Ознакомление со структурой и функциями психологической службы

Введение

Я, студентка III курса факультета психологии Южно-Сахалинского филиала Современной Гуманитарной Академии, проходила учебно-ознакомительную практику в Лечебно Исправительном Учреждении № 3.

Целью учебно-ознакомительной практики являлось изучение структуры и функций психологической службы исправительного учреждения, работа с личным составом учреждения, а также анализ и разработка предложений по совершенствованию организации работы психологической службы в учреждении.

Ознакомление со структурой и функциями психологической службы В ходе практики я выполнила следующие работы и задания:

1) Ознакомление с организацией психологической службы в ЛИУ-3.

2) Лечебно Исправительном Учреждении.

3) Работа с личным составом:

— Тестирование сотрудников;

— Изучение основных функций психолога по работе с личным составом.

4) Анализ эффективности работы психологической службы в данном Лечебно Исправительном Учреждении.

Затруднений и проблем в процессе выполнения работ не возникло.

1. Основная часть

1.1 Организация психологической работы в ЛИУ-3

Психологическая работа — это деятельность психологов, других должностных лиц органов воспитательных структур, начальников по формированию у личного состава психологических качеств, обеспечивающих выполнение задач в любых условиях обстановки.

Психологическая работа проводится в целях:

— обеспечения высокой психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению;

— оптимизации условий жизнедеятельности сотрудников в интересах решения задач и сохранения психического здоровья личного состава.

Психологическая работа организуется во всех видах учебной и боевой деятельности учреждения. Непосредственную ответственность за ее организацию и состояние несут психологи учреждения. Общее руководство психологической работой в Исправительном Учреждении осуществляется заместителем начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе (КиВР) с помощью с привлечением психолога учреждения (ПУ).

10 стр., 4978 слов

Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. Практика работы отделения срочной социальной помощи нуждающимся гражданам

... РАБОТА ДИСЦИПЛИНА: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕМА: 1. Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. 2. Практика работы ... предметами первой необходимости; - разовое оказание материальной помощи; - оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»; - предоставление необходимой ...

Отдел психологической работы Главного управления воспитательной работы Федеральной Службы Исполнения Наказаний (РФ) обеспечивает руководство и функционирование психологических структур в Исправительных Учреждениях (ИУ), РФ, планирует, организует и обобщает результаты психологической работы, участвует в подготовке и расстановке кадров психологов, организует научно-методическое обеспечение. Обеспечение штатных психологов материально-техническими средствами, бланками, методическими и учебными пособиями для проведения профессионального психологического отбора осуществляют органы тыла видов Управлений, исправительных учреждений, исправительных колоний, следственных изоляторов.

1.2 Структура психологической службы в исправительном учреждении может быть представлена в виде схемы (см. рисунок 1)

Приказом МЮ РФ от 12.12.2005 № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» оговорено психологическое обеспечение деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания. Практика показывает, что одной из наиболее эффективных форм психологической работы является индивидуальное консультирование. Это возможно при соблюдении нескольких условий: желание самого осужденного измениться, авторитет личности психолога, установление контакта. Задачи психологической лаборатории по вопросам психологической работы:

— планируют и осуществляют мероприятия по морально-психологическому обеспечению в Исправительных Учреждениях;

— проводят мероприятия по укреплению психологической устойчивости личного состава, его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки;

— участвуют в информационно-психологическом противодействии в интересах поддержания высокого морального духа личного состава;

11 стр., 5395 слов

Взаимосвязь стиля в одежде с социально-психологическими личностями

... свой индивидуальный стиль. Цель данной работы - это исследование взаимосвязи стиля в одежде с социально-психологическими личностями. Задачи: 1)рассмотреть стиль ... костюмом в мир сказки.[5.C.93] одежда психологический личность стиль 1.2 Социальное значение одежды В социальной психологии ... одежды в психологии; 2)изучить роль одежды в психологической защите личности. Глава 1. Стиль одежды в психологии .1 ...

— организуют работу по изучению социально-психологической обстановки в караулах и трудовых коллективах;

— организуют работу психологов, осуществляют их методическое обеспечение в целях изучения психологического климата в коллективах, снятия психологической напряженности, предупреждения негативных явлений;

— участвуют в психологической подготовке личного состава в интересах готовности караулов к выполнению поставленных задач.

Основные усилия в психологической работе сосредотачиваются на:

— изучении психологических особенностей личности осужденного;

— формировании в коллективах здорового морально-психологического климата;

— профилактике негативных проявлений в поведении личного состава;

— снятии психологических нагрузок;

— организации работы по психологической адаптации молодого пополнения;

— проведении профессионального психологического отбора кандидатов, поступающих на службу в УИС;

— осуществлении комплексного подхода, с участием в психолого-педагогическом воздействии на высший начальствующий состав, медицинских работников, юристов и других специалистов.

Основные функции психологической службы

1. Диагностическая — заключается в постановке психологического диагноза и написании психологического портрета на основании углубленного, объективного и всестороннего изучения личности с целью выявления и описания ее индивидуальных психологических особенностей, условий формирования; выявления лиц, относящихся к «группе повышенного внимания» и требующих постановки на профилактический учет психолога; изучения социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников и т. п.), динамики социально-психологических явлений и состояний.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... неразрывно связано с ним.   Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и обеспечивают выживание ... любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).   Общая характеристика ...

Реализуется посредством применения специальных психодиагностических методов (тестирование, изучение документов, беседа, наблюдение и др.) изучения личности и/или группы и психологических алгоритмов обработки и интерпретации полученной информации.

Диагностические мероприятия производятся в соответствии с примерным перечнем психологических методик, рекомендованных для использования в деятельности психологов (Рисунок 1).

2. Консультативная — направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов.

3. Психокоррекционная — заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям).

В рамках данной функции психолог проводит психокоррекционные мероприятия с использованием индивидуальных и групповых форм работы (аутотренинг, социально-психологические тренинги и др.)

4. Прогностическая и психопрофилактическая — состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременном предупреждении межличностных конфликтов, эмоционального выгорания, суицидов, иных негативных проявлений, обусловленных изоляцией осужденных, подозреваемых и обвиняемых от общества, а также у сотрудников учреждения, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности, бытовыми и семейными проблемами.

6 стр., 2741 слов

11 Психологическая служба в образовании:

... учителями и родителями учащихся. Принципы, лежащие в основе деятельности психологической службы В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов. ... общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Без высокопрофессиональной психологической службы обеспечение этих принципов государственной политики, а также реализация многих ...

5. Просветительская — заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, формировании у сотрудников учреждения установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, а также в распространении необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и формировании у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности.

Для обеспечения реализации данной функции сотрудники психологической службы проводят лекции, беседы, занятия в системе служебной подготовки, используют иные формы пропаганды психологических знаний.

6. Исследовательская — направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.

2. Работа с личным составом

Изучение психологических качеств сотрудников в исправительном учреждении осуществляется с использованием всего комплекса методов психологических исследований:

— анализа документов;

— биографического метода;

— психологического тестирования;

— анкетирования;

— психодиагностической беседы;

— обобщения независимых характеристик;

— анализа результатов деятельности;

— наблюдения;

— экспертного опроса.

После ознакомления со структурой и функциями психологической службы в Исправительных учреждениях и анализа ее работы мною было проведено тестирование личного состава молодого пополнения для определения их типа темперамента. Тестирование проводилось на основании пособия, которое составили сотрудники кафедры прикладной психологии и социологии ПГУПСа М.В.Иванов, А.С.Кармин, В.Е.Сараева, А.А.Отюгов, Х.Э.Штейнбах. психологический служба исправительный учреждение

6 стр., 2576 слов

Роль социально-психологического климата в функционировании исправительного учреждения

... на работу в исправительно-трудовые учреждения. - М., 2013. 4. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб., 2011. 5. Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно- ... профессионально-технического обучения; - медицинское обслуживание осужденных; - организацию их досуга; - деятельность спецслужб, включая психологическую службу ИУ. Во главе ИУ стоит начальник, осуществляющий руководство через ...

Также совместно с психологом учреждения был проведен еще ряд тестов с личным составом для выявления коммуникативных и организаторских склонностей, а именно: умение четко и быстро устанавливать товарищеские контакты, участие в групповых мероприятиях, умении влиять на людей, стремление проявлять инициативу. Регулярное проведение подобных тестов позволяет психологу части хорошо ориентироваться в морально-психологической обстановке, знать ее особенности и учитывать её в построении практических гипотез. Быть в курсе проблем, возникающих в коллективах, способствовать улучшению психологического климата в коллективах подразделений, находить решения проблем, создавать более комфортные условия деятельности, выявлять и раскрывать потенциал каждого сотрудника и коллектива в целом.

Также психолог может проводить консультации, т. е. особым образом организованное общение с личным составом учреждения и их начальствующим составом или их группами. Чаще всего психолог консультирует: начальников подразделений и их заместителей по КиВР. Следует отметить, что в консультировании психолог имеет дело со здоровым человеком.

В консультации выделяют несколько этапов: установление контакта с консультируемым, определение запроса и постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы. Таким образом, во время консультации психолог помогает решить многие вопросы.

Социально-педагогическая деятельность психолога заключается в реализации им комплекса различных мер, направленных на личностное развитие и саморазвитие сотрудников, педагогическую коррекцию поведения, нормализацию взаимоотношений в коллективе, обеспечение социальной защиты. Главной направленностью этого вида деятельности является содействие саморазвитию личности и формированию индивидуальности человека. Поэтому задача социально-педагогической деятельности специалиста — поддержать, стимулировать и обеспечить условия развития способностей каждого сотрудника.

12 стр., 5895 слов

Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных

... деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления 2.1. Деятельность психологической службы с персоналом УИС 2.2. Гуманность и профессиональная компетентность 2.3. Этика пенитенциарного психолога ... на психологическую службу. Главная задача специалистов данной службы – повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им психологической помощи, ...

В качестве приоритетного направления этого вида деятельности психолог части выделяет профилактическую работу, которая направлена на то, чтобы выявить и предотвратить возможные жизненные трудности, кризисные ситуации и проблемы личного состава. Для этого в исправительных учреждениях ежемесячно проводятся вечера вопросов и ответов, анонимное анкетирование.

Рассмотренные выше функции являются основными в работе психолога Исправительных Учреждений.

Заключение

Современное состояние Исправительных Учреждений Российской Федерации, (ИУ) многих других государств, свидетельствует о необходимости и высокой значимости в их жизни и деятельности органов психологической службы. В штаты Исправительных Учреждений включены психологи.

Проанализировав сделанную мной работу в период учебно-ознакомительной практики, можно сделать вывод, что я выполнил поставленные цели и задачи, а также выделить следующие положительные моменты в работе:

1) Достаточно высокий уровень эффективности работы психологической службы в данном учреждении

2) Доброжелательные и доверительные отношения между сотрудниками младшего начальствующего состава службы и начальниками подразделений.

Но выявлены и некоторые негативные моменты:

1) Сложность проведения диагностической работы со всеми сотрудниками, слишком большое количество.

2) Низкий уровень оснащенности деятельности: отсутствие оборудованного кабинета с современными диагностическими и коррекционными средствами.

Для устранения вышеописанных отрицательных моментов в работе психологической службы можно порекомендовать следующее:

1) Выделить и оборудовать кабинет для групповой работы психолога.

2) Подать заявки на материально-технические средства в довольствующие органы тыла.

Прохождение учебно-ознакомительной практики помогло мне составить более полное и цельное представление о структуре и функциях психологической службы Исправительных Учреждений, и познакомиться с содержанием работы психолога с личным составом, активно участвовать в групповых психокоррекционных с сотрудниками в качестве наблюдателя и ко-тренера. Принимать участие в укреплении материально-технической базы психологической лаборатории. Обучиться навыкам проведения углубленного обследования личности и написания заключения.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector