверности: какие-либо действия, поступки и т. д.

Сознание создает достоверности, очевидности.

2. Рефлективность

Умение что-либо зафиксировать, мыслен­ное обращение к «Я», или рефлексия, благо­даря которой я мыслю, что я мыслю, назы­вается сознанием.

Вся сущность сознания в принципе «Я мыслю».

Сознание — это мышление.

Мышление — это непосредственное осознание.

Мышление и сознание тождественны.

Мышление, таким образом, есть атрибут, который не может быть отделен от своего субъекта «Я».

Весьма возможно, если у меня прекратится всякая мысль, я сию же минуту полностью уйду в небытие.

«Я» есть «мыслящая субстанция».

Сознание существует, пока мыслит. Нет мысли, нет существования.

В соответствии с природой сознания сознание всегда должно мыслить.

То, что сознание актуально мыслит означает, что в ней происходят мыслительные операции.

13 стр., 6026 слов

Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Биологический факультет Кафедра общей экологии и методики преподавания биологии КУРСОВАЯ РАБОТА ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ студентки 4 курса Демидович О. О. Научный руководитель: ассистент кафедры Минец М. Л. Минск 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ .1Роль и место ...

Мыслительные операции в философии называются рефлексией.

Сознание рефлективно: воспоминание прошлых событий, сравнение, узнавание и др.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.

Рефлектированность (от лат. reflecto — отражаю) — свойство стать предметом осмысления. Рефлектировать — осмысливать.

Благодаря рефлексии создается непрерывность сознания.

Тк. об., у сознания две стороны: непосредственность и рефлективность.

Такое понимание сознания является неполным.

3. Перцепция.

Декарт был рационалистом, поэтому в его понимании сознания преобладала рациональная составляющая — рефлексия, т. е. осознание, анализ.

Но сознание можно понимать не только как мышление, а еще и как чувства, ощущения. Такое понимание есть понимание сознание как души. Так понимали сознание мыслители до Декарта.

Душа (греч. psyche, лат. anima) — совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека.

Душа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений.

Душа характеризует сознание не со стороны рефлексии, а со стороны чувств. Сознание не только мыслит, но и ощущает.

Что значит ощущать? Это значит не только иметь органы чувств, а самое главное — это ощущение себя живым: испытывать какие-то переживания, желания, симпатии, антипатия, приятное или неприятное и т. д.

Вот эти все переживания и ощущения в философии и психологии называются перцепциями.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Образ вожатого "Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с) Хороший вожатый. Кто это? Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор. Хороший ...

Перцепция (от лат. percipere воспринимать) — акт восприятия;

Перципировать — воспринимать.

Чувственные ощущения как осознаваемые, так и неосознаваемые обобщаются (интегрируются) и получается акт восприятия, т. е. перцепция.

Перцепция выражает то, что принадлежит нашему телу.

Сознание не может знать всё, что происходит во всех частях нашего тела.

Сознание может знать о важных событиях нашего тела, но есть не значительные события, о которых сознание знать не может.

Итак, приходится утверждать, с одной стороны, что душа, как способная быть сознательной (рефлективный компонент), обладает духовной приро­дой, а с другой — что в перцепции она, безусловно, связана с процессами физичес­кого характера, т. е. с процессами бессознательного характера.

В связи с этим расчленяет психическое единство сознание, т. е. его непосредственность на его бессознатель­ный и сознательный (рефлективный) аспекты.

В реальности бессознательного компонента сознания нет сомнения.

4. Бессознательное.

На это указывают различные психических феномены, через которые себя проявляет бессознательное.

К этому классу психических феноменов принадлежат некоторые оговорки.

Эти ошибки в разговорной речи — которые допускают глав­ным образом те, кто говорит в состоянии большой физической и умственной усталос­ти, — носят невольный и часто даже неосо­знанный характер.

В подобных случаях сознательная ре­флексия и психологический анализ без труда показывают, что оговорки факти­чески выражают затаенные мысли тех, кто их допускает: внутреннее неуважение, обычно скрываемое под внешними знаками почтения по отношению к начальнику, желание, чтобы он подольше болел, дабы еще какое-то время не чувствовать над собой его власти, и т. п.

11 стр., 5141 слов

Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума

Министерство образования и науки РФ Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Педагогический институт Кафедра Философии Реферат по курсу «Философия» на тему: «Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума» Выполнила студентка факультета Иностранных языков 1 курса группы АН-214 Чижова Анна. Преподаватель-консультант: к ...

Таким образом, оговорки выступают как проявления глу­бинной личности, обычно скрываемой со­циальной личностью, но на мгновение вышедшей из-под контроля и выражающей себя неосознанным образом.

Сновидение также является двойствен­ным психическим феноменом, хотя сны го­раздо труднее интерпретировать. Это фено­мен сознания, отличающийся, однако, от бодрствующего сознания своим алогичным и абсурдным характером. Но, хотя челове­чество и осознавало алогизм сновидений, и признавало, что сновидение непонятно и абсурдно, оно все-таки не может ре­шиться отрицать какое бы то ни было зна­чение за сновидениями.

Многие сны удовлетворяют, таким образом, не фи­зиологические, но психические желания.

Во сне человек чувствует себя реальным: удовлетворяются его психические потребности. Но эта реальность оказывается абсурдной, хотя на момент сна она не являлась таковой.

Сон обладает скрытым, латентным содержанием. Сны — это слова, смысл которых никто не знает. Через сны подсознание нам что-то сообщает, а что мы не знаем.

В психоаналитической интерпретации сновидения сближаются с неврозами.

Так называются патологические феномены вро­де навязчивых идей, маний и прочего, кото­рые могут более или менее серьезно сказы­ваться на поведении, но (в отличие от пси­хозов) не разрушают личность в целом.

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (конец 19 начало 20 века).

Фрейд (Freud) Зигмунд (род. 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия — ум. 23 сент. 1939, Хэмпстед, близ Лондона) — австр. невропатолог, психиатр, психолог, с 1902 — профессор невропатологии в Вене, с 1938 — в Англии.

Фрейд — создатель психоанализа, который он развивал сначала как психотерапию для лечения различных форм истерии, а потом преобразовал в учение о собственной закономерности и действии бессознательного, в особенности в сфере влечений, инстинктов.

4 стр., 1873 слов

Нарушение сознания

Для определения состояний расстроенного созна­ния чаще всего используют набор критериев, предложенных немецким психиатром К.Ясперсом: отрешенность от реаль­ного внешнего мира, выражающаяся в том, что больные отры­вочно, фрагментарно, неотчетливо воспринимают действитель­ность; нарушение ориентировки во времени, месте, ситуации, реже в собственной личности; нарушение стройности мышления, вплоть до ...

Влечения порождают представления, которые — если они не реализуются — вызывают невроз душевной жизни.

Центральной в учении Фрейда явилась теория психосексуального развития индивида.

Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие большинство психических действий человека и характеризующихся двумя связанными с инстинктами понятиями: комплексом и сублимацией.

В психоанализе Фрейда — преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры.

Психоанализ интерпретирует невроти­ческие симптомы, привязывая их к истории индивидуального раз­вития.

Индивид и его инстинкты — в част­ности, половой инстинкт — проходят по­следовательные фазы в своем развитии. Но этот процесс может быть заблокирован на инфантильной фазе травмирующими собы­тиями, произошедшими в детстве — пери­оде незавершенного развития. В период незавершенного развития (детство, подростковый возраст) люди гораздо более восприимчивы к факторам, способным действовать травматически.

Психика детей, подростков более восприимчива к травмам, неустойчива.

Детское сознание еще не офор­милось морально — вот почему этот воз­раст безжалостен и вообще не признает сожалений и чувства вины.

Но во взрослом состоянии моральное чувство и социальное поведение должно быть развитым, так что инфантилизм взрослого является задержкой в развитии.

Благодаря психоанализу можно считать установленным фактом бессознательную составляющую сознания, бессознательный уровень, который находится под сознательным уровнем.

Эта подсознательная или бессознательная составляющая сознания и проявляет себя как бессознательный смысл оговорок, бессознательная символика снов и нев­ротические явления.

6 стр., 2915 слов

Историческое развитие сознания у человека

План Введение. 1. Историческое развитие сознания у человека. 2. Развитие и обучение. 3.  Развитиесознания ребенка. Заключение. Список литературы. Введение. Первой предпосылкой человеческого сознания было развитиечеловеческого мозга. Но сам мозг человека и вообще его природные особенности –продукт исторического развития. В процессе становления человека отчетливовыступает основной закон ...

И мы не можем претендовать на оспаривание фактов, уста­новленных наукой.

Согласно позициям психоанализа, инстинкт, как выразитель спонтанности природы, натал­кивается на подавление со стороны созна­тельного «Я».

Вытесненный, но не уничто­женный инстинкт маскируется, чтобы ус­кользнуть от цензуры «Я», и находит окольное выражение и заменяющее удовле­творение в образах сновидений и симпто­мах неврозов.

«Цензура» выступает как центральное понятие психоаналитического объяснения отношений сознания и бессо­знательного. Сознательная часть выступает цензором по отношению к бессознательной части.

Цензура — есть социальное явление, посредст­вом которого власти препятствуют распространению определенных мыслей или требова­ний, призывов.

Цензура предстает в виде социальных норм запретов и разрешений, наказаний и поощрений, благодаря которым регулируется проявление инстинктов и главного из них сексуального инстинкта или либидо.

Сверх-Я высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора ­- это моральный контроль, совесть, стыд.

«Я» противостоит сексуальному инстинкту, как сознание про­тивостоит бессознательному, и неврозы возникают как «продукты» конфликтов между «Я» и сексуальностью.

Но «Я» не может быть просто отождествлено с созна­нием, ибо наделено функциями цензуры и вытеснения.

Тезис психоана­лиза состоит, таким образом, в утвержде­нии, что истоки неврозов следует искать в подавлении сексуального инстинкта об­ществом.

Сознание выступает как связанное с физическим функционированием органичес­ких аппаратов. Сознание и его развитие зависит от процессов происходящих в теле человека, а точнее в его нервной системе.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Действительно, пример гигантских электронных машин, моделирующих сегод­ня работу человеческого мозга, убедительно показывает, что в них не возникает ничего подобного сознанию.

Но смоделировать функционирование мозга можно, только используя досточно большие модели. Увеличение масштабнос­ти имеет в данном случае решающее значе­ние.

Сознание не отож­дествляется с результатом функционирова­ния мозга.

Сознание является специфическим способом функционирования мозга.

Без сомнения, сознание есть не что иное, как функция мозга — иначе это была бы функция без органа для ее осуществления.

Но мозговое функционирование сознатель­но потому, что оно достигает такого уров­ня механической сложности, какого не мо­жет достигнуть ни один искусственный ин­теллект.

В этом смысле материю можно считать потенциально способной к мышле­нию, так как сознание проявляется в живой материи.

С другой же стороны, его прояв­ление возможно только там, где организа­ция материи, причем живой материи, дос­тигает очень высокого уровня сложности.

Вот почему, собственно, невозможно меха­нистическое объяснение феномена созна­ния.

Ведь механистическое объяснение состоит в том, что есть комбинация простых механических элементов, каждый из которых можно уловить в отдельности, тогда как объяснение сознания требует на­личия комбинации элементов, каждый из которых «слишком мал» для того, чтобы их соединение могло быть четко представ­лено.

Вот почему суть перехода от матери­альных движений к сознанию можно объяс­нить аналогией с математическим интегри­рованием. Интеграл есть сумма «бесконечно малых» элементов, то есть слишком малых, чтобы пересчитать их в отдельности.

Сознание представляется объяснимым, то есть, по-видимому, его можно свести к функционированию элементов нервной системы.

Если соотнести сознание с жизнью, то можно сказать, что возникновение созна­ния выражает высокий уровень жизненной организации.

Этот высокий уровень ор­ганизации жизни имеет форму интеграла, то есть единства, несводимого к сумме своих элементов.

Такое интегрирование и может быть названо психикой, если под ней — или под душой — подра­зумевать принцип организации, сохраня­ющий органическое единство, несмотря на постоянное обновление всех его эле­ментов.

Главными свойствами человеческого сознания являются:

— Непосредственность

— Рефлективность. Осознание, понимание. Рефлексия.

— Перцепции (акты восприятия)

— Бессознательное

Но в некоторых традициях философских указывают следующие свойства сознания:

5. Идеальность (образы, понятия);

Идеальность — это особая, нематериальная сущность созна­ния.

Идеальное сознание по своей природе:

• противоположно материальному миру и независимо от материи;

• в некоторых случаях первично по отношению к материи;

• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее.

Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание мо­жет «вмещать» в себя все — песчинку, маленький камень, автомо­биль, небоскреб, океанский лайнер, планету).

Сознание, его обра­зы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная ма­терии. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).

Сознание во многих случаях предшествует материи — точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком.

Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бума­ги и др.) в сознании всегда имеется замысел, «образ» данного пред­мета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные оке­анские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д.

Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия (мозг), но не сознание.

6. Интенциональность — направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Всегда есть предмет. На что-то всегда направлено сознание.

Интенциональность — направленность сознания на к-л объект, который есть всегда.

Интенциональность сознания подразумевает наличие:

• предмета сознания (что «видит» сознание); Выборка из всего состава восприятия — интенция.

• формы (как оно воспринимает предмет).

Основными формами сознания являются:

• восприятие, т. е. как человек себя ощущает;

• осмысление;

• оценка;

• воспоминание;

• фантазирование;

• жизненный опыт.

Предметом сознания, в свою очередь, являются:

• окружающий мир, его предметы, явления;

• особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с выс­шим миром, так и не связанный.

7. Идеаторность сознания — способность творить и воспроизво­дить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

Идеаторность — способность к творчеству и творческой деятельности.

Способность вырабатывать абстрактные идеи коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания — языка.

Благодаря идеаторности стали возможными эволюция чело­вечества и развитие, углубление самого сознания.

Следующие свойства сознания:

— Субъектность. Сознание всегда имеет своего носителя.

— Предметность. Всегда есть содержание.

— Объективируемость. Понятийное выражение. Язык.

Функции языка: 1) Общение и 2) переработка и хранение информации.

­- Воля.

— Ценностная ориентация и др.

Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

• большей глубиной;

• большей способностью к предметно-практической (преобра­зующей) деятельности — труду;

• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непо­средственной реальности мышлению);

• возможностью передачи сознания (наличием особого меха­низма, отражающего и передающего мысли, — языка в уст­ной и письменной формах).

Структура сознания

Сознание — бессознательное. Плюс в середине цензор — «Сверх-Я».