Мифы детей о приемных родителях

Человек так устроен, что все значимые события в его жизни не только запоминаются.

Со временем они «мифологизируются», обрастая дополнительными деталями и смыслами. И начинают отражать не столько реальность, сколько личную значимость этих событий для того, с кем они происходили. В особенности это касается тех событий, понять которые было сложно — либо в силу недостатка информации, либо в силу ограниченных возможностей для понимания.

Все это справедливо и в отношении детей, переживших утрату кровной семьи и помещенных в новые, приемные семьи.

Недооценивать глобальность такого события для ребенка было бы ошибкой. Хотя бы потому, что сравнить это можно только со «вторым рождением».

Дети, в сознательном возрасте (после 3-х лет) покинувшие родные семьи, с первого дня жизни в новой семье оказываются перед серьезной задачей «совмещения» двух своих семейных статусов в процессе формирования целостного представления о себе.

Дети, принятые в новые семьи младенцами, рано или поздно также должны будут понять и принять свое реальное прошлое.

В любом случае, формирование у детей представлений о себе и своей жизни всегда зависит от позиции близких взрослых. Только они могут помочь ребенку разобраться с этими непростыми вопросами, сформировать адекватное, последовательное и максимально позитивное представление о прошлом. Более подробно мы рассмотрим проблему «Как рассказать ребенку, что он приемный?» в специально посвященной этому статье.

Тема этого сообщения — то, каким образом дети объясняют себе самостоятельно (если взрослые не помогают им!) свое происхождение, и что может из этого получиться.

Ниже мы приведем наиболее распространенные типы нарушенногосамовосприятия тех детей, с которыми нам приходилось работать в терапии, и соответствующие им представления-«мифы» о родителях. Мы подчеркиваем, что речь идет о нарушенном представлении о родителях, поскольку в большинстве случаев родителям и специалистам удается сформировать адекватное восприятие жизненной ситуации у приемных детей.

10 стр., 4567 слов

6. Сила и методика ее развития

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему по средствам мышечных напряжений. Максимальная сила зависит от 2 параметров: От частоты поступающих в мышцы нервных импульсов. В покое мышцы регулярно поступают от 4 до 6 нервных импульсов в секунду, и они поддерживают состояние «мышечного тонуса». При увеличении нагрузки на мышцы, вплоть до максимальной, ...

  1. «Жертвы киднепинга». Представления ребенка о самом себе базируются на представлениях о своей семье. Естественное для всякого человека желание чувствовать себя нормальным, а для ребенка — еще и хорошим, значимым образом связано с отношением к своим родителям. Маленькие дети некритичны. Они любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны быть. И в случае с детьми из неблагополучных семей мы часто имеем дело с идеализацией кровных родителей, подкрепленной процессом переживания утраты. При этом сотрудники милиции могут рассматриваться как «насильники», вмешавшиеся не в свое дело, а приемные родители, пусть и хорошие, но — «Похитители». Особенно сильно это проявляется, если ребенок неудовлетворен отношениями с приемными родителями. Тогда, как аргумент в противостоянии с реальными родителями, возникает образ «идеального родителя» — в данном случае кровного. Если желаемое сильно расходится с действительностью, дети вытесняют реальные воспоминания, подменяя их фантазиями.

    У детей с истероидной акцентуацией компенсаторные мечты могут доходить до того, что они всем рассказывают, что их родители — миллионеры, арабские шейхи и т. д, а сами они «здесь оказались случайно и временно», до тех пор, когда их найдут. Такие «Маленькие принцессы» и вести себя начинают соответственно: авторитетов среди взрослых для них нет, друзей среди детей — тоже.

  2. «Маленький преступник». Позиция ребенка в этом случае — «меня бросили, потому что я плохо себя вел (а)». Поведение колеблется от агрессии и провокаций возвратов (чтоб вернуться туда, откуда забрали, и чтоб оправдать негативное представление о себе) до аутоагрессии («я виноват навеки» — мотив искупления), и отражает прежде всего восприятие разлуки с семьей и связанную с этим боль как наказание за что-то плохое — дальше ребенок сам находит, за что именно. Приемные родители в этом случае — «Несведущие личности», которые со временем поймут, с каким плохим ребенком имеют дело, и сделают то же, что и кровные — бросят.

    8 стр., 3688 слов

    Взаимоотношения детей и родителей в семье

    ... углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики Взаимоотношения детей и родителей в семье Авторы проекта: Петров М. Л., учащийся 11 А класса ... школы с целью получения дополнительных сведений о взаимоотношениях в семье между родителями и детьми. Так же были опрошены учащиеся 5-ых, 8-ых ...

    И чтоб не оттягивать неизбежное, агрессивный малыш будет драться и ругаться матом на своих новых родителей, а депрессивный ребенок-жертва, например, может страдать анорексией (отторжение пищи, искусственная рвота) или даже «расписывать» стены фекалиями, провоцируя отвращение к себе. Вариация «маленького преступника» — «Али-Баба, попавший в пещеру с сокровищами разбойников». Главная задача — вынести как можно больше, пока тебя не «вычислили». Такие дети могут нести деньги или продукты в кровную семью, друзьям во двор или в детский дом. Они не слишком маскируются, поскольку убеждены — все равно их непременно выгонят!

  3. «Возвращенцы». Маленькие дети, знающие, что от них отказались, все время ждут маму и папу. И когда за ними наконец приходят — они часто думают, что это те же люди, которые когда-то их покинули (что вообще-то вполне логично!).

    В таких случаях дети боятся или просто не способны открыто обсуждать это с родителями («вдруг рассердятся и бросят снова»).

    В то же время они испытывают подавляемое беспокойство и агрессию, которые находят выход в немотивированном с точки зрения взрослых деструктивном и провокативном поведении: побеги, капризы, непослушание. Приемные родители для них — «Изменщики»Иногда стремление изводить новых родителей и обвинение их начинает носить отнюдь не завуалированный характер, но вот объяснить, в чем же именно родители виноваты, ребенок по существу не может, в том числе и себе самому.

  4. «Идеальный ребенок» для «Идеальных родителей».В этом случае, который относится к детям старшего дошкольного-младшего школьного возраста, характерна позиция ребенка «Раньше все было плохо, а теперь все будет хорошо, я заслужу!». Такие дети реалистично воспринимают ситуацию с неблагополучием в кровной семье и обладают сохранной способностью к привязанности. Они готовы строить новые отношения и очень стараются быть хорошими в них, принимая на себя ответственность за благополучие в новой семье. Но в любых новых отношениях возникают «установочные конфликты», а привязанность формируется далеко не сразу. В результате через некоторое время срабатывает «эффект маятника», воодушевление сменяется разочарованием, дети падают духом, чувствуют растерянность и безвыходность. Потому что надежды на новые отношения были «плотиной», сдерживавшей печаль утраты по несостоявшейся любви в кровной семье. И когда «плотина рушится», бежать от нахлынувшей печали некуда — такой ребенок впадает в самую настоящую депрессию.

3 стр., 1213 слов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Малихова Л.Н., учитель-дефектолог Проблема оказания эффективной помощи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время явля­ется актуальной проблемой современной педагогики, медицины, психоло­гии. Участие родителей в процессе подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе рассматривается как непре­менное условие эффективности ...

Вышеприведенные примеры характерны для детей младшего возраста, сохранивших смутные воспоминания о том, что когда-то у них была другая семья. Очевидно, что убеждения детей существуют не на интеллектуальном, а на эмоциональном уровне — в виде чувств, которые не осознаются. То есть названы и объяснены самим ребенком быть не могут. И основная масса этих чувств адресована кровным родителям, но по законам «психологического переноса» «отвечать за все» приходится тем, кто является родителем в настоящий момент.

В терапевтической работе со случаями такого рода первый шаг — помочь родителям понять мотивы поступков ребенка и выработать адекватную линию поведения. Которая, с одной стороны, контролировала бы деструктивную активность ребенка, с другой — не поддерживала бы ролевую дихотомию «врага-родителя» и «отчужденного дитя», которые ребенок поневоле навязывает своей новой семье. Очевидно, что очень много зависит здесь от терпения родителей и их способности «не повестись» на предложенную «Игру в войну», и психологи, работающие со взрослыми, могут оказать в этом существенную поддержку.

8 стр., 3723 слов

Проблемы социализации детей в неполных семьях

... потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические ... всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их ... Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта ...

В работе с ребенком последовательно необходимо решать следующие задачи:

1. При помощи тестирования, беседы, проективной диагностики постараться понять основную «претензию» ребенка — так, как он ее для себя формулирует.

2. Работая с чувствами ребенка, помочь ему выразить их и осознанно адресовать тем, кому они должны быть направлены — кровным родителям.

3. Отделить в представлениях ребенка образы кровных родителей от образов приемных родителей, определяя специфику характеров и отношений

4. Прорабатывать амбивалентные чувства привязанности-гнева в отношении кровных родителей, помогая ребенку от агрессии в процессе переживания приемные родители, усыновители и социальные работники должны быть хозяевами утрат?">утраты кровной семьи перейти к стоящей за ней неудовлетворенной потребности в любви

5. Ориентировать ребенка на отношения с приемными родителями как на источник нового позитивного опыта и привязанности

6. Работая с Книгой жизни, воссоздавать последовательную истории жизни ребенка, сохраняя все позитивное и переосмысливая негативное.

Излишне говорить о том, какой целительной силой может обладать реальная информация о кровной семье. Поскольку зачастую фантазии детей о родителях — еще и реакция на отсутствие контактов и сведений о кровной семье. Такое «игнорирование» со стороны кровной семьи ребенок воспринимает как оценку — «я недостоин внимания и любви, я для них — никто!». Не зная правды, легко потерять ориентиры в жизни. В то же время правда не должна уничтожать, и это уже забота специалистов и близких взрослых.

15 стр., 7356 слов

Типы семей и некоторые способы работы с ними

... Задачи психолога при работе с проблемными семьями Типы проблемных семей: Задачи психолога Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную ... 1.1 Понятие семьи, ее функций, типы современных семей Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой ...

Ко всему вышеперечисленному необходимо добавить еще один пункт — подростковые конфликты с приемными родителями:

  1. «Гамлеты» и родители-«Узурпаторы». Реакция эмансипации от семьи в подростковом возрасте характерна для всех детей. Пересмотр авторитетов, негативизм в отношении взрослых становятся необходимым этапом формирования юношеской идентичности и последующей самостоятельности. Излишне упоминать про подростковую некритичность и «борьбу за права», в результате которой все проблемы этого периода в отношениях с приемными родителями объясняются просто: «Я им не родной!» — обычно имеется в виду, что гоняют, как родного, а любят недостаточно. Правда, для многих родителей тоже есть искушение в виде «генов». Но поскольку кроме стереотипов и самолюбия и у родителей, и у детей есть в запасе здравый смысл и взаимная привязанность, обычно конфликтные ситуации удается разрешить.

Очень продуктивны в этом отношении семейные сессии (см. «Наши технологии. Работа с семьей в кризисе»).

Когда сначала происходит отдельная работа в парах «взрослый психолог-родитель (ли)» и «детский психолог-ребенок», цель которой — снять аффективное напряжение, вспомнить о том позитиве, который есть в отношениях клиентов, и выйти на конструктивный уровень, на котором все члены семьи готовы поискать альтернативный расставанию выход. Далее происходит совместная работа психологов и членов семьи в режиме регулярных встреч (обычно 3−5 сессий), на которой вырабатываются новые правила взаимодействия для того, чтобы потребности в понимании и взаимные ожидания всех участников конфликта удовлетворялись в той степени, в которой это возможно. Кроме того, индивидуальная работа с детьми этого возраста предполагает необходимую проработку темы «лояльности» к кровной семье и формирования подростковой идентичности, когда разделяется признание (или привязанность) к кровным родителям от желания следовать за ними, повторяя их ошибки. Опыт показывает, что социальная наследственность и трансгенетические переносы имеют большее значение, чем «генетика» — и, в отличие от генетики, не столь незыблемы.

26 стр., 12847 слов

Социальная работа с неполной семьёй: исторический аспект

... работы с неполной семьей в России; Выявить особенности социальной работы с неполной семьей; Выделить основные элементы социальной работы с детьми из неполной семьи ... на детей распавшиеся браки; усилить внимание культуры к детям: все родители желают добра своим детям; Большинство взрослых людей стремятся ... время на это у них есть. При этом, правда, каждая вторая женщина (50%) сделала оговорку, что ...

Подводя итог этому краткому очерку, хочется еще раз отметить важность и обязательность работы с жизненной историей всех перемещенных детей. С объяснением и переосмыслением всех фактов и событий этой истории. Дети к большинству ситуаций относятся так, как к ним относятся их близкие взрослые. И чем ребенок младше — тем это сильнее. Боязнь «травмировать» ребенка обсуждением проблем его жизни отражает нежелание взрослых иметь дело с болезненными переживаниями детей. Результат такого замалчивания — дети остаются один на один с мучающими их вопросами, и ответы, которые они находят или придумывают, зачастую хуже и вреднее, чем правда — тем более та правда, которая разделена и смягчена сочувствием взрослых.

Статья написана Марией Капилиной, детским психологом и руководителем реабилитационной службы детского дома № 19.