Курсовик по теме чё мешает студенту учиться

Содержание

Введение 5

1. Эмоционально – волевая сфера личности в процессе обучения 7

1.1 Эмоциональные процессы и управление эмоциями……………………………..7

1.2 Воля в процессе обучения 10

1.3 Стрессовые ситуации в учебной деятельности 12

2. Исследование студентов 1-3 курсов АлтГТУ им. И.И. Ползунова…………….15

2.1 Организация и метод исследования 15

2.2 Результаты исследования 17

2.3 Выводы и рекомендации 18

Заключение 22

Список использованных источников 23

Приложение А «Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения» 24

Введение

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков, активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

Чувства, как и другие свойства личности, носят социальный характер, они опосредствованы и обусловлены реальными общественными отношениями. В том, что радует и печалит человека, проявляется направленность чувств. В нашем обществе у детей формируется такая направленность чувств, которая соответствует целям и задачам коммунистического воспитания.

2 стр., 561 слов

Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Тестовые задания.     мамандығы: 0105000 «Бастауыш білім беру» специальность: 0105000 «Начальное образование»   «Психология» пәні бойынша по дисциплине: «Психология»   оқу түрі: күндізгі форма обучения: очная     Преподаватель: Виссарионова Е.Н.     2016-2017     1.Психология – это…. A ) наука, изучающая объективные закономерности, проявление и ...

Объект исследования: студенты 1-3 курсов

Предмет исследования: влияние эмоционально – волевой сферы в процессе обучения.

Цель работы: изучить эмоционально-волевую сферу личности.

Задачи работы:

1) изучить психологические особенности воли;

2) охарактеризовать особенности эмоциональной сферы.

Теоретико-практическая значимость: Значимость данной курсовой работы заключается в том, что в ней выявлены основные проблемы, связанные с влиянием эмоционально – волевой сферы личности в процессе обучения студентов.

1 Эмоционально – волевая сфера личности в процессе обучения

1.1 Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Эмоции – психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он физически и психологически чувствует себя в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно идет процесс удовлетворения потребностей. Эмоции характеризуют жизнь в целом, все ее процессы, связанные с сохранением ее и развитием. К эмоциям относятся переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, многочисленные и разнообразные чувства, которые может испытывать человек по разным поводам и в разных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния динамичны, они меняются, время от времени, переходят одно в другое, иногда в свою прямую противоположность.

2 стр., 634 слов

Чувства и эмоции. Понятия о чувствах, эмоциях и их вида.Эмоциональные состояния. Развитие эмоциональной сферы личности.

... Чувства и эмоции……………………………………………………….4 Виды чувств и эмоций………………………………………………….5 Эмоциональные состояния…………………………………………….8 Развитие эмоциональной сферы человека…………………………...11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..14 Введение. Эмоции ... - ИНФРА-М, 1999-624с. 5. Реан А. А. Психология изучения личности / учеб. пособие - СПб.: Изд. Михай- лова, 1999-288с. 6. ...

У человека имеются основные виды эмоций: настроение, простейшие биологические эмоции, аффекты, чувства, страсти, стресс.

Управление эмоциями. Некоторые из эмоций могут действовать крайне деструктивно на поведение человека в обществе, поэтому каждому человеку необходимо научиться управлять эмоциями, не позволять им разрушать межличностные отношения человека в социуме. В юридической практике состояние аффекта признается смягчающим обстоятельством. Однако, аффект – сложное эмоционально-психическое состояние, вызванное конфликтом противоположно направленных тенденций мысли, способно спровоцировать неадекватное поведение человека. По мнению А.Р. Лурия, исследовавшего аффект, наиболее резкое аффектное состояние, где ближе к моторной сфере он разыгрывается; в этом состоянии нарушаются высшие автоматизмы, утрачиваются обобщенные схемы действий. По мере того, как конфликт переносится в интеллектуальную сферу, его патогенное влияние обычно ослабляется. Преодолев аффект в интеллектуальной сфере можно не допустить социально-значимых последствий.

Мотивация настроений, ее характер и глубина у разных людей весьма различна. «Обобщение» эмоционального впечатления в настроении приобретает различный, и даже противоположный характер, в зависимости от строения личности. По мере того, как складываются и оформляются отношения личности с окружающим миром и в связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости, и в связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости. Проникая в личность, впечатления подвергаются определенной фильтровке, область в которой происходит формирование настроения, т. о. ограничивается, человек становится менее зависимым от случайных впечатлений, настроение его становится более устойчивым. К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции» Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

4 стр., 1828 слов

Электромагное и инфракрасное излучение, их влияние на транспорт и психологическое состояние человека

7 Содержание 1. Инфракрасное излучение двигателя 2. Шумовое воздействие на психологическое состояние человека. Электромагнитные излучения. 3. Основные пути снижения экологического ущерба от транспорта Вывод 1. Инфракрасное излучение двигателя Влияние микроволнового электромагнитного излучения на системы зажигания бензиновых двигателей. В плане проникновения излучения к самому объекту воздействия, ...

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

Удивление – не имеющая точно выраженного положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит предыдущие реакции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может вызывать интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся такой информацией о невозможности удовлетворения жизненных потребностей, которое раннее представлялось более вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути к цели для удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

5 стр., 2181 слов

Воля и труд. Мера участия воли человека в его труде по концепции С.Г. Струмилина

СОДЕРЖАНИЕ Воля и труд. Мера участия воли человека в его труде по концепции С.Г. Струмилина…………………………………………………………….3 Личность предпринимателя, её специфические качества, отличающие от менеджера……………………………………………………………….11 Задача 1……………………………………………………………………..13 Задача 2……………………………………………………………………..14 Список использованной литературы……………………………………..16 1. Воля и труд. Мера участия воли человека в его ...

1.2 Воля в процессе обучения

Во­ля — сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направ­лении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля – психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения цели. Воля является одним из важнейших условий человеческой деятельности.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций:

побудительная функция обеспечивается активностью че­ловека

— тормозная функция воли, выступающая в единстве с побу­дительной функцией, проявляется в сдерживании нежелатель­ных проявлений активности. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Важную роль в развитии волевых качеств, сторон характера личности школьника играет изобразительное искусство, художественно-творческая деятельность. Главной задачей стоит, самостоятельно разобраться в характере формы, пространственного положения, цветовой окраски, раскрыть красоту изображаемого объекта в процессе рисования с натуры, составления тематической композиции, задача обязательно завершить творческую работу (а не просто: не получилось — можно выбросить этот рисунок и начать новый) требует проявления воли, развивает волю.

7 стр., 3118 слов

Проффесиональный стресс – современные подходы к исследованию

Предмет: Психология проффессиональной деятельности Тема реферата: Проффесиональный стресс – современные подходы к исследованию Студент 5 курса 205(з) группы заочного отделения факультета психологии Масленников Алексей Преподователь : кандидат психологически наук А.С. Кузнецова Москва 2008 План Введение Стресс и стрессоустойчивость   Понятия стресса и стрессоустойчивости   Факторы, ...

Особенно необходимы терпение, целеустремленность, воля во время рисования на пленэре, когда организуются экскурсии, походы, специальные выходы юных художников для рисования в парк, в лес, на стройку и когда подростки вынуждены нести «неудобные» и тяжелые этюдники, папки с бумагами, вынуждены постоянно прерывать работу из-за изменчивости погоды.

Анализ изображенных на картинах сцен героизма, мужества, смелости способствует формированию у подростка целенаправленности, настойчивости, решительности, самостоятельности, убежденности в своей правоте. В свою очередь, наличие волевых черт характера необходимо в успешном формировании убеждений, системы взглядов на реальность, окружающую действительность, необходимо для высоконравственного поведения личности, всей ее практической деятельности, в которых отражается мировоззрение человека.

1.3 Стрессовые ситуации в учебной деятельности

Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряже­ние) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физичес­кому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин приме­няется для обозначения обширного круга состояний чело­века, возникающих в ответ на разнообразные экстремаль­ные воздействия. Первоначально понятие стресса ввел Г. Селье в физиологии для обозначения неспецифической реак­ции организма («общего адаптационного синдрома») в от­вет на любое неблагоприятное воздействие. По­зднее стало использоваться для описания состояний инди­вида в экстремальных условиях на физиологическом, био­химическом, психологическом, поведенческом уровнях.

Информационный стресс в учебной деятельнос­ти по своей природе, является разновидностью психологического стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и техни­ческих особенностей учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником информационного стресса или оказывать влияние на его развитие в учебной деятельности.

3 стр., 1154 слов

Стресс в деятельности руководителя

Доклад по учебной дисциплине Психология управления на тему: Стресс в деятельности руководителя Выполнил: Студент 6-го курса (магистратуры) Гуреев Я.И. ВВЕДЕНИЕ Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. ...

Следовательно, развитие информационного стресса у студента связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными события­ми в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому деление причин возникновения информационного стресса в учебной деятельности необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса.

Когда человек психически напряжен, а источник этого напряжения, конфликтующий образ неблагоприятного события — становится доминантным в жизнедеятельности, не нужно какого-либо серьезного внешнего воздействия для ощущения тревоги и стресса. Внутрен­нее напряжение может создать все виды проблем от по­стоянных пререканий и ссор до отчаянных действий. Поэтому при анализе жизненного стресса во всех его проявлениях необходимо уделять внимание внутриличностным стрессорам.

Источником травмирующего воздействия могут быть природные и техногенные катастрофы, война и связан­ные с ней проблемы (например, голод), а также индиви­дуальные травмы.

В результате возрастающего исследовательского инте­реса к данной проблеме были выявлены новые стрессо­ры, но все еще нет четкой и общепризнанной их катего­ризации. В дополнение к указанным выше ка­тегориям С. А. Разумов в 1976г. разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:

  1. Стрессоры активной деятельности: а) экстремальные стрессоры (боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.); б) производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени); в) стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены).
  2. Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошед­шей деятельности): а) «старт» — стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы); б) побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека); в) зрелищ.
  3. Стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщения (конф­ликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие); 6) психосоциальных и физиологических ограничений (сенсор­ная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).
  4. Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

2 Исследование эмоционально – волевой сферы студентов 1-3 курсов АлтГТУ им. И.И. Ползунова

2.1 Организация и методы исследования

На сегодняшний день существуют множество различных способов определения оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Для такого определения используют различные анкеты, методики, опросники. В задачи исследования входит: диагностика оперативной оценки самочувствия, активности, настроения.

1) Определение самочувствия, активности, настроения у студентов 1-3 курсов, в момент прохождения диагностики;

2) Анкетирование проводится с помощью опросника «Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения»;

3) Описание результатов по проведенному исследованию.

Метод анкетирования – определение оперативной оценки самочувствия, активности, настроения, в котором в качестве средства сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – тест.

Тестирование (от слова test — испытание, проверка).

Тестирование применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям. В задачи тестирования не входит определение причин несоответствия заданным требованиям. Тестирование — один из разделов диагностики. Тестирование применяется в технике, медицине, психиатрии, образовании для определения пригодности объекта тестирования для выполнения тех или иных функций. Качество тестирования и достоверность его результатов в значительной степени зависит от тестера.

Итак, можно определить тест, как стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

В нашей работе используется опросник «Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения»

Сущность метода: данная методика позволяет определить состояние (самочувствие, активность, настроение) личности студента в данный момент (в момент проведения диагностики).

Опросник включает в себя 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят определить свое состояние в данный момент. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Исследование было проведено среди студентов 1-3 курсов АлтГТУ им. И.И. Ползунова. В исследовании приняли участие 20 респондентов в возрасте от 18 до 20 лет.

Перед проведением исследования, исследуемым дается инструкция.

Инструкция:

Предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

После заполнения опросника производится обработка результатов. Типовая карта методики САН представлена ниже (см. Приложение А).

При проведении исследования были проведены все этические принципы психодиагностики. Были обеспечены суверенные права личности, эксперимент проведён в рамках доброжелательного нейтрального общения с испытуемыми, без оказания помощи и подсказок, вся информация, полученная в процессе обследования студентов – конфиденциальна.

2.2 Результаты исследования

Из общего исследования респондентов: юношей – 50%, девушек – 50%. Различия по возрасту незначительные. Результат обработки показал, что 25% респондентов имели низкий уровень настроения. Также все опрошенные охарактеризовали свое самочувствие как хорошее, либо повышенное. Активность практически у всех респондентов была немного ниже среднего значения.

Таким образом полученные результаты исследования являются достоверными, только в момент прохождения теста и зависят от многих и различных факторов влияющие на исследуемых. Такими факторами могут быть и время, в которое проводилось исследование, и возраст, и пол, и т.д.

2.3 Выводы и рекомендации

Методы профилактики стресса

Образ жизни — это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая “переделка”дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксации мы уже говорили, поэтому рассмотрим три других метода.

Противострессовая “переделка” дня

Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему — наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с работы или учебы , сразу же проводить релаксацию.

Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут.

1. Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните. Или же сядьте поудобнее на стул и примите релаксационную “позу кучера”.

2. Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.

3. Включите магнитофон и послушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.

4. Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.

5. Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней. В ванне проделайте успокаивающие дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох через сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в воду и сделайте очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением).

Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.

6. Погуляйте на свежем воздухе.

7. Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут.

Очень важно, чтобы инициатива таких “переделок” дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашних проблем потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.

Некоторые советы, которые могут помочь вам выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить “язык лица и тела” путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно “переберите” все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой “инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе: ”Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов” и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу)”по косточкам”, как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью — все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация).

Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения).

Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

Заключение

Курсовик по теме чё мешает студенту учиться — Стр 2

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является основой становление эмоционально – волевой сферы личности студента в процессе его обучения. Наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, этики, морали, религии. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы. Переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. 

Можно сделать вывод, что современный студент может различными способами решить свои проблемы в плане волевой сферы. И для этого существуют большинство способов, такие как психологические тренинги, на которых психолог индивидуально подбирает подход к каждому человеку.

Список использованной литературы:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- С. Петербург, 2002.
  2. Немов Р.С. Общая психология. Изд. «Владос»,- 2001.
  3. Рогов Е.И. Общая психология. Изд. «Владос»,- 2002
  4. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы. Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, №4. С. 45-54.
  5. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 2. С. 102-113.
  6. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 687с.
  7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 720с.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.-М.:Мир,1992
  9. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.
  10. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.
  11. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб., 1999.
  12. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.
  13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
  14. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, свободный. – Загл. с экрана.
  15. Психологияот А до Я [Электронный ресурс] / – Режим доступа:http://psyznaiyka.net, свободный. – Загл. с экрана.
  16. Библиотека научной и студенческой информации [ Электронный ресурс] /- Режим доступа : http://forpsy.ru, свободный.- Загл. с экрана.

Приложение А

«Методика диагностики определения оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)»

Опросчик состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сума баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сума баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сума баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 баллов. Следует учесть, сто при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

Типовая карта методики САН

ФИО

Время

Пол

Возраст

  1. Самочувствие хорошее

3 2 1 0 1 2 3

Самочувствие плохое

  1. Чувствую себя сильным

3 2 1 0 1 2 3

Чувствую себя слабым

  1. Пассивный

3 2 1 0 1 2 3

Активный

  1. Малоподвижный

3 2 1 0 1 2 3

Подвижный

  1. Веселый

3 2 1 0 1 2 3

Грустный

  1. Хорошее настроение

3 2 1 0 1 2 3

Плохое настроение

  1. Работоспособный

3 2 1 0 1 2 3

Разбитый

  1. Полный сил

3 2 1 0 1 2 3

Обессиленный

  1. Медлительный

3 2 1 0 1 2 3

Быстрый

  1. Бездеятельный

3 2 1 0 1 2 3

Деятельный

  1. Счастливый

3 2 1 0 1 2 3

Несчастный

  1. Жизнерадостный

3 2 1 0 1 2 3

Мрачный

  1. Напряженный

3 2 1 0 1 2 3

Расслабленный

  1. Здоровый

3 2 1 0 1 2 3

Больной

  1. Безучастный

3 2 1 0 1 2 3

Увлеченный

  1. Равнодушный

3 2 1 0 1 2 3

Взолнованный

  1. Восторженный

3 2 1 0 1 2 3

Унылый

  1. Радостный

3 2 1 0 1 2 3

Печальный

  1. Отдохнувший

3 2 1 0 1 2 3

Усталый

  1. Свежий

3 2 1 0 1 2 3

Изнуренный

  1. Сонливый

3 2 1 0 1 2 3

Возбудительный

  1. Желание отдохнуть

3 2 1 0 1 2 3

Желание работать

  1. Спокойный

3 2 1 0 1 2 3

Озабоченный

  1. Оптимистичный

3 2 1 0 1 2 3

Пессимистичный

  1. Выносливый

3 2 1 0 1 2 3

Утомляемый

  1. Бодрый

3 2 1 0 1 2 3

Вялый

  1. Соображать трудно

3 2 1 0 1 2 3

Соображать легко

  1. Рассеянный

3 2 1 0 1 2 3

Внимательный

  1. Полный надежд

3 2 1 0 1 2 3

Разочарованный

  1. Довольный

3 2 1 0 1 2 3

Недовольный

25