Презентация на тему: Тема 3:

Тема 3:

Cознание и деятельность

План лекции:

1. Развитие психики в филогенезе.

2.Гипотезы о происхождении сознания. Сознание как высшая форма развития психики.

3.Неосознаваемые психические процессы, их виды.

4.Мозг и психика.

5.Понятие деятельности и её структура. Основные виды деятельности.

Литература

Абрамова Г. С. Общая психология. — М., 2004.

Введение в психологию (под ред. Петровского А.В.) — М, 1996.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.

Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. — М, 1992 Немов Р.С. Психология, т. 1 — М ., 1995.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1997.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира

и регуляции на этой основе поведения и деятельности

Основополагающие суждения о природе психики.

Психика — это свойство только живой материи, причём материи высокоорганизованной

Главная особенность психики заключается в способности отражать окружающий мир

Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды организма и формирования его поведения

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... воспитания), социальная(изучает взаимоотношение людей в группах), психология труда(рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности). Виды псих. Знания: 1) житейское – это ... сознание 2. Чувствительность 3.интеллектуальное поведение животных 2. перцептивная психика 1. сенсорная психика симпатический уровень 1. раздражимость - до психический уровень Раздражимость ...

Таким образом, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды

Развитие психики в филогенезе (гипотеза А.Н. Леонтьева)

Запомните!

Филогенез — постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции

Онтогенез — процесс развития индивида

Эволюция психики выражается в усложнении функций рецепторов исигнальной деятельности нервной системы, а такжев усложнении форм поведения и

совершенствовании способности к индивидуальному научению

Развитие психики в филогенезе

Допсихический уровень. Живые существа, не имеющие нервной системы (микроорганизмы, растения).

Свойственнараздражимость - способность живого организма реагировать на биологически значимые влияния. Внешне проявляется в двух формах- приближении и отталкивании.

Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биологически значимым воздействиям называются тропизмами

Объективным критерием психики являетсячувствительность - способность организмов отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами

Сенсорная стадия. Характерно отражение отдельных раздражителей, отдельных свойств предметов; нет отражения предмета в целом.

Развитие нервной системы:

12 стр., 5678 слов

Состояние человека (поведение, психика, нервная система и т. д.) после перенесенного инфаркта миокарда

... миокарда». Объектом работы является человек после перенесенного инфаркта миокарда. Предмет - поведение, психика, нервная система человека после перенесенного инфаркта миокарда. Цель работы - изучить состояние человека ... и удовлетворительную) и психическую дезадаптацию, когда формируются неврозы либо патологическое развитие личности (ипохондрия, кардиофобия, депрессия и др.). При успешной и ...

А) Сетевидная (диффузная) нервная система (медузы, гидры, кишечнополостные) — отдельные нервные клетки с отростками, нет управляющего центра. Недифференцированные реакции всего организма на отдельные раздражители.

Б) Ганглиозная нервная система (черви).

Нервные узлы соединены в единое целое, управляющий центр — головной узел. Характерны чёткие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность. Главную роль в поведении играют врождённые программы. Появляется чувствительность (!).

В) Усложнение ганглиозной нервной системы (насекомые).

Выделяют брюшной, грудной, головной нервные узлы. У высших насекомых есть обонятельные, зрительные, вкусовые ощущения. Двигательные способности усложняются (ползание, ныряние, полёт и т. д.).

Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных.

Стадия перцептивной психики.

Позвоночные животные, начиная с рыб и заканчивая млекопитающими, а также членистоногие, головоногие моллюски. Появляется центральная нервная система (происходит выделение головного и спинного мозга).

Доступно отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета. Характерна способность к восприятию, предметное отражение.

Свойственны такие формы поведения, как:

инстинкты — врождённые видовые формы поведения;

навыки — индивидуально приобретённые формы поведения

Развитие психикиСтадияв филогенезеинтеллектуального

поведения. Высшие животные(приматы, дельфины, собаки).

Появляются новые зоны в коре больших полушарий, зарождается возможность абстрагировать.

Достаточно точное приспособление к изменяющимся условиям Установление связей между различными предметами, пространственных связей в различных ситуациях. Решение двухфазных задач, в составе которых выделяется два этапа: подготовительный и исполнительный.

Гипотеза о происхождении сознания (А.Н. Леонтьев)

Создание орудий труда → человек не просто приспосабливается к окружающей среде, но и способен подчинять её себе

Совместная трудовая деятельность → образование человеческих сообществ → развитие коммуникации → возникновение языка

Возникновение языка → передача информации, накопленной в истории человечества, возможность сохранить информацию в памяти, развитие мышления, осознание человеком своего «Я», принципиально иной уровень регуляции психических состояний (при помощи слова)

Коллективный характер труда и развитие коммуникации

формирование специфических законов существования и

развития человеческого общества — законов нравственности и морали → появление критичности

мышления, возникновение понятий «хорошо» и «плохо»

Сознание — высший уровень развития психики и саморегуляции, свойственный

только человеку

Признаки сознания, отличающие его от психики животных:

сознание — система знаний о мире в понятиях;

связано с языком и речью и в них проявляется;

носит общественный характер;

позволяет отделять субъекта от объекта (человека от природы);

предполагает наличие способности к целенаправленной деятельности;

связано с переживаниями, с чувственным отношением к миру

Презентация на тему: Бессознательное — явления, процессы, свойства, которые человеком актуально не

Бессознательное — явления, процессы, свойства, которые человеком актуально не

осознаютсяНеосознаваемые процессы в психике человека

(по Ю.Б. Гиппенрейтер)

КЛАССЫ

ФОРМЫ

1

Неосознаваемые механизмы

1)

Неосознаваемые

сознательных действий

2)

автоматизмы

Неосознаваемые

3)

установки

Неосознаваемые

сопровождения

сознательных действий

2

Неосознаваемые побудители

Мотивы, влечения,

сознательных действий

инстинкты

3

Надсознательные процессы

Интуитивное мышление

Мозг и психика

Нервная система представляет собой скопление

нервных клеток — нейронов. Она состоит из двух

частей:

центральной нервной системы (в составе головного,

промежуточного и спинного мозга) и

периферической нервной системы, представляющей собой всю остальную её часть за исключением упомянутых выше отделов

Чем выше расположена та или иная её часть, тем сложнее её функция. Наиболее высокие отделы

представлены большими полушариями головного

мозга

Блоки мозга (по А.Р. Лурия)

1)Блок тонуса коры (энергетический) поддерживает оптимальный для жизнедеятельности и саморегуляции поведения тонус коры (уровень бодрствования) — аппараты верхнего ствола, ретикулярной формации и древней коры.

2)Блок приёма, переработки и хранения информации

анализирует и синтезирует, принимает, хранит и перерабатывает информацию из внешнего мира. Состоит из аппаратов, расположенных в задних отделах головного мозга (теменной, височной, затылочной)

3)Блок программирования, регуляции и контроля деятельности осуществляет формирование намерений, выработку программ действий и их выполнение во внешних (двигательных) и внутренних (умственных) актах. Эти функции реализуются передними отделами больших полушарий (ведущее место отводится лобным долям).

Посмотрите на рисунок. Какое лицо вам кажется более весёлым и довольным?

Это лицевой экспресс-тестДж. Джейна. С его помощью вы можете определить, какое полушарие у вас является доминирующим (ведущим).

Если левое лицо кажется Вам более весёлым и довольным, то доминирует правое полушарие, если же правое — ведущим является левое полушарие. Правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела.

Правое полушарие («художники»)

Левое полушарие («мыслители»)

Доминирование эмоций и интуиции

Преобладание логического мышления

Преобладание отрицательных эмоций

Преобладание положительных эмоций

Преобладание синтетического (целостного)

Преобладание аналитического

восприятия

восприятия

Точная интерпретация мимики и жестов

Хорошая ориентация в пространстве

Интуитивное образное мышление

Формальная логика и понятийное

мышление

Концентрированное внимание

Распределённое внимание

Эпизодическая непроизвольная память

Контекстная произвольная память

Преобладание подсознания

Преобладание сознания

Латерализация психических процессов

Основана на диалектическом единстве двух основных аспектов:

функциональной ассиметрии ((т.е. специализации) полушарий мозга и

их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.

Правое и левое полушарие мозга, соединённые межполушарной спайкой — мозолистым телом, выполняют различные функции. Мозолистое тело — пучок нервных волокон — представляет собой проводник, через который полушария обмениваются информацией и, возможно, «улаживают» проблемы, связанные с конфликтами между независимыми элементами.

Рефлексы

Безусловный рефлекс — естественная, генетически запрограммированная реакция, вызываемая без какоголибо научения специфическим раздражителем, который называется безусловным. Является врождённым и обеспечивает сравнительно несовершенное приспособление организма к меняющимся условиям среды.

Новыми, изменчивыми формами реагирования, формирующимися в течение жизни являются условные рефлексы — поведенческие реакции, запускаемые раздражителем, который первоначально был индифферентным (безразличным) после того, как этот раздражитель некоторое количество раз сочетался с безусловным раздражителем.

Сигнальные системы и динамический стереотип

И.П. Павлов отмечал, что в своём поведении животные руководствуются только сигналами первой сигнальной системы — непосредственно воздействующими раздражителями. В отличие от животных у человека, кроме первой сигнальной системы имеется такжевторая сигнальная система,

сигналами которой являются слова.

В естественных условиях жизни раздражители не существуют изолированно, любой предмет является комплексом раздражителей. Важнейшим проявлением системности в работе головного мозга является образование динамического стереотипа — системы реакций на определённые комплексы раздражителей.

Деятельность -внутренняяи внешняя активность человека, регулируемая сознательной целью

Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву)

1)Предметное содержание:

потребность, мотив, цель, условия

2)Операциональная часть: действия, операции, умения, навыки

Переход внешнего действия во внутреннее называется интериоризацией.

Переход внутреннего действия во внешнее —

экстериоризация

Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector