Бытийный подход к рассмотрению структуры личности и ее динамики.

Личность организуется как согласованное единение психических процессов, принадлежащих единой живой субстанции — индивиду. Личность, трактуемая в контексте психологического феноменологизма, — это процессуально претворяющая свое бытие в психических явлениях субстанция. Личность предстает как структура (психический орган), создающая новое измерение в пространстве психической реальности, как высший интегратор, «обращающий» направление основных детерминирующих развитие психологической организации человека влияний, исходящих из внешнего (по отношению к психике), объективного мира. В структуре личности системно организованное протранство смыслов занимает позицию НАД феноменами бытийного слоя психики и объективными пространствами ее бытийности.

. Основные потребности, обуславливающие динамику личности

(а) потребность в самоактуализации, в экспансии, реали- зации расширительных потенций, что проявляется через тенденцию к овладению внешними пространствами (гетеростатическая модель потребностной сферы);

(б) потребность во внутренней согласованности и сохра- нении целостности психического (гомеостатическая мо- дельпотребностной сферы);

(в) потребность быть подтвержденной внешним, тем, через что объективировано ее субъективно-внутрен- нее (потребность в обретении и поддержании целост- ности внешнего и внутреннего, объективного и субъек- тивного пространств личности).

«Бытие — это сущее: то, что существует сейчас, существовало в прошлом и будет существо-вать в будущем». Бытие, противопоставляемое сознанию, как идеальной сущности — объективно. Бытие человека — это реальность, отнесенная к характеристикам субъекта, т. е. реальность, выступающая следствием этих характеристик. При этом, оно (личностное бытие бытие конкретного человека) наступает, когда человек как личность вступает в отношения с внешней реальностью. Отношение каждого из нас с реальностью внешнего мира уникально. Поэтому и бытие каждого из нас уникально. Аутентичное бытие — это процесс переструктурирования среды в соответствие со структурой личностных смыслов. Неаутентичное бытие — воспроизводство и трансляция в среду формально освоенных личностью социальных предписаний, что создает иллюзию адекватного поведения, но таковым, по сути, не является, т.к. связано с разрывом, отсутствием содержательной связи между способами поведения и глубинными ядерными образованиями личности. Характер бытия является критерием «конструктивной гармонии» личности и среды. Поскольку определенным образом организованная среда, становясь для человека обстоятельствами его жизни, может как препятствовать, так и благоприятствовать человеку, в его стремлении стать зрелой личностью, реализовать свои потенциалы, наполнить бытие смыслом.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений.

... поддержания жизни его организма и развития его личности. Потребности человека бывают биологические, социальные и духовные. То, ... колебания интенсивности сексуальной активности обусловлены многообразными факторами внешней среды, среди которых наибольшее значение принадлежит суточным ... но и основными отношениями и мотивами человеческого бытия. Так же существуют функции, которые имеют ...

Аутентичное/неаутентичное бытие является следствп ем отношения сложившегося у личности со средой. В свою очередь бытие (как процесс) порождает в качестве своих результатов личность с определенным опытом прожитой жизни и среду, преобразованную или «претерпевшую ее использования» человеком и сообществом. Поэтому через рефлексию, научный анализ бытия открываются возможности совершенствования личности и среды.

Бытие личности — это объективированная в процессах и предметах мира субъективность.

Характер бытия является критерием «конструктивной гармонии» личности и среды. Поскольку определенным образом организованная среда, становясь для человека обстоятельствами его жизни, может как препятствовать, так и благоприятствовать человеку, в его стремлении стать зре-лой личностью, реализовать свои потенциалы, наполнить бытие смыслом.

Человеческое бытие — «это бытие, преобразованное человеком». Это бытие, которое изменяется вследствие человеческой активности, изменяется действиями, которые совершает субъект. Всеобщая сущность бытия существовала до нас и продолжит существовать, когда нас не будет, но наше личностное бытие возникает только с момента порождения нашей активности в отношениях с внеш ним миром.

13 стр., 6071 слов

Психология личности в этнических конфликтах

... основополагающие нормы и принципы гарантии безопасности личности этноса, равноправие, запрет на применение насилия при возникновении противоречий, решение конфликтов мирными способами. При это правила ... , разрушение привычных ниш бытия, развал СССР, изменение образа жизни все это значительно увеличило число людей, выброшенных из нормальной, монотонной колеи жизни, разбудило их ото ...

Следовательно, бытие личности можно определить следующим образом. Это — неповторимая целостность взаимообусловленных феноменов внутреннего мира человека, его организмическихсостояний, поведенческих моделей и событий внешнего мира, в котором он претворил свою субъектность (объективировал субъективное).

Бытие личности представлено многими бытийными пространствами, в которых она с различающейся степенью успешности реализует себя.

15.Личностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

Первый вид — мотивационные конфликты — это конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых. Возникновение и развитие этого конфликта обусловлено психологическими закономерностями принятия решения по значимым для него ценностным ориентациям в результате восприятия окружающей действительности инстинктом, рассудком или сознанием. Внутриличностный конфликт может проявляться в различных формах. Одна из самых распространённых форм — ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

Следующий вид — когнитивные конфликты, в основе которых находится противоречие между представлением (воображением) и реальностью. Согласно идеям когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, как вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух представлений: «он мой друг» и «друзья так не поступают», эмоциональное переживание которого знакомо многим.

Следующий вид — ролевые конфликты (противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности).

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... суждения; 4) оба суждения неверны. Направленность развития личности зависит от: А) деятельности личности; Б) отношения к другим людям и самому себе. 1) верно А ... существования; Б) со способностью творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности, заниматься самопознанием и саморазвитием, вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни. 1 ...

Одним из способов описания жизнедеятельности человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей. Традиционно различаются два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне. Это, во-первых, межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и, соответственно, требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьёзную психологическую проблему. Например, противоречие между ролью курсанта и ролью молодого не обременённого семьёй человека.

Возникновение психологических кризисов многими психологами связывается с нарушениями в самореализации личности, в ее полноценном функционировании, в ее самоактуализации.

Эффективные стратегии направлены на «работу» с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути возможности самоактуализации личности, ее самореализации и полноценной жизни. Иначе говоря, мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что ее проживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

16.Как зависят друг от друга кора и подкорка? По мнению Л. Выготского, подсознание человека определяет его поведение. Другими словами, подкорка управляет корой головного мозга, и подсознание формирует как привычки, так и доминанты человека. То есть подсознание нацелено прежде всего на обеспечение выживания человека в условиях окружающей среды. Сознание же, эволюционно более молодое, получает сигналы от подсознания, однако не всегда точно понимает их. Подсознание управляет инстинктами, тогда как сознание пытается оправдать их. Что бы человек ни делал, он делает это для самосохранения, и поведение его инстинктивно. Почему в минуту опасности человек бессознательно поступает так, чтобы спасти прежде всего себя? Обвинять его в эгоизме бессмысленно, так как, когда отключается сознание (например, во время сильного стресса), работой организма целиком управляет подсознание. Ведь его главная задача — обеспечение жизнеспособности организма, а не спасение других людей. Под воздействием страха или других сильных эмоций здравый смысл отступает. Все действия человека подчинены в это время подсознанию, или подкорке. Однако подсознание не может управлять поведением бесконечно долго, и в работу вступает сознание. Теперь несколько слов о функциях сознания и подсознания. Если подкорка отвечает за сохранение жизни человека, то кора мозга решает задачи выживания в обществе, то есть социуме. Мы видим, что у нас существует не только биологический инстинкт самосохранения, но и социальный. Биологический сохраняет нам жизнь, а вот социальный иногда имеет цель, противоположную первой.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... личности определенного носителя данных процессов - человека. Психология разделяет человека на три "сущности": личность, индивид, индивидуальность. Данные понятия раскрывают характерные стороны индивидуальной жизни человека. Личностью называют конкретного человека ... , питающий развитие личности, прививает ей роли, ценности, общественные нормы. И, в конечном итоге, личность, сама воздействующая ...

17. Ценности — некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности задают на­правление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного. Ценности рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» процесса соци­ального познания.

Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих поня­тий, это — социальные и личностные ценности, а такжеценностные ориентации.

В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности» подчеркивается их принадлежность некоторой общ­ности людей (обществу в целом, социальной группе) или же соб­ственно личности. Оба эти понятия рассматриваются, как прави­ло, вместе — либо в тесной взаимосвязи, либо в противопоставле­нии друг другу. Социальные ценности как некоторые общественные идеалы, выработанные об­щественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе со­циализации и образуют ценностные структуры личности, т. е. пре­вращаются в личностные ценности. Мера и степень совпадения С и Л ценностей будут зависеть от множества «вне­шних» — социальных причин, а также «внутренних» — индивиду­ально-психологических и личностных факторов.

6 стр., 2976 слов

Понятие личности и ее структура.

... 3 1. Понятие личности и ее структура. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» 5 2. Личность и проблемы ценностных ориентаций. Роль ценностей в развитии культуры, образования, науки ...

Д. А. Леонтьев выделяет четыре вида соотношений Личностных и Социальных ценностей в связи со степенью их совпадения. Каж­дый из этих видов соотношения личностных и социальных ценно­стей связан с различными вариантами социализации индивида.

1.Конформное развитие (максимальное совпадение ценност­ного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме).

2.Вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуаль­ной и общественной ценностных структур и расхождение их пери­ферий).

3.Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпа­дение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий).

4. Девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер).

Понятие «ценностная ориентация»используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения, Личностные ценности рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности. Ценности могут быть рассмотрены и как элементы ког­нитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы, т. е. ценности выполняют двойную функ­цию, что обусловлено, двойствен­ным характером системы ценностей, определяемым одновременно индивидуальным и социальным опытом. Такое «двойственное» положение и функционирование ценнос­тей может быть объяснено также их смысловой природой. С точки зрения В. Франкла, Г. Олпорта ценности выполняют роль смысла человеческой жизни. В. Франкл утверждает, что смысл не может быть «придуман» человеком — он должен быть «найден». Но смысл не может быть и дан «извне». Таким образом, с одной стороны, именно жизнь определяет цели, кото­рые могут быть осмыслены человеком, а с другой — осмысление конкретной ситуации означает сознательный выбор человека. Сле­довательно, смыслы рождаются в точках пересечения «внутреннего и внешнего». Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкива­ется общество или даже все человечество.

8 стр., 3832 слов

Изучение социальных ценностей личности

... тему Изучение социальных ценностей личности Содержание Введение Методика «Ценностные ориентации личности» Методика «Ценностные ориентации» М. ... своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); продуктивная жизнь (максимально полное использование своих ... внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационныx тенденций: какие темы доминируют, ...

Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии).

Сложное иерархическое строение системы ценностей в целом определяется многообразием общественных условий разви­тия и жизнедеятельности личности. Критерии ранжиро­вания ценностных ориентации индивидом неоднозначны — их пред­почтение может быть обусловлено как его представлениями об их абсолютной значимости для общества, так и их субъективной акту­альной важностью для самого индивида .

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector