А. Экстерорецепторы (внешние).

Время 2 ч.

Учебные вопросы:

1. Ощущения. Виды и свойства ощущений.

2. Восприятие. Свойства восприятия.

3. Внимание. Свойства, виды внимания.

4. Память. Виды памяти. Приемы продуктивного запоминания.

5. Мышление. Свойства и виды мышления.

6. Воображение. Приёмы и виды воображения.

Учебные пособия, учебники, научные издания

Перечень основной литературы

1. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005.

  1. Максименко С. Д. Общая психология / С. Д. Максименко. — 3-е изд. - К.: Центр учебной литературы, 2008.

3. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. зав.: в 2 кн. / Р. С. Немов. - М.: Просвещение; Владос, 1994. — Кн. 1: Общие основы психологии.

Перечень дополнительной литературы

1. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. /М.И Еникеев. — М.: Приор, 2002. — 560с.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2004. — Т. 1.

3.Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998.

4. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога / В. Б. Шапарь. - М., Харьков: АСТ; Торсинг, 2004.

Введение

Человек познает мир с помощью психических процессов, которые называют познавательными. К ним относятся: сенсорные, перцептивные, мнемические, интеллектуальные и т. д. Производственная практика требует наличия у специалистов развитых познавательных процессов, а именно — творческого подхода в решении производственных задач, то есть развитие мышления, воображения, памяти и т. д. Сам характер трудовой деятельности, допускает высокий уровень развития высших психических функций, как основу психологической подготовленности. Если нет такой подготовленности — нет и настоящего профессионального мастерства.

Ощущение и восприятие.

Ощущение.

Человек познает окружающий мир с помощью ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Каждый из этих познавательных процессов обеспечивает познание определенных свойств окружающего мира. Раздражители, действующие на органы чувств, вызывают их раздражение. Раздражение вызывает в нервной ткани возбуждение, которое по афферентным путям передается в полушария головного мозга. Следствием этого очень сложного процесса являются ощущения (света, тепла, звука, прикосновения и т. д.).

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... . Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики ... процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности Воображение – психич-й процесс, заключающийся ... , характер, способности), их характеристика (определение, свойства, виды, типы). Влияние индивидуально-типологических особенностей человека на ...

Ощущение -это непосредственное отражение свойств предметов и явлений окружающего мира и внутренней среды, влияющих на органы чувств; психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Ощущения являются «воротами» нашего познания.

Фактически ощущения являются продуктами переработки центральной нервной системой (и, прежде всего, корой головного мозга) раздражителей, которые возникают в процессе жизнедеятельности человека.

Анатомо-физиологический аппарат, который служит для приёма и переработки таких раздражителей И.П.Павлов назвал анализатором. Каждый анализатор состоит из таких органов:

— рецептора (органа чувств) — сенсорных клеток, «настроенных» на приём определенных раздражителей (слуховых, вкусовых и др.) и превращающих их действия в электрические импульсы;

— нервных (проводных) путей, которые передают эти импульсы в центральную нервную систему;

— центра анализатора — специализированного участка в коре головного мозга, в котором импульсы «декодируются», физиологический процесс превращается в психический (ощущение) и человек осознает, что на него действует — шум, запах, тепло и др.

Выделяют следующие виды ощущений :

А. Экстерорецепторы (внешние).

1. Дистанционные:

7 стр., 3023 слов

Ощущения 2

... с раздражителем выделяют: дистантные ощущения — без непосредственного соприкосновения с раздражителем: зрительные, слуховые, обонятельные. контактные ощущения — при соприкосновении органов чувств с раздражителем вкусовые, ... влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Общая закономерность взаимодействия ощущений состоит в том, что слабые раздражители повышают, а ...

а) орган зрения — глаз;

б) орган слуха;

в) орган обоняния — обонятельный эпителий в носовой полости (потому его относят и к проприорецепторам).

2. Контактные или тактильные (кожные органы чувств):

а) органы осязания и давления;

б) органы тепла;

в) органы холода;

г)органы боли.

Б. Интерорецепторы (внутренние):

а) органы положения и равновесия (полукружный канал, внутреннее ухо);

б) органы кинестетических функций (органы в мышцах, сухожилиях-суставах и на поверхности фаланг).

В. Проприорецеторы (висцерорецепторы).

1. Рецепторы пищеварительной системы:

а) органы обоняния;

б) орган вкуса (вкусовые почки на языке и в глотке);

в) сенсорные клетки голода в желудке;

г) сенсорные клетки жажды — слизистая глотки;

д) сенсорные клетки тошноты — желудок.

2. Рецепторы кровообращения.

3. Рецепторы дыхательной системы.

4. Рецепторы системы размножения.

Хотя каждый тип ощущения отличается своеобразием, есть общие свойства, характерные для всех видов ощущений:

— наличие порога ощущений — зависимость между силой раздражителя и интенсивностью ощущения, которое вызывается им, при этом минимальная величина раздражителя, который вызывает ощущение впервые, называется нижним абсолютным порогом ощущения, наибольшая сила раздражителя, при которой ощущение или исчезает, или качественно меняется (например, превращается в болевое при увеличении громкости звука), называется верхним абсолютным порогом ощущения; по существу, порог ощущений является характеристикой чувствительности анализаторов;

— адаптация ощущений — способность органов чувств менять свои свойства (чувствительность) при изменении условий; например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза может изменяться в десятки раз;

— взаимодействие ощущений — изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражителей, действующих на другие органы чувств, когда стойкое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других и наоборот (сильные раздражители снижают чувствительность сопутствующих анализаторов).

Усиленное взаимодействие анализаторов может привести к тому, что под действием одного раздражителя могут возникнуть дополнительные ощущения, характерные для другого — синестезия (от гр. — совместное ощущение).

Например, музыка может вызывать цветовые ощущения, некоторые цвета могут вызывать ощущение прохлады или тепла.

Повышение чувствительности анализаторов — сенсибилизация — в результате взаимодействия ощущений, а также социальных упражнений обусловливает возможность компенсации сенсорных деффектов, усовершенствования ощущений.

Восприятие.

В результате переработки информации органами чувств отдельные ощущения объединяются в целостные образы предметов и явлений окружающего мира. Процесс создания этих образов называется восприятием.

Восприятие -это целостное отражение предметов и явлений в форме психических образов при их непосредственном влиянии на органы чувств.

К основным свойствам восприятия относят:

— константность — неизменность образа восприятия при изменяющихся физических условиях. Например, цвет и форма знакомых объектов воспринимаются одинаково независимо от условий наблюдения. Благодаря этому человек может воспринимать и познавать мир стойких вещей, которые хранят свои основные признаки при малейшем изменении, например, освещенности или расстояния к воспринимаемому объекту;

— предметность — восприятие внешнего мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме обособленных в пространстве предметов; при этом воспринимаемая реальность разделяется на — образ предмета (фигуру) и образ окружающего пространства (фон). Интересно, что фигура и фон выделяют разные объекты в зависимости от прошлого опыта человека;

— целостность — независимость воспринимаемого образа от искажения и замены его компонентов. Например, можно сохранить портретное сходство, изображая человека и штрихами, и пунктиром, и другими элементами. Восприятие фигур и их частей не отдельно, а в виде целостных
образов позволяет объяснить некоторые иллюзии восприятия, например иллюзию стрелы;

— категориальность — возможность правильного познания объекта и отнесения его к определенному классу независимо от его индивидуальных особенностей. Мы можем познать стол как таковой независимо от его формы, размеров и т. д.; прочитать любой текст независимо от особенностей шрифта или почерка. Данные свойства, не являются врожденными и развиваются в течение жизни.

Внимание. Память.

Внимание.

Отечественный психолог А.Г. Маклаков ссылается на научные разногласия, основанные на том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни ученые считают, что внимание — это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

Р.С. Немов указывает, что внимание относится к феноменальным процессам, т.к. включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент.

Таким образом, внимание рассматривается одновременно как процесс и как состояние.

Внимание - это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте при одновременной отвлеченности от других.

Внимание характеризуют:

— объём — показатель количества объектов, одновременно находящихся в поле внимания (у взрослого человека в среднем равен пяти-семи объектам);

— устойчивость — временная характеристика внимания, показатель длительности сохранения интенсивности внимания;

— концентрация — показатель степени сосредоточенности сознания на объекте;

— распределение — способность удерживать сознание на нескольких объектах одновременно, что даёт возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания;

— переключаемость — показатель скорости перехода от одного вида деятельности к другому.

В зависимости от условий возникновения выделяют разные виды внимания:

Вид внимания Условия возникновения Особенности проявления
Непроизвольное Действие сильного или значимого раздражителя Осуществляется неосознанно, не требует волевых усилий; легко происходят переключение и прекращение
Произвольное Постановка и принятие задачи как пути решения проблемы Требует: волевых усилий, сохранения контроля поведением, при длительной концентрации вызывает усталость
Послепроизвольное Увлеченность процессом решения задачи Высокая сосредоточенность на решении задачи при снятии напряжения, не требует значительных волевых усилий

Внимание является необходимым условием успешной деятельности человека. Поэтому важно развивать навыки управления вниманием.

Факторы, способствующие привлечению внимания:

— характер раздражителя (новизна, контраст, физические характеристики — величина объекта и др.);

— отношение раздражителя к потребностям (то, что в большей мере отвечает потребностям человека, привлечет его внимание прежде всего).

Факторы, снижающие устойчивость внимания:

— монотонность и стереотипность производимых действий;

— однообразие и недостаточность информации;

— переживание определенных эмоций.

Рассеянность.

Рассеянностью обачно называют два разных явления. Прежде всего, — это результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Физиологической основой такой рассеянности является очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции. Подлинной рассеянностью называется состояние, при котором человек постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Причины: общее расстройство нервной системы, заболевание крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания.

Образы, возникающие в процессе восприятия, хранит и даёт возможность в дальнейшем работать над ними память человека — процесс запечатления, сохранения и возобновления прошлого опыта.

В развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый — этап дошкольного развития, вызванного факторами внешней среды. Второй — этап школьного развития, обусловленный бурным развитием внутреннего внимания.

Память.

Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания. Это возможно благодаря памяти.

Память человека — процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Классификация основных видов памяти.

В зависимости от длительности сохранения информации :

— мгновенная (сенсорная) память — хранит информацию о том, как воспринимается мир на уровне рецепторов в течение 0,3−1,0 сек. Особое значение имеет мгновенная зрительная (иконическая) память, которая, задерживая образы на период моргания и других движений, обеспечивает слитное восприятие мира. С помощью иконической памяти человек может получить значительно больше информации, чем потом воссоздать. Этот факт используется в известном феномене «25-го кадра», когда при монтаже в киноленту вклеивается каждый 25-й кадр с информацией, которая постепенно накапливается, как показали исследования, в подсознании;

— кратковременная память обеспечивает оперативное сохранение и переработку информации, поступающей от органов чувств ограниченными порциями (7±2 структурных единицы);

— промежуточная (оперативная) память — хранит информацию в течение нескольких часов и отличается значительно большей вместимостью, чем кратковременная. Интересная гипотеза, согласно которой в период ночного сна информация малыми порциями (7±2 единицы) поступает в кратковременную память (на стадии «медленного сна») и хранится для дальнейшей переработки (на стадии «быстрого сна»);

— долговременная память — хранит информацию в течение всей жизни человека и имеет неограниченный объем; при этом основным механизмом перевода информации из кратковременной памяти в долговременную считают повторение.

В зависимости от характера психической активности (двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая память).

В зависимости от степени участия волевого процесса в запоминании и воссоздании информации (произвольная и непроизвольная память).

Хотя память зависит от огромного количества факторов (особенностей нервной системы, среды, характера деятельности, установки, особенностей личности), существует общий путь ее улучшения — овладение приемами эффективного запоминания.

Мнемонические приемы (искусство запоминания) основаны на образовании ассоциативных связей между элементами запоминающегося ряда и опорного. В качестве опорного ряда могут выступать хорошо знакомые объекты (расположение комнат в квартире, домов на улице); зрительные образы; слова, организованные в осмысленную фразу. Например, для запоминания порядка цветов в спектре используют фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой первые буквы каждого слова одновременно являются первыми буквами соответствующего цвета спектра.

Приемы, основанные на выявлении логических связей в запоминающемся материале, включают ряд логических операций: смысловая группировка (разбитие материала на части), выделение смысловых опорных пунктов (давая название каждой выделенной части), составления плана. Кроме того, установлено, что запоминание материала улучшается, если он включен в активную деятельность. Поэтому, кстати, лучше материал прочитать и несколько раз пересказать, чем просто читать его несколько раз, не пересказывая.

Качество запоминания зависит и от количества повторений. Целесообразно повторять информацию с определенными интервалами — через 15−20 мин., через 8−9 часов и 24 часа.

Не менее важно создание позитивного эмоционального фона и установки (в виде самой инструкции) на долговременное запоминание.

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-е годы ХІХ в. немецкий психолог Г. Эббингауз вывел «кривую забывания», показывающую, что наибольший процент материала забывается в период, следующий непосредственно за заучиванием. Он сделал вывод, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на его концах («эффект края»).

Таким образом, в памяти хранятся и перерабатываются образы внешнего мира, возникают вторичные образы — представления, которые в дальнейшем обеспечивают возможность обобщить воспринимаемую информацию, выделить в ней логические связи. За это отвечает мышление — высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями.

Мышление. Воображение.

Мышление.

В основе мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

Мышление открывает путь для получения новых знаний, определения скрытых свойств предметов, в том числе вообще недоступных органам чувств человека.

Мышление — это

— высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями.

— процесс обобщенного опосредованного отражения и познания явлений действительности в их существенных признаках и взаимосвязях между ними;

— система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, способствующих их пониманию, прогнозированию и принятию решений.

Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Особенности его протекания: обобщенное, отраженное и опосредованное познание действительности; решение конкретной задачи, связь с речью.

Формы мышления:

— понятие - форма мышления, отображающая существенные свойства, связи и отношения предметов или явлений, выраженная словом или группой слов;

— суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль;

— умозаключение - это серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.

Способами производства умозаключений являются индукция и дедукция.

Индукцияпредполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция— вывод общего суждения из частных.

Мыслительные операции:

— сравнение - это сопоставление выделенных признаков предметов и явлений, вскрывающих тождество и различие предметов;

— анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением;

— синтез - это построение целого из аналитически заданных частей;

— абстрагирование, заключающееся в том, что, думая о каких-либо явлениях, мы выделяем только те их признаки, какие важны для решения проблемы, отвлекаясь от несущественных;

— обобщениевыступает как соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений;

— конкретизация выступает как операция, обратная обобщению.

Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. Строгой классификации видов мышления не существует. Чаще всего мышление подразделяют на теоретическоеи практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образноеи наглядно-действенное.

Помимо этого выделяют также эмпирическоемышление интуитивно и ситуативно определяемыми понятиями. Различают также интуитивное и аналитическоемышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет более-менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан. В отличие от аналитического интуитивное мышление свернуто во времени, иногда решение проблемы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы и, наконец, его процесс осознается в минимальной степени. Также выделяют реалистическое и аутическое («аутизм» — стремление к уходу от реальной действительности во внутренний мир, склонность к фантазиям, мечтам) мышление. Реалистическое основывается на реальных знаниях о мире, направлено на достижение целей, обусловленных жизненно важными потребностями, регулируется логическими законами, его течение осознанно контролируется. Аутическое мышление основывается на произвольных, иррациональных допущениях при игнорировании реальности. Оно аффективно, плохо контролируется сознанием.

Все виды человеческого мышления неразрывно связаны с речью — процессом формулировки и передачи мысли с помощью слов. В речи устанавливаются связи между значениями слов, поэтому она является единственно возможной формой словесно-логического мышления. Исследования показали, что ни одна сложная мысль не может быть выражена без внутренней речи, проявления которой в виде электрических разрядов можно зарегистрировать специальными приборами.

Развитие мышления возможно прежде всего при условии осознания закономерностей умственной деятельности. Повышает производительность умственной деятельности развитие таких качеств мышления, как самостоятельность, глубина ума, критичность, широта ума и др.

Воображение.

Воображение — форма психического отражения, которое заключается в создании новых образов на основе воспринятых ранее, оперирует представлениями.

Приёмами воображения являются:

— агглютинация (от лат. — склеивать) — комбинация, слияние отдельных элементов или частей разных предметов в единый образ;

— акцентирование — усиление или уменьшение отдельных признаков;

— схематизация — подчеркивание сходства разных объектов;

— типизация — выделение существенного, которое повторяется в однородных образах, создание обобщенных, типичных образов.

Типы воображения

По степени волевых усилий:

преднамеренное воображение (воссоздающее, творческое, мечта, грезы) и непреднамеренное воображение (сон, дремотное состояние).

По степени активности: активное воображение (воссоздающее, творческое, мечта,) и пассивное воображение (грезы, сон, дремотное состояние).

Особенным видом воображения является мечта как образ желательного будущего. В зависимости от степени возможности осуществления мечта может быть реальной и нереальной. Нереальная мечта запирает человека в своем внутреннем мире, не дает возможность реализовать себя как личность. Реальная мечта является необходимым условием воплощения в жизнь творческого потенциала человека.

Воображение и творчество как процесс создания новых, оригинальных продуктов и идей неразрывно взаимосвязаны.

Несмотря на необычность, оригинальность образов воображения, творческое воображение осуществляется в соответствии с определенными закономерностями, приемами.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector