НейропсихологияЛ3

Лекция № 3.

Тема: Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной системы.

У детей:

Поражения нервной системы, с учетом причин, приводящих к разным патологическим состояниям, отклонениям в психическом развитии ребенка, можно сгруппировать следующим образом (Бадалян Л. О., 1984; Петрухин А. С, 2004).

1. Перинатальные поражения нервной системы, обусловленные вредными воздействиями в период беременности, во время ро­дов и ранний послеродовой период (перинатальный; период — период с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки после рождения).

К патогенным факторам можно отнести забо­левания матери:

♦ интоксикации, инфекции, токсикозы и др.;

♦ повреждения нервной системы во время родов вследствие аку­шерских манипуляций;

♦ средовые воздействия в виде различных экологических фак­торов.

Более раннее время воздействия на нервную систему приводит к более выраженным клиническим проявлениям в будущем, при этом разные вредные влияния могут приводить к сходным по­следствиям (пренатальные нарушения — инфекции, вредные привычки, наследственные нарушения, закладка нервной системы происходит на 4 нед. эмбрионального периода).

Наиболее часто в перинатальной патологии встречаются асфик­сия (кислородная недостаточность) при рождении и внутриче­репные родовые травмы (кровоизлияния в мозг, нарушения моз­гового кровообращения).

2. Наследственные заболевания нервной системы, связанные с из­менениями генетической информации. Для наследственных забо­леваний характерны прогрессирующий тип развития нарушений, прямое или опосредствованное поражение определенных от­делов мозга, периферических отделов нервной системы, мышц. Дегенеративные процессы могут локализоваться в конкретных отделах нервной системы — мозжечке, экстрапирамидной, пирамидной системах. С другой стороны, например, при наслед­ственном нарушении обмена аминокислот (фенилкетонурии) образуются вещества, токсически воздействующие на централь­ную нервную систему, что, в свою очередь, приводит к наруше­нию процессов миелинизации.

5 стр., 2498 слов

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.

... лабильность характери­зуют функциональное состояние нервной системы челове­ка, определяют его психические процессы. Нарушение про­водимости и возбудимости нервной ткани, например при общем наркозе ... раз превышает фазу абсолютной рефрактерности. Дейст­вие раздражителей в этот период способно вызывать сла­бую реакцию. Наконец, эта фаза сменяется фазой ...

3. Инфекционные заболевания нервной системы наиболее часты в детской неврологии. Эти процессы могут захватывать различ­ные отделы нервной системы, оболочки, сосуды мозга. К пора­жениям головного мозга относятся энцефалиты — воспаления вещества мозга, менингиты — воспаления мозговых оболочек.

4. Черепно-мозговые травмы составляют около половины всех случаев травматических повреждений в детском возрасте.

5. Опухоли головного мозга у детей составляют до 5% случаев органических повреждений центральной нервной системы. У маль­чиков новообразования встречаются несколько чаще, чем у де­вочек.

6. Эпилепсия — хроническое прогрессирующее наследственно обу­словленное или приобретенное заболевание, сопровождающее­ся расстройствами сознания, судорогами, психическими изме­нениями.

Причины возникновения различных повреждений центральной не­рвной системы многообразны. К ним можно, в самом общем виде, от­нести биологические (врожденные) и средовые, обусловленные раз­личными внешними вредностями (органического и неорганического характера).

Отрицательное влияние наследственности связано с наследствен­ными заболеваниями, болезнями родителей (наркомания, алкого­лизм, токсикомания), неудачным сочетанием генетических кодов родителей и др.

Неблагоприятное влияние на протекание внутриутробного разви­тия оказывают травмы, токсикозы, стрессы, тяжелые соматические заболевания, экологические факторы и т. д. В постнатальном периоде на возможные отклонения в формировании нервной системы и пси­хическом развитии ребенка оказывают действие те же факторы, но существенную роль начинает играть и такой фактор, как социальная ситуация развития ребенка.

5 стр., 2141 слов

дидактическая игра как средство коррекции звукопроизносительной системы речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

... процесс, происходит автоматически, рефлекторно, осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и ... дефекта является наиболее продуктивной и предупреждает трудности обучения в школе. Важность помощи детям с нарушением ... Центральный речевой аппарат находится в головном мозге, который посылает нервные импульсы к исполнительному отделу (переферическому). ...

Важным фактором, приводящим к органически обусловленным на­рушениям психического развития, является питание, особенно в пер­вые два года жизни ребенка, которые связаны с быстрым ростом тела и мозга (Берк Л. Е., 2006).

Большую роль при этом играет грудное вскармливание. В бедных регионах мира, где наблюдается преимущественно грудное вскармли­вание, дети в меньшей степени страдают от недоедания и в 6−14 раз чаще выживают на первом году жизни по сравнению с младенцами в развитых странах. Это связано со сбалансированностью грудного мо­лока, наличием в нем защитных механизмов от респираторных и ки­шечных заболеваний, которыми наиболее часто страдают дети. Груд­ное вскармливание в течение 6 месяцев позволило бы спасть жизни 1 миллиона младенцев ежегодно.

От недостаточного питания страдает 40−60 % детей во всем мире. Недоедание оказывает влияние на способность к обучению и на пове­дение. Предполагается, что оно приводит к нарушению процессов ми­елинизации, к потере веса мозга в ходе его созревания. В результате этого наблюдается снижение когнитивных способностей, плохо фор­мируются координация тонкой моторики, регуляция внимания, сни­жается стрессоустойчивость.

Одним из наиболее важных, неорганически обусловленных факто­ров, которые приводят к нарушению развития, является эмоциональ­ное благополучие, связанное с проявлениями любви, внимания к ре­бенку.

Л. Е. Берк, американская специалистка по детскому развитию, выделяет две формы:

1. Манифестируется с 18 месяцев в виде симптомов общего истощения, апатии, отчужденности. Ребенок тревожно отсле­живает действия взрослых, не отвечает улыбкой на приближение ма­тери, отводит от нее глаза. Это связывают с семейной, атмосферой, холодностью и враждебностью матери, а действия ребен­ка в этом случае выполняют защитную функцию.

12 стр., 5680 слов

Развитие отделов головного мозга детей раннего возраста, подвергшихся внутриутробному воздействию алкоголя

... жизни этот процесс охватывает наиболее филогенетически новые области, развитие которых особенно характерно для полушарий конечного мозга человека. Тем не менее кора полушарий ребенка ... дендритов, рост которых ведет к раздвиганию тел нейронов. Большой скачок в степени зрелости коры мозга ребенка по сравнению ... В США ежегодно рождается около 8 тыс. детей с АСП и около 40 тыс. детей с различной степенью ...

2. Психосоциальная задержка роста, которая проявляется в возрасте от 2 до 15 лет. Проявляется в снижение роста и трудности адаптации (последнее от­личает их от детей с нормальным низким ростом).

Предполагается, что эмоциональная депривация приводит у таких детей к наруше­нию связи между гипоталамусом и гиппокампом, а это, в свою оче­редь, — к задержке роста. Снятие эмоциональной блокады приво­дит к компенсации.

Причины заболеваний нервной системы у взрослых:

1. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) — одна из наиболее частых причин инвалидности и смертности населения. В США ежегодно вследствие ЧМТ погибают около 50 тыс. человек. Частота ЧМТ в России составляет примерно 4:1000 населения, или 400 тыс. пострадавших ежегодно, при этом около 10% из них погибают и еще столько же становятся инвалидами.

В мирное время основными причинами ЧМТ являются дорожно-транспортные происшествия и бытовой травматизм.

2. Инфекционные заболевания — менингококковая инфекция, клещевой энцефалит.

3. Опухоли головного мозга

4. Инсульты — геморрагический и ишемический. Наиболее опасен стволовой, менее опасен — корковый.

5. Заболевания старческого возраста — болезнь Альцгеймера, паркинсонизм.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на ... за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими ... фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок эмоционально подпевает, различает музыкальный темп и ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector