Направленность как система

Виды направленности

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Качества направленности

· Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).

· Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

· Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.

· Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.

· Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

В основе направленности личности лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо.

Потребность — это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это внутренние побудители активности. Потребности делятся на:

— биологические, свойственный и животным и человеку, и

— социальные, которые носят культурно-исторический характер, зависят от уровня экономического и культурного развития общества.

Человек переживает потребности как особое состояние психики, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение» или «неудовлетворенность», — что является отражением несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности. Потребности обнаруживаются во влечениях и мотивах.

18 стр., 8899 слов

Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности в профессиональную деятельность психолога

... . А по уровню контактности (12) и познавательных потребностей (13) ближе к пихологам-выпускникам. Но творческая направленность личности (14) у психологов-практиков ниже, чем ... психолога к быстрому установлению глубоких контактов с людьми является одним из условий успешной профессиональной деятельности и, как правило, усиливается с опытом. Итак ...

Потребности динамичны, изменчивы. На базе удовлетворенных возникают новые, более высокие, что связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности. Потребности личности образуют как бы иерархию, в основе которой находятся витальные потребности (в пище и т. п.), а последующие ее уровни — это социальные потребности, высшее проявление которых — потребность в самореализации, самоутверждении, то есть в творческой деятельности.

Потребность имеет следующие элементарные составляющие.

1. Нужда в чем-либо внешнем, в том, что надо потребить внутрь системы для поддержания жизнедеятельности или деятельности индивида в социуме или в личностном плане.

2. Можно говорить об объеме потребности (нужды) — это то количество внешних благ, которое необходимо для удовлетворения нужды (потребности).

Объем может быть постоянным (существует всегда): и актуальным (дефицит внешних благ).

3. Представленность в психике в виде переживания напряженности, неудовлетворенности, отражающей несоответствие между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности. Это эмоциональное переживание, отражающее актуальное состояние потребности (нужды).

Согласно концепции П.В. Симонова подобное эмоциональное переживание возникает тогда, когда есть неудовлетворенная потребность и информация, чтобы ее удовлетворить. Если информации для удовлетворения недостаточно возникает негативная эмоция, если в избытке — позитивная.

Таким образом, потребность — это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный (постоянный и актуальный) объем и представленная (прямо или косвенно) психически — в форме эмоций, желаний, стремлений.

Для того чтобы потребность была удовлетворена необходим внешний объект. Таких объектов, удовлетворяющих потребности может быть много. Обычно, субъект находит и использует для удовлетворения потребности какие-то определенные объекты (или объект).

Например, мать для утенка — тот объект, который он запечатлевает сразу после рождения при помощи импринтинга.

Таким образом, происходит опредмечивание потребности. Опредмечивание потребности — нахождение объекта, с помощью которого будет удовлетворяться потребность.

Такой предмет потребности имеет положительное эмоциональное подкрепление.

Таким образом складывается мотив.

Мотив — это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность.

Леонтьев отказывался рассматривать субъективную эмоциональную сторону деятельности у животных, поэтому третью характеристику опускает и говорит, что мотив это предмет потребности и предмет деятельности.

В широком смысле в мотиве как определенном предметном содержании встречаются потребление и производство благ

До опредмечивания После опредмечивания
1. Общая ненаправленная активность 1. Активность приобретает направление = деятельность
2. Широкий спектр возможных благ при наличии ключевых раздражителей 2. Резкое сужение возможных благ
3. Наличие фрустрации 3. Аффективное закрепление предмета потребности

· Мотив (психология) — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением субъекта, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В российской науке часто определяется как «опредмеченная потребность».

Функции мотивов.

1. Побуждающая.

2. Смыслообразующая.

Как уже говорилось, направленность личности определяется набором различных побуждений, все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему: потребностно-мотивационной сферы, которая имеет определенное строение:

Есть три основания построения структуры потребностно-мотивационной сферы.

1. Выделение базовой мотивации (инстинкты, природные склонности).

Мак-Дауголла.

2. Выделение ситуационной мотивации. Квазипотребность — это потребность в завершении объективно поставленного и субъективно принятого действия, выраженное в намерении (К.Левин — теория поля), Феномен Зейгарник.

3. Выделение мотивов по способу их удовлетворения. Олпорт считал, что удовлетворение потребностей происходит по принципу снятие напряжения, стремление к равновесию, или редукции напряжения. Так удовлетворяются базовые мотивы. И второй способ — это стремление к развитию, то есть к поддержанию напряжения. Абрахам Маслоу назвал это состояние стремлением к самоактуализации. Также Маслоу создал свою схему потребностно-мотивационной системы.

Пирамида потребностей Маслоу состоит из 7 уровней

1) физиологические нужды

2) потребность в безопасности

3) потребность к принадлежности к социальному слою

4) потребность в самоуважении

5) потребность в познании ради самого познания

6) Эстетические потребности (потребность в гармонии)

7) Самоактуализация

Особенности человеческих потребностей.

1) По содержанию — есть сходство и с животными.

2) По способу удовлетворения — характерно для человека. Используются культурные способы удовлетворения потребностей.

Потребностно-мотивационная сфера направленности личности является как бы ее фундаментом, на котором формируются цели личности.

Цели — идеальный образ результата деятельности (выполняемого действия).

По времени существования они бывают:

— оперативными (ближайшее время),

— перспективными (недели, месяцы),

— долговременными (годы) и жизненными.

Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех других целей. Как правило, реализация каждой из перечисленных целей осуществляется в соответствии с жизненной целью.

В целях неразрывно связаны установки и перспективы.

Перспективы — эмоционально насыщенное представление желаемого, привлекательного, жизненно важного будущего, отодвинутого во времени, побуждающего человека достичь его.

Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания. Эти формы следующие:

— установки,

— влечения,

— желания,

— склонности,

— стремления,

— убеждения,

— мировоззрения.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.

Различные формы мотивов

Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём. Однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.

Установка как не осознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например в беседе отрицательная установка может быть направлена:

Влечение — недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.

Некоторые авторы к неосознанным мотивам относят также гипнотические внушения, но они носят искусственный характер, сформированный «извне», в то время как установки и влечения формируются естественным путём в течение жизни человека.

К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием).

Склонность — это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность…

Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.

Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.

Намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, и средства их достижения.

Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей.

Направленность как система

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду:

— отношение к другим людям как членам коллектива;

— отношение к труду и результатам, продуктам труда;

— отношение к самому себе, своей личности.

Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В соответствии с этим различают направленность:

— на взаимодействие (ВД),

— деловую направленность на задачу (НЗ),

— личную направленность, или направленность на себя (НС).

Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки личности определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Личность с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector