II. Характеристика ребѐнка

Рома мальчик среднего роста, юркий, крутлявый, с живой мимикой лица, открытым, доброжелательным взглядом. Ребѐнок не осознал, что урок является формой учебной деятельности. Во время урока он может встать без разрешения и подойти к своему соседу с другого ряда. На замечания учителя реагирует игриво, отрешѐнно.

У мальчика нет усидчивости, терпения, ему сложно сосредоточиться на каком-либо учебном действии. Внимание рассеянное, неустойчивое.

Имеет скудный запас знаний об окружающей действительности. Интересы скудные, примитивные, в основном направлены на игры с самим собой.

Складывает разрезные картинки, картинки из кубиков, пазлы. Конструирует различные постройки из кубиков.

В речи есть слова: мама, папа, баба, машина и др., нарушена слоговая структура слов, речь невнятная, маловыразительная. Может выразить просьбу двусложным предложением, либо показать жестом на желаемый предмет. Понимает обращѐнную речь бытового характера и простые инструкции: «дай», «на», «иди сюда».

Наблюдаются моторно-двигательные нарушения, стереотипные движения: бег по классу от стены к стене, покачивания головой из стороны в сторону.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические не сформированы, мальчик не следит за своим внешним видом, но, любит дежурить по классу, столовой.

III. Индивидуальный учебный план

Задачи и содержание обучения Н. П. И.
2. Социальное развитие
Формирование навыков самообслуживания
1.1 .Навыки, связанные с гигиеной тела. · закрепить приобретенные умения различать и соотносить слово и предмет: — части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, колени); - предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок (расческа), зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце; - действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. · объяснить детям в доступной форме, что быть чистым — красиво, приятно и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям; · совершать под присмотром и с помощью взрослых утренний и вечерний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться; Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту или порошок, гребешок, полотенце.
1.2. Навыки одевания и раздевания. · закрепить приобретенное в дошкольном возрасте

умение различать и называть предметы одежды и обуви: колготки, носки, рубашка, трусики, носовой платок, брюки, платье, пальто, шапка, варежки, шарф, ботинки, тапочки, валенки и т. д. · закреплять навыки одевания и обувания в определенном порядке под присмотром взрослого; · знать, как складывать и куда класть или вешать снятую одежду.
1.3. Навыки приема пищи. · уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка и т. д.); · закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол; · знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи и фрукты.
1.4. Навыки культурного поведения. · садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению взрослого; · выйдя из-за стола, задвигать за собою стул; · уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него; · не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.
1.5 .Формирование представленийоб окружающих людях. · формировать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; · воспитывать эмоциональное отношение и способы выражения своих чувств к близким взрослым, «чувствам» игрушек — мишке холодно, жарко, горячо; кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше не хочет купаться и т. д.

· побуждать здороваться при встрече, пожимать руку, посылать «воздушный поцелуй», обнимать, целовать близких взрослых и т. д. Игры и упражнения: «Хорошая мама «, «Пожалей папу», «Ваня и Петя катают мяч», «Давай играть в куклы». «Будем возить кубики и строить домики для зверей» и т. д.
2. Познавательное развитие.
2.1. Сенсорное развитие.
Величина: · учить по словесной инструкции и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой — ма- ленький, затем средний и т. д. (при этом задается вопрос: какой предмет в руках — большой или маленький? и т. д.); · различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов: подобрать крыши разного размера к домам; подобрать к этим домам елочки в соответствии с размером; спрятать яблоки в корзинки с учетом двух величин.
Форма: · учить выделять шарик, кубик, кирпичик, крышу (из двух) и называть их, отвечать на вопросы; · учить пользоваться методом проб при решении сен- сорных задач: опускать различные формы в прорези; · выделять различные формы среди других: «собери все кирпичики для дорожки», «давай построим башни», «выбери все крыши»; · доставать из мешочка по словесной инструкции пред- меты, различающиеся по форме (шарики, кубики, кирпичики, крыши), материалу и величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.).
Цвет: · учить выделять основной признак предмета по

заданному параметру, отвлекаясь от второстепенных признаков (например, · собрать в коробку только «такие — не такие «(желтые) предметы), при этом признак указывается словом «такие»; · учить выделять признаки по образцу (дай такой, как у меня; покажи, принеси такой же), затем по словесной инструкции (дай желтый кубик, принеси желтый карандаш, поставь желтый стаканчик и др.).

Последовательное знакомство с цветом проходит в следующем порядке: желтый, красный, синий, зеленый.

Целостное восприятие: · учить складывать разрезную картинку из двух частей; · собирать сборно-разборные игрушки (из двух частей).
Тактильно-двигательное восприятие: · формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие (твердый — мягкий, холодный — теплый); · доставать предметы по словесной инструкции из мешочка: «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из двух); · продолжать учить выбирать игрушки по словесной инструкции (выбор из двух-трех): «достань голышку», «достань рыбку», «достань шарик» и т. д.
Слуховое восприятие: · учить ориентироваться на звук в знакомом простран- стве: что звучит? — колокольчик, барабан и др.; · различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал? «; · различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?» — кошка, собака, корова.
2.2. Формирование наглядно-действенного мышления: · знакомить с проблемными ситуациями: показать, что бывают ситуации, когда предмет или игрушку нельзя достать рукой и надо искать орудия или

вспомогательное средство (палочку, лопатку, сачок и т. д.); · учить решать простейшие проблемно-практические задачи методом проб — пользоваться предметами- орудиями при выполнении определенных действий: выбирать предмет-орудие (из 2−3 предметов) для достижения предмета-цели: «достань тележку» (использовать палочку с определенным концом); «достань рыбку» (использовать разные по длине удочки) и др.
2.4. Формирование количественных представлений: · учить различать состояния пустой — полный; проговаривать слова пустой — полный; · учить выделять 1, 2, много предметов из группы по под- ражанию, образцу (например, показываем наребѐнке: один нос, один большой палец, один маленький мизинчик и т. д.), · побуждать показывать один, два… и т. д.: сколько показал? Назови (покажи с помощью пальцев).

Все время должна следовать инструкция: это одна…, возьми одну…, сколько взял???, возьми еще одну… и т. д. На себе и на ребенке показывать одну-две части тела (у Вани две руки, два глаза и т. д.), затем учить отвечать на вопрос: сколько у Вани рук? и т. д. Далее можно перейти к предметам — обеими руками брать по палочке или колечку, вкладывать в каждую руку, соединять, подводить итог — сколько взяли? Два колечка (палочки) и т. д. Побуждать обобщать словом количество показываемых (взятых в руку) предметов — два. Далее: соотносить количество 1, 2 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?; учить находить заданное ко- личество однородных предметов 1, 2, много в окружающей обстановке; учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах двух. (Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить перед каждым предметом совершать только 1 хлопок.)

3.4. Развитие речи. Проведение активной артикуляционной гимнастики: · растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.; · удерживать язык в определенном положении: во рту — неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки и др.; · по подражанию произносить набор звуков и слогов русского языка; · формировать воздушную струю: дуть на легкие предметы — шарики, бабочки и т. д.
Развитие понимания обращенной речи: · учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? Вот они»; · учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1—2—3 действия: «Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми»; · учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за («Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом» и др.).
3.5. Ознакомление с окружающим миром: · уточнять представления ребенка о явлениях природы: зимой — идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках; · выделять сюжетную картинку «Зимой» среди двух картинок; формировать умение наблюдать за изменениями в природе, за природными явлениями (солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос: «Какая сегодня погода? «; · формировать представления о домашних животных; · учить обращать внимание на предметы и явления

окружающей действительности; · учить выделять группу однородных предметов: игрушки, посуда, мебель, животные — сначала на предметах, а позже на картинках, затем обобщать в слове: «Вот наши игрушки» и т. д.; · учить группировать предметы, а затем картинки по функциональному назначению: в одну сторону — игрушки, в другую — посуду; · учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу, проводить игру «Угадай, что съел?». · Формировать представления о разных людях и их действиях: «Покажи, где дядя читает книгу? Покажи, где мальчик катается на лыжах?» и т. д. На прогулке развивать движения и игровые действия: катать машину, строить куличи, лепить снежки.
4. Формирование предметной деятельности. Учить целенаправленным предметно- игровым действиям и отдельным игровым действиям с учетом свойств предметов: · различать и выделять предмет из множества подобных по форме, величине, цвету; · подбирать к предмету пары; · складывать пирамиды, матрешки, башенки (стаканчики); · воспринимать предмет как целое и выделять в предмете отдельные части по подражанию и речевой инструкции педагога. · побуждать ребенка действовать по подражанию действиям взрослого: захватывать предметы руками, прятать в коробочку, проталкивать в отверстие и т. д.; · использовать пробы и примеривание (наложение), зрительное соотнесение; · собирать разнообразные конструкции и разрезные картинки (из двух частей).

Игры и упражнения:«Доска Сегена», предметно-сюжетные вкладыши; «Почтовый ящик»; матрешки, пирамиды, ста- канчики, элементы конструктора и др., машинки, мячи

(состоящие из двух половинок); паровоз и вагончики; состав- ные картинки (2 части); картинки-вкладыши и др.; игры «Найди мишку», «Что в коробке?», «Повтори действие», «По- корми зайчика» и т. д. · Развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку, «играть» на пианино, «звонить» по телефону; выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ», зайка «прыг-скок», паровозик «ту-ту», ляля «ам-ам»; причешем волосы, постучим молоточком и т. д. · учить воспроизводить цепочку игровых действий: кормление, укладывание куклы спать, катание куклы на машине и т. д. В ходе занятий необходимо все упражнения выполнять сначала совместно с ребенком в позиции за спиной, рядом или напротив, а затем предоставлять возможность действовать по подражанию и самостоятельно.
Рисование. · вызывать интерес к рисованию: взрослый на глазах у ребенка рисует красками, комментируя свои действия. Он изображает снежинки, капли дождя; шарик с веревочкой; елочку с игрушками; дорожку для зайчика и т. д. · дорисовывать отдельные предметы — веревочку к ша- рику, палочку к лопатке, дорожку для колобка, иголки к елке, ветки к дереву и т. д.; красками примакивать кисточкой недостающие детали (глазки, носик, ротик у кукол).

· учить рисовать прямые, круговые линии: клубок, «снег идет», «на елочке иголки», дорожки; далее — рисовать знакомые предметы в определенной ситуации: «колобок катится по дорожке», «дождь идет» и т. д.; · учить рисовать знакомые предметы по образцу.

Лепка: · формировать способы обследования предметов перед лепкой; · выполнять лепные поделки с использованием различных приемов (огурец, апельсин, банан, помидор); учить делить пластилин на 2 части; · раскатывать прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин; · учить лепить предметы по подражанию (баранки, колобок).

Сначала раскатывается тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты- шарики, баранки), а затем лепятся простые предметы круглой формы (колобок, шарик, яблоко, пирог).

Аппликация: · знакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу; учить наклеивать простые пред- меты по показу — «шары на ниточках», «рыбки в аквариуме»; · учить располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы: мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т. д.
Конструирование: · учить строить конструкции по показу, образцу и рече- вой инструкции, выполнять конструкции из двух разных элементов; далее вводится произвольный элемент (конус, флажок и др.), затем выполняются постройки из двух-трех поделок (сюжетная постройка), например, дачные домики, мебель в квартире, дорожка и мостик через реку и др., далее — «лесенки», стол и кроватка для матрешек, клетки для большого и маленького зверей, гаражи для большой, средней и маленькой машин, высокий и низкий домики для матрешек, дорожки между домами и т. д.;

· обыгрывать выполняемые постройки.
Хозяйственно-бытовой труд: · учить выполнять простые бытовые действия совместно, а затем по инструкции (вытри стол, полей цветок, подмети пол, вымой посуду: чашку, тарелку и т. д.); · учить работать ножницами (нарезать полоски и т. д.).

· в ходе выполнения задания можно переключать внимание ребенка с одной задачи на другую (разложи кубики по цвету, а теперь по форме, вот так, как я);

IV. Содержание образования в условиях организации и семьи

Приоритетные учебные предметы:

-Окружающий природный мир

-Человек

-Самообслуживание

-Окружающий социальный мир

Коррекционные курсы:

— Сенсорное развитие

— Предметно-практические действия

— Двигательное развитие

-Альтернативная коммуникация

-Коррекционно-развивающие занятия

Объѐм недельной учебной нагрузки на обучающегося: 38 часов.

Содержание образования в условиях семьи:

-Индивидуальные логопедические занятия

-индивидуальнее занятия с психологом

V. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

В коррекционной школе-интернате для обучающегося созданы специальные условия: пандус, туалетная комната, комната сан. гигиены, душевая комната, предметы личной гигиены и др. на классе работает воспитатель.

VI. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР

№ п/п Фамилия, имя, отчество должность
Романенко Александра Витальевна учитель
Чемеренко Елена Александровна воспитатель
Налескина Светлана Михайловна педагог-психолог
Баранник Наталья Валерьевна педагог-психолог
Корсакова Алла Геннадьевна педагог-психолог
Романенко Александра Витальевна учитель-логопед
Иванина Анна Андреевна учитель музыки и движения

VII. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося

Задачи:

— осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям и подросткам с ТМНР;

— консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, развития и коррекции детей и подростков с ТМНР;

— оказание консультативной специализированной научно-методической помощи специалистам образовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные программы обучения и воспитания детей и подростков с ТМНР в Хабаровском крае;

— оказание консультативно-методической помощи по вопросам организации обучения и воспитания детей и подростков с ТМНР специалистам образовательных учреждений всех типов, реализующих инклюзивный подход в образовании детей с ОВЗ, расположенных на территории Хабаровского края.

Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося:

-Родительские собрания классные и общешкольные

-Индивидуальные консультации узких специалистов (логопед, психолог, социальный педагог)

-Консультации специалистов школьного клуба «Семья»

-Индивидуальные консультации по запросам родителей

VIII. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Окружающий природный мир.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; огород, теплица и др.

Человек.

Для реализации программы по предмету «Человек» материально- техническое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т. д. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Самообслуживание.

Для реализации программы по предмету «Самообслуживание» материально-техническое обеспечение включает: тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью; предметные и сюжетные картинки, фотографии, пиктограммы с изображением действий,

операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Видеофильмы, презентации. Стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные, столы, стулья, и др.

IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ТМНР должно стать достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития. Планируемые результаты для каждого обучающего должны носить сугубо индивидуальный характер. Некоторым детям оказывается недоступно усвоение тех или иных действий, или же формирование действия происходит замедленно, со значительными затруднениями. В этом случае необходимо знать причину затруднений в ее конкретном, точечном значении. Это позволяет адекватно и наиболее эффективно спланировать помощь ребенку для достижения максимально возможной динамики в развитии.

В конце каждого учебного полугодия перед промежуточной оценкой достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающимися с расстройствами

аутистического спектра (согласно Положения), проводится диагностическая процедура по двум направлениям:

1. Диагностика сформированности универсальных учебных действий проводятся тестовые задания № 4, 5, 6, 8, 9, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 31, 32, 33 согласно бланку.

2. Диагностика сформированности жизненных компетенций проводятся контрольные эксперименты № 1, 2, 3, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 26, 29, 30, 34, 35 согласно бланку.

Операции оцениваются по двухбалльной шкале: выполняет ребенок операцию или не выполняет («+» или «-») .

После оценки всех операций оценивается действие целиком по четырехбалльной шкале.

0- Действие отсутствует полностью.

1- Действие находится в зоне ближайшего развития (выполняет менее половины операций).

2- Действие находится в стадии формирования (выполняет половину и более операций).

3- Действие полностью сформировано (выполняет все операции).

На основании полученных по каждому действию данных производится оценка достижения возможных личностных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы с фиксацией в СИОП согласно Положению о системе оценки.

Все контрольные эксперименты и тестовые задания могут быть проведены в течение 1−3 учебных дней (с этой целью они чередуются в бланке).

Для этого родители могут не привлекаться. Участие родителей является обязательным при проведении промежуточной диагностики согласно Положению и планировании коррекционной работы на очередное полугодие.

В бланке диагностические процедуры нумеруются следующим образом: 1 — входящая диагностика, октябрь 1 класса.

2 — май 1 класса.

3 — сентябрь 2 класса.

4 — май 2 класса.

5 — сентябрь 3 класса.

6 — май 3 класса.

7 — сентябрь 4 класса.

8 — май 4 класса.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector