Исследование повторно-сравнительное

56. (мониторинг)Вид исследования, направленного на Выявление закономерностей изменения предмета во времени

57. Исследование разведыватель-ное (формулятивное)Вид исследования, направленного на сбор предварительной информации

58. ИстинаСоответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант).

В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобности — степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий.

59. КатегорииОт греч. kategoria — высказывание; признак, в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики. Материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность, и др.

60. КлассОбщественные, относительно устойчивые группы социальные, имеющие общие интересы и ценности (напр., крестьянство, рабочий класс, буржуазия, средний класс и др.).

Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в 19 в. (Сен-Симон, О. Тьерри, Ф. Гизо и др.).

К. Маркс и Ф. Энгельс связывали существование классов с определенными способами производства, считали борьбу классов движущей силой истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества. В социологии выдвигаются разные критерии деления общества на классы и социальные группы (возрастные, экономические, профессиональные, система прав и обязанностей, социальный статус и др.) .

18 стр., 8967 слов

Состояние теоретического знания в зарубежной социальной психологии в первой половине ХХ века

... , но не принимающие идеи соответствия. Обширный класс социально-психологических теорий соответствия, составляющих ядро когнитивистской ориентации, ... дисциплине « ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ » тема: «СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ... на процесс познания (cognition). Общая линия связи между этим процессом и социальным поведением прослеживается ...

61. КлассификаторИнструмент, который предназначен для выделения, описания и регистрации необходимых признаков текстовой информации

62. КоллективОт лат. Collectivus — собирательный; Группа людей, объединенных общей работой, общими интересами и целями. В социологии — вид социальной группы, основанной на гибком сочетании формальных и неформальных связей. Представляет промежуточную форму между группой общения (интересов) и организацией.

63. Контент-анализМетод, основанный на переводе качественной информации в количественные показатели

64. Контроль социальныйМеханизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы; органический элемент управления. Основные объекты социального контроля — правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения. Действие социального контроля сводится к применению различных санкций к нарушителям социальных ограничений. Социальный контроль осуществляется государством, а также любой социальной группой (взаимный контроль участников какого-либо процесса, различные формы выражения общественного мнения, напр. моральное осуждение, отказ от контактов и др.).

65. КонфликтОт лат. conflictus — столкновение, столкновение сторон, мнений, сил. Форма социального взаимодействия, характеризуемая борьбой за значимые ресурсы (власть, богатство, престиж и др.) между различными социальными группами, организациями и индивидами. Конфликты подразделяются: по форме протекания на явные т скрытые, вялотекущие и острые; по составу субъектов — на межиндивидуальные, индивидуально групповые, межгрупповые, по предмету: социальные, политические, экономические, культурно-этноческие и т. д; по содержанию — по поводу жизненных средств, интересов, ценностей.

10 стр., 5000 слов

Социальные группы, организации, общности

... усваивает навыки социальной жизни, а также разделяемые группой и обществом в целом нормы и ценности; □они способствуют организации совместной деятельности людей, то ... социального действия. Социальная общность - это самая большая социальная группа, которую выделяют в социологии. Социальная общность здесь будет рассматриваться как разновидность социальной группы, а точнее, как большая социальная группа ...

66. КультураВидоизмененная человеком часть природы, результат целесообразной деятельности человека. Делится на материальную и духовную культуру. В узком смысле — совокупность идеальных результатов деятельности человека — норм, образцов, стандартов, выступающих условиями и регуляторами его последующей деятельности.

67. ЛегитимностьОт лат. legitimus, признание или подтверждение законности государственной власти, какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающиеся на принятые в данном обществе ценности. Основой легитимации могут быть традиции и обычаи, харизма, конституционные нормы, демократические выборы, референдум или плебисцит.

68. Личность1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

69. Локальная цивилизацияТип социальной общности, соответствующий высшему уровню социальной организации, исторически сложившийся на основе единства ценностей, сходных культур, механизмов социальной, политической и экономической организации общества.

70. Малая группаВ социологии, психологии — простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни (семья, школьный класс, производственная бригада и т. п.).

Различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий и общения) малые группы.

71. МаргинальностьОт франц. marginal — побочный, незначительный, второстепенный; промежуточный. В социологии термин используется для обозначения слоев общества, занимающих промежуточное, двойственное положение, характеризуемое различием формального статуса и ролевого набора. Формальный статус отражает настоящее положение, а ролевой набор — прежний статус.

12 стр., 5797 слов

Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека

... предметной, материальной и социальной среды формируется личность человека, складывается особый профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, нормами деятельности и общения. Попытку ... специалистов. Овладение соответствующим языком профессиональной коммуникации становится возможным по мере выявления и осознанного освоения предметного содержания профессии и обеспечивает ...

72. МенталитетМентальность, от позднелат. Mentalis — умственный, образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

73. Меры вариацииПоказатели, используемые для количественной характеристики вариации — колеблемости, изменчивости величины признака у единиц наблюдения. Наиболее часто в качестве мер вариации используют среднее квадратическое отклонение и дисперсию, реже — линейное отклонение и вариационный размах.

74. Меры положенияОбобщающие количественные характеристики совокупности по одному варьирующему признаку. Чаще всего в качестве меры положения используют среднюю арифметическую. К мерам положения относятся так же мода и медиана. Кроме этого в социологии часто используется средняя геометрическая, средняя гармоническая и средняя квадратическая.

75. Меры связиКоличественные характеристики статистической взаимозависимости исследуемых признаков. Статистические связи следует отличать от функциональных связей. В качестве мер связи в социологии используют линейный коэффициент Пирсона, коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона, Кречмера, Чупрва. информационные меры связи.

76. МетодСистема правил изучения объекта на основе закономерностей его функционирования.

77. Метод судейСпособ организации работы экспертов в форме ролевой игры.

78. Метод комиссийМетод открытого обсуждения проблемы экспертами в форме дискуссии.

79. МетодикаСистема операций, обеспечивающих получение валидной, релевантной и репрезентативной информации.

80. МиграцияЛат. migratio, от migro — перехожу, переселяюсь, перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года).

3 стр., 1195 слов

К. Д. Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав

... учителей, работающих по различным системам обучения, нарушить конституционное право человека на вариативное образование на основе личного выбора - не утрачивают своего деструктивного характера и ... века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему. Как отмечали современники Ушинского, "его ...

Различают внешнюю (за пределы страны) и внутреннюю миграцию; к внешней относятся эмиграция, иммиграция; к внутренней — движение из села в город, межрайонные переселения и др. Иногда к миграции относят т. н. маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта).

81. МировоззрениеСистема обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

82. Мировые религииХристианство, Ислам, Буддизм. Характеризуются определенными признаками: массовость, многонациональность, социальность: утверждение наиболее важных ценностей, таких как жизнь человека, собственность, семья и др.

83. МобильностьОт лат. mobilis — подвижный, подвижность, способность к быстрому передвижению, действию.

84. Мобильность социальнаяИзменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность — восходящая и нисходящая) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

3 стр., 1397 слов

Влияние образования и социализации личности на общество

... человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия. 2. Связь образования и культуры общества Связь образования и культуры является наиболее прочной, уже ... самые ранние стадии становления института образования связаны ...

Различают также индивидуальную и групповую мобильность, внутрипоколенную и межпоколенную.

85. МодельСистемное описание существенных сторон предмета исследования, включая факторы, влияющие на его функцию.

86. МониторингФорма организации сбора информации о развитии изучаемых процессов во времени.

87. Мораль, нравственностьОт лат. moralis — нравственный, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.

88. МышлениеВысшая ступень человеческого познания, связанная с процессом открытия субъективно нового знания, с решением проблем и творческим преобразованием действительности. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания — психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

89. НародВсе население страны. В узком смысле слова — для обозначения различных форм этнических общностей: племя, народность, нация — в этом контексте служит для обозначения населения, как субъекта исторической деятельности и носителя культуры. Народ — по Р. Барту — характеризуется общностью самоназвания и элементами общей культуры, общностью исторической памяти, территории и солидарностью.

90. НародностьТип этнической общности, образуемый на основе территориально-соседских связей и слияния (амальгамизации) нескольких племен. Народность имеет свой язык, территорию, культуру, зачатки хозяйственно-экономических связей.

9 стр., 4361 слов

Деятельность специалиста по медико-социальной работе с населением

... участковой социальной службы в системе социальной работы с семьей и детьми Участковая социальная служба осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования (в ... жизненные потребности; ) получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги; ) поставщик социальных услуг ...

91. Научная школаНеформальное объединение ученых по научным интересам. Характеризуется научной продуктивностью, активным обменом научными результатами в форме проведения личных встреч, научных семинаров, конференций, симпозиумов, совместными публикациями в научных изданиях, в том числе выпуском научных изданий (вестников, журналов, сборников трудов), подготовкой ученых через аспирантуры и докторантуры, наличием научных советов по защите диссертаций.

92. Научное предвидениеОпределение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем. Возникло в 15−17 вв. См. Прогнозирование.

93. НационализмИдеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19−20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

94. Национальное хозяйствоСовокупность отраслей и сфер экономики страны, взаимосвязанных общественным разделением труда. Включает отрасли материального производства и непроизводственной сферы.

95. Начальная социализацияПериод социализации, начиная с рождения и заканчивая достижением человеком социальной зрелости

96. НенавистьКрайняя форма неприязни, характеризуемая преобладанием бессознательно-эмоциональных компонентов.

97. НеприязньОтрицательный тип отношений между людьми. Может основываться как на антипатии, так и на осознаваемых основаниях (неприятие позиции, определенных качеств личности, деяний и т. д.

98. Номинальные шкалыШкалы, отражающие определенные признаки предметов по принципу «Есть» — «Нет»

99. Нормы моралиСпецифические социальные нормы, основанные на понятиях «добра и зла», имеют неформальный характер, в отличие от норм права регулируются неформальными положительными или отрицательными санкциями. Отличаются от традиций тем, что могут быть рационально истолкованы.

100. Нормы социальные.Образцы правильного, принятого, одобряемого в данном обществе. Проявляются в привычках (установившихся стереотипах поведения в конкретных ситуациях), манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции — привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение) и законов (норм или правил оформленных решением властных органов).

Особо оберегаемые и почитаемые образцы действий (нормы) называют нравами. Особая форма нравов — табу.

101. Образование как социальный институтИнститут образования отделился от семьи, как полагают уже 4−5 тыс. лет назад. К важнейшим функциям института образования относят: передачу ценностей господствующей культуры, а так же необходимых для жизни в обществе знаний умений и навыков; подготовку людей к восприятию перемен, социальный контроль за обучаемыми, отбор и распределение людей в соответствие с их достоинствами (селективная функция), повышение толерантности в отношении других культур.

102. Образование как системаСовокупность образовательных учреждений и органов управления образованием. Образовательные учреждения делятся на общие и специальные. Общие включают учреждения дошкольного образования, неполную и полную среднюю школу. Специальные — делятся на учреждения профессионального и внешкольного образования. Учреждения профессионального образования делятся в зависимости от уровня профессиональной подготовки на средние и высшие. Управление образованием имеет несколько уровней: федеральный — Министерство образования, региональный — главные управления образования, местный — отделы образования.

103. ОбществоИсторически сложившаяся форма объединения и совместной деятельности людей. Существенным признаком общества являются: производство, как особый тип отношения с природой в процессе которого человек, воздействуя на природу, приспосабливает ее элементы к собственным потребностям и культура, как основа его организации. В узком смысле — особый тип общности, социальной системы, характеризуемый способностью к автономному существованию и самовоспроизводству, аспектами которого выступают воспроизводство биологической популяции, воспроизводство условий жизнедеятельности (производство) и культуры.

104. Общество гражданскоеТермин, употребляемый в разных значениях; введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис).

В 17−18 вв. гражданское общество противопоставлялось абсолютистско-феодальному государству. В распространенном современном значении гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и др. сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества.

105. Общность социальнаяСовокупность людей, имеющих общие социальные признаки, напр. профессия, место проживания, религиозная принадлежность и т. п. Выделяют реальные и номинальные общности. Последние образуются по формальным для данного общества признакам (покупатели джинсов, рыжие и т. д.).

Кроме этого выделяют общности обладающие признаками реальных и номинальных групп — конгломераты. Примерами конгломератов являются читатели, публика в театре, подписчики журнала, толпа и т. д.

106. Объект исследованияОбласть социальной действительности (реальный социальный процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему

107. ОрганизацияВид социальной общности, специфическая социальная группа основанная на формальных связях и отношениях.

108. ОщущениеОтражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

109. ПамятьСпособность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

110. Партия политическаяПолитическая организация, выражающая интересы социальных групп, объединяющая их наиболее активных представителей.

111. ПатриотизмОт греч. patriotes — соотечественник, patris — родина, любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

112. Первичная социализацияФорма социализации, направленная на освоение межличностных ролей и отношений. Наиболее характерна для периода начальной социализации (младенческой, детской, юношеской), однако в той или иной мере присутствует и в период продолженной социализации: например освоение роли руководителя, как лидера, межличностных аспектов таких ролей, как муж, жена, отец, мать, пенсионер, инвалид и т. д.

113. ПлемяТип этнической общности. Объединение нескольких родов, имеющих общие исторические корни, территорию и племенную культуру, центром которой выступает племенное самосознание: отнесение себя к племени, выделение своего племени по совокупности расово-антропологических и культурно-этнических (особенности поведения, традиций, верований и т. д.) признаков.

114. ПлюрализмОт лат. pluralis — множественный. 1) Философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен Х. Вольфом (1712).

2) Характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

115. ПоведениеПрисущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о поведении объектов самого разного рода (напр., электрона в магнитном поле и т. д.), с сер. 20 в. термин с известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.

116. ПодчинениеФорма отношения к другому, основанная на осознаваемой зависимости, исполнении указаний, распоряжений, воли этого человека. Может основываться на административной, функциональной, социальной или экономической зависимости одного человека от другого.

117. ПознаниеПроцесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

118. ПокорностьФорма отношений к другому, основанная на бессознательной психологической зависимости, безусловном подчинении воле другого.

119. ПолитикаГреч. politika — государственные или общественные дела, от polis — государство. Сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.).

Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.

120. Политическая системаСистема социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Значительную роль в политическом развитии общества играет церковь.

121. Порядковые шкалыШкалы, отражающие сопоставимость объектов по порядку проявления того или иного свойства в сравнении с другими объектами.

122. Постиндустриальное обществоСтадии общественного развития, следующая за индустриальным обществом. В различных концепциях «постиндустриального общества», выдвинутых в кон. 60−70-х гг. 20 в. (Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, А. Турен и др.), основой поступательного развития общества считается смена различных технологических эпох, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. Ведущую роль в постиндустриальном обществе" приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены — ученым и профессиональным специалистам. В 80-х гг. концепция постиндустриального общества" получает развитие в теории «информационного общества» (Е. Масуда, Дж. Нейсбит и др.), в которой отражен реальный рост значения в жизни общества производства, распределения и потребления информации.

123. ПотребностиНужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры. Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы. В психологии потребности — особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», — отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности; обнаруживается во влечениях и мотивах. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности. Потребности личности образуют иерархию, в основе которой витальные (в пище и т. п.), а последующие ее уровни — социальные потребности, высшее проявление которых — потребности в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.

124. Правовая нормаСоциальная норма санкционируемая государством, имеющая обязательный характер для всех граждан или подданных.

125. Правовое государствоВ политико-юридической теории — государство, важнейшими признаками которого являются: направленность на создание условий развития личности на основе признания ее прав и свобод, господства закона во всех сферах общественной жизни; связанности законом государства и его органов; судебной защиты прав граждан и взаимной ответственности государства, общества и личности. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом.

126. Предмет исследованияЗначимые стороны объекта, подлежащие непосредственному изучению.

127. ПрекрасноеЦентральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное тесно связано с понятием эстетического идеала.

128. Престиж социальныйЗначимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии, действиям людей, их психологическим качествам (инициативность, интеллектуальность), физическим достоинствам (красота), различным благам, а также социальным группам, институтам, организациям. Тесно переплетается с авторитетом, уважением, влиянием.

129. Прикладная наукаОтдел науки, выделяемый по отношению к практике. Главной целью является применение результатов фундаментальных наук в практике, а также совершенствование методов регистрации, сбора и обобщения эмпирических результатов исследований.

130. Проблема исследованияОбласть затруднений или противоречий, которая должна быть подвергнута изучению.

131. ПрогрессОт лат. Progressus —направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта. Важную роль играет проблема объективных критериев прогресса. Объективные критерии прогресса на микро и макроуровнях определяются качеством процессов по отношению к системе более высокого порядка и выражаются через такие категории как сложность, порядок и т. д. Что касается критериев глобального прогресса, то тут существует две точки зрения. В соответствии с первой, такие критерии могут быть определены исходя из принципа антропоцентризма (средняя продолжительность жизни, количество потребляемых благ, развитие духовной культуры и т. д.).

В соответствие со второй, глобального прогресса объективно не существует, глобальный прогресс — лишь оценочное суждение, выражающее наше отношение к направленности изменений, формируемое на основе данного уровня знания о мире. Поэтому такие оценки могут быть противоречивыми и меняться со временем.

132. Продолженная социализацияПериод социализации начиная от достижения социальной зрелости. Иногда продолженную социализацию называют социализацией взрослых.

133. ПроизводствоПроцесс создания материальных благ, услуг. Сфера экономической жизни и начальная фаза цикла воспроизводства. В более широком значении, употребляемым в теории Маркса, — совокупность материальных отношений, базис общества.

134. ПролетарийЛат. proletarii, от proles — потомство, т. е. неимущий, имеющий только потомство), в Др. Риме по реформе царя Сервия Туллия — низший неимущий слой граждан; с 1 в. деклассированные слои общества.

135. ПротиворечиеВ формальной логике — наличие (в рассуждении, тексте, теории) двух высказываний, из которых одно — отрицание другого; доказуемость конъюнкции этих высказываний или их эквивалентности; в более широком смысле — утверждение о тождестве заведомо различных объектов. Противоречие указывает либо на логическую порочность приводящего к нему рассуждения, либо на несовместимость посылок, положенных в основу этого рассуждения, — этим обстоятельством часто пользуются в опровержениях посредством приведения к противоречию и в косвенных доказательствах.

136. ПсихикаОт греч. Psychikos — душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики — сознание — присуща человеку.

137. Равенство социальноеХарактеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов. Требования политического и социального равенства играли активную, часто революционную роль в историческом процессе. Стоицизм выработал понятие равенства всех людей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в т. ч. равенство всех перед законом. У Ж.-Ж. Руссо равенство (в т. ч. равенство воспитания) выступает необходимой предпосылкой свободы; в противоположность этому А. Токвиль считал, что установка на равенство социальных условий жизни ведет к деспотическому эгалитаризму и утрате личной свободы. С критикой ограниченности юридического равенства и требованиями имущественного, экономического равенства как реализации социальной справедливости выступали представители различных течений социалистической мысли 19−20 вв.

138. РазвитиеНаправленное, закономерное, необратимое изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными изменениями объекта и революционную, характеризующуюся быстрыми качественными изменениями в структуре объекта. Выделяют восходящую линию развития и нисходящую. В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.

139. Рациональное познаниеФорма отражения действительности в виде категорий и умозаключений.

140. РеволюцияОт позднелат. Revolutio — поворот, переворот, глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., социальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

141. РелевантностьЧувствительность, способность методики отражать различия между объектами.

142. РелигияОт лат. religio — набожность, святыня, предмет культа, мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

143. Репрезентатив-ностьПредставительность, способность части данных представлять весь объект.

144. РесоциализацияПроцесс восстановления отдельных социальных навыков и стандартов роевого поведения. Иногда употребляется в смысле повторной социализации.

145. РеспондентСпециальный термин, используемый в социологии для обозначения источника первичной социальной информации при анкетировании и интервьюировании.

146. Роль социальнаяОпределенная модель поведения, связанная со статусом. Содержание роли определяется культурой и неодинаково в различных социальных группах.

147. СамоуправлениеСамостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальных единиц — местное самоуправление.

148. СектаОт лат. secta — учение, направление, школа, религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле — группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.

149. СемьяОснованная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов).

Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта. В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием (эгалитарностью).

150. СимпатияОт греч. Sympatheia — сочувствие, расположение, влечение к кому-либо, чему-либо. Чувственная форма отношения к другому, основанная на бессознательном расположении, привлекательности. Антипатия — наоборот, чувственная форма отношения, основанная на бессознательной неприязни, отторжении.

151. Система кастоваяПортуг. casta, от лат. castus — чистый; санскр. джати, замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий. Касты образуют иерархию, в общении между кастами есть строгие ограничения. Архаичные касты (сословия или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ (Др. Египет, Индия, Перу и пр.).

В Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящаемое религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер. В Индии в 40-х гг. 20 в. было 3,5 тыс. каст и подкаст.

152. СозерцаниеВ философии — процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией.

153. СознаниеОдно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

154. СоциализацияОт лат. socialis — общественный, процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией.

155. Социальная зрелостьУсловный момент развития личности, соответствующий такому уровню социализации, при котором человек может жить самостоятельно, автономно от семьи или органов опеки. Возраст социальной зрелости зависит от уровня развития и культуры общества. В современном обществе социальная зрелость связывается с овладением профессией, способностью обслуживать себя и выполнять необходимые бытовые функции (пользоваться деньгами, например), самостоятельно определять свой образ жизни.

156. Социальная системаСовокупность всех социальных институтов данного общества и отношения между ними.

157. Социальная структураСеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов (государства и др.).

Структура населения охватывает также его деление по профессиональным, национальным, половозрастным, культурным и др. признакам.

158. Социальные отношенияФорма взаимосвязи социальных элементов (групп и индивидов), характеризующаяся регулярностью и объективным характером связывающих их интересов.

159. Социальные потребностиНужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры. Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы

160. Социальный слойОбозначение социальной группы, выделяемой на основании некоторых общих признаков, напр., квалифицированные рабочие, пенсионеры и др.

161. Социологическое тестированиеМетод оценки пригодности экспертов, основанный на данных их письменного опроса на знание той предметной области, в которой предполагается их использование.

162. СтатусОт лат. status — положение, состояние), правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина.

163. Статус социальныйПоложение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и др. специфических для данной системы признаков (пол, образование, профессия, доход и др.).

Различают «предписанный» (наследуемый) и «достигаемый» (благодаря собственным усилиям человека) социальный статус. Каждый социальный статус обладает определенным престижем, а так же набором прав и обязанностей. .

164. СтранаТип социальной общности — государственно организованное общество. Признаки: общность территории, суверенность, государство.

165. Страта социальнаяГруппа людей, социальный слой, характеризующийся важными с точки зрения культуры данного общества отличиями от других групп и слоев. Социальные страты в Западном обществе отличаются друг от друга величиной богатства и доходов, объемом власти и престижа.

166. СтратификацияСоциологическое понятие, обозначающее: тип структуры общества и отдельных его слоев; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. В теориях социальной стратификации на основе таких признаков как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т. п., общество делится на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты. Стратифицирующим признаком выступает возможность удовлетворять разнообразные потребности (в потреблении материальных благ, власти, престиже).

Причины стратификации усматриваются в неравнозначности функций различных слоев общества (Парсонм, Мур, Мертон) или борьбе за значимые ресурсы (Козер, Дарендорф).

167. СубъектОт лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

168. Субъект познанияВ узком смысле — тот, кто познает. Однако, индивид или социальная группа (например, научное сообщество) могут выступать как субъекты познания лишь овладев созданной до них культурой: орудиями, языком, логическими категориями, нормами эстетических и нравственных оценок. Поэтому субъектом познания в объективном смысле выступает общество, оно же присваивает и использует результаты познания.

169. СубъективизмМировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности.

170. ТворчествоДеятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности.

171. ТемпераментОт лат. Temperamentum — надлежащее соотношение частей, характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний).

Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. Теории: гуморальные, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (восходящее к Гиппократу и систематизированное И. Кантом учение о четырех основных типах — сангвинике, холерике, меланхолике, флегматике); морфологические (зависимость темперамента от конституционных типов телосложения у Э. Кречмера и У. Шелдона).

172. Теоретическое знаниеЗнание, основанное на отражении существенных сторон явлений и процессов в форме законов, путем абстрагирования и логических операций с категориями (суждений и умозаключений).

173. ТеорияОт греч. theoria — рассмотрение, исследование, система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

174. Техника опросаСовокупность приемов, обеспечивающих реализацию того или иного метода опроса в конкретных условиях. Например, различают технику анкетного опроса в очередях, технику почтового опроса, технику опроса той или иной аудитории — студентов, пожилых, технику опроса на рабочих местах и т. д.

175. Традиционное обществоПервая стадия развития, тип общества, характеризуемый преобладанием использования земли как основного ресурса, примитивных орудий, механизмов и простейших машин, физической силы человека и животных, частично — природных источников энергии (воды и ветра).

С точки зрения социального развития — характеризуется культурой, основу которой составляют традиции, верования и мифы, в социальной структуре — сословным делением, в политической — монархией, значительную роль в традиционном обществе играют такие институты, как церковь.

176. Традиционный метод анализа документовМетод качественного анализа, под которым понимаются операции по интерпретации, пониманию и осмыслению сути информации, содержащейся в документе

177. Традиция(от лат. traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.

178. ТрудПроцесс сознательной целесообразной деятельности людей, посредством которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей.

179. УважениеПоложительное отношение к другому, основанное на осознании положительных качеств, способностей, возможностей, статуса, достижений.

180. УрбанизацияОт лат. urbanus — городской, процесс повышения роли городов в развитии общества. Главное социальное содержание урбанизации заключено в особых городских отношениях (К. Маркс), охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Предпосылки урбанизации — рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в город сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших мелких городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).

181. УстановкаСостояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге, общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п.

182. Установка социальнаяСостояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п.

183. Формы образованияГосударственное и частное, общее и профессиональное, общедоступное и элитарное.

184. ХарактерОт греч. Charakter — отличительная черта, признак, индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.

185. Ценностные ориентации личностиИзбирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.

186. ЦенностьПоложительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

187. Цепной методЭто многоступенчатый методы анализа сложных ситуаций

188. ЦерковьИт греч. kyriake (oikia), букв. — божий дом. 1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии).

Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государством).

2) В расширенном словоупотреблении — организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Различают универсальную церковь и эклессию (церковь приспособившуюся к нуждам правящих классов).

189. ЦивилизацияОсобый период развития общества, характеризуемый овладением письменностью. Признаками цивилизации также является доминирование общественного и технологического разделения труда, зарождение рынка, денег, городов и государств.

190. ЧеловекПредставитель биологического вида Homo Sapiens, обладающий рядом отличных от животных черт (прямохождение, высокоразвитый мозг и голосовой аппарат, пластичность потребностей — отсутствие жесткой инстинктивной регуляции и др.), носитель сознания, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

191. Числовые шкалыШкалы, отражающие сопоставимость объектов по степени или интенсивности того или иного свойства, выраженного в единицах стандарта измерения.

192. Чувственное познаниеФорма отражения действительности в виде ощущений, восприятий, представлений.

193. ЭволюцияОт лат. Evolutio — развертывание, в широком смысле — представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле — представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции.

194. ЭкспериментМетод получения эмпирической информации, основанный на воспроизведении определенных процессов в специальных условиях. Различают лабораторные и полевые, параллельные и последовательные эксперименты.

195. ЭлитаОт франц. elite — лучшее, отборное: высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные экономические, политические и культурные функции. Различают как по признакам выделения элиты — политической (В. Парето, Р. Михельс), технологической (Дж. Бернхем), социально-психологической (Х. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), так и по направленности — от антидемократических до либеральных. В современной социологии выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм).

Важнейшими являются проблемы формирования, отбора, смены и вознаграждения элиты.

196. ЭмоцииФранц. Emotion — волнение, от лат. Emoveo — потрясаю, волную, реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Различают такие эмоции, как страх, удивление, радость (восторг), любопытство, гнев, огорчение, отвращение, печаль, и т. д. Выделяют несколько форм эмоциональных состояний: собственно эмоции, настроения (предвкушение переживаний), чувства (устойчивые эмоции, отвечающие высшим потребностям — интеллектуальным, эстетическим, этическим), страсть (абсолютная доминанта чувства) и аффект.

197. Эмпирическое знаниеЗнание, основанное на опыте, на регистрации, сборе и обобщении данных о состоянии и изменении объекта исследования.

198. ЭтносОсобый тип общности, выделяемый на основе этнического самосознания: этнической самоидентификации («Я — русский») и выделения «Мы — не такие как Они». Этнос имеет несколько уровней развития: племя, народность, нация.

199. ЭтноцентризмОт греч. ethnos — племя, народ и центр (в социологии, в этнографии), склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.

200. «Я»Результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих состояний, действий и процессов, переживать свою целостность, тождественность с самим собой в отношении прошлого и будущего. Образ «Я» формируется в процессе деятельности и общения. Образ «Я» выступает как установка по отношению к самому себе и включает реальное «Я», идеальное (нормативное) «Я», динамическое «Я» (намерения), фантастическое «Я» (хотел бы) и др. аспекты. Образ «Я» включает ряд компонент: образ качеств, способностей, внешности, социальной значимости, эмоциональный образ (самоуважение, себялюбие или наоборот).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector