Ознакомление со структурой и функциями психологической службы

Введение

Я, студентка III курса факультета психологии Южно-Сахалинского филиала Современной Гуманитарной Академии, проходила учебно-ознакомительную практику в Лечебно Исправительном Учреждении № 3.

Целью учебно-ознакомительной практики являлось изучение структуры и функций психологической службы исправительного учреждения, работа с личным составом учреждения, а также анализ и разработка предложений по совершенствованию организации работы психологической службы в учреждении.

Ознакомление со структурой и функциями психологической службы В ходе практики я выполнила следующие работы и задания:

1) Ознакомление с организацией психологической службы в ЛИУ-3.

2) Лечебно Исправительном Учреждении.

3) Работа с личным составом:

— Тестирование сотрудников;

— Изучение основных функций психолога по работе с личным составом.

4) Анализ эффективности работы психологической службы в данном Лечебно Исправительном Учреждении.

Затруднений и проблем в процессе выполнения работ не возникло.

1. Основная часть

1.1 Организация психологической работы в ЛИУ-3

Психологическая работа — это деятельность психологов, других должностных лиц органов воспитательных структур, начальников по формированию у личного состава психологических качеств, обеспечивающих выполнение задач в любых условиях обстановки.

Психологическая работа проводится в целях:

— обеспечения высокой психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению;

— оптимизации условий жизнедеятельности сотрудников в интересах решения задач и сохранения психического здоровья личного состава.

Психологическая работа организуется во всех видах учебной и боевой деятельности учреждения. Непосредственную ответственность за ее организацию и состояние несут психологи учреждения. Общее руководство психологической работой в Исправительном Учреждении осуществляется заместителем начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе (КиВР) с помощью с привлечением психолога учреждения (ПУ).

10 стр., 4978 слов

Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. Практика работы отделения срочной социальной помощи нуждающимся гражданам

... РАБОТА ДИСЦИПЛИНА: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕМА: 1. Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. 2. Практика работы ... предметами первой необходимости; - разовое оказание материальной помощи; - оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»; - предоставление необходимой ...

Отдел психологической работы Главного управления воспитательной работы Федеральной Службы Исполнения Наказаний (РФ) обеспечивает руководство и функционирование психологических структур в Исправительных Учреждениях (ИУ), РФ, планирует, организует и обобщает результаты психологической работы, участвует в подготовке и расстановке кадров психологов, организует научно-методическое обеспечение. Обеспечение штатных психологов материально-техническими средствами, бланками, методическими и учебными пособиями для проведения профессионального психологического отбора осуществляют органы тыла видов Управлений, исправительных учреждений, исправительных колоний, следственных изоляторов.

1.2 Структура психологической службы в исправительном учреждении может быть представлена в виде схемы (см. рисунок 1)

Приказом МЮ РФ от 12.12.2005 № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» оговорено психологическое обеспечение деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания. Практика показывает, что одной из наиболее эффективных форм психологической работы является индивидуальное консультирование. Это возможно при соблюдении нескольких условий: желание самого осужденного измениться, авторитет личности психолога, установление контакта. Задачи психологической лаборатории по вопросам психологической работы:

— планируют и осуществляют мероприятия по морально-психологическому обеспечению в Исправительных Учреждениях;

— проводят мероприятия по укреплению психологической устойчивости личного состава, его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки;

— участвуют в информационно-психологическом противодействии в интересах поддержания высокого морального духа личного состава;

5 стр., 2338 слов

Психологические особенности обеспечения адаптации к новым условиям прохождения военной службы по призыву в общевойсковых подразделениях

... 3 . Пограничные нервно-психические расстройства..................с.51 §2. Организация работы по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих к воинской среде и условиям службы по призыву ... деятельность”. Под воздействием социогенных факторов происходят изменения и в основных психологических свойствах личности военнослужащего срочной службы. Открытость, дружелюбие, коллективизм очень часто ...

— организуют работу по изучению социально-психологической обстановки в караулах и трудовых коллективах;

— организуют работу психологов, осуществляют их методическое обеспечение в целях изучения психологического климата в коллективах, снятия психологической напряженности, предупреждения негативных явлений;

— участвуют в психологической подготовке личного состава в интересах готовности караулов к выполнению поставленных задач.

Основные усилия в психологической работе сосредотачиваются на:

— изучении психологических особенностей личности осужденного;

— формировании в коллективах здорового морально-психологического климата;

— профилактике негативных проявлений в поведении личного состава;

— снятии психологических нагрузок;

— организации работы по психологической адаптации молодого пополнения;

— проведении профессионального психологического отбора кандидатов, поступающих на службу в УИС;

— осуществлении комплексного подхода, с участием в психолого-педагогическом воздействии на высший начальствующий состав, медицинских работников, юристов и других специалистов.

Основные функции психологической службы

1. Диагностическая — заключается в постановке психологического диагноза и написании психологического портрета на основании углубленного, объективного и всестороннего изучения личности с целью выявления и описания ее индивидуальных психологических особенностей, условий формирования; выявления лиц, относящихся к «группе повышенного внимания» и требующих постановки на профилактический учет психолога; изучения социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников и т. п.), динамики социально-психологических явлений и состояний.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... успешного хода педагогического процесса психологическое состояние, чувства, мотивы, поступки 4. Организации деятельности, которая должна опережать развитие личности и переходить в требование ... процесс контролируемой социализации 2. передача опыта деятельности Целенаправленное управление процессом развития личности 4. социально-ролевое взаимодействие личности 5. процесс овладения системой знаний 414 ...

Реализуется посредством применения специальных психодиагностических методов (тестирование, изучение документов, беседа, наблюдение и др.) изучения личности и/или группы и психологических алгоритмов обработки и интерпретации полученной информации.

Диагностические мероприятия производятся в соответствии с примерным перечнем психологических методик, рекомендованных для использования в деятельности психологов (Рисунок 1).

2. Консультативная — направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов.

3. Психокоррекционная — заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям).

В рамках данной функции психолог проводит психокоррекционные мероприятия с использованием индивидуальных и групповых форм работы (аутотренинг, социально-психологические тренинги и др.)

4. Прогностическая и психопрофилактическая — состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременном предупреждении межличностных конфликтов, эмоционального выгорания, суицидов, иных негативных проявлений, обусловленных изоляцией осужденных, подозреваемых и обвиняемых от общества, а также у сотрудников учреждения, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности, бытовыми и семейными проблемами.

6 стр., 2741 слов

11 Психологическая служба в образовании:

... учителями и родителями учащихся. Принципы, лежащие в основе деятельности психологической службы В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов. ... общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Без высокопрофессиональной психологической службы обеспечение этих принципов государственной политики, а также реализация многих ...

5. Просветительская — заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, формировании у сотрудников учреждения установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, а также в распространении необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и формировании у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности.

Для обеспечения реализации данной функции сотрудники психологической службы проводят лекции, беседы, занятия в системе служебной подготовки, используют иные формы пропаганды психологических знаний.

6. Исследовательская — направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.

2. Работа с личным составом

Изучение психологических качеств сотрудников в исправительном учреждении осуществляется с использованием всего комплекса методов психологических исследований:

— анализа документов;

— биографического метода;

— психологического тестирования;

— анкетирования;

— психодиагностической беседы;

— обобщения независимых характеристик;

— анализа результатов деятельности;

— наблюдения;

6 стр., 2576 слов

Роль социально-психологического климата в функционировании исправительного учреждения

... на работу в исправительно-трудовые учреждения. - М., 2013. 4. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб., 2011. 5. Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно- ... профессионально-технического обучения; - медицинское обслуживание осужденных; - организацию их досуга; - деятельность спецслужб, включая психологическую службу ИУ. Во главе ИУ стоит начальник, осуществляющий руководство через ...

— экспертного опроса.

После ознакомления со структурой и функциями психологической службы в Исправительных учреждениях и анализа ее работы мною было проведено тестирование личного состава молодого пополнения для определения их типа темперамента. Тестирование проводилось на основании пособия, которое составили сотрудники кафедры прикладной психологии и социологии ПГУПСа М.В.Иванов, А.С.Кармин, В.Е.Сараева, А.А.Отюгов, Х.Э.Штейнбах. психологический служба исправительный учреждение

Также совместно с психологом учреждения был проведен еще ряд тестов с личным составом для выявления коммуникативных и организаторских склонностей, а именно: умение четко и быстро устанавливать товарищеские контакты, участие в групповых мероприятиях, умении влиять на людей, стремление проявлять инициативу. Регулярное проведение подобных тестов позволяет психологу части хорошо ориентироваться в морально-психологической обстановке, знать ее особенности и учитывать её в построении практических гипотез. Быть в курсе проблем, возникающих в коллективах, способствовать улучшению психологического климата в коллективах подразделений, находить решения проблем, создавать более комфортные условия деятельности, выявлять и раскрывать потенциал каждого сотрудника и коллектива в целом.

Также психолог может проводить консультации, т. е. особым образом организованное общение с личным составом учреждения и их начальствующим составом или их группами. Чаще всего психолог консультирует: начальников подразделений и их заместителей по КиВР. Следует отметить, что в консультировании психолог имеет дело со здоровым человеком.

В консультации выделяют несколько этапов: установление контакта с консультируемым, определение запроса и постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы. Таким образом, во время консультации психолог помогает решить многие вопросы.

Социально-педагогическая деятельность психолога заключается в реализации им комплекса различных мер, направленных на личностное развитие и саморазвитие сотрудников, педагогическую коррекцию поведения, нормализацию взаимоотношений в коллективе, обеспечение социальной защиты. Главной направленностью этого вида деятельности является содействие саморазвитию личности и формированию индивидуальности человека. Поэтому задача социально-педагогической деятельности специалиста — поддержать, стимулировать и обеспечить условия развития способностей каждого сотрудника.

8 стр., 3591 слов

Этические аспекты в деятельности служб и подразделений органов внутренних дел

... деятельности служб и подразделений органов внутренних дел Содержание Введение 1. Этические аспекты оперативно-розыскной деятельности . Этика следственной деятельности ... процессуальных обязанностей участниками уголовного процесса. Психологическое принуждение заключается в воздействии на ... это законодательная регламентация методов и способов работы. Закон достаточно жестко регламентирует производство ...

В качестве приоритетного направления этого вида деятельности психолог части выделяет профилактическую работу, которая направлена на то, чтобы выявить и предотвратить возможные жизненные трудности, кризисные ситуации и проблемы личного состава. Для этого в исправительных учреждениях ежемесячно проводятся вечера вопросов и ответов, анонимное анкетирование.

Рассмотренные выше функции являются основными в работе психолога Исправительных Учреждений.

Заключение

Современное состояние Исправительных Учреждений Российской Федерации, (ИУ) многих других государств, свидетельствует о необходимости и высокой значимости в их жизни и деятельности органов психологической службы. В штаты Исправительных Учреждений включены психологи.

Проанализировав сделанную мной работу в период учебно-ознакомительной практики, можно сделать вывод, что я выполнил поставленные цели и задачи, а также выделить следующие положительные моменты в работе:

1) Достаточно высокий уровень эффективности работы психологической службы в данном учреждении

2) Доброжелательные и доверительные отношения между сотрудниками младшего начальствующего состава службы и начальниками подразделений.

Но выявлены и некоторые негативные моменты:

1) Сложность проведения диагностической работы со всеми сотрудниками, слишком большое количество.

2) Низкий уровень оснащенности деятельности: отсутствие оборудованного кабинета с современными диагностическими и коррекционными средствами.

Для устранения вышеописанных отрицательных моментов в работе психологической службы можно порекомендовать следующее:

1) Выделить и оборудовать кабинет для групповой работы психолога.

2) Подать заявки на материально-технические средства в довольствующие органы тыла.

Прохождение учебно-ознакомительной практики помогло мне составить более полное и цельное представление о структуре и функциях психологической службы Исправительных Учреждений, и познакомиться с содержанием работы психолога с личным составом, активно участвовать в групповых психокоррекционных с сотрудниками в качестве наблюдателя и ко-тренера. Принимать участие в укреплении материально-технической базы психологической лаборатории. Обучиться навыкам проведения углубленного обследования личности и написания заключения.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector