Как же можно родителям поддержать интерес ребенка к познанию в первые три года?

КАК РАЗВИТЬ ТАЛАНТЫ С ПЕЛЕНОК?

(ПСИХОЛОГ О РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА)

Бояринцева А.В.

Мозг младенца, с которым родители

мало играют, отстает в своем

развитии на 20−30%

(Университет, Калифорния, США)

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос физически здоровым, интеллектуально развитым, грамотным, эмоционально уравновешенным и личностно проявленным, да еще и с интересом посещал детский сад, а потом и школьные занятия и при этом успешно осваивал программы. Эта мечта может осуществиться при правильном развитии ребенка и грамотных действиях его родных взрослых еще задолго до школы.

Известно, что все, чему человек учится в детстве, влияет на развитие его способностей.

Как развиваются способности ребенка с рождения до младшего подросткового возраста (10−11 лет) и о том, как действовать взрослым — об этом эта статья.

Часть 1-я: СПОСОБНОСТИ И ВОЗРАСТ

По определениюспособности — это развитые природные задатки, а в наиболее ярко выраженные способности можно назвать талантом. Давайте подумаем: если человек от природы обладает способностью хорошо различать звуки, значит ли это, что он талантливый музыкант? Совершенно необязательно, ведь ни одного музыкального инструмента он мог в глаза не видеть. Однако определив эту способность к отчетливому восприятию звуков, мы можем сказать: если этот человек будет заниматься музыкой, каждый день тренироваться, он сможет стать одним из лучших музыкантов.

Возможно, Вам приходилось слышать такое утверждение: все дети от природы талантливые. И это действительно так: в детстве все дети рисуют, поют или проявляют другие способности. Поэтому определение способностей у детей в раннем возрасте обычно не вызывает особых трудностей. Гораздо сложнее это сделать после того, как дети идут в школу. После этого единственное определение способностей, с которым они сталкиваются (и то не всегда), это сортировка по математическим или гуманитарным классам. Но неужели все способности человека могут быть сведены именно к этому? Ведь кто-то может обладать даром к уникальному определению цветов (например, различать около 200 оттенков черного).

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия; узнает персонажей по ... коньках, лыжах. Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение ...

Ответ просто: конечно, способности — понятие гораздо более широкое.

Способности как «индивидуально — психологические особенности» уже по самому определению не могут быть врожденными Врожденными могут быть анатомо — физиологические особенности, природные предпосылки, задатки, лежащие в основе развития способностей. Задатки в принципе определяют возможные направления развития способностей, в задатках способности даны как потенция, но сами способности — всегда результат развития.

Исследователи выделяют:

· интеллектуальные способности (вербальные, математические, пространственные, мнемические)

· специальные способности (например, сенсорные)

· творческие способности,

· уровень психосоциального развития

· уровень физического развития.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по ее видам (математические, литературные, художественные и т д)

Как же можно родителям поддержать интерес ребенка к познанию в первые три года?

Первые три года жизни ребенка очень важны с точки зрения его личностного развития. Именно в этот период у ребенка складывается представление о нем самом как о способном к изучению человеке. Однако мы не можем утверждать, что способности к учебе, познанию определяются уже к трем годам либо к 6 годам.

Нужно помнить о том, что в первые годы жизни ребенку необходимы внимательные и терпеливые родители. В первый год жизни дети должны осознать, что их эмоциональные и физические потребности будут удовлетворены родителями. Им необходимо понять, что они способны повлиять на окружающий их мир («я улыбаюсь и окружающие, которым я посылаю улыбку ответят мне тем же» либо «я заплачу и кто-то обязательно поможет мне»).

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон ... В классе учится 27 человек. Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом ...

Дети нуждаются в родителях, которые бы могли расшифровывать их звуки, характер плача и т. д. и отвечать на их такую форму общения, которые бы могли уделить им достаточно времени и внимания.

У детей должна быть возможность активно познавать мир. Малыши узнают мир через прикасание к предметам, кусая их, осязание, слух, обоняние. Они учатся познавать мир через действия, эксперименты. Они познают мир через отношения тех людей, которые заботятся о них. Родители ответственны за создание безопасной среды и безопасных вещей (игрушек, предметов) для познания детей, а также за определенный контроль и внимание.

Детям необходим стимул, похвала. Родители должны отмечать успехи ребенка, а также и ошибки. Поскольку дети еще не осознают в полной мере, к чему может привести их тот или иной эксперимент, родителям стоит направлять их и объяснять, почему что-то лучше не делать.

Детям необходим кто-то, кто бы защищал их, был на их стороне, особенно в первые годы, когда им трудно выразить их чувства в полной мере. Родители должны стремиться создать такую обстановку, которая бы способствовала развитию ребенка.

Роль развития мозга в формировании способностей

Современная техника позволяет ученым сканировать мозг и более детально изучать его развитие. Исследования показывают, что важнейшие функции мозга, необходимые для того, чтобы обрабатывать информацию, адекватно выражать эмоции и владеть языком, формируются именно в раннем детстве. В журнале «Нейшн» отмечается, что «в раннем детстве связи в мозгу образуются невероятно быстро, в то время как мозг формируется под воздействием ежесекундного взаимодействия генетической информации и внешних воздействий».

Ученые полагают, что большинство таких связей, называемых синапсами, образуются в течение первых лет жизни ребенка. По словам доктора медицины педиатра Берри Бразелтона, именно тогда в мозгу ребенка «закладывается основа для развития его интеллекта, самосознания, способности доверять и желания учиться».

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ... СПб.: Риспекс, 1996. 12. Как развивать и воспитывать способности у детей /Книга для родителей/. –М.: АПН РСФСР, 1968. 13. Комарова Т ...

В первые годы жизни мозг ребенка особенно быстро растет, развивается и усложняется. В обстановке, в которой ребенок активно познает мир, межнейронные связи умножаются, создавая разветвленную сеть нейронов в мозгу. Благодаря этому человек обладает разумом и способен расширять свои познания.

Возможно, чем больше активизировать мозг ребенка, тем больше вступает в работу нервных клеток и образуется связей между ними. Погружая ребенка в мир фактов, цифр и языка, мы развиваем его интеллект. Но этого не достаточно. Ученые пришли к выводу, что важно задействовать и эмоции. Исследования показали, что если младенцев не берут на руки, не прикасаются к ним, не играют с ними и не вызывают у них эмоциональных реакций, то синаптических связей образуется меньше.

Судя по всему, раннее детство человека может в значительной степени определять его будущее. Будет ли человек жизнестойким или слабым, будет ли у него развито абстрактное мышление и способность сочувствовать другим или нет — все это зависит от того, что было заложено в ребенка на раннем этапе жизни. Поэтому роль родителей особенно важна. В раннем детстве крайне необходимо, чтобы рядом с малышом были чуткие и заботливые родители.

Советы родителям

Как выявил один опрос, 25 процентов родителей не знали, что от их действий зависит развитие умственных способностей ребенка, его уверенность в своих силах и тяга к знаниям. Возникает вопрос: как же лучше всего помочь ребенку раскрыть все свои способности? И как создать для этого нужную атмосферу?

Наблюдайте за ребенком. Это поможет вам распознать его склонности и развить его природный потенциал. Чем раньше вы сделаете выводы в данном направлении, тем успешнее будет двигаться по пути развития ребенок. В вопросах развития способностей ребенка родители не должны руководствоваться своими «хочу» («хочу, чтобы ты стал великим футболистом!» или «желаю видеть тебя звездой балета!»), а должны опираться на индивидуальные способности ребенка и его желания. Если у вашего чада склонности к искусству, не надо пытаться сделать из него врача или юриста, пусть он лучше будет хорошим художником, чем посредственным врачом или юристом.

4 стр., 1800 слов

Развитие способности к концентрации внимания у студентов ВУЗа психолого-педагогического направления

... внимания у студентов вуза психолого-педагогического направления. Гипотеза исследования: развитие способности к концентрации внимания у студентов вуза психолого-педагогического направления является ... . Определить возрастные особенности старшего юношеского возраста, которые взаимосвязаны с развитием способности к концентрации внимания. 3. Провести теоретический анализ влияния социально-психологического ...

Хвалите ребенка. Для того, чтобы успешно развивать способности ребенка, необходимо сформировать положительное представление ребенка о себе. Для этого необходимо как можно чаще акцентировать его хорошие стороны. Если он совершил что-то хорошее, обязательно похвалите его. Если он сделал ошибку, не ругайте, помогите ее исправить. После этого похвалите ребенка за его ответственные действия. Хвалите за любые изменения к лучшему, не дожидаясь чрезвычайных успехов.

Наказывайте (ругайте) еще осторожнее. Никогда не ругайте ребенка до 10 лет за интеллектуальные неудачи — только за плохую самодисциплину: не убрал, не сел за уроки вовремя, не доделал задание и прочее, связанное с плохой организацией деятельности.

Малыш, который постиг искусство уверенности в себе, становиться полноценной личностью, действующей по своим устремлениям и стандартам. Ребенок, который растет неуверенным в себе, вырастает взрослым, зависимым о других, действующим по чужим стандартам, живущим чужим умом. А его возможности развития оказываются нереализованными, способности остаются на низком уровне.

Окружите ребенка любовью. «Стоит только ребенку почувствовать себя любимым и желанным в окружении дружной семьи, как это уже станет мощным стимулом для развития его мозга. Родительская задача состоит не в том, чтобы сделать из ребенка вундеркинда, а в том, чтобы их ребенок вырос здоровым, благоразумным и порядочным», — отметил Питер Горски, сотрудник медицинского факультета Гарвардского университета.

Все родители хотят, чтобы их дети стали высоконравственными, заботливыми и чуткими людьми. Вы сможете достичь этой цели, если сами будете стараться подавать хороший пример, быть другом, собеседником и учителем. Хотя у всех детей есть врожденная способность поступать хорошо и правильно, родителям все же необходимо постоянно прививать им нравственные ценности. Дети, как молодые ростки, хорошо растут и развиваются, если проявлять к ним внимание и заботу. Вода и солнечный свет питают растение, и оно становится здоровым и крепким. Подобным образом и родители, выражая свою любовь лаской и добрым словом, помогают детям расти психически и эмоционально здоровыми и крепкими.

Вы в огромной мере способствуете развитию своих детей, когда выражаете им свою любовь, читаете им на ночь или просто играете с ними. Детский психолог Фрейзер Мастард говорит: «Все, что ребенок делает, становится его жизненным опытом. Даже если ребенок учится ползать, очень важно, как вы реагируете, как поощряете его». Родительская любовь и забота чрезвычайно важны для дальнейшего развития вашего ребенка, чтобы в будущем он стал зрелым, ответственным человеком.

Дарите ребенку свое внимание и время. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. У детей при этом формируются навыки общения. Детские психологи единодушны в том, что время, которое родители проводят с детьми, намного важнее самых дорогих игрушек и развлечений. Побыть с детьми можно даже занимаясь обычными повседневными делами. Например, просто гуляя в парке и любуясь природой, родители могут расспросить ребенка о чем-нибудь и пообщаться.

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям быть с детьми целый день. Однако родители должны находить время для своих детей. Именно в таком внимании они нуждаются. Чтобы это получалось, необходимо хорошо организовывать свои дела, а также быть готовым чем-то жертвовать.

Интересно, что в результате одного исследования, проводившегося с участием более 12 000 подростков, ученые пришли к выводу, что «сильная эмоциональная связь с родителем — наилучшая гарантия здоровья подростка, а также лучшая защита от поведения, которое могло бы принести ему вред». Как-то одна мама спросила своих детей: «Если бы вам предложили исполнить любое ваше желание, то что бы вы выбрали?» Все четверо ответили: «Чтобы папа и мама побольше были с нами». Да, дети жаждут внимания родителей.

Развивайте самостоятельность ребенка. По мнению специалистов, если взрослые пытаются по часам расписывать занятия детей и руководить их жизнью, то их воображение и творческие способности не будут должным образом развиваться. В этом вопросе стоит сохранять умеренность. Пусть ребенок сам открывает свой собственный мир и проявляет изобретательность. Как правило, дети находят, чем себя занять. Однако это не снимает с вас обязанности следить за тем, что ребенок делает, где играет и не грозит ли ему опасность.

Поощряйте активность ребенка. Бельгийский ученый Нюттен провел такой эксперимент.

В экспериментальной комнате было установлено два автомата — А и Б. Автомат, А был весь блестящий, с разноцветными лампочками, яркими ручками. Автомат Б выглядел значительно проще, в нем не было ничего ни разноцветного, ни яркого, но зато в этом автомате ручки можно было двигать и в зависимости от этого самому включать и выключать лампочки.

Когда пятилетние дети, участвовавшие в эксперименте, входили в комнату, то, конечно, они прежде всего обращали внимание на нарядный автомат А. Поиграв с ним, они обнаруживали автомат Б, и он-то оказывался для них самым интересным. Дети двигали ручки, включали и выключали лампочки — словом, исследовали.

Опыт всячески видоизменялся, но вывод каждый раз оказывался неизменным — самому нарядному, яркому объекту малыши предпочитают такой, с которым можно активно действовать. (Вспомните, какие игрушки больше всего любят дети.)

Сейчас ученые уже не сомневаются: познавательная потребность характеризуется прежде всего активностью.

Предлагая ту или иную деятельность, следите, что она была трудна в меру. Легкая деятельность — не развивает, слишком трудная — пугает и отвращает от деятельности. Найти оптимальную степень трудности не так сложно — просто следите за ощущениями и достижениями ребенка. Этому помогают и ныне издаваемые книжки для развития. Там, как правило, довольно точно указывается возраст ребенка, которому предназначается конкретное издание.

Какие качества присутствуют у способного (одаренного) ребенка? Или если вы решили вырастить гения…

Каждый ребенок по-своему талантлив, и в его развитии роль родителей является определяющей. Верна позиция того взрослого, который считает, что его ребенку многое дано. Очевидно, что ребенка обязательно надо поощрять и хвалить, так как он должен испытать радость познания, но делать это надо без преждевременного «навешивания» на него каких-либо ярлыков. Опыт работы с детьми и родителями показывает, что последние чаще всего допускают следующие ошибки: сравнивают своих детей с собой или с другими («а я в твоем возрасте» или «вот Петя»), забывая, что, прежде всего, надо анализировать и сравнивать успехи или неудачи самого ребенка и относиться к нему как к загадке, которую важно разгадать, увидеть логику развития внутреннего роста.

Если же родители обнаружили у своего ребенка, как им кажется, невероятные способности, нужно «подтолкнуть» ребенка к их развитию самим или с помощью педагогов детского сада, школы для одаренных детей, где обучение строится на основе развивающих программ и где осуществляется личностно-ориентировочный подход.

Какие качества присутствуют у способного (одаренного) ребенка:

· Любознательность (познавательная потребность).

Жажда интеллектуальной стимуляции и новизны. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасаемой исследовательской активности.

· Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон).

Проявляется в способности выявить проблемы, задавать вопросы.

· Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении и учебных, и жизненных задач.

· Словарный запас. Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

· Способность к оценке. Способность к оценке — прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

· Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

· Способность рассуждать и мыслить логически. Определяет способность ребенка к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умению стройно излагать свои мысли.

· Настойчивость (целеустремленность).

Это стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

· Требовательность к результатам собственной деятельности. Ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Способности к занятию научной деятельностью

1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением возраста на 1−2 года.
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит и записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные книги и журналы.
6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Проводит много времени над созданием собственных проектов (конструирование, построение, собирание).
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
10. Пластичен и открыт новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

Итого: __________

Музыкальные способности

1. Быстро и хорошо отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню, танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Стремится как можно больше слушать музыку.
5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
6. Сочиняет оригинальные, свои собственный мелодии, песни.
7. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Итого: __________


Технические способности

1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. Увлекается конструированием машин, приборов, авиамоделей, поездов и т. д.
4. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки, вопросы «на поиск».
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых машин и механизмов.

Итого: __________


Литературные способности

1. Может легко построить рассказ (начало, завязка, окончание).
2. Привносит что-то новое, необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Несущественные детали в рассказах, событиях отбрасывает, оставляя главное, наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться сюжета, не теряя основной мысли и не сбиваясь.
5. Хорошо описывает эмоции и чувства героев, умеет подобрать нужные слова.
6. Передает детали, важные для понимания события, в тоже время не упускает основную линию повествования.
7. Любит сочинять и писать рассказы, стихи.
8. Героев в рассказах изображает живыми, легко передает их характер, эмоции, чувства.

Итого: __________


Артистические способности

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д.
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию.
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то рассказывает.
5. С легкостью передает эмоциональные переживания, чувства.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека, животное.
7. Интересуется профессией актера.
8. Любит «играть» на публику.

Итого: __________


Способности к спорту

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических нагрузок, чтобы чувствовать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх или соревнованиях.
3. Преуспевает в каком-нибудь виде спорта.
4. Бегает быстрее всех в классе.
5. Двигается легко, грациозно, хорошая координация движений.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры

Итого: __________


Интеллектуальные способности

1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Использует знания в практике.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4. Улавливает связь между событиями, между причиной и следствием.
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что не проговаривается взрослым, но имеется в виду.
6. Понимает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания.
8. Знает много такой информации, которой не владеет большинство его сверстников.
9. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, точно выражает свои мысли.
10. Любит книги, которые предназначены обычно для более старшего возраста.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Обгоняет своих сверстников в учебе на год-два, часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал уже знаком.
13. Задает много вопросов, внимательно выслушивает ответ, делает свои выводы.
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, моментально реагирует на новое, неожиданное.

Итого: __________


Художественные способности

1. Нет однообразия в нарисованных сюжетах.
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым, когда видит красивую картину, скульптуру, красиво оформленную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета, составляет своеобразные композиции из цветов, камней и т. д.
4. Всегда готов использовать в творчестве какой-то новый материал.
5. Когда есть свободное время, охотно рисует, лепит, создает разные поделки.
6. Прибегает к рисунку, лепке для того, чтобы выразить свои чувства, эмоции.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Пытается воссоздать то, что понравилось.
8. Любит работать с пластилином, глиной.

Итого: __________

Часть 3-я.

Стратегии родительского поведения в развитии способностей ребенка

(по материалам В.С. Юркевич)

У детей восьми-девяти лет выявляли познавательную потребность, а затем и способности. Эксперимент решили провести вместе с мамами. Проходился он несколько необычным образом. В большой комнате было собрано много игрушек, книг, альбомов. Был даже детский компьютер. В эту комнату приглашались мамы с детьми, и их просили подождать — примерно минут сорок. А в этой чудесной комнате была одна тайна — огромное, во всю комнату зеркало — не простое, а так называемое зеркало Гезелла. Со стороны комнаты, где сидят испытуемые, это обыкновенное зеркало, однако с обратной стороны оно прозрачное, как оконное стекло. Таким образом, экспериментатор может наблюдать за тем, что делают мама с ребенком в комнате. Им специально указывали, что можно вести себя достаточно свободно, делать то, что нравится. При этом отмечалось, что в любое время можно пройти в соседнюю комнату, к экспериментатору, да и сам экспериментатор будет время от времени заходить, то есть дверь не будет закрыта (этим снималась неэтичность «подглядывания» за испытуемыми).

И вот эксперимент начался. Конечно, мамы и их дети вели себя по-разному, и все различия можно было уложить в четыре основные стратегии.

Первая — мама начинала усиленно воспитывать свое чадо. «Давай посмотрим этот альбом, давай поиграем в эту игру» и т. д. Это прямое воспитательное воздействие — такова стратегия.

Вторая — мама, оглядевшись по сторонам, видела, что в комнате много непонятного («Что за машинки, что за странные игрушки?») и начинала звать экспериментатора, чтобы он рассказал, как и во что им играть, чем заниматься в этой комнате. Назовем эту стратегию — «переложение ответственности».

Третья — мама, тоже оглядевшись, вдруг замечала альбом, книжку или игрушку, которая давно ее интересовала, и прежде всего сама погружалась в познавательную деятельность, предоставляя ребенку возможность самостоятельно найти подходящее занятие. Это — стратегия, условно говоря, саморазвития.

И, наконец, четвертая стратегия — самая незамысловатая: мама просто ожидала начала эксперимента, призывая к тому же ребенка. Некоторые, на всякий случай, одергивали ребенка, если он пытался чем-нибудь заняться («сломаешь, порвешь»), хотя экспериментатор вполне отчетливо разрешил вести себя свободно и делать все, что нравится.

Само собой разумеется, что именно четвертая стратегия наименее благоприятна для развития способностей. Действительно, оказалось, что у этих мам чаще встречались недостаточно развитые дети, со слабо выраженной системой интересов. Часто у этих детей основными интересами были потребительские (кукла Барби или жвачка с картинкой).

Однако какая стратегия оказалась наиболее благоприятной для развития познавательной потребности? Наверное, многим покажется удивительным тот факт, что наиболее продвинутые, развитые дети были у мам с третьей стратегией, тех самых мам, которые углубились в свои занятия, не очень-то, казалось бы, обращая внимание на ребенка. Но для психологов картина не была неожиданной. Все дело в том, что дети в этих семьях, у этих мам живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры.

Вероятность, что ребенок будет любить чтение, если этого не любит мать, конечно, есть, но очень невысока. А вот возможность того, что для ребенка любимым развлечением станет телевизор, если в семье именно он — главный досуг, почти стопроцентная.

Интересно было поближе познакомиться с мамами со второй стратегией (которые бежали к экспериментатору за помощью — что им делать).

Оказалось, они считают, что воспитывать их ребенка должны специально для этого обученные люди, и с большой охотой отдают своих детей в разного рода группы развития. Надо сказать, что все эти группы — художественного, эстетического, раннего развития — несомненно, хорошее дело, но это все же дополнение к семейному воспитанию, а никак не замена его.


Вместе заключения

Много столетий назад в Библии были записаны мудрые слова: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Роль родителей в воспитании детей, в развитии их способностей неоценима. Не скупитесь проявлять любовь к своему ребенку. Проводите с ним время, воспитывайте и обучайте его. Это принесет счастье и радость как вам, так и вашим детям.

Что почитать о развитии способностей ребенка:

1. Памела С. Бригс, Тео Л. Пайлот, Джанет Х. Бегби. Раннее детство. Развитие творческих способностей ребенка.

2. Ольга Машталь. Программа развития способностей ребенка.200 заданий, упражнений, игр.(+CD).

3. Е. Первушина. Как выявить и развить способности вашего ребенка

4. А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова. 50 обучающих игр. Для детей 3−6 лет.

5. Татьяна Стробыкина. Игры и упражнения для самых маленьких.

6. Джеки Силберг. Как развивать необходимые навыки у малыша, играя вместе с ним

7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5−7 лет

8. Таттл Ч., Пакет П. Познавательные игры для детей 3−12 лет.

9. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить.

10. Козырева Л. Развиваем логическое мышление.

11. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей.

12. Л.Я. Береславский Азбука логики.

13. Лариса Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст. 10−14 лет

14. Роберт Фишер. Как развить ум вашего ребенка

15. Т.А. Ткаченко Мыслим творчески; Речь и логика.

16. Цицулина А.В., Капкокова Л.Г., Беседа Р.А. Развиваем способности ребенка. Эмоции

17. Акимова Г. Е. Расту, играю, развиваюсь!

18. Кряжева Р.Л. Радуемся вместе!

Узнать о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, познакомиться с методиками раннего развития, научиться понимать своего ребенка и стать счастливым родителем можно на семинарах психолога Анны Бояринцевой в Cемейном Центре «Волшебный ребенок» (8(495) 133−43−46, magichild.ru или boyarintseva.ru)

Анна Викторовна Бояринцева

педагог-психолог,

кандидат педагогических наук,

ведущий научный сотрудник ИППД РАО,

г. Москва

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector