НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Практическая психология общения присутствует в каждом разговоре. Любое ваше слово, интонация, жест, выражение лица и все прочие элементы речи влияют на слушателя (конечно, если он их слышит и видит).

Это влияние и есть практическая психология общения. Если маленький ребенок произнес публично несколько слов, то и он через свою речь повлиял на слушателей, — на каждого по-своему. Его воздействие, вероятно, было бесконтрольным с его стороны и он сам не понял как, но все-таки повлиял на аудиторию.

Практическая психология общения существует в речи объективно вне зависимости от того, осознаем ли мы этот факт или нет. Речь излучает практическую психологию общения, как Солнце излучает свет. Там, где есть хотя бы два собеседника и одно слово между ними — возникает практическая психология общения, — это закон. Мы с вами понимаем, что незнание законов природы не освобождает нас от их воздействия. Только понимая закон, мы сможем оседлать его, как океаническую волну, которая бережно вынесет нас на берег; игнорируя же закон, мы можем попасть в водоворот, который обязательно вышвырнет нас куда-нибудь, но только не туда и не так, как нам хотелось бы. Если мы осознаём и используем практическую психологию общения, то контролируем диалог, а если игнорируем ее — то полностью находимся в ее власти и становимся заложниками обстоятельств разговора.

Практическая психология общения включает в себя правила, которых так много, что никто не может знать их числа и вряд ли когда узнает. Многие правила практической психологии общения еще предстоит открыть и о них напишут потом.

Многими правилами мы пользуемся неосознанно. В выпусках рассылки, помеченных заголовком «Практическая психология общения», мы с вами будем рассматривать конкретные правила этой самой практической психологии общения. В этом выпуске поговорим о некоторых из них.

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

1/ Одно правило мы уже рассматривали, и я напомню его: говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателям удобно воспринимать. Если ваша речь содержательна, ясна и доходчива; если у вас поставленный голос, четкая дикция, выразительная интонация и эмоциональная окраска, органичные жесты; если вы проявляете и контролируете признаки уверенности — то это значит, что ваша публичная речь более влиятельна, чем та, в которой эти элементы хромают.

2/ При беседах один на один, подстройтесь под собеседника, тогда ваше влияние на него будет весомее. Имейте в виду, что если вы максимально похожи на вашего собеседника — и внешне, и помыслами, и манерой говорить, — то он склонен отождествлять вас с собой и, как говорится, начинает верить вам, как самому себе.

10 стр., 4883 слов

Деловое общение: беседы, публичные речи

... чем заключаются особенности психологии делового общения деловой публичный речь имидж Во время общения, речевой коммуникации между говорящими не просто ... речи Публичная речь - это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь. Публичное выступление подчиняется общим правилам устной публичной речи. Публичная речь ...

Если же вы значительно отличаетесь от него — у вас на голове полосатый тюрбан, все зубы золотые, вы поминутно плюетесь и сморкаетесь и на каждую вторую его реплику неизменно громко восклицаете: «Маладес!», одновременно дружески хлопая его по плечу так, что у него от ваших прихлопов энергично трясется голова — то он, скорее всего, увидит в вас не сторонника, а оппонента, которому обычно меньше доверяют и с которым сотрудничать не очень хочется.

3/ Поэтому, при общении, сделайте свою речь (манеру и содержание) похожей на его речь — если он говорит быстро, громко и эмоционально, то и вы постарайтесь говорить так же; он говорит спокойно — и вы говорите спокойно; он склонен к юмору — и вы пошутите; он любит пофилософствовать — и вы попробуйте. (Если не получается, — ничего страшного, тогда просто расслабьтесь и будьте естественны).

И еще: не надо его копировать буквально, как это делают макаки.

3/ Слово «нет» — пощечина собеседнику — гласит еще одно правило практической психологии общения.

Думаю, что когда люди придумывали поговорку о том, что слово — не воробей…, то при этом, скорее всего, имели в виду именно слово «нет» (в смысле противоречия оппоненту).

Мы дорожим своими мыслями, особенно, когда выражаем их вслух. Мы произносим их в надежде, что их оценят по достоинству. В глубине души мы ожидаем, что наш собеседник, слушая нас, развесит уши, грохнет челюстью об стол и возопит: «Ну ты голова!». Вместо этого мы часто слышим в ответ: «Нет, на самом деле…», то есть, вместо одобрения получаем возражение, которое вызывает нашу негативную реакцию, в результате чего наш собеседник превращается в оппонента (с которым, напомню, обычно не желают сотрудничать).

Надо отдавать себе отчет, что тот, кто начинает свой ответ со слова «нет», перечеркивает жирным крестом предыдущий монолог своего собеседника, комкает его и бросает в мусорную корзину. Кому это понравится? Собеседнику уж точно нет. Поэтому, наше «нет», как и всё в этом мире, для нас может иметь две стороны: союзную и противную. С одной стороны, «нет» говорить полезно, а с другой — вредно.

4/ Иной раз, для того, чтобы отказать в ненужной нам просьбе или прекратить настойчивые домогательства противной стороны, от нас требуется сила характера, чтобы сказать уверенное «Нет!» и именно в этих случаях «нет» наш союзник (некоторые девушки, думаю, могли убедиться на практике, что «слово „нет“ по прежнему остается самым надежным противозачаточным средством»).

9 стр., 4306 слов

Слова-паразиты

... этого слова-паразита – прямой сигнал того, что говорящий не совсем уверен в правоте своих слов. Будьте уверены – осознанно или нет, но ваши собеседники это ... аранжировке прозвучит так: «Следовательно, прихожу я к ней, далее же она мне и говорит». Известны случаи, когда за долгие годы у некоторых ...

В кое-каких книжках целые разделы посвящены тому, как уметь говорить «нет». Так, Харви Маккей, повествуя о том, «Как уцелеть среди акул» (бизнеса), предложил читателям ответить примерно на такой вопрос: Как вы думаете, насколько часто руководители обанкротившихся банков говорили «нет» своим настойчивым клиентам, которые выпрашивали у них очередной крупный кредит? Ясно, что не очень часто. И если бы они сумели отказать вовремя, то их банки не скончались бы так бездарно. Как видим,

слово «нет» полезно говорить в тех случаях, когда мы хотим решительно пресечь ненужные нам приставания навязчивых людей.

Но у медали есть и другая сторона: в тех случаях, когда мы сами хотим чего-то добиться от собеседника и не хотим вызвать антипатичных проявлений с его стороны, про «нет» стоит забыть. В данном случае, начать свой ответ со слова «нет» — все равно, что сказать: «Ты что, с дуба рухнул?». Здесь слово «нет» — это приглашение к спору, а вы понимаете, что чаще всего спор — не научная дискуссия, а грубая полемика, поэтому, тот, кто спорит, поступает не умно.

Прислушайтесь к разговорам других людей и вы без труда заметите нарушение этого простого правила практической психологии общения.

7 стр., 3188 слов

1. Восприятие человека человеком в общении

... имеют свой национальный колорит. Как известно, в процессе общения собеседники часто кивают головами. У одних народов это является знаком ... всей пятерней почесывает голову, это значит, как и у некоторых других народов, что человек попал в затруднительное положение. Потирание ... Японцу больше подходит го-ронэ — «полулежа». Отсюда появилось новое слово тэ-рэнэ — «прилечь у телевизора». Служащий, уставший за ...

Поддерживая диалог, люди часто начинают свою фразу со слова «нет»:

«нет, это понятно…», «нет, я просто хочу сказать…» «нет, посмотрите…».

Дух противоречия крепко сидит в человеке. Так крепко, что даже когда человек выражает согласие («да»), он все-таки умудряется пропихнуть свое любимое отрицание на первое место:

«нет, так и должно быть…»,

«нет, абсолютно верно…»,

«нет, я с вами согласна…» (есть огромная коллекция подобных фраз, которая собрана из диалогов и дискуссий, проходивших на курсах ораторского искусства и мастерства общения. Один слушатель умудрился согласиться так: «Нет, да!»).

Нет, правда, попробуйте обратить внимание на повседневные разговоры и вы убедитесь, что для некоторых людей это вездесущее слово из трех букв — одно из самых любимых

Нет, это действительно очень удивительно, как некоторые люди начинают убеждение собеседника с нанесения ему оскорбительной пощечины (наиболее подходящее сравнение со словом «нет»), а потом наивно полагают, что он с радостью примет их точку зрения.

А теперь почувствуйте разницу между двумя примерами.

Пример 1.

Происходит такой диалог:

— Покупайте отечественные автомобили и так далее.

— А подержанный «Мерин» или «Бимер» гораздо лучше.

— Нет, наши машины в итоге, с учетом начальной цены и затрат на дальнейшую эксплуатацию, обойдутся дешевле, т.к. запчасти доступней, ремонт проще и так далее.

Комментарий к примеру 1. Второй собеседник, услышавший «нет», то есть, увидевший жирный крест, перечеркивающий его предыдущие слова, ощутивший пощечину, вряд ли будет непредвзято воспринимать дальнейшие аргументы первого собеседника. Стоит человека задеть и он нас не слушает.

Пример 2. Происходит почти такой, но принципиально другой диалог:

— Покупайте отечественные автомобили и так далее.

— А подержанный «Мерин» или «Бимер» гораздо лучше.

— Конечно, «Мерин» и «Бимер» — отменные автомобили. И наши машины в итоге, с учетом начальной цены и затрат на дальнейшую эксплуатацию, обойдутся дешевле, т.к. запчасти доступней, ремонт проще и так далее.

Комментарий к примеру 2. Второй собеседник вместо противоречия услышал согласие, а это значит, что его предыдущие слова не были перечеркнуты жирным крестом, он не получил пощечины. Поэтому, он не взвинчен и, следовательно, услышит дальнейшие слова первого собеседника и они повлияют на него иначе, чем в примере 1.

19 стр., 9267 слов

Степень конформности у людей с разным уровнем субъективного контроля

... установление авторами важной роли культуры в склонности людей к конформному поведению. Исследования конформности, проведенные в разных странах, доказывают, что ее уровень заметно различается ... , будет качественно отличаться от приписывания причинности антагонистичной ей группе. Другими словами, локус контроля не является результатом автоматического обобщения успешных или неуспешных ...

Обращение со словом «нет» в переговорах можно свести к такому известному афоризму:

«Если дипломат говорит „да“, то это значит „может быть“; если он говорит „может быть“ — это значит „нет“; если он говорит „нет“, значит это не дипломат».

(Есть другой похожий афоризм, в котором вместо слова «дипломат» фигурирует «женщина», вместо «да» — «нет» и наоборот, вместо «он» — «она»).

Это были некоторые правила практической психологии общения. Именно практической, поэтому, если вы не обращали на них внимания до сих пор, берите их на вооружение и используйте прямо сегодня.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... понятием _______________________________________________. Социальный индивид, включённый в общение с другими людьми, в систему общественных отношений и деятельности, обозначается понятием ... оба суждения неверны. Совокупность внутренних состояний, явлений внутреннего мира человека, имеющих биологическую основу, именуется _______________________________________. Созданная деятельностью человеческого ...

Ценность спонтанного общения

Ребенок в раннем возрасте усваивает систему воспитания, основанную на установках «тебе следует», «ты обязан», «ты не имеешь права». Нарушение подобных предписаний обычно приводит к осуждению, наказанию, лишению любви или привилегий, даже если этот набор предписаний никогда не высказывается вслух. Выучив с детства, что естественные импульсы, движения и потребности нежелательны, не одобряются взрослыми, а иногда и просто опасны, многие учатся сдерживать их. При этом человек убежден: спонтанное поведение может привести к нежелательным последствиям. Формируется система самоконтроля, которая вступает в борьбу с процессом саморегуляции. Сознательный контроль занимает место свободной активности и спонтанного осознания.

Суть сознательного контроля состоит в подавлении свободного самовыражения. До определенной степени это необходимо каждому.

Однако чрезмерное подавление рождает недоверие к своим потребностям и способностям, нарушение функционирования организма как целостной системы.

Формируются непродуктивные стили взаимодействия: «Я бессилен», «Я — жертва», «Я не прав», «Со мной не все в порядке» и т. п. Обычно человек, находясь во власти подобных установок, затрачивает огромное количество энергии на избегание контакта со своей самостью и с другими людьми. Организм находится при этом в незавершенном состоянии. Процесс саморегуляции нарушается. Как определить это?

Вы, как и любой другой человек, знаете и умеете чувствовать целый спектр различных эмоциональных состояний. Постарайтесь найти на каждое из перечисленных ниже состояний отклик в своей душе и оценить, в каком состоянии вам приходилось чаще всего бывать в последнее время.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно ... открытие также обеспечивает внешний контроль над уровнем деятельности обоих полушарий мозга. Упорядоченная ... Там изучается психотехника мыслей, эмоций и чувств... Область изучения земного шара: поверхность ... Тонком Мире устремление играет решающую роль. Стремление в Высшие Сферы дает ...

1.

Бодрость, прилив свежих сил, уверенность в себе, спокойствие, радость жизни, ощущение того, что вы все можете

2.

Тихая светлая грусть, доброжелательность по отношению ко всем людям, надежда.

3.

Разочарование, усталость, вялость, сонливость, измотанность, ощущение своей ненужности.

3.

Озлобленность, страх, тревожность, безысходность, неудовлетворенность, раздраженность.

Если в последнее время вам все чаще приходилось испытывать отрицательные чувства, то значит, ваша врожденная саморегуляция несколько расстроилась.

Мы уже знаем: если цикл спонтанного формирования — завершения гештальта нарушен, блокада на любой стадии посылает незавершенный материал в фон опыта и затрудняет начало нового цикла. В результате развиваются стереотипы, которые становятся привычными и ведут к переживанию дискомфорта. Одна из задач

Гештальттерапии — анализ всего фонового материала личности, поиск заблокированного звена, прерванного этапа в гештальтцикле. При этом выясняется и осознается, где и как человек прервал цикл формирования и завершения гештальта. Сделать это лучше всего с помощью компетентного специалиста.

Однако мы можем и самостоятельно осознать некоторые аспекты своего незрелого поведения, обусловленного неконструктивными установками, сформированными в результате нарушения гештальтцикла. И еще — прочувствовать возможность зрелого поведения. Для этого необходимо научиться различать разные уровни своего поведения:

— уровень «клише», где действия автоматизированы и стереотипны;

— уровень «ролей», где человек старается манипулировать другими и получить от них защиту, поддержку (вспомните в этой связи «игры» Эрика Берна);

— уровень «тупика», когда человек чувствует себя беспомощным и лишенным внешней опоры;

— уровень «внутреннего взрыва» или «смерти», когда в ситуации полного отчаяния человек справляется с ситуацией самостоятельно. «Умирают» при этом старые неконструктивные установки, срывая с себя «маски», а личность предстает в своей истинной сущности и, осознавая ценность самоактуализации, аутентичности и контакта, учится следовать им, постепенно обретая настоящую зрелость.

— Уровень «клише» — необходимый компонент нашего общения.

Когда мы здороваемся со знакомыми и близкими, желаем им «всего доброго» при расставании, покупаем подарок новорожденному, говорим «спасибо» за оказанную услугу, мы действуем именно на этом уровне. Эти формулы общения, или «клише», упорядочивают нашу жизнь и упрощают многие ситуации.

УРОВЕНЬРОЛЕЙ

А вот уровень «ролей» уже не так прост и не всегда конструктивен. Социальная роль как элемент структуры личности задается тем, что, попадая в определенную структуру отношений с другими людьми в том или ином качестве (преподавателя, жены, матери, ученика и т. п.), человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются к тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определенной ситуации он будет себя вести определенным образом.

Основой, на которой формируются эти роли, являются социальные нормы. Нормы — это некоторые ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить. При этом в каждой большой или малой социальной группе существует своя система норм, порождающая свою систему ролевых ожиданий. Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит (педагог, директор, мать, жена, и все это — один человек).

Порой эти нормы предъявляют человеку взаимоисключающие ожидания, что порождает так называемый ролевой конфликт.

Необходимо различать два класса ролей: конвенциальные и неформальные.

Конвенциальные роли — это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пассажира, покупателя, семейные роли и др.

Неформальные роли — это тоже некоторые устойчивые шаблоны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, какой человек выполняет эту роль. Например, конвенциальная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливой матери, работающей матери и т. д.; конвенциальная роль члена трудового коллектива — неформальными ролями лидера, знатока, марионетки, критика и т. д. По сути, неформальная, или персональная, роль — это роль самого себя. В гештальттерапии речь идет как раз о неформальной роли, например, когда к человеку предъявляют ожидания, что он будет вести себя так же, как вел и раньше в подобной ситуации. Если он будет вести себя иначе — пусть так, как полагается, так, как другие, но не так, как этого ждут именно от него, возникает дискомфорт в межличностных отношениях и, весьма вероятно, конфликты. В определенном смысле мы являемся рабами собственного образа.

Однако каждый человек может прекрасно знать систему ожиданий, которые к нему предъявляются, но при этом не соглашаться с необходимостью им следовать. Причем нередко, особенно в подростковом возрасте, человек не желает следовать роли просто из принципа, чтобы самоутвердиться, показать, что он есть нечто большее, чем просто роль.

Если обратить внимание на тонкости внутреннего отношения к ролям, то можно говорить о внутреннем принятии ролей, когда человек полностью со своей ролью сливается и выполняет ее уже как бы автоматически, или просто об «игрании» роли, когда человек ее просто изображает. В первом случае роль овладевает личностью, а во втором — личность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях.

Если человек пользуется ролью осознанно и решает при этом какие-то необходимые задачи, это его право. Если же он «играет», не осознавая ни цели «спектакля», ни его сценария, то рано или поздно он столкнется с негативными переживаниями, «расплатой», а иногда и с драматическим финалом.

Неосознанная «игра» или поведение на уровне роли — это незрелое поведение. Определить его можно по беспокойству — состоянию, которое организм менее всего способен переносить. Ф. Перлз считал, что

Беспокойство — это недостаток веры в то, что человек может справиться с ситуацией в будущем или недостаток индивидуальной системы ресурсов. Переживаемое как волнение, иногда возникающее без всяких видимых причин, беспокойство блокируют возможные действия. Энергия, необходимая для конкретных творческих дел, уходит на бесполезные обдумывания, не связанные ни с настоящим опытом, ни с будущим.

Например, учительница волнуется по поводу того, как она проведет открытый урок в конце месяца или чем она будет кормить сегодня своих детей и мужа. Эти чувства мешают ее непосредственной работе в течение недели или дня. Беспокойство будет уходить и снова возвращаться, и это будет непременно сказываться на ее контакте с учениками, на последовательности изложения нового материала и т. п.

С точки зрения гештальттерапии волнение и

беспокойство — это умственные прыжки в прошлое или будущее, в то время как тело остается в настоящем. Тем не менее беспокойство влияет на настоящий момент, на все, что происходит в физической и психической сферах человека, на все его физиологические, мысленные, вербальные и невербальные реакции. Интенсивное беспокойство заводит человека в «тупик», откуда выбраться он может сам или с помощью специалиста. Но в любом случае это будут два пути: либо подавление беспокойства и возвращение на уровень «ролей», либо «взрыв», т. е. освобождение от старых установок и восхождение к зрелости.

Взросление личности предполагает

Осознание особенностей своего контакта и устранение причин, блокирующих нормальный контакт. Развивая новые взаимоотношения, получая доступ к заблокированным ранее способностям, человек изменяет свои ценности, установки, обретает другие навыки, т. е. расширяет границы своего Я. Или он может отказаться от того, во что раньше верил, разрушить прошлые отношения, забросить то, что раньше умел и любил делать. И в этом смысле можно говорить о сокращении или сужении границ Я.

В гештальттерапии существует четыре потенциально нездоровых психических процесса, которые представляют собой то или иное нарушение границ контакта Я с окружающим миром. Это интроекция, проекция, ретрофлексия, слияние. Ф. Перлз называл их невротическими защитными механизмами, приостанавливающими здоровое функционирование организма. Вслед за З. Фрейдом он понимает защиты как механизмы, позволяющие скрыть от сознания все факты, ему неприятные, не совместимые с его ценностями.

Все эти процессы естественны для любого человека. Они блокируют энергию, защищают образ Я, препятствуют адекватному восприятию, искажают чувства и портят благоприятные взаимоотношения. Беспокойства, страхи, фобии и другие симптомы являются результатом этих процессов.

Прежде чем перейти к описанию типичных нарушений границ контакта Я с окружающим миром, следует охарактеризовать используемое в гештальттерапии понятие граница Я. Каждый человек разделяет в опыте Я и не-Я: принадлежащие Я мысли, чувства, действия и внешние события и мысли, чувства, действия других людей. Защитные механизмы рассматриваются как разные виды нарушения этой границы.

При размытости этой границы работает невротический механизм слияния: человек отождествляется с группой, считает, что все думают и чувствуют так же, как и он, не может действовать на основе собственных побуждений, принимать на себя ответственность.

Механизм ретрофлексии и означает такой дефект границы Я, когда эта граница смещается слишком близко к центру Я и человек начинает относиться к себе как к другому человеку. В этом случае типичны самообвинение, стыд за себя, постоянное предъявление требований к себе типа «я должен владеть собой». Негативные чувства по отношению к другим людям неправильно понимаются ретрофлексирующим человеком, как направленные на самого себя.

Интроекция — склонность присваивать и ощущать как свои собственные установки мнения, убеждения других людей без попытки их критики и изменения. Такие «интроекты» как бы не перевариваются, остаются чужеродными телами. В этом случае самостоятельной личности сформироваться очень трудно, потому что человек не успевает прислушаться к собственному мнению, будучи занят усваиванием чужих идей, их примирением. Самыми распространенными интроектами являются родительские поучения о том, как «дóлжно» себя вести, воспринятые без рассуждения.

Проекция прямо противоположна интроекции. Если последняя — попытка представить внешние для Я моменты как внутренние, то проекция, напротив, помещает причины и ответственность за происходящее внутри Я во внешний мир. В этом случае человеку может казаться, что мир враждебен или равнодушен к нему, в то время как это он часто холодно относится к себе, или человек склонен обвинять другого в «плохих» чувствах по отношению к себе, в то время как он сам их испытывает. По словам Ф. Перлза, «интроектцирующий индивидуум делает то, что от него хотят другие, проецирующий делает другим то, в чем он сам их обвиняет, человек, находящийся в патологическом слиянии с миром, не знает, кто кому что делает, ретрофлексирующий делает себе то, что он хотел бы сделать другим».

Цель гештальттерапии — «наведение порядка»: выявление нарушений границ Я и восстановление способности к конструктивному контакту.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector