Зоопсихология, лекция 1

Зоопсихология, лекция 1.

Переадресованная агрессия — пересенная с объекта на невиновного.

У многих поведенческих аспектов есть физиологические основания.

Интересная литература:

1. Дольник «Непослушное дитя биосферы»

2. Голая обезьяна (автора не помнит)

История связана с жтвотными, одомашнивание, приручение. Появились обряды, обосновывающие убийства животных (например, убийство кита).

Все древние религии были основаны на культе животных — тотемы животных и т.д.

Встал ворос о наличии души у животных: есть ли, нет ли, смертна или бессмертна. Во врпмя средневековья — учение декарта, по которому души у животных нет, они не испытывают боли, своего рода «механизмы».

Эпоха возрождения — нова вопрос о душе. Постепенно заменилось вопросом о наличии у животных психики.

Дарвин предположил, поведение строится из трех элементов разума

— врожденное (инстинкты)

— обучение

— элементы разума.

Смысл в поведении животных — приспособление к новым условиям. Морфологическиц признак — отбор по приспособлениям для выживания в изменяющейся среде.

Видоспецифичесое поведение — особый видовой стереотип. Противоречие консерватизма видового поведенияти приспособление — в связке разума.

1. Врожденное поведение, инстинкт.

Инстинкт — побуждение. Безусловный рефлека — реакции, которые появятся безусловно у любого живого существа, врожденные. Дезусловные реакции. Паслов прираунивал бесусловные реакции к инстинктам.

Инстинктмвное прведение проявляется при появлении стммулов (как внутренних — голод, жажда; так и внешних)

Формирование доминанты (аонижение глюкозы в крови ->голод) — способствует развитию инстинкта.

Лоренс рассматривал инстинктивное поведение как сложный комплекс.

Комплекс фиксированных действий — этап, комплекс инстинктов.

Поисковая стадия — лабильная, много инмтинктивных элементов.

Учебник:

1. Интернетовский

2. Фабри «рсновы зоопсихологии» — устарел.

3. Золина, полетаев элементарное мышление животных

4. Золина основы этологии

Классические условные рефлексы (в работах Павлова)

Инструментальные рефлексы — ???

6 стр., 2785 слов

Комплекс упражнений первого блока

Сопровождение учебной деятельности методами двигательной коррекции Глазунов Дмитрий Александрович,педагог-психолог Элмазай Анна Николаевна,учитель-логопед Необходимость сопровождения учебной деятельности методами двигательной коррекции, с позиции психологической службы, диктуется тем, что школьные методики обучения задействуют в основном ресурсы не достаточно активного левого полушария и ...

Дифференцировка раздражителей (сначала реакция на мелодию в определенных услових, затем на конкретную мелодию в тех же условиях).

Интуиция — работает со схожестями в знакомом комплексе раздражителей, выстраивается поведение по аналогии. То же саоме — с предчувствием болезни, своего рода неосознанное знание.

Особенность в процессе обучения животных: животные реагируют не на основной стимул, а на побочный, который может оказаться более важным, на не смысловое значение команды — порой кажется, что животные предугадывают события.

Комплекс облигатного обучения (во время взросления) — те навыки, которые позволяют животному выживать ( строительство убежищь, навыки перемещения по рельефу).

У выращенных в неволе не формируется ибо нет специфических раздражителей естественной среды.

Факультативное обучеие — опыт, накапливающийся особью в течение всей жизни.

Все навыки могут быть получены как на собственном опыте, так и в результате подражания. Тип образования — опосредованный.

Насущная деятельнгсть — способоность адекватно реагировать на абсолютно новые раздражители.

Рассудочная деятельность присутствует у животных. Обучение не напрямую зависит от возможностей разума конкретного животного, однако влияние присутствует.

Обучение методом проб и ошибок — ведет к формированию доминанты посредством перебора вариантов.

Животные приматц и не-приматы, у присатов разрыв от человека меньше, чем у остальнцх -> что-то, довтупное приматам, невозможно для других — и наоборот.

Крушевский — особый вклад в развитие зоопсихологии, получил Ленинскую премию.

Методики

1. Экстраполяция (животные «додумывают» несколько действий, «анализируют» относительно задач свои действия)

Понятие вмещаемости — определенные объекты подходят к разным емкостям.