Методика создания ситуации успеха.Применение ситуаций успеха в практической деятельности преподавателя

Содержание:

Введение………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические основы ситуации успеха в педагогическом процессе………………………………………………………… 4

1.1 Понятие «ситуация успеха» и его особенности ……………. 4

1.2 Типы реализации ситуаций успеха…………………………… 7

1.3 Методика организации ситуации успеха…………………….. 11

Глава II. Применение ситуаций успеха в практической деятельности преподавателя……………………………………………………… 15

Заключение…………………………………………………………………. 17

Список литературы………………………………………………………… 18

Введение

Научный интерес к проблеме создания ситуации успеха в учебной деятельности объясняется возрастающей потребностью общества и государства в грамотных и компетентных людях.

Достижение высоких учебных результатов и повышение уровня знаний является одной из существенных ключевых характеристик ситуации успеха, но только одной из них. Проблема создания ситуации успеха гораздо шире, она не сводится лишь к учебной компетенции и достижениям, в ней учитывается и обеспечивается очевидная возможность самореализации личности. Это значит, что создание ситуации успеха позволяет реализовать идеи Закона Российской Федерации «Об образовании», который указывает, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации. Однако в последнее время у значительной части подростков наблюдается снижение интереса к учебной деятельности. Почему это происходит? Подросток, идя в учебное заведение на занятия, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны преподавателей и однокурсников. Крушение этого светлого оптимизма — самая серьезная проблема обучения. Может ли преподаватель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

Одним из главных и действенных методов для стимулирования подростка к обучению является метод создания «ситуации успеха», ведь эти маленькие «победки» на пути развивающегося подростка будут способствовать возникновению интереса учащегося к учению и развитию личности.

19 стр., 9392 слов

Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха студента в учебной деятельности

Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха студента в учебной деятельности Содержание Введение 1. Теоретические подходы к проблеме интернальности и мотивации как вероятности достижения успеха студента в учебной деятельности 1.1 Интернальность как психологическая проблема 1.2 Мотивация достижения в учебной деятельности студентов 2. Исследование интернальности и мотивации как ...

Глава 1. Теоретические основы «ситуации успеха» в педагогическом процессе

1.1. Понятие «ситуация успеха» и его особенности

О том, как лучше организовать обучение рассуждал К.Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский отметил, что умственный труд учащегося, успехи и неудачи в учении составляют его духовную жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес учащегося к учению. Подросток, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться. Первой заповедью воспитания К. Д. Ушинский считал необходимость дать подросткам радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения [13].

У.Глассер так же убежден, что успех должен быть доступен каждому подростку. Он стремиться глубже исследовать проблему удовлетворения глубинных психологических запросов ребенка в условиях учебной среды [6].

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет доктор педагогических наук А.С. Белкин: одно неосторожное слово, один непродуманный шаг преподавателя могут надломить подростка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения [4].

По мнению И. Ф. Харламова, А.С. Смирнова, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между преподавателями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха [14].

8 стр., 3967 слов

3.Учение Платона о государстве. Основные типы государств

1.Представление Платона о сущности философского знания и о личности философа. платон-афинский философ,настоящ имя-аристокл,а платон-это прозвище(от лат,платос-широкий)учения платона:1.учение про бытие2.учения про бога3.учение про мир.4учение про возникновение мира5.учение про душу6.учение про познание7.учение о морали8.учение про общ-во. первый европ.идеалист(отец идеализма),учился у сократа,вел ...

В концепции А.С. Смирнова выделены следующие принципы организации учебной деятельности:

1. отношение к ребенку как к субъекту;

2. формирование личностного стиля взаимоотношений;

3. созданием положительного эмоционального фона.

При обучении подросток должен чувствовать себя уверенно и защищено, это становится возможным при формировании у учащихся постоянного ощущения успеха [11].

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным, связанным со всей жизнью и деятельностью подростка. Успех в учении — единственный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

С социально-психологической точки зрения успех является оптимальным соотношением между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значим……..

лизовывался в процессе обучения.

А.С. Белкин в своем труде «Ситуация успеха. Как ее создать» приводит следующую ситуацию: Алексей, примерный учащийся, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине учебного года начал сдавать. На одном из занятий вышел отвечать, но настолько слабо, что преподаватель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. Так продолжалось долго. На протяжении последующих трех недель преподаватель ни разу не напоминал Алексею о его неуспехе, ни разу не спрашивал, хотя понимал, что группа ждет от него другой тактики.

В конце месяца преподаватель сделал краткий обзор успеваемости группы в целом и дал характеристику работы каждого учащегося в отдельности. Когда очередь дошла до Алексея, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Алексей отвечает плохо. Но преподаватель ставит ему высший балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет, пока он сам не захочет показать настоящие знания.

На следующем уроке обещания преподавателя было выполнено, но Алексей чувствовал себя явно неуютно. Он принял активное участие в работе группы, поднимал руку, дополнял, хотя желания выйти к столу не изъявил… Было всем очевидно, что процесс его оздоровления начался.

11 стр., 5293 слов

Педагогика шп

6.Понятие о методологии педагогики и ее уровни.Логика педагогического исследования,его основные этапы.Взаимосвязь педагогической науки и практики.Методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразования действительности В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно научный и ...

Преподаватель обоснованно предположил, что срыв Алексея — слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого подростка [3].

Ситуация успеха, реализуясь в устойчивом эмоциональном состоянии учащегося, мотивирует его желание включиться в учебный процесс, принять в нем посильное участие, она же организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам своего учебного труда.

Таким образом, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самоформированию.

Заключение

В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к ситуации успеха.

Особое значение имеет подбор специальных индивидуальных заданий и упражнений с учётом уровня знаний и способностей каждого учащегося.

Доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению успеха. В любом учебном материале можно найти трудные и легкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. Пусть подросток познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит педагогу незаметно повысить уровень требований к нему, и тем самым мотивировать его на познание более сложного материала.

При организации ситуации успеха немаловажное значение имеет изучение индивидуальных особенностей и способностей своих учащихся, иначе вся работа может обернуться неудачей и приведет к негативному результату.

Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Чтобы поддержать степень увлечённости, на последующих занятиях должны быть организованы условия для создания новых ситуаций успеха, не связанных с предыдущей.

Успех подростка является качественной оценкой результатов деятельности, которая складывается из объективных результатов и субъективного к ним отношения самого подростка. И в наших силах организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, уверенно, был мотивирован на успешную учебную деятельность.

Список использованной литературы:

3 стр., 1466 слов

Педагогика А. Нейла

4 Нейл Александр Сазерленд (1883-1973) - шотландский либертарный педагог, сторонник освобождения детей, основатель школы Саммерхилл. Родился 17 октября 1883 г. в Шотландии в семье школьного учителя. Сначала помогал отцу, затем, после окончания Эдинбургского университета (1912), начал работать школьным преподавателем. В это время он начал разочаровыватся в традиционных методах воспитания, описывая ...

1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Просвещение, 2000

2. Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 2003

3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 2002

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Академия, 2000

5. Богданов И.В., Лазарев С.В., Ануфриенко С.С., Чмыхова Е.В., Усольцева И.В., Калинина Н.В. Российский университет дружбы народов. Институт дистанционного образования

6. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Просвещение, 2006

7. Коротаева Е. Сиация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации.// « Директор школы», 2008 № 2 С. 10-13

8. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Гном и Д, 2009

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2008

10. Сластенин В.А. Педагогика. учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; /Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006

11. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.;// Под ред. С.А.Смирнова. — 4-е изд., испр. — М.: Академия, 2007

12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. шк., 1988

13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 2002

14. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Высшая школа, 2008