План лекции

ФГОУ ВПО «Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского»

Факультет психологии

Кафедра социальной и организационной психологии

План-конспект лекции на тему «Ощущение как психический познавательный процесс».

Общая дисциплина раздела: Общая психология

Аудитория: Студенты, 17-19 лет

Время: 1 час 35 минут

Выполнила: Соловьёва Ольга

Цель: Дать  представление  о  понятии  ощущении как первой ступени       познания окружающего мира. Задачи: 1. Стимулировать процесс познания себя и окружающей  действи-            тельности.         2. Раскрыть способы формирования ощущений и образов            окружающего мира у человека.         3. Ознакомить с методами изучения ощущений.         4. Дать психофизиологическую  характеристику различных видов            ощущений.         5. Определить способы развития ощущений.         6. Определение преобладающего вида ощущения  для  каждого            учащегося 

Метод обучения:

Метод : Передача знаний

Контроль знаний: Устный. Обратная связь: Рефлексия.

План:

План лекции:  1. Понятие ощущения.               2. Виды ощущений.               3. Основные закономерности ощущений.               4. Методы изучения ощущений.               5. Способы развития ощущений.

Домашнее задание: 1. Подготовить по желанию  устное  сообщение  на                      5-10 минут по теме данного урока.

19 стр., 9482 слов

Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников в процессе игровой деятель

Министерство общего и профессионального образования свердловской области Государственное образовательное учреждение Свердловский областной педагогический колледж Кафедра « Социальной педагогики и управления» Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников в процессе игровой деятельности. курсовая работа Исполнитель: Мундякова О.И. специальность 05071152 « Социальная педагогика ...

Литература

  1. Тихомиров А. «Трактаты». НПО МОДЭК 1993 г.
  2. Панкратов В. «Психотехнология управления собой», «Сфера», Москва, 1998 г.
  3. Бьюзен Т. «Максимально используйте свой разум», «Попурри», Минск, 2000 г.
  4. Бьюзен Т. «Научите себя думать!», «Попурри», Минск, 2000 г.
  5. Бендлер Р. «Используйте свой мозг для изменения», «Ювента», С-Пб., 1994 г.
  6. Андреас К. «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами», «Ювента», С-Пб., 1994 г.
  7. Боно Э. «Нестандартное мышление», «Попурри», Минск, 2000 г.
  8. Штернберг Р. «Отточите свой интеллект», «Попурри», Минск, 2000 г.
  9. Депортер Б. Хенаки М. «Квантовое обучение», «Попурри», Минск, 1998 г.
  10. Хьюитт В. «Тайные возможности вашей психики», «Питер», С-Пб, 2000 г.
  11. Алдер Х. «НЛП современные психотехнологии», «Питер», С-Пб, 2000 г.

1.Организационно-мотивирующий момент.

Здравствуйте, уважаемые студенты. Меня зовут Ольга Васильевна. Запишите тему сегодняшней лекции, она написана на доске.

2.Объяснение нового материала.

Познавательные психические процессы

Человек познает окружающий мир с помощью познавательныхпсихических процессов — ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Процесс познания осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществ­ляемого посредством понятий, суждений и умозаключений. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутрен­ней среды человек получает с помощью органов чувств в виде ощущений. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, не­посредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения являются источником знаний человека о мире и са­мом себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых су­ществ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощуще­ния имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.  С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состоя­ния нервной системы и индивидуальных особенностей человека. Предметы и явления действительности, воздействующие на органы чувств, называются раздражителями.  Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемыханализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения. Анализаторы состоят из:

2 стр., 801 слов

Психология развития.Что такое психический процесс.Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства

Содержание 1. Основные термины 1.1. Что такое психический процесс…………………………………3 1.2. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства……………………..3 2. Какие психологические условия должны быть созданы в детском саду для того чтобы подготовить ребенка к школе……………….…..5 3. Какие психологические условия должны быть созданы в ДОУ для реализации в ФГОС ДО ...

  • рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внеш­него воздействия в нервные сигналы;
  • проводящих нервных путей, по которым эти сигналы переда­ются в мозг и обратно к рецепторам;
  • корковых проекционных зон головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определен­ного вида воздействий — свет, звук и т.п., т.е. обладает специфи­ческой возбудимостью по отношению к физическим и химичес­ким агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого. Прием и обработка информации происходит в несколько этапов:  Р — ОЧ — НИ — ГМ — ОЩ — ЦВ — (ЭП) — ОП — (М) — (ОС).

Раздражитель (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), возникают нервные им­пульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступа­ют в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ).

4 стр., 1961 слов

Общие закономерности ощущений; чувствительность и ее пороги, адаптация, сенсибилизация Пороги чувствительности

... анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора. ... длительного действия на него раздражителя (например, обновление и разложение зрительного вещества ... две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: сенсибилизация вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов ...

Затем складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а затем, при мысленном сопоставлении текущей информа­ции и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысленное понимание информации (ОС).

Следовательно, в процессе любой познавательной деятельнос­ти отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом — восприятие.  Информация, на основе которой складывается цело­стный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зри­тельных образов), кинестетическим (восприятие чувственных об­разов).

Ощущения

Ощущения бывают зрительные, слуховые, обо­нятельные, вкусовые, осязательные, двигательные и другие. Зрительные ощущения вызываются воз­действием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор и бывают черно-белыми и цветными. Наружным воспринимающим «прибором» является сетчатка обо­лочки глаза. Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты, силы и качества, например, музыкальные звуки, шумы и т.д. Они вызываются воздей­ствием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел. Обонятельные ощущения являются отражением запахов. Обоня­тельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц веществ в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, в слизистой оболочке носа, Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химичес­ких свойств веществ, растворенных в слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи. Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним. Эти ощущения также отражают тем­пературу предметов окружающей среды и внешнее болевое воз­действие. Перечисленные ощущения называются экстероцептивными и состав­ляют единую группу анализаторов, расположенных на поверхности тела. Эти ощущения подразделяются на контактные и дистантные. Контактные ощу­щения вызываются непосредственным прикосновением к поверх­ности тела, дистантные — раздражителями, дей­ствующими на органы чувств на некотором расстоянии. Отдельную группу составляют ощущения, которые от­ражают движения и состояния самого тела. Их называют двига­тельными или проприоцептивными.  Двигательные ощущения отра­жают положение конечностей, их движения и степени прилагае­мого усилия. Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их.  Ощущения положения, например равнове­сия, также играют важную роль в процессе восприятия, например, устойчивости. Кроме того, имеется группа органических ощущении — внут­ренних, итероцептивных. Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошно­ты, внутренние болевые ощущения и др. Различные виды ощущений характеризуются общими свойствами. К та­ким свойствам относятся: качество — особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные варианты ощущений внутри вида (например, по цвету); интенсивность — количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя; продолжительность — временная характеристика ощущений. Определяется вре­менем воздействия раздражителя. Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа. Нижний порог ощущений — минимальная величина раздражи­теля, вызывающая едва заметное ощущение.  ^ Верхний порог ощуще­ний — максимальная величина раздражителя, которую анализа­тор способен воспринимать адекватно.  Диапазон чувствительнос­ти — интервал между нижним и верхним порогом ощущений. Дифференциальный порог — наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавли­вается. Оперативный порог — величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигаютмаксимума. Величина оперативного порога в 10-15 раз больше величины диф­ференциального порога. Временной порог — минимальная продолжительность воздей­ствия раздражителя, необходимая для возникновенияощущения. Латентный период реакции — промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. ^ Инерция — время исчезновения ощущения после окончания воздействия. Для осуществления эффективного воздействия на человека не­обходимо учитывать характеристики его анализаторов.  Например, инерция зрения у нормального человека со­ставляет 0,1 — 0,2 сек, поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше вре­мени сохранения ощущений, равного 0,2 — 0,5 сек. Иначе будут замедляться скорость и точность реагирования, по­скольку во время прихода нового сигнала у человека будет еще оставаться образ предыдущего. Чувствительность анализаторов непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий. Орга­ны чувств обладают свойством приспособления. Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздра­жителя и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.  Изме­нение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Вза­имодействие ощущений проявляется в повышении и пониже­нии чувствительности: слабые раздражители повышают чувстви­тельность анализаторов, а сильные понижают. Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсиби­лизации и синестезии. Сенсибилизация — повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может раз­виться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слу­ховая чувствительность, у дегустаторов — обонятельные и вкусо­вые ощущения.  Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, при воздействии звуковых раздражите­лей у человека могут возникать зрительные образы.

7 стр., 3405 слов

Тематика практических занятий

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». «Повести Белкина» А. С. Пушкина. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Своеобразие лирики А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Своеобразие лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Образ женщины в лирике Н. А. ...

7 стр., 3023 слов

Ощущения 2

Тема: ОЩУЩЕНИЯ. Понятие ощущения. Физиологические механизмы. Виды ощущений. Закономерности ощущений. Развитие ощущений. Понятие ощущений. Познание человеком окружающего мира начинается с накопления информации при помощи органов чувств. Предметы и явления воздействуют на наши органы чувств, и мы ощущаем это воздействие. Мозг получает сигналы о том, что происходит в окружающем мире и внутри самого ...

7 стр., 3379 слов

2. Понятие «чувство взрослости»

Лекция 20. Характеристика подросткового возраста План: 1. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте. Начало полового созревания и социально-психологические проблемы полового воспитания. 2. Понятие «чувство взрослости». 1. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте. Начало полового созревания и социально-психологические проблемы полового ...

Благодарю вас за внимание. До следующего занятия.