РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 60

Государственное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

Курс по выбору:

ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Для направления подготовки50 400.62 Психолого-педагогическое образование

ПрофиляПсихология и педагогика дошкольного образования

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Форма обучениязаочная

Москва 2015

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки: 50 400 Психолого-педагогическое образование

Разработчики:

ГБОУ ВПО МГПУ, старший преподаватель общеинститутской кафедры теории и истории педагогики

Е.В. Ломтева

Рецензенты:

ГБОУ ВПО МГПУ, доцент общеинститутской кафедры теории и истории педагогики

Н.И. Фатеева

Программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики

Протокол № 2 от «_17_» сентября 2015 г.

Зав. кафедрой: профессор Я.А. Данилюк

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2015

© Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики, 2015

1.Цели и задачи освоения дисциплины курс по выбору «Этика педагогического общения»

Цель изучения дисциплины: воспитание гармоничного человека, становление его педагогической культуры и творческого отношения к действительности; развитие способностей к самостоятельному восприятию жизни; освоение сущности педагогического мастерства и осмысление его значения для воспитания и обучения всесторонне развитой и конкурентно способной личности; формирование профессиональной компетентности студентов в области социализации личности ребенка.

Задачи дисциплины:

— повышение уровня педагогической культуры студентов;

-освоение ими структурных элементов этики педагогического общения;

— накопление знаний по технологии организации педагогического взаимодействия;

-овладение способами стимулирования активной познавательной деятельности;

6 стр., 2819 слов

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: становление и развитие

... с позиций теории профессиологии; выявлены общие педагогические требования к разработке учебных программ по педагогическим учебным дисциплинам; разработана интегративная методология и теория профессиологии педагогического образования [10 ... 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Подготовка аспирантов ведется по дневной ...

-совершенствование профессионального мастерства педагога;

-организацию образовательной деятельности студентов;

— формирование личностной культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина курс по выбору «Этика педагогического общения» входит в вариативную часть цикла профессиональных дисциплин.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента.

Для успешного овладения программой дисциплины студент должен

знать:

— первоначальные знания по педагогике и психологии;

уметь: последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

владеть компетенциями: историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений.

Учебная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: детская психология, дошкольная педагогики, социальная педагогика, методика развития речи.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины курс по выбору «Этика педагогического общения»направлен на формирование следующих компетенций:

ü способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

ü способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

ü способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

— пути осуществления профессионального самообразования и личностного роста, основы проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

— сущность и содержание понятий «педагогическое мастерство» и «профессиональная компетентность»;

7 стр., 3004 слов

Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

Педагогические основы преподавания творческих дисциплин Введение Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из самых актуальных проблем всей системы обучения, современной педагогической науки и практики. ... методический опыт, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет этого активизировать познавательную деятельность учащихся. Формирование ...

— структуру педагогического мастерства;

— о том, что мастерство воспитателя — это творчество;

-сущность и содержание понятия «педагогическое общение»; функции, характеристики модели, средства, стили, феномены, педагогического взаимодействия, механизмы общения;

-об основных принципах, методах и средствах, личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком;

-о принципах педагогической техники, как формы организации мастерства педагога;

-о конфликтах и авторитете педагога, как психолого-педагогической проблемы в деятельности педагога;

уметь:

— анализировать проблемные педагогические ситуации;

— профессионально взаимодействовать с работниками ОУ и родителями для обеспечения координации педагогического воздействия на ребёнка в рамках целостного педагогического процесса;

— заниматься психофизической саморегуляцией;

— управлять своим внешним видом как средством педагогического воздействия;

— владеть простейшими навыками профессионального общения,

— проявлять педагогический такт в различных условиях педагогического процесса;

— тренировать профессиональные педагогические особенности внимания и воображения;

— анализировать убеждающее и внушающее воздействия,

— выбирать и обосновывать целесообразные приемы педагогического взаимодействия.

владеть:

— способами и приемами развития педагогических способностей;

— способами и приемами развития эмоциональной устойчивости;

— культурой и техникой речи;

— приемами воздействия на аудиторию;

— педагогическим тактом;

— педагогическим артистизмом.

Примерные темы рефератов

1.Мастерство воспитателя в активизации познавательной деятельности детей.

2.Мастерство убеждающего воздействия воспитателя.

18 стр., 8912 слов

Конфликты в педагогических коллективах

... учителя от директора? Эффективность взаимодействия педагогического коллектива с его руководителями зависит ... Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в ... методику: Методика изучения отношения воспитателей и учителей к коллегам ... нежелание общаться с данным субъектом. Межличностный конфликт наиболее ярко проявляется в ...

3.Мастерство внушающего воздействия воспитателя.

4.Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности.

5.Общее и отличительное в театральном и педагогическом искусстве.

6.Система Станиславского в педагогических ситуациях.

7.Мастерство А.С.Макаренко в решении педагогических задач.

8.Выдающийся мастер педагогического труда В.А.Сухомлинский.

9.Основы мимической и пантомимической выразительности воспитателя.

10.Мастерство воспитателя — это творчество.

11.Педагогический такт воспитателя — основной компонент педагогического мастерства.

12.Влияние воображения педагога на воображение детей.

13.Роль внимания и наблюдательности воспитателя в педагогических ситуациях.

Примерные варианты тестов для промежуточного контроля и самоконтроля

1. Конфликт — это:

а) борьба мнений;

б) спор, дискуссия по острой проблеме;

в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных

мотивов или суждений;

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

д) столкновение противоположных позиций.

2. Противоборство — это:

а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

б) столкновение интересов;

в) нанесение взаимного ущерба;

г) борьба мнений;

д) соперничество по поводу какого-либо предмета.

3. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между

субъектами социального взаимодействия являются:

а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хо тя-бы одного из них одержать победу над другим;

б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а

также состояние противоборства между ними;

в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих

сторон по достижению своих позиций;

г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые за-

13 стр., 6440 слов

Деятельность социального педагога в ДОУ

... субъекта воспитательного процесса. [18] Не менее значима в профессиональной деятельности социального педагога диагностическая функция. Она предполагает постановку социального ... в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных социальных институтов. ... и организует работу по ликвидации конфликта с родителями, учителями и ...

явления о своих требованиях;

д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие

возможностей по их реализации.

4. Конфликтная ситуация — это:

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодей-

ствия

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов со-

циального взаимодействия, которые создают почву для противоборства

между ними;

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодейст-

вия, направленный на выяснение отношений;

г) причина конфликта;

д) этап развития конфликта.

5. Причина конфликта — это:

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и

при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимо-

действия вызывают его;

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов со-

циального взаимодействия, которые создают почву для реального проти-

воборства между ними;

д) то, из-за чего возникает конфликт.

6. То, из-за чего возникает конфликт — это:

а) мотивы конфликта;

б) позиции конфликтующих сторон;

в) предмет конфликта;

г) стороны конфликта;

д) образ конфликтной ситуации.

7. Образ конфликтной ситуации — это:

а) то, из-за чего возникает конфликт;

б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимо-

действия предмета конфликта;

в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект

социального взаимодействия к конфликту;

г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;

д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимо-

действия целей конфликта.

8. Инцидент — это…

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

б) истинная причина конфликта;

22 стр., 10977 слов

Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами. Руководитель как субъект конфлик…

... конфликтами. 4 Руководитель — посредник в конфликте. 6 Руководитель — субъект конфликта. 8 Аналитическая часть. 12 Описание конфликта. 12 Бланк анализа конфликта. 13 Карта конфликта ... отсутствием возможности контроля и опасностью неверного прогнозирования поведения других людей. Если менеджер имеет ... Если дело зашло слишком далеко и нормальное общение невозможно, предложите каждой стороне изложить свои ...

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов со-

циального взаимодействия, которые создают почву для реального проти-

воборства между ними;

г) то, из-за чего возникает конфликт;

д) необходимое условие конфликта.

9. Стороны конфликта — это:

а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии кон-

фликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;

б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии

конфликта;

в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;

г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии кон-

фликта, и посредник (медиатор);

д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению кон-

фликта.

10. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем

сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он

способствует развитию соответствующей социальной системы?

а) межличностному бурному и быстротекущему;

б) межличностному, конструктивному;

в) межличностному, экономическому;

г) острому и длительному;

д) деструктивному.

Контрольный тест: Педагогическое разрешение конфликтов

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

1. Управление конфликтами — это:

а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;

б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия

на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той соци-

альной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;

в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах сниже-

ния уровня напряженности между ними;

г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия

на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у

конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ни-

ми;

д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

5 стр., 2028 слов

организационно-педагогические особенности управления повышением профессионального мастерства педагогических работников в ДОУ.

... мастерство педагогов, теоретически обоснованы условия управления процессом повышения профессионального мастерства педагогических работников в ДОУ; – определена система мероприятий по повышению педагогического мастерства педагогических работников ... их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной деятельности по реализации основной ...

2. Содержание управления конфликтами включает:

а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование,

разрешение;

б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;

в) прогнозирование, регулирование, разрешение;

г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;

д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, раз-

решение.

3. Принципами управления конфликтами являются:

а) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта, опора на

общественное мнение, комплексное использование способов и приемов

воздействия;

б) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта; анализ ре-

зультатов деятельности, опора на общественное мнение;

в) конкретно-ситуационный подход, гласность, опора на положительные

качества конфликтующих, применение биографического метода;

г) гласность, опора на общественное мнение, учет интересов руководства,

прогнозирование;

д) прогнозирование, стимулирование, регулирование, разрешение.

4. Предпосылками разрешения конфликта являются:

а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в

его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения

конфликта.

б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфлик-

тующих сторон;

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта,

потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма

деятельности;

г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная

форма деятельности, лидерство в группе;

д) стиль руководства, высокий авторитет одной из конфликтующих сто-

рон, коллективная форма деятельности.

5. Что относится к форме разрешения конфликта:

а) порицание, юмор, убеждение, уступка;

б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество;

в) требования, критика, убеждение, юмор;

г) уступка, требования, убеждение, критика;

д) подчинение; примирение; убеждение, согласование.

6. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе

возникновения и развития конфликтной ситуации:

а) прогнозирование и предупреждение (стимулирование);

б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование) и регулирование;

в) только прогнозирование;

г) только предупреждение (стимулирование);

д) только регулирование.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

1. Значение педагогического мастерства

2. Структура педагогического мастерства

3. В чем проявляется педагогическое мастерство.

4. Педагогическая деятельность включает в себя компоненты. Какие?

5. «Объект» и «субъект» педагогического труда.

6. В чем проявляется гуманистическая направленность педагога.

7. Мастерство педагога.

8. Пути формирования и реализации педагогического мастерства

9. Что значит «быть мастером».

10. Педагогическая культура — элемент педагогического мастерства

11. Эстетические чувства — важнейший компонент педагогического мастерства

12. Профессиональная компетентность педагога: сущность, структура, содержание

13. Профессиональные ошибки в деятельности педагога

14. Педагогическая техника как форма организации поведения педагога

15. Голос, дикция, дыхание.

16. Мимика. Пантомимика.

17. Творческий потенциал педагога.

18. Артистизм преподавателя.

19. Юмор как средство актерского мастерства педагога.

20. Значение речи в профессиональной подготовки преподавателя

21. Формы и качество педагогической речи.

22. Функции педагогической речи

23. Речь и коммуникативное поведение педагога.

24. Педагог в современном образовании.

25. Самообразование и самовоспитание в профессиональной деятельности педагога.

26. Профессиональное педагогическое самосознание.

27. Общение и коммуникация педагога.

28. Сущность педагогического общения.

29. Функции и структура педагогического общения.

30. Стили общения педагога.

31. Педагогическое разрешение конфликта.

32. Традиционная связь с разрешением противоречия.

33. Причины конфликта.

34. Метод разрешения конфликтов.

35. Ситуация переговоров.

36. Технология достижения консенсуса (согласие).

37. Культура внешнего вида преподавателя.

38. Специфика педагогического такта.

Контрольные вопросы и задания для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины

1. Жест педагога.

2. Что необходимо выработать педагогу.

3. Какие различают тесты.

4. Искусство выражать свои мысли, чувства.

5. Выразительность на лице человека.

6. Движение тела, рук, ног.

7. С чем связан процесс восприятия и понимания речи педагога.

8. Дыхание выполняет … функцию.

9. Педагогическая техника.

10. Гигиена голоса педагога.

11. Управление эмоциональным занятием.

12. Общение.

13. Функции педагогического общения.

14. Перечислить стили общения.

15. Сущность педагогического общения.

16. Три основных стиля отношения учителя к классному коллективу.

17. Лучший стиль руководства.

18. Система педагогического общения.

19. Стиль, который создает на уроке атмосферу нервозности, эмоционального

неблагополучия.

20. Культура общения.

21. Общительность как профессионально-личностное качество педагога и пути ее

самовоспитания.

22. Педагогический такт.

23. Такт и тактика, связь между ними.

24. Нетактичные действия педагога.

25. Соотношение понятий «такт» и «педагогический такт».

26. Функции педагогического такта.

27. Принципы педагогического такта.

28. Нравственно-психологические качества личности педагога как предпосылки педагогического такта.

29. Особенности проявления такта педагога на паре и во внеучебном общении.

30. Стиль педагогического такта.

31. Задача педагогического такта.

32. Специфика педагогического такта.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины дисциплинарного модуля):

а) основная литература:

1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. — М., 1999 г.

2. Основы педагогического мастерства / ред. Зязюна И. А. — М., «Просвещение», 1989 г.

3. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства/С.Д.Якушева.- 3-е изд., М.:Издательский центр «Академия», 2010.-256 с.

б) дополнительная литература:

1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! — М., 1983 г.

2. Ахметджанов Э.Р. Психологические тесты. — М., 1995 г.

3. Берн Э. Трансакционный анализ общения. — С — Пб, 1994 г.

4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. — М., 1997 г.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — С — Пб, 2000 г.

6. Волков И.П. Учим творчеству. — М., 1982 г.

7. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества. — М., 1999 г.

8. Гин А. Приемы педагогической техники. — М., 2002 г.

9. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. — М., 1990 г.

10. Дошкольная педагогика/ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. — М., 1988 г.

11. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987 г.

12. Добрович А.Б. Общения: наука и искусство. — М., 1980 г.

13. Дошкольная педагогика/ред. Ядэшко, Сохина — М., 1978 г.

14. Езеркова Н.В. Искусство красиво одеваться. — Рига, 1992 г.

15. Ильин А.А. Искусство правильно мыслить. — М., 1990 г.

16. Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. — С — Пб, 1995 г.

17. Кан-Калин В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990 г.

18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., 1998 г.

19. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М., 2000 г.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector