IV.2.1. Формирование побудительных тенденций.

Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б., молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест «дирижирования». Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, — лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен — предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

10 стр., 4836 слов

Опоры при идентификации слова

24 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» Факультет иностранных языков и международной коммуникации Кафедра английского языка Специальность «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Курсовая работа на тему: Опоры при идентификации слова Выполнила Бойкова Дарья Александровна Тверь 2009 Оглавление Введение…………………………………………………………………..3 ...

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен — скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

  1. Положительные тенденции

Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

По словам коллег: Александр — не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

13 стр., 6069 слов

Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности с позиций теории ведущих тенденций

Содержание Введение Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности с позиций теории ведущих тенденций Интеллектуальные тесты АЙЗЕНКА-ГОРБОВА Компьютерная версия интеллектуальных тестов Айзенка-Горбова Приложение 1. Словесный тест Приложение 2. Числовой тест Приложение 3. Наглядно-образный тест Приложение 4. Графики Приложение 5. Ответы к тестам Введение Дифференцированный подход к ...

В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

2. Отрицательные тенденции

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

К работе Александр относится серьезно и основательно, склонен делать всю работу от начала до конца сам, не доверяя другим. После того, как работа закончена, для него важно узнать мнение окружающих о сделанном. Можно говорить о том, что Александр нуждается в признании окружающими ценности сделанного им. Иначе он теряет уверенность в важности и нужности того, что он делает и в таком случае может даже потерять интерес к работе. Он совершенно теряется, когда ему выражают недовольство по поводу его работы.

Для него очень важно получать от руководства точные и исчерпывающие инструкции — он должен точно знать, когда и что надо делать. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у него может легко возникнуть стрессовое состояние.

15 стр., 7351 слов

Курсовая работа — Социально-психологические проблемы молодой семьи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Курсовая работа Социально-психологические проблемы молодой семьи Выполнила: ______________________________ _________________________________________ Студентка группы _________________________ Проверила: _______________________________ ...

Последовательность во всем, основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.

Он постоянно занят поиском самого лучшего, что есть в жизни. Охвачен идеями самосовершенствования, хотя эти идеи не затрагивают личные отношения, а касаются в основном его работы и карьерного роста. Это может привести к обесцениванию того, чем Александр обладает в настоящий момент.

Александр обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами. Александр рассказал о случаях, когда он попадал в скандальные ситуации, при этом никакой его вины в том, что случилось, не было.

Александр Б. достаточно замкнут, когда речь заходит о его отношениях с близкими и членами семьи. Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении с ним. Производит впечатление человека, которого интересуют только те сферы деятельности, которые приведут его к профессиональному успеху, карьерному росту.

Способы коррекции нежелательных черт личности

Для личности, обладающей такими психологическими особенностями можно рекомендовать в первую очередь посещение социально-психологических тренингов таких, как, например, тренинги построения команды, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков.

Это позволит: расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения; отработать навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; активизировать процессы самопознания и самоактуализации; расширить диапазон своих творческих способностей.

20 стр., 9564 слов

Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

... личности. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формирование его самосознания и самооценки. Изучая особенности ... Ч. 11 2 5 1 3 Александра Г. 11 1 0 0 2 ... ребёнка влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребёнок демонстрирует попытки совершать ... 1 Выделенное лицо 0, 1 Лицо, нарисованное последним 0, 1 Отсутствие основных деталей лица 0, ...

Из описания психологического портрета видно, что Александр Б. мало внимания уделяет общению с близкими людьми, нет никакого упоминания на существование у него в данный момент близких друзей или любимой девушки. Так же трудно ему бывает учитывать в своём поведении динамику межличностных взаимоотношений. В этом случае можно рекомендовать посещение тренингов межличностных отношений.

Хорошие результаты может дать и индивидуальная работа с психологом. Нежелание Александра Б. говорить о своих отношениях с близкими, о членах семьи, отсутствие серьезных увлечений лицами противоположного пола говорит о том, что в данном случае может иметь место определенный внутренний конфликт, разрешение которого даст энергию, возможности и желание для дальнейшего развития и самоактуализации личности.

Программа сбора, систематизации и накопления данных об изучаемом лице в целях составления его социально-психологического портрета для решения задач правоохранительной деятельности.

Вводная часть.

Во вводной части формулируется основная задача составления социально-психологического портрета изучаемого лица, применяемые методы и методики, материалы, на основе которых он создается.

Часть I. Общие данные.

В первой части, кроме установочных данных и сведений об основных социально-демографических характеристиках изучаемого лица, совершаемых асоциальных и противоправных действиях, указываются внешние признаки, краткий словесный портрет, особые приметы и т. д.

2 стр., 786 слов

Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения

Невербальные индикаторы психологического состояния личности Для проницательного человека важнейшие невербальные компоненты общения — мимика, жесты и пантомима, которые, будучи в высочайшей степени информативными, способны сообщить окружающим зачастую больше, чем сказано. Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения ...

Ряд этих характеристик, например, асоциальные и противоправные действия, род занятий, условия работы, быта, досуга, особенности поведения и т. п. более подробно рассматриваются в других разделах программы при изучении условий и индивидуального образа жизни.

1.1. Установочные данные:

пол, время и место рождения, национальность, социальное и национально-этническое происхождение, гражданство, место жительство (может быть несколько), образование, основное занятие, профессия, специальность, должность, место работы, членство в общественных организациях (клубах, секциях., партиях и др.), семейное положение, знание языков и т. п.

1.2. Асоциальные и противоправные действия

Описание и краткая характеристика асоциальных и противоправных действий изучаемого лица

Применявшиеся меры воздействия с целью предупреждения и пресечения асоциальных и противоправных действий изучаемого лица

Меры предупредительного характера.

Выделяются и фиксируются характер, результаты и отношение к применявшимся мерам профилактического характера, особенности поведения и психологических характеристик, которые проявлялись при проведении этих мероприятий.

Привлечение к административной, уголовной ответственности.

За совершение каких преступлений привлекался к уголовной ответственности, отношение к обвинению, мере наказания и т. п., особенности поведения и психологических характеристик, которые проявлялись в процессе следствия и отбытия наказания.

2 стр., 620 слов

Особенности психологизма как способа характеристики персонажа в новеллах А.П. Чехова

Криворожский государственный педагогический университет Кафедра русского языка и литературы Шевченко А.В. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА КАК СПОСОБА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖА В НОВЕЛЛАХ А.П. ЧЕХОВА Психологизм как важный признак поэтики А.П. Чехова привлекал внимание многих исследователей, таких как Андрея Борисовича Есина, Ивана Филлиповича Масанова, Пётра Николаевича Краснова, Владимира Борисовича ...

Внешние признаки:

1.3.1. Лицо (общее впечатление, краткий словесный портрет, особенности)

1.3.2. Рост (высокий, средний, низкий, аномалии).

1 3.3. Телосложение, фигура, вес (стройный., полный, тучный., атлетический, худой, очень худой, сутулый, сгорбленный, астенический и т. п.);

1.3.4. Движения (быстрые, порывистые, замедленные, резкие, плавные; амплитуда — большая, средняя, малая; темп — высокий, средний, низкий и т. д.);

1.3.5. Походка (плавная, размашистая, угловатая, скачущая, неуклюжая, расслабленная, мягкая, осторожная, тяжелая, напряженная и т. п.);

1.3.6. Голос (приятный, неприятный, громкий, приглушенный, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый; тональность, высота., манера говорить — громко, тихо и т. п.);

Речь (логика, темп, паузы, словарный запас, плавность и легкость, пространность и длительность высказываний, застревание на определенных темах, эмоциональная насыщенность, интонационные характеристики и т. п.);

1.3.8. Одежда (опрятен или неопрятен, придерживается моды или нет, стиль одежды, как предпочитает одеваться: небрежно, просто и со вкусом, функционально — чтобы было удобно, добротно, вызывающе, спортивного, делового типа, дорого и вычурно, дорого и в соответствии с последним криком моды, в соответствии с определенными образцами или групповыми стандартами и т. п.);

Манеры (культура поведения и общения: вежливость, тактичность, соблюдение общепринятых норм или противоположные характеристики; производит приятное или неприятное впечатление на окружающих; выразительность или бедность мимики; ловкость или скованность в движениях и т. д.).

Часть II. Основные особенности условий жизни, воспитания и формирования личности

2.1. Где и кем воспитывался в детстве.

Родители, братья и сестры, другие родственники и лица, оказывавшие влияние на формирование личности изучаемого (социальное положение, образование, профессия, согласие между собой, отношение к детям, увлечения, средства на жизнь, постоянное занятие, проведение свободного времени и т. д.).

Места проживания семьи в период детства и юношества, Характеристика места рождения и проживания (город: большой, средний, маленький; деревня, особенности места рождения).

Раннее детство (какой ребенок по счету, жизнь в семье, братья и сестры, взаимоотношения между ними; события в семье в первые годы жизни).

Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях и школе (характеристика школы, любимые предметы, школьные прозвища, взаимоотношения со сверстниками, нарушение школьной дисциплины, наказания за поведение, успехи, оценка учебной деятельности; характерные события жизни и особенности поведения).

Другие учебные заведения (причина поступления, планы перед поступлением, успехи, получение знания, умения и навыки; характерные события).

Трудовая деятельность в молодости и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность).

2.2. Общая характеристика условий жизни изучаемого лица в детстве и юности

жилищные и санитарно-гигиенические условия;

предметно-вещевое окружение;

бюджет семьи и источники жизненных благ;

взаимоотношения между родителями;

взаимоотношения с родителями, другими ближайшими родственниками;

культурные, нравственные и иные ценности семьи;

другие особенности условия жизни в данный период.

2.3. Выводы о возможном влиянии условий жизни и воспитания в детском и юношеском возрасте на формирование личности.

Выделяется, что наиболее сильно повлияло на формирование личности и какие особенности поведения, психологические свойства сформировались под влиянием окружающих лиц, внешних обстоятельств, условий жизни и воспитания в рассматриваемый период.

Часть III. Жизненный путь в зрелом возрасте и его анализ по ведущим сферам жизнедеятельности.

В третьей части с учетом основных компонентов индивидуального образа жизни изучаемого лица выделяется несколько относительно самостоятельных разделов. В каждом из таких разделов накапливаемые данные систематизируются в соответствии с выделенными позициями, объединенными в определенные функциональные 6локи или подразделы.

3.1. Трудовая деятельность, другие способы и источники получения средств к жизни.

Общая характеристика трудовой деятельности: профессия, специальность, должность, заработная плата, места учебы и работы в хронологической последовательности, причины (мотивы) их выбора и смена.

3.1.2 Отношение к работе. Указываются конкретные цели, мотивы, другие причины, определяющие трудовую деятельность. При этом учитывается, что она может быть обусловлена несколькими причинами и рядом мотивов. Например:

— получением основных средств к существованию;

— использованием как своеобразного «прикрытия» асоциальных и противоправных действий (чтобы не привлекать внимания правоохранительных органов или окружающих людей и т. п.);

— условия и характер трудовой деятельности способствуют участию в совершении асоциальных и противоправных действий (фиксируются какие конкретно условия и чем способствуют); наличием развитых профессиональных интересов, увлеченностью содержанием профессиональной деятельности; стремлением сделать карьеру (из-за престижных или материальных соображений, авторитета и популярности среди определенной категории лиц и т. п.); высокая квалификация в данной области будет необходима в других условиях (при эмиграции и т. п.);

-наличием возможностей использовать служебное положение в личных целях, получения различных жизненных благ, оказания помощи родственным и иным связям, в том числе по асоциальной и противоправной деятельности и т. д.

3.1.3 Другие способы и источники получения средств к жизни (их наличие и краткая характеристика)

Фиксируются конкретные источники и способы, а также содержание и объем получаемых средств и различных жизненных благ.

Например: предпринимательская деятельность, взяточничество, спекуляция (ценными бумагами, недвижимостью и т. п.), мошенничество, содержание за счет родителей или родственников, любовников или любовниц, получение материальной помощи (из различных источников, включая различные фонды и благотворительные организации, в том числе зарубежные, от сообщников по асоциальным и противоправным действиям и др.) и т. д.

3.1.4. Отношение к другим способам и источникам получения жизненных благ.

Гордится своим умением добывать жизненные блага, в том числе с нарушением морально-этических и правовых норм, воспринимает это как должное или как необходимость, трудную обязанность, тяготиться этим, испытывает угрызения совести и т. д.

3.1.5 Взаимоотношения с окружающими людьми по месту основной работы (учебы) и при использовании других способов получения средств к жизни и различных жизненных благ.

Фиксируется с кем конкретно поддерживаются отношения, их характер и основа (например: общность профессиональных, меркантильных или иных интересов; общность взглядов; зависимость в служебном, материальном или ином плане: эмоциональная окраска — симпатия, антипатия, доверительность. уважение как авторитета в области.. . преклонение и т. п.).

Определяется, кто может оказывать существенное (позитивное или негативное) влияние на изучаемое лицо и на кого может существенно влиять он.

3.1.6. Особенности поведения, общения, психологические характеристики. проявляющиеся в основной трудовой деятельности и при использовании иных способов получения средств к жизни и различных жизненных благ.

Выделяются в первую очередь те особенности поведения и общения, способности, знания, умения и навыки, а также привычки, другие психологические свойства, которые необходимо учитывать при решении задач правоохранительной деятельности.

3.2. Особенности условии жизни и поведения в семейно-бытовой сфере

3.2.1. Условия быта и семейной жизни.

Наличие семьи (первой, второй и т. д.), члены семьи, близкие родственники, любовница (любовник, сожитель) и их краткая характеристика. Жилищные, бытовые условия, обстановка в квартире и ее особенности, бюджет семьи, наличие материальных ценностей, отношения собственности и т. д.

3.2.2. Взаимоотношения в семье.

Отношения конфликтности (разобщенности): разногласия, размолвки, ссоры, скандалы, измены, уход одного из супругов из семьи и т. п.

Отношения согласия: любовь, страсть, верность, взаимное уважение, доверительность, общность интересов (каких конкретно), безразличие, сохранение семьи ради детей, экономических интересов (или по другим каким-либо соображениям) и т. п.

Члены семьи (кто конкретно и в отношении каких именно взглядов и действий): разделяют асоциальные взгляды изучаемого лица, знают о совершаемых им асоциальных и противоправных действиях, являются его единомышленниками и/или соучастниками, поддерживают его, пытаются держать или ограничить участие в совершении асоциальных и противоправных действий, высказывают неодобрение, несогласие, не знают о его взглядах и совершаемых им асоциальных и противоправных действиях и т. д.

3.2.3. Отношение к семейной жизни и условиям быта

Условиями быта семейной жизни — в основном удовлетворен, если неудовлетворен, то чем конкретно, стремится изменить и какими именно способами, имеются ли для этого условия и какие.

Отношение к семейной жизни: дорожит семьей, стремится ее сохранить, заботится о материальном благополучии семьи, уделяет много времени воспитанию детей, старается воспитать у детей позитивное или негативное отношение к моральным и правовым нормам, равнодушен к семье, мало интересуется семейными делами, рассматривает семью как неприятную и/или неизбежную обязанность, считает ее «обузой» для себя и помехой в своих действиях, может ей «пожертвовать» и т. д.

3.2.4. Особенности поведения, общения и другие психологические характеристики изучаемого лица, проявляющиеся в семейно-бытовой сфере.

Выделяются особенности отношений с членами семьи, намерений и возможностей по изменению условий жизни, внешних форм поведения и индивидуально-психологических характеристик изучаемого лица, проявляющихся в семейно-бытовой сфере, которые целесообразно учитывать при решении конкретных задач правоохранительной деятельности.

3.3. Состояние здоровья и отношение к нему.

3.3.1. Объективное состояние здоровья; в норме, наличие психического или соматического заболевания., какого именно, его форма, степень тяжести, состоит ли на учете в связи с заболеванием и где.

3.3.2. Отношение к здоровью: не интересуется состоянием собственного здоровья, склонен недооценивать отрицательные показатели состояния здоровья, соответствует объективному состоянию, переоценивает ухудшение состояния здоровья, проявляет элементы мнительности в оценке состояния здоровья, очень мнителен в отношении состояния здоровья, что проявляется в высказываниях и особенностях поведения.

Проведение досуга.

3.3.1. Общая характеристика

Наличие устойчивых интересов, хобби, увлечений, характерных форм проведения досуга. Например: музыка, искусство, литература, коллекционирование (в т.ч. антиквариата, раритетов, оружия и т. п.), спорт (в т.ч. боевые искусства), семейный отдых, путешествия, авто-, фото-, кино-, и другие виды любительских занятий (в т.ч. технические виды, включая, изучение, конструирование и ремонт технических и радиотехнических, устройств, компьютерной техники, оружия, разработку программных продуктов, манипулирование с взрывчатыми, химическими и биологическими материалами и т. п.), отдых на природе, охота, рыбалка, спиртное, азартные игры, наркотики, сексуальные развлечения и т. п.

3.4.2. Особенности поведения в сфере досуга.

Выявляется и фиксируется круг устойчивых связей в этой сфере жизнедеятельности, основа и эмоциональная окраска взаимоотношений, особенности психологических характеристик, поведения и общения, степень близости и доверительности. Кто может оказывать на изучаемое лицо позитивное или негативное влияние и на кого он.

Часть IV. Общая психологическая характеристика личности и совершаемых асоциальных и противоправных действий.

Систематизированные в соответствии с основными позициями данные первых трех частей программы позволяют выявить и зафиксировать наиболее существенные характеристики объективных условий жизни и социального окружения (систему связей и взаимодействии с окружающими людьми, их структуру, форму и содержание), совершаемые асоциальные и противоправные действия, жизненные цели и ведущие мотивы поведения, а также другие психологические особенности. При необходимости и наличии возможностей могут применяться ряд дополнительных психологических методик.

Описание и интерпретация полученных данных о психологических характеристиках изучаемой личности осуществляется в четвертой заключительной части программы.

Ее структура и содержание определяются спецификой решаемых конкретных задач правоохранительной деятельности и особенностями изучаемой личности.

В этой части интегрируются данные о полученных психологических характеристиках изучаемой личности, которые представляются в форме основного психологического компонента составляемого социально-психологического портрета, включающего:

— общую психологическую характеристику, другие наиболее значимые особенности психики и свойства изучаемой личности.

IV.1. Общая психологическая характеристика

Описываются основные психологические особенности, обусловливающие своеобразие индивидуального стиля поведения, общения и деятельности, включая:

-темперамент

-характер,

-способности,

-направленность личности,

-эмоционально-волевую и мотивационно-потребностную сферы и т. д.

IV.1.1 Общая характеристика стиля поведения: активен, энергичен, находчив, решителен, трудолюбив, настойчив, инициативен, реалистичен, стремится к завершению начатого, аккуратен, собран, деловит, ответственен, высоко работоспособен и т. д. или противоположные свойства, например, неорганизован, безответственен, ленив, нереалистичен, не завершает начатого, нерешителен, беспринципен и т. п., проявляет склонность к лидерству — склонность к лидерству не проявляет и т. д.

Стиль поведения в простых повседневных ситуациях: хорошо владеет собой, выдержан, спокоен, уверен в себе, придерживается общепринятых правил поведения и т. д. или противоположные характеристики, например, импульсивен, необязателен, игнорирует общепринятые правила и нормы поведения, азартен и т. п.

Стиль поведения в сложных и экстремальных ситуациях (в т.ч. в состоянии алкогольного и наркотического опьянения): мобилизуется, энергичен, хорошо владеет собой, проявляет инициативу и находчивость, пренебрегает опасностью или становится агрессивным, совершает ошибки, способен на необдуманные поступки, может совершать экстремистские действия или — теряется, становится вялым апатичным, деятельность дезорганизуется и т. п.

IV 1.2. Особенности сферы общения.

Общая характеристика процесса общения: общительный, имеет широкий круг связей, стремится к общению с другими людьми, легко идет на развитие контактов (но только если инициатива исходит от него); в развитии контактов инициативы не проявляет, но и не избегает их и охотно развивает даже если инициатива исходит от партнеров; малообщителен, общается только с хорошо знакомыми людьми; необщителен, замкнут, испытывает трудности при общении и т. д.

Социально-психологическая компетентность: адекватно оценивает восприятие себя окружающими или нет; умеет правильно оценить партнеров и соответственно построить процесс общения в целях формирования нужных для него межличностных отношений; может воздействовать на других людей в выгодном для себя плане; обладает развитыми коммуникативными умениями и приемами и т. д. или иные характеристики.

Стиль общения (в т.ч. особенности связанные с контактами с представителями противоположного пола и сексуальными отношениями):

а) с людьми, от которых зависит или нуждается в их помощи, поддержке;

б) с людьми, зависимыми от него;

в) с другими окружающими людьми (например, инициативен, непринужден, естественен, тактичен, вежлив, предупредителен, стеснителен, застенчив, стремится услужить, заискивает, подхалимничает, неискренен, сдержан в проявлениях чувств, безразличен, холоден, недоброжелателен, высокомерен, активно проявляет или демонстрирует свое превосходство, невыдержан, хамоват, конфликтен, груб, агрессивен, жесток и т. п.).

Особенности самооценки: адекватная, завышенная, заниженная; скромен, самокритичен, объективен в оценке собственных возможностей, обладает чувством собственного достоинства и т. п. или склонен к переоценке собственных возможностей, высокомерен, эгоистичен, тщеславен, самолюбив до самовлюбленности и т. д.

Степень подверженности психологическому воздействию:

довольно легко может изменить свои взгляды и поведение под воздействием окружающих;

изменяет свое поведение, и взгляды, если это может принести выгоду (изменение является формой приспособления);

может изменить поведение и взгляды под воздействием авторитетных

лиц;

может изменить взгляды и поведение, если убедился, что был не прав;

внешне может выразить согласие, но взгляды свои практически не меняет даже под воздействием авторитетных лиц, а если и меняет, то не по главным принципиальным моментам;

может соглашаться лишь по несущественным вопросам;

практически не поддается воздействию и не меняет своей точки зрения, даже если не прав.

Особенности психологической зашиты.

Указываются конкретные используемые механизмы психологической защиты и особенности их проявления в различных ситуациях.

IV.1.3. Способности, знания, умения и навыки в различных областях, привычки и другие значимые индивидуальные особенности

Основное внимание уделяется тем из них, которые необходимо учитывать при решении конкретных задач правоохранительной деятельности.

Особенности темперамента.

Определяется тип темперамента и особенности его проявления в различных ситуациях. Обращается внимание особенно на те ситуации, которые возникают при решении конкретных задач правоохранительной деятельности.

Особенности эмоционально-волевой сферы.

Доминирующий эмоциональный тонус (преобладающее настроение: приподнятое, ровное, угнетенное, в играх азартен — неазартен; реакция на трудности: растерянность, энергичность, безразличие, и т. д.).

Осо6енности проявления эмоций и чувств (возбуждается легко, средне, быстро; подавляет раздражение легко — с трудом; переживает неудачи заметно — незаметно, долго — не долго; обиды помнит долго — не долго; в длительном ожидание спокоен — раздражен; привязанность хранит долго — не долго; расстраивается — не расстраивается по мелочам; спокойный — раздражительный; невозмутимый — ранимый; сдержанный — возбудимый; пессимистичный — оптимистичный и т. д.).

Проявление волевых качеств (дисциплинированность — недисциплинированность; самостоятельность — несамостоятельность; настойчивость — ненастойчивость; решительность — нерешительность; инициативность — безынициативность; самообладание — невыдержанность; смелость — трусость, хладнокровие, уверенность, целеустремленность, упрямство и т. д.).

В сложных ситуациях сохраняет спокойствие, логичность и рассудительность или теряется и т. п.

Уровень контроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения (высокий, средний, низкий; что употребляет и в каких дозах. Особенности поведения в состоянии опьянения — спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, мало и т. п.).

Характер.

Определяется система свойств характера, выражающих основные виды субъективно-личностных отношений:

к людям;

единомышленникам;

к самому себе;

к труду и другим способам получения жизненных благ;

к обществу (его различным институтам, в т. ч. правовым);

к собственности;

к вещам;

к государству и т. п.

Особенности мотивационно-потребностнсй сферы.

Доминирующие потребности (какой вид потребностей превалирует и их иерархия (по Маслоу):

физиологические потребности;

потребности в безопасности, самосохранении;

потребности в принадлежности к социальной группе, в частности криминальной направленности;

потребности в уважении к своей личности, престиже;

потребности в самовыражении, самореализации, в т. ч. через асоциальную

и криминальную среду).

Стремление к власти (иерархия и степень выраженности — сильная, средняя, слабая, не выраженная), в каких формах:

через владение собственностью, финансовыми средствами и т. д.;

через авторитетность в определенной среде, в т. ч. криминальной, дело

вой, политической и т. п.;

через возможности административного ресурса;

через возможности физического воздействия, в т. ч. противоправного характера и т. д.;

через профессиональные и специальные знания, умения, навыки, наличие связей в определенных кругах и т. д.

Ценности и установки (иерархия и степень выраженности): социальные и нравственные ценности (ориентация на общепринятые социальные и моральные нормы и правила поведения, обычай, обряды, табу, уважение правопорядка или наоборот — ориентация на узкогрупповые нормы и ценности, отрицание любых запретов и т. п.); материальные ценности (ориентация на вещи, деньги, собственность); политические ценности (отношение к политическим партиям, образу жизни в стране; личные политические взгляды и т. д.); идейные ценности (мировоззрение, вера в бога, отношение к другим религиям и верующим, соблюдение религиозных заповедей и т. д.).

Интересы (на основе анализа данных в п. 3.4. и других разделов программы выделяется, какой вид деятельности наиболее привлекателен, чем охотнее занимается, увлечения и хобби. Широта или узость интересов, а также степень устойчивости интересов).

Наличие или отсутствие идеалов, образцов для подражания (наличие в качестве образца для подражания конкретной или исторической личности, идеи, обобщенного образа., поступка человека, литературного или кино героя и т. д., в т. ч. асоциального и криминального характера. Интенсивность следования идеалу).

IV.2. Социально-психологическая характеристика асоциальных и противоправных действии

Достаточно обоснованная оценка общественной опасности совершаемых асоциальных и противоправных действий изучаемого лица предполагает анализ, как внешних проявлений совершаемых действий, так и выявления их субъективных компонентов, учета условий их совершения, роли других лиц способствовавших или участвовавших в них. Выявляется и фиксируются содержательная характеристика взглядов, ценностных ориентации (отсутствие таковых) их устойчивость, особенности взаимоотношений с единомышленниками и т. д.

IV.2.1. Формирование побудительных тенденций.

Выявляются и фиксируются: конкретные лица, обстоятельства, условия жизни и другие внешние воздействия, оказывавшие влияние на формирование планов, намерений и мотивов совершения асоциальных и противоправных действий; субъективные, психологические предпосылки, например, особенности характера взглядов, восприятия и принятия моральных и правовых норм, неудовлетворенность социальным, материальным, семейно-бытовым положением и т. п.

IV.2.2. Особенности взаимоотношений с единомышленниками и/или соучастниками совершения асоциальных и противоправных действий

Определяется занимаемое положение в криминальной (разрабатываемой) среде, например, является авторитетом и играет роль лидера и/или организатора, становится инициатором совершения действии лишь в отдельных случаях, является активным исполнителем чужих замыслов и т. д.

Выявляется наличие характерных особенностей во взаимоотношениях и проявлениях психологических характеристик при общении с единомышленниками и совершении асоциальных и противоправных действий.

IV.2.3. Наличие возможностей совершения асоциальных и противоправных действий

Объективные возможности: например, наличие средств для совершения преступлений, в частности, террористического характера (доступа к получению оружия, взрывчатых или отравляющих веществ, транспортных средств и т. п.).

Субъективные возможности: например, устойчивые антиобщественные взгляды, корыстные или иные мотивы, готовность к совершению экстремистских действий, организаторские способности и умение воздействовать на других и подчинить своей воле, склонность к риску, пренебрежение к возможным мерам уголовного преследования и т. п.

IV.3. Выводы и рекомендации по учету выявленных индивидуальных психологических особенностей в процессе решении задач правоохранительной деятельности.