Одержание разделов дисциплины. ели и задачи дисциплины

ели и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является вооружить будущих педагогов современными знаниями о возрастных особенностях детского, подросткового и юношеского организма, знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья детей, поддержания высокой работоспособности школьников при различных видах учебной и трудовой деятельности.

Задачи дисциплины:

— сформировать у студентов знания о возрастных закономерностях становления и изменения строения и функций органов, систем органов, тканей и клеток.

— сформировать у студентов знания об антропометрических, физиологических и психофизиологических методах диагностики развития ребенка.

— показать студентам роль знаний о возрастных особенностях организма ребенка для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина: базовая часть профессионального цикла.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформулированные на базе средней общеобразовательной школы. Знания по «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» служат теоретической и практической основой для изучения дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

 

ребования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

— ПК-8 — готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

 

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

— строение, функциональное значение, возрастные особенности сенсорных, моторных и висцеральных систем ребенка;

— возрастную периодизацию и закономерности роста и развития детского организма, критерии определения биологического возраста, сенситивные периоды развития ребенка;

— влияние наследственности и среды на развитие ребенка;

— психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения и речи.

уметь:

— использовать полученные теоретические и практические навыки для организации социально-педагогической и преподавательской деятельности;

4 стр., 1641 слов

Основы знаний о физкультурной деятельности – 45ч.

Рабочая программа ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ   для 5-9 классов   на 2013-2014 учебный год   Рабочую программу составил учитель _______________ Расстригин А.В. подпись расшифровка подписи   Шуя – 2013 год   Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физической культуре (базовый уровень). Программа направлена на изучение физической ...

— строить образовательный процесс с использованием современных здоровьесберегающих технологий.

владеть:

— методиками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка, его готовности к обучению;

— методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения;

— методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.);

— методами оценки высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и темперамента).

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего зач.ед. Всего часов Семестр 1
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
в т.ч. занятия в активной и интерактивной формах
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля зачет

 

одержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины Количество часов Итого по разделам дисциплины
Лекционные занятия Практи-ческие занятия Самостоя-тельная работа
Раздел 1. Общие вопросы ВАФ
1.1. Предмет и методы ВАФ. Закономерности роста и развития. Возрастная периодизация. Организм – единое целое. Строение и функции животной клетки.
1.2. Ткани.
Раздел 2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата
2.1.Опорно-двигательный аппарат. Скелет. Мышечная система
2.2.Комплексная диагностика уровня физического развития ребенка. Антропометрические измерения. Школьная мебель.
Раздел 3. Возрастные особенности регуляторных систем организма
3.1.

Нервная система. Строение спинного мозга. Спинномозговые рефлексы.

3.1. Нервная система. Строение и функции головного мозга.
3.3. Эндокринная система.
Раздел 4. Возрастные особенности репродуктивных систем. Половое развитие
4.1. Репродуктивная система. Половое развитие. Женская и мужская половая системы.
Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем и крови
5.1. Кровь. Лимфа. Сердечно-сосудистая система.
5.2.Пищеварительная система. Обмен веществ.
5.3.Мочевыводящая система. Строение и функции почки.
6.4.Дыхательная система.
Раздел 6. Возрастные особенности сенсорных систем и ВНД детей и подростков
6.1.Сенсорные системы (Острота зрения, аккомодация, рефракция).

Кожа.

6.2.ВНД (выработка условных рефлексов).

Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Работоспособность.

Итого:

одержание разделов дисциплины

Раздел 1. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии

1.1 Предмет и методы ВАФ.

Организм и его свойства Онтогенез. Календарный и биологический возраст. Закономерности роста и развития. Сенситивные периоды развития ребенка. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

1.2.Ткани, их морфофункциональные особенности.

Соединительная, нервная, мышечная, эпителиальная ткани.

 

Раздел 2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

2.1. Опорно-двигательный аппарат.

Скелет человека. Общий план строения скелета человека, химический состав, строение костей, возрастные особенности скелета. Физиологические изгибы позвоночника, профилактика сколиозов. Стопа, свод стопы, плоскостопие, профилактика плоскостопия. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Мышечная система. Общий план строения, функции и возрастные особенности мышц. Физическое развитие.

2.2. Комплексная диагностика уровня физического развития ребенка.

Антропометрические измерения. Школьная мебель. Физическое развитие, соматометрические, соматоскопические, физиометрические показатели и возрастно-половые особенности. Требования к мебели, рабочим инструментам. Санитарные правила и нормы размещения учащихся в классе. Профилактика наруше­ний опорно-двигательного аппарата у детей.

 

Раздел 3. Возрастные особенности регуляторных систем организма

3.1. Нервная система.

Анатомия и физиология нервной системы. Общий план строения и механизмы функционирования нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Рефлекс, рефлекторная дуга. Строение спинного мозга. Спинномозговые рефлексы.

3.2. Нервная система.

Координационная деятельность нервной системы. Строение и функции головного мозга.

3.3. Эндокринная система.

Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма. Возрастные особенности и значение эндокринных желез, свой­ства и физиологические эффекты гормонов, эндокринные железы и их гормоны.

 

Раздел 4. Возрастные особенности репродуктивных систем

4.1. Репродуктивная система.

Общий план строения и функции репродуктивной системы, поня­тие о половом развитии и половом созревании, первичные и вторичные половые признаки. Женская и мужская половая системы. Санитарное просвещение по профилактике венерических заболеваний.

Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем и крови

5.1.Кровь. Лимфа.

Понятие о внутренней среде организма. Гомеостаз, его значение. Кровь, ее состав, функции, возрастные особенности. Иммунитет, его виды и возрастные осо­бенности. Знания об источниках и путях распространения инфек­ций. Общий план строения, функции и возрастные особенности сердеч­но-сосудистой системы. Возрастные особенности показателей работы сердца и сосудов.

5.2. Пищеварительная система.

Общий план строения и функции пищеварительной системы, ее возрастные особенности. Понятие о нервно-гуморальной регуляции рабо­ты органов пищеварения. Обмен веществ и энер­гии. Основной и общий обмен веществ,возрас­тные особенности. Основные питательные вещества, их значение. Гигиенические требования к нормам и режиму питания детей и подростков. Составление пищевого рациона.

5.3. Мочевыводящая система.

Общий план строения и функции мочевыделителъной системы, фазы образования мочи, возрастные особенности. Понятие о нервно-гуморальной регуляции работы органов мочевыделения. При­чины энуреза, тактика воспитателя по отношению к детям, страдаю­щим энурезом. Терморегуляция. Понятие о терморегуляции, ее возрастных особенностях. Кожа. Строение, функции, возрастные особенности и гигиена кожи, тре­бования к одежде и обуви. Закаливание.

5.4. Дыхательная система.

Общий план строения и функции дыхательной системы, возрас­тные особенности. Функциональные показатели дыхания. Понятие о нервно-гуморальной регуляции работы ор­ганов дыхания. Воздушно-тепловой и санитарно- гигиенический режим в помещениях образовательных учреждений.

 

Раздел 6. Возрастные особенности сенсорных систем и ВНД детей и подростков

6.1. Сенсорные системы.

Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Зрительная сенсорная система. Профилактика нарушений зрения. Слуховая и вестибулярная сенсорные системы. Профилактика нарушения слуха. Обонятельная, вкусовая, двигательная и соматосенсорная системы.

6.2. Высшая нервная деятельность.

Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Основы ВНД. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Психофизиологические аспекты поведения и обучения ребенка. Коммуникативное поведение. Развитие речи у ребенка. Готовность к обучению. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

 

Онтроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций Показатели сформированности компетенции № разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций
ПК-8 готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
Знает:строение, функциональное значение, возрастные особенности сенсорных, моторных и висцеральных систем ребенка; возрастную периодизацию и закономерности роста и развития детского организма, критерии определения биологического возраста, сенситивные периоды развития ребенка; влияние наследственности и среды на развитие ребенка; психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения и речи. способы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. Умеет:использовать полученные теоретические и практические навыки для организации социально-педагогической и преподавательской деятельности; строить образовательный процесс с использованием современных здоровьесберегающих технологий. Владеет: методиками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка, его готовности к обучению; методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения; методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем; методами оценки высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности. Тест Тест Тест Тест Тест Тест

Контрольные вопросы к зачету:

1. Перечислите общие закономерности роста и развития мозга.

2. Какой отдел ЦНС к моменту рождения ребенка оказывается наиболее развитым?

3. В какой период происходит интенсивный рост мозжечка? С чем это связано?

4. Каким образом происходит развитие серого и белого вещества мозжечка?

5. С чем связано развитие моста у новорожденного?

6. Как у детей с возрастом меняется соотношение между поверхностью мозга и его массой?

7. В какое время происходит интенсивный рост всех отделов ЦНС? С чем это связано?

8. Какие этапы формирования проходит скелет человека?

9. В чем отличие первичных костей от вторичных? Назовите примеры костей.

10. За счет чего происходит рост костей в длину и в ширину?

11. Перечислите основные изгибы позвоночника. С чем связанно их формирование?

12. Как изменяется грудная клетка с возрастом? С какими особенностями развития это связанно?

13. С чем связан тот факт, что детям младших классов не удается бегло писать?

14. Какие причины могут привести к уплощению стопы?

15. Какие характерные особенности строения черепа детей грудного возраста способствуют прохождению головки плода по родовым путям?

16. С чем связано то, что в период новорожденности и в первые месяцы жизни детей тонус скелетных мышц повышен?

17. Чем объясняется увеличение с возрастом максимальной частоты движений?

18. От чего зависит положение сердца у ребенка? Как оно изменятся?

19. Что является одной из причин более частого развития у детей первого года жизни пневмоний и остеомиелитов?

20. С чем связана то, что частота пульса у новорожденных детей значительно выше, чем у взрослых?

21. В чем причина юношеской гипертонии?

22. С чем связано возрастное замедление скорости движения крови по сосудам?

23. Как с возрастом меняется количественный состав крови? С чем это связанно?

24. Почему у новорожденных детей свертываемость крови замедленна?

25. С чем связано изменение типа дыхания у детей с возрастом?

26. С чем связанно изменение ЖЕЛ с возрастом? Почему ЖЕЛ начинают измерять у детей с 4 лет?

27. Почему дети младшего возраста часто болеют простудными заболеваниями? Какие анатомические особенности приводят к тому, что заболевания верхних дыхательных путей у детей часто осложняются воспалением среднего уха (отит)?

28. Роль сурфактанта для новорожденного?

29. Какие анатомические особенности в строении желудочно-кишечного тракта предрасполагают у грудных детей к срыгиванию и рвоте, после кормления?

30. Почему дети до 6-7 лет более восприимчивы к желудочно-кишечным инфекциям?

31. Что служит причиной недостаточного усвоения жиров и появления их в кале при раннем прикорме?

32. С чем связана возможность возникновения заворотов кишок у детей младшего возраста?

33. Что такое меконий? Из чего он образуется?

34. С чем может быть связано чрезмерное брожение в кишечнике, усиленная перистальтика, метеоризм, частый стул, зудящая сыпь, экзема, покраснение и блефарит у детей младшего возраста?

35. Чем обуславливаются условия, предрасполагающие к застою мочи и развитию воспалительных процессов в почечной лоханке?

36. Какие анатомические особенности строения органов мочеиспускания создают у девочек предпосылки для внедрения и распространения инфекции в почки?

37. Чем обусловлена повышенная ранимость кожи у младенцев?

38. Что обуславливает значительно большую теплоотдачу организма детей по сравнению с взрослыми?

39. Что может явиться причиной того, что у детей сахарный диабет выявляется чаще всего в возрасте от 6 до 12 лет?

40. Что является одной из причин повышенной возбудимости, вплоть до невроза, увеличении частоты сердцебиений и усилении основного обмена, ведущего к похуданию у подростков в пубертатном периоде?

41. Почему роль собственных эстрогенов в развитии плода женского пола не столь высока?

42. Что может послужить причиной развития гипоталамуса мужчины по женскому типу?