Игра как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение … 3

1. Основные подходы к изучению игры

как деятельности …6

2. Виды игр…11

3. Роль и место игры в процессе обучения в

младшем школьном возрасте…17

Заключение…22

Список использованной литературы…24

Введение

Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни человека, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности, а также основополагающие умения и навыки, необходимые для его последующего развития. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.

Одной из ключевых образовательных задач, которые стоят перед учителем, работающим в начальной школе, является определение образовательного маршрута для своих воспитанников. Таким образом, именно от рациональных действий педагога будет зависеть качество приобретенных знаний, умений и навыков учащихся, а также развитие психических познавательных процессов и способностей развитие младшего школьника во вне учебной деятельности">младшего школьника.

При осуществлении процесса обучения, перед учителем возникает необходимость учета возрастных особенностей учащихся, опора на них при подборе методов и форм обучения.

Становясь школьником, переходя от дошкольного периода к младшему школьному, происходит смена ведущей деятельностью ребенка. Игра сменяется ведущей учебной деятельностью, но при этом не теряет своей важности для развития ребенка. Таким образом, одним из важных условий успешной адаптации ребенка к школьной жизни будет осуществление плавного перехода от одного вида деятельности к другому, именно поэтому на уроках в начальной школе целесообразно использовать игру как метод обучения.

Вообще, проблема выбора методов обучения сегодня приобретает всё большее значение, ей посвящено огромное количество психолого-педагогической и методической литературы. Это можно объяснить тем, что в процессе обучения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни и активному участию в различных социальных процессах. Эффективность обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... детей дошкольного возраста в процессе интегрированного обучения Хохлова Н.А. Опыт организации взаимодействия младших школьников с нарушенным и нормальным развитием ... .В. Методические рекомендации по использованию практических методов при обучении естествознанию в школах VIII вида Шевырева Т ... Музыкальный театр «Слоненок» в жизни детей-сирот М.А. Басок Развитие речи ребенка раннего возраста Н.Я. Семаго ...

В настоящее время педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. Среди таких методов особое внимание уделяется играм.

Учитель может включать игровые формы и методы как в урочную деятельность, так и во внеурочную. Основной целью использования игр в данном случае является стимулирование интереса учащихся к учебе, и тем самым повышение эффективности обучения, а так же расширение кругозора, формирование собственного мировоззрения школьника и его развитие в целом.

Здесь на первое место выходят игры, носящие интеллектуальный характер, так как именно через игры, способствующие интеллектуальному развитию, расширяется словарный запас и раскрывается индивидуальный потенциал младшего школьника.

Современная педагогическая наука и практика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Таким образом, актуальность темы данной работы раскрывается в том, что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место в жизни школьника. Игра на данном возрастном этапе способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе, а также игра активизирует познавательную деятельность учащихся начальной школы.

Объект исследования: процесс формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: средства активизации учебной деятельности младших школьников.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно ... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Цель работы: рассмотреть особенности игры как одного из средств активизации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Определить основные подходы к изучению игры как деятельности.

2. Обозначить виды игр.

3. Выявить роль и место игры в процессе обучения младших школьников.

Методы исследования: обзор психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме, анализ, синтез, обобщение материала.

1. Основные подходы к изучению игры как деятельности

Слово «игра» не является понятием в строгом смысле этого слова, его значение чрезвычайно многозначно. По определению Российской педагогической энциклопедии, игра — это один из видов деятельности человека. Вследствие того, что целый ряд исследователей пытался найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», до настоящего времени не существует четкого разграничения понятий связанных с этим словом [18,13].

Игру можно рассматривать как один из видов общественной практики, возникшей в древности. Истоками возникновения игры как деятельности считаются магические обряды древних людей. Уже в то время дети в качестве игрушек использовали различные предметы, изготовленные из кости, глины и других материалов. В игре воспроизводились нормы жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивали подсознание и усвоение предметной социальной деятельности.

Общество уже на ранних этапах своего развития было заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в ответственных и важных областях сферы труда, в связи с чем сначала появляются игры-упражнения, затем над ними настраиваются игры соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижения детей. В дальнейшем появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок применяет на себя и выполняет роль, соответственно каким-либо действиям взрослых [16,5].

4 стр., 1974 слов

изучение роли пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей

... игр способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Развитие ... служба /И . 3 . Дубровина. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с. 39. Дневник воспитателя под редакцией ... игр в развитии мелкой моторики младших дошкольников……………………………………………..15 2.Экспериментальное изучение роли пальчиковых игр в развитии ...

Таким образом, игры на этапе своего возникновения воспроизводят в основных чертах общественные отношения и трудовую деятельность взрослых, что указывает на то, что уже в древние времена игры носили не только развлекательный, но и учебный характер.

Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела.

Определенные исторические этапы развития обусловили негативное отношение к игре и сделали почти невозможной направленность теоретической мысли на исследование этой деятельности. Однако с последней трети XIX века интерес к игровой деятельности появляется вновь, возникают первые научные теории игры [18,14].

Игра начинает рассматриваться как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичная форма приобщения человека к социуму, а так же как один из способов формирования способности к обучению и воспитания чувства ответственности за свои поступки и за свою группу. Одним из первых исследователей, имевших подобные взгляды, был К. Г…

Список использованной литературы

1 Азарова Л. Н. Роль игры в обучении. М., 2011. URL: < >2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение. 1987. 201с.

3. Батурина Г. И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 176с.

4. Бахарева А.С. Игра на уроках природоведения. Шадринск: изд. Шадринского пединститута, 1996, 27с.

5. Богданец Т.П. Экологические игры с младшими школьниками// Начальная школа. 2000. № 8. С. 31

6. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 194 с.

7. Венгер Л. А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 96−101.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40-60-е гг.) Появление ... , в том числе и искусственного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий VII этап. Современная ...

8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. СПб: Питер, 2001. С. 56−79.

9. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 346 с.

10. Зубарь С.В. Моя помощница — игра// Начальная школа. 2003. № 2. С. 26 — 27

11.. Минский Е.М. От игры к знаниям. Е.М. Минский. М.: Наука, 2000. 264с.

13. Петрова И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. М.: просвещение, 1990. 95с.

14. Подластый И.П. Педагогика начальной школы М. 2001.199с.

15. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.

16. Социальная сеть работников образования. М., 2008 — 2012. URL: < >17. Урунтаева, Г. А. практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995. 291 с.

18. Эльконин, Д. Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector