II. Физкультурно-оздоровительные гимнастические занятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тихомиров А.Ю., Сафин Ш. М., Миняева О.В.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ.

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Учебное пособие

Уфа, 2015

УДК 615.825.1(078)

ББК 53.54

Тихомиров А.Ю., Сафин Ш. М., Миняева О.В.

Физическая реабилитация. Влияние физических нагрузок на организм человека: учебное пособие. — Уфа: Издательство ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2015. — 36 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с типовой программой по дисциплине «Медицинская реабилитация» на основании рабочей программы (2014 г.), действующего учебного плана (2015 г.) и в сответствии с требованиями ФГОС (2011г.), Законом Российской Федерации «Об образовании» (10.07.1992 г. № 3266−1, изм. от 01.04.2012 № 25−93) и Приказом Рособрнадзора «Об утверждении критериев, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального образования и среднего профессионального образования» (№ 2267 от 25.10.2011 г.)

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело».

Учебное пособие содержит основные принципы использования физических упражнений в процессе реабилитации пациентов различного профиля, включает тесты, ситуационные задачи.

Рецензенты:

Бобко Ярослав Николаевич — д.м.н., профессор кафедры реабилитологии ФИ и ДПО ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет» Минздрава России

Салахов Энвир Масабихович — и.о. директора ГУП Санаторий «Зеленая роща»

Рекомендовано в печать Координационным научно-методическим советом и утверждено решением Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …
Кинезиотерапия, лечебная физкультура: основные понятия…
Варианты двигательной активности в жизни человека…
Влияние недостаточной физической активности на организм человека…
Влияние нормальной физической активности на организм человека …
Тренированность: понятие, физиологический смысл…
Клинико-функциональное обоснование использования физических упражнений в двигательной реабилитации…
Задачи физической реабилитации…
Аспекты использования кинезиотерапии (физической реабилитации)…
Классификация методов кинезиотерапии…
Средства кинезиотерапии…
Классификация физических упражнений, используемых в кинезиотерапии…
Периоды физической реабилитации…
Режимы двигательной активности в физической реабилитации…
Противопоказания и правила назначения различных методов кинезиотерапии…
Принципы построения занятий лечебной физкультурой…
Принципы дозирования физической нагрузки …
Трудотерапия…
Механотерапия…
Оценка адекватности и эффективности занятий лечебной физкультурой…
Физическая реабилитация в воде…
Комплексные системы оздоровления…
Традиционные системы оздоровления…
Массаж…
Литература…
Учебный тестирующий комплекс…

ВВЕДЕНИЕ

Физкультура и спорт являются действенными методами укрепления здоровья и сохранения активного долголетия. Повсеместное расширение сети спортивных и оздоровительных учреждений способствует развитию массовых видов физической культуры и спорта, распространению различных оздоровительных систем и технологий, привлечению в них большего числа занимающихся граждан. Это несомненно способствует укреплению здоровья, улучшению показателей физического развития, создает условия для предупреждения заболеваний, связанных с недостаточной двигательной активностью.

Нарушение двигательной функции при различных заболеваниях является фактором, оказывающим наибольшее влияние на качество жизни пациента. Вместе с этим восстановление данной функции — одна из основных задач медицинской реабилитации. Своевременное и адекватное назначение различных форм физической активности позволит значительно сократить период восстановления и повысить эффективность проводимых реабилитационных мероприятий.

КИНЕЗИОТЕРАПИЯ, ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Реабилитация представляет собой процесс восстановления здоровья и функционального состояния организма для обеспечения максимально полноценного возвращения социального положения, бытовых и трудовых навыков, нарушенных вследствие перенесенных травм или заболеваний.

Среди всех функций движение является наиболее значимой функцией, потеря которой в значительной мере приводит к снижению качества жизни и ухудшению эмоционального восприятия своего состояния.

Исторически формирование у человека стереотипа реагирования на внешние факторы сопровождалось выработкой наиболее экономичной системы компенсации включающей в себя весь комплекс двигательных и нервно-психических реакций, основанных на изменении активности центральной и вегетативной нервной системы, эндокринной системы, системы неспецифического иммунитета, обеспечивающих адекватное изменение уровня функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, как основы для сохранения жизни и центральных звеньев адаптации.

Использование физических упражнений для укрепления и восстановления здоровья — актуальное и перспективное направление практической медицины.

Кинезиотерапия —научно-прикладная деятельность, использующая двигательную активность, в которой сочетаются знания медицины, педагогики, анатомии, физиологии, биохимии и т. д., с целью излечения, улучшения и поддержания в здоровом состоянии, профилактики от рецидивов — способствуя психофизическому комфорту личности.

Лечебная физическая культура (ЛФК) — это медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности.

Как видно из определений кинезиотерапия представляет собой более широкое понятие, включающее в себя все формы оздоровительных и лечебных занятий, тогда как понятие лечебная физкультура (физическая реабилитация, двигательная реабилитация) предусматривает исключительно медицинский аспект.

ВАРИАНТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Медицинский работник для того, чтобы дать правильную адекватную рекомендацию, должен иметь четкое представление об основных формах тренирующей физической (двигательной) активности, знать их отличие.

ВАРИАНТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

I. Физкультурно-оздоровительные спортивно-прикладные занятия

А.Оздоровительная ходьба Б. Оздоровительный бег В. Ходьба на лыжах Г. Оздоровительное плавание Д. Езда на велосипеде Е. Гребля Ж. Туризм

II. Физкультурно-оздоровительные гимнастические занятия

А. Утренняя гигиеническая гимнастика (с использованием общеукрепляющих упражнений)

Б. Производственная (учебная) гимнастика

В. Атлетическая гимнастика (бодибилдинг)

Г. Шейпинг

Д. Аэробика

Е. Каланетика

Ж. Стрейтчинг-гимнастика

З. Антистрессовая пластическая гимнастика

И. Бодифлекс (BodyFlex)

К. Пилатес

III.Комплексные системы оздоровления

А. Фитнес-программы

Б. Изотон

В. Велнес

IV. Традиционные системы оздоровления

А. Йога

Б. Цигун (оздоровительное направление Ушу)

V. Спорт

VI. Лечебно-физкультурные занятия (кинезиотерапия)

Положительное влияние нормальной двигательной активности

1. способствует оптимизации деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, в том числе за счет перестройки вегетативной регуляции [2, 5, 6, 11, 12, 18, 44];

2. повышает состояние тренированности [29, 30, 35];

3. повышает общий тонус организма [17, 20, 24, 38, 42, 43, 44, 45, 51];

4. способствует повышению общей, физической и умственной работоспособности [3, 8, 13];

5. повышает психологическую резистентность [37];

6. снижает риск внезапной смерти [42];

7. способствует улучшению иммунной функции, препятствуют развитию аллергической реакции немедленного типа [4, 25, 47];

8. улучшает потребление организмом кислорода [40, 41];

9. способствует снижению веса при ожирении и улучшению жирового и углеводного обмена [41, 43], что сопровождается значительным снижением содержания в ряде тканей триглицеридов на фоне повышения в крови ЛПВП и снижением ЛПНП и общего холестерина [32, 50];

10. приводит к снижению вязкости крови и плазмы [33];

11. способствует положительным изменениям сократительной функции левого желудочка сердца у больных, перенесших инфаркт миокарда [20];

12. улучшает репродуктивную функцию, улучшая качество спермы [48].

Эти эффекты развиваются в любом возрасте, и отражают процесс развития тренированности — основной цели использования физических упражнений.

В связи с этим физическим упражнениям и различным тренингам в настоящее время отводится особое место в профилактике, реабилитации и лечении многих неинфекционных заболеваний, в частности сердечно-сосудистой патологии [10, 16, 22, 31, 32, 34, 49].

ТРЕНИРОВАННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

В настоящее время тренированность рассматривается как состояние, развивающееся в результате регулярного и многократного использования физических упражнений, определяющее степень готовности к наиболее эффективному выполнению конкретной мышечной деятельности и обусловленное уровнем физической, технической, тактической и психологической подготовки занимающегося [24, 28].

По мнению А.С. Солодкова тренированность — уровень функционального состояния организма, который характеризуется совершенствованием механизмов регуляции, увеличением физиологических резервов и готовностью к их мобилизации, что выражается в его повышенной устойчивости к длительным и интенсивным физическим нагрузкам и высокой работоспособностью [26, 27].

Преимущества тренированного организма характеризуются следующим [9, 19, 24]:

1. тренированный организм может выполнять мышечную работу такой продолжительности или интенсивности, которая не под силу нетренированному;

2. тренированный организм отличается более экономным функционированием физиологических систем в покое и при умеренных, непредельных физических нагрузках;

3. тренированный организм отличается способностью достигать при максимальных нагрузках такого высокого уровня функционирования физиологических систем, который недостижим для нетренированного организма;

4. у тренированного организма повышается устойчивость к повреждающим воздействиям и неблагоприятным факторам.

Последний пункт является выражением положительных перекрестных эффектов адаптации. При этом В.В. Роженцов и М.М. Полевщиков (2006) и другие исследователи указывают, что «физическая активность является эффективной для улучшения здоровья только в случае, когда она приводит к увеличению физической тренированности; это происходит в результате систематически повторяющихся нагрузок тогда, когда они способны существенным образом изменить биохимические константы внутренней среды, то есть если они выведут организм из гомеостаза покоя на повышенные уровни гомеостаза деятельности» [1, 24, 46].

Развитие тренированности — основная цель использования физических упражнений.

КЛИНИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Формы лечебной физкультуры

Форма Описание
утренняя гигиеническая гимнастика выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений, способствующего переходу организма из состояния торможения (сна) к активному режиму дня, на поздних этапах реабилитации гимнастику можно проводить на открытом воздухе, сочетая ее с непродолжительной прогулкой
занятие лечебной гимнастикой основная форма лечебной физической культуры, направленная на восстановление функции пострадавшего органа и всего организма в целом
самостоятельные занятия физическими упражнениями осуществляются по комплексам упражнениям, разработанным специалистом, при условии умения у пациента правильного их выполнения, часто являются продолжением курса реабилитации после занятий в лечебном учреждении
лечебная дозированная ходьба проводится для нормализации походки после травм и заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также адаптации организма к нагрузкам
дозированные восхождения (терренкур) лечение дозированной ходьбой с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах; применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, травматических поражениях опорно-двигательного аппарата и нервной системы
массовые формы оздоровительной физической культуры К ним относятся элементы спортивных игр (эстафеты, конкурсы, веселые старты), ближний туризм, элементы спорта (броски, метания, прыжки, подтягивания, упражнения с мячом — пионербол, волейбол, минифутбол и др.), массовые физкультурные выступления, праздники; формы подбираются и дозируются индивидуально; применяются в период окончательного выздоровления с целью тренировки всех органов и систем, с профилактической целью, особенно в группах здоровья, на курортах и в санаториях
дозированные плавание, гребля и др. рассчитаны на дальнейшую тренировку функций пораженных органов и всего организма в целом, повышение работоспособности выздоравливающих пациентов, профилактику заболеваний

ПО ПРИНЦИПУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ И СНАРЯДОВ ПО ПРИЗНАКУ АКТИВНОСТИ ПО АНАТОМИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ
· без предметов и снарядов; · с предметами и снарядами (гимнастической палкой, мячами, с булавами, гантелями, эспандерами, скакалкой и др.); · на снарядах (гимнастической стенке, наклонной плоскости, на гимнастической скамейке, брусьях, перекладине, бревне, тренажерах и т. п.). · активные (выполняемые самим больным), · пассивные (выполняемые инструктором ЛФК с волевым усилием больного), · активно-пассивные (выполняемые самим больным с помощью инструктора ЛФК). для мышц · головы, · шеи, · туловища, · плечевого пояса, · верхних конечностей, · брюшного пресса и тазового дна, мышц нижних конечностей.
ПО ВИДОВОМУ ПРИЗНАКУ И ХАРАКТЕРУ
Дыхательные Статические (без движения ног, рук и туловища).

Динамические (в сочетании с движениями конечностей, туловища и т. д.) Дренажные (способствуют оттоку экссудата из бронхов)

Порядковые и строевые (организуют и дисциплинируют больных)
Корригирующие (уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации отдельных частей тела, в сочетании с пассивной коррекцией)
Подготовительные (вводные) упражнения (подготавливают к основной нагрузке)
Упражнения на координацию движений и в равновесии (для тренировки вестибулярного аппарата при гипертонической болезни, неврологических заболеваниях, для лиц пожилого и старшего возраста, занимающихся в группах здоровья)
Висы, упоры, подскоки, прыжки
Ритмопластические упражнения (проводятся под музыкальное сопровождение, используются для окончательного восстановления функций)
Упражнения в сопротивлении (способствуют укреплению мышц, повышают их эластичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ)

Рис. 1. Классификация гимнастических упражнений.

КОМПЛЕКСНЫЕ СИСТЕМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья во всех его проявлениях привело к сочетанию различных видов двигательной нагрузки, способов и методов оздоровления в комплексные системы.

Фитнес-программы

— вид физкультурно-оздоровительных занятий, основанных как на одном виде двигательной активности (например, аэробика, оздоровительный бег, плавание и т. п.), так и на сочетании нескольких (например, аэробика и бодибилдинг; аэробика и стретчинг; оздоровительное плавание и бег и т. п.).

Фитнесс-программы позволяют сочетать различные факторы здорового образа жизни (двигательную активность, закаливание; массаж и т. п.).

Изотон

— оздоровительная система, основанная на использовании изотонических упражнений, т. е. поддерживающих мышцы в постоянном напряжении.

Изотон как система включает:

— комбинацию видов физической тренировки (изотоническая, стретчинг, аэробная, дыхательная);

— средства психологической релаксации и настройки;

— средства физиотерапевтического воздействия (массаж, сауна и др.);

— гигиенические очищающие и закаливающие мероприятия;

— организацию рационального питания;

— методы контроля физического развития и функционального состояния.

Изотон позволяет достичь быстрого (2−3 месяца) улучшение самочувствия, работоспособности, состава тела (соотношения массы жировой и мышечной ткани), нормализации работы органов пищеварения и других жизненно важных систем организма, улучшение психоэмоционального состояния.

Велнес

-(от англ. «be well» — «хорошее самочувствие») — концепция здорового образа жизни, основанная на сочетании физического и ментального здоровья, правильного питания, разумных физических нагрузок и отказа от вредных привычек.

Основные принципы велнес:

· движение;

· умственная активность;

· расслабление и гармония;

· красота и уход за телом;

· сбалансированное питание.

В состав велнеса входит фитнес, комплексное использование методик оздоровления, состоящих из диетологии, реабилитационных программ, психологического оздоровления, функционального тренинга, СПА-процедур, использования различного оборудования, предназначенного как для активных тренировок (тонусные столы, вакуумные тренажеры, иппотренажеры, баланс-платформы, виброплатформы), так и пассивных процедур (прессотерапия, магнитотерапия, термотерапия инфракрасным излучением, массажные кровати).

ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Не теряют своей актуальности традиционные системы оздоровления, в т. ч. основанные на восточных техниках.

Йога

— понятие в индийской культуре, означающее в широком смысле совокупность различных психических, физических и духовных практик, разработанных в разных направлениях буддизма и индуизма. Главная цель — управление физиологическими и психическими функциями организма человека с целью достижения каждым индивидуумом возвышенного психического и духовного состояния. Пранаяма — является четвертой ступенью (уровнем) аштанга-йоги. Пранаяма (в йоге) — это управление праной (Ци-жизненной энергий) с помощью дыхательных упражнений. Начальная ступень — мышечно-суставная гимнастика, представляющий собой предварительный комплекс упражнений, который развивает гибкость, делает тело человека сильным, красивым, закладывает основу для дальнейшего физического и духовного развития. Гимнастика дает мышечную нагрузку, укрепляет мышцы спины, живота, убирает излишние жировые отложения, разрабатывает и укрепляет суставы, освобождает их от отложения солей, делает позвоночник более гибким, оздоравливает нервную систему, регулирует работу щитовидной железы. Сочетание с определенными дыхательными упражнениями и медитативными элементами оказывает психотерапевтический эффект: повышает жизненный тонус, улучшает настроение, нормализует потенцию. Противопоказана при заболеваниях позвоночника, при которых недопустимы упражнения на мобилизацию и растяжение.

Цигун — направление Ушу, которое включает в себя комплексы медитативных и дыхательных упражнений, диетологические и гигиенические предписания, а также особенный тип духовного воспитания. Медленные плавные движения сопровождаются глубоким брюшным дыханием. Регулирование сознания в состоянии покоя можно считать основным навыком, который необходимо освоить, занимаясь цигун. Покоем считается такое состояние сознания, при котором занимающийся концентрирует внимание на упражнении, полностью освободив сознание от всех отвлекающих факторов. Восприятие внешних раздражителей, включая световые и звуковые воздействия, снижается, теряется гравитационная чувствительность конечностей и суставов. Происходит торможение функций коры головного мозга, что способствует восстановлению нарушений, возникающих в коре головного мозга в результате перевозбуждения, подавляет его патогенную направленность и создает благоприятные условия для восстановления здоровья. Особое внимание в практике цигун уделяется регулированию дыхания. Здесь основной его вид — это глубокое брюшное дыхание. При этом усиливается перистальтика желудочно-кишечного тракта, улучшая усвоение пищи, корректируется спланхноптоз. В системе цигун оптимально сочетаются движения и безмятежность. Состояние безмятежности способствует восстановлению функций центральной нервной системы. Состояние движения возбуждает автономные нервные центры, включая симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Практика цигун повышает жизненную емкость легких, тренирует сердце и улучшает обмен веществ.

МАССАЖ

1. Лечебный массаж — как основное средство ЛФК, широко используется в физической реабилитации пациентов различного профиля [14]

.

Виды:

Спортивный.

1) Тренировочный.

2) Предварительный.

— разминочный массаж;

— массаж в предстартовых состояниях;

— согревающий массаж.

3) Восстановительный.

2. Лечебный.
3. Гигиенический.
4. Косметический.

Формы:

1. Общий массаж.
2. Локальный массаж.
3. Самомассаж.
4. Парный массаж.
5. Взаимный массаж.

Способы:

1. Ручной массаж.
2. Аппаратный массаж:

— вибромассаж

— пневмомассаж

— гидромассаж

3. Комбинированный массаж.
4. Ножной массаж.

Клинико-функциональное обоснование использования массажа

Тонизирующее действие массажа заключается в усилении процессов возбуждения в центральной нервной системе за счет увеличением импульсации от проприорецепторов массируемых мышц в кору головного мозга и повышением функциональной активности ретикулярной формации головного мозга. Тонизирующее действие массажа используется для коррекции отрицательных явлений при гипокинезии, вызванной вынужденным положением или различными патологическими состояниями (травмы, психические расстройства и т. п.).

Успокаивающее действие массажа заключается в торможении деятельности центральной нервной системы вследствие умеренного ритмичного и продолжительного раздражения экстеро- и проприорецепторов.

Трофическое действие массажа связано с усилением тока крови и лимфы, и как результат в улучшении доставки клеткам кислорода и других питательных веществ. Используется для восстановления работоспособности мышц.

Энерготропное действие массажа заключается в

· активизации биоэнергетики мышц;

· улучшении обмена веществ в мышцах;

· повышении образования ацетилхолина, что ведет к ускорению передачи нервного возбуждения на мышечные волокна;

· повышении образования гистамина, расширяющего сосуды мышц;

· повышении температуры массируемых тканей, ведущее к ускорению ферментативных процессов и повышению скорости сокращения мышц.

Нормализация функций организма заключается в регуляции динамики нервных процессов в коре головного мозга, что особенно выражено при резком преобладании процессов возбуждения или торможения в нервной системе [7, 14, 15].

Дозирование массажа осуществляется:

· локализацией сегментов воздействия,

· выбором приемов,

· глубиной и площадью воздействия на ткани,

· количеством массажных манипуляций,

· скоростью и ритмом движений и их амплитудой,

· продолжительностью процедур и чередованием их с другими воздействиями,

· интервалами отдыха (паузами) между процедурами,

· количеством процедур на курс лечения и пр.

При проведении массажа с целью лечения и реабилитации имеются следующие противопоказания.

1. Острое лихорадочное состояние и острые воспалительные процессы.

2. Кровотечение, кровоточивость.

3. Болезни крови.

4. Гнойные процессы любой локализации.

5. Заболевание кожно-инфекционной, невыясненной или грибковой этиологии. Кожные высыпания, повреждения, раздражения кожи.

6. Острое воспаление вен, тромбоз сосудов, значительное варикозное расширение вен с трофическими нарушениями.

7. Эндартериит, осложненный трофическими нарушениями, гангреной.

8. Атеросклероз периферических сосудов, тромбангиит в сочетании с атеросклерозом мозговых сосудов, сопровождающийся церебральными кризами.

9. Аневризмы сосудов и сердца.

10. Воспаление лимфатических узлов и сосудов. Увеличенные, болезненные лимфатические узлы, спаянные с кожей и подлежащими тканями.

11. Аллергия с геморрагическими и другими высыпаниями. Кровоизлияния в кожу.

12. Чрезмерное психическое или физическое утомление.

13. Активная форма туберкулеза.

14. Сифилис 1−2-й стадии, СПИД.

15. Хронический остеомиелит.

16. Каузальгический синдром после травм периферических нервов.

17. Злокачественные опухоли различной локализации.

18. Психические заболевания, с чрезмерным возбуждением, значительно измененной психикой.

Наибольший эффект от массажа достигается при комплексном использовании метода в сочетании с другими методами физической реабилитации.

Таким образом, двигательная активность во всех ее проявлениях, оказывает мощный оздоравливающий эффект на организм человека. Врач должен помнить, что если исключить виды физических нагрузок, противопоказанные пациенту, все остальные будут являться для него полезными и исцеляющими.

Использование физических упражнений для восстановления и укрепления здоровья возможно в любом возрасте и доступно всем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов Н.Н., Кахана М.С. Мышечная деятельность, адаптация и тренированность // Механизмы адаптационных реакций организма. — Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1987. — С. 177−183.

2. Белозерова Л.М., Сиротин А.Б., Янеев А.И. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы и работоспособности спортсменов лыжников // Клинич. геронт. — 2000. — Т. 6. — № 5−6. — С. 27−32, 77.

3. Варич Л.А., Блинова Н.Г. Состояние здоровья студентов с разным уровнем двигательной активности // Организация физической культуры и спорта в условиях региона: Матер. V Междунар. науч. — практ. конф., посв. 20-летию образов. фак. физич. культ. и спорта. — Калининград: Изд-во КГУ, 2003. — С. 188−191.

4. Галлиев Р.С. К механизму профилактического действия физических нагрузок на аллергические заболевания. Иммунология. — М., 2000. — 8 с. — Деп. в ВИНИТИ 04.02.00, № 268-В00.

5. Дембо А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 295 с.

6. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России // Теор. и практ. физич. культ. — 2002. — № 8. — С. 2−5.

7. Епифанов В.А. Лечебная физкультура: Учебное пособие. — ГЭОТАР- Медиа, 2006. — 568 с.

8. Карпенко М.П., Боксер О.Я., Димова А.Л. Психофизиологические, организационные и технические аспекты оздоровления студентов методами физической культуры и метеобарокоррекции / Ред. М.П. Карпенко. — М.: СГА, 2003. — 111 с.

9. Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. — М.: Медицина, 1974. — 240 с.

10. Куликова О.А., Григорьева В.Н., Корнилова Л.Е. Эффективность применения дифференцированной кинезотерапии у больных хроническими головными болями напряжения // Здоровье и образование в XXI веке: Матер. IV междунар. науч. — практ. конф. — М.: Изд-во РУДН, 2003. — С. 359−360.

11. Кулиненков О.С. Подготовка спортсмена: фармакология, физиотерапия, диета. — М.: Советский спорт, 2009. — 432 с.

12. Кулиненков О.С. Фармакологическая помощь спортсмену: Коррекция факторов, лимитирующих спортивный результат. — М.: Советский спорт, 2008. — 240 с.

13. Куцов Г. М., Шастун С.А., Торшин В.И. Особенности реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку как показатель психовегетативного резерва организма человека // Научные основы охраны здоровья студентов. — М.: Изд-во РУДН, 1987. — С. 39−41.

14. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 416 с.

15. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учебник для вузов / Епифанов В.А. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 568 с.

16. Магомедов Ю.С., Гитинов Н.А. Эффективность физической поэтапной реабилитации детей с бронхиальной астмой // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: Матер. Всеросс. научно-практ. конф. с междунар. участ., Москва, 11−12 ноября 2003 г. — Москва, 2003. — С. 84−85.

17. Макаров А.Н., Алиев М.Н. Исследование влияния циклических упражнений аэробной производительности на развитие общей выносливости у студентов специальной медицинской группы // Теор. и практ. физич. культуры.-1993. — № 7. — С.36−38.

18. Макарова Г. А., Локтев С.А. Медицинский справочник тренера. — М.: Советский спорт, 2006. — 587 с.

19. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. — М.: Медицина, 1988. — 256 с.

20. Мильнер Е.Г. Формула жизни: медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 112 с.

21. Оганов Р.Г. Первичная профилактика ишемической болезни сердца. — М.: Мед., 1990.-160 с.

22. Плотников В.П. Средства физической культуры в функциональной характеристике и оздоровлении студентов с нейроциркуляторной дистонией: Автореферат дис. … докт. мед. наук.-Москва, 1995.-38 с.

23. Ракеева М.Т. Движение — путь к активному долголетию // Пробл. физич.воспит., спортивной тренировки и профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Сб. науч. тр. / Матер. междунар. научно-практ. конф. — Чебоксары: ЧПГУ им. И.Я. Яковлева, 2003. — С. 82−84.

24. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования. — М.: Советский спорт, 2006. — 280 с.

25. Соколовский В.С., Бажора Ю.И. Комплексный подход к изучению иммунного статуса спортсменов // Физиология человека. — 1992. — Т. 18. — № 4. — С. 96−102.

26. Солодков А.С. Адаптация в спорте: состояние, проблемы, перспективы // Физиология человека. — 2000. — Т. 26. — № 6. — С. 87−93.

27. Солодков А.С. Адаптация в спорте: теоретические и прикладные аспекты // Теор. и практ. физ. культ. — 1990. — № 5. — С. 3−5.

28. Спортивная медицина. Руководство для врачей / Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. — М.: Медицина, 1984. — 384 с.

29. Чернецкий Ю. Парадоксы спорта. Мифы и реальность // VII Междунар. науч. конгр. «Современный олимпийский спорт и спорт для всех»: Матер. конф. — Т. 1. — М.: СпортАкадемПресс, 2003. — С.56−57.

30. Шапкова Л.В., Евсеев С.П. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры // Теор. и практ. физич. культ. — 1998. — № 1. — С. 8−18.

31. Bharakhada N., Yates T., Davies M.J., Wilmot E.G., Edwardson C., Henson J., Webb D., Khunti K. Association of sitting time and physical activity with CKD: a cross-sectional study in family practices // Am. J. Kidney Dis. — 2012, vol.60, № 4. — P.583−590.

32. Chomistek A.K., Chiuve S.E., Jensen M.K., Cook N.R., Rimm E.B. Vigorous physical activity, mediating biomarkers, and risk of myocardial infarction // Med. Sci. Sports Exerc. — 2011. — Vol.43, № 10. — P.1884−1890.

33. Church T.S., Kirby G.S. Exercise reduces blood and plasma viscosity in both healthy subjects and subjects with CHD: Abstr. 10th Int. Congr. Biorheol. and 3rd Int. Conf. Clin. Hemorheol., Pesc. Jyly 18−22, 1999 // Biorheology. — 1999. — V. 36. — № 1−2. — P. 141.

34. De Matos L.D., Caldeira Nde A., Perlingeiro Pde S., dos Santos I.L., Negrao C.E., Azevedo L.F. Cardiovascular risk and clinical factors in athletes: 10 years of evaluation // Med. Sci. Sports Exerc.- 2011. — Vol.43, № 6. — P.943−950.

35. Hagberg J., Goldring D., Ehsani A. Effect of exercisetraining on the blood pressure and haemodynamic feature of hypertensive adolescent // Amer. J. Cardiol.-1983.-Vol. 52.-P.763−768.

36. Joyner M.J. Standing up for exercise: should deconditioning be medicalized? // J. Physiol. — 2012, vol.590, Pt 15. — P.3413−3414.

37. Karin Monshouwer K, ten Have M, van Poppel M, Kemper H, Vollebergh W. Possible mechanisms explaining the association between physical activity and mental health: findings from the 2001 dutch health behaviour in school-aged children survey // Clin Psychol Sci. — 2012, Sep 7 [Epub. ahead of print]. Электронный ресурс cpx.sagepub.com/content/early/2012/09/07/2 167 702 612 450 485.full.pdf

38. Layne J.E., Nelson M.E. The effects of progressive resistense training on bone density a review // Med. Sci. Sports Exerc. — 1999. — V.31. — № 1. — P. 25−30.

39. Lee I.M., Shiroma E.J., Lobelo F., Puska P., Blair S.N., Katzmarzyk P.T.; Lancet Physical Activity Series Working Group. Effect of physical inactivity on major non-communicable diseases worldwide: an analysis of burden of disease and life expectancy // Lancet. — 2012. — vol.380. — № 9838. — P.219−229.

40. Lim C.L., Lee L.K.H. The effects of 20 weeks basic military training program on body composition, VO2 max and aerobic fitness of obese recruits // J. Sports-med. and Phys. Fitness. — 1994. — V.34. — № 3. — P.271−278.

41. Ong T.C., Sothy S.P. A comparative study of the maximum oxygen uptake of regulary exercising and nonexercising healthy adult menin sedentary occupation // Occup. Med. — 1992. — V. 42. — P. 120−124.

42. Ortega F.B., Lee D.C., Katzmarzyk P.T., Ruiz J.R., Sui X., Church T.S., Blair S.N. The intriguing metabolically healthy but obese phenotype: cardiovascular prognosis and role of fitness // Eur. Heart J. — 2012, Sep 4 [Epub ahead of print]. Электронный ресурс www.sportmedicine.ru/news_science/healthy-overweight.php.

43. Pescatello L.S., Murphy D. Lower intensity physical activity is advantageous for fat distribution and blood glucose among viscerally ovese older adults // Med. Sci. Sports Exerc. -1998. — V.30. — № 9. — P. 1408−1413.

44. Powell K.E., Kreuter M.W., Stephens T. et al. The dimensions of health promotion applied to physical activity // J. Publ. Health Policy. — 1991. — V. 12. — № 4. — P. 492−509.

45. Samitz G., Egger M., Zwahlen M. Domains of physical activity and all-cause mortality: systematic review and dose-response meta-analysis of cohort studies // Int. J. Epidemiol.- 2011. — Vol.40, № 5. — P.1382−1400.

46. Smekal G., Pokan R., Baron R. et al. Umfänge und Intensität körperlicher Aktivität in der Primärprävention // Wien. Med. Wocherschr.- 2001. — V. 151. — № 1−2. — P.7−12.

47. Uhlenbruck G. Sport und Immunsystem: Balance zwischen psychischer Stimung und physischer // Dtsch. Z. Onkol. — 1992. — B. 24. — № 5. — S. 127−130.

48. Vaamonde D., Da Silva-Grigoletto M.E., García-Manso J.M., Barrera N., Vaamonde-Lemos R. Physically active men show better semen parameters and hormone values than sedentary men // Eur. J. Appl. Physiol. — 2012, vol.112. — № 9. — P.3267−3273.

49. Varkey E., Cider A., Carlsson J., Linde M. Exercise as migraine prophylaxis: A randomized study using relaxation and topiramate as controls // Cephalalgia. — 2011. — Vol.31, № 14. — P.1428−1438.

50. Walking Versus Running for Hypertension, Cholesterol, and Diabetes Mellitus Risk Reduction — Arteriosclerosis, Thrombosis and Vascular Biology, 04.04.2013, doi: 10.1161/ATVBAHA.112.300 878. Электронный ресурс vrachirf.ru/concilium/2196.html (17.04.2013).

51. Weir A. Physical activity and health: A literature review // Sports Exercise and Injury. — 1998. — V. 4. — № 2−3. — P. 97−101.

УЧЕБНЫЙ ТЕСТИРУЮЩИЙ КОМПЛЕКС. Укажите один правильный ответ

Тестовый контроль

Укажите один правильный ответ

1. УКАЖИТЕ ХАРАКТЕР ВЛИЯНИЯ РЕГУЛЯРНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ:

1. повышение силы нервных процессов

2. улучшение подвижности нервных процессов

3. ускорение проведения нервно-мышечного возбуждения

4. формирование двигательного динамического стереотипа

5. правильно все перечисленное

Выберите несколько правильных ответов:

2. УКАЖИТЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЛИЦ, ВЕДУЩИХ АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ:

1. масса тела часто повышена;

2. масса тела часто нормальная;

3. общий тонус повышен;

4. общий тонус снижен;

5. общая резистентность снижена;

6. общая резистентность повышена.

Выберите несколько правильных ответов:

3.ПЕРЕЧИСЛИТЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

1. Назначение двигательного режима;

2. Психофизическая тренировка;

3. Занятия лечебной гимнастикой;

4. Интенсивные физические тренировки;

5. Трудоустройство больного.

Укажите один правильный ответ

4.ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПОНЯТИЮ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

1. Лечебный метод;

2. Научная дисциплина;

3. Медицинская специальность;

4. Составная часть реабилитационного процесса;

5. Все перечисленное.

Укажите один правильный ответ

5. НАЗОВИТЕ ДЕЙСТВИЕ, ОКАЗЫВАЕМОЕ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА ОРГАНИЗМ:

1. тонизирующее;

2. седативное;

3. истощающее;

4. укрепляющее.

Укажите один правильный ответ

6. КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ОРГАНИЗМА К ВОЗДЕЙСТВИЮ ВНЕШНИХ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ РЕГУЛЯРНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ?

1. возрастает;

2. снижается;

3. не изменяется;

4. снижается затем возрастает.

Укажите один правильный ответ

7. КАКИМИ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ЭФФЕКТАМИ СОПРОВОЖДАЕТСЯ РОСТ ТРЕНИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗМА:

1. астенизацией организма;

2. эмоциональной неустойчивостью;

3. улучшением эмоционального самочувствия;

4. вялостью.

Выберите несколько правильных ответов:

8. УКАЖИТЕ МЕХАНИЗМЫ ТРОФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

1. нормализацией функции коры головного мозга;

2. нормализацией активности вегетативной нервной системы;

3. улучшением кровоснабжения органов и тканей;

4. улучшением перистальтики ЖКТ.

Выберите несколько правильных ответов:

9. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЛФК:

1. массаж;

2. физические упражнения;

3. механотерапия;

4. физиотерапия.

Выберите несколько правильных ответов:

10. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЛФК:

1. естественные факторы (солнце, воздух, вода);

2. игры;

3. физические упражнения;

4. трудотерапия.

Укажите один правильный ответ

11. НАЗОВИТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛФК:

1. массаж;

2. физические упражнения;

3. механотерапия;

4. физиотерапия.

Укажите один правильный ответ

12. НАЗОВИТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛФК:

1. естественные факторы (солнце, воздух, вода);

2. игры;

3. физические упражнения;

4. трудотерапия.

Укажите один правильный ответ

13. УКАЖИТЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ МИНУТНОГО ОБЪЕМА СЕРДЦА ВО ВРЕМЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ У ТРЕНИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА:

1. увеличение ЧСС;

2. уменьшение ЧСС;

3. увеличение ударного объема сердца;

4. уменьшение ударного объема сердца.

Укажите один правильный ответ

14. УКАЖИТЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ МИНУТНОГО ОБЪЕМА СЕРДЦА ВО ВРЕМЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ У НЕТРЕНИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА:

1. увеличения ЧСС;

2. уменьшения ЧСС;

3. увеличения ударного объема сердца;

4. уменьшения ударного объема сердца.

Укажите один правильный ответ

15. УКАЖИТЕ ДИНАМИКУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ:

1. повышается;

2. понижается;

3. становится аритмичным;

4. не изменяется.

Укажите один правильный ответ

16.УКАЖИТЕ ТЕРМИНЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОНЯТИЮ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

1. кинезотерапия

2. рефлексотерапия

3. механотерапия

4. трудотерапия

Укажите один правильный ответ

17.КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖЕН СОВЕРШИТЬ ВРАЧ ЛФК ПРИ НАЗНАЧЕНИИ КУРСА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ?

1. Определить диагноз

2. Уточнить лечебные задачи

3. Подобрать средства медикаментозного лечения

4. Провести дополнительные лабораторные исследования

5. Провести исследование функционального состояния больного

Укажите один правильный ответ

18. УКАЖИТЕ НЕДОПУСТИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРЕНИРУЮЩЕГО ЭФФЕКТА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

1. нагрузки должны превышать привычный уровень;

2. нагрузки должны вызывать выраженную одышку;

3. нагрузки должны сочетаться адекватным отдыхом;

4. нагрузки должны постепенно увеличиваться.

Укажите один правильный ответ

19. ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

АКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ …

1. самим пациентом;

2. с помощью аппарата;

3. с помощью активного участия медработника;

4. медработником.

Укажите один правильный ответ

20. УКАЖИТЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЛФК В ПЕРИОД ИММОБИЛИЦИИ ПОВРЕЖДЕННОЙ КОНЕЧНОСТИ:

1. проводятся в обычном режиме;

2. проводятся на здоровую конечность;

3. противопоказаны;

4. проводятся сначала на здоровую, затем на поврежденную конечность.

Выберите несколько правильных ответов:

21. УКАЖИТЕ КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИМЕНЯЮТСЯ В ВВОДНОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

1. дыхательные

2. общеразвивающие;

3. специальные;

4. разные.

Укажите один правильный ответ

22. УКАЖИТЕ СООТНОШЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ (СПЕЦИАЛЬНЫХ) УПРАЖНЕНИЙ В КОМПЛЕКСЕ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ В ЩАДЯЩИЙ ПЕРИОД ЛФК.

1. 1:3

2. 1:2

3. 1:1

4. 1:4

Выберите несколько правильных ответов:

23. УКАЖИТЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ В СТАЦИОНАРЕ:

1. щадящий

2. постельный

3. щадяще-тренирующий

4. полупостельный

5. свободный

6. тренирующий

Выберите несколько правильных ответов:

24. НАЗОВИТЕ ВИДЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

1. статические;

2. корригирующие;

3. активные;

4. динамические;

5. дренажные.

Укажите один правильный ответ

25. УКАЖИТЕ ВИД ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ОСАНКИ.

1. дыхательные;

2. строевые;

3. корригирующие;

4. ритмопластические.

Укажите один правильный ответ

26. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРРЕНКУРА.

1. дозированное плавание;

2. дозированный бег;

3. дозированное восхождение;

4. дозированное приседание.

Выберите несколько правильных ответов:

27. УКАЖИТЕ СПОСОБЫ ДОЗИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ЛФК.

1. выбором исходного положения;

2. выбором инструктора ЛФК;

3. продолжительностью занятия;

4. степенью освещенности в зале ЛФК.

Эталоны ответов

№ вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ
1,2,3
2,3,6
1,2,3,4 1,2
2,4,5
1,4,5
1,2,3
1,2 1,3

Ситуационные задачи

Ситуационная задача № 1

Пациент Б., 22 года, поступил на стационарное лечение на 2-й день болезни. Диагноз: Острая правосторонняя нижнедолевая пневмония. У пациента сохраняются симптомы интоксикации, температура тела 38,5оС.

1. Опишите задачи ЛФК при данном заболевании.

2. Назначьте двигательный режим.

3. Опишите особенности проведения лечебной физкультуры в данном случае.

Ответ:

1. Задачи ЛФК: сохранение общего тонуса (общеукрепляющие упражнения), ликвидация морфологических изменений (дренажные упражнения), восстановление функции дыхательной системы (дыхательные динамические упражнения).

2.Двигательный режим:

на время наличия симптомов интоксикации — палатный, затем — свободный.

3. В связи с наличием у пациента симптомов интоксикации в данный момент ЛФК противопоказана.

Ситуационная задача № 2

В травматологическое отделение поступил пациент К. В результате проведенного обследования выявлен перелом бедренной кости, наложена гипсовая иммобилизирующая повязка.

1. Имеется ли необходимость проведения занятий лечебной гимнастикой в данном случае? Укажите сроки назначения двигательной реабилитации.

2. Назовите задачи ЛФК в указанном случае.

3. Укажите особенности проведения занятий лечебной гимнастики у данного пациента.

Ответ:

1. Занятия лечебной гимнастикой необходимы. Двигательная реабилитация назначается с первого дня наложения иммобилизации.

2. Задачи ЛФК: сохранение общего тонуса организма, поддержание функциональных резервных возможностей кардиореспираторной системы, сохранение мышечного тонуса в нижних конечностях, профилактика гипотрофии мышц, развития контрактуры, предупреждение застойных явлений.

3. Упражнения назначаются на здоровую конечность, используют общеукрепляющие и дыхательные упражнения, идеомоторные упражнения. После снятия повязки назначают упражнения на пораженную конечность.

Ситуационная задача № 3

Пациент Р., 49 лет, диагноз: Острая закрытая черепно-мозговая травма, тяжелая степень, кома, самостоятельное дыхание сохранено.

1. Укажите двигательный режим.

2. Назовите задачи ЛФК на данном этапе.

3. Назовите ограничения использования ЛФК в данном случае.

4. Укажите виды физических упражнений, используемых в этот период.

Ответ:

1.Двигательный режим — строгий постельный.

2. Задачи ЛФК: профилактика застойных явлений, пролежней.

3. Активные упражнения противопоказаны и невозможны.

4. Используются пассивные упражнения (при смене белья — повороты, легкий массаж тела в местах соприкосновения с постелью, укладка конечностей).

Ситуационная задача № 4

Пациентка Н., 50 лет, проходит курс лечебной гимнастики в связи с остеохондрозом пояснично-крестцового отдела. На очередное занятие пришла с температурой тела 37,50С, слабостью, головной болью. В связи с указанными симптомами инструктор ЛФК снизил уровень нагрузки на занятии.

1. Назовите задачи ЛФК при данном заболевании.

2. Прокомментируйте действия инструктора ЛФК.

Ответ:

1. Задачи ЛФК: нормализация тонуса центральной нервной системы, поддержание и развитие функциональных возможностей кардиореспираторной системы, разгрузка и вытяжение позвоночника, укрепление мышц спины, улучшение трофики и кровотока в патологическом очаге.

2. Повышение температуры тела и симптомы интоксикации — противопоказание к занятиям лечебной гимнастикой. Решение инструктора ЛФК — ошибочно.

Ситуационная задача № 5

Во врачебно-физкультурный диспансер с направлением от врача ортопеда обратилась девушка 18 лет по поводу нарушения осанки. Пациентка состоит на учете у психиатра в связи с шизофренией. В настоящий момент находится в состоянии ремиссии.

1. Назовите задачи ЛФК при данном заболевании.

2. Укажите применяемые в этом случае средства ЛФК.

3. Назовите особенности проведения занятия в данном случае.

4. Укажите зоны для массажа при данном диагнозе.

Ответы:

1. Задачи ЛФК: повышение общего тонуса организма, развитие функциональных резервов кардиореспираторной системы, укрепление мышц спины, грудной клетки, живота, выработка ощущения правильной осанки.

2. Применяемые средства ЛФК: физические упражнения, лечебный массаж, игры, механотерапия (тренажеры с использованием механизма биологической обратной связи).

3. Лечение проводится по общим правилам.

4. Массаж назначается на спину, грудную клетку, область живота.

Ситуационная задача № 6

Курс лечебного массажа получает пациент В., 19 лет, по поводу последствий перелома плечевой кости. При очередном визите массажист заметил мелкие парные высыпания на локтевом сгибе. Пациент предъявил жалобы на небольшой зуд в области высыпаний. Заподозрив паразитарное поражение кожи (чесотка) медсестра по массажу провел сеанс в перчатках.

1. Прокомментируйте действия массажиста.

2. Расскажите правильную тактику поведения медицинского работника.

Ответ:

1. Действия медицинского работника — ошибочны. Наличие высыпаний на коже, тем более подозрительных на чесотку — противопоказание к проведению массажа.

2. Массаж отменить, направить пациента к врачу ЛФК (или дерматологу), провести санитарную уборку в кабинете с обязательной обработкой кушетки, дверных ручек.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector