Именно это знание дает власть над миром

В Упанишадах отсутствует обсуждение чисто логических проблем, но косвенно можно установить, что мыслителям того времени были известны такие логические приемы, как аналогия, целенаправленный эксперимент, разложение явления на противоположные элементы и др.

В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивносозерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей (мокша, мукти) . В то же время встречаются и призывы к активному участию в жизни. В Упанишадах проводится различие между материальными и духовными ценностями, между благом как спокойным состоянием души и низменной погоней за чувственными удовольствиями.

 

Впервые в Упанишадах большую роль начинают играть концепции переселения душ (самсара) и воздаяния за прошлые действия (карма) ; в этих концепциях наряду с религиозно-идеалистическим содержанием имеются и рациональные моменты: стремление установить причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков, зависимость деятельности от сознания и воли, от общественного положения человека. Поведение человека определяется нравственным законом дхармы, предписывающим соблюдать установленные для каждой варны обязанности и стадии жизни (варнашрама)

Социальные воззрения в Упанишадах представлены крайне скудно. Главное в них — признание незыблемости варнового (кастового) деления людей. Упанишады сыграли огромную роль во всей истории индийской философии — от древности до наших дней. В них были провозглашены основные мировоззренческие идеи и концепции, которые в последующие периоды получили более детальную и конкретную разработку. Упанишады стали как бы общим фундаментом всех последующих философских учений: большинство из них считали себя продолжателями их наследия. Даже учения, выступавшие против ведической традиции (материализм чарвака-локаяты, буддизм, джайнизм) , либо возводили к ним свои исходные принципы, либо так или иначе, позитивно или негативно, вовлекали их в сферу своей проблематики.

 

Основным источником философской мысли более позднего — эпического периода является обширная эпическая поэма «Махабхарата», которая состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами — Пандавами и Кауравами. Наряду с повествованием об этой борьбе в различных книгах «Махабхараты» имеются тексты и философского содержания. Наибольший интерес с этой точки зрения представляют «Бхагавад-гита», «Мокшадхарма», «Анугита» и некоторые другие (VII в. до н.э. — II в. н.э.) . По своему содержанию и направленности большинство философских идей «Махабхараты» представляют собой продолжение и развитие господствующих в Упанишадах взглядов о Брахман-атмане или пуруше как духовном абсолюте и о его постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и самсары. Однако в отличие от Упанишад, где философия представлена преимущественно в виде отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфной терминологией, в » Махабхарате» появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных мировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических и социологических, и имеющие более строго фиксированный и более однозначный понятийный аппарат.

11 стр., 5201 слов

Концепции современного естествознания 8

25 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровская государственная академия экономики и права» Кафедра общеэкономических дисциплин Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 1 – 3-го курсов всех специальностей заочной формы обучения ...

Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в Упанишадах. Правда, эти учения в различных частях «Махабхараты» излагаются по-разному, но везде их основу составляет положение о пракрити, или прадхане (материя, природа) , как источнике всего наличного бытия (в том числе психики и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом ее модификациями чистом духе пуруше (именуемом также Брахманом, атманом) . Санкхья выступает в двух основных вариантах: теистическом (сешвара, т.е. «с богом») или монистически-идеалистическом (когда дух провозглашается стоящим над пракрити и творящим ее) , и дуалистическом (ниришвара, т.е. «без бога») , или атеистическом (когда дух существует параллельно с материей и не оказывает на нее никакого влияния) . В эпосе преобладает теистический, или монистически-идеалистический, вариант санкхьи, с наибольшей полнотой и последовательностью изложенный в «Бхагавад-гите».

«Бхагавад-гита» (буквально «Божественная песнь») начинается с описания того, как перед началом решающей битвы между Пандавами и Кауравами предводителя войска Пандавов — Арджуну вдруг охватывают сомнения в целесообразности и допустимости братоубийственной бойни. Сомнения и колебания Арджуны рассеивает бог Кришна. Его поучения и доводы и составляют по сути дела основное содержание «Бхагавад-гиты». Теоретическую основу рассуждений Кришны составляет учение монистической, теистической санкхьи, которая используется для обоснования определенной системы этико-социальных взглядов — о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным и равнодушным к плодам своей мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. В учении Кришны имеется противоречие между стремлением обосновать необходимость социальной деятельности и требованием посвятить себя богу (т.е. между карма-йогой, или йогой действия, джняна-йогой, или йогой познания, и бхакти-йогой, или йогой преданности богу) , однако в целом концепция «Гиты» довольно стройная и детально разработанная. Это произведение оказало огромное влияние на всю последующую социальную мысль Индии.

10 стр., 4931 слов

Философские учения в Древней Индии и современная индийская философия

Министерство образования Российской Федерации Волгоградский государственный технический университет Кафедра философии по философии на тему: «Философские учения в Древней Индии и Современная Индийская философия» Выполнила: Студентка гр – Э255. ______________________ Проверила: Преподаватель _____________________ г. Волгоград 2002г. П Л А Н: 1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...

 

В «Махабхарате» наряду с религиозно-идеалистическими концепциями гораздо более полное отражение, чем в Упанишадах, получили и материалистические по своей сути учения, среди которых выделяются учение Бхарадваджи о пяти элементах (бхута-вада) , о внутренней природе (свабхава-вада) , учение мудреца Бали о времени (кала-вада) . Вершиной материалистической мысли эпического периода можно считать, пожалуй, учение Пачашикхи, разработавшего материалистический вариант санкхьи, но сохранившего пессимизм ее этики. Древнеиндийская философия имеет некоторые общие черты, отличающие ее от древнегреческой философии. Одна из этих отличительных черт состоит в том, что индивидуальное творчекое начало в индийской философии выражено чрезвычайно слабо. Хотя источники и донесли до нас отдельные имена индийских философов, но их индивидуальный вклад в индийскую философию в значительной мере растворен в коллективном творчестве, принявшем форму того или иного направления или школы. Эта своего рода «безликость» индийской философии, характерная и для других сфер индийской духовной культуры, была в эпоху древности и средневековья прямым выражением могущества нивелирующей традиции, которая определялась устойчивостью социально-экономических форм индийского общества в эту весьма длительную историческую эпоху. Та же «безликость» философской мысли в Индии неразрывно связана и с такой ее чертой, как крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, иногда датируемых в диапазоне не только веков, но и целых тысячелетий. В духовной культуре Древней Индии почти отсутствовала историческая наука, столь богато представленная в греко-римском мире, да и в Древнем Китае.

 

Другая отличительная черта индийской философии рассматриваемой эпохи — значительно меньшая, чем в Древней Греции, связь с собственно научной мыслью. Вообще говоря, вне отношения к научному знанию нет никакой философии, в том числе и философии древнего мира. Однако характер связи философии с конкретно-научным знанием был различен уже в древнем мире. Отдельные элементы естественнонаучной мысли, отражавшие тысячелетний опыт человечества, были вкраплены в религиозно-мифологическую идеологию. Недаром жрецы, будучи профессиональными служителями религиозных культов, одновременно выступали в странах Древнего Востока главными носителями учености и знаний. Только учитывая наличие такого рода знаний, основанных на общечеловеческом опыте (например, медицинских, наиболее характерных в этом отношении) , можно понять тот факт, что исходным пунктом развития философской мысли в Древней Индии — да и в других странах древнего мира — стала религиозно-мифологическая мысль.

 

Особо важную роль в становлении философии как особой формы общественного сознания, ее выделения из мифологического лона сыграла математика (в несколько меньшей степени астрономия) . Математика в Древней Индии, особенно такие ее разделы, как арифметика, а затем и алгебра, достигла очень больших результатов (достаточно указать на появление здесь позиционной системы счисления и введение нуля) , превзошедших то, что было сделано в этих областях знаний в Древней Греции. Однако эти достижения относятся в основном к первым векам нашей эры, когда философская мысль существовала уже много веков и когда определилась зависимость ее преобладающего идеалистического потока от религиозно-мифологической традиции. И хотя индийская философия древности отнюдь не сводилась только к этому потоку, а заключала в себе и ряд материалистических идей, положений и учений, для которых характерна более или менее тесная связь с естественнонаучной мыслью. Но в целом по сравнению с античной, греко-римской философией такая связь для индийской философии менее показательна.

 

Предметом первых философских размышлений, естественно, становились не только явления природы, окружающей человека, но и мир самого человека и в его отношениях с другими людьми, и в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что этико-социальная и этико-психологическая мысль неотделима от философии уже при самом ее возникновении. В индийской же философии поток этико-психологической мысли был, пожалуй, наиболее значительным. Философия Древней Индии отличается многосторонней и глубокой для своей эпохи постановкой психологической проблематики.

 

 

По литературе в 11 классе (3 ч. в неделю, всего 102

№ п/п Наименование разделов Тематика уроков Часы КР Прак. часть План. факт
       
Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 века.        
Русская литература начала ХХ века (36ч)Обзор. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века.        
И.А. Бунин. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. («Вечер», «Сумерки», «Слово» и др.)        
И.А. Бунин «Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.        
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

 

       
Р.р. Ответ на проблемный вопрос по произведениям И.А. Бунина   Рр1    
Б.Шоу.Жизнь и творчество (обзор).Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта.        
М. Горький. «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. КРЫМ. Горький в Крыму        
«На дне» как социально-философская драма.Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна.        
Спор героев о правде и мечте как образно- тематический стержень пьесы.        
Р.р. Подготовка к классному сочинению по творчеству М. Горького.   Кл.соч. 1рр.2    
Р.р.

Классное сочинение по творчеству М. Горького.

    Рр.3    
А.И. Куприн. «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека.          
«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.          
Л. Н. Андреев. «Иуда Искариот». Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя.          
Ответ на проблемный вопрос по творчеству А.И. Куприна и Л.Н. Андреева.          
Г.Апполинер. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо». Непосредственность чувств, характер лирического переживания

         
Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс». (Обзор) КРЫМ. Крымские поэты начала 20 века.            
Символизм и русские поэты – символисты.          
В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта.          
К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Принцип символизации в поэзии.          
Р. р. Анализ стихотворения поэта-символиста.     Рр.4    
И. Ф. Анненский. Внутренний драматизм и исповедальность лирики.            
Истоки русского акмеизма. Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов. Лирический герой-маска.          
Р.р. Классное сочинение по поэзии серебряного века.     Кл. .соч Рр.5    
Поэзия А.А.Блока. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Циклизация лирики.        
Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечивания» поэтического дара.        
Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». (Стихотворение наизусть).        
Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме.        
Р.р. Семинар «Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала».(Домашнее сочинение по творчествуА.А. Блока)   Рр.6 Дом.с1      
Поэзия А.Ахматовой. Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Исповедальность лирического произведения.        
Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории.        
Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.        
«Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы.        
Р.р. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой.   Рр.7    
Р.р. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Чтение и анализ стихотворений.   Рр.8    
Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир.        
Р.р. Интерпретация стихотворения М.И. Цветаевой.   Рр.9    
«Короли смеха из журнала «Сатирикон». Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи.        
Октябрьская революция и литературный процесс 20 – х годов (14ч) Литература как документ эпохи. Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны».        
Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы».        
Юмористическая проза 20-х годов. Новеллистический сказ М. Зощенко.        
В. В. Маяковский.Тема поэта и толпы в ранней лирике. Образная гиперболизация.        
Контрольное сочинение. Кр1      
Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.        
Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.        
Р.р. Поэмы. Проблематика, художественное своеобразие. Отзыв о прочитанном.   Рр.10    
С. А. Есенин. Урок-презентация.        
Природа родного края и образ Руси в лирике поэта. Религиозные мотивы.        
Любовная тема в поэзии Есенина.        
Поэма «Пугачев». Поэзия русского бунта» и драма мятежной души.        
Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.        
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.   Рр.11 Дом. Соч.2    
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов (24ч)Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе. КРЫМ. Проза крымских авторов          
А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.        
М. А. Шолохов Роман «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. Картины жизни донского казачества.        
Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Гуманистическая концепция истории в литературе.        
Идея дома и святости семейного очага в романе.        
Роль и значение женских образов в художественной системе романа.        
Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова.        
Трагедия целого народа и судьба одного человека. Художественно-стилистическое своеобразие романа.        
62,63 Р.р. Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».   Рр.12,13 Кл.соч 3.    
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». «Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.        
Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа. Очерк нравов.        
Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.        
Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.        
Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа.        
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Булгакова.   Рр.14 Дом.со ч.3    
Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в лирике.        
Философская лирика Б. Пастернака.        
«Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе Нравственные искания героя.        
Р.р. Ответ на проблемный вопрос по творчеству Б. Пастернака.   Рр.15    
А. Платонов. «Сокровенный человек». Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя.        
Оригинальность, самобытность художественного мира А.Платонова.        
В. Набоков. Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев.        
Литература периода Великой Отечественной войны (6) Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны.        
Лирика военных лет. Песенная поэзия. Жанр поэмы в литературной летописи о войне.        
Проза о войне. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». КРЫМ. Произведения крымских авторов о войне.          
А. Т. Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.        
«По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти.        
Н.А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.        
Литературный процесс 50 – 80-х годов (16ч)Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века.        
Повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда».        
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60 – 70-х годов. Б.Васильев «В списках не значился».        
Новое осмысление военной темы. К. Воробьёв «Убиты под Москвой». КРЫМ.А.В.Неменко « История одного десанта»          
«Оттепель» 1953 – 1964 годов.Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В Тендрякова и др.        
Поэтическая «оттепель». Своеобразие поэзии Е.Евтушенко, Р. Рождественского, А.Вознесенского. КРЫМ. Крымская поэзия в современной литературе.          
«Деревенская» и «городская» проза 50 – 80-х годов. Проблематика пьес А. Вампилова.        
Историческая романистика 60 – 80-х годов. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова.        
Авторская песня как песенный монотеатр 70 – 80-х годов. Поэзия Б.Окуджавы, В.Высоцкого.        
В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков.        
Итоговая контрольная работа(письменный ответ на вопросы) Кр.2      
Н.М. Рубцов. Диалог поэта с Россией. Чтение и анализ стихотворений.          
В.П. Астафьев. «Царь-рыба». Человек и природа: единство и противостояние.        
Э.Хемингуэй. Проблематика повести. Ообраз старика Сантьяго.          
В.Г. Распутин. «Деревенская» проза писателя.        
Нравственные проблемы в повести «Последний срок».        
А. И. Солженицын. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича».        
Новейшая русская проза и поэзия 80 – 90-х годов (2ч) «Болевые точки» современной жизни в прозе В Токаревой и других авторов. КРЫМ. Крымская проза в современной литературе.      
Поэзия и судьба И. Бродского.        
Урок-обобщение «Современная литературная ситуация: реальность и перспективы».