Общая информация о дисциплине

Министерство образования и науки

Донецкой народной республики

СОЦИОЛОГИЯ

Программа

Учебной дисциплины

Подготовки специалиста

специальности 23.05.03. Подвижной состав железных дорог.

специализации «Локомотивы»

специальности 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

специализации «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте».

Донецк — 2015

Разработано и внесено: Донецкий институт железнодорожного транспорта

Проректор по учебной работе ДонИЖТ

______________Ю. В. Тимохин

«____» _________ 2015 г.

Разработчик программы:

кандидат философских наук Шелехов Е.А.

Программа рекомендована кафедрой социально-гуманитарных

дисциплин

протокол № 1 от 28 августа 2015 г.

Зав. кафедрой СГД проф., д.ист.н.

В.Л. Агапов

Одобрено методическим советом ДонИЖТ

протокол № _______ от «____» ________ 2015 г.

Общая информация о дисциплине

Социология (от лат. Societas — общество и гр. Logos — знание, понятие, учение) — наука об обществе или обществоведение. Термин был введен в середине XIX в. французским социологом О. Контом (1798−1857).

Конт О. считал создать определенную интегральную науку, объединяющую различные виды знаний (истории, политике, экономике, культуре и др) в единую систему. Однако, в ходе своего развития социология выделилась в самостоятельную науку со своим, отличным от других наук, предметом.

Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет социологической науки и объект и предмет конкретного социологического исследования. Объектом социологической науки в широком смысле все общество в его целостности и системности. Это подтверждается и тем, что термин «социология» переводится как наука об обществе. Многие ученые не без основания считают, что объектом социологии является гражданское общество. При этом в качестве аргумента они указывают на то, что социология как наука становится востребованной только в период возникновения и развития гражданского общества.

9 стр., 4204 слов

Социология наука об обществе

... , отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Объект социологии – социальная реальность, и потому социология наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это ... совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология – наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме.» Принять считать ...

Предметом социологическойнауки в широком смысле социальная сфера (социальная жизнь) общества. Предметом исследования социологии может быть определенный аспект (грань) реального объекта. Иными словами, предмет — это то, на что направлено конкретное социологическое исследование. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования. Например, объектом исследования может быть производственная организация, а предметом исследования — социальная структура организации, мотивация труда работников, культура организации и т. д.

Объект исследования- это определенная объективная реальность, не зависящая от познающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, общество является объектом исследования таких наук, как философия, история, политология, экономика, социология и др. Однако каждая из этих наук имеет свой предмет. Так, философия как наука по своему методам умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества; политология — политические институты и отношения. Личность может стать объектом исследования таких наук, как социология, психология, антропология и др, но каждая из них в едином объекте имеет индивидуальный предмет.

Предметом изучения учебной дисциплины являются закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса в контексте истории России.

Междисциплинарные связи. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: история, политология, философия, культурология.

12 стр., 5695 слов

Социология как наука об обществе. Предмет и объект социологии

... которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей - индивидов и их групп. Предмет соц. возникает в качестве предмета исследования не в ... , специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей. 2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют ...

Целью учебной дисциплины является формировании, накоплении и сохранении знаний по социологии, создании целостного видения социальной структуры Донбасса, а также комплексных знаний об изменениях в обществе Донбасса.

.Задачи учебного курса:

− изучение основных фактов, понятий и закономерностей развития общества; изучение важнейших изменений в общественной структуре ДНР; особенностей социально-экономического и политического развития в ДНР перспектив развития;

− подготовка студента к освоению дисциплин, «Философия», «Социология».

− формирование у студентов стремления к расширению общей эрудиции на основе интереса к социологии, способности занять достойное место в современном обществе.

В соответствии с требованиями образовательной профессиональной программы студенты обязаны:

Знать:

− характер социологии как науки и ее место в системе гуманитарного знания.

−движущие силы и закономерности социального прогресса.

Уметь:

− определить место человека в системе социальных связей.

− анализировать и оценивать социальные процессы.

− выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся развития социальных и политических институтов, народов России в развитие Донбасса.

− работать с научной литературой по истории, осуществлять сравнительный анализ фактов и явлений общественной жизни.

Студент, освоивший данную дисциплину, должен обладать такими компетенциями:

1. Универсальные:

− способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук, их основные положения и методы;

− способность к восприятию и принятию культурного основ общественных отношений;

7 стр., 3389 слов

Концепция социологии. Социальные факты.

... Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, элементами которой является социальные факты, в совокупности создающие общество. Дюркгейм дал социологии ... человека (способности, биологические функции, импульсы, страсти) находится в противоречии с его социальной природой, ... в архаичном обществе целиком религиозно, регламентирует всю жизнь индивида без остатка. Развитие разделения труда ...

− способность бережно и уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, осознавать ценность российской культуры и ее место во всемирной культуре;

− способность осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, стремиться и быть готовым к совершенствованию и развитию общества на принципах демократии, свободы и гуманизма;

− способность к интерпретации социальных последствий научно-технического прогресса;

− способность понимать движущие силы и закономерности социального процесса;

− способность видеть взаимосвязь между различными социальными процессами

− способность к саморефлексии, адекватному оцениванию результатов своей деятельности.

− способность владеть «русским историческим языком» — терминологией социологической науки;

2. Профессиональные:

− способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии, и быть готовым к переоценке накопленного опыта;

− способность понимать и излагать получаемую информацию в устной и письменной речи;

− способность к интерпретации социальных последствий научно-технического прогресса;

− способность выстраивать перспективные линии своего интеллектуального, нравственного, культурного, профессионального развития .

Зачетный модуль 1.

Тема 3. Основные этапы развития социологии

Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории ее становление и развития. Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.

Несомненно, что взгляды этих ученых нуждаются в рассмотрении, так как до сих пор не сложилось единого теоретического направления в социологии, и их изучение может оказать значительную помощь в этом процессе. Более того, отбрасывать богатый теоретический материал, созданный на донаучном уровне социологии, было бы просто глупо.

8 стр., 3608 слов

«Общее понятие о физических способностях. Принципы развития физических способностей».

... , то эффект в развитии соответствующих двигательных способностей значительно превысит результат, достигаемый в периоды относительной стабилизации. В теории физической культуры подобные периоды получили название ... -14 лет в секции по волейболу. [Электронный ресурс]. - URL: <�Социальная сеть работников образования nsportal.ru> shkola/fizkultura-i-sport ...

В период античностипервое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»).

Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.

Свою теорию социальной стратификации предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Нетрудно видеть, что и в современности это теоретическое положение не потеряло своей актуальности.

Пристальное внимание к проблемам социальной стратификации античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.

В средние векаисследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. В связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка.

Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Другим важным направлением средневековой мысли была арабская общественная мысль. Она также складывалась под влиянием мировой религии — ислама. Вторым источником формирования арабской общественной мысли стали концепции Платона и Аристотеля.

Центральными темами стали проблемы государства и власти. Значительные теоретические разработки появились в вопросе эволюции общества и прежде всего государства. Особенностью арабской политической мысли стали исследования различных социальных общностей. Так, один из самых видных мыслителей арабского Средневековья Ибн-Халдун пристально изучал поведение больших социальных групп, составляя «анатомию человеческого общества».

Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.

Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.

В новое времяразвитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются складывающимися концепциями рационального характера, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания.

В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.).

В это же время возникли термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социологической науки: общество, культура, классы, структура и др.

Отличительной особенностью этого периода общественной мысли стала пестрота спектра теорий и концепций. Одной из таких рациональных социальных теорий стала общесоциологическая теория, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Основоположники указанной концепции полагали, что процесс социального развития общества основывается на материалистических и социально-революционных принципах.

Другим направлением рациональных теорий стал позитивизм. Основоположники этого подхода на первое место ставили духовные аспекты социальной жизни.

Важной тенденцией, определивший развитие социальной мысли, стал произошедший переход от дисциплин физико-математического цикла к биологии, которая оказала значительное влияние на социальную философию (эволюционная теория, органицизм и др.).

Тема 8. Новая социально-культурная реальность и развитие национальной культуры.

Фактор национальной культуры становится символом социальных изменений.

Было дано значительный импульс развития национальной культуры путем снятия ограничений на ее распространение, разрешения предпринимательской и коммерческой деятельности в сфере культуры, особенно отчетливо проявилось в расширении издательской деятельности, появление новых журналов, в интенсивном расширении и насыщении радиотелевизионного эфира конкурирующими программами национально-культурного содержания.

Появились новые нетрадиционные формы культурной деятельности не только в государственных учреждениях культуры, но и в коммерческо-самодеятельно создаваемой сети.

В то же время растут требования к национальной культуре, к более широкому раскрытию спектра ее функций — особенно в современной ситуации, когда она стремится занять достойное место в мировом сообществе.

Обобщая современный культурологический опыт, известный исследователь М. В. Гончаренко отмечает, что о высокой исторической зрелости и международное значение любой национальной культуры, стремится статуса мировой, можно говорить тогда, когда она, во-первых, способен ставить и решать ведущие общечеловеческие проблемы, затрагивающие коренные запросы человеческого бытия «которые не ограничиваются сугубо локальными интересами; когда ее идеалы, цели и программы совпадают с объективным направлением исторического развития и выражают потребности общественного прогресса; когда она выдвигает художников, ученых и деятелей культуры, способных выразить эти потребности и идеалы из такого мерой истины и совершенства, что их творчество приобретает международное значение; во-вторых, когда она достигает такого уровня развития, что ее можно рассматривать как целостную систему, все элементы которой тесно связана между собой, продуктивно функционируют, поддерживают на должном уровне Ее жизнеспособность и способность самосохранения; в-третьих, когда она тесно и действенно включена в международный культурный процесс, когда ее духовные ценности эффективно действуют на международной арене, а ее творческие силы активно участвуют в культурной жизни всего мира, в решении так называемых глобальных проблем человечества — политических, правовых, экологических и т, др .;

В обществе все больше осознается общая потребность в культуре как рычаг, который способен повлиять на прогресс общества в целом. Культура все основательно начинает пониматься как важнейшее достижение нации, ее достоинство и сущность, ибо культура — это то, что сохраняет и утверждает не только личностное, но и национальное существование.

Базовым бытием человека является его бытия в мире культуры как определенном культурном жизненном мире, а потому важным показателем развития самой культуры является состояние культурного самосознания и вектора потребностей ее граждан.

Базовой основой всех изменений в культуре является состояние духовных потребностей граждан. Предпосылкой развития культуры является рост во многих ее сферах национального культурного самосознания, реального освоения культуры.

Сегодня основным средством в освоении достижений культуры выступают средства массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса, кино), положительное влияние которых отмечает три четверти граждан. Большинство граждан существенным достижением национальной культуры последних лет считает, прежде всего «сдвиг в овладении гражданами государственным языком», которое закладывает основы дальнейших позитивных изменений.

В системе многих составляющих национальной культуры есть такие, которые в сознании народа занимают особое место как важнейшие, потому что с ними граждане связывают образ своей культуры. Прежде всего искусство олицетворяет в сознании народа живую душу его культуры (выделяется музыка, песня, литература).

Образ своей культуры граждане также связывают с тем ее составной, удельный вес которой в условиях научно-технического прогресса и урбанизации все уменьшается — национальные обычаи, быт, предметная среда, образ жизни.

Меньше места в системе национальной культуры предоставляется гражданами религии и чертам национального характера. Однако следует отметить, что в моделировании системы базовых элементов национальной (украинской) культуры существуют значительные различия между Восточным и Западным регионам Украины, которые часто носят принципиальный характер и которые являются свидетельством вариативности ее развития.

Зачетный модуль 2

Тема 14. Социальное развитие студенческой молодежи

По мнению ученых, проблемы молодежи в обществе должны рассматриваться в трех аспектах:

1) что общество может дать молодежи для ее формирования и становления;

2) что молодежь может и способна дать обществу;

3) каким образом наиболее эффективно использовать потенциал молодежи как в ее собственных интересах, так и в интересах общества.

Задачей социологии является не только определение ее первоочередных проблем, но и разработка конкретных рекомендаций по их решению, предоставление предложений для определения основных направлений государственной молодежной политики. От того, каким образом будут решаться проблемы и реализовываться потенциальные возможности молодежи, зависит благополучие и прогресс будущего общества.

От качественных характеристик молодежи зависит судьба общества.

Молодежь — это возрастная группа, которая со временем займет руководящие позиции в экономике, политике и культуре.

Тема 15. Социология труда и управления.

Социология труда и управления — одна из специальных социологических теорий, предметом изучения которой являются социальные аспекты труда, то есть человеческий фактор, его функционирования в процессе труда.

Объектом социологии труда и управления является труд как общественно значимое явление, как процесс реализации, но одновременно и воспроизведения способностей, знаний и умений лица, как вид социальной деятельности.

Труд — целенаправленная деятельность людей, в результате которой создаются материальные и духовные блага. Социология рассматривает труд как основную форму жизнедеятельности человеческого общества, основное условие его бытия.

Далее определим основные категории, которыми оперирует социология труда и управления.

Процесс труда — включает в себя:

• целесообразную деятельность человека (сам труд),

• предмет труда, то есть то, на что направлена ​​деятельность.

• орудия производства, которыми человек воздействует на предмет труда. Организация труда — формы, способы и порядок сочетание живой и предметной работы.

Условия труда — совокупность социально-экономических, санитарно-гигиенических организационных и социально-бытовых факторов, которые влияют на работоспособность и здоровье работника. Условия труда могут быть нормальные и вредны. При нормальных условиях труд не вредит здоровью человека. Вредные условия труда опасные для здоровья человека и нередко ставят под угрозу сама человеческая жизнь.

Содержание труда — обобщенная характеристика процесса труда. Основными элементами содержательности труда, если ее понимать как социально-психологическую структуру трудовой деятельности, являются: цель, стимулы к труду, отношение к труду, мотивы труда, ценности и ценностных ориентаций

План лекций, практических занятий

Неделя Колич. часов Тема лекции Колич. часов Тема лабораторных, практических, семинарских занятий График контроля
Зачетный модуль 1. Тема 1. Социология как наука.
Тема 2. Место социологии в системе наук Тема 1. Социология как наука.
Тема 3. Основные этапы развития социологии.
Тема 4. История развития социологической мысли. . Тема 2. Исторические этапы развития социологии
. Тема 5. Теория социальной структуры общества
Тема 6. Социальная структура современного российского общества. Тема 3. Теория социальной структуры общества
Тема 7. Социология межнациональных отношений .
Тема 8. Новая реальность межнациональных отношений . Тема 4. Социология межнациональных отношений
Зачетный модуль 2. Тема 9. Социология личности.
Тема 10. Макро — и микросоциологических концепции личности. Тема 5. Социология личности
Тема 11. Социология семьи.
Тема 12. Основные тенденции развития современной семьи. Тема 6. Социология семьи
Тема 13. Социология молодежи.
Тема 14. Социальное развитие студенческой молодежи. Тема 7. Социология молодежи.
Тема 15. Социология труда и управления.

Планы семинарских занятий

Учебники и учебные пособия. 3. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добреньковым. -М .: Гардарика, 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М .: Основы, 1999.

3. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. — 3-е изд. — М .: Инфра — М, 2005.

4. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.С. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. -М .: МГИМО-Университет, 1997.

5. Культура — общество — личность: Учебное пособие / Под ред. Л. Скокова. -К., 2006.

6. Примуш Н.В. Социология: Учебное пособие. -Донецк .: ООО «Лебедь», 1999.

7. Социология труда: Учебник. / Под ред. П.И. Дряхлов, Л.И. Кириченко, В.В. Щербины. М .: Изд-во МГУ, 1993.

8. Социология: Учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, М.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г. С.Лукашова, Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. -М .: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

9. Социология: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Макеева. М .: Знание, 2005.

10. Социология: Курс лекций / В.М.Пича, О.М.Семашко, Н. И. Чернши и др .; Под ред. доктора социологических наук, проф. В.М. Пича. М .: Завет, 1997.

11. Социология: Пособие для высших учеб. заведений. / Под ред. проф. Городяненко В.Г. М .: ОТ «Академия», 2002.

12. Социология семьи. Под ред. А.И.Антонова. — Учебник. Второй изд. — М .: Инфра — М, 2005.

Учебные, справочные и научные издания

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Пер. с англ. -М., 1992.

2. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. -М .: DiaSoft, 2002.

3. Хабермас Ю. Философский дискурс Модерна. М .: Четвертая волна, 2001.

4. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. — 3-е изд. — М .: Инфра — М, 2005.

5. Гидденс Э. Трансформация интимносты. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. -СПб .: Питер, 2004.

6. Гидденс Э. Устройство общества: Очерки теории структурации. -М .: Акад. Проект, 2003.

7. Добреньков В., Кравченко А. Социальная антропология. М .: ИНФРА-М, 2005.

8. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. -М., 1995.

9. Захарченко М.В., Погорелый А.И. История социологии (от античности до начала XX в.).

-К., 1993.

10. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М .: Логос, 1996.

11. Ионин Л.Г. Социология культуры. -М .: ГУ ВШЭ, 2004.

12. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М .: Логос, 2000.

13. История социологии в Западной Европе и США. М .: Наука, 1993.

14. История социологии. -Минск, 1993.

15. История социологии. XIX — начало ХХ века: В -2 ч. -Ч.1 .: Западная социология: Учеб пособие для студентов вузов, / А.В. Воронцов, И.А. Громов. -М .: Гуманитарий. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005

16. История украинской культуры / Отв. за выпуск В.П.Шкварець. -Николаев, 1996.

17. Как провести социологическое исследование. -М., 1990.

18. Капитонова З.А. Социология XX века (История технология).

-Ростов-На-Дону: Феникс, 1996.

19. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. -М .: ТЦ «Сфера», 2001.

20. Комарова А.И. и др. Результаты социологического исследования «Современная семья: проблемы, перспективы развития» // Правительства Украины: Президенту, законодательной исполнительной власти (прогнозы, предложения научных и практических работников).

Т. И. -К., 1994.

21. Костенко Н., Иванов В. Опыт контент-анализа. Модели и практики. М .: Центр свободной прессы, 2003.

22. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке: Историко-критический очерк. -М. 1987.

23. Культурное возрождение в Украине: история и современность. -Тернополь, 1993.

24. Лесив И. Современные методы менеджмента. -Ужгород, 1994.

25. Леш К. Восстание элит и предательство демократии. М .: Логос, 2004.

26. Мид Дж. Г. Дух, самость и общество. С точки зрения социального Бихевиористы. М .: Рус. центр духовной культуры, 2000.

27. Молодежная политика: опыт, проблемы, перспективы // Материалы международной научно-практической конференции. (В-2 ч.).

-К., 1992.

28. Молодежь и государство: Материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Артемовск, Донецкая область, 13−15 октября 2006 г. / Науч. ред. И. Ю. Древницкая; Отв за вып. В.В.Лыков — Донецк: Типография «Новый мир», 2006.

29. Наука управлять. -К., 1993.

30. Ноэль 3. Массовые опросы. Введение в методику домоскопиы. -М .: Аваэкстра, 1993.

31. Общеевропейский процесе и гуманитарная Европа. Роль университетов / Под ред. Л.И.Глухарева и В.Страдье. М .: Изд-во МГУ, 1995.

32. Оникиенко В.В., Шаленко М.В. совершенствование территориальной организации трудовых ресурсов. М .: Наукова думка, 1999.

33. Опросы общественного мнения. / Отв. ред. Н.В.Панина-К., 1995.

34. Осовская Г. В., Крушельницкая О.В. Управление трудовыми ресурсами. Учебное пособие. М .: Кондор, 2003.

35. Паника Н.В. Технология социологического исследования. -К., 1996.

36. Петюх В.М. Рынок труда и занятость. М .: МАУП, 1999.

37. Пилипенко В.Е. Вишняк А.И., Куценко О.Д. и др. Специальные и отраслевые социологии: Учеб. пособие. М .: Каравелла, 2003.

38. Пиренн М.И., Пича В.М. Проблемы развития и психологического здоровья семьи в Украине // Правительства Украины: Президенту, законодательной, исполнительной власти (Прогнозы, предложения научных и практических работников).

Т. 3. -К., 1995.

39. Пича В.М. Предмет, структура, функции социологии. -Львов, УПИ, 1994.

40. Пича В.М. Социология семьи: Материалы к лекциям по курсу «Социология». -Львов, 1995.

41. Пича В.М., Вовканич С.И., Маковецкий В.М. Как подготовить, провести и обобщить результаты социологических исследований. -Львов, 1996.

42. Пича В.М. Радость семейного общения. -К., 1990.

43. Погорелый А.И. Социологическая мысль XX века: Учеб. пособие. -К.: Просвещение, 1996.

44. Полторак В.А. Социология: Основы социологии труда и управления. -К., 1992.

45. Попова И.М. Социология. Введение в специальность. М .: Тандем, 1998.

46. ​​Проблемы развития социологической теории. Теоретические проблемы изменения социальной структуры украинского общества. М .: САУ, Ин-т социологии НАН Украины, 2002.

47. Проблемы социальной защиты молодежи в условиях изменения социально-экономических отношений // Материалы Международной научно-практической конференции. -Киев, 25−28 ноября 1992-К., 1993.

48. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное.пособие. -М .: Аспект Пресс, 1997.

49. Развитие Украины в региональной перспективе. Политические, экономические, социальные проблемы регионализации М .: Стилос, 2002.

50. Рощин С.Ю. Экономика труда. -К., 2001.

51. Ручка А.А., Танчер В.В. Курс истории теоретической социологии. М .: Наукова думка, 1995.

52. Рущенко И.П. Социология. Курс лекций. Учеб. пособие для вузов. -Харьков, 1996.

53. Саакян. А.П. Экономика и социология труда. -СПб, 2002.

54. Семашко А.Н. Социология искусства: Учеб. пособие. М .: Миллениум. 2004.

55. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М: Феникс, 1994.

56. Современная американская социология. -М., 1994.

57. Современная западная социология. Словарь.-М, 1990.

58. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искуства, истины, этики, права и общественных отношений. -СПб: ЗХГЫ, 2000.

59. Социальый облик молодежи. -К., 1990.

60. Социологические исследования: методы, методика, математика и статистика. -М., 1991.

61. Социология семьи. Под ред. А.И.Антонова. — Учебник. Второй изд. — М .: Инфра — М, 2005.

62. Социология труда: Учебник. / Под ред. П.И.Дряхлова, Л.И.Кириченко, В.В.Щербины. М .: Изд-во МГУ, 1993.

63. Социокультурные идентичности и практики. -К: Ин-т социологии НАН Украины, 2002.

64. Социология труда и управления: Терминологический словарь-справочник / Отв. ред. В.А.Полторак. -К., 1993.

65. Теория и история мировой и отечественной культуры: курс лекций. -К., 1992.

66. Украина региональная. М .: Геопринт, 2003.

67. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи. -Донецк Донбасс, 1999.

68. Хмель Ф.И. Менеджмент. -К., 1995.

69. Цимбалюк Н.М. Досуг в Украине. Теоретические и эмпирические аспекты .: Монография. М .: ДАКККМ, 2003.

70. Черныш Н.И. Общественное сознание молодежи. -Львов, 1990.

71. Черныш Н.И. Социология: Конспект лекций. -К., 1990.

72. Чистов С.М., Никифоров А.Е., Куценко Т.Ф. Государственное регулирование экономики. -К., 2000.

73. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах запада. -М .: СПб .: Университецкая книга, 2001.

74. Элиас Н. Общество индивидов. -М. Праксис, 2001.

75. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, обьяснение, понимание социальной реальности. -М .: Добросвет, 1998.

76. Якодкина А.Г. Социальная инфраструктура и политика. -К., 2000.

Переводчик Google для бизнеса -Инструменты переводчикаПереводчик сайтовСлужба «Анализ рынков»

Вопросы к зачету (экзамену)

1. Охарактеризуйте различные подходы к пониманию социологии как науки.

2. Раскройте специфику социологии по предмету исследования.

3. Охарактеризуйте причины возникновения социологии как самостоятельной науки.

4. Охарактеризуйте законы, категории и структуру социологии.

5. Дайте расширенную характеристику основных функций социологии.

6. Охарактеризуйте роль социологии в жизни общества.

7. Объясните, чем социология отличается от других наук.

8. Протосоциология, ее характеристика.

9. Обоснуйте место О. Конта в истории социологии.

10. Охарактеризуйте основные принципы системы Ф. Тейлора и их социальную сущность.

11. Обоснуйте роль и значение учения Г. Спенсера для развития социологической мысли.

12. Охарактеризуйте вклад Дюркгейма в развитие социологической мысли.

13. Предмет и метод социологии в социологическом учении М. Вебера.

14. В чем заключается суть социологической концепции марксизма?

15. Развитие социологической мысли в России.

16. Дайте общую характеристику современной социологии в ее основных чертах.

17. Охарактеризуйте методологические подходы к анализу социальной структуры общества.

18. Раскройте понятие «социальная структура общества» и дайте характеристику восходящих элементов социальной структуры.

19. Охарактеризуйте общество как социальную систему.

20. Характеристика социальных групп как элемента социальной структуры общества.

21. Охарактеризуйте процесс становления студенческой группы как малой социальной группы.

22. Характеристика социальных институтов в системе социальных связей.

23. Дайте классификацию социальных институтов и определите их функции в современном обществе.

24. Социальная структура общества: сущность, основные элементы и виды.

25. Дайте характеристику теории социальной стратификации.

26. Какие социально-классовые (стратицийни) образования возникли в условиях качественного обновления общества, их особенности.

27. Охарактеризуйте основные признаки формализованной структуры социальной организации.

28. маргинальность социальных групп в условиях качественного обновления общества.

29. Социальная стратификация современного общества.

30. Особенности развития социальной структуры России.

31. Место среднего класса в социальной структуре общества и становления среднего класса в России.

32. Охарактеризуйте социальную мобильность в современной России.

33. Могут ли социальные конфликты играть положительную роль в развитии общества?

34. Предмет социологии культуры.

35. Методологические подходы к социологическому анализу культуры.

36. Основные компоненты культуры: ценности, обычаи, нормы, язык, техника.

37. Функции культуры.

38. Типы культур: субкультура, контркультура. Культурный релятивизм.

39. Создание современного государства в Украине и развитие национальной культуры.

40. Охарактеризуйте специфику процессов Донбассе с точки зрения социологии.

41. Новая социально-культурная реальность и развитие национальной культуры.

42. Понятие и сущность социологии личности.

43. Охарактеризуйте специфику социологического подхода к изучению личности.

44. Макро и микросоциологических концепции личности.

45. Раскройте содержание понятий «потребности», «интересы», «мотивы».

46. ​​Типологизация личностей в социологии.

47. Раскройте проблему социализации и определит факторы социализации личности.

48. Роль социализации в становлении личности.

49. Проблемы социализации личности студентов в современном обществе.

50. Брак и семья как объект социологического исследования.

51. Функции семьи.

52. Типология брака и семьи.

53. Охарактеризуйте семью как малую социальную группу.

54. Тенденции развития семейных отношений.

55. Пути преодоления напряженности, конфликтности в семье.

56. Социально-психологические проблемы устойчивости брака.

57. Студенческая семья, ее проблемы.

58. Назовите этапы жизненного цикла семьи.

59. Социальные факторы кризиса современной семьи и проблемы оптимизации брачно-семейных отношений.

60. Социологические исследования брака и семьи в Украине.

61. Социология как наука.

62. Предмет, структура и функции социологии.

63. Место социологии в системе социологического знания.

64. Определение понятия «молодежь» в социологии.

65. Основные категории и понятия социологии.

66. Охарактеризуйте суть государственной молодежной политики.

67. Какую роль в государственной молодежной политике играет социология молодежи?

68. Назовите основные молодежные проблемы, раскройте их суть.

69. Предмет и основные категории социологии труда и управления.

70. Социологический анализ социально-трудовых отношений и процессов.

71. Эмпирические социологические исследования — очень важный источник информации о социальных процессах в сфере труда.

72. Связи социологии труда и управления с другими науками о труде.

73. Отношение к труду и проблемы мотивации трудовой деятельности в социологии.

74. Социальные институты и общности в сфере труда.

75. Значение социологии труда и управления в решении социально-экономических проблем.

76. Социология труда и управления и менеджмент.

77. Социальные функции труда.

78. Задача социологии труда и управления на современном этапе развития украинского общества.

79. Конкретно-социологические исследования: понятие, виды, этапы.

80. Программа социологического исследования, цель и задачи исследования.

81. Методы сбора и анализа социологической информации.

82. Организация и проведение социологического исследования.

83. Дайте характеристику метода анализа документов в социологии.

84. Что такое контент-анализ документов?

85. Охарактеризуйте метод опроса.

86. Стратегический и рабочий планы исследования.

87. Выдвижение и проверка гипотез.

88. Метод наблюдения: виды наблюдения и их место в социологии.

89. Раскройте сущность экспертных оценок в социологической практике.

90. Объясните, какое значение для молодого специалиста имеют умения и навыки проведения конкретно-социологического исследования.

Критерии оценки знаний

Студент допускается к контрольным мероприятиям в случае выполнения всех задний по практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине.

Определение и состав оценивания академической успеваемости по шкале ЕСТS:

— отлично, А (90−100 баллов): отличное выполнение с незначительным количеством неточностей;

— хорошо В (82−89 баллов): в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 10%);

— хорошо С (75−81 баллов): в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 15%);

— удовлетворительно D (69−74 баллов): неплохо, но со значительным количеством недостатков;

— удовлетворительно Е (60−68 баллов): выполнение удовлетворяет минимальные критерии;

— не удовлетворительно FX (35−59 баллов): (с возможностью повторной аттестации): задание выполнено ниже минимальных критериев; требуется доработка материала для повторной аттестации;

— не удовлетворительно F — до 35 баллов: (повторное изучение материала): задание выполнено ниже минимальных критериев; требуется повторное изучение материала курса.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector