Автономная некоммерческая организация 5

высшего профессионального образования

«СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3. В.1 «ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ»

Подготовки бакалавра по направлению 30 600.62 «История»

Профиль: Историко-культурный туризм

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Совета факультета

(протокол № _____ от __ _______20__)

Председатель совета

_________________/________________/

Санкт-Петербург

201_

  1. Содержание дисциплины

4.1.1. Основные вопросы разделов.

Раздел I. Общественное значение истории

Тема 1.1 Профессия — история

Выбор профессии — важнейшая жизненная задача. Роль школы и вуза в ее решении. Требования, предъявляемые к профессии историка. Профессиональная вооруженность историка: знание, умение, навыки. Необходимость основательной подготовки в области общественных наук. Потребность в обращении к смежным наукам. Умение увязывать теоретические знания с реальностью. Пути расширения общекультурного кругозора: формирование интереса к изучению памятников истории и культуры, участие в путешествиях и научно-поисковых экспедициях, встречи с интересными людьми и т. д. Повышение профессиональной квалификации: регулярное обновление знания, интенсивная и непрерывная учеба, восприимчивость к инновациям.

Профессорско-преподавательский состав кафедры — специализация, сферы научных интересов.

Тема 1.2 Общественная роль и значение истории.

Выдающиеся мыслители, писатели, историки о важности исторических знаний. Функция социальной памяти, ее роль в реализации практических потребностей человека. Вопрос о правде истории и исторической истине. Необходимость научного историзма и объективности в изучении и освещении прошлого, отказ от какой-либо единой, тотальной идеологизации истории. Воспитательные и политико-идеологические аспекты изучения истории.

9 стр., 4331 слов

План. Вступление. Теоретические основы выбранной темы. Творческий подход к оценке знаний и умений учащихся (из опыта работы)

... общем классе решаем задачи, которые требуют знания теоретических материала, умение вычислять, Знание единиц измерения. В физико-математическом классе ... этой работы многие выпускники школы связывают свою будущую профессию с физикой. Любая работа, выполненная учащимися должна ... среды». Конференцию начинаю со вступительного слова о истории создания тепловых двигателей, а потом рассматриваем вопросы, ...

Тема 1.3 Историческое образование в России

Университеты в России — основа науки и народного просвещения. Исторические и словесные науки в структуре Московского и Санкт-Петербургского университетов до 1917 г. Университеты в национальных окраинах Российской империи, их роль в становлении исторического краеведения. Выдающиеся историки XIX — начала ХХ в.

Октябрьская революция 1917 г. и реформа высшей школы. Рабфаки. Исторические отделения в структуре факультетов общественных наук — ФОНов. Факультет языкознания и материальной культуры — Ямфак. Ликвидация гуманитарных факультетов в ведущих вузах СССР. Институт истории, философии, литературы — ЛИФЛИ. Восстановление исторического факультета ЛГУ в 1934 г.

Тема 1.4 Образовательные стандарты исторического образования

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 30 600 «История», его структура и общее содержание. Основная образовательная программа (ООП) — основной руководящий документ, определяющий систему подготовки профессионального историка. Рабочий учебный план (РУП), как структурный элемент ООП. Перечень циклов и дисциплин РУПа. Перечень дисциплин профиля. Учебная, научно-исследовательская и производственная практика. Итоговая государственная аттестация.

Раздел II. Организация и методика работы студента

Тема 2.1 Организация аудиторной работы студента

21 стр., 10333 слов

Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения студентом курсовой работы

... материал. Наличие ссылок на источники свидетельствует о проделанной студентом работе по углубленному изучению вопросов и его научной добросовестности ... и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям: 1) знать: научно ... и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач: 1) ...

Расписание аудиторных занятий. Виды аудиторных занятий: лекции, семинары, практические занятия. Общие и специальные лекционные курсы. Типы лекций. Семинары и спецсеминары. Консультации и коллоквиумы.

Формы контроля работы студента: текущий, рубежный, итоговый. Рейтинг-план. Экзамены и зачеты.

Тема 2.2 Самостоятельная и научно-исследовательская работа студента

Развитие навыков самостоятельного творческого труда — главное средство сознательного и прочного усвоения знаний. График самостоятельной работы студента. О работе студентов во время лекций, семинаров и спецсеминаров. Подготовка к семинарским занятиям.

Реферат, доклады, курсовая, дипломная, научные студенческие работы. Их специфика, формы и методы написания, оформление. Работа в студенческих научных кружках и обществах, участие в научных конференциях.

Подготовка к сессии. Работа с книгой, учебником, конспектом. Составление библиографических и других картотек.

Раздел III. Методологические основы исторической науки

Тема 3.1 Предмет исторической науки, ее содержание, задачи.

Древнейшие представления у людей о прошлом. Термин «история», эволюция понятия. Историческое событие и исторический факт. Историческое время. Обобщения и факты в исторической науке. Отдельное и общее. Специфические черты процесса исторического познания. Дифференциация исторической науки по хронологии, географии, тематике. «Разделение труда» по профилю и проблематике исторических исследований. Вспомогательные исторические дисциплины. Место истории в системе наук об обществе, ее основные черты и отличительные особенности.

7 стр., 3339 слов

Субъекты и движущие силы исторического процесса

... , а различным – степень осознанности этого влияния. Воздействие субъекта истории на исторический процесс осмысленно и осуществляется на основе осознания определенных интересов, постановки ... , идеологии. Между классами происходит идеологическая, экономическая, политическая борьба, выступающая источником развития обществ. Идеологическая борьба классов происходит на уровне мировоззрения, идеологии ...

Тема 3.2 Методологические основы исторической науки

Историческое познание и его особенности. Субъект и объект исторического исследования. Роль народа и личности в истории.

Основные принципы исторического познания — объективность, историзм и правдивость. Научные подходы к изучению исторического процесса.

Основные методы исторического познания. Общенаучные и специальные методы. Количественные методы. Историческая информатика. Отказ от какой-либо единой универсальной методологии и переход к многофакторному пониманию прошлого.

Раздел IV. Исторические источники

Тема 4.1. Исторические источники — основа исследования и познания истории.

Источниковедение — специальная наука об исторических источниках. Определение исторического источника в рамках дисциплинарного подхода. Понятие о массовых источниках. Классификация исторических источников по различным категориям. Основные типы источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

Тема 4.2 Проблемы выявления, изучения и анализа исторических источников.

Задачи и механизм источниковедческого исследования. Внешняя и внутренняя критика источников, их анализ: определение внешних особенностей источника, его подлинности, времени и места создания, авторства, обстоятельств и причин происхождения. Достоверность, полнота и научная значимость исторического источника.

Профессиональная подготовка в области вспомогательных или специальных наук, палеография, дипломатика, археография, историческая география, генеалогия, геральдика, сфрагистика, нумизматика, хронология, метрология, текстология, историческая библиография, статистика, архивоведение. Технические способы анализа источников.

Тема 4.3 Задачи и основные методы публикации исторических источников

Понятия «публикация» и «археография». Объекты публикации. Процесс создания текста, источники текста. Разночтения, варианты, редакции, архетипы и протограф текста. Общественные функции публикации и археографии. Классификация публикаций. Передача текста и изображения (критический, дипломатический и факсимильный способы воспроизведения источников).

Публикация источников в сокращенном виде. Регесты. Информационный инструментарий публикаций.

Раздел V. Научные исторические учреждения ссср и современной России.

Тема 5.1 Академические исторические учреждения

Специализированные научно-исследовательские институты. Отделения истории РАН, академические научные Советы по изучению крупных комплексных проблем исторической науки. Ведущие центры исторической науки в Москве, Санкт-Петербурге, республиках и регионах страны. Фундаментальные обобщающие коллективные труды по отечественной и всемирной истории. Важнейшие исторические журналы, ежегодники, периодические и серийные издания.

Тема 5.2 Крупнейшие библиотеки России

Выдающиеся мыслители, деятели, писатели и ученые о книге. Краткий обзор собраний важнейших центральных книгохранилищ: РГБ (Российская государственная библиотека, г. Москва), Государственная публичная историческая библиотека (г. Москва), Библиотека института научной информации (ИНИОН РАН, г. Москва), Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (г. Москва), Библиотека Российского независимого института социальных и национальных проблем (бывший ИМЭЛ) (г. Москва), Российская национальная библиотека (г. Санкт-Петербург), Библиотека РАН (г. Санкт-Петербург), научные библиотеки университетов. Работа с каталогами (алфавитный, систематический, предметный).

Составление библиографии. Текущая и ретроспективная библиография. Указатели периодических изданий. Информационно-справочная литература по историческим наукам.

Тема 5.3 Архивные учреждения дореволюционной, советской и постсоветской России

Место архивов в социальной памяти. Из истории архивного дела в Древней Руси, Московском государстве и Российской империи.

Революция 1917 года и проблема сохранности архивных богатств страны. Оформление системы государственных, партийных и ведомственных учреждений СССР. Важнейшие центральные" республиканские и местные архивохранилища и проблема доступности архивных материалов для исследования, режим секретности и специального хранения.

Указ президента РСФСР от 24 августа 1991 года о передаче архивов КПСС и КГБ СССР в ведение архивных организаций России. Постановление правительства Российской Федерации от 24 июня 1992 года о создании единой сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 года. Архивная эвристика. Система научно-справочного аппарата архивохранилищ. Вопросы учета, хранения и использования архивных документов и материалов.

Тема 5.4 Музеи России

Роль музеев в собирании, хранении, изучении и популяризации памятников материальной и духовной культуры. Основные виды отечественных музеев по целевому направлению (научно-исследовательские, просветительные, учебные и др.) и по профильной специализации (исторические, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, технические).

Комплексный характер и особенности краеведческих и мемориальных музеев. Рукописно-документальные, художественно-изобразительные и другие собрания и коллекции музеев страны.

4.1.2. Темы семинарских занятий

Тема 1. Историческое образование в России (4ч.)

  1. Становление университетского образования в России.
  2. Исторические и словесные науки в структуре Московского и Санкт-Петербургского университетов до 1917 г.
  3. Университеты в национальных окраинах Российской империи, их роль в становлении исторического краеведения.
  4. Октябрьская революция 1917 г. и реформа высшей школы.

Тема 2. Исторические источники — основа исследования и познания истории (2 ч.)

  1. Определение исторического источника и их классификация.
  2. Проблемы выявления, изучения и анализа исторических источников.
  3. Задачи и основные методы публикации исторических источников.

Тема 3. Академические исторические учреждения России (4 ч.)

  1. Специализированные научно-исследовательские институты.
  2. Ведущие центры исторической науки в Москве, Санкт-Петербурге, республиках и регионах страны.
  3. Фундаментальные обобщающие коллективные труды по отечественной и всемирной истории.
  4. Важнейшие исторические журналы, ежегодники, периодические и серийные издания.

Тема 4. Крупнейшие библиотеки Росси (4 ч.).

  1. Выдающиеся мыслители, деятели, писатели и ученые о книге.
  2. Собрания важнейших центральных книгохранилищ. РГБ, РНБ, Библиотека Российской Академии наук, Государственная публичная историческая библиотека и т. д.
  3. Работа с каталогами.
  4. Составление библиографии.

Тема 5. Архивные учреждения дореволюционной, советской и постсоветской России (4 ч.).

  1. Место архивов в социальной памяти. Архивы Московского государства и Российской империи.
  2. Революция 1917 года и проблема сохранности архивных богатств страны.
  3. Оформление системы государственных, партийных и ведомственных учреждений СССР.
  4. Постановление правительства Российской Федерации от 24 июня 1992 года о создании единой сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации.
  5. Система научно-справочного аппарата архивохранилищ.

  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы по модулям.

Тема 1.1 Профессия — история

Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу профессорско-преподавательского состава кафедры

ФИО

Научная степень и ученое звание

Какие дисциплины читает

Сфера научных интересов

Какое учебное заведение закончил

Тема 1.2 Общественная роль и значение истории

Задание для самостоятельной работы: привести примеры высказываний выдающихся представителей исторической науки о социальном значении истории.

Тема 1.4 Образовательные стандарты исторического образования

Задание для самостоятельной работы: составить конспект Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 3 поколения по направлению подготовки 30 600 «История»

Тема 2.1 Организация аудиторной работы студента

Тема 2.2 Самостоятельная и научно-исследовательская работа студента

Задание для самостоятельной работы:

  • составить конспект лекции по любому предмету на выбор студента;
  • представить преподавателю для проверки материалы подготовки к семинарскому (практическому) занятию;
  • составить краткий план-конспект ответа на экзамене (шпаргалку).

Тема 3.1 Предмет исторической науки, ее содержание, задачи.

Тема 3.2 Методологические основы исторической науки

Задание для самостоятельной работы: составить таблицу

Основные принципы исторического познания

Научные подходы к изучению исторического процесса

Основные методы исторического познания

Общенаучные

Специальные

Изучение материала Раздела V. Научные исторические учреждения СССР и современной России, предполагает проведение выездных занятий в Институте истории Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеке им М.Е. Салтыкова-Щедрина и Российском государственном историческом архиве. По каждому занятию необходимо составить отчет в виде конспекта ответов на вопросы соответствующей темы семинарского занятия и презентацию, куда включить фотографии выездного занятия.

4.4. Примерный перечень вопросов (заданий) к зачету (экзамену)

Изучение дисциплины «Введение в историческую науку» завершается зачетом, который может быть проведен в следующих формах:

  • коллоквиума по предложенным вопросам;
  • представление и защита презентации по предложенным темам.

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Профессия историка. Требования, предъявляемые к профессии историка.
  2. Общественная роль и значение истории.
  3. Становление университетского образования в России.
  4. Исторические и словесные науки в структуре Московского и Санкт-Петербургского университетов до 1917 г.
  5. Университеты в национальных окраинах Российской империи, их роль в становлении исторического краеведения.
  6. Октябрьская революция 1917 г. и реформа высшей школы.
  7. Образовательные стандарты исторического профиля.
  8. Аудиторная работа студента: расписание, виды занятий
  9. Самостоятельная работа студента. График самостоятельной работы.
  10. Научно-исследовательская работа, участие в работе научных кружков и конференций.
  11. Формы контроля работы студента: текущий, рубежный, итоговый. Рейтинг-план. Экзамены и зачеты.
  12. Предмет исторической науки. Термин «история» и его эволюция.
  13. Историческое познание и его особенности. Субъект и объект исторического исследования.
  14. Основные принципы и подходы исторического познания.
  15. Основные методы исторического познания.
  16. Дифференциация исторической науки и ее критерии.
  17. Выдающиеся мыслители, деятели, писатели и ученые о книге.
  18. Собрания важнейших центральных книгохранилищ. РГБ, РНБ, Библиотека Российской Академии наук, Государственная публичная историческая библиотека и т. д.
  19. Работа с каталогами.
  20. Составление библиографии.
  21. Определение исторического источника и их классификация.
  22. Проблемы выявления, изучения и анализа исторических источников.
  23. Задачи и основные методы публикации исторических источников.
  24. Вспомогательные исторические дисциплины.
  25. Специализированные научно-исследовательские институты исторического профиля.
  26. Ведущие центры исторической науки в Москве, Санкт-Петербурге, республиках и регионах страны.
  27. Фундаментальные обобщающие коллективные труды по отечественной и всемирной истории.
  28. Важнейшие исторические журналы, ежегодники, периодические и серийные издания.
  29. Место архивов в социальной памяти. Архивы Московского государства и Российской империи.
  30. Революция 1917 года и проблема сохранности архивных богатств страны.
  31. Оформление системы государственных, партийных и ведомственных учреждений СССР.
  32. Постановление правительства Российской Федерации от 24 июня 1992 года о создании единой сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации.
  33. Система научно-справочного аппарата архивохранилищ
  34. Роль музеев в историческом познании.
  35. Основные виды отечественных музеев по целевому направлению и по профильной специализации.
  36. Комплексный характер и особенности краеведческих и мемориальных музеев.
  37. Собрания и коллекции ведущих музеев страны (на примере одного музея по выбору).

Требования к презентации и примерный список тем

  1. Профессия — история
  2. Общественная роль и значение истории
  3. Историческое образование в России до 1917 г.
  4. Историческое образование в РСФСР и СССР
  5. Образовательные стандарты исторического образования
  6. Организация аудиторной работы студента
  7. Организация самостоятельной работы студента
  8. Организация научно-исследовательской работы студента
  9. Предмет исторической науки и ее задачи
  10. Методологические основы исторической науки
  11. Исторические источники — основа исследования и познания истории
  12. Проблема выявления, изучения и анализа исторических источников
  13. Задачи и основные методы публикации исторических источников
  14. Академические исторические учреждения Российской Федерации
  15. Крупнейшие библиотеки Российской Федерации
  16. Архивные учреждения дореволюционной России
  17. Архивные учреждения советской и постсоветской России
  18. Крупнейшие музейные коллекции Российской Федерации.

Презентацияпредставляет собой последовательность файлов по определенной теме. Количество файлов — не менее пятнадцати. Презентация представляется в редактореPowerPoint, требования к структуре презентации соответствует требованиям к структуре реферата.

Презентация включает:

  • Титульный файл, содержащий информацию о теме презентации и авторе (ФИО студента, номер группы);
  • План изложения материала темы;
  • Текст, изложенный в виде пунктов и тезисов;
  • Схемы, фотографии, таблицы;
  • Список использованной литературы и источников.

4.6. Рекомендуемые информационные источники

I. Основная литература:

  1. Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М., 1973.
  2. Валк С.Н. Избранные труды по историографии и источниковедению. СПб., 2000.
  3. Гулыга А. Эстетика истории. М., 1974.
  4. Дербов Л.А. Введение в изучение истории. М., 1981.
  5. Интернет в гуманитарном образовании. М., 2001.
  6. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987 (или 2003).
  7. Количественные методы в исторических исследованиях: Учебное пособие. М., 1984.
  8. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек. — Текст. — Семиосфера. — История. М., 1996.
  9. Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. Л., 1994.
  10. Миронов Б.Н., Степанов З.В. Историк и математика: (Математические методы в историческом исследовании).

    Л., 1975.

  11. Поправко Е.А., Дударенок С.М. Методы исследования культуры. Владивосток, 2008.
  12. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Методика работы над историческими источниками. М., 1977.
  13. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания. М., 2008.

II. Дополнительная литература:

Юнг к.Г. Тэвистокские лекции: Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев, 1995

  1. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977.
  2. Адамьянц Т.З. Мотивационно-целевой анализ телепередач. М., 1994.
  3. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998.
  4. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика в задачах и упражнениях. М., 2001.
  5. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск, 2000.
  6. Бартон И.В. Логика. Минск, 2001.
  7. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.
  8. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / Пер. с англ., под ред. В.Л. Иноземцева. М., 2003.
  9. Берков В.Ф. Научная проблема. Минск, 1979.
  10. Богомолова Н.Н. Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.
  11. Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение. М., 2001.
  12. Брандт Г. А. Природа женщины. Екатеринбург, 2000.
  13. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебник. — М., 1994.
  14. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. — Ч.1. Харьков, 2001 (СПб., 2001).
  15. Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.
  16. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1989.
  17. Витухновский А.Л. В гостях у Клио. 2-е изд. Петрозаводск, 1986.
  18. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 1998 (или 2001).
  19. Волошинов А.В. О союзе эстетики и математики в истории культуры // Обсерватория культуры. — 2006. — № 6.
  20. Воронина О.А. Женщина в «мужском» обществе //Социологические исследования. — 1988. — № 2.
  21. Гендер и культура. Учебное пособие / Под ред. М. Хегай. Душанбе, 1999.
  22. Гендер как интрига познания. Сборник статей. М., 2000.
  23. Гендер на повестке дня. Руководство по гендерному обучению. Бишкек, 1999.
  24. Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, 1998.
  25. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1988.
  26. Гетманова А.Д. Логика. М., 2002.
  27. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник. Учебное пособие для студентов вузов. М., 1998.
  28. Голд Дж. Психология и география. М., 1991.
  29. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике / Под ред. Д.П. Горского. М., 1991.
  30. ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила». [Электронный ресурс]. — Доступно из URL: .
  31. ГОСТ 7.1−2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления // Библиография. — 2004. — № 3. — С. 45−72; № 4. — С. 41−64.
  32. Государственные архивы СССР. Справочник. В 2-х ч. М., 1989.
  33. Готтстанкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
  34. Григорьев Б.В. Классическая логика: Учебное пособие. М., 1996.
  35. Григорьев С.И., Растов Ю.А. Основы современной социологии: Учебное пособие. [Электронный ресурс]. — Доступно из URL: .
  36. Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. М., 1998.
  37. Данилевский И.Н., Кобанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: теория, история, метод. М., 1998.
  38. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002.
  39. Диалектика научного познания: Очерк диалектической логики. М., 1978.
  40. Добреньков В.А., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., 2004.
  41. Дридзе Т.М. Информативно-целевой анализ текстовых источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990.
  42. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. — 1996. — № 3.
  43. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. М., 1984.
  44. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980.
  45. Дробижев В.З. Введение в изучение истории советского общества. М., 1989.
  46. Дружинин Н.М. Воспоминание и мысли историка. 2-е изд. М., 1979.
  47. Дубов И. В., Музееведение. Ист. и краевед. музеи. Крат. курс лекций. [Для студентов, аспирантов, преподавателей ист. фак. ун-тов и пед. ин-тов, каф. и отд-ний музееведения / музеологии вузов культуры]. М., 2004.
  48. Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана. М., 1999.
  49. Женщина. Гендер. Культура / Отв. ред. З.А. Хоткина и др. М., 1999.
  50. Жеребкина И.А. О статусе гендерных исследований: взгляд культуролога // Высшее образование в России. — 2001. — № 2.
  51. Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.
  52. Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. — 1999. — № 6.
  53. Знак: Сборник статей по лингвистике, семиотике и поэтике памяти А.Н. Журинского. М., 1994.
  54. Иванов Е.А. Логика: Учебник. М., 1998.
  55. Иванов М.А. Беседа как метод исследования // Социологические исследования. — 1989. — № 4.
  56. Ивин А.А. Логика: Пособие для учащихся. М., 1996.
  57. Интеграция женских и гендерных исследований в преподавание социальных и гуманитарных дисциплин: материалы научно-практической конференции. Тверь. 2−3 июня 2000 г. Тверь, 2000.
  58. Иоанн. Самодержавие Духа: очерки русского самосознания. СПб., 1995.
  59. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995.
  60. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
  61. История буржуазной социологии XIX — начала XX в. М., 1979.
  62. Источниковедение истории СССР. 2-е изд., дораб. и доп. Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1981.
  63. Источниковедение: теория, история, метод; источники российской истории. Учебное пособие для гуманитарных специальностей. (Авторы: И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева).

    М., 1998.

  64. Ищенко В. А., Историческое образование в России: конец XIX — начало XXI в. М., 2005.
  65. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
  66. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. М., 1995.
  67. Киселева К.П. Информативно-целевой анализ текста свободного интервью // Социологический журнал. — 1994. — № 3. [Электронный ресурс]. — Доступно из URL: www.socjournal.ru/article/88.
  68. Киселева Т.Г. Женский образ в социокультурной рефлексии. М., 2002.
  69. Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологические исследования. — 1990. — № 1.
  70. Кобрин В.Б., Леонтьева Г. А., Шорин П.А. Ключи к тайнам Клио. М., 1994.
  71. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987 (или 2003).
  72. Козина И. Case study: Некоторые методические проблемы. [Электронный ресурс]. — Доступно из URL: .
  73. Количественные методы в исторических исследованиях: Учебное пособие. М., 1984.
  74. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.
  75. Копцик В.А., Рыжов В.П., Петров В.М. Этюды по истории искусства: Диалог естественных и гуманитарных наук. М., 2004.
  76. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М., 1997.
  77. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М., 2003.
  78. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. [электронный ресурс]. — Доступно из URL: .
  79. Кун Т.С. Структура научных революций. М., 1975 (или 1977).
  80. Лакан Ж. Семинары. — Кн. 1. Труды Фрейда по технике психоанализа (1953 — 1954).

    М., 1998.

  81. Лакан Ж. Семинары. — Кн. 2. «Я» в теории Фрейда по технике психоанализа (1954 — 1955).

    М., 1999.

  82. Лакан Ж. Функция и поле речи в психоанализе: Доклад на Римском Конгрессе, читанный в Институте психологии. М., 1995.
  83. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1985.
  84. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  85. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
  86. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начала XIX в.).

    СПб., 1994 (или 1998).

  87. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек. — Текст. — Семиосфера. — История. М., 1996.
  88. Лотман Ю.М. и тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994.
  89. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  90. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки (1968 — 1992).

    СПб., 2000.

  91. Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. СПб., 1996.
  92. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М., 1975.
  93. Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977.
  94. Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях. М., 1981.
  95. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник. Кн. 1 — 2. СПб., 2003.
  96. Методическое пособие социолога-практика: Словарь-справочник / Под ред. Д.А. Шевченко, А.И. Кравченко. М., 1990.
  97. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.
  98. Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов // Социологический журнал. — 1999. — № 1−2.
  99. Наговицин А.Е. Трансформация гендерных ролей в мифологических системах догосударственного типа обществах // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. — 2003. — № 2.
  100. Ньюман Л. Полевое исследование // Социологические исследования. — 1999. — № 4.
  101. Основы гендерных исследований / Под общ. ред. О.А. Ворониной, Н.С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой. М., 2000.
  102. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1999.
  103. Оформление титульного листа диссертации (Приложение № 5 к Положению о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций).

    [Электронный ресурс]. — Доступно из URL: vak.ed.gov.ru/norm_doc/nprm2−5n.doc.

  104. Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. М., 2004.
  105. Петров Ф. А. Российские университеты в первой половине ХIХ века. Формирование системы университетского образования. М., 1998.
  106. Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации. М., 1967.
  107. Пол, гендер, культура. Немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М., 1999.
  108. Положение о порядке присуждения ученых степеней. [Электронный ресурс]. — Доступно из URL: vak.ed.gov.ru/norm_doc/186/.
  109. Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций. [Электронный ресурс]. — Доступно из URL: vak.ed.gov.ru/norm_doc/609/.
  110. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. М., 1996.
  111. Поппер К. Логика и рост научного знания: Избранные работы: Пер. с англ. М., 1983
  112. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: В 2 тт. М., 1992.
  113. Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. Учебно-справочное издание. М., 1998.
  114. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. Отв. ред. Т.М. Дридзе. М., 1994.
  115. Прокопенко М. Социологическая теория гендерной стратификации // Теория и история феминизма: Курс лекций / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, 1996.
  116. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976.
  117. Психоанализ и культура: Избр. Труды К. Хорни и Э. Фромма. М., 1995.
  118. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975.
  119. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.
  120. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995.
  121. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
  122. Ритцер Дж. Современные социологические теории. М.: Питер, 2002.
  123. Розин В.М. Семиотические исследования. М., 2001.
  124. Романов П.В. Полевые методы социальной антропологии организации // Социологические исследования. — 1999. — № 11.
  125. Семиотика / Составление, вступительная статья и общая редакция Ю.С. Степанова. М., 1983.
  126. Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. Екатеринбург, 2001.
  127. Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска. Л., 1986.
  128. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. [Электронный ресурс]. — Доступно из URL: www.bibliography.ru/method/gosts/sibid.htm.
  129. Сладкова О.Б. Манипулирование общественным сознанием в информационном обществе // Обсерватория культуры. — 2006. — № 6.
  130. Сладкова О.Б. Мониторинг в социокультурном диалоге «Власть — Общество». М., 2005.
  131. Современная западная философия: Словарь / Сост. Малахов В.С., Филатов В.П. М., 1991.
  132. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.
  133. Соссюр, де Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.
  134. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.
  135. Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971.
  136. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
  137. Теория и методология гендерных исследований. М., 2001.
  138. Титов В. Ю., Архивоведение для пользователей. Учеб. пособие. [Для преподавателей и студентов гуманит., ист. и обществ.-полит. спец.]. М., 2004.
  139. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
  140. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  141. Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.
  142. Токарева М.В. Проблемы использования стандартизованного наблюдения. [Электронный ресурс]. — Доступно из URL: .
  143. Успенский Б.А. Избранные труды. Том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994.
  144. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.
  145. Ушмаева К. А., Высшее историческое образование в России (20−90-е годы XX века).

    М., 2008.

  146. Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. М., 1994.
  147. Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия / Под ред. В. Успенской. Тверь, 1999.
  148. Флиер А.Я. Женщина как «культурный текст» // Обсерватория культуры. — 2005. — № 4.
  149. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
  150. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Л., 1991.
  151. Фрейд З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. СПб., 2000.
  152. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры. М., 1998 (или СПб., 2000).
  153. Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.
  154. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия: Пер. с нем. М., 1993.
  155. Фрейд З. Я и Оно. М., 1990.
  156. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998.
  157. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. М., 1995.
  158. Фромм Э. Догмат о Христе. М., 1998.
  159. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
  160. Фромм Э. Мужчина и женщина. — М., 1998.
  161. Хоткина З. Гендерным исследованиям в России — 10 лет. // Общественные науки и современность. — 1999. — № 6.
  162. Хрестоматия к курсу лекций «Основы гендерных исследований». М., 2000.
  163. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2000.
  164. Что такое дзен? / Фромм Э., Юнг К.Г., Уоттс А. и др. Львов, 1994.
  165. Чукаев А.М., Библиотековедение. Теорет. курс авториз. излож. [Для студентов Моск. экстер. гуманит. ун-та. Учеб. пособие]. М., 1991.
  166. Шапинская Е.Н. Проблема творчества в гендерном аспекте // Обсерватория культуры. — 2004. — № 2.
  167. Шаров В. Опричнина // Родина. — 1991. — № 1.
  168. Шафф А. Введение в семантику. М., 1963.
  169. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.
  170. Щапова Ю.Л. Введение в вещеведение: Учебное пособие. М., 2000.
  171. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов: Пер. с англ. М., 1997.
  172. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.
  173. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.
  174. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе: Пер. с нем. М., 1993.
  175. Юнг К.Г. Ответ Иову: Пер. с нем. М., 1995.
  176. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М., 1994.
  177. Юнг К.Г. Психологические типы: Пер. с нем. СПб., 1995.
  178. Юнг К.Г. Собрание сочинений. В 19 т. — М., 1992. — Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке.
  179. Юнг К.-Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.
  180. Юренева Т. Ю., Музееведение. учеб. для студентов гуманитарных специальностей вузов. М., 2006 (Gaudeamus) (Учебник для высшей школы).
  181. Ягафарова Д. С., Российские университеты: прошлое, настоящее, будущее. М., 2003 (Идеи XXI века).
  182. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  183. Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.

План-график самостоятельной работы студентов

По дисциплине: Введение в историческую науку

Факультет: Гуманитарный

Специальность (направление): История

Семестр: I; часов в неделю (лек.-практ.-лаб.): 16 ч. — лекций, 18 ч. — практических, 2 ч. — контроль самостоятельной работы

факт. кол-во часов самост. работы: 36 ч.

Вид занятия

Распределение часов учебного плана

Объем домашних заданий

Распределение нормативного времени самостоятельной работы студентов

по неделям семестра

Аудиторные

Самост. работа

страниц текста

Другие виды отчётности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

всего

в том числе

на изучение теории

выполнение задания

Лекции

16

16

10

6

2

2

2

2

2

2

2

2

Практич. занятитя

18

20

14

6

2

2

2

2

2

2

2

2

4

КРС

2

Итого

36

36

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

Лектор: Салогуб Яна Леонидовна

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector