Есть ли польза в молоке после года?

Ирина Рюхова

Нередко кормящим мамам сообщают, что якобы в молоке после года нет ничего полезного, и в связи с этим надо отлучать своих деток. Хочется обратить внимание кормящих мам, что это заблуждение, небезопасное для здоровья ваших малышей. Когда кто-то говорит вам такое – не принимайте это на веру просто потому, что сказавший это – ваш родственник или, например, врач. К сожалению, сегодня немало врачей не обладают достаточными знаниями по грудному вскармливанию и не испытывают желания восполнять этот недостаток. Такая ситуация не уникальна для России – за рубежом происходит то же самое, что и вызвало необходимость появления такой профессии, как консультант по грудному вскармливанию, который собирает информацию по грудному вскармливанию и делится ею с теми, кому это необходимо. Если кто-то говорит вам, что после года в грудном молоке нет ничего полезного – спросите, а откуда это известно говорящему. Спросите, а известно ли ему о рекомендации ВОЗ продолжать кормление до двух лет, и чем вызвана рекомендация самой авторитетной медицинской организации, если в молоке действительно нет ничего полезного. Спросите, наконец, как это так выходит, что до 6 месяцев молоко было полезным настолько, что заменяло собой любое другое питание, а в год вдруг резко перестало быть полезным…

 

К счастью, не все врачи полагаются на давно устаревшую рекомендацию 60-70-х годов «кормим до года и не дольше». Многие сегодня поощряют мам к дальнейшему кормлению, опираясь на данные, которые доступны всем, кого это хоть как-то интересует. Вот некоторые из этих данных.

 

Не только за рубежом, но и в России, существует множество исследований, доказавших пользу материнского молока на любом сроке кормления. Действительно, после года грудное молоко изменяет свой состав, но совсем не в худшую сторону. Основная причина этих изменений состоит в том, что молоко уже не является основной пищей для малыша, и на первый план выходят другие функции. Чем старше становится ребенок, тем больше увеличивается в молоке концентрация иммуноглобулинов, которые защищают ребенка от болезней. Грудное молоко содержит в себе лейкоциты и ряд антиинфекционных факторов, а также антитела против возбудителей инфекций, перенесенных ранее мамой. Было обнаружено, что грудные малыши в возрасте от 16 до 30 месяцев болели меньше и их болезни были более короткими по продолжительности, чем у их не грудных сверстников (исследование Gulick 1986).

 

А, например, Американская Академия Семейных врачей специально обращает внимание на тот факт, что если детей отнимают от груди раньше двух лет – риск любых детских заболеваний сильно увеличивается. В материалах проекта «Мать и дитя» (Джон Сноу, Инк., 2003) говорится, что грудное вскармливание предохраняет детей до 2-3 летнего возраста от некоторых форм диарейных заболеваний — например, холеры и шигеллеза, а также и от других инфекций, например отита и менингита.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

 

Оптимальный состав женского молока формирует такие особенности жирового, углеводного, минерального и энергетического обмена, при которых обеспечиваются оптимальные условия для физического и интеллектуального развития ребенка, долголетие, социальная адаптация, снижается последующий риск развития атеросклероза, гипертонической болезни, ожирения, сахарного диабета, лейкоза и хронических заболеваний кишечника (Fewtrell, 2004; Global strategy on diet, physical activity and health, 2004).

 

Иммунная поддержка маминого молока никогда не оказывается лишней для деток. Но, помимо этого, молоко остается ценным источником белков, жиров, кальция и витаминов. Так, на втором году кормления обычная суточная доза молока, которую получает малыш на естественном вскармливании (в среднем 448 мл) обеспечивает 43% потребности в белке, 36% потребности в кальции, 75% витамина А, 94% витамина B12 и 60% витамина C (исследование Dewey 2001).

По другим данным, содержание витамина А в суточной порции молока может варьироваться от 38 до 75% дневной потребности, а содержание витамина С доходить до 95% дневной потребности, в зависимости от питания матери. Но в любом случае, как учат российских медиков ВОЗовские руководства по грудному вскармливанию и курс «Мать и дитя»: «грудное молоко остается для ребенка важным источником энергии и высококачественных питательных веществ в течение второго года жизни и старше. Грудное вскармливание предохраняет ребенка от ксерофтальмии (дефицит витамина А)».

 

Кормление грудью особенно полезно для малышей, предрасположенных к аллергии. Содержащиеся в мамином молоке вещества создают в кишечнике своеобразный барьер для потенциально аллергенных молекул. Кроме того, противовоспалительные свойства грудного молока уменьшают риск инфекционных болезней, которые сами по себе действуют как спусковые механизмы аллергии. Среди детей на грудном вскармливании меньше вероятность развития аллергических заболеваний: пищевой аллергии, аллергического бронхита и бронхиальной астмы (Руководство для врачей «Охрана, поддержка и поощрение грудного вскармливания в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства», Минздрав, 2005 г.).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

 

Долгокормление способствует правильному формированию челюстно-лицевого скелета, прорезыванию зубов, развитию лицевого аппарата, снижает частоту формирования неправильного прикуса. По исследованию Johns Hopkins, у детей, которые кормились грудью меньше года, нарушения прикуса встречались на 40% чаще, чем у малышей, которые продолжали свое кормление. Исследования российских врачей тоже говорят однозначно: «Чем дольше кормят ребенка грудью, тем меньше вероятность неправильного формирования прикуса и возникновения кариеса. При грудном вскармливании до 1,5-2 лет у детей крайне редко возникают стоматологические и логопедические проблемы» (Руководство для врачей «Охрана, поддержка и поощрение грудного вскармливания в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства», Минздрав, 2005 г.).

 

Сегодня становится очень модным воспитывать в детях раннюю самостоятельность, и преждевременное отлучение от груди видится некоторым родителям как средство сделать ребенка более независимым. Однако психологи, которые вплотную занимаются исследованием детского развития, предупреждают: преждевременное насильственное отлучение может, наоборот, спровоцировать задержку эмоционального развития и усилить зависимость от родителей. Навязанная независимость превращается в психологическую оторванность и заброшенность. Гораздо лучше дать ребенку возможность стать независимым, когда он к этому готов. Это хорошо иллюстрируют результаты зарубежных исследований: так, одно из них показало, что самые большие достижения в школе были у детей, которых кормили дольше. А другое (исследование Ferguson et al, 1987) показало, что чем дольше ребенок кормится грудью, тем лучше проходит социальная адаптация уже позже, в шести-восьмилетнем возрасте. И матери, и учителя признавали, что у долгокормившихся деток гораздо реже возникает проблемное поведение.

5 стр., 2151 слов

анализ психологической сущности, структуры и содержанию кризиса первого года жизни ребенка.

ВВЕДЕНИЕ В психологических теориях категория "возрастной кризис" различается согласно собственного содержания и связана с различными характеристиками психологического формирования человека. Суть возрастных кризисов состоит в смене ведущей деятельности, в изменении системы взаимосвязей человека с окружающей реальностью и его отношения к ней. Они принадлежат к нормативным изменениям, необходимым для ...

 

Да и российские врачи, взявшиеся изучать влияние грудного вскармливания на нервно-психическое развитие детей, обнаружили, что долгокормящиеся малыши показывают гораздо лучшие результаты и в два года, при тестах речевого развития, и в три года, при тестах правильного выполнения навыков (Джумагазиев А.А., Козина Т.Ф. и Рожкова О.Н. «Значение грудного вскармливания и психологического единства матери и ребенка для его нервно-психического развития»).

Наименьшее число случаев грубого поведения, в том числе антисоциальных поступков, отмечено в группе школьников, получавших материнское молоко в возрасте 11-24 месяцев (Джумагазиев А.А. с соавт., 2004, 2005).

 

Но даже если не рассчитывать на долговременные последствия, большинство кормящих мам согласны с тем, что кормление грудью само по себе поддерживает чувства любви и близости. Чувство нежности, возникающее при кормлении малыша, помогает и маме, и ребенку расслабиться и успокоиться. Малышам старше года свойственна эмоциональная неустойчивость, которая выводила из себя не одного родителя. Но если мама может дать малышу грудь, вся семья гораздо легче минует непростую пору возрастных психологических кризисов.

 

 

ФАКТЫ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОМ КОРМЛЕНИИ ГРУДЬЮ

 

http://www.kellymom.com/bf/bfextended/ebf-benefits.html

Kelly Bonyata, BS, IBCLC

Перевод выполнен Оксаной Михайлечко с разрешения автора.

Кормление грудью после года приносит пользу вашему малышу и ребенку в пищевом, иммунологическом и психологическом аспектах.

 

Грудники старше года ВЫИГРЫВАЮТ В ПИЩЕВОМ ОТНОШЕНИИ

 

• Несмотря на то, что существует мало исследований о кормлении грудью детей старше 2 лет, доступная информация указывает, что кормление грудью продолжает быть ценным источником питания и защиты от болезней, пока кормление грудью продолжается .

 

• » Грудное молоко продолжает хорошо обеспечивать потребление существенных количеств основных питательных веществ после первого года жизни, особенно белка, жира, и большинства витаминов. «

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

— Dewey 2001

 

• На втором году (12-23 месяца), 448 мл грудного молока обеспечивает:

 

• 29 % потребности в энергии

 

• 43 % потребности в белке

 

• 36 % потребности в кальции

 

• 75 % потребности в витамине А

 

• 76 % потребности в фолатах (прим. переводчика — производные фолиевой кислоты)

 

• 94 % потребности в витамине B12

 

• 60 % потребностей в витамине C

 

— Dewey 2001

 

• » В среднем, за сутки 97 % детей в возрасте от 12 до 23 месяцев потребляли 548 г молока, а 73 % детей в возрасте от 24 до 36 месяцев — 312 г молока. Это представляет соответственно 41 %, и 23 % ежедневного рекомендованного безопасного потребления витамина A(400 RE )»

— Persson 1998

 

• Нередко можно услышать рекомендации отлучать от груди ребенка, который ест мало твердой пищи . Однако эта рекомендация не подтверждается исследованиями. Согласно Sally Kneidel in «Nursing Beyond One Year» ( New Beginnings , Vol. 6 No. 4, July-August 1990, pp. 99-103.):

 

Некоторые врачи могут считать, что кормление грудью будет препятствовать интересу ребенка к другим пищевым продуктам. Но все же не было никаких доказательств, что грудные дети более вероятно, чем отнятые от груди, будут отказываться от дополнительных пищевых продуктов. Фактически, большинство исследователей в странах третьего мира, где слабый аппетит малыша может иметь особое значение, рекомендуют длительное кормление даже при сильном недоедании ( Briend et al , 1988; Род, 1988; Shattock и Stephens , 1975; Whitehead , 1985).

В таких случаях предпочтительнее не отлучение ребенка от груди, а добавление в диету матери, чтобы улучшить пищевое качество ее молока ( Ahn и MacLean . 1980; Jelliffe и Jelliffe , 1978), а ребенку предложение более разнообразных и более приемлемых пищевых продуктов, чтобы улучшить его аппетит ( Rohde , 1988; Tangermann , 1988; Underwood , 1985).

 

Грудники старше года БОЛЕЮТ РЕЖЕ

 

• Американская Академия Семейных врачей обращает внимание, что если детей отнимают от груди прежде, чем в два года – риск заболеваний увеличивается ( AAFP 2001).

10 стр., 4788 слов

Проблемы организации режима дня для детей до одного года

... грудь даже во сне, чтобы простимулировать достаточную выработку грудного молока и дать возможность маме хоть немного выспаться. Насильно прививать режим маленькому ребёнку до года ... находящиеся на искусственном вскармливании, имеют более стабильные интервалы между кормлениями. Объем и частота кормления определяются врачом, наблюдающим малыша в зависимости от его ...

 

• Было обнаружено, что грудные малыши между 16 и 30 месяцев болели меньше, чем их не грудные сверстники, и их болезни были более короткими по продолжительности, ( Gulick 1986).

 

• » Антитела в женском молоке присутствуют весь срок кормления грудью » ( Nutrition During Lactation 1991; p . 134).

Фактически, количество некоторых иммунных факторов в грудном молоке увеличивается в течение второго года кормления и также в течение процесса отлучения от груди. (Goldman 1983, Goldman & Goldblum 1983, Institute of Medicine 1991).

 

• Согласно ВОЗ «даже небольшое увеличение срока кормления грудью могло бы предотвратить до 10 % всех смертных случаев детей до пяти лет: Кормление грудью играет основную и иногда недооцененную роль в лечении и предотвращении детских болезней . «

 

Грудники старше года РЕЖЕ СТРАДАЮТ ОТ АЛЛЕРГИИ

 

• Многие исследования показали, что один из лучших способов предотвратить аллергии и астму — кормить исключительно грудью в течение, по крайней мере, 6 месяцев и продолжать кормить грудью дольше этого срока.

 

Кормление грудью может быть полезно для предотвращения аллергии ПОТОМУ ЧТО:

 

• Уменьшается подвергание потенциальным аллергенам (чем позже ребенок будет подвергнут им, тем менее вероятно, что будет аллергическая реакция),

 

• Ускоряется созревание защитного кишечного барьера в кишечнике ребенка,

 

• Покрытие кишечника обеспечивает существование барьера для потенциально аллергенных молекул ,

 

• Обеспечивает противовоспалительные свойства , которые уменьшают риск инфекционных болезней (которые могут действовать как спусковые механизмы аллергии).

 

Грудники старше года УМНЕЕ

 

• Обширное исследование об отношении между познавательными способностями (ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА в школе) и кормлением грудью показало, что самые большие достижения были у детей, которых кормили дольше всего.

 

Грудники старше года ХОРОШО АДАПТИРУЮТСЯ СОЦИАЛЬНО

 

• Согласно Sally Kneidel in «Nursing Beyond One Year» ( New Beginnings , Vol. 6 No. 4, July-August 1990, pp. 99-103.):

13 стр., 6057 слов

Игра как средство развития ребенка. Первый месяц жизни

... молока, необходимое малышу, не уменьшилось, эксперты по кормлению детей раннего возраста советуют предлагать прикорм только после кормления грудью. Пища этого этапа - хорошо проваренные размятые ... ? Что такое прикорм? Подходы к прикорму пытаются объяснить множество терминов. Мамы, активно общающиеся в интернете, наверняка слышали о так называемых педагогическом ...

 

» Исследований относительно психологических аспектов кормления мало. Одно из них, которое определенно имело дело с детьми, кормившимися грудью гораздо дольше, чем год, показало существенную связь между продолжительностью кормления грудью и материнскими и преподавательскими оценками социальной адаптации у шести — восьмилетних детей ( Ferguson et al , 1987).

По словам исследователей, «есть статистически существенные тенденции, что с увеличивающейся продолжительностью кормления грудью уменьшается частота проблемного поведения.»

 

• Согласно Elizabeth N. Baldwin, Esq. in «Extended Breastfeeding and the Law»:

» Кормление грудью — теплый и любящий способ отвечать на потребности малышей и маленьких детей . Это не только придает им оживление и силы; это также успокаивает при расстройстве, ушибах, и ежедневных стрессах в раннем детстве. Кроме того, кормление грудью во младенчестве помогает малышам сделать плавный переход к детству. «

 

• Болдуин продолжает: » Отвечать на потребности ребенка, когда он в зависимости от родителей — ключ к помощи этому ребенку в достижении независимости . И дети перерастают эти потребности согласно их собственному уникальному расписанию. » Дети, которые становятся независимыми в их собственном темпе, более безопасны в этой независимости, чем дети, которых заставили стать независимыми.

 

Кормление грудью ребенка старше года НОРМАЛЬНО

 

• Американская Академия Педиатрии рекомендует, чтобы детей кормили грудью в течение по крайней мере 12 месяцев, и намного позже, как этого желают мать и ребенок ( AAP 2005).

 

• Американская Академия Семейных врачей рекомендует, чтобы кормление грудью продолжалось в течение первого года жизни и что » Кормление грудью после первого года имеет значительные преимущества для матери и ребенка, и должно продолжаться, пока это взаимно желаемо. » Они также обращают внимание, что «Если ребенку меньше, чем два года, то после отлучения от груди у него выше вероятность заболеть » ( AAFP 2001)

 

• Глава министерства здравоохранения США заявил, что ребенку повезло, если его кормят до 2 лет. ( Novello 1990)

 

• ВОЗ подчеркивает важность кормления до двух летнего возраста или позже (ВОЗ 1992, ВОЗ 2002).

 

• Научное исследование Кэтрин А. Деттвайлер, PhD показывает, естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми) — от 2.5 до 7.0 лет. ( Dettwyler 1995).

 

МАТЕРИ также извлекают выгоду из кормления грудью

 

• Продолжительное кормление задерживает возвращение фертильности у некоторых женщин, подавляя овуляцию

 

• Кормление грудью уменьшает риск рака яичников

 

• Кормление грудью уменьшает риск рака матки

 

• Кормление грудью уменьшает риск рака эндометрия

 

• Кормление грудью защищает от остеопороза . В течение кормления грудью мать может испытывать уменьшение минерализации костей. Плотность минерализации костей кормящей мамы может уменьшиться на 1 — 2 %, в то время, пока она кормит грудью. Однако, плотность минерализации кости может, как ни странно, увеличиться, когда ребенка отнимают от груди. Это не зависит от дополнения добавочного кальция в диету матери.

 

• Кормление грудью уменьшает риск рака груди. Исследования обнаружили существенную корреляцию между продолжительностью кормления грудью и снижением риска рака.

 

• Кормление грудью уменьшает потребность в инсулине у женщин с диабетом

 

• Мать легче сбрасывает лишний вес.

 

Кормление грудью ребёнка старше полутора лет

«Мой малыш уже подрос, а грудь почему-то требует как новорожденный! Не могу больше, сил моих нет, как отлучить?!» Часто с таким вопросом обращаются к консультантам по грудному вскармливанию матери полутора-двухлетних детей.

 

С одной стороны – это радует, потому что еще несколько лет назад кормление дольше года было явлением редким, а сейчас все-таки большое количество мам налаживает кормление грудью и настраивается именно на длительное кормление. С другой стороны – это очень грустно, потому что кормление грудью, которое сначала приносило радость и удовольствие обеим сторонам, постепенно превращается для мамы в тяжкую обузу, она начинает страдать, мечтать о его прекращении… и давать окружающим понять, что долгое кормление грудью это плохо. Множество матерей кормят грудью долго и счастливо, причем даже друзья семьи иногда могут не знать, что трехлетний малыш еще получает мамину грудь, потому что мама поставила процесс кормления так, чтобы он не напрягал ни ее саму, ни родственников! Зато о негативном опыте обычно узнает очень много людей, и все создают себе не лучшее представление о кормлении детей старше года, рассказывая «жуткие истории» о детях, рвущих на матери одежду и бьющихся в истерике на полу автобуса, «а все потому, что не отлучили вовремя!»

 

Нет, не потому. Вообще «исправлять» излишне требовательное и капризное поведение ребенка отлучением от груди – то же самое, что лечить головную боль гильотиной: голова-то, может, и перестанет болеть, но организму в целом лучше не будет! Отлучать ребенка есть смысл тогда, когда малыш уже не нуждается в кормлениях грудью, то есть их остается одно-два в сутки. Если же внезапно прекратить кормления, когда они «на пике», то, во-первых, мама обеспечит тяжелый стресс своему ребенку, которому нужно будет неизвестно как справляться с тем, что он не может удовлетворить свою потребность в сосании. А во-вторых, резкое прекращение кормления будет означать сложности и для маминого здоровья: консультанты по кормлению знают, что часто вслед за звонком «хочу отлучить своего часто сосущего ребенка» буквально через несколько дней следует звонок «я все-таки прекратила кормить, и у меня разнесло грудь, температура под 40, всё болит, и что мне теперь делать?!» Отлучение – это очень плавный и длительный процесс, а отлучать за пару дней, «потому что нет больше сил» — примерно то же самое, что спрыгивать с поезда на полном ходу, потому что не дотерпеть, пока остановится сам. Наконец, задумайтесь вот о чем: мать, которая отлучает ребенка просто потому, что не знает, что делать с частым требованием груди, фактически просто перекладывает свою проблему на плечи ребенка. Я, взрослая женщина, не могу или не хочу справиться с этой сложностью, поэтому ты, мой маленький ребенок, справляйся сам как знаешь, а меня это пусть не касается вообще!..

 

 

Все дело в том, что слишком частые прикладывания к груди подросшего ребенка – это проблема не грудного вскармливания, а всего лишь одна из граней общей стратегии взаимоотношений мамы и ребенка. Которую достаточно просто выразить следующими словами: мама не играет ведущую роль в отношениях со своим ребенком. Это не со слишком частым кормлением мама не может совладать – мама в общем и целом не знает, как управлять поведением своего ребенка. Задачей мамы является не прекратить кормление, как только оно стало ее напрягать, а привести его в разумные рамки, устраивающие и ее, и малыша.

 

Очень важно понимать, что мама главнее, чем ребенок. Что правила устанавливает именно мама. Что это дитя зависит от мамы, а не наоборот! Мама не должна быть для ребенка игрушкой, жертвой или «подружкой», с которой можно обращаться как угодно – мама это старший человек, на котором лежит ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Именно мама задает пределы действий, которые ребенок не должен переступать – касается ли это кормления грудью или чего-то другого! Разберем самые характерные обращения…

 

«Если я не даю своему ребенку грудь, он сразу начинает так громко вопить, что я готова сделать что угодно, лишь бы он замолчал! Но и кормить каждые полчаса сил никаких нет!..»

 

Сразу встает вопрос – а что именно это «что угодно», которое готова сделать мама, чтобы ребенок не кричал? В данном конкретном случае – это грудь; ребенок начал кричать – мама не хочет давать, но дает, потому что еще больше не хочет, чтобы ребенок кричал. А если ребенок захочет, например, бить посуду, и когда мама запретит — будет кричать? Мама позволит бить посуду? А если ребенок захочет бегать по проезжей части, и когда мама попытается ему запретить – будет кричать?.. В этой ситуации изначально ошибочным является дать ребенку понять, что криком он может добиться всего, чего ему хочется, даже если этого не хочется его матери. И когда мама дает ребенку грудь, не желая этого, лишь бы не кричал – она создает очень далеко идущие последствия. Кстати, если мама думает, что отлучаемый ребенок не будет кричать – конечно же, будет, ведь это уже заданная и поддерживаемая мамой модель поведения в ответ на любую не устраивающую ребенка ситуацию! Это означает, что преодоление детского крика нужно будет проходить в любом случае, отлучаете вы или нет. А если можно не отлучать – зачем отлучать? Нужно просто дать ребенку понять, что криком он не получит всего, что ему хочется. Если вы не хотите давать грудь – просто не давайте. Ребенок расстроился – пожалейте его, обнимите, погладьте; рассердился – поговорите с ним, объясните, что грудь он получит потом (желательно четко обозначить сроки: например, когда будет ложиться спать), но если уж сказали нет – значит нет.

 

«Мой ребенок сам расстегивает на мне одежду, а во время кормления теребит другую грудь. Раньше это умиляло и забавляло, а теперь очень неприятно, но как это прекратить, я не знаю, малыш вступает со мной в борьбу»

 

Довольно нелепа сама ситуация, когда ребенок вступает в борьбу со взрослым – не в шутку, а всерьез! И при этом побеждает, к неудовольствию своего «противника»! Как мы понимаем, на самом деле ребенок может «победить» взрослого только в том случае, если взрослый позволяет ему это. Позволять расстегивать на себе одежду, теребить грудь (а также тискать ее, царапать, выкручивать и совершать любые неприятные действия) не нужно изначально. Всегда думайте о перспективе! Как совершенно верно отмечают сами мамы, у полугодовалого малыша это кажется милым, но у полуторагодовалого уже очень неприятно для мамы. Помните о том, что грудь все-таки принадлежит маме, а не ребенку, и что удовольствие при кормлении – как при любом акте любви – должны получать обе стороны! А если удовольствие получает только одна сторона, а вторая страдает, то это уже не любовь, а насилие, и не нужно даже создавать у ребенка модель поведения, при которой он получает удовольствие от насилия! Грудь ребенку всегда дает только мама, ребенок может показать, что грудь ему сейчас нужна, но он не должен расстегивать одежду, задирать и тому подобное.. Если ребенок начинает теребить грудь – для начала пытаемся переключить его на что-то другое (вешаем на грудь крупные яркие бусы, играем в сороку-ворону), если ребенок упорствует – кормление прекращается. Мама спокойно, доброжелательно, но твердо объясняет, что ей не нравится, когда малыш себя так ведет, и грудь он получит только если будет себя вести по-другому. Как правило, ребенок пытается повторить ситуацию, чтобы проверить, действительно ли существует запрет, или это «минутная мамина прихоть» — в этом случае забираем и прячем грудь, спускаем ребенка с рук и снова объясняем все то же самое. Начинает плакать или сердиться – жалеем, разговариваем, убеждаем, но грудь не даем. Соблюдение запретов – важная часть воспитания в общем и целом!

 

«Мой малыш неожиданно начал просить грудь очень часто, меня это настораживает, да и не очень приятно каждые полчаса доставать грудь. Но я не уверена, а вдруг это ему действительно нужно?»

 

Разумный подход со стороны мамы, которая готова потерпеть небольшой дискомфорт, если это очень нужно ребенку, но все же хочет уточнить, а насколько это реально необходимо? Все-таки на втором году кормления уже нет никакой необходимости кормить по первому требованию ребенка (собственно, актуальность «первого требования» распространяется на первые полгода жизни малыша).

Если малыш старше года, то грудь не просто можно, но и нужно давать иногда не сразу, когда он просит, но обязательно объясняйте, когда именно он ее получит. Объяснение должно быть простым и понятным для ребенка, например, если просит на прогулке, можно сказать: «Сейчас мы вернемся домой и там я дам тебе грудь». И действительно направляться домой. В некоторых случаях ребенок может запротестовать, если хочет гулять больше, чем кормиться грудью, но маме стоит все же поддержать что-то одно. Через некоторое время у ребенка отложится правило «На улице мы не кормимся, мы кормимся дома», и потом мама будет избавлена от публичных истерик «Мама, дай титю немедленно прямо сейчас!..» Важная оговорка: если это не просто короткая прогулка рядом с домом, а длинная поездка куда-либо, то лучше все-таки пользоваться слингом и одеждой для кормления — они сделают незаметным процесс кормления, если ребенок объективно не в состоянии дотерпеть до дома, просто потому, что дом очень далеко.

 

В ситуациях, когда ребенок явно просит грудь только потому, что ему скучно — «не знаю чем бы заняться, а тут мама сидит, ну дай пососу» – нужно обязательно стараться искать другие пути развлечения малыша. Призовите на помощь какие-то увлекательные для малыша занятия, поиграйте с ним, или даже займитесь своими делами, но такими, которые позволяют увлечь малыша: хотя бы та же уборка, когда ребенку выдается собственная тряпочка и он с удовольствием помогает маме вытирать пыль, ведь в этом возрасте детям очень интересно поступать «как взрослый»! Некоторым мамам помогает кормление по четкому ритуалу – особенно если в перспективе мама уже думает об отлучении: например, кормление в строго определенном месте (в кровати или в одном особенном кресле).

Тогда через какое-то время ребенок будет дожидаться, чтобы мама пришла в это место, и именно это место будет являться «сигналом готовности к кормлению».

Ситуации, когда не стоит малышу отказывать в получении груди:

если ребенку больно или страшно, то есть случилось какое-то неприятное для него событие;

если ребенку нужно помочь заснуть: кормления на сон и во время сна уходят самыми последними, потому что и малышу, и его маме объективно гораздо проще и легче засыпать с грудью, чем, например, с укачиваниями или тем более «просто так»;

если мамы долго не было: уходила по делам и теперь вернулась, для малыша это способ убедиться, что все в порядке.

 

«Моему малышу скоро два, и он стал каким-то более вредным, чем раньше: часто скандалит по пустякам, чуть что не по его – сразу скандал, и тут же требует грудь! Я теряюсь: грудь дать не жалко, но не решит ли он, что ему потакают в плохом поведении?»

 

Конкретно та ситуация, которая описана в вопросе – это прикладывания от стресса. От самого первого вопроса она отличается тем, что в первом случае кормление это цель ребенка и непосредственная причина нежелательного поведения малыша, а в этом случае только средство успокоения из-за расстройства по другому поводу. В возрасте ближе к двум годам ребенок начинает «проверять мир на прочность», в том числе и нарушать уже существующие запреты, вдруг да получится? А не получается – переживает, хотя и знал заранее, что нельзя. В отношении таких требований малышей лично мне как консультанту импонирует тактика, которую советуют некоторые детские психологи: 1/1/1 — из каждых трех случаев примерно один раз уступать, один раз не уступать, один раз находить компромисс. Очень важно учить ребенка договариваться! Если малыш, не получив желаемое, сразу срывается в крик и истерику — утешаем, обнимаем, если сильно переживает — можем грудь дать (для него это действительно сильное переживание!..), во время кормления гладим по головке (это помогает позже перейти уже только к глаженью по головке), но если было твердо сказано нет — значит нет. То есть, действующие запреты нарушаться не должны. Жалеть жалеем, но уступать не уступаем, если уже отказали. Ребенок должен знать, например, что если мама или папа сказали нет — значит нет; сказали да — значит да; предложили обсуждение и начали что-то уточнять — есть шанс договориться. Для ребенка это достаточно важный момент в его миропонимании и мироощущении. А место груди в этом «кризисе двухлетки» — именно просто снять стресс и расслабиться, помочь ребенку спокойнее принимать отказы, чтобы он понимал, что если мама сказала нет — это еще не значит, что она отвергает его в принципе.

 

Наконец, бывают и такие мамы, у которых действительно дети кормятся часто, а им это нравится, и они не испытывают никакого дискомфорта от частых кормлений. Если это ваш случай и вас все устраивает в ваших нынешних отношениях с малышом – продолжайте кормиться так, как вам удобно, ведь главное – чтобы обе стороны были довольны или по крайней мере приходили к компромиссу!

 

Ирина Рюхова, консультант АКЕВ, член ILCA – the International Lactation Consultant Association

 

Как долго кормить грудью

Как долго кормить — ответы сомневающимся. Мария Гуданова

Опубликовано в журнале «Мой ребенок» за июнь 2007 года

под названием «Продлим удовольствие»

Мария Гуданова, Москва

Как долго кормить: ответы сомневающимся

Вы только ждете появления своего малыша на свет и хотите вскормить его своим молоком? У вас уже подрастает карапуз и вы делаете все возможное для сохранения длительного грудного вскармливания? Вам нужна достоверная информация об оптимальной продолжительности периода кормления грудью?

 

Несмотря на то, что сегодня польза материнского молока не ставится под сомнение, любую российскую маму, выкормившую своего малыша до года, можно назвать героиней. И это не преувеличение. Современная кормящая женщина сталкивается с большим количеством дезинформации в вопросах грудного вскармливания, с негативным социальным давлением, с напором рекламы заменителей грудного молока и с множеством других факторов, подрывающих ее решение и желание кормить ребенка грудью. А уж если мама продолжает кормить ребенка своим молоком и после года, ей иногда приходится выслушивать всевозможные «страшилки» о вреде кормления грудью «больших» детей.

 

Такое негативное отношение – прямое наследие 20 века. Еще сто лет назад никого не удивляло, что детки получают мамино молоко до 2 – 3 лет. Даже многие наши прабабушки помнят, что процесс лактации – лучшее противозачаточное средство (гормон пролактин, отвечающий за выработку молока, подавляет овуляцию).

А вот начиная с 30-40 годов 20 века, когда идеалом женщины стала не преданная жена и мать, а ударница трудового фронта, возможностей кормить малыша долго становилось все меньше: в середине прошлого столетия отпуск по уходу за младенцем составлял 1 месяц … Первым явным последствием отсутствия грудного молока у младенцев стало ухудшение здоровья подрастающего поколения. Причем здоровья не только физического, но и психического: дети, не знавшие материнской груди, гораздо в большей степени подвержены депрессиям, проблемам с поведением в переходном возрасте и сложностям в налаживании самостоятельной семейной жизни.

 

Именно поэтому на излете тысячелетия Всемирная Организация Здравоохранения стала уделять пристальное внимание вопросам грудного вскармливания. Были проведены многочисленные исследования по составу женского молока, собраны материалы о влиянии кормления грудью на всестороннее развитие ребенка. Были написаны пособия для медицинских работников и брошюры для мам, совместно с ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) были разработаны и запущены в действие «10 шагов для успешного грудного вскармливания», родилась инициатива создания в роддомах благополучных условий для налаживания процесса лактации («Больница, доброжелательная к ребенку»).

Были опровергнуты многие ложные теории относительно кормления грудью, а также озвучен минимальный срок продолжительности «грудного» периода в жизни малыша: 2 года… Отдельно хотелось бы отметить наличие весомых доказательств о пользе долгокормления для мамы и для малыша, и полное отсутствие научных свидетельств о вреде продолжительного грудного вскармливания. Если какие-то специалисты утверждают, что оно вредно — требуйте ссылки на научные исследования, и будьте уверены: никто вам их не предоставит, медицински подтвержденных данных о негативных влияниях кормления после года не существует в природе!

А что же на самом деле?

Слова о том, что после года в женском молоке нет ничего полезного – не более, чем миф. Результаты, опубликованные в научной литературе, говорят об обратном. Жирность грудного молока после года кормления возрастает в 2-3 раза. Количество антител с возрастом ребенка постоянно увеличивается. Содержание иммуноглобулина А возрастает. Повышается уровень веществ, отвечающих за дозревание желудочно-кишечного тракта ребенка. На протяжении всего второго года жизни 448 мл грудного молока обеспечивают 29 % потребности в энергии, 43 % потребности в белке, 36 % потребности в кальции, 75 % потребности в витамине А, 76% потребности в фолатах (производных фолиевой кислоты), 94 % потребности в витамине В12, 60 % потребностей в витамине С. И это только самое начало исследований по составу материнского молока после года!

 

Другие данные говорят о влиянии долгокормления на уровень интеллекта: самые большие достижения были у детей, которых кормили дольше всего. Связь между длительностью кормления и последующей успешной социальной адаптацией в 6-8 летнем возрасте была выявлена в результате еще одного исследования. Груднички старше года реже страдают от аллергий. Их иммунитет более устойчив, а в случае заболевания период выздоровления гораздо короче, чем у сверстников, не получающих маминого молока.

 

Отдельно хотелось бы перечислить медицински подтвержденные факты о пользе долгого кормления для матери:

– «Отдых» для репродуктивной системы. У трети женщин не возобновляется овуляция в течении всего периода кормления грудью. Особенно эффективный противозачаточный эффект имеет наличие ночных сосаний.

 

– Мамы, кормившие грудью более двух лет, на 54% уменьшают возникновение рака груди по сравнению с женщинами, кормившими не более 6 месяцев.

 

– Похожая картина обстоит и с раком яичников. Долго кормившая мама меньше подвержена риску возникновения онкологических заболеваний.

 

– Продолжительное кормление способствует снижению веса. Для выработки молока ежедневно в среднем расходуется 400-600 лишних ккалорий!

 

– Завершение грудного вскармливания проходит на фоне инволюции лактации. Если кратко : инволюция – это финальный этап в репродуктивной цепочке «зачатие-беременность-роды-выработка переходного молока-зрелая лактация». Происходит последняя смена состава молока, задача которой – подготовить грудь к прекращению кормления (защитить от инфекций, восстановить до-беременную форму ) и подготовить функциональные системы детского организма (эндокринную, иммунную, нервную и т.п.) к расставанию с маминым молочком. Обычно инволюция лактации наступает в возрасте малыша от 1,5 до 2,4 лет — у всех по-разному. ( Подробнее об этом см. статью «Чао, молочко!» в журнале «Мой ребенок» за май 2006 года).

И все эти данные – также только начало исследовательской работы о пользе естественного вскармливания для мамы и ребенка!

 

Как выглядит естественное вскармливание после года

 

Люди, никогда не кормившие ребенка, или кормившие не очень долго, обычно при словах « кормление грудью» представляют себе следующую картинку. Мама смотрит на часы и понимает, что «пора». Подходит к ребенку, берет его на руки, устраивается с ним в укромном месте и дает грудь. Через какое-то время грудь забирается, и мама идет сцеживать остатки молока в раковину. В их воображении фигурирует малыш, размерами с новорожденного. И уж никак не бегунок 2-3 лет, умеющий говорить и есть самостоятельно ложкой-вилкой еду с общего стола! А сам процесс кормления представляется исключительно как инициатива матери по отношению к ребенку (подошло время – предложили грудь).

 

В реальности же все наоборот. Инициатива – просьба о сосании — как правило, принадлежит малышу. Требование ребенка – вот основной принцип естественного вскармливания. У этого правила есть и другое название: кормление, ориентированное на потребности ребенка. Потребности, которые удовлетворяет ребенок при сосании груди, невероятно многообразны! Грудное молоко – это не только средство для утоления чувства голода. В состав молока входят вещества, помогающие дозревать всем функциональным системам организма (например, вещества для развития нервной системы и головного мозга), антистрессовые и болеутоляющие гормоны, антитела, предохраняющие от заболевания, вещества, имеющие морфие-подобную структуру и помогающие детке заснуть, уникальные полиненасыщенные жирные кислоты, регулирующие процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. И много-много других незаменимых составляющих Грудное молоко – это чудо природы, рассчитанное на удовлетворение всех потребностей подрастающего организма. Именно поэтому так важно на просьбу о сосании давать ребенку грудь, а не «обманывать» его пустышкой, как будто существует некий абстрактный, «сосательный рефлекс», не имеющий конкретного приложения к конкретному, предназначенному природой предмету для сосания, и удовлетворить который можно сосанием чего угодно… Именно поэтому важно не отрывать ребенка от груди раньше, чем он сам ее отпустит (исключая ситуации, когда сосание причиняет боль в сосках – это первый признак неправильного прикладывания малыша к груди. В этом случае грудь надо вынуть изо рта и предложить ее заново, стараясь, чтобы радиус захвата ареолы был не менее 2-3 см от основания соска).

Именно поэтому важно кормить малыша своим молоком так долго, как это ему будет необходимо: год, два, три…

Кормление по требованию обычно выглядит следующим образом. Есть несколько разновидностей прикладываний к груди:

Сосания груди при засыпании. Особенно долгие в первые полгода после родов. Как было упомянуто выше, в состав молока входят элементы, помогающие ребенку заснуть и сформировать здоровое отношение ко сну. Это наиболее питательные кормления, так как заднее, более жирное и калорийное молоко, начинает поступать в организм малыша через 10-20 минут после начала сосания, а при засыпании грудь малыш отпускает в среднем минут через 30-40.

Ночные прикладывания. Необходимы для выработки достаточного количества молока. Полноценная стимуляция гормона «пролактин» на производство нужного малышу объема молока включает в себя не менее 2-3 ночных сосаний.

Прикладывания при пробуждении. После сна детка как бы заново «рождается» в этот мир. Благополучно перейти границу между сном и бодрствованием также помогает уникальный состав молока.

Сосания груди для ликвидации дискомфортного состояния (боль, испуг, заболевание, непривычный вкус «взрослой» еды, страх темноты, послеродовой стресс, стрессы, связанные с различными жизненными ситуациями и т.п.)

Сосание груди для восполнения нехватки телесно-эмоционального контакта с матерью (мама редко берет ребенка на руки, подолгу отсутствует дома, мало уделяет времени общению с малышом)

 

Просьбы приложить к груди малыш выражает, в зависимости от возраста, по-разному. Новорожденный просто крутит головой и открывает ротик в поисках соска. Может проявлять свое желание через беспокойство и похныкивание (не говоря уже о плаче!).

Более старший ребенок подает уже определенные, понятные ему и маме сигналы. Деток старше года нужно обучить «кодовому» слову (например, «ням-ням», «кушать»), которое малыш будет произносить, если ему необходимо мамино молоко.

 

Режим кормлений связан, прежде всего, с ритмами сна у крохи. Самые длительные и полноценные кормления – при засыпании и в процессе сна днем и ночью. Новорожденные спят почти круглые сутки – значит, и сосать грудь они будут почти постоянно. В 6-9 месяцев у ребенка имеются 2-3 четко выраженных дневных сна. Значит, грудь сосем уже гораздо реже! После года дети переходят на одноразовый дневной сон. Если мама рядом – малыш укладывается спать с грудью. Если мамы дома нет – ребенок прекрасно засыпает с другим хорошо знакомым ему человеком. Поводы для прикладываний к груди под цифрами 4 и 5 (см. выше) легко регулируются самой мамой: нет причин для дискомфорта – нет и просьбы о сосании со стороны ребенка.

 

Обычно у ребенка старше года сохраняются 8-12 суточных прикладываний к груди. Во время бодрствования малыш сосет недолго – ровно столько, сколько нужно для преодоления возникшего затруднения. Это могут быть и несколько секунд, и несколько минут. Может проявлять желание «запивать» взрослую еду. Режим ночных сосаний остается неизменным до самого момента отлучения от груди. Особенно охотно детки сосут под утро: именно на этот период приходится «пик» выработки пролактина. Для того, чтобы мама могла полноценно отдыхать по ночам, важно с самого начала освоить безопасные положения для кормления лежа, такие, которые позволят ей дремат, пока малыш сосет грудь.

 

Карапуз, находящийся на этапе отлучения от груди, сократил количество прикладываний до 1-3 в сутки. Он уже умеет засыпать без груди. Его основная еда – та же, что и у мамы с папой. Для преодоления разнообразных стрессов нервная и гормональная системы ребенка уже не нуждаются в «успокоительном» составе маминого молока. Головной мозг достиг объема 80 % от объема взрослого человека. Завершился основополагающий этап в формировании лицево-челюстного аппарата (прикус, артикуляция, дикция, внешняя миловидность).

Желудочно-кишечный тракт может полноценно работать и развиваться дальше без помощи грудного молока. Вылезли – благодаря сосанию груди достаточно незаметно и безболезненно — все молочные зубы. Малыш говорит о себе в первом лице (появление в речи местоимения «Я») — что знаменует завершение этапа психологического отделения от матери и зарождение нового самосознания. Обычно все это происходит после исполнения ребенку двух лет…

Психологи говорят…

Кормление малыша после года имеет важный воспитательный момент. Тесная эмоциональная связь, возникающая в процессе сосания груди, положительно влияет на установление доверительных отношений с мамой. Вследствие чего детки растут чуткими, внимательными и послушными – а что может быть актуальнее для воспитания подвижного и любознательного бегунка! Глубокая привязанность к матери помогает малышу усвоить именно мамин взгляд на жизнь, что сыграет свою положительную роль в переходном возрасте. Социальная адаптация идет гораздо продуктивнее, чем у «не грудных» детей: малыш, не потерявший раньше времени связь с мамой, более открыт к этому миру, более уверенно в нем действует, ощущая за своей спиной крепкий «тыл». С таким ребенком очень удобно путешествовать: молоко всегда при себе, а значит, и еда и питье всегда в распоряжении детки; нет необходимости создавать специальные условия для засыпания – достаточно всего лишь приложить кроху к груди; ночью малыш спит там же, где и мама, позволяя вам сэкономить на покупке отдельного детского спального места. Если вы планируете рожать следующего ребенка, то при длительном кормлении старшего у вас есть шанс застраховаться от проблем ревности между детьми: чем полнее вы удовлетворили базовые потребности в любви и заботе у первого ребенка, тем меньше у него причин обижаться на вас.

 

А как реагировать на «страшилки»?

 

Очень спокойно. На любое критическое замечания в ваш адрес по поводу кормления ребенка выдержите небольшую паузу, соберитесь с мыслями и постарайтесь, как можно доброжелательнее ответить заготовленной заранее фразой. Успокаивающе для окружающих прозвучат слова вроде: «Спасибо за беспокойство. Я подумаю над тем, что вы сказали…». Или можете сослаться на рекомендацию врача : «В нашей ситуации – это единственный выход…» В момент спора, скорее всего, не удастся спокойно изложить научную аргументацию о пользе кормления после года. Поэтому, если это возможно, занимайтесь «ликбезом» окружающих до возникновения эмоциональных обсуждений поведения вашего ребенка. Можете вообще не поддаваться на провокации и не вступать в дискуссии, игнорируя неприятные для вас вопросы. Если у вас хорошо развито чувство юмора – используйте его для нейтрализации осуждающих замечаний: «О! Я мечтаю кормить малыша до самой армии! У меня такая красивая грудь – как он может от нее отказаться?» А бывает, что кормящей маме и вовсе лучше не афишировать, что ребенок продолжает получать ее молоко – немало женщин приходят именно к такому решению.

Мария Гуданова, специалист центра «Радуга материнства», член Международной Ассоциации Консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ).