Г) Отмечается положительная динамика в трех триместрах.

Диагностика психологической готовности к материнству.

(Наташа – инструктор аэробики)

1.1. Общая характеристика матери. Наташа одета в красную толстовку, брюки. Сидит нога на ногу. Руки скрещены на коленях. Постоянно сопровождает речь выразительными движениями рук. Мимика живая. Много говорит. Часто опускает глаза к животу. Тактильного контакта с животом нет, но диалог с ребёнком налажен. Задумываясь, смотрит вверх. Периодически взгляд задумчивый, обращённый в себя. В многословности, подвижности в позе, жестах и мимике ощущается определенное волнение.

Пришла одна, но в речи упоминает про контакт папы с ребенком и ждет его наследующих занятиях.

Анализ материнской компетентности.

А) Сензитивность на высоком уровне. Наташа находится в постоянном диалоге с ребенком. Она выделяет 5 таких типов контакта:

1.«Когда он просыпается, он всё время со мной здоровается, в какое бы время я ни проснулась… Я тоже с ним стараюсь здороваться».

2. Наташа «укладывает» малыша вечером: ставит для него колыбельные и подпевает сама.

3. Наташа отмечает, что ребенок успокаивается, когда «мы гуляем» и определяет «это для себя как спит на воздухе».

4. Наташа отмечает, что ребенок испытывает удивление («очень удивлен») от того, чем мама занимается на работе (Наташа — инструктор аэробики), так как во время ее движений он, со слов мамы, не проявляет себя. «А уже после этого начинаются какие-то движения».

5. Наташа вычленяет музыкальные предпочтения малыша. «…Я считаю, что больше любит Моцарта». «… на моих занятиях есть и быстрая музыка и медленная, ну медленная ему нравится больше».

По взгляду, улыбке, жестикуляции, сопровождающим рассказа о ребенке, по частоте ее наблюдений, очевидно, что Наташа испытывает настоящий интерес к общению с малышом. Наташа дает развернутый рассказ, опирающийся на опыт наблюдения и взаимодействия с ребенком.

Б) Респонсивность присутствует. Наташа не только сама обращается к ребенку, но отслеживает его реакции, чтобы дать на них адекватный ответ. Например, отмечаемые во время ее пробуждения толчки ребенка, Наташа интерпретирует как то, что ребенок «здоровается» и сама здоровается в ответ. Когда малыш отходит ко сну, Наташа ставит ему колыбельные и сама подпевает.

В) Субъективизацияприсутствует. «Мой ребёнок — яркая индивидуальность», говорит Наташа. Она воспринимает малыша как субъекта, который ей интересен, и которого она пытается понять. Для нее важно, с ее слов, что ребенок, когда она к нему обращается, пытается понять ее, то есть она простраивает с малышом диалог двух субъектов.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

1.3.Мотивационный ресурс

1.3.1 Характеристика ценностно-смыслового блока материнской сферы.

 

 

А) Ценность ребенка присутствует.

Б) Ценность материнства присутствует.

В) Характер внедряющихся (конкурирующих) ценностей.Для Натальи характерен активный образ жизни.Наталья упоминает о наличии другой ценности – работе, но подчеркивает: «в меру своих теперешних возможностей», и даже на работе она отслеживает и дифференцирует состояния ребенка. Очевидно, что материнство, если и конкурирует на сегодня с другими ценностями, то по мере развития беременности все больше выходит на первое место.

Г) Отмечается положительная динамика в трех триместрах.

1.3.2.. Характеристика эмоционально-потребностного блока материнской сферы.

 

А) Потребность в заботе и охраневыражена.

Б) Потребность во взаимодействии с ребенкомвыражена. Наташа улыбается, когда говорит о ребенке, сопровождает свой рассказ активной жестикуляцией. Она испытывает потребность в общении с ним и взаимопонимании.

В) Потребности в материнствевыражена.Частое упоминание в разговоре себя самой, своих занятий, действий, значимость для Наташи того, что именно ребенок понимает ее, говорит о том, что Наташа познает себя в новом качестве – в качестве матери. Это вызывает у нее волнение, определенную неуверенность, но, в то же она испытывает явный интерес к этой, новой грани своей личности

 

Г) Изменения в трех триместрах беременности. По мере развития ребенка Наталья уделяет ему все больше внимания, и другие потребности отходят для нее на второй план, так она говорит «я занимаюсь аэробикой в меру своих теперешних возможностей».

1.3.3. Личностная зрелость присутствует, что выражается и в готовности принять материнскую роль, и в отношении к работе, и в привлечении мужа к взаимодействию с ребенком.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2-3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

1.3.4. Характер мотивации рождения ребенка. Наличие изменений в трех триместрах беременности. В данном случае, скорее всего, предметом потребности является сам ребенок и материнство и происходит перестройка в мотивационной сфере в течение беременности.

 

Эмоциональный ресурс.

 

1.4.1. Наташа использует жесты, взгляд, мимику, хотя тактильного контакта с животом в данном эпизоде не отмечено

1.4.2. Наташа с сожалением отмечает отсутствие папы на занятиях и говорит о том, что он придет в следующий раз. Для нее важно взаимопонимание папы с ребенком, и она привлекает его к общению, очевидно, делая это тактично, не форсируя.

1.4.3. Эмоциональная вовлеченность матери в процесс общения с ребенком.

А) Когда вечером Наталья поет малышу колыбельные и ставит музыку, она отмечает, что малыш успокаивается не сразу, но она призывает его к этому. Заметна разница в ее реакции на вечерние шевеления ребенка по сравнению с другими матерями, которые отмечают свой дискомфорт от движений малыша в позднее время суток, и испытывают по отношению к нему агрессивные эмоции, предъявляют требования. Для Наташи то, что ребенок не сразу успокаивается – это сигнал о том, что ему необходимо помочь: найти подходящий ритуал, пообщаться. Она воспринимает как само собой разумеющееся, что именно мама создает комфортные условия, способствующие засыпанию малыша.

Б) Отношение Наташи к ребенку эмоционально положительное.

В) По мере узнавания ребенка у Наташи формируется эмоциональная привязанность к нему.

 

Когнитивный уровень.

§ Наташа склонна к анализу и рефлексии, у нее хорошие интеллектуальные способности

§ Наташа использует колыбельные, у нее выражен интерес к знаниям, касающимся ребенка. Причем ее потребность в знаниях адекватна возрасту подрастающего малыша. Раньше ее интересовали возможности общения с малышом, теперь при приближении родов она пришла на занятии для обучения уходу за новорожденным.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

§ Готовность к обучению имеется.

§ Когнитивный запрос Наташи меняется по мере развития плода и ее включения в материнство. Если раньше она изучала, что нравится ребенку, как он реагирует на разную музыку и ее собственные действия, то теперь в третьем триместре она пришла готовится к родам и уходу за младенцем.

Операциональный уровень

§ Сформированность операций по уходу за ребенком. Недостаточно информации.

1.7. Психофизический уровень – владение навыками саморегуляции. Судя по способности Натальи совмещать занятия аэробикой с общением с малышом, ее понимание и любовь к музыке, тот факт, что она успевает совмещать ряд занятий и расставляет при этом приоритеты, позволяет прогнозировать хорошее состояние психофизического уровня.

1.8. Гипотеза о стиле переживания беременности. На основании наблюдения ведущим стилем в данном случае может быть назван адекватный.