Искусственно вызванные биохимические изменения не обязательно приводят к возникновению тех эмоций, которые они сопровождают в норме

Регулятивные психические процессы

Эмоция – та регуляция, которая базируется на биологических механизмах, суть этой регуляции – определение значимости тех или иных воздействий на организм.

Воля – высший процесс регуляции, связывающаяся со сложнейшими когнитивными механизмами выбора и принятия решения.

Внимание – стоит особняком между этими процессами.

Эмоции

Эмоции (то лат. emovere – возбуждать, волновать) – это особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые свойственны с инстинктами, потребностями и мотивами.

Эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания, в эмоциях отражается значимость для индивида, явлений и ситуаций которые его окружают.

1 группа теорий:

Откуда берутся эмоции?

Как они возникают?

Что из себя представляют эмоции?

Теории эмоций

Рудиментарная.

Рибо и Ч. Дарвин.

Эмоциональные явления – некоторые пережитки, которые свойственны с биологической историей человека и которые обслуживали экстренный не специфичный ответ организма, прежде всего в ситуации опасности.

Человек в ходе своих эмоций становится все более разумным, и, следовательно, управление всеми процессами приобретает все более рациональный характер и в связи с этим, эмоции через некоторое время должны исчезнуть как ненужный механизм регуляции.

Ассоциативная.

Основной метод ассоциативной психологии – интроспекция.

В. Вундт: Эмоции врожденны, в связи с этим выделяют 3 основных измерений эмоций:

1. удовольствие – неудовольствие

2. возбуждение – успокоение

3. напряжение – расслабление

Главное:

Открыто явление адаптации в эмоциональной сфере. Изменение интенсивности раздражителя ведет к усилению переживания эмоций.

Притупление эмоциональной реакции на раздражители, с которыми мы часто встречаемся.

Наиболее сильное эмоциональное переживание возникает не при первом предъявлении раздражителя, а при последующих.

Явление иррадиации чувств.

Периферическая теория эмоции Джеймса Ланге.

Изард:

Эмоция представляет собой некое осознанное переживание, которое мы обозначаем различными словами.

Биохимические сдвиги, которые сопровождают любое эмоциональное явление. Эмоцию составляющую любого момента можно измерить с помощью измерения биохимического сдвига в организме.

23 стр., 11237 слов

Тревожность, как переживание эмоционального неблагополучия

... явление и как личностную характеристику с учетом динамики его переходного состояния. А.М. Прихожан пишет, что тревожность – это "переживание эмоционального ... ними стихийно образуемых способов ее компенсации, регуляции и преодоления, показывает, что у ... [4]. Ситуативная тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, вызванными ...

Периферически любая эмоциональная реакция сопровождается выразительными движениями.

Эмоция – это отражения на уровне сознания тех физиологических сдвигов, которые происходят на периферии организма в связи с воздействием стимула.

Теория Кеннона-Барда

Хирургическая перерезка нервов, которые ведут от внутренних органов к ЦНС не препятствуют возникновению эмоциональной реакции.

Одни и те же телесные изменения в организме могут приводить к совершенно разным эмоциональным реакциям.

Реакция внутренних органов слишком медленная, внутренние органы недостаточны чувствительны, чтобы описать всю гамму человеческих чувств.

Искусственно вызванные биохимические изменения не обязательно приводят к возникновению тех эмоций, которые они сопровождают в норме.

Центр эмоций находится в подкорковых ядрах таламуса и гипоталамуса. Иногда этот центр называют центр удовольствия

Бихевиоральная теория

— Эмоции – специфичный вид реакций.

— Три формы проявления реакций:

Страх.

Ярость.

Любовь.

Данные формы врожденные, на основе их форм по закону условных рефлексов формируется бесконечное многообразие человеческих эмоций.

Это ответ внутренних органов.

2 группа теорий:

Функциональные теории.

Теория Мак Дауголла

Ø Эмоция – механизм, который активизирует поведение.

Ø Поведение человека и животного определяется инстинктами, который состоит из трех компонентов:

— Предрасположенность воспринимать разделитель определенного типа.

— Эмоции

— Предрасположенность к выполнению реакции определенного типа.

— Функция эмоций: организовать поведение человека.

Психоаналитическая теория.

Ø У нас существуют аффекты, как эмоциональные состояния, если они подавляются внутренним напряжением.

Ø Функция эмоций – тот механизм, который позволяет реализовать желание бессознательного.

Ø Ущемление эмоций ведет к неврозам, к нарушению норм психической жизни.

Биологическая теория Анохина

Ø Эмоции возникают в результате сличения так называемого образа потребностного будущего с достигнутыми результатами.

Ø Стимул извне направлен на ожидаемый конечный результат. Дальше происходит реальное действие, от него отражается обратная связь, важность которой в сравнении и полученного результата. Результат достигнут – положительные эмоции, нет – отрицательные эмоции, весь цикл обрабатывается снова.

Информационная теория Симонова

— Эм=П*(Ин-Ин.необ.)

Если информации недостаточно, то возникает эмоция. Эта формула описывает принципиальный механизм возникновения эмоций в результате рассогласования имеющейся и необходимой информации. А знак эмоций более сложных причин и, прежде всего от того смысла, который мы придаем в данной ситуации.

4 стр., 1657 слов

Теории коллективного поведения

... концепций на глубоком уровне; Представить взгляд автора на эти теории. Глава 1. Теории возникновения коллективного поведения Теория заражения. Под заражением здесь понимается распространение настроения или ... тем, что мимика и моторика, выражающие определенные эмоции одного человека, словно вирус передают эти эмоции остальным людям. Несостоятельность этой концепции проявляется в ...

Теория Эшби

Человек должен поддерживать гомеостаз – некоторое равномерное состояние. Он колеблется в некоторых приделах, эти приделы позволяют приспособиться к изменчивым условиям среды.

Эмоции – тот регулятор, который показывает, насколько состояние организма отклонилось от оптимального. Если это изменение незначительно – положительная эмоция. Если изменение начинает угрожать организму – отрицательная эмоция.

Теория когнитивного диссонанса

У человека есть некоторое идеальное представление о себе, о собственных действиях, о мире. И если вдруг текущая информация начинает рассогласовываться с уже имеющейся, то возникает когнитивный диссонанс, и это переживается как отрицательная эмоция. В этом механизме эмоция – регулятор, который запускает сопоставление и изменение конечных схем.

Теория Шахтера

Первые эксперименты проводил Мораньон. Вводил адреналин, испытуемые утверждали, что они как бы испытывают эмоции.

Шахтер в 1962 г. Проводил эксперименты, выводы: для возникновения эмоций важен не только стимул, а также некоторая интерпретация его в контексте.

Хоман в 1966 г. Провел серию экспериментов, следующие выводы: периферия важна для возникновения эмоций. Для нормальной работы важна целостность функциональной системы: периферии и центральной части.

Функции эмоций

Оценочная. Эмоции всегда оценивают значимость ситуации для нужд организма.

Побуждающая. Эмоции заставляют что-то делать, стремится к чему-то. В связи с этим они организуют поведение.

3. Организующая – дизорганизующая.

Направление внимания. Эмоции могут приковывать наше внимание.

Функция фиксации следа памяти. Запоминается лучше необычное, непривычное.

Предвосхищение или эвристическая. Эмоция показывает, что путь нами правильно выбран.

Синтезирующая. Эмоции могут организовывать и синтезировать все остальные процессы. Эмоции начинаются уже в ощущениях, могут интегрировать информацию в памяти, целые психические процессы интегрировать некоторые виды деятельности.

12 стр., 5894 слов

Понимание эмоций другого человека

Понимание эмоций другого человека        Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения между людьми как в быту, так и в профессиях типа “человек—человек”. Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием человека в процессе осуществления им профессиональной деятельности позволяет вовремя принимать меры по регуляции его ...

Экспрессивная. Эмоции служат для выражения внутреннего состояния и для передачи этого состояния другим

Характеристики эмоций как процесс

I. В эмоциях для характеристики эмоционального процесса используются следующие определения:

1. Рассматривание эмоций с точки зрения уровня возбуждения, с точки зрения мобилизации сдвигов. Кривая Хебба.

Знак эмоции, есть положительные, есть отрицательные эмоции.

Виды эмоций, качество эмоций.

II. Представленность эмоций на уровне сознания.

Эмоции могут отражаться во всем спектре бессознательных и сознательных процессов.

Изначально у человека присутствует эмоциональный процесс. Изначально эмоции не представлены на уровне сознания в знаковой форме. Любое эмоциональное состояние связывается с вербальным действием. В течение жизни мы испытываем множество эмоциональных состояний, которые мы постепенно осваиваем и переводим на уровень вербализации.

Часть нашего опыта остается в невербализованной форме и остается на бессознательном уровне, влияя на протекание сознательной жизни, особенно в первые годы нашей жизни.

III. Условия возникновения эмоций.

Возникновение эмоций на стимул, которые являются врожденными эмоциями раздражителя.

События, которые стали важными для субъекта в результате научения.

Факторы, которые возникают в результате рассогласования привычных когнитивных схем.

Боль как эмоционально врожденная реакция.

Боль имеет два компонента:

Познавательный

Собственно эмоциональный

Опыты Павлова на собаках показали, что собаки выучивались не реагировать боль. Оказалось, что можно готовить людей к восприятию боли.

Так можно готовить беременных женщин к родам, тогда они будут переносить роды безболезненно.

Закономерности, которые отличают функционирование эмоциональной реакции от функционирования двигательной реакции:

Наказание страха усиливает страх.

Достаточно простого совпадения по времени для возникновения спокойной эмоциональной реакции. Эмоции разливаются на широкую ситуацию.

Эмоциональные реакции более стойки к угашению.

Трудности дифференцировки.

Генерализация эмоций.

Существует генерализация по физическому сходству, то есть мы демонстрируем одну эмоцию, реакция при схожих стимулах. Затем идет семантическая генерализация эмоций, то есть перенос эмоций по значению. Затем идет семантическая генерализация эмоций, то есть перенос эмоций по значению.

7 стр., 3450 слов

Анализ социально-психологических детерминант высшей эмоции человека любви

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЮБВИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………..6 1.1 Любовь как социально-психологическая категория……………………….6 1.2 Особенности любви у старшеклассников………………………………….24 1.3 Половое воспитание старшеклассников как социально- психологическая проблема……………………………………………………… ...

Форма переживания эмоций и чувств.

Чувственный тон. То эмоциональное состояние, которое сопровождает отражение любого объекта, либо протекание любого психического процесса.

Собственно эмоции. Бывают эмоции стенические (действенные) и астенические (блокируют действие).

Аффект. Мощное кратковременное переживание эмоций, которое сопровождаются потерей сознательного контроля.

Аффект имеет 3 фазы:

Ø нарастание напряжения

Ø потеря контроля

Ø апатия

Стресс. Постоянное напряжение.

Концепция Селье.

Стресс – ведет к развитию.

Дистресс – диструктив.

Воля

Первые упоминания о воле – Аристотель: интерес, чем человек руководствуется, когда действует. Есть класс действий, которые исходят от человека.

Всплеск интереса к психологии воли – 1920 г.

Первые эксперименты – Ах.

Воля как отдельное понятие, то исчезает, то появляется вновь.

Проблема: не удается выделить волю как нечто особое, она всегда сводится к другим психологическим феноменам. Отсутствует экспериментальная база для исследования психологии воли.

Три методики:

Волевые усилия физического характера (груз).

Нерешаемые задачи.

Оценка собственного волевого поведения.

Три основных направления:

1. Мотивационный подход. Действие идущие от человека. Главное: как, каким образом возникает действие. Воля – это то, что побуждает к выполнению действий. Данное побуждение идет изнутри от самого человека.

Исследование психологии воли в контексте проблем мотивации

— Школа Курта Левина. Теория поля. Человек находится в напряжении сил, и эти силы складываются по законам векторов и в результате складывается тенденция к действию. Одновременно может возникнуть несколько напряженных систем, которые заставляют человека двигаться в разные стороны, а воля является той силой, которая позволяет выбрать из нескольких тенденций одну.

— Хекхаузен: мотивация обеспечивает выполнение действия, но действия человека всегда полимотивированны, и проблема заключается в выборе действия на основе разных мотивов. Выбор действия – момент перехода мотива к воли.

— Проблема инициирования действия.

— Проблема устойчивости действия и доведения его до конца.

— Преодоление препятствий, которые могут возникать в ходе выполнения действия.

Развитие воли.

Этапы волевого действия:

1. Когнитивные действия – необходимо развивать знания.

2. Эмоциональные – сначала волевое действие подкрепляется со стороны, затем самоподкрепление.

3. Поведенческие – вырабатывают наиболее эффективные стратегии.

Внимание

— Внимание – это познавательный процесс, так как процесс внимания участвует в поиске, селекции, обработке результатов.

— Внимание – регулятивный процесс, так как внимание направляет человека на объект организующее и дезорганизующее действие.

Ориентировочный рефлекс.

Механизм доминанты Ухтомского.

Механизм иррадиации нервных процессов.

Механизм РФ.

— Внимание – направленность и сосредоточенность психики на объект, который имеет значимость для личности.

— Внимание – это ощущение ясности, точности объекта или смутности, ощущение некоторых усилий, активности, погруженности в деятельность или потери контроля, расплывчатости, утомления; это и определяет действие: наклон головы, корпуса, специальные жесты, мимика; это и микро движения: изменения тонуса мышц, изменение зрачка.

Этапы в изучении внимания

Исследования внимания в русле интроспекционистской психологии сознания.

— Ланге в 1883г. выделил несколько типов внимания:

1. Внимание – это процессы двигательного приспособления, которые улучшает деятельность изучения внимания через действия.

2. Внимание – процесс вытеснения из сознания менее сильных идей более сильными.

Никакого внимания как отдельного процесса не существует. Есть просто интерес.

Гештальт-психологи:

Внимание – самонастраивающийся гештальт.

Внимание – совокупность ощущения, восприятия, памяти, мышления.

4. Внимание – изначально духовная способность.

5. Внимание – обеспечивается дополнительными возбуждениями, которое посылается из центра на периферию, чтобы улучшить отражение значимого стимула или ситуации.

6. Внимание – деятельность размышления. Результат поиска, анализа различий между объектами – механизм рассогласования.

Исследование внимания в русле когнитивной психологии.

Теория ранней селекции: Бродбент.

Теория поздней селекции: Дойч.

Вся информация обрабатывается на семантическом уровне, то есть полностью. После часть информации отсеивается. Из всей обработанной информации, часть имеет большое значение, которое привлекает внимание.

7 стр., 3389 слов

Концепция социологии. Социальные факты.

... рассматривается как социальная реальность, складывающаяся из совокупности социальных фактов. Изучение этих фактов и составляет предмет социологии. Э. Дюркгейм предлагал опираться ... . Дюркгейм постоянно соотносит эти два вида реальности. Так, «индивидуальным фактам» он противопоставляет «социальные факты», «индивидуальным представлениям» — «коллективные представления», «индивидуальному сознанию» — ...

5 стр., 2482 слов

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

Перцептивная сторона общения При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Под социальной перцепцией следует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей). Это более широкое понятие, чем понятие «межличностная перцепция». В последнем случае термин- ...

Факты: