II — период перехода к осознанию возможности обучения части детей с отклонениями в развитии

I — период перехода от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о людях с отклонениями в развитии

Отношение к людям, имеющим различные отклонения в развитии, несет на себе печать длительной истории эгоизма и себялюбия общества, особенно явно проявлявшихся в годы инфантицида (период с IX-VIIIв.в. до н.э. до конца XII в. н.э., когда были в обычае массовые детоубийства).

Основаниями для такого определения исторического периода являются: Закон Ликурга (Спарта), рекомендующий умерщвлять детей с физическими отклонениями (нижняя граница данного периода) и открытие первого приюта для взрослых слепых в Боварии (1198г.) (верхняя граница периода).

В античном мире отношение к лицам с отклонениями в развитии не всегда было столь агрессивным и нетерпимым, как в Спарте. Но даже если ребёнок не уничтожался, если близкие могли о нём заботиться, все равно эти лица не считались полноценными гражданами и соответствующими правами не наделялись. Вопрос об общественной заботе о них не ставился. В лучшем случае отношение общества и государства было безразличным. Постепенно из общей группы инвалидов выделились слепые, и по отношению к ним, в определённых случаях, проявлялось некоторое милосердие.

Н.Н.Малофеев отмечает, что с возникновением христианства появляются единичные факты милосердного отношения к людям с отклонениями в развитии, но одновременно растет и число религиозных предубеждений и суеверных опасений в обществе.

Человек с недостатком в функции какого-либо органа (например, глухой или слепой), страдающий умственным недоразвитием, имеющий физические уродства, издавна привлекал к себе не только праздное любопытство обывателей, но и научный и человеческий интерес служителей церкви, анатомов, философов, педагогов и писателей.

В известном романе В.Гюго «Человек, который смеется» описаны весь трагизм и одиночество человека, непохожего на других. О состоянии человека, вид которого вызывает у толпы зевак малодостойные чувства, В. Гюго говорит: «Быть смешным по внешнему виду, когда душа переживает трагедию, что может быть унизительнее таких мучений, что может вызвать в человеке большую ярость?»

Как отмечалось, условным рубежом рассматриваемого периода является открытие боварским монахом приюта для слепых. Сам он тоже был ослепшим.

II — период перехода к осознанию возможности обучения части детей с отклонениями в развитии

Приюты, аналогичные Боварскому, впоследствии открывались и в других государствах. Например, известно, что в Париже во второй половине XI века количество слепых было столь значительно, что они фактически создали общину. Сочувствующий их положению Людовик IX построил для них особое здание, где были размещены около 300 слепых. Первоначально приют содержался за счет королевского бюджета, но т.к. средств было недостаточно, призреваемые получили привилегию нищенствовать. Приют опекался не только королевским двором, но и церковью. Одно из названий этого приюта — хоспис. В рассматриваемый период постепенно происходило становление не только церковного, но и светского призрения. Одним из фактов развития призренческой помощи является открытие психиатрических лечебниц.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

В XIII веке в Италии была открыта первая психиатрическая лечебница. Режим в лечебнице — жестокий. Применялись жестокие наказания, помощь оказывалась на низком уровне. Это было шагом к будущей организации современных лечебниц.

В начале рассматриваемого периода отмечались ростки терпимости к лицам с отклонениями в развитии. Для европейцев становятся доступны мусульманская и иудейская философия и медицина. Люди приучаются к терпимому восприятию лиц, которые выглядят иначе.

В то же время необходимо отметить такое явление как инквизиция — часто ей подвергались и люди с отклонениями в развитии (душевнобольные).

Данный период охватывает и известную всем Эпоху Возрождения. Деятелей Эпохи Возрождения не случайно называли гуманистами, т.к. в центре их внимания находится человек. Отдельные представители (в т.ч. Эразм Ротердамский и др.) задумывались над факторами, которые влияют на формирование человека и утверждали, что исторически его формирует не только природа, но и воспитание. В Эпоху Возрождения возрос научный интерес к изучению человека, в том числе и лиц с отклонениями в развитии. Поэтому не случайно, что уже в XVI веке осуществлялись первые попытки индивидуального обучения лиц с отклонениями в развитии. В конце XVI в. появился первый документально подтвержденный успех индивидуального обучения глухонемых (испанский специалист Понсе обучал детей из аристократических семей).

В XVII веке появилась первая книга по сурдопедагогике. Сведения о возможностях индивидуального обучения постепенно накапливались и приводили к выводу о потенциальных возможностях лиц с сенсорными нарушениями. Возникла идея создания специальных школ: первые из них появились в Париже в 1770 году — для глухонемых; в 1784 — для слепых. (Дидро «Письма о слепых в назидание зрячим «).

2 стр., 965 слов

Роль обучения в развитии аномальных детей

ЛЕКЦИЯ 7 по разделу 7 «Психологические проблемы специального обучения» План лекции Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное и инклюзивное обучение. Роль обучения в развитии аномальных детей Учение Л. С. Выготского о роли обучения в развитии имеет огромное значение для педагогической практики обучения как ...

В конце XVIIIи в начале XIXвека среди врачей, педагогов, общественных деятелей складывается убеждение, что слабоум­ные нуждаются в специальных учреждениях, где за ними был бы обеспечен уход.

Возможность обучения слабоумных вызывала большие сом­нения. Врачи и педагоги даже не пытались обучать слабоумных, так как считали это бесполезным.

Не убедили общественность и высказывания известного швейцарского педагога Песталоцци (1746—1827), отражавше­го в педагогике идеи французской буржуазной революции о не­обходимости воспитывать и обучать «тупоумных». Песталоцци имел в виду не глубоко отсталых, а детей с более легкими фор­мами отсталости; для них он рекомендовал открывать специаль­ные воспитательные дома. Песталоцци называл и некоторые пе­дагогические принципы работы с «тупоумными»: посильность обучения, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического воспитания, соединение обучения с производительным трудом. Идеи Песталоцци не нашли поддерж­ки со стороны его современников. Для их реализации еще не бы­ли подготовлены экономические и социальные условия. Необхо­димость во всеобщем начальном обучении была обусловлена бурным ростом промышленности и возникла в середине XIX века.

Несмотря на укоренившийся в общественных взглядах скеп­тицизм в отношении возможности и целесообразности занимать­ся воспитанием и обучением слабоумных среди врачей, а затем и педагогов, появлялись отдельные энтузиасты, которые вопреки скептическому отношению к их деятельности все же делали по­пытки заниматься призрением, воспитанием и обучением сла­боумных детей.

Многие историографы лечебной педагогики утверждают, что впервые возможность воспитывать и обучать слабоумных прак­тически была доказана знаменитым французским психиатром Жаном Итаром (1775—1838)—главным врачом Национального института глухонемых в Париже.

Побудившие к тому обстоятельства носили случайный харак­тер. В «1799 году в лесах Авейрона на юго-востоке Франции охот­ники нашли совершенно одичавшего мальчика в возрасте 11 — 12 лет, который был мало похож на человеческое существо. Все его поведение свидетельствовало о том, что дикий образ жизни стал для него привычным.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2-3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

Он нахо­дился в непрерывном движении, кусал­ся, царапался.

‘Мальчик был доставлен в Париж, где к нему был проявлен всеобщий ин­терес. Предполагалось, что он явля­ется человеком, выросшим вне цивили­зации. Этот мальчик должен был раз­решить многовековый спор: какое влияние оказывает цивилизация на че­ловека? Некоторые философы и педа­гоги утверждали, что ребенок от рож­дения получает все идеальные челове­ческие качества вплоть до идей и нрав­ственных понятий, в процессе же вос­питания под воздействием пороков цивилизации человеческая личность уродуется. И вот наблюдения за одичавшим мальчиков («дитя природы»), которому дали имя Виктор (его еще называли авейронским дикарем), должны были пролить свет на проблему о влиянии природы и цивилизации на человеческую личность.

Мальчиком заинтересовалась Французская академия наук.Знаменитый французский психиатр Пинель, обследовавший Виктора, признал, что он неизлечимый идиот, который не подле­жит воспитанию. Все органы чувств мальчика были абсолютно не развиты, движения носили некоординированный и хаотичный характер. Он обладал одной лишь способностью — хватанием. У него не было обнаружено никаких проявлений умственных спо­собностей. Французская академия поручила заняться мальчиком врачу Национального института глухонемых Итару. Тот с большим эн­тузиазмом приступил к воспитанию Виктора, полагая, что он име­ет дело отнюдь не с идиотом, как утверждал Пинель, а с одичав­шим человеком.

Итар, разделяя взгляды сенсуалистов, признававших, что ос­новой всей психической деятельности человека являются его чув­ства, решил использовать в процессе воспитания Виктора мето­ды, основанные на развитии чувств (физиологическое обучение).

Этот метод раньше применялся первым учителем глухонемых во Франции Я. Перейра (1715—1780).

Итар понимал свою задачу несколько упрощенно. Он начал обучение с развития у мальчика одного органа, полагая, что од­новременная работа над развитием нескольких органов чувств не даст эффекта.

Развивая орган слуха, Итар выключал зрение, завязывая вос­питаннику глаза, развивая органы зрения, закрывал уши маль­чика и т. д. В процессе развития органов чувств он использовал систему тренировочных упражнений. Одновременно Йтар воспитывал у мальчика социальные ка­чества. Вначале он создавал ему обстановку, близкую той, в ко­торой мальчик находился раньше. Затем постепенно эта обста­новка прибилижалась к той, в которой обычно живут люди.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Итар воспитывал у Виктора человеческие потребности, при­вязанности, стремление к комфорту, разборчивость в пище, чи­стоплотность. Много внимания он уделял воспитанию речи. В этом плане Итару удалось добиться многого. Виктор стал раз­личать температуру воды, мог фиксировать взгляд на предметах, стал разборчив в пище, очень привязался к няне, соблюдал эле­ментарные гигиенические требования, испытывал страх перед опасностью, научился складывать из букв отдельные слова и пр.

Итар убедился в том, что Пинель справедливо считал Вик­тора идиотом. В то же время вопреки пессимистическим взгля­дам Пинеля Итар, как уже говорилось, достиг результатов, впол­не оправдавших его тяжелый труд. Итар не сделал Виктора нормальным человеком. Однако он убедил окружающих в том, что даже самые глубокие идиоты небезнадежны и способны к совершенствованию. Определил Итар и тот путь, которым, по его мнению, нужно следовать при воспитании идиотов,— разви­тие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и мо­торики. Опыт Итара был положен в основу всех систем воспи­тания и обучения слабоумных, которые создавались в первой половине XIX века.

Итар воодушевил других врачей продолжить его опыт по воспитанию слабоумных.

В 1828 году французские врачи Феррю и Лере открыли от­деление для идиотов при психиатрической лечебнице в Биссетре. В 1831 году такое же отделение открыл врач Фальре при боль­нице в Сальпетриере.

В 1833 году доктор Ф. Вуазен основал самостоятельное уч­реждение для слабоумных в Париже — Ортофренический ин­ститут.

В 1841 году Сеген открывает в Париже частную школу для идиотов.

В том же году в горах Швейцарии доктор Гуггенбюль откры­вает учреждение для идиотов и эпилептиков.

В 1848 году открывается первое медицинское учреждение для слабоумных в США.

Таким образом было положено начало медицинскому на­правлению в развитии помощи слабоумным. Нет сомнения втом, что приоритет в этой форме обслуживания слабоумных при­надлежит французским психиатрам, открывавшим отделения для

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление психологии как науки и практики. Появление профессии психолога

Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. В ее истории можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике. За время существования человечества происходило накопление знаний о психических явлениях. Происходило ...

слабоумных при психиатрических больницах или же создавав­шим самостоятельные учреждения, в которых проводились ле­чебно-педагогические мероприятия по развитию физических сил, моторики и главным образом органов чувств. Из этого направ­ления развилась так называемая лечебная педагогика.

Почти одновременно судьба слабоумных стала привлекать внимание пасторов и педагогов, которые положили начало фи­лантропически-христианскому и педагогическому направлени­ям в развитии помощи слабоумным.

Инициатива в организации филантропически-христианской формы помощи слабоумным исходила главным образом от пас­торов или же от лиц, решивших посвятить себя «богоугодному» делу, каким считалось оказание помощи слабоумным и другим аномальным лицам.

В своей деятельности эти люди руководствовались такими мо­тивами: «Все люди должны приобщаться к богу. Слабоумные живут, не зная слова божьего. Забота о слабоумных — выполне­ние христианского долга. Это благое дело зачтется на том свете».

Для слабоумных создавались приюты при монастырях, при различных религиозных организациях и монашеских орденах и частные благотворительные приюты.

Деятельность этих учреждений была направлена на воспита­ние набожности, благочестивости, аскетизма, чувства благодар­ности к своим благодетелям.

Начало этому филантропически-христианскому направлению помощи слабоумным было положено в Германии, когда пастор Гольдеванг открыл в 1835 году в городе Вильдеберге приют для слабоумных. В дальнейшем в Германии это направление пред­ставляли пасторы Пробст, Диссельхоф, Бартхольд, Зенгельманн и другие.

В Англии первый приют с благотворительными целями был открыт мисс Уайт в 1846 году в Лондоне.

Первыми педагогическими учреждениями для слабоумных были приюты и частные школы-пансионы.

Если учреждения первых двух направлений обслуживали преимущественно глубоко отсталых, то учреждения педагогиче­ские— главным образом детей с легкими формами отсталости.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз­ни внутренними противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудача­ми, нарушениями равновесия между индивидом и обще­ством. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ре­бенком и родителями), сами еще не становятся ...

В задачи этих учреждений входило дать воспитанникам об­щее образование, трудовую подготовку и таким образом оказать помощь обычной школе, освободив ее от детей, мешающих нор­мальной работе.

V — период перехода от изоляции к интеграции

Интегрированное обучение рассматривается как средство реализации цели специального образования – социализации и самореализации, т.е. достижение человеком с ограниченными возможностями максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.

Модели отношения к людям с нарушениями развития:

— каритативная;
— клиническая;
— реабилитационная(клинико-социологическая);

— социокультурная.

Каритативная. Наиболее ранняя, в основе ее лежит христианская любовь к ближним, больным и страждущим. Приоритетом в помощи является опека относительно пассивном отношении (сострадательном и уни­чижительном одновременно) общества к лицам с нарушением разви­тия. Помощь тогда организовывалась по парадигме «убогий—приют», устранение или «преобразование» дефекта не мыслились.

q убогий

q призрение

q приют

Клиническая.Возникла клиническая концепция, смыслом которой являлось лечение дефекта (устранение его причины).

Причиной нарушений развития сторонники клинической концепции считали «дефект», который, по их мнению, и создает типичную для данного нарушения и индивиду­альную для пациента картину. Врач не являлся для больного партнером в преодолении болезни, а был обязан держать дистанцию и относиться к больному авторитарно или снисходительно-покровительственно. Человека рассматривали исключительно как биологическое существо. Словарь психологических терминов пополнился такими как «дефект», «аномалия», «больной ребенок», «диагностика», «лечебная педагогика» и другими. С взаимопроникновением психологии и медицины в специальной психологии начала использоваться «диагностическая» терминология. Параллельно происходило становление дефектологии как науки об обучении и воспитании детей с нарушением в физическом или психическом развитии.

q дефект

q аномалия

q диагностика

q отбор

q лечебная педагогика

q дифференцированное обучение

Реабилитационная (клинико- социологическая).Отношение стало строиться по реабилитационной модели — усовершенствование интеракционной модели. Согласно ей, для включения человека с ограниченными возможностями в социальную жизнь, с одной стороны, необходимы его собственные усилия, с другой стороны, общество должно проявить готовность принять его, повысив о нем свое мнение. Между двумя моделями действительно имеется много общего. Реабилитационная модель тоже предполагает помощь в адаптации к обычной жизни путем коррекции нарушенных функций. Дефект рассматривается как отклонение от нормы, феномен, не совпадающий с ожиданиями окружающих и вызывающий негативное реагирование. Для детей в рамках этой модели предусмат­риваются закрытые учреждения, которые дополняются специальными группами в детских садах и специальными классами (группами) в общеобразовательных школах. Очевидно, что реабилитационная модель строится не только на заимствованиях от модели интеракционной, но сохраняет и медико-дефектологическое содержание. Недаром ее иногда называют клинико-социологической моделью.

q аномальный ребёнок

q коррекция

Социокультурная.Современная социокультурная модель воплощает культурно-историческую теорию Л. С. Выготского. Она представляет собой парадигму, аль­тернативную клинической модели. На примере анализа отношения общества к лицам с атипией развития определяются те препятствия, которые затрудняют или порой делают невозможной социализацию индивида. По мнению Л. С. Выготского, лица с нарушением развития дискриминируются обществом безосновательно, общество неоправданно воздвигает перед ними барьеры. Ключевые термины социокультурной модели — «социальная адаптация» и «социализация».

q социальная адаптация

q социализация

q проблемные дети

q дети группы риска

q дети с проблемами психического развития

q отклоняющее развитие

q атипии развития

q совместное обучение

q интегрированное обучение

q интеграция

3. Специальная психология как направление психологической науки и практики — интенсивно развивающаяся область, стоящая на стыке гуманитарных наук. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение различных симптомов в структуре деятельности.

Различают внутри- и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой в целом, исторически она связана с коррекционной педагогикой и с различными её отраслями: сурдо-, тифло-олигофренопедагогикой, логопедией, методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой; общей и детской психологией, психолого-педагогической диагностикой. Логопеду важно знать за­кономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Таким образом логопед может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и по­веденческими нарушениями.

Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать связь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Такое знание поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоциональ­но-волевой сферы, а также провести логопедическую ра­боту с учетом ведущего для данного возраста вида деятельности.

К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.

Специальная психология использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах, мозговой организации познавательных процессов и речевой функции, о строении и функцио­нировании анализаторов, принимающих участие в деятельности.

Специальная психология тесно связана с отоларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, педиатрией. Так, данные, полученные при изучении патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса), не только дают возможность определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать ло­гопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.).

Эти данные необходимы при изучении и устранении расстройств голоса, ринолалии, нарушений речи при сниженном слухе и др. В частности, расстройства голоса могут вызываться различными органическими повреждениями гортани и голосовых складок (опухоли, узелки, папилло­мы, рубцовые изменения голосовых складок и др.).

Устранение нарушений голоса в этих случаях невозможно без нормального физиологического функционирования голосового аппарата, что обеспечивается медикаментозным, хирургическим, физио- и психотерапевтическим воздей­ствием.

Психология развития даёт специальной психологии:

— методы изучения возрастной динамики аномального ребёнка;

— представление о нормах развития на каждом этапе его жизни, выступающее «отправной точкой», эталоном при выявлении особенностей развития аномального ребёнка; характеристику механизмов онтогенетического развития психики ребёнка, определяющих принципы построения психокоррекционных программ.

Педагогическая психология –помогает подготовить специалистов в области специальной психологии.

Социальная психология —решает задачу специальной психологии: социализация ребёнка с отклонениями в психофизическом развитии в обществе.

Нейропсихология —помогает по психологической картине нарушения выявить его локализацию в коре головного мозга, а т.ж разработать методы коррекции и компенсации дефекта.

Специальная психология в поле дефектологиизанимает место, с одной стороны, граничащее с психиатрией, а с другой – с коррекционной педагогикой.

 

4. Слепович Елена Самойловна («Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии» (1978)).

Елена Самойловна Слепович, профессор, первый доктор психологических наук в области коррекционной психологиив Республике Беларусь. Ее наиболее значимые работы в области олигофренопсихологии: «Коррекция психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью», «Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью». Практика специальной психологии». После защиты докторской диссертации Слепович Е.С. (1994) создает научную школу. Под ее руководством за этот период защищено семь кандидатских диссертаций по специальности – коррекционная психология.

Проблемами сурдопсихологии занималась Григорьева Тамара Алексеевна («Развитие причинно-следственного мышления у глухих школьников» (1975г.))

Первый нейропсихологДавидович Анна Александровна («Усвоение понятия числа и счетных операций первоклассниками с нейропсихологическими синдромами отклоняющегося развития», 2006г.)

Проблемами тифлопсихологии занимались:

Ермолович Зоя Григорьевна (1972г.);

Дьяков Дмитрий Григорьевич («Возрастная динамика переживания затруднительных ситуаций подростками с нарушениями зрения», 2007);

Гаврилко Татьяна Ивановна («Динамика понимания эмоциональных состояний других людей слабовидящими младшими школьниками», 2003).

В разное время проблемами олигофренопсихологии в Республике Беларусь занимались Алексина Лидия Ивановна («Динамика речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи» (1978);

Апацкая Зинаида Антоновна («Особенности формирования графических образов и действий у умственно отсталых школьников» (1984);

Процко Татьяна Александровна («Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых школьников при решении словесно-образных задач» (1980);

.