ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -осознание личностью лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей.

ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — отсутствие, ограниченность усло­вий для нормального развития ребенка.

ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ— нарушение процесса социализации, заклю­чающегося в том, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды — дворовой компании сверстников, преступной группы и т.д.

ДЕТСКИЕ ДОМА — это воспитательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав и т.д.

Я — процесс изучения личности ребенка и коллектива с использованием различных методов исследования с це­лью определения проблем ребенка или группы, уровня воспитанности, обученности и других результатов и процессов деятельности педагогов.

ДИАГНОСТИКА— количественная оценка и качественный анализ пе­дагогических процессов, явлений и т.п. с помощью специально разработан­ных научных методов.

ДИСКУССИЯ — метод убеждения, призванный путем вовлечения вос­питанников в обмен мнениями по общественно и личностно значимым проблемам, вызывающим в коллективе разногласия, порождающим раз­личные точки зрения, обеспечить выработку, поддержку и развитие у уча­щихся верных в научном и моральном отношении представлений. Наряду с этим дискуссия предполагает также критику и преодоление ошибочных и неверных взглядов.

ДИСПУТ — одна из традиционных и широко практикуемых форм, где метод дискуссии находит наиболее полное свое выражение.

ДИССОЦИАЛЫЮЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленное формиро­вание антисоциальных сознания и поведения у членов криминальных и то­талитарных организаций (сообществ).

ДРУГОДОМИНАНТНОСТЬ — ориентированность или направлен­ность личности на другого.

ЖЕРТВА— человек, испытывающий на себе последствия негативного влияния внешнего характера (условий, ситуаций, посягателя и т.д.); вы­деляют такие типы жертв неблагоприятных условий социализации, как по­тенциальные и латентные.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — взаимосвязанная совокупность различ­ных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкрет­ных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей бо лее широкой социальной среды и всего общества.

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — устойчивые отклоне­ния от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспита­нии.

10 стр., 4829 слов

Основные группы детей в ТЖС

Структура и трудоемкость СРС Задания базовой СРС ( в суммарном объеме 28 часов ) Тема 1.) Охарактеризуйте основных агентов социализации детей и молодежи – конспект (2 часа) Агенты социализации - это социальные институты, отдельные группы и люди, способствующие социализации личности. Основные агенты социализации - в детстве (до 8 лет) и позже в отрочестве - это родители, близкие, детские учреждения ...

ЗАЩИТА ДЕТСТВА — охрана прав и свобод ребенка, охрана от плохо­го обращения или эксплуатации.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ— отождествление индивида с некоторыми людь­ми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отноше­ния и формы поведения, которые свойственны окружающим.

ИНФАНТИЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ— отставание социального взрос­ления молодежи от биологического. Свидетельствует о нарушении меха­низма социализированного включения молодого поколения в жизнь взрос­лых, которое предполагает принятие им на себя новых обязанностей и обя­зательств. И.с. заключается в нежелании определенной части молодежи, достигшей возраста, позволяющего выполнять социокультурные функции (считающиеся функциями взрослых), совершить качественный переход и приобщиться к трудовой и общественно-политической деятельности, обза­вестись семьей и т. д. Затрудняет решение социальных проблем, в том чис­ле проблем социальной работы.

ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ— комплекс учреждений, транспортных средств, предназначенных для обслуживания потребителей; совокупность отраслей экономики, обслуживающих социальную (непроиз­водственную) сферу.

ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — ухудшение продуктивности выпол­няемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних лиц или наблюдателей, как реальных, так и вымышленных.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ представляет собой самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и пережи­ваний; знаний, умений, навыков; способов общения, мышления и деятель­ности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориен­тации и социальных установок.

ИННОВАЦИИ — это такие актуально значимые и системно самоорга­низующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия ини­циатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также развитие более широкого мультикультурного пространства образования.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ— устойчивые сложившиеся историче­ские формы организации совместной деятельности людей. Общество пред­ставляет собой систему социальных институтов, в которой находит свое выражение совокупность всех существующих в обществе отношений. Ин­тересы социальные — вид интересов, формирующихся в социальной и бы­товой сферах, определяющих отношение личности к социуму, характер ее общественной активности.

12 стр., 5630 слов

Предмет, цели и задачи деятельности учреждения

УСТАВ Государственного учреждения образования «Усяжская средняя школа»     СТАТУТ Дзяржаўнай установы адукацыі “Усяжская сярэдняя школа”   п. Усяж 2011 год Настоящий устав является новой редакцией устава Государственное учреждение образования «Усяжская средняя общеобразовательная школа» зарегистрированного Минским исполнительным комитетом от 17.06.2005 г. № 548 ЕГР № 690343237 Общие ...

ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направ­ленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоя­тельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в общество.

КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ — создание условий для при способления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально создан­ных для этого организациях.

КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — определяется как противоправ­ный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственно­сти служит основанием для возбуждения уголовного дела и классифициру­ется по определенным статьям Уголовного кодекса.

КУЛЬТУРА— это сумма духовных достижений и памяти человечества; творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества}; сово­купность общественных смыслов, знаков и символов; система норм и об­разцов поведения, бытующих в обществе; основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений (язык, теоретические идеи, по­вседневно культурно организованные виды деятельности); способ жизни и жизнедеятельности, а также их контекст; совокупность материальных и ду­ховных ценностей; плотность опыта: достижения личности, приобщаемые ею и приобщающие ее к сумме общечеловеческих достижений.

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ЦЕЛОМ — пространство жизнедеятельности людей. Это — окружающее человека пространство, освоенное им и неосво­енное (но потенциально возможное), предметное и знаковое, ценностное Для него и нейтральное. Это — и макросреда, и непосредственное социокультурное поле общения, микросреда, где личность активно действует и реализует себя как субъект культуры и где, главное, он выбирает наиболее значимое как материал для самообразования и самостроительства.

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ — совокупность материально-технических, знаково-символических, информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и самораз­витие детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения пли учебного заведения.

3 стр., 1419 слов

Введение. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности

... более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное ... также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей. Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик(показателей рефлексивной, коммуникативной, ... Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в ...

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ -это совокупность разнообразных условий (материальных, символических, организационно-управленческих, психолого-педагогических, информаци­онных, коммуникативных, интерактивных, духовно-нравственных, ин­новаций, традиций, поддержки и саморазвития), созданных педагогами, влияющих на процесс культурного развития и саморазвития детей и взрос­лых в пространстве образовательного учреждения.

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ -это пространство (пространство — совокупность взаимосвязанных эле­ментов определенной системы (Е.Н. Богданов)) взаимодействия его субъ­ектов по созданию ценностных, базовых, функционально-образующих, предметно-практических компонентов, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся.

ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.

МАРГИНАЛ — человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами (или культурами), утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни. Чаще всего это представители мигрантов, этнических меньшинств, сельские жители, перемещенные в города, не имеющие усло­вий для восприятия и усвоения городского образа жизни, его норм, цен­ностей, установок и т.д. М. — особый и трудный объект в деятельности со­циальных служб, социальных работников.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ — состояние групп людей или личностей, кото­рые поставлены общественным развитием на грань двух (или нескольких) культур, участвуют во взаимодействии этих культур, но не примыкают полностью ни к одной из них; состояние маргинала; нахождение в пограничном, промежуточном положении между какими-либо социальными группами.

МАРГИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ— лица, освобожден ные из мест заключения и не имеющие определенного места жительства; граждане, требующие общественного надзора по социальным факторам; молодежь, не включенная в трудовую деятельность, и т. п.

10 стр., 4795 слов

Основные формы проявления психики человека: процессы, состояния, свойства

1 Содержание Введение…………………………………………………………………..….3 1.Структура психики человека………………………………………….…..4 2.Основные психические процессы человека……………………………...5 3.Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей…....10 4.Психические свойства человека………………………………………..…13 Заключение…………………………………………………………………….17 Список используемой литературы………………………………….…...…18 Введение Тема данной ...

МАКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — объекты, явления, отно­шения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность боль­ших групп людей.

МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ— условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадле­жит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нор­мы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе.

МЕНТАЛИТЕТ — глубинный духовный склад, совокупность коллек­тивных представлений па неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.

МЕНТАЛИТЕТ— особенности индивидуального и общественного со­знания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обу­словленные социальной средой, национальными традициями ит. п.

МЕНТАЛЬНОСТЬ — система устоявшихся образов, представления и мировосприятие социальных групп, которые определяют общие черты отношений и поведения входящих в нее людей, применительно к феноменам их бытия.

МЕТОД ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ(АС. Макаренко) — воз действие на поведение, отношение к работе ребенка не только педагогом, но и привлечение ученического актива, членов коллектива к оказанию по­мощи однокласснику.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ(В.М. Коротов, А.Ю. Гордин) – прямое или непосредственное назначение стимулов ускорять или тормозить определенные действия.

МИКРОСОЦИУМ— действующая на определенной территории общ­ность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различ­ные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитатель­ные организации, а также неформальные группы жителей.

МИКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ— материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее окружение.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ (социальные перемещения) — из­менение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структу­ре, перемещение из одного социального слоя (группы, класса) в другой или в пределах одного и того же социального слоя.

3 стр., 1307 слов

Социальные предпочтения при выборе спутника жизни

Содержание Введение………………………………………………………………………...…3 Глава 1. Теоретическое изучение влияния социальных предпочтений молодежи при выборе спутника жизни………………………………………….6 1.1. Особенности социальных предпочтений при выборе спутника жизни………………………………………………………………………….6 1.2 Критерии выбора спутника жизни у различных социальных слоев населения……………………………………………………………...…….11 1.3. Влияние социальных ...

Знание места клиента (клиентов) в социальной структуре в результате социальных перемещений позволяет социальным работникам оказывать своевременную и конкретную помощь своим подопечным.

МОТИВАЦИЯ— процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

НАПРАВЛЕННОСТЬ— тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ— передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, затоженных в их генетическую программу.

НОНКОНФОРМИЗМ— инакомыслие, отказ личности от подчинения коллективу, стремление навязать ему свою волю.

НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало проти­воречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих обще­принятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю.

НОРМА— некое идеальное образование, условное обозначение объек­тивной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризу­ющий реальную действительность, но не существующий в ней.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — средства социальной регуляции поведе­ния индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлени­ях о должном либо непозволительном.

ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическая категория, охватывающая сово­купность видов жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.

ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, умений и навыков, приобретен­ных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различа­ют начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по со­держанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников.

ОБЩЕНИЕ— процесс межличностного взаимодействия людей, в ко тором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, осно­ванный на отражении социальной действительности субъектами общения.

НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИИ)— это процесс введения в систе­му внутришкольного управления новых постоянных элементов, изменений в определенный участок, среду, зону. Таким образом, нововведение можно рассматривать как процесс поиска (разработки), распространения, внедре­ния и реализации новшества. Нововведение является носителем новшества, средством его «доставки» в нужную точку обновляемой системы.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

... способности. Отличительные биологические, психологические и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. Процесс постижения действительности, формирующий мысли и ... сознание. К новорождённому ребёнку относится понятие: личность; индивид; индивидуальность; всё перечисленное выше. Понятие, выражающее наличие у человека определённых качеств, ...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ— формирование долга, ответ­ственности, гуманности, справедливости, чести, благородства п отношении человека к другим людям, обществу.

ОБЩЕСТВО— совокупность сложившихся в стране социальных отно­шений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.

ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность людей, которая ха­рактеризуется общими для данной группы условиями жизнедеятельности; принадлежностью к исторически сложившимся территориальным, куль­турным, религиозным, профессиональным образованиям, к тем или иным социальным организациям и институтам.

ОДАРЕННОСТЬ — значительное по сравнению с возрастными норма­ми опережение в умственном развитии специальных способностей (музы­кальных, художественных, литературных и т.д.) детей.

НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало проти­воречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих обще­принятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — средства социальной регуляции поведе­ния индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлени­ях о должном либо непозволительном.

ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическая категория, охватывающая сово­купность видов жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.

ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, умений и навыков, приобретен­ных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различа­ют начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по со­держанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников.

ОБЩЕНИЕ— процесс межличностного взаимодействия людей, в ко тором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, осно­ванный на отражении социальной действительности субъектами общения.

НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало проти­воречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих обще­принятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — средства социальной регуляции поведе­ния индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлени­ях о должном либо непозволительном.

ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическая категория, охватывающая сово­купность видов жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.

ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, умений и навыков, приобретен­ных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различа­ют начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по со­держанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников.

ОБЩЕНИЕ— процесс межличностного взаимодействия людей, в ко тором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, осно­ванный на отражении социальной действительности субъектами общения.

ОПЕКУН — лицо, которому вверена опека, законный представитель своего подопечного, совершающий от его имени бытовые сделки. О. может быть только гражданин, достигший 18 лет и добровольно взявший на себя функции опеки.

ОПТИМИЗМ — мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в успех, уверенностью в будущем; склонность видеть во всем хорошие, светлые стороны. Противоположность О. — пессимизм.

ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫЙ — совокупность накопленных знаний, навы­ков, умений, почерпнутых человеком, общностью, группой из реальной жизни, практической деятельности, процесса социального взаимодействия. Применительно к социальной работе можно говорить об отечественном и зарубежном опыте.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, в котором устой­чиво проявляются отступления от общепринятых данным обществом по­веденческих норм.

ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА— неформальная, нерегламен-тированная структура социальной среды, где осуществляется общение и деятельность вне официальных институтов воспитания.

ОТСТАВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ — несвоевременное, с опозда­нием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, кото­рые предписываются обществом для каждого этапа социализации.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ — целенаправленная воспитательная деятель­ность, направленная на исправление предшествующего результата воспи­тания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих не­достатки личности, изжитие социально вредных привычек, норм и правил поведения.

ПЕРСПЕКТИВА — метод педагогического стимулирования, который вызывает к жизни общественно полезную деятельность детей путем выдви­жения перед ними увлекательных, значимых целей. А. С. Макаренко раз­личает перспективы близкие, средние и дальние.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога, степени его пони­мания детей. Мастерство педагога определяется интуицией, развивающей­ся через опыт и индивидуальные особенности личности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА -совокупность нравственных, профессиональных позиций, основанных на гуманистических ценностях: принятие личности каждого ребенка, готов­ность к оказанию ему помощи в его саморазвитии; методов воспитания; личностно-профессиональных качеств, выработанных на основе опыта и индивидуальных особенностей личности, таких как эмпатия, уважение и любовь к детям, готовность к помощи и защите ребенка, специфических профессиональных умений педагога-воспитателя, содержание которой выражено в онтологическом, аксиологическом, методическом и личностно-творческом компонентах.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ — это относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимы­ми целями деятельности, имеющая органы руководства.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА — процесс совместного с ребен­ком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое чело­веческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивиду­альности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА — элемент педагогической техноло­гии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма как инструмента воздействия (вербальные и невербальные, социально-перцептивные, коммуникативные умения, управление эмоцио­нальным состоянием).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА— социально обусловленная целост­ность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленная на формирование лич­ности, способная к саморазвитию окружающей действительности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ — совокупность норм поведения учи­теля с учеником, их родителями, коллегами.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО— одно из основных направлений социальной работы в целом; правовая форма защиты личности и имущественных прав и интересов граждан. П. устанавливается: а) над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения; б) над совершеннолетними, которые по состоянию здоровья не могут самостоя­тельно осуществлять своп права и выполнять свои обязанности; в) над ли­цами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

Среди разнообразных форм П. — функционирование системы домов-интернатов, соответствующих Центров помощи детям, оставшимся без по­печения родителей, устройство детей в приемную семью, и т. д.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ— основные, исхо­дные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются на практике содержание, формы и методы социального воспитания.

ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ — воспитание, обучение и социализация ребенка строятся на основе законов физического и психического развития личности,

ПРИЮТ— благотворительное учреждение, дающее образование и вос­питание сиротам и беспризорным детям, обеспечивающее проживание и уход престарелым, инвалидам и убогим.

ПРИНЦИПЫ — моральные устои человека, связанные с его воспита­нием и окружающей средой. Принцип — основа, руководящая идея.

ПРОБЛЕМА — вопрос, связанный с определёнными затруднениями, выносящимися на обсуждение большинством.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ(греч. «знание») — разновидность научного предвидения.

ПРОГНОЗ — вероятностный вариант будущего состояния школы. Смысл прогнозирования состоит в выявлении перспективных проблем, подлежащих решению в определении путей достижения заданных резуль­татов.

ПРОФИЛАКТИКА [греч. — предохранительный] — система государ­ственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезни.

РЕАБИЛИТАЦИЯ — 1) юридическое восстановление в правах. По российскому праву, Р. лица, которое привлекалось в качестве обвиняемо­го, или было признано виновным но приговору суда, или подвергалось ад­министративному взысканию, считается вынесение оправдательного при­говора при пересмотре дела, постановление (определение) о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления или за недоказанно­стью участия в совершении преступления, а также постановление о пре­кращении дела об административном правонарушении; 2) (мед.) комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессио­нальных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нару­шенных функции организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессио­нальная функция, вместе взятые, обеспечивают социальную Р. больного (по­страдавшего).

Основные задачи Р. заключаются в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие пред­посылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ — процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприя­тий, направленных на устранение или возможно более полную компенса­цию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

РИСК СОЦИАЛЬНЫЙ — учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социально неприемлемы, угрожа­ют жизни и здоровью людей.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — спосо­бы, направленные на достижение психического равновесия, снижения психо­логического напряжения, помощи в разрешении личностных проблем.

РАЗВИТИЕ — процесс закономерного развития личности в результате ее социализации.

РЕАБИЛИТАЦИЯ— помощь человеку ввиду болезни или социальных причин для восстановления личностных, социальных, правовых ресурсов.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ — 1) утрата человеком по каким-либо при­чинам социального опыта; 2) преодоление резких отклонений от нормы социального поведения у детей и молодежи. Объектом ресоциализаиии являются делинквентные дети и подростки, несовершеннолетние право­нарушители.

РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ — особо значимый и ценный для друго­го человека, образец для подражания.

РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних пси­хических актов и состояний; умение видеть себя глазами другого чело­века.

РОЛЬ — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

САМООЦЕНКА — способность адекватно оценивать свои действия и возможности.

САМОУПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ — система органов, регули­рующих действия учеников, включающая в себя лидеров среди сверстни­ков, пользующихся авторитетом как у школьников, так и педагогов.

САМОУПРАВЛЕНИЕ — система органов, регулирующих действия учеников, включающая в себя лидеров среди старшеклассников, пользую­щихся большим авторитетом как и у учеников, так и у учителей.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ— одна из фундаментальных потребностей и способностей человека как сознательного, творчески деятельного родового существа; формы творческой самореализации человека.

СЕМЬЯ— это основанная на браке или кровном родстве малая груп­па, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответ­ственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой

СЕМЬЯ— социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обя­занностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Различают простые С. — с одной брачной парой и их никогда не состоявшими в браке детьми (или без детей).

С, в которой дети живут с одним из родителей, называется неполной. Трех или более поколенные С, объединяющие родителей, их взрослых детей с мужьями, женами и детьми-внуками, называют сложными, расширенными. По числу детей выделяют бездетные, малодетные, многодетные, С. малообеспеченная — уровень до­ходов которой не превышает потребительского минимума. С. социального риска — разновидность С., которая не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, подвержена воздей­ствию негативных социальных факторов, тесно взаимодействует с группа­ми социального риска.

СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛО­ЖЕНИИ — семья, имеющая детей, где родители или законные предста­вители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их вос­питанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

СИРОТСТВО — социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот. Сирота — ребенок, находящийся временно или постоянно вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении, имеет право на защиту и помощь со стороны государства.

СИРОТСТВО — социальное явление, обусловленное наличием в обще­стве детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без по­печения родителей.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ — более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

СИСТЕМА — совокупность взаимодействующих элементов, со­ставляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отноше­нию к ее элементам.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД — методологическая ориентация для изу­чения и преобразования реальной действительности, а также для практики управления сложными системами.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСВА — интегрирован ная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объек­тов, форм, методов и материальной базы социальной защиты детей.

СОТРУДНИЧЕСТВО — стремление человека к согласованной, сла­женной работе с людьми.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА — конкретное, непосредственно дан­ное каждому человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. В условиях социокуль­турной среды протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии (спонтанном и целенаправленном) с дру­гими людьми, природными, предметными факторами.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — развитие человека на протяжении всей его жиз­ни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспро­изводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ— процесс становления личности, усвоение инди­видом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общно­сти, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и соци­ального опыта (Л.В. Мардахаев).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — совокупность всех социальных процессов, благо­даря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ— развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с со­циальной средой.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ — процесс утраты человеком или несформированности у него социально значимых качеств, препятствую­щий успешному приспособлению к условиям социальной среды.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — система принципов, правил, методов, за­конодательно установленных государством социальных гарантий, меропри­ятий и учреждений, обеспечивающих их существование по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельности представителей различных социальных групп.

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА — это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, ко­торое официально установлено или сложилось на том или ином этапе раз­вития общества.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогического знания об отношениях человека и социума, о факторах, способах и методах социали­зации личности и ее адаптации в среде обитания, о выявлении, умножении и использовании педагогического потенциала социума (семьи, учрежде­ний, организаций, предприятий, ведомств, частных лиц) в целях развития личности и гармонизации отношений субъектов социальной среды

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогической науки, объ­ектом исследования которой является ребенок, а предметом изучения — за­кономерности социализации ребенка.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — специфическая форма социальной дея­тельности, учебная дисциплина, формирующая отрасль научного знания.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — это профессиональная деятельность, свя­занная с оказанием помощи индивидам, группам, общинам в целях улуч­шения или восстановления их способности к социальному функционирова­нию; созданием условий для достижения этих целей в социуме.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — процесс восстановления основ­ных социальных функций личности, социальной группы, общественного института, их социальной роли как субъекта основных форм жизни обще­ства; восстановление, коррекция или компенсация нарушения физических, социальных, психологических функций, личного и социально-трудового статуса человека.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА — это широкая социальная действительность, общество, государство и непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс фор­мирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной со­циализации.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере; образование, в процессе ко­торого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности чело­века в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и социальной организации .

СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — целенаправленный процесс и резуль­тат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — это спе-циально организованный процесс познания, в котором происходит выра­ботка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании методах и формах деятельности социального педагога.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА — оказание по мощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия инди­видуально заданных способностей и талантов в сочетании с пониманием и принятием потребностей и норм общества для участия в его дальнейшем активном преобразовании в деятельности субъекта. Сущность социально-педагогической поддержки заключается в обеспечении процесса сотворче­ства педагогов и воспитанников, позволяющего каждому из участников в процессе взаимодействия раскрыть свои возможности, развить свои спо­собности, тем самым успешно интегрироваться в общество.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ — совокупность различных форм ор­ганизации и регулирования общественных отношений, системы специаль­ных учреждений, норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития социальных общно­стей или общества в целом (семья, государство, школа и т.д.)

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ — правовые моральные и поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляю­щие стабильность и единство общества.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ — специалист, имеющий среднее или выс­шее профессиональное образование по специальности «социальная педа­гогика», профессионально подготовленный для социально-педагогической деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ— работник социальной сферы, специа­лизирующийся на работе с детьми и родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростками и молодежными группами и объе­динениями. С.п. призван обеспечиватьсоциально-психологическую под­держку процесса социализации детей и молодежи, оказывать психолого-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослым населением, школой и семьей, личностью и государством, оказывать по­мощь подросткам в период их социального и профессионального станов­ления, защищать их права. Возможна следующая специализация С.п.: ор­ганизатор культурно-досуговой деятельности, организатор физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства и т. д.

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК— человек, который в силу своих долж­ностных и профессиональных обязанностей оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой (слоем) возникших у них проблем.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — технические сред­ства (радио, телевидение, печать и т.д.), с помощью которых осуществля­ется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральпых и правовых норм и т.д.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

СТАТУС— положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

СТЕРЕОТИП— устойчивый образ какого — либо явления или чело­века.

СУБКУЛЬТУРА— совокупность норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных кон­кретным, относительно замкнутым сообществом; форма самоорганизации общения и культурной жизни в таком сообществе; совокупность людей в относительно замкнутом сообществе, схожих в понимании социокультур­ных норм и ценностей.

СУБКУЛЬТУРА— совокупность специфических социально- психоло­гических признаков (норм, ценностей, стереотипов поведения и т.д.), вли­яющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реаль­ных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от других представителей социума.

СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ — культурное пространство детского сообще­ства, куда, как в данность, включен каждый ребенок. Она складывается как наследуемая каждым поколением детей совокупность языковых форм, смыс­лов, установок, способов общения, манеры поведения, характерных для дет­ских сообществ в той или иной конкретно-исторической ситуации.

СУБКУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВАЯ, МОЛОДЕЖНАЯ — культур ное пространство и круг общения подростковых и молодежных сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и создавать свои, автономные формы культурной активности.

СУБКУЛЬТУРА УЧИТЕЛЬСКАЯ — включает специфически харак­терные только для учительской среды ценностные установки, формирую­щие способы профессиональной деятельности и общения и определяющие принципы бытования профессионального учительского сообщества в опре­деленных социокультурных условиях.

ТВОРЧЕСТВО— качество личности, направленное на развитие инте­ресов, способностей, индивидуальных особенностей личности. Творчество связано с новшеством, потребностью человека в открытии нового.

ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО — принцип личностно-ориентироваиной педагогики; процесс взаимодействия детей между собой, детей и взрослых в достижении общей цели.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т.д.

ТОЛПА— контактная неорганизованная оощность, характеризующая­ся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действую­щая эмоционально и относительно единодушно.

ТРАДИЦИЯ— формы и установки жизни, идеи, ценности, нормы по­ведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длитель­ного времени и передаваемые из поколения в поколение.

ТРАДИЦИЯ(лат. traditio— передача) характеризуется как разно­видность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культур­ному наследству прошлого; внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя фор­ма поведения становится особенно устойчивой.

ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ— сознательное или бессознательное со­противление воспитанника целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное педагогическими просчетами, проблемами психического и социаль­ного развития, особенностями характера и т.д., затрудняющими социальную адаптацию, усвоение социальных ролей и учебных программ.

УСТАНОВКА— готовность, предрасположенность субъекта к дей­ствию, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер про­текания деятельности по отношению к данному объекту.

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)— юридический акт, в силу ко­торого между усыновителем и усыновленным ребенком устанавливаются правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителя­ми и детьми. Усыновленным может быть только несовершеннолетний. Со­блюдение интересов детей является одним из главных условий У.

ФАКТОРЫ РИСКА— обстоятельства, способствующие возникнове­нию и развитию заболеваний (например, недоедание, курение, наркома­ния, алкоголизм).

ФАКТОР— причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты.

ЦЕННОСТИ социального воспитания— коллективные представле­ния о положительной или отрицательной значимости для человека и обще­ства явлений, предметов реальной действительности, а также абстрактных идей.

ЦЕННОСТИ— материальные, духовные блага, имеющие особый ста-тус у человека или группы людей.

ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ— управление школьных ли­деров, активно принимающих участие в школьных делах, организующих работу по различным направлениям, координирующих деятельность класс­ных органов самоуправления.

ШКОЛЫ АКТИВА (школа управленческого мастерства) — организа­ция подготовки и переподготовки лидеров ученического самоуправления но вопросам, связанным с развитием лидерских качеств, коммуникативных, организаторских, аналитико-рефлексивных способностей, освоением зна­ний по направлениям работы актива.

ЭМПАТИЯ — сочувствие, постижение эмоционального состояния дру­гого человека, сопереживание.

ЭНТУЗИАЗМ — проявление активности и оптимизма в работе.

ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА — метод систематического и последовательно­го обмена мнениями и пополнения знаний, предполагающий участие двух сторон. Предметом этической беседы становятся нравственные, мораль­ные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление нравствен­ных понятий, обобщение знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

ЭТНИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ — свойственный данному народу склад мышления, представляет собой устойчивый изоморфизм, присущий культуре, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный.

ЭТНОС— исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно ста­бильными особенностями культуры, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), зафиксиро­ванном в самоназвании.

ЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общ­ностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним. Побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также соответствующие организации как социально-полезной, так и преступной направленности.