Для работы вам дается 7 минут.

Занятие № 2

Тема: «Учимся жить в мире и согласии с самим собой».

Задачи:

поддержать процесс формирования у подростков позитивной самооценки;

показать, как отношение к себе связано с уважительным отношением к другим;

дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие;

показать, какими способами можно наладить позитивное гармоничное взаимодействие с теми, кто на нас не похож, бесконфликтное общение с представителями других народов, культур, сообществ.

I. Приветствие

Здравствуйте! Надеюсь, что со времени нашей предыдущей встречи с вами произошло много приятных событий.

Ребята, давайте подумаем, когда нас раздражают другие люди? Когда мы счастливы и нам радостно? Или когда мы в другом состоянии?(выслушиваем ответы желающих участников, но не менее 3−4).

Да действительно, мы испытывает негативное отношение к другим, когда у нас самих на душе тревожно, когда мы испытывает внутреннее напряжение. На сегодняшнем занятии мы будем говорить о том, как жить в гармонии с собой. А для начала игра.

II. Разминка

1. Упражнение «Перестройка»

Участникам группы предлагается как можно быстрее построиться в шеренгу по росту, по алфавиту, по первой букве фамилии, по размеру обуви, по длине волос, по дате и месяцу рождения…

II. Разминка

1. Упражнение «Перестройка»

Участникам группы предлагается как можно быстрее построиться в шеренгу по росту; по алфавиту, по буквам фамилии; по цвету глаз (от самых светлых до самых темных), по размеру обуви (от самого большого до самого маленького), и т. п.

Эта игра еще раз показала, что все мы разные, во многом не похожи друг на друга. И каждый, как и я, имеет такое же право жить и радоваться жизни под нашим общим солнцем.

III. Основная часть.

Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день».

Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

2 стр., 693 слов

Упражнения на концентрацию внимания (3)

... прокручивайте большие пальцы, сконцентрировавшись только на этом процессе. Упражнение «Кинолента» На внутреннюю сосредоточенность и упорядочение эмоциональности. ... мысленно перечисляя всё, что на ней нарисовано. Упражнение «Четки» Старинный восточный способ сосредоточения и устранения ... - по обстоятельствам. Работать 3-5 минут. Упражнение «Гладь озера» Особенно эффективно для снижения лишней ...

развитие способности к самоанализу.

Оборудование: бланки с табличками для каждого участника на листочках размером, А 5, ручки у каждого участника.

Мои лучшие черты Мои способности и таланты Мои достижения

Подготовка. По возможности нарисовать на доске или листе, А 1 большую таблицу, изображенную на бланках.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий:

У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Предлагаю вам проделать подобную работу. Я раздам вам бланки с таблицами, в которых вы должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку вы должны записать черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда запишите свои способности и таланты в любой сфере, которыми вы может гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе записываются ваши достижения в любой области.

Для работы вам дается 7 минут.

Индивидуальная работа участников по заполнению таблицы.

Все выполнили задание? Таблицы готовы? Они остаются у вас, приберите их и во время приступов плохого настроения достаньте эти листочки и, я уверен, что чтение этой памятки придаст вам бодрости и позволит оценивать себя более адекватно.

Ведущий, на свое усмотрение, (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает желающим членам группы зачитать свои памятки.

2. Упражнение «Поза — ситуация».

Все сидят в кругу, ведущий тоже. Инструкция:

«Вокруг нас много людей, мы постоянно с ними общаемся. Это общение создает различные ситуации, в которых мы оказываемся: знакомые и незнакомые. Эти ситуации очень сильно на нас воздействуют, а точнее, мы подвержены влиянию этих ситуаций. Получается, что не мы управляем ситуацией, а она — нами. Как она это делает? Давайте посмотрим.

1. Представьте, что вам сейчас грустно. Можете вспомнить какую-либо неприятную для вас историю или ситуацию. И вот вы сидите на стуле, переполненные этим чувством (дайте время участникам зафиксировать это состояние). Обратите внимание на свою позу. Посмотрите на других участников. Вы замечаете, что ваши позы похожи? Предлагаю вам посидеть, постоять или походить в этом состоянии 15 сек.

2. А теперь представьте, что ваша команда только что победила на областных соревнованиях. Обратите внимание на свою позу. Посмотрите на других участников. Вы замечаете, что ваши позы похожи? Предлагаю вам посидеть, постоять или походить в этом состоянии 15 сек. Хорошо.»

Так можно представить еще несколько разных ролей и чувств.

Обратите еще раз внимание, что позы в каждой ситуации у ввас чем-то схожи.

Посмотрите, я не говорил (а) вам, какие позы принимать, а задавал (а) определенную ситуацию: вам грустно или вы победили.

Вывод:

Таким образом, СИТУАЦИЯ, в которой вы оказались, порождает, создает ПОЗУ.

А теперь давайте проведем второй этап эксперимента.

Сделаем так: я буду показывать вам, как вы сейчас должны сесть, т. е. позы, которые нужно принять, а вы будете за мной повторять. Договорились?"

Ведущий показывает 1 позу. «Опрокиньтесь на спинку стула, положите ногу на ногу, скрестите руки за головой или на груди.»

Участники повторяют позу. Сидят в данной позе около 15 сек. В это время ведущий задает участникам вопросы:

«Что вы чувствуете сейчас? Какие ощущения? В какой ситуации и у кого может возникнуть данная поза?»

Участники отвечают. Не нужно, чтобы отвечали все, делайте это динамично. Потом поза меняется:

Сядьте на краешек стула, ноги вместе, руки положите на колени, глаза опустите вниз, голову и плечи немного опустите.

Участники повторяют позу. Сидят в этой позе около 15 сек. В это время ведущий задает участникам вопросы:

«Что вы чувствуете сейчас? Какие ощущения? В какой ситуации и у кого может возникнуть данная поза?» Участники отвечают.

Выводы по упражнению

Что мы видим? Я показывал (а) вам сейчас только позы.

В первом случае это была поза очень уверенного в себе человека — начальника, лидера или просто независимого человека. Во втором — поза застенчивого, робкого, неуверенного в себе человека. И просто принимая эти позы, вы начинали что-то чувствовать и представлять ситуацию, в которой эта поза может появиться. Потом вы начинали понимать/чувствовать ту роль, которая соответствует созданной ситуации.

Вспомните! На первом этапе эксперимента мы пришли к выводу, что СИТУАЦИЯ порождает ПОЗУ.

На втором этапе эксперимента мы пришли к противоположному выводу: ПОЗА порождает СИТУАЦИЮ. Вы смогли сделать и то, и другое. Какой же ВЫВОД можно из этого сделать?

В нашей жизни мы чаще плывем по течению. А это значит, что возникает ситуация, и мы принимаем ту позу, которую соответствует нашим чувствам. И так изо дня в день. Это, по сути, ситуация нами управляет, она нами манипулирует, мы являемся ее жертвой, а ситуация — охотником.

Но, достаточно в любой ситуации просто изменить позу на ту, которая может вывести вас из этой ситуации. Для этого надо просто подумать, как бы себя повел в этой ситуации другой человек, для которого эта ситуация не является проблемной. Далее необходимо принять позу спокойного, уверенного человека. Уверенная поза изменит ваше внутреннее состояние, а, следовательно, и ситуация для вас будет восприниматься по-другому. Вот тут-то ВЫ и начинаете влиять на СИТУАЦИЮ, а не она — на ВАС. И уже СТУАЦИЯ начинает подчиняться ВАМ".

3. Упражнение на развитие эмпатии «Лукошко».

Оборудование: лукошко, накрытое салфеткой, рюкзак или пакет с небольшими предметами (например, книга, игрушка, ручка, линейка, блокнот, галстук, линейка, мячик…).

Предметы не должны быть абсолютно новыми, за исключением может быть 2−3, пусть это будут предметы со своей историей. Количество предметов должно чуть превышать количество участников группы, не страшно, если, например, будет 2 тетради — одна тоненькая, а другая толстая, по определенному школьному предмету и т. п.

Ведущий:

Одно из условий бесконфликтного общения — умение понять и принять другого человека. Вспомните упражнение с орехами из нашей первой встречи. Оно привело нас к выводу, что для понимания другого человека нужно повнимательнее к нему отнестись, постараться увидеть положительные качества, понять. А еще очень важно уметь поставить себя на место другого.

Давайте продолжим учиться бесконфликтному, уважительному взаимодействию с окружающими с помощью упражнения на развитие эмпатии. Эмпатия — это умение понимать чувства, состояния других людей, что лежит в основе умения сопереживать.

Процедура проведения.

Ведущий проходит по кругу с лукошком в котором находятся различные предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Затем ведущий проговаривает следующую инструкцию:

Сейчас я предлагаю каждому из вас поставить себя на место предмета, который вам достался. Вам нужно попытаться «прочувствовать» его, поставить себя на его место, рассказать от его имени о том, какие чувства он испытывает, что любит. Что ему не нравиться. Например: «Привет, я маленький резиновый мячик. Мне хорошо, когда дети дружно играют со мной, берут меня на прогулки и вокруг меня раздаётся весёлый смех. Поэтому больше я люблю лето. Мне бывает обидно, когда из-за неловкого движения люди обижаются на меня, а не пытаются тренироваться, чтобы играть лучше. Я огорчаюсь, когда меня забывают, и я лежу в пыльном углу, всю зиму я мечтаю о новом лете …». Понятно, есть ли у вас вопросы? Я даю вам на подготовку
1 минуту. А затем попрошу всех по-очереди рассказать «о себе» от лица вашего предмета".

После подготовки ведущий предлагает желающему начать рассказ, а затем всем участникам по кругу. Когда все выскажутся, ведущий организует обсуждение упражнения.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было поставить себя на место предмета?(ответы желающих участников)

А в жизни легко ли вам поставить себя на место другого?(ответы желающих участников)

Часто ли мы чувствуем и понимаем переживания других?(ответы желающих участников)

В ходе обсуждения ведущий должен следить, чтобы все принимали участие в разговоре. Можно привлекать к разговору участников тренинга, лично обратившись к ним, например:"А ты Сергей, что думаешь по этому поводу?" или «Татьяна, продолжи, пожалуйста, разговор» или «Продолжаем высказываться по кругу»…

Когда учителя или родители на нас повышают голос, задумываемся ли мы о причинах?(ответы желающих участников)

Вывод:

Хотя это упражнение лишь игра с предметами, но согласитесь, оно помогает и заставляет задуматься о мотивах поведение других людей.

Очень часто в основе конфликта, непонимания лежит наш эгоцентризм. Мы видим мир (события, явления) только со своей позиции, как нам удобно. Не задумываемся о том, почему человек так поступает, что у него твориться в душе.

Для понимания другого человека нужно повнимательнее к нему отнестись, постараться понять причины его поступков, увидеть положительные качества.

IV. «Заминка».

Упражнение «Аплодисменты»

Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть умные фильмы, мечтает научиться играть в большой теннис, учиться вокалу, занимается хореографией, умеет развеселить других и т. п.).

Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал. Если никто на встал, то ведущий может задать вопрос группе, например: А кто умеет развеселить других, всегда готов прийти на помощь другим и т. п. Неужели никого? А как вы думаете, есть ли в нашей группе такие?. После высказываний ребят, попросить встать обладателя того или иного качества и поаплодировать ему.

V. Рефлексия

О время рефлексии ведущий должен побудить КАЖДОГО высказаться, это можно сделать при помощи вопросов.

Давайте подведем итоги нашей встречи с помощью рефлексии. Напоминаю, что рефлексия — это поворот сознания на себя. Давайте учиться наблюдать за собой. Вспомните свои мысли, которые возникали на тренинге, как менялись ваши чувства в процессе занятия, что вы чувствуете сейчас.

1. Что на сегодняшнем занятии вам показалось особенно интересным? (ответы участников).

2. Какие чувства вы сейчас испытываете по поводу прошедшего занятия? (Удовлетворенность/ неудовлетворенность; пустоту/ переполненность эмоциями; радость/ грусть? и т. д.) (ответы участников).

3. Что на сегодняшнем занятии вам показалось особенно актуальным и полезным? Что вы возьмете из сегодняшнего занятия в свою жизнь?(Пусть сначала выскажется желающий, а затем предложите высказываться его соседу и так ВСЕМ по кругу).

6. Итоговый вывод:

Сегодня мы с вами говорили о важностипозитивной самооценки, о том как отношение к себе связано с уважительным отношением к другим.Продолжили учиться бесконфликтному, уважительному взаимодействию с окружающими.

Из нашего занятия я прошу вас запомнить несколько выводов.

Ведущий озвучивает выводы и затем закрепляет на доске или флипчарте листы с крупно напечатанным текстом выводов.

Мы можем управлять своим внутренним состоянием, Уверенная поза способна изменить ваше внутреннее состояние. Когда вы спокойны и уверены ВЫ начинаете влиять на СИТУАЦИЮ, а не она — на ВАС. И тогда СТУАЦИЯ начинает подчиняться ВАМ.

Для понимания другого человека нужно повнимательнее к нему отнестись, постараться понять причины его поступков, увидеть положительные качества.

Только уверенный и самодостаточный человек с адекватной самооценкой способен позитивно видеть мир.

Человек с низкой самооценкой, с внутренними проблемами всегда зациклен на самом себе, всегда старается оправдывать свое плохое настроение, ему не до людей.

И то же самое происходит у человека с завышенной самооценкой, человека с гордыней, он постоянно пытается доминировать над другими, так как тоже зациклен только на самом себе, на своей гордыне и собственных чувствах.

4. От моего внутреннего состояния, душевного комфорта зависит восприятие мира и окружающих людей. Хочешь изменить мир — начни с себя!

Можно, как и в первом тренинге разделить участников на группы и предоставить им возможность зачитать выводы. (Смотрите текст тренинга «Учимся жить в мире и согласии с теми, кто на нас не похож»).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector