Обучение в ординатуре по государственному заданию: 1 год обучения 2 год обучения

Заместитель генерального директора

По научной работе

Профессор Е.В.Макушкин

_____________________________________

Индивидуальный план обучения ординатора

Ф.И.О.

по специальности
«психиатрия — наркология»

На 20 16/ 20 18 учебный год

Сведения об ординаторе

Дата рождения

Домашний адрес

Место проживания

Семейное положение

Наименование

медицинского ВУЗа,

год окончания,

специальность

обучения

Диплом: серия №, дата

Специальность,

стаж

работы, должность,

место работы

Структура программы ординатуры по специальности

Судебно-психиатрическая экспертиза

Таблица

Структура программы ординатуры Объем программы ординатуры в зачетных единицах
Блок 1 Дисциплины (модули) 42−48
Базовая часть 33−39
Вариативная часть 6−12
Блок 2 Практики 69−75
Базовая часть 54−60
Вариативная часть 12−18
Блок 3 Государственная итоговая аттестация
Объем программы ординатуры

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам продолжительно­стью 45 минут.

**

Обучение в ординатуре по государственному заданию: 1 год обучения 2 год обучения

— начало: 1 сентября — начало: 1 сентября

— окончание: 31 августа — окончание: 31 августа

— каникулы: с 3 августа по 31 августа — каникулы: с 3 августа по 31 августа Продолжительность каникул:29 календарных дней

Цельпрограммы ординатуры по специальности 31.08.20 Психиатрия -подготовка квалифицированного врача-психиатра, обладающего системой универсальных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи.

Задачипрограммы ординатуры по специальности 31.08.20 Психиатрия: формирование базовых, фундаментальных медицинских знаний, по специальности 31.08.20 Психиатрия; подготовка врача-психиатра, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин; формирование умений в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов; формирование компетенций врача-психиатра в областях:

профилактической деятельности:

предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий; проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения; проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;

диагностической деятельности:

диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования; диагностика неотложных состояний; диагностика беременности; проведение медицинской экспертизы;

лечебной деятельности:

оказание специализированной медицинской помощи; участие в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства; оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;

реабилитационной деятельности:

проведение медицинской реабилитации;

психолого-педагогической деятельности:

формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;

организационно-управленческой деятельности:

применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях; организация и управление деятельностью медицинских организаций и (или) их структурных подразделений; организация проведения медицинской экспертизы; организация оценки качества оказания медицинской помощи пациентам; ведение учетно-отчетной документации в медицинской организации; создание в медицинских организациях и (или) их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда; соблюдение основных требований информационной безопасности.

Выпускник ординатуры, успешно освоивший основную профессиональную образовательную программу высшего образования — программу подготовки кадров высшего образования по специальности 31.08.20 Психиатрия должен обладать следующими универсальными компетенциями (далее — УК):

готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);

готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).

Выпускник программы ординатуры должен обладать профессиональными компетенциями (далее — ПК):

профилактическая деятельность:

готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения (ПК-2);

готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);

готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков (ПК-4);

диагностическая деятельность:

готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-5);

лечебная деятельность:

готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании психиатрической медицинской помощи (ПК-6);

готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);

реабилитационная деятельность:

готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации (ПК-8);

психолого-педагогическая деятельность:

готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);

организационно-управленческая деятельность:

готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10),

готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);

готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).

Выпускник программы ординатуры должен обладать профессионально-специализированными компетенциями (далее — ПСК):

ПСК в профилактической деятельности:

— готовность к учету и практическому применению основных принципов и моделей профилактической работы в психиатрии-наркологии (ПСК-1);

— готовность к выполнению профилактических мероприятий в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики наркологических расстройств (ПСК-2);

— готовность к выполнению профилактических мероприятий по предотвращению формирования наркологических расстройств в составе мультидисциплинарной команды (ПСК-3);

— готовность к профилактической работе по предотвращению заболеваемости парентеральными инфекциями, связанными с употреблением психоактивных веществ (ПСК-4);

— готовность к участию в проведении профилактических мероприятий по предотвращению формирования наркологических расстройств в группах риска (ПСК-5).

ПСК в диагностической деятельности:

— готовность к сбору объективных анамнестических сведений о психическом состоянии пациента в динамике посредством проведения структурированной диагностической беседы с пациентом и знающими его лицами, а также посредством изучения медицинской документации и других релевантных материалов (ПСК-6);

— готовность к психопатологической квалификации состояния пациента на синдромальном уровне посредством сопоставления объективных анамнестических сведений, данных, полученных в ходе клинической беседы с пациентом, и данных клинического наблюдения (ПСК-7);

— готовность к психопатологической квалификации психического состояния пациента на нозологическом уровне (ПСК-8);

— готовность к диагностике психических, в том числе наркологических расстройств, по критериям Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПСК-9);

— готовность к проведению дифференциальной диагностики психопатологических состояний и расстройств (ПСК-10);

— готовность к проведению дифференциации между соматоформными психическими и соматическими расстройствами (ПСК-11);

— готовность к проведению основных диагностических мероприятий по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при психических и наркологических расстройствах (ПСК-12);

— готовность — в целях уточненной диагностики психического статуса пациента — к применению психометрических клинических и скрининговых шкал, психологических тестов, психодиагностических методик и их клинической интерпретации (ПСК-13);

— готовность к клинической интерпретации заключения по результатам инструментальных методов исследования головного мозга — электроэнцефалографии (ЭЭГ), реоэнцефалографии (РЭГ), ЭХО-энцефалографии (ЭХО-ЭГ),ультразвукового исследования (УЗИ) сосудов головы, рентгенографии черепа (краниографии), компьютерной томографии (КТ), магниторезонансной томографии (МРТ), позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ) головного мозга (ПСК-14);

— готовность к интерпретации основных лабораторных показателей (клинический анализ крови, клинический анализ мочи, анализ биохимических показателей крови) (ПСК-15);

— готовность к интерпретация дополнительных лабораторных показателей, применяемых в психиатрической и наркологической практике (уровень лития в крови, уровень этилового спирта в биологических объектах, показатели наличия в крови психоактивных и психофармакологических препаратов, лабораторные тесты для идентификации больных алкогольной зависимостью — определение концентрации углевод-дефицитного трансферина и др.) (ПСК-16);

— готовность к проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения алкоголем или другими психоактивными веществами и грамотному заполнению акта освидетельствования на состояние опьянения (ПСК-17).

ПСК в лечебной деятельности:

— готовность к применению общих принципов фармако- и психофармакотерапии при определении медикаментозного лечения различных патологических состояний, наблюдающихся при наркологических и психических расстройствах (ПСК-18);

— готовность к определению показаний к лечению нейролептическими (антипсихотическими) препаратами и применению этих препаратов в наркологической практике, а также к определению побочных эффектов и осложнений при применении нейролептиков и их купированию (ПСК-19);

— готовность к определению показаний к лечению антидепрессантами и нормотимиками и их применению в наркологической практике, а также к определению побочных эффектов и осложнений при применении антидепрессантов и нормотимиков и их купированию (ПСК-20);

— готовность к определению показаний к лечению транквилизаторами (анксиолитиками) и противосудорожными средствами и их применению в наркологической практике, а также к определению побочных эффектов и осложнений при применении транквилизаторов и противосудорожных средств и их купированию (ПСК-21);

— готовность к определению показаний к лечению ноотропами, когнитивными активаторами и нейрометаболиками и к их применению в наркологической практике, а также к определению побочных эффектов и осложнений при применении указанных средств и их купированию (ПСК-22);

— готовность к определению показаний к лечению специальными средствами для фармакотерапии алкогольной зависимости (дисульфирам, цианамид, акампросат) и их применению в наркологической практике, а также к определению побочных эффектов и осложнений при применении указанных средств и их купированию (ПСК-23);

— готовность к определению показаний к лечению антагонистами и агонистами опиатных рецепторов (налтрексон и др.) и их применению в наркологической практике, а также к определению побочных эффектов и осложнений при применении указанных средств и их купированию (ПСК-24);

— готовность к определению показаний к лечению специальными средствами для фармакотерапии никотиновой зависимости (никотин-содержащие пластыри, цитизин, варениклин, бупропион) и их применению в наркологической практике, а также к определению побочных эффектов и осложнений при применении указанных средств и их купированию (ПСК-25);

— готовность к учету и применению общих принципов психотерапии при назначении и проведении комплекса терапевтических мероприятий для лиц с наркологическими и психическими расстройствами (ПСК-26);

— готовность к использованию в своей практической деятельности основ когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии (ПСК-27);

— готовность к проведению комплекса поддерживающих фармако-, психо- и социотерапевтических мероприятий пациентам с наркологическими расстройствами на этапе становления и поддержания ремиссии (ПСК-28);

— готовность к купированию ургентных и неотложных состояний, встречающихся в психиатрической и наркологической практике, в том числе психомоторного возбуждения, тяжелых форм синдрома отмены и пароксизмальных состояний (ПСК-29);

— готовность к ведению пациентов с наркологическими расстройствами, сочетающимися с психической патологией, в том числе с суицидальными тенденциями (ПСК-30).

ПСК в реабилитационной деятельности:

— готовность к практической реализации основных принципов медицинской реабилитации в работе с наркологическими пациентами, в том числе принципа соблюдения этапности мероприятий по реабилитации (ПСК-31);

— готовность к проведению медицинской реабилитации у больных с наркологическими расстройствами, т. е. комплекса мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление у них нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций, сохранение работоспособности, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, а также на их социальную интеграцию (ПСК-32);

— готовность к определению оптимального режима жизнедеятельности в период реабилитации пациентов с наркологическими расстройствами, подбора для них адекватных их состоянию природных лечебных факторов, фармакотерапии, физиотерапии, методик лечебной физкультуры, психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий (ПСК-33);

— готовность к участию в проведении медицинской психосоциальной реабилитации для наркологических пациентов в составе мультидисциплинарной команды (ПСК-34);

— готовность к участию в проведении в составе мультидисциплинарной команды тренингов социальных навыков, общения¸ самоуважения, уверенного поведения, независимого проживания (ПСК-35);

— готовность к осуществлению психообразовательных мероприятий в наркологической практике (ПСК-36).

ПСК в организационно-управленческой деятельности:

— готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и (или) их структурных подразделениях наркологического профиля (ПСК-37);

— готовность к организации деятельности медицинских организаций и (или) их структурных подразделений наркологического профиля в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим организацию психиатрической и наркологической помощи, права граждан при их оказании, а также в соответствии с порядком и правилами работы наркологической службы, установленными Минздравом России (ПСК-38);

— готовность к созданию в медицинских организациях и (или) их структурных подразделениях наркологического профиля благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда (ПСК-39);

— готовность к организации проведения медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования по профилю «наркология» (ПСК-40);

— готовность к ведению медицинской учетно-отчетной документации по профилю «наркология» согласно действующим нормативным актам (ПСК-41);

— готовность к применению на практике и неукоснительному соблюдению требований нормативных актов, касающихся назначения и выписывания лекарственных препаратов, относящихся к наркотикам, психотропным и сильнодействующим препаратам (ПСК-42).

ПСК в психолого-педагогической деятельности:

— готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПСК-43).

Выпускник ординатуры — врач психиатр-наркологдолжен знать:

— основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

— основы медицинской статистики, учета и анализа основных показателей здоровья населения;

— основы медицинского страхования и деятельности медицинского учреждения в условиях страховой медицины;

— основы анатомии, физиологии и общей патологии человека, половозрастные особенности;

— основы и клиническое значение лабораторной диагностики заболеваний;

— вопросы экспертизы трудоспособности и основы законодательства по вопросам медико-социальной, врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации;

— основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы,

— основы Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ);

— основы государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и стратегии государственной антинаркотической политики РФ;

— основы национальной стратегии борьбы с курением;

— распространенность наркологических заболеваний среди населения и в различных половозрастных группах, значение этих показателей в оценке состояния здоровья населения;

— основы законодательства Российской Федерации в области организации психиатрической и наркологической помощи населению;

— инструктивно-нормативные документы, регламентирующие организационно-правовые аспекты наркологической и психиатрической помощи;

— систему организации наркологической помощи, задачи и структуру наркологической службы в РФ;

— принципы диспансерного наблюдения в наркологии и психиатрии;

— принципы организации труда среднего и младшего медицинского персонала;

— правила выписки психотропных средств и сильнодействующих лекарств в амбулаторных условиях;

— учет, отчетность медицинских организаций и (или) их структурных подразделений психиатрического и наркологического профиля;

— организацию работы неотложной наркологической помощи;

— фармакологию и токсикологию алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ;

— этиопатогенетические механизмы формирования зависимости и толерантности от алкоголя, табака и других психоактивных веществ;

— клиническую классификацию алкогольной зависимости, наркоманий и токсикоманий;

— современные методы обследования в психиатрии и наркологии;

— клинику простого алкогольного опьянения и его степени;

— клинику измененных (атипичных, осложненных) форм простого алкогольного опьянения,

— особенности бытового пьянства и донозологических форм злоупотребления алкоголем;

— клинику алкогольной зависимости, осложненной различными психическими, соматическими и неврологическими заболеваниями;

— клинику острых алкогольных психозов (делирий, галлюциноз, параноид, энцефалопатия Гайе-Вернике и др.);

— клинику патологического алкогольного опьянения;

— клинику хронических и протрагированных алкогольных психозов (галлюциноз, алкогольный бред ревности, Корсаковский психоз, алкогольный псевдопаралич и др.);

— клинику острой интоксикации наркотиками и другими психоактивными веществами (опиаты, каннабиноиды, седативные и снотворные средства, кокаин, стимуляторы, галлюциногены, летучие растворители и др.);

— клинику наркоманий и полинаркоманий;

— клинику токсикоманий вследствие злоупотребления лекарственными препаратами (гипнотического, седативного, атропиноподобного действия, транквилизаторами, стимуляторами) и другими веществами (средствами бытовой и промышленной химии), а также политоксикоманий;

— клинику табакокурения;

— клинику психозов при наркоманиях и токсикоманиях;

— клинику ятрогенных наркоманий и токсикоманий;

— клинику и диагностику патологической зависимости от азартных игр и интернет-зависимости;

— клинику ремиссий и рецидивов при алкоголизме, наркоманиях, токсикоманиях, в т. ч. при табакокурении;

— соматические последствия острой и хронической интоксикации алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами;

— неврологические последствия острой и хронической интоксикации алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами;

— синдромокомплексы патологических состояний, характерных для острых отравлений алкоголем, его суррогатами, психоактивными веществами;

— основы клинической фармакологии и психофармакологии;

— фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных препаратов, применяемых в психиатрии и наркологии;

— механизм действия, побочные эффекты и способы применения основных групп лекарственных средств, применяемых для лечения химических и нехимических зависимостей;

— проблемы совместимости лекарственных средств между собой, с алкоголем, с психоактивными веществами;

— современные методы лечения алкогольной зависимости, наркоманий, токсикоманий и игровой зависимости;

— особенности лечения алкогольной зависимости, наркоманий и токсикоманий у женщин, лиц молодого возраста и пожилых людей;

— основные принципы лечения неотложных состояний в наркологии и психиатрии;

— общие представления о психологии химических и нехимических зависимостей;

— общие представления о психотерапии, частных видах психотерапии алкоголизма, наркоманий и токсикоманий,

— общие представления о психологии и психотерапии созависимости, о применении семейной психотерапии в наркологической практике;

— основные принципы фито- и рефлексотерапии в наркологии;

— организацию и объем медицинской помощи на догоспитальном этапе при острых отравлениях алкоголем и его суррогатами, психоактивными веществами;

— принципы и методы реабилитации больных с зависимостью от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ, от азартных игр и интернета;

— организацию, принципы и методику медицинского освидетельствования на наличие алкогольного и наркотического опьянения, опьянения другими одурманивающими веществами;

— основы экспертизы в наркологии — трудовой, судебной, военной;

— основы первичной, вторичной и третичной профилактики психических заболеваний, алкоголизма, наркоманий, токсикоманий и санитарно-просветительной работы в области наркологии;

— принципы и методы формирования здорового образа жизни у населения Российской Федерации;

— общую и частную психопатологию, методы обследования в психиатрии;

— клинику, дифференциальную диагностику, терапию и профилактику психических заболеваний (экзогенно-органические психические расстройства и эпилепсия, эндогенные психозы, невротические, связанные со стрессом и соматоформные психические расстройства, расстройства личности, умственная отсталость и др.);

— методы терапии психических заболеваний;

— основы профилактики и реабилитации в психиатрии и организация психиатрической помощи в РФ;

— клинику, дифференциальную диагностику и показания к госпитализации при острых и неотложных состояниях (инфаркт, инсульт, черепно-мозговая травма, «острый живот», внематочная беременность, гипогликемическая и диабетическая кома, клиническая смерть и др.);

— основы клиники, ранней диагностики и терапии инфекционных и паразитарных болезней, в т. ч. карантинных инфекций;

— организацию и объем врачебной помощи на догоспитальном этапе при ДТП, массовых поражениях и катастрофах;

— основы первичной реанимации;

— клинику, условия и риск возникновения радиационно-обусловленных заболеваний у лиц, подвергшихся радиационному воздействию, а также основы радиационной безопасности;

— вопросы организации гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни у населения;

— принципы врачебной этики и деонтологии;

— функциональные обязанности врача психиатра-нарколога.

Выпускник ординатуры — врач психиатр-нарколог должен уметь:

— опросить больного и получить достоверные сведения об употреблении им алкоголя, наркотиков или иных психоактивных веществ;

— правильно и максимально полно собрать анамнез болезни и анамнез жизни наркологического больного;

— выявлять характерные признаки имеющегося наркологического заболевания и осуществлять диагностику наркологических и психических расстройств в соответствии с действующей Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ);

— применять на практике положения законодательных актов и инструктивно-нормативных документов, регламентирующих организационно-правовые основы наркологической и психиатрической помощи;

— принимать решение об установлении диспансерного наблюдения;

— вести отчетно-учетную медицинскую документацию, включая амбулаторные карты, истории болезни, выписывать рецепты, оформлять листки нетрудоспособности и др.;

— предоставить лицу, страдающему наркологической или психической патологией, в доступной для него форме и с учетом психического состояния информацию о характере его расстройства, целях, методах (включая альтернативные) и продолжительности рекомендованного лечения, а также о возможных болевых ощущениях, рисках, побочных эффектах и ожидаемых результатах;

— провести дифференциальную диагностику психического расстройства, связанного с употреблением (злоупотреблением) алкоголя или психоактивного вещества, со сходными по клинической картине психотическими состояниями и психическими заболеваниями;

— обосновать назначение необходимых лабораторно-инструментальных исследований;

— оценить морфологические и биохимические показатели крови, мочи, ликвора и других биологических сред, заключения по данным рентгеноскопии и рентгенографии, ЭКГ, ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, КТ, МРТ и ПЭТ для проведения диагностики патологического процесса и определения его локализации и активности;

— определить показания для оказания неотложной помощи при острых психотических состояниях и при необходимости ее осуществить;

— оказать помощь при алкогольном опьянении тяжелой степени;

— оказать помощь при осложнениях активной противоалкогольной терапии, психофармакотерапии и проведении методов нелекарственной терапии;

— купировать психомоторное возбуждение;

— провести детоксикацию и адекватную инфузионную терапию с коррекцией водных потерь, КЩС, электролитного обмена и т. д. при неотложных состояниях в наркологии (острые отравления психоактивными веществами, тяжелый абстинентный синдром, психоз и др.);

— выявить клинические показания для срочной (плановой) госпитализации или перевода больного наркологического профиля на лечение к другому специалисту, определив профиль соответствующего лечебного учреждения или специалиста с учетом особенностей и тяжести интеркуррентного заболевания;

— разработать обоснованную схему современной этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии в каждом конкретном случае наркологического расстройства и провести комплексное лечение больного с учетом его психопатологического и соматического состояния;

— провести симптоматическую терапию с учетом особенностей острого и хронического действия алкоголя и психоактивных веществ на внутренние органы и системы организма;

— купировать абстинентное состояние у больного наркоманией с учетом формы и стадии заболевания;

— обосновать лечебную тактику при терапии больного алкоголизмом, наркоманией в состоянии постинтоксикации, абстинентного синдрома, острого психоза с сопутствующим поражением сердечно-сосудистой системы, легких, хирургическим вмешательством и т. д.;

— обосновать показания к назначению больному алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией психотропных средств;

— определить показания и провести заместительную терапию или литическое отнятие наркотика больному наркоманией в тяжелом или осложненном абстинентном состоянии;

— организовать и провести лечение больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией с учетом их возрастного статуса и половых различий;

— участвовать в проведении психотерапевтического лечения (когнитивно-поведенческая, групповая, семейная психотерапия и др. методы);

— определить показания и противопоказания к назначению больному алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией фито- и рефлексотерапии;

— провести освидетельствование на состояние алкогольного и (или) иного опьянения;

— проводить обучающие занятия с больными, направленные на выработку мотивации к лечению, формированию у пациентов навыков противодействия употреблению алкоголя и наркотиков, улучшению способности к разрешению проблем;

— определить срок временной потери трудоспособности и, при необходимости, направлять на экспертизу временной нетрудоспособности, установить показания для направления на экспертизу временной нетрудоспособности;

— проводить санитарно-просветительную работу по предупреждению наркологических расстройств;

— собрать сведения о численности, возрастном, половом, профессиональном составе населения и больных наркологического профиля на обслуживаемом участке и определить перечень организационных и лечебно-профилактических мероприятий для улучшения здоровья населения и уменьшения риска наркологической заболеваемости на участке, разработать меры по их внедрению;

— составить отчет о своей деятельности и провести ее анализ и оценку эффективности;

— организовать работу среднего медицинского звена (фельдшера-нарколога, медицинской сестры),

— оказывать консультативно-методическую помощь врачам других специальностей по раннему выявлению лиц, злоупотребляющих алкоголем, а также лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ;

— принимать участие в повышении квалификации врачей других специальностей по основам клиники, профилактики и лечения наркологических заболеваний;

— осуществлять профилактику социально-опасных действий больных наркологического профиля;

— оказать первую врачебную медицинскую помощь при неотложных состояниях различной этиологии (анафилактический шок, инфаркт, инсульт, черепно-мозговая травма, «острый живот», внематочная беременность, гипогликемическая и диабетическая кома) и организовать при показаниях транспортировку и госпитализацию в соответствующую медицинскую организацию;

— оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении электрическим током, при ДТП, массовых поражениях населения и катастрофах, при необходимости организовать противоэпидемические и специальные мероприятия;

— провести комплекс первичных реанимационных мероприятий при клинической смерти и терминальных состояниях;

— уметь купировать острый болевой синдром;

— придерживаться этических и деонтологических принципов врачебной деятельности в общении с пациентами и коллегами.

Выпускник ординатуры — врач психиатр-нарколог должен владеть навыками:

— проведения диагностической беседы, выявления признаков наркологических и психических расстройств и их квалификации;

— диагностики и дифференциальной диагностики психических и поведенческих расстройств;

— проведения экспертизы временной нетрудоспособности пациентов наркологического профиля;

— диагностики неотложных состояний в наркологии и психиатрии;

— диагностики общемедицинских ургентных состояний;

— оказания реанимационных мероприятий (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);

— проведения методов простейшего обезболивания;

— проведения метода определения групповой принадлежности крови;

— катетеризации мочевого пузыря;

— желудочного зондирования и промывания желудка через зонд;

— иммобилизации позвоночника, конечностей при переломах, травмах;

— проведения методов остановки кровотечения;

— различных видов парентерального введения лекарственных средств (подкожно, внутримышечно, внутривенно, внутривенно капельно, внутривенно струйно);

— дифференцированного проведения психофармакотерапии, применения методов нелекарственного биологического лечения, использования методов психотерапии в наркологической практике;

— проведения методов индивидуального и группового консультирования и медицинской психосоциальной реабилитации и психосоциальной терапии, проведения социальной работы, ориентированной на больных наркологического профиля;

— проведения профилактических бесед о личной профилактике ВИЧ-инфекции, гепатита В и С, туберкулеза и инфекций, передаваемых половым путем, об опасностях формирования химических и нехимических зависимостей (Интернет, азартные игры) для лиц подросткового и юношеского возрастов;

— купирования неотложных состояний в психиатрии и наркологии;

— коррекции побочных эффектов и осложнений терапии психических и поведенческих расстройств;

— применения закона о психиатрической помощи и обеспечения гарантии прав граждан при ее оказании;

-выписывания и выдачи лекарственных препаратов, наркотических, психотропных и сильнодействующих препаратов;

— организации труда и обучения среднего и младшего медицинского персонала;

— ведения отчетно-учетной медицинской документации, в том числе научных отчетов и работ, выступления на врачебных конференциях.

— владения компьютерной техникой на уровне уверенного пользователя и применения современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ ОРДИНАТОРА

№ по порядку НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИН (в том числе практик) трудоемкость
ЗЕ ФГОС ЗЕ по плану академические часы
ВСЕГО
форма АЧ Л ПЗ/С ЛР СР К
контроля
час. час. час. час.
БЛОК 1 Дисциплины (модули) 42−48
Б1.Б Базовая часть
Б1.Б1 Наркология
Б1.Б2 Общественное здоровье и здравоохранение экзамен
Б1Б.3 Педагогика зачет
Б1.Б4 Медицина чрезвычайных ситуаций зачет
Б1.Б5 Патология зачет
Б1.Б.6 Общая психопатология. Частная психиатрия. зачет
Б1.В Вариативная часть экзамен
Б1.В1 Некоторые специальные проблемы наркологии
Б1.В2 Философские проблемы психиатрии. Профессиональная этика зачет
Б1.В3 Основы психологии и психотерапии зависимостей зачет
Обучение по блоку 1 зачет
Б.2 БЛОК 2 Практика
Б.2.Б Базовая часть недели
Б.2.Б.1 Производственная практика «Психиатрия-наркология» 52,5
Б2.Б2 Учебная практика «Общая психопатология. Частная психиатрия» 4,5
Б2.Б3 Производственная практика «амбулаторная наркология»
Б2.В Вариативная часть
Б.2.В.1 Практика по выбору «Детская и подростковая наркология», «Наркологическая патология, коморбидная с психическими расстройствами»
Б.2В2 Практика по выбору «Судебно-психиатрическая экспертиза наркологических больных», «Психотерапия зависимостей»
Итого
Б.3. Блок 3. Государственная итоговая аттестация
Б3.В1 Государственный экзамен
Общая трудоемкость основной образовательной программы

Контроль модулей ведется в зачетной книжке ординатора. Учебный план выполняется согласно расписанию занятий.

Аудиторные занятия (заполняет ординатор):

Тема Вид занятия (лекция, семинар) дата, часы

Практическая подготовка ординатора:

1год обучения:

Наименование отделения Наименование учреждения Стационар/амбулатория/скорая психиатрическая помощь Количество недель Даты пребывания

Год обучения

Наименование отделения Наименование учреждения Стационар/амбулатория/скорая психиатрическая помощь Количество недель Даты пребывания

Учет практической работы: курация больных, участие в тематических разборах, конференциях

Нозологические формы Количество больных год обучения, отделение

Овладение практическими навыками:

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector