Содержательного; 2) процессуального.

Позитивная психология

НАБРОСОК ЛЕКЦИИ

Тема: «ПСИХОЛОГИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ»

Каждый нормальный человек желает быть счастливым и успешным. Это вполне логично, т.к. в этом заключен смысл жизни, обозначаемый в психологии термином «самореализация».

Жизненные ценности, цели, смыслы человека являются ядерным компонентом экзистенциальной психологии и напрямую связаны с такой философской категорией, как миссия.

Но, чтобы успешно практически разрешить проблему достижения человеком мечты, счастья, основных целей, обратимся к базовой инструментальной психологической категории — желаниям. Ибо мы желаем быть успешными, мы желаем быть счастливыми, мы желаем знать и уметь, как реально можно реализовать наши мечты.

Очень важно разобраться в понятиях. Многие люди хотят счастья, многие стремятся к успеху. Но А. Уотс писал:

«Если вы лезете за счастьем по лестнице успеха, то даже забравшись на самый верх, вы с ужасом и горечью понимаете, что лестница стояла не у той стены».

Нередко успехи счастье оказываются на разных векторах жизнедеятельности человека.

Человеческое счастье один из основных критериев выполнения им своей миссии, реализации экзистенциальных целей. Смыслы и цели жизни — это то, что мы по большому счету хотим. Но знаем ли мы, чего на самом деле мы хотим. Хотят ли супруги любви ведя друг с другом ежедневную борьбу за главенствование в семье. Желают ли родители продолжения рода и воплощения в своих детях, желают ли они им счастья гнобя, избивая, морально издеваясь.

Большинство людей планеты не знают чего они хотят. Зато они точно знают, что-то, что они имеют — это точно не то, чего они хотят.

Кто-то из великих сказал: «Бойтесь наших желаний, они имеют закономерность сбываться.

Рассуждая о воплощении в жизнь наших мечтаний, желаний, целей обратимся к теме взаимодействия человека с миром и нашей реальности, как субъективного отражения мира, т. е. к азам общей психологии.

11 стр., 5092 слов

Психология счастья

... М. Психология счастья. 2-е изд. СПб, Питер, 2003. 2.Братусь Б.С. Образ человека в психологии России ... , что это он делает исключительно «по собственному желанию» или «во имя кого-то/чего-то», ... деятельности. Не имея возможности (или не желая) изменить ситуацию, человек склонен менять ее «только для себя ... положительные эмоции. Однако, на наш взгляд, смыслы, цели и ценности - не предельные категории, они не ...

В нашей жизни работает закон воплощения. В нашей жизни воплощается то, что находится в нашей голове. И только то, что есть в нашей голове (в сознании и бессознательном), то и воплощается в нашей жизни.

Представьте, что вы не знали бы, что такое компьютер. Вы бы точно не смогли на нем работать. Более того, вы бы даже не опознали его, увидев в магазине, т.к. в вашей голове не было бы его образа.

Точно так же мы не воплощаем счастье, потому, что у нас нет модели счастья. Потому что у нас есть убогое счастье, которое нам завещано нашими несчастными родителями, пережившими войну, голод, концлагеря, лихие 90-е годы.

Мы не воплощаем радость, потому что мы не знаем что такое истинная радость. Мы не можем ее найти во вне, потому, что нет ее у нас внутри.

На самом деле, если вы не знаете того, чего хотите, то воплощается то, чего вы не хотите. Если нет у вас цели, то воплощается проблема, воплощается всегда и непременно.

Давайте на 1 минуту задумайтесь о том, чего вы хотите. А теперь поднимите руки, что рассуждая над ответом на этот вопрос хоть раз попытался его сформулировать от обратного: «Я не хочу». У меня на тренингах такое случалось не редко.

Мы не хотим войны.

Мы не хотим быть бедными.

Мы не хотим быть больными.

Когда мы уходим от бедности и болезни — бедность и болезнь идут за нами, т.к. бедность и болезнь в этом случае составляют содержание нашей психики, наших страхов, которые становятся основным экзистенциальным (ведущим) содержанием психических процессов. И, соответственно — они воплощаются в реальность нашей жизни.

Сейчас во всем мире богатые только богатеют, а бедные беднеют. Это потому, что первые идут Кбогатству, а вторые идут ОТ своей бедности. А движение ОТ вовсе не обязательно ведет К.

Сенекаговорил: «Кораблю, который не знает, куда плыть ни один ветер не попутный».

14 стр., 6667 слов

А. Шопенгауэр: жизнь философа и философия жизни

... странах. Из-за такой кочевой жизни Артур получил весьма необычное образование. Девятилетним мальчиком отец ... нас и мучивший нас, выплескивается наружу, воплощаясь в произведении искусства. Разумеется, творчество такого ... английское гражданство. К сожалению или к счастью, но затея не удалась. Вообще говоря ... безраздельно подвластные Воле, нестись вперед, очертя голову. Что же делать? Есть первый путь, ...

Но как же преодолеть проблему? Можно ли научиться истинно желать того и реализовывать то, что приведет нас к счастью? Оказывается можно. Для этого надо разобраться, с какими психологическими категориями связаны желания?

Они связаны с такими категориями, как потребности, мотивы, установки, убеждения, вера, воля, понимание, целеполагание, удовлетворение и др.

Почему желания исполняются? Прежде всего, потому, что они воплощаются в нашем сознании и бессознательном.

Закон воплощения гласит: «Вы имеете в этой жизни только то, что есть в вашей голове».

Вы поняли!

Если в вашей голове есть убогое счастье, — вы получите убогое счастье.

Если в вашей голове есть бедность, — вы получите бедность.

Если в вашей голове нет идеи богатства, — у вас его никогда и не будет.

Если в вашей голове нет четкого образа желанного любимого человека, — вы рискуете получить что попало, т. е кого попало.

Если у женщины муж алкоголик — Она получила то, что хотела. Хотя хотела не совсем того. На самом деле она этого боялись — поэтому и получила то, что боялись. Бессознательная не воспринимает частичку НЕ, она воспринимает образ, причем без вектора плюс или минус. Бессознательное оперирует образами и символами. А к образу, к картинке, не пристроить частичку НЕ, не пристроить отрицание, даже если представить перечеркнутую картинку.

Конечно, приведенный мной пример не совсем точен. Кроме того, что женщина боялась, чтобы ее муж был алкоголиком, получив травмирующий опыт от родителей или из других источников, она, возможно, хотела властвовать над мужчиной, соподчинить, быть выше. Вот и получила.

Итак, для того, чтобы получить действительно желаемого, надо очень хорошо и качественно воплотить его в вашей голове.

Воплощение желаний, как отражения ваших потребностей, их понимания, требует двух аспектов:

содержательного; 2) процессуального.

11 стр., 5054 слов

У вас есть ответы на эти вопросы?

... ... Но вернемся к нашим желаниям. Вот вам следующий вопрос: вы не забыли отметить ... Не пускайтесь в долгие объяснения, пускай поломает голову. (Если стесняетесь, то начните с футболки ... будем уделять внимание. Посмотрим, что из этого выйдет! Через полчаса, к собственному изумлению, Салли замечает ... одинокой и несчастной. Завидовали подругам, выскочившим замуж или вовсю крутившим романы. Мечтали только о ...

Содержательный- это все то, что вы хотите получить — четкий образ желаемого.

Динамический — это то, как вы себя самого расставите на стартовую позицию или готовность, копинг.

Мы ставим перед собой цели, будучи уверенными, что цель верно сформулировали. Но именно из-за нечеткости формулировки цели, мы либо идем к ней очень длинным трудоемким путем, либо она так остается недостигнутой.

Давайте подумаем, как же получить желаемое?

Прежде всего, для воплощения содержания желания (цели) вы должны ответить себе на семь основных вопросов.

Предупреждаю — они заставят вас посидеть и попотеть ни один час, даже ни один день.

За ответами на эти вопросы и будут находиться ваши действительные желания и потребности. Именно за ответами, а не в них. Осознание стоящих за ответами истинных потребностей заставит настроить ваше бессознательное на достижение их.

Итак, вопрос № 1 — Чего я хочу? (Чего Вы хотите?).

Цель должна быть хорошо сформулирована. Мы часто формулируем свои желания неправильно, не полно, не четко.

Пр-р, Женщина: «Хочу встретить мужчину. Хочу выйти замуж».

Вариант: Она его встретит, но замуж выйдет за другого.

Если разделить на два отдельных желания. В первом случае, она встретит мужчину, но замуж не выйдет. Во втором замуж выйдет, но не за того, кого встретила.

Или выйдет замуж, но не за того, кого хотела.

Нужно формулировать правильно. Эти бесконечные уточнения нюансов на самом деле нужны для того, чтобы в нашей голове сложилась полная картина того, чего мы действительно хотим.

3 стр., 1218 слов

Коучинг в вопросах и ответах

... . Вторая группа проблем связана с невозможностью достижения желаемой цели. Если все усилия, все ресурсы, ... Он поможет вам изучить, рассмотреть ваши цели и желания, а также найти пути их достижения, устраивающие ... не говорит шахматисту "лошадью ходи!" Коуч будет задавать вопросы, думая над которыми, вы лучше (полнее, ... психологию. Он и его единомышленники, также вышедшие из мира спорта, думали о том, как ...

Для того, чтобы вы получили желаемое, чтобы исполнения неправильного желания вы потом не получили как обухом по голове — желание должно быть экологично, безупречно четко.

Будьте осторожны. Желания имеют тенденцию сбываться.

Итак, если первый вопрос целевой: «Чего я хочу?»

Вопрос № 2 уточняющий, позволяющий перевести вышесказанное на более понятный язык. Как я узнаю, что достиг желанной цели?

Это вопрос относительно признаков. Эти признаки будут служить некими вехами нашему бессознательному, по которым оно будет знать, что и как воплощать.

Воплощать желаемое бессознательное может и в воображении. Ибо для него нет различий (как для сознательного) в реальности или в мечте, в фантазии. Для него это одна реальность. Поэтому это надо учитывать в формулировании желания.

Итак, как вы узнаете, что вы это (желаемое) получите?

Пр-р, Женщина: Я хочу встретить мужчину из своего окружения и выйти за него замуж, жить с ним вместе.

Это уже более точно, чем первые формулировки. Но вопрос к ней: Что значит жить вместе? Расписаться в загсе?"

Женщина: «Ну штамп в паспорте это формальность. Главное любовь…».

Психолог: «Стоп. Если штамп в паспорте не главное для вас, то у вас с этим, возможно проблема?»

По статистике в России (в мегаполисах) в течение 1−3 лет 46% процентов пар начинают жить гражданским браком. При этом все женщины считают себя замужними, но только 24% мужчин, живущих в гражданском браке считают себя женатыми. И только 14% из них считают измену своей гражданской жене невозможной. Тогда как, при официальном заключении брака этот процент повышается до 72%. А в добрачных отношениях он составляет у мужчин 89%. У женщин во всех случаях в пределах от 92 до 98%

1 стр., 373 слов

Вопросы юридической психологии

... судебном процессе. Установление контакта. Проведение спора. Формирование убеждения и принятие решения судом. Этапы формирования убеждения. Воспитательное воздействие суда. Динамика личности осужденного и ... ВОПРОСЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ психологии Меры принуждения, предусмотренные законом. Приемы правомерного психического ...

Формулировка «Встретить мужчину…» не годится. Так его можно встречать всю жизнь и встретить годкам так к 70- 75.

Надо примерно так: «Когда я встречу до 1 января 2014 года и взаимно полюблю адекватного мне человека… Пойду с ним в ЗАГС… и осуществлю счастливую семейную жизнь». — Эти фразы надо будет отредактировать до нормального, приемлемого звучания.

АДЕКВАТНОГО — очень важно. Вряд ли вас устроит одноногий афроамериканец би, зараженный СПИДом.

Итак, первый вопрос означает цель.

Второй вопрос — признаки.

Вопрос № 3 означает условия.Это серия уточняющих вопросов: Где? Когда? Как? С кем? и т. п. Условия — это предварительный заказ бессознательному, которое выдаст вам под этот заказ средство и направить по нужному пути.

Где? — Вас устроит Анктартида или у мусорного бака? Нет!

Лучше Москва, Париж… Санкт-Питербург (театр, художественная галлерея…)

Когда? — После дождичка в четверг… Вас устроит?

Пока вы не поставите срокДО ничего не выйдет. Причем срок должен быть достаточно реальным. Если вы его поставите сегодня вечером или завтра — исполнение маловероятно (хотя бывает).

Как? — Заключить брак путем официальной регистрации в ЗАГСЕ.

С кем? — С кем угодно!!! — при таком ответе кого угодно и получите (афроамериканца, алкаша, гуляку и др).

С кем? С мужчиной из России, русским, традиционной ориентации, 28 лет, без вредных привычек, материально обеспеченным, сексуально совместимым, активным (указать культурологическое совпадение).

Благодаря ответам на третий вопрос (ы) мы совершенно четко указываем нашему бессознательному на ограничение ориала поиска в информационной системе высшего, т. е. коллективного бессознательного.

Образ желаемого не должен быть расплывчатым, не четким, не определенным.

А правильно: Образ желаемого должен быть ясным, четким, определенным, полным. Он должен включать все то, что может пойти на пользу и отсекать все то, что может причинить вред — уже на стадии формулирования желаемого.

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... по существу исследуемой про­блемы. Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов яв­ляется переключение внимания при переходе ... цели исследователя. Если при анкетном опросе анкетер пассивен, респондент сам интерпретирует вопросы в соответствии со своими убеждениями; ... вопроса представляет не только собственно вопрос, но и повествовательную преамбулу к нему, где исследователь поясняет логику мысли, ...

Вопрос № 4 определяет средство достижения (ресурс).Он звучит так:

Что мне нужно внешне и внутренне, чтобы получить сформулированный заказ (желаемое)?

Люди зачастую причины своих неудач видят в отсутствии внешних ресурсов (не в той стране родился; весь бизнес уже заняли другие; нами правят некомпетентные люди; у меня было тяжелое детство; у меня рутинная работа и др.).(У меня не хватает времени выучить английский язык).

ЭТО ВСЕ ОТГОВОРКИ, СНЯТИЕ С СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ, ЗА ВЫБОР, ЗА СОБСТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ.

Клиентка: Хочу познакомиться с умным, симпатичным мужчиной?

Психолог: «Знакомьтесь».

Клиентка: «Да где ж его такого взять?»

Истинные личностные ресурсы (что мне нужно внутренне):

желания, вера в себя; достаточная самооценка, эмоциональная стабильность (гармония, уравновешенность) и др.

Только после того, как вы сформулировали ресурсы, наступит время для ключевого вопроса, отсутствие правильного ответа на который, может опрокинуть наработку по всем четырем предыдущим — свести на ноль.

Вопрос № 5 — Что мешает вам достичь желаемого? (В чем препятствие?): Он направлен на преодоление наших деструктивных психологических защит.

— страх (чего, почему.)? — неуверенность? — неопределенность? — злость? — ненависть? — боль? — предубеждения? …

Зачастую информация по этим вопросам связана с детством, с детскими вопросами и неправильными (тупиковыми) ответами взрослых, пробудившими стереотип, предубеждение. Нежелание, страх и т. п.

Они это сделали не осознанно, как бы пытаясь вас уберечь от того, обо что обожглись сами.

Особое место здесь занимают иррациональные убеждения (или предубеждения) — это некая своя правда человека, которую по тем или иным причинам он принимает за истину. У — это мнение, к которому человек подтягивает все последующие выводы.

Наши мысли создают нашу реальность. Наши убеждения — это тоже наши мысли, которые достаточно часто повторялись нами или другими, значимыми для нас людьми. Благодаря убеждениям мы создаем мир вокруг себя.

Пр-р:

Если я здоров — я могу помогать людям.

Красные яблоки вкуснее яблок зеленого цвета.

ДОСТАТОЧНО ЧАСТЫ УБЕЖДЕНИЯ:

Я не достаточно умен и хорош.

Мне не везет.

Вокруг нет нормальных мужчин.

Деньги зарабатываются тяжким трудом.

Все это разновидности убеждений. Они могут быть полезными и вредными.

Основные источники убеждений: воспитание, подражание, личный опыт, социальные стереотипы, авторитеты и др.

То, что происходит в нашей жизни — результат убеждений. Мысли энергетичны, а энергия творит материю. Но мысли материализуются лишь в том случае, если они становятся нашими убеждениями — такими себе определенными фильтрами внимания.

Главный секрет исполнения или неисполнения наших желаний (потребностей, целей) — это действие убеждений.

Представьте, что наш мозг радиоприемник, настроенный на определенную частоту, на определенную волну убеждений. И сейчас он принимает на частоте 23 и 1. Соответственно мир и предоставляет вам все то, что находится в рамках этой частоты.

— Если вы считает, что вы неудачники, то вы получите этому подтверждение;

— Если Вы считаете, что искренней любви нет, то у вас ее и не будет.

Глупо считать, что находясь на волне 23 и 1, к вам потянется реальность того, кто находится на волне 130 и 5. Для нас мир трехмерен только потому, что мы настроены на восприятие такого мира и не верим и не можем представить, что он имеет десятки, а может быть сотни и тысячи измерений, тысячи иных миров и реальностей. Но даже в рамках своего мира, мы своими предубеждениями обусловливаем его узость, ограничиваем свои возможности.

Проблема в том, что часто мы не знаем своих иррациональных убеждений и верим в правильность представляемой картинки мира. Они со временем и количеством повторений глубоко прячутся в нашем подсознании, что мы даже не осознаем их. Многие люди уверены, что у них нет ограничивающих убеждений.

КАК ИЗМЕНИТЬ УБЕЖДЕНИЯ С ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ НА ПОЛЕЗНЫЕ? Работа с убеждениями не так уж легка и приятна, но необходима и полезна.

Возьмите лист и запишите: Что мешает мне сделать это? Почему у меня нет этого и т. д. Почему не получается то-то и то-то. Вопросов можно записать много. Но работать надо по каждому в отдельности.

Напишите максимально возможное число причин (ПОЧЕМУ?).

Уделите внимание внутренним причинам. Когда ваше сознание исчерпает себя и писать будет нечего (хотя уже на этом уровне вы получите много полезной информации), продолжайте писать дальше — тогда продуцировать мысли будет уже бессознательное. Здесь, возможно, вы напишите много глупостей, но обязательно именно тут будут вскрыты основные, истинные причины. Вы их сначала возможно и не воспримите как истинные причины. Будет казаться, что написанное не имеет никакого отношения к проблеме. Но анализируйте это вновь и вновь и вам откроется истина. Откроется не сразу — психологические защиты будут в этом вам мешать, т.к. осознание истинных причин иногда вызывает неприятные ощущения. Если вы их там не нашли — обратитесь к коллеге, к другу, и обсудите это в его присутствии. Вы их найдете. Найдя свои иррациональные убеждения смените их на противоположные, рациональные.

Здесь уместно задуматься над парадоксом, который звучит так:

НАШИ НЕДОСТАТКИ — ЭТО СЛЕДСТВИЕ НАШИХ ДОСТОИНСТВ.

Вопрос № 6 выявляет мотивацию. Звучит он так:«А что случится, если я успешно реализую свое желание (свою мечту)?

Представьте максимально ясно, зрительно как будто эта цель достигнута. Что это вам даст. Представили… ОТВЕТ — Хорошо! Вы представили, что…, а что это вам даст? И т.д.

Минимальное число мотиваций, которое выражается в вашей аргументации должно соответствовать числу Миллера: 7± 2.

Должно быть 7± причин, которые определяют мотивацию, которая дает нам энергию для достижения. Если их меньше желание реализовано вами не будет.

Для усиления осознания важности нашей цели (желания, мечты), зададим себе обратный вопрос (6а):

А что случится (с вами), если вы так никогда и не осуществите это ваше желание?

Если мотивации К нет или недостаточно, придется использовать мотивацию ОТ. Но ОТ — это не к цели, это куда попало, куда выведет случай. Чаще всего он приводит обратно — к разбитому корыту.

Хотим попасть в Москву — надо ехать К Москве, а не От Севастополя, т.к. ОТ — это не значит К.

Часто не надо копаться в причинах, «писать анамнез» для человека попавшего в яму, а надо действовать, сразу идти к цели (подать руку, спустить лестницу вместо вопросов: Как попал туда? А давно ли сидишь? А чем занимался все это время? А как справлял надобности? И т.д.).

Движение ОТ — это не к цели — это от своих страхов и неудач к новым (или тем же) страхам, неудачам и бедам.

Многие не понимают, что не принятие решения или откладывание решения приводит к фатальным последствиям.

Например, можно оправдать свое непосещение занятий болезнью и реальной законной справкой — но результат для этого человека фатален — он может никогда ни стать специалистом. И полученный диплом лишь снятие ответственности за свою судьбу, жалкое оправдание: Я учился … учился, а в мире все не так, в жизни все по- другому.

Мы думаем, что время еще есть, нона самом деле «окно входа» становится все уже и уже, усиливая давление на психику во благо формирующимся неврозам, сводя процент успеха к минимуму до нуля.

Итак, проработав шесть вышеизложенных пунктов, мы создали (можем создать) достаточно ясный, четкий образ конкретного желания.

Но на пути к желанию в качестве препятствиястоит боязнь:

А) не достичь;

Б) утратить прежний, привычный образ жизни (то, что уже имел);

В) ошибиться и сделать неверный вывод … И др.

Какова может быть степень и глубина падения — риск — цена ошибки.

ВОПРОС: А если это произойдет, если желание сбудется, то что будет и чего не будет? Что уйдет? Чего не случится?

Пр-р: меньше будет свободы, больше волнений…

Здесь надо оценить: Какова вторичная выгода? Узнать, что там в новом есть, что мне важно и нужно и чего там уже не будет прежнего, привычного.

Мы здесь исходим уже не с позиций страха, а с позиций целесообразности (за и против).

Мы исходим из того, что создали вполне устраиваемый нас, привлекательный образ желаемого.

Но опасность здесь заключается в том, что порой человеку очень трудно оценить степень адекватности ЗА и ПРОТИВ.

Бессознательное (особенно нижнее бессознательное, зависящее от детства, от прошлого) по-детски не разбирается в масштабе причин. А детство — это та пора, когда мелкие неприятности могут рассматриваться как величайшие трагедии (Мама мне не купила чупа-чукс; я уже никогда не буду спать с плюшевым мишкой).

Но часто величайшие трагедии имеют масштаб мелких неприятностей (Ура, мама, я нашла красивое стеклышко и плевать, что идет атомная война).

Эмоции могут переполнять и смещать акценты значимости выгод и потерь.

Итак, на уровне шестого вопроса выясняется список потерь (чем жертвую), который тщательно прорабатывается (на семантическом уровне — на уровне значений) и сопоставляется со списком выгод (обретений).

Утверждение: «Выйду замуж — меньше будет свободного времени!»

Это что, обязательно так будет? А может быть не так?

Здесь задача избавиться от иррационального. Оно стоит на пути ваших желаний, вашего счастья.

Вопрос № 7 — это вопрос о ценности результатов желания (цели).

Вопрос «Стоит ли игра свеч?».

Здесь вы должны выдвигать аргументы за,а ваш оппонент по системе Станиславского будет кричать: «НЕ ВЕРЮ!»

Вы должны доказать ценность результата от достигнутого желания (прежде всего самому себе).

Если вы это проделаете грамотно и достаточно хорошо, вероятность реальности исполнения желаний возрастет на порядок (в 10 раз).

Цель должна быть по способностям.

7. Мы должны заслуживать этой цели.Мы получаем ровно столько, сколько заслуживаем.

+

8. Визуализировать цель (как будто бы мы ее достигли. Увидеть себя в ситуации, когда цель достигнута).

ПРИНЦИП ЦЕЛЕВОГО СЛАЙДА.

9. Быть открытым своим желаниям(не прятаться за пси защиты, воспринимать свободно и естественно).

МОДЕЛИ УСПЕХА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Многие люди стремятся к успеху. Хотят, чтобы жизнь была успешной, счастливой. Однако существующие модели в нашем современном обществе не очень-то верны. Они примитивны. На первом месте стоят гедонистическтие устремления — стремления к чувственным удовольствиям (деньги, пища, отдых, секс).

На втором — власть: над другими, над обстоятельствами, над собой. Стремясь к удовольствиям, к власти, к успеху и достигая их, многие не ощущают достижения счастья. Большинство моих ровесников, достигших финансового успеха в 90-е годы уже на том свете. О таком ли успехе мечтали они и их семьи.

В нашем мире неверная модель счастья. Все общество построено на достижениях все нового, нового и нового. Считается, что если достигаешь все большего и большего, то ты больше счастлив. Это экзистенгциальная чушь.

За 30 лет с 1966 по 1996 американское общество увеличило свое благосостояние в 2.5 раза, а уровень удовлетвороенности (счастья) при этом снизился в 1,5 раза.

Нет ни малейшей корреляции между уровнем жизни, благосостояния и счастливостью, а также между счастьем и удовольствием.

Секрет счастья не в том, чтобы стремиться достигать, а в том, чтобы научиться пользоваться уже тем, чем располагаешь — результатами достижений.

Не надо печалиться по поводу того, чего нет. Надо радоваться тому, что есть и тогда все будет. Но мы не умеем радоваться тому, что есть.

Мудрые индусы рассуждая об экзистенциальных целях человека выдвинули четыре нижеследующих: артха, кама, дхарма и мокша.

Артха — первая цель: материальное благосостояние. Но они деньги рассматривают лишь как ресурс, как средство. Деньги должны быть нашими слугами. В противном случае они становятся нашими господами, а мы их рабами. Многие ли миллионеры счастливы. Березовский, например. В финансах важен принцип разумной достаточности.

Истинно счастливым человеком является тот человек, который понимает, что все, что у него есть — это все то, что ему надо (Л.Н. Толстой).

Кама — вторая цель: чувственное удовольствие.

Но у нас почему-то есть привычка рассматривать чувственное удовольствие в материальном плане: БМВ, секс, выпивка, еда.

Чувственное удовольствие, с позиций экзистенциализма, это то, что:

— радует наш взор;

— услаждает наш слух;

— доставляет удовольствие нашему телу;

— что с приятностью занимает наши мысли.

Шутка: Жизнь надо прожить так, чтобы было приятно вспомнить, но стыдно рассказать.

Третья цель — Дхарма (дело, которому ты служишь)— это то, ради чего стоит жить, смысл твоей жизни, миссия. Если ты нашел свое дело — дело которое тебе приносит удовольствие — ты счастлив. Мы имеем свое величайшее предназначение. Оно в нас запраграммировано умным космосом. Но у нас есть выбор. У нас есть выбор миссии, средств, форм и методов ее осуществления.

Четвертая (высшая) цель — Мокша — обретение космического сознания, ощущение сознания того, что ты часть вселенского разума, а значит не совсем смертен. Это и есть обретение бессмертия.

Каждая цель — это вместе с тем и определенный уровень воплощения нашего индивидуального бытия, проявление личности, обретение субъективности.

Сложив все это — мы получаем матрицу ХОМОГЕНЕЗА. Человек должен реализовать все четыре цели, обязательно достичь их в течение всей своей жизни.

Без этого к 40+ 2 годам мы получим мощный экзистенциальный кризис (кризис большей половины жизни), когда и седина в бороду, и бес в ребро, и моча в голову. Когда человек в панике бросается срочно достигать всего, чего не успел и надрывает пупок, когда он кидается во все тяжкое гедонистическое, меняет идеалы, принципы, разменивает их, превращая в пыль все то, что нажито тяжким трудом.

Ему вдруг приходит понимание, что он всего лишь пешка, что он играет глупую роль в сказке, придуманной идиотом. Тогда жизнь теряет смысл и он погружается в великую депрессию. Все — финал -вот он долгожданный капец, именуемый неврозом.

Все мы люди живем на разных уровнях жизни, кто-то на дне, в подвалах, кто-то в пенхаузах. Но пенхауз здесь понимается не как материальное накопление, а как духовное, культурное, экзистенциальное.

Г. В. Ковалев выделяет 7 таких уровней. Но мы с вами в рамках данной темы рассмотрим три основных.

Первый уровень — досоциальный.

Это болельщики-фанаты, громящие ветрины, машины и избивающие своих собратьев по разуму. Это религиозные фанаты. Это те, кто метит свою территорию надписями на домах и ветринах — у них художественный энурез. Это быдло с человеческим обличьем, чья миссия пить пиво на скамейке, колоться и материться. Они доконвенциальны —потому, что живут как бы в обществе, но не придерживаются общечеловеческих норм и правил. Они довербальны, т.к. не умеют общаться. У них вместо речи мат, причем тупой и бессмысленный. Это Эллочки- людоедки, скотинины, собакевичи и т. п.

Но у них своя модель благополучия. Модель скотского удовлетворения потребностей, скотского секса, скотской культуры.

Второй уровень — социальный. Его представители конвенциальны. Вербальны, нормативны, культурны. Вербальны и конвенциальны потому, чтобы созидать, совместно осуществлять деятельность — должны договариваться, приходить к единому соглашению.

Здесь принцип — не плюй на коллектив. Плюнешь — коллектив утрется. Плюнет на тебя коллектив — утонешь.

Но на этом уровне достижения счастья есть трудности. Мы приходим к гиперконформизму, с помощью которого срабатывает ошибочная модель успеха. Личностные желания, потребности заменяются социальными. Здесь в едином потоке крайне трудно выполнить свою индивидуальную миссию.

Здесь мы попадаем в царствование, власти трехголового змея социума: ДОСТИЖЕНИЯ, ВЛАСТИ И ОДОБРЕНИЯ.

Мы стремимся к достижениям (к успеху), чтобы соответствовать социальному стереотипу успешности. Причем все равно в какой сфере: в деньгах, в отдыхе, во власти, в сексе (А у меня было 100 женщин — хвастается мой клиент. А на хрена это тебе, если это не принесло тебе счастья, а только пустоту души, аденому предстательной железы к 40 годам и СПИД).

Или цель: ВЛАСТЬ — все равно где, в стране, в бизнесе, в подворотне. Муж властвует на кухне над женой, Педагог властвует над детьми первоклассниками в школе или в детском саду.

Цель — ПОЛУЧЕНИЕ ОДОБРЕНИЯ — быть хорошим, всю жизнь доказывать своим родителям, которые постоянно высказывали сомнение в твоей хорошести — я хороший. Эй Дети, эй дяденьки и тетеньки, эй кондуктор троллейбуса, а правда я хороший — Вот мой билетик, а у меня еще проездной есть и пенсионный.

Ко всему этому стремятся несчастные дети, которым вовремя не попался хороший психолог (реклама).

Достигатели — это те, сила которых не признавалась значимыми близкими. Им говорили: «Ты слаб, ты не сможешь, ты не умеешь» — И они всю жизнь стараются доказать, что это не так. Мама я умный — я закончил МГУ. Папа я умный — я кандидат наук. Бабушка я умный — я доктор наук, я член общества психотерапевтов, я провожу первоклассные тренинги и т. п.

Вторая ось — это ЗНАЧИМОСТЬ — СТРЕМЯЩИЕСЯ. Дети, чья значимость не признавалась. Ты полукровка, ты никто и не откуда. Я еврей, а вот ты не смог. Это люди стремящиеся к власти в бизнесе, в политике. Добившись вершин они плюют оттуда на народ, крича: «Вы никто и неоткуда». Это Щикотилы и др.

ОДОБРЯТЕЛИ — это те, кого недолюбили папы и мамы, которые были заняты своими делами и неврозами. К этой группе относятся безголосые звезды эстрады, Зверевы. Это тусовщики клановых клубов — это эстрадная и полдиумнгая пыль. Они ищут любви и одобрения.

Третий уровень надсоциальный, а точнеепостсоциальный.Это уровень истиной свободы и дорога к истине. Это люди понимающие смысл, миссию. Их около 9% от населения.

Но здесь есть нюанс. Таких людей при жизни ненавидят или просто не любят, считают дисендентами. При жизни ненавидели ЛН. Толстого. Милтона Эриксона ежегодно пытались исключить из общества психотерапевтов, лишить его права практики. Их признают после смерти.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector