Организация режима пребывания детей в дошкольном учреждении

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

НА 2013−2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатели: Фаткуллова Э.Х.

Казакова Р.Т.

Ахмалудллина Г. Х.

Багитова А.З.

2013 год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей среднего дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей среднего дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

6 стр., 2996 слов

Рабочая программа 57

... разработка рабочей программы Знакомство с образцом разработанных рабочих программ по психологическим дисциплинам. Определение особенностей содержания рабочей программы. ... 1. Диагностика педагогических способностей. Определение уровня развития педагогических способностей: объективность в оценках людей, ... в средней и высшей школе; культуре самоорганизации деятельности преподавателя психологии. Курс ...

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Возрастные особенности детей 4−5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5−6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7−8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15−20 минут. Он способен удержи­вать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятель­ности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изоб-эазительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; говершенствованием восприятия, развитием образного мышления и вооб­ражения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, знимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования воспри­ятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появ­лением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстника­ми, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Организация режима пребывания детей в дошкольном учреждении

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды).

В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3−4 часов.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки составляет 10 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг).

Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

Общественно-полезный труд детей средней группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т. п.).

Его продолжительность не превышает 10 минут в день.

Режим дня в средней группе

Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2−3 занятия в день не более 20 минут).

Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.

Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.

Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.

Режим дня детей средней группы

Режим дня составлен с расчетом на 12 часового пребывания детей в детском саду.

Дома
Подьем, утренний туалет 6.30−7.30
в дошкольном учреждении
Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство 7.00−8.25
Подготовка к завтраку, завтрак 8.25−8.40
Игра, самостоятельная деятельность 8.40−9.00
Непосредственно образовательная деятельность 9.00−9.20 9.30−9.50
Второй завтрак 9.50−10.05
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.05−11.15
Возвращение с прогулки, игры 11.15−11.40
Подготовка к обеду, обед 11.30−12.00
Подготовка ко сну, дневной сон 12.00−15.00
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 14.50−15.00
Подготовка к полднику, полдник 15.00- 15.15
Игры, самостоятельная деятельность детей, кружковая работа 15.15−15.45
Чтение художественной литературы 15.45−16.05
Подготовка к прогулке, прогулка 16.05−16.30
Возвращение с прогулки 16.30−16.40
Подготовка к ужину, ужин 16.40−17.00
Игры, уход детей домой 17.00−19.00
Дома
Прогулка 19.00−20.10
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры 20.10−21.00
Укладывание, ночной сон 21.00−6.30 (7.30)

2. Примерный перечень основных видов

организованной образовательной деятельности

Видыорганизованной деятельности Кол во
Познание [Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира)
Коммуникация. Чтение художественной литературы
Художественное творчество Рисование Лепка Аппликация 0,5 0,5
Физическая культура
Музыка
Общее количество

По действующему СанПиН для детей 4−5 лет планируют не более 11занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут

(СанПиН 2.4.12 660−10).

На основании письма Министерства образования и науки Республики Татарстан № 4886/8 от 5.08.2008 «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ»

Замена непосредственно образовательной деятельности

Средние группы (всего 10 НОД по программе, 12 занятий по СанПиН 2.4.1.2660−10, в сетке — 11 НОД)

· Художественное творчество (лепка, аппликация), чередуются через неделю.

· Коммуникация (развитие речи) и Познание. Формирование целостной картины мира чередуются через неделю.

· Физическая культура на свежем воздухе, конструктивная деятельность выносятся в режимный момент

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

Образовательная область «Физическая культура».

Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными

Задачи воспитания и развития детей. — уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:

— уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;

— соблюдению и контролю правил в подвижных играх;

— самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;

— умению ориентироваться в пространстве;

— восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения;

— развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.

Примерные виды интеграции области «Физическая культура»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работ По средствам организации и оптимизации образовательного процесс
«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья) «Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей) «Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности) «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение) «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности) «Труд» (накопление опыта двигательной активности) «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» (развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных областей)

3. Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.4. Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

Модель реализации образовательной области «Физическая культура»

Образовательная область «Здоровье».

Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка.

Задачи формирования начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения.

1. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения.

  1. Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения; режим, закаливание, физкультура и пр.
  2. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: закаливание, участие в физкультурных праздниках и досугах, утренней гимнастике, подвижных играх на свежем воздухе, соблюдение двигательного режима.

Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков.

1. Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; соблюдать культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).

2. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует.

3. Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения.

4. Область «Безопасность».

Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире.

Формирование элементарных математических представлений

Делаем первые шаги в математику.

Исследуем и экспериментируем

Задачи воспитания и развития детей

1.Развивать умения различать объекты по свойствам (форма, размер, количество, пространственное расположение), сравнивать (устанавливать соответствие, порядок следования, находить часть от целого) в практических видах деятельности и в играх.

2.Выявлять простейшие зависимости предметов по форме, размеру, количеству и прослеживать изменения объектов по одному- двум признакам.

3.Развивать умения сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству.

4.Проявлять инициативу в деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата.

5.Осваивать умения рассказывать о выполняемом или выполненном действии (по вопросам), разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Освоение задач математического развития осуществляется в активных практических действиях сравнения, упорядочивания, обобщения, распределения, сосчитывания — как в совместно со взрослыми, так и самостоятельно. Игры, игровые материалы способствуют освоению счета, свойств и отношений форм, размеров, временных, пространственных и количественных.

Интеграция математического развития с другими направлениями образовательного процесса (изобразительной деятельностью, природоведческой, конструированием) осуществляется повседневно через целевые установки: навести порядок (как?), объединиться по трое, распределить кукол по росту, определить форму листьев комнатных растений (с чем их надо сравнить), отыскать самый высокий из кустарников (как сравнить и для чего).

Интеграция осуществляется и через содержание образования (представления, знания), его развивающее воздействие на детей (упорядочивать, обобщать, сравнивать, пользоваться числами, увеличивать и уменьшать по величине и числу).

Примерные виды интеграции области «Познание»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми) «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы — формирования целостной картины мира) «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни) «Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире) «Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности) «Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы) «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства) «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира) «Музыка» и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащениясодержания области «Познание)

Модель реализации образовательной области «Познание»

Образовательная область «Коммуникация»

Развиваем речь и коммуникативные способности детей.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важных принципов технологии реализации программы «От рождения до школы» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

Большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.

Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.

В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.

Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.

2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.

3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.

4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.

5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Педагогический мониторинг

В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю средней важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: анкетирование родителей, беседу с родителям, наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени.

Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезки времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели.

Эмоциональный настрой ребенка на общение со взрослым: ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно.

Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком: взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием раздраженно.

Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении: сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.

Особенности воспитательной тактики родителя: при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.

Типичная позиция, которую занимает каждый в общении: Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает), Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или другие.

Возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.

Эти проявления родителя и ребенка могут дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, помогут понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы.

Для того чтобы более глубоко познакомиться с особенностями воспитания и характером взаимоотношений с ребенком в разных семьях, может быть использована методика «Родительское сочинение», в которой воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».

Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», что позволит в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника.

Мониторинг детского развития

Осуществляется педагогами, медицинским работником.

Основная задача: выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Диагностика познавательных способностей: перцептивное и интеллектуальное развитие, творческие способности детей.

Диагностика коммуникативных способностей: выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме; межличностные отношения внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей: эмоциональная и произвольная регуляция поведения ребенка, умение действовать, планировать сложные действия, распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Методы: наблюдение, критериальные диагностические методики, тестовой метод.

В ходе мониторинга детского развития заполняется таблица 2.

Таблица 2.

Мониторинг детского развития
Группа детского сада
Дата проведения мониторинга
Имя, фамилия ребенка Уровень развития интегративных качеств
Физическое развитие Любознательность, активность Эмоциональность, отзывчивость Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми Способность управлять своим поведением и планировать действия Способность решать интеллектуальные и личностные задачи Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Овладение предпосылками учебной деятельности Итоговый результат

Оценка уровня развития:

1 балл — большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла — отдельные компоненты не развиты;

3 балла — соответствует возрасту;

4 балл — высокий.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждой возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Методы мониторинга

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

1. Владеет элементарными навыками самообслуживания
2. Ориентируется в пространстве детского сада
3. Умет играть в простейшие настольно-печатные игры
4. Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей
5. Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх
6. Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия)
7. Способен конструировать по собственному замыслу
8. Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи
9. Начинает проявлять образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия
10. Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему
11. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие

Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

1. Знает сове имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи
2. Может рассказать о своем городе (поселке, селе), назвать его
3. Знает некоторые государственные праздники
4. Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии

Овладение предпосылками учебной деятельности

1. Выполняет индивидуальные коллективные поручения
2. Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо
3. Способен удерживать в памяти при выполнении каких — либо действий несложные условия
4. Способен принять задачу на запоминание, помнить поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение
5. Может описать предмет, картинку, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки
6. Способен сосредоточенно действовать в течение 15−20 минут

Мониторинг образовательного процесса

У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

  1. Образовательная область «Здоровье»
1. Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле)
2. Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме
3. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, полощет рот после еды)

Физическая культура

1. Принимает правильное исходное положение при метании; метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд
2. Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м
3. Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу
4. Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м)
5. Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет поворот переступанием, поднимается на горку
6. Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны
7. Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений

3.Образовательная область «Социализация»

1. Объединяясь в игре, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения
2. Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведёт ролевые диалоги
3. Взаимодействуя, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет
4. В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам
5. В настольно-печатных играх выступает в роли ведущих (к концу года), объясняет сверстникам правила игры
6. Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ
7. В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры, воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит
8. Имеет простейшие представления о театральных профессиях

4. Образовательная область «Труд»

1. Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок
2. Самостоятельно выполняет обязанности дежурных по столовой
3. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы

5. Образовательная область «Безопасность»

1. Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду
2. Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения
3. Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение
4. Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»
5. Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»
6. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе)

6. Образовательная область «Познание»

1. Продуктивная (конструктивная) деятельность
1.1. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств
1.2. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога
1.3. Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам
2. Формирование элементарных математических представлений
2.1. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение)
2.2. Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»
2.3. Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп; определять, каких предметов больше, меньше, равное количество
2.4. Умеет сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения
2.5. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия
2.6. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе; умеет двигаться в нужном направлении по сигналу
2.7. Определяет части суток
3. Формирование целостной картины мира
3.1. Называет разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение
3.2. Называет признаки и количество предметов
3.3. Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку
3.4. Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения
3.5. Называет времена года в правильной последовательности
3.6. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе

7. Образовательная область «Коммуникация»

1. Понимает и употребляет слова-антонимы; образовывает новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница)
2. Выделяет первый звук в слове
3. Рассказывает о содержании сюжетной картинки
4. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки

8. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1. Может назвать любимую сказку, прочитать понравившееся стихотворение, считалку
2. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним
3. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок)

9. Образовательная область «Художественное творчество»

1. Рисование
1.1. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов
1.2. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов
1.3. Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи
Лепка
Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки
3. Аппликация
3.1. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат, прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — их прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы
3.2. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур

10. Образовательная область «Музыка»

1. Узнает песни по мелодии
2. Различает звуки по высоте (в пределах сексты-септимы)
3. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение
4. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастотной формой музыкального произведения
5. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками)
6. Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке

Список использованной литературы

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы » .под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М: Мозаика — Синтез, 2011 г.

2. «Программа воспитания и обучения в детском саду «под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М: Мозаика — Синтез, 2010 г.

3. «Основы безопасности детей дошкольного возраста «под редакцией Н. Авдеевой, О. Князевой, Р. Стёркиной .

4. «Наш дом природа «под редакцией Н.А.Рыжова.

5. Программа художественного воспитания, обучения и развитие детей 2- 7 лет «Цветные ладошки «И.А.Лыковой Карапуз- Дидактика — Творческий центр СФЕРА М: 2007.

6.Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон «под редакцией Костиной Э.П.

7. Хрестоматия для воспитателей «Балачак аланы «Казань: РИЦ, 2011 .

8. «На поляне детства «Хрестоматия для воспитателей автор составитель Закирова К.В. Казань: РИЦ, 2011.

9. Закирова К.В. «Уйный -уйный үсәбез «. Изд. «Магариф"2005 г.

10. «Балачак — уйнап — көлеп үсәр чак «. Методические рекомендации издательство Закирова К.В., Муртазина Р.А. Казань РИЦ 2012 г.

11. «Бармакларны уйнатыйк, туган телне өйрәник «составление Харисова Р.Ф. под редакцией Сафиуллиной Р.С. ООО «Хетер «.

12.Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М: Просвещение 1992г

13.Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. ТЦ Сфера, 2010г

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector