Презентация на тему: Тема 1:

Тема 1:

Психология как наука

План лекции:

1.Донаучные (житейские) и научные психологические знания

2.Предмет психологии на различных этапах развития научного знания

3.Психика, сознание, бессознательное

4.Задачи психологии. Место психологии в системе наук

5.Классификация отраслей психологии

Литература

Абрамова Г. С. Общая психология. — М., 2004.

Введение в психологию (под ред. Петровского А.В.) — М, 1996.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.

Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. — М, 1992 Немов Р.С. Психология, т. 1 — М ., 1995.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1997.

Отличия житейских психологических сведений от научных знаний

(по Ю.Б. Гиппенрейтер)

Житейские сведения

Научные знания

Конкретность

Обобщённость

Интуитивность

Рационализм

Ограниченность в

Неограниченность в

распространении

распространении

Основываются на

Основываются на

размышлениях

эксперименте

Ограничены в материалах

Слабо ограничены в

материалах

Слово «психология» впервые появилось в 18 веке в трудах немецкого философа Христиана Вольфа. Оно образовано из двух греческих слов: «psyche» — душа, logos — наука, учение.

Таким образом, психология — это наука о душе. Ночто такое душа?

Развитие представлений о предмете психологии

1 этап. Психология — наука о душе

Платон: душа нематериальна, бессмертна, после смерти тела уходит в мир идей→дуализм (от лат. dua — два)

Аристотель: душа — функция тела, двигатель, позволяющий живому существу реализовать свой потенциал→ монизм (от лат. mono-один)

Развитие представлений о предмете психологии

2 этап. Психология — наука о сознании.

Джон Локк: в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

Р. Декарт: понятия рефлекса и сознания

Дж. Локк: психические явления могут быть доведены до первичных.

Г. Гоббс и Д. Гартли: детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики.

П.Гольбах и К. Гельвеций: идея социального опосредования психики.

Развитие представлений о предмете психологии

Первой лабораторией экспериментальной

психологии была лаборатория Вильгельма Вундта при Лейпцигском

университете (1879).

Предметом психологии, согласно Вундту,

становится

непосредственный опыт субъекта, постигаемый

путем самонаблюдения, интроспекции.

Школы и направления психологии

Психоанализ (З.Фрейд):

структура психической жизни человека: сознание,

предсознательное,

бессознательное

исследования бессознательного; толкование сновидений и ошибочных действий

метод свободных ассоциаций;

источники проблем — в раннем опыте человека.

Развитие представлений о предмете психологии. Школы и направления психологии

3 этап. Психология — наука о поведении

Бихевиоризм (Дж.Уотсон)

сознание не играет никакой

роли в научении. Новые

формы поведения — условные

рефлексы.

Формула поведения: стимул-

реакция (S-R), в дальнейшем:

стимул-медиатор-реакция

Подкрепление — сочетание

безразличного и безусловного

раздражителя при некотором

опережении первого.

Развитие представлений о предмете психологии

4 этап.

Предмет рефлективной («марксистской»)психологии —

психика , т. е. особая внутренняя реальность, субъективное отражение объективного мира.

Отражение — способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и сохранять элементы структуры воздействующего объекта.

Благодаря психическому отражению обеспечиваются многообразные связи организма со средой. Сложный

комплекс реакций организма на воздействия внешней среды называется поведением.

Презентация на тему: Школы и направления психологии

Школы и направления психологии

Предмет когнитивной психологии— процессы переработки человеком информации и реализация поведения на базе когнитивных процессов. Начало когнитивной психологии положила генетическая психология Ж. Пиаже и гештальтпсихология.

Если обобщить все существующие взгляды на предмет психологии, то можно прийти к выводу о том, что

предметом психологии является психика человека и животных, основные законы её формирования и функционирования.

Психика — особая внутренняя реальность; свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира

Структура психики

психические процессы обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности (познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь; эмоциональные, волевые);

психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность);

психические состояния — определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в каждый отдельный момент времени

Сознание — высшая интегрирующая форма психики, результат общественноисторических условий формирования человека в трудовой деятельности при

постоянном общении с другими людьми

Характеристики сознания:

рефлексивная способность

произвольное мысленное представление и воображение действительности

способность к коммуникации

Бессознательное — те явления, процессы, свойства и состояния, которые актуально человеком не осознаются, но могут воздействовать на поведение человека.

Личностные проявления бессознательного (неосознаваемые человеком качества, интересы, потребности) проявляются в ошибочных действиях, непроизвольном забывании имён, обещаний, намерений, в сновидениях, мечтах, грёзах.

Задачи психологии:

научиться понимать сущность явлений и их закономерности

научиться управлять ими

использовать полученные знания в системе образования, в управлении, на производстве с целью повышения эффективности различных отраслей практики

быть теоретической основой деятельности психологической службы

Место психологии в системе наук

Психология является интегратором большинства научных дисциплин. Она взаимосвязана:

— с естественными науками (физиологией, биологией, анатомией)

— с общественными науками (историей, экономикой, юриспруденцией, социологией, искусствоведением).

Особенно важна связь психологии с педагогикой. Без знания психологии невозможна грамотная разработка содержания образования, подбор наиболее эффективных методов и приёмов обучения и воспитания.

Методологическим фундаментом для психологии является философия. Она определяет мировоззрение учёного и выбор им стратегии научного исследования.

Классификация отраслей психологии:

1) фундаментальная отрасль -общаяпсихология

2) специальные отрасли

Классифицируются по трём критериям

- различные виды человеческой деятельности: психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, психология рекламы, психология спорта и т. д.

- психологические аспекты развития:

генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения; сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека

возрастная психология описывает индивидуальные различия людей, процесс их формирования по возрастам, а также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой

психодиагностика рассматривает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации

дифференциальная психология описывает индивидуальные различия между людьми

- психологические аспекты отношений личности и общества: социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе взаимодействия и общения людей в различных группах

2) прикладные отрасли

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.

Среди психологов прикладных отраслей одни занимаются проблемами отдельных людей, другие решают проблемы в области образования, третьи создают программы для привлечения внимания людей к различным общественным мероприятиям.