Презентация на тему: ПСИХОЛОГИЯТомский Политехнический КАК НАУКА Университет

ПСИХОЛОГИЯТомский ПолитехническийКАК НАУКА Университет

ЛЕКЦИЯ ФЕДОРЧУК Л, С,

Томск 2012

Содержание

1.Объект и предмет психологии.

2.Структура психики.

3.Органы психической деятельности.

4.Принципы психологии.

5.Отросли психологии.

6.Задачи психологии.

7.Методы психологии.

8.Основные этапы развития психологии.

9.Вопросы для размышления.

Литература

Психология — и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать

их.

Известный психолог конца XIX — начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая

история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... с его именем связано становление психологии как целостной науки. В своем труде «Основы физиологической психологии» Вундт утверждал, что психика состоит из определенных элементов, которые ... при исследовании психики нельзя ограничиваться сиюминутными переживаниями, но нужно учитывать и опыт и ассоциации. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. Вильгельм Вундт ...

в., однако истоки психологии

Психология (греч. psyche — душа;

logos — учение)-наукао закономерностях развития и функционирования психики как формы жизнедеятельности человека

(психология человека) и животных (зоопсихология).

Психика присуща человеку и животному, что позволяет говорить об общности психических процессов.

— различные

психологии

Объект — психика:

внутренний мир, возникающий в

процессе взаимодействия человека или животного с окружающим внешним миром, в процессе активногоотражения этого мира.

Предмет психологии

стороны психики.

Предмет психологии

Структура психики:

o психические процессы-

познавательные, эмоциональноволевые (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, чувства;

o психические состояния —

напряжённость, интерес, угнетенность;

o психические свойства личности

- направленность, способности, задатки, характер, темперамент.

Человек — родовое понятие,

указывает на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы к человеческому роду.

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, деятельность, общение, переживание, отношение, действие, личность)

... деятельностью; 2) широта переноса формирующихся психических качеств; 3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности. Функции способностей: Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов выделял три функции психики ...

• В нем утверждается генетическая предопределенность к развитию собственно человеческих признаков и качеств (сознания, способностей, речи, деятельности и др.).

Индивид - единичный представитель вида «homo sapiens», отличающийся морфологическими особенностями (рост, конституция, цвет глаз и др.), психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность и др.)

индивидуальность

Личность - субъект сознания и самосознания. Феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных (социальных) отношений.

Индивидуальность- неповторимое

своеобразие конкретной личности в совокупности унаследованных и приобретенных специфических особенностей. С помощью индивидуальности реализуется личностный потенциал, то есть заложенные возможности, способности.

Презентация на тему: Функции психики

Функции психики

1.Отражение внешнего мира.

2.Регуляция поведения и деятельности.

3.Ориентация организма в среде, адаптация.

Регуляция

Отражение

Адаптация

Функции психики

Ученые доказали (Н. А. Бернштейн, Р. Лурия К. Халл, П. К. Анохин и др.) что даже простое движение, приобретенное при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. А.

12 стр., 5985 слов

Оловной мозг и центральная нервная система

... к высшему знанию приносят головному мозгу и центральной нервной системе здоровье.   . Целомудрие приносит силу в деятельность головного мозга и ЦНС. -Развращенность ослабляет деятельность головного мозга и ЦНС, что ... Соотношения между нашим строением, характером и болезнями ОГЛАВЛЕНИЕ Головной мозг и центральная нервная система Сосуды головного мозга Лоб и височно-теменная область справа 2 стр. ...

Органы психической деятельности

1.Кора головного мозга

(зрительные, слуховые, осязательные и др. реакции, личностная сфера).

2.Спинной мозг (управление двигательными реакциями); мозжечок (ходьба, бег).

3.Нервная система ().

Органы психической

деятельности

1.Кора головного мозга (зрительные, слуховые, осязательные и др. реакции, личностная сфера).

2.Спинной мозг (управление двигательными

реакциями); мозжечок (ходьба, бег).

3. Нервная система (согласованная

деятельность различных органов и систем, регуляция функций организма, связь организма с внешней средой, благодаря чему мы чувствуем, реагируем).

Физиологическая основа психики

— нервная система

Нервная клетка

— нервная система

ПЕРЕДАЧА

НЕРВНОГО

14 стр., 6656 слов

Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности

... -экономического и общепрофессионального циклов: «Философия», «Введение в профессию», «Общая психология. Введение», «Общая психология. Личность» и др.. 1.2 Цель и задачи дисциплины Основная ... и гормональная система. Проявление эмоций с точки зрения функциональной асимметрии головного мозга. Экспериментальное исследование эмоций. Экспериментальные исследования влияния эмоций на познавательные процессы ...

ИМПУЛЬСА

Строение головного мозга

Презентация на тему: •Головной мозг состоит из нескольких отделов:

Головной мозг состоит из нескольких отделов:

задний мозг

средний мозг;

передний мозг;

большие полушария.

Большие полушария — самый крупный отдел головного мозга (правое и левое).

Полушария состоят из коры, образованной серым веществом, поверхность которого испещрена извилинами и бороздами, отростками нервных клеток белого вещества.

Деятельность мозга

• С деятельностью коры полушарий связаны процессы, отличающие человека от животных: сознание, память,

мышление, речь, трудовая деятельность.

По названиям костей черепа, к которым прилегают различные части больших полушарий, головной мозг делят

на доли: лобные, теменные, затылочные и височные.

Очень важный отдел головного мозга, отвечающий за согласованность движений и равновесие тела, — мозжечок

10 стр., 4944 слов

Лекция 1 Предмет психологии. Стр-ра психики. Личность

... -отрицание Согласно теории С.Л.Рубинштейна, понятие «личности» является основополагающим для психологии. Личность рассматривается как субъект, как основание, интегрирующее активность ... половозрастное, индивидуально-типическое свойство (телосложение, биохимическая реакция), нейродинамические свойства мозга, функциональная асимметрия больших полушарий. Взаимодействие первичных свойств – вторичные ...

— расположен в затылочной части головного мозга над продолговатым мозгом. Его поверхность Мозжечок соединен со всеми отделами ствола головного мозга.

Принципы психологии

Детерминизм

Единство сознания и Развитие

деятельности

Отросли психологии

По принципу деятельности:

психология труда;педагогическая;

инженерная;

юридическая;

авиационная;

космическая;

военная;спортивная;клиническая;искусства;науки и др.

По принципу развития:

возрастная;

сравнительная;

зоопсихология;

патопсихология;

психогенетика и др.

По принципу отношения личности и общества:

социальная;

политическая;

экологическая;

экономическая;психология личности;психология управления.

Когнитивная психология

Задачи психологии

1.Изучение законов психической деятельности в её

развитие.

2.Формирование способностей человека

ускоряющих научно технический прогресс.

3.Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

... -этичного маркетинга и проблемы психологии развития личности. Проблема психологической экспертизы рекламы и оценка ее эффективности. «Адвертологический» подход в психологии рекламы. Рекламная деятельность как диалог. Методические ...

биологических и социальных детерминант.

4.Определение основных закономерностей развития психики и личности человека на

каждом возрастном этапе.

5.Выяснение механизмов социализации и профессионализации развивающейся личности.

6.Исследование психологических причин отклонений в психическом развитии личности (для психотерапии).

7.Разработка новых методов точной диагностики

развития личности.

8.Другое.

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ:

Реализация в теорий и практике целостного подхода к человеку:

Ориентация на уникальную, творческую личность.

как к индивиду;

как к социальному существу;

как к объекту экологии;

как к саморегулирующейся личности, что предполагает ориентацию на развитую систему самовоспитания

На передний план выходит такая отрасль науки, как акмеология (психология высших достижений).

Методы психологии

Презентация на тему: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

1-й этап (V в. до н.э.) — психология как наука о

душе.

Идеалистический подход.

Предмет исследования — душа — нечто

независимое от тела, особая сущность,

обеспечивающая жизнь телу.

Наличием души объясняли непонятное в

жизни человека. Характерно понимание двойственности души (дуализм), в наиболее развитой форме это представлено в учении

Рене Декарта (1596−1650).

2-й этап (XVII — XIX вв.) — психология понимается какнаука о сознании; развитие социологии

связано с бурным развитием естественных

наук.

Предмет психологии - сознание.

Метод изучения сознания - интроспекция

(Джон Локк, 1632−1704).

Создание первой экспериментальной психологической лаборатории (1879 г.,

Лейпциг, Вильгельм Вундт) (1832−1920).

3-й этап (1 пол. XX в.) — психология как наука о поведении; предмет психологии — поведение.

Выделение психологических школ.

Бихевиоризм — Джон Уотсон

Гештальтпсихология — Вольфганг Келер, Макс Вертгеймер

Психоанализ и неофрейдизм — Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер

Когнитивная психология — Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер

Генетическая психология — Жан Пиаже

4-й этап (2. пол. XX в.) — психология как наука

изучает объективные закономерности, проявления и механизмы психики;

развитие отечественной психологии, в основе которой философская теория отражения (П. П. Блонский, К. Н. Корнилов и др.);

появление гуманистической психологии (Карл Роджерс, Абрахам Маслоу др.);

выделение трансперсональной психологии

(60-егоды XXв.).

Мысль о том, что психические явления тесно связаны с

работой мозга человека была сформулирована еще в

первом тысячелетии до нашей эры:

древнегреческим врачом Алкмеоном Кротонским (VI

в. до н.э.): «головной мозг есть «седалище души и

сознания";

Врачом и философом Гиппократом (ок. 460−377 г. до

н.э.);

Римским врачом Клавдием Галеном (ок.130−200гг.

н.э.), проводившим опыты на животных.

В течение более чем двухтысячелетней истории психологическое знание развивалось, углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

Особое значение для изучения этой проблемы имела рефлекторная теория психики. Понятие рефлекса (по-латыни— «отражение») в науку ввел французский ученыйРене Декарт. Но его взгляды были еще наивны и противоречивы.

В начале прошлого века физиология достаточно хорошо изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга создания рефлекторной теории психики принадлежит нашим соотечественникам И. М. Сеченову (18 291 905) иИ. П. Павлову (1849−1936).На ней зиждется материалистческая психология.

И. М. Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что «все акты сознательной и бесознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы».

Он выделил в рефлексах три звена:

- начальное звено - внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг;

- среднее звено - центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т. д.);

- конечное звено - внешнее движение.

По мнению И. М. Сеченова, рефлексы головного

мозга «начинаются чувственным возбуждением,

продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением".

Поскольку среднее звено не может быть

обособлено от первого и третьего, постольку все

психические явления — это неотделимая часть всего рефлекторного процесса, имеющего

причину (детерминированного) в воздействиях

внешнего для мозга реального мира.

Это была первая и успешная попытка создания рефлекторной теории психики.

Однако честь глубокой экспериментальной

разработки данной теории принадлежит И. П. Павлову, создавшему новую область науки —

учение о высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях

организма с окружающей средой.

Методы исследования

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

В основе высшей нервной деятельности лежит условный

рефлекс, представляющий собой одновременно и физиологическое и психологическое явление.

И. П. Павлов выделил три пары характеристик,

используемых для выявления типов высшей нервной

деятельности (ВНД):

сила — слабость;

уравновешенность -неуравновешенность;

подвижность — инертность.

Основываясь на многочисленных экспериментальных

данных, И. П. Павлов пришел к заключению, что различное сочетание этих характеристик позволяет

выделить следующие четыре типа ВНД:

I тип — сильный, уравновешенный, подвижный;

II тип — сильный, неуравновешенный, подвижный;

III тип — сильный, уравновешенный, инертный;

IV тип — слабый (неуравновешенный, инертный

Презентация на тему: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

Таким образом, в начале XX в. из двух разных областей

знаний — физиологии и психологии — оформились две специальные науки, которые занялись изучением

связей между психическими явлениями и

органическими процессами, происходящими в мозге

человека.

Это физиология высшей нервной деятельности и

психофизиология.

Представители первой науки обратились к изучению

органических процессов, происходящих в мозге,

которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом

нового опыта.

Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомофизиологических основ психики.

Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по

психофизиологии, стало понятие научения,

включающее в себя явления, связанные с памятью и, в

результате приобретения организмом нового опыта проявляющихся на психологическом и поведенческом

уровнях.

ВОПРОСЫ ДЛЯ

РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.Дайте понятие психики.

2.Определите функции психики.

3.Обьясните, в чем сущность принципов изучения природы психического.

4.Сформулируйте и проранжируйте задачи современной психологии.

5.Укажите специфику изучения природы психического на разных этапах развития науки психологии.

6.Приведите примеры использования прикладных психологических знаний в профессиональной деятельности современного специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1.Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000. — 608 с.

2.Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2007. — 896с.

3.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология. -СПб.:Питер, 2000. — 432 с.

4.Современный словарь по психологии. А-Я /Авт.-сост.В.В. Юрчук. — Минск: Элайда, 2000. — 704 с.

Спасибо за внимание!

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector