Материал по системам психологии

5

Понятие «конструктивизм» сегодня употребляется в науке и философии в двух значениях: в широком смысле — как обозначение новой оформляющейся парадигмы исследований в социальных науках со своей онтологией, эпистемологией, методологией и этикой [31], и узком — как название конкретного направления в психологии и социологии (Ж. Пиаже, Дж. Келли, Дж. Брунер, П. Бергер и Т. Лукман идругие), являющегося составной частьюэтой парадигмы. Впервые само понятие конструктивизма было использовано при обсуждении проблем теории познания в работах Ж. Пиаже и Дж. Келли в 1950е гг.Полноправно же оно вошло в обиход и приобрело статус понятия, обозначающего определенную эпистемологическую позицию, после статьи П. Ватцлавика в сборнике 1981 г. «Изобретенная действительность» .

Множество теорий, образующих идейное пространство парадигмы конструктивизма, можно достаточно четко разделить на три направления, или ветви:

1) конструктивизм в узком смысле слова,

2) радикальный конструктивизм,

3) социальный конструкционизм.

Все три исторически развивались в значительной мере независимо от друг от друга, опирались наразные постулаты, традиции и исследования, и поособому подходят к тому, что считать реальным и существующим

КОНСТРУКТИВИЗМ (В УЗКОМ СМЫСЛЕ): ЯЗЫК, КУЛЬТУРА И СПОСОБЫ КАТЕГОРИЗАЦИИ МИРА

К данному направлению относят генетическую эпистемологию Ж. Пиаже, личностный конструктивизм Дж. Келли, теорию категоризации Дж. Брунера, феноменологическую социологию знания П. Бергера и Т. Лукмана, теорию социальных систем Н. Лумана. Центральная идея этого направления —представление о познании не как об отражении и репрезентации, но как об активном построении образа познаваемых предметов и событий в сознании субъекта. Как отмечал Дж. Келли: «События не приходят к нам и не говорят, что и как надо делать, — они просто идут своим чередом. Если чтото и управляет нашими мыслями и действиями, так это созданная

нами структура» [10; 32]. Одно из ключевых понятий данного направления — понятие конструкта (категории, категоризации и т.п.), от которого и происходит понятие «конструктивизм».

В общем смысле конструкты — это способы истолкования мира, своеобразные классификационнооценочные шаблоны, которые человек создает для предсказания событий и через которые он воспринимает мир. Важно заметить, что в конструктивизме еще признается возможность более и менее адекватного соответствия конструктов (знаний) реальности и, как следствие,возможность более и менее подлинных знаний, теорий, интерпретаций. «Суще

16 стр., 7558 слов

Понятие смысла жизни и его составляющие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии Кафедра Социальной психологии Курсовая работа на тему: «Понятие смысла жизни и его составляющие» Выполнила: Студентка 4 курса Очного отделения Факультета психологии Специализация: социальная психология Бурмистрова Е.В. Научный руководитель: Плахотникова И.В. МОСКВА 2010 Содержание: ...

ствуют разные способы истолкования мира. Одни из них бесспорно лучше, чем другиеТак как абсолютное истолкование мира неосуществимо, мы вынуждены будем довольствоваться рядом последовательныхприближений к нему»

РАДИКАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ:КОММУНИКАЦИЯ, САМООРГАНИЗАЦИЯ И ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛЕЙ МИРА

Данную группу теорий образуют коммуникационный конструктивизм П. Ватцлавика, радикальный конструктивизм Э. фон Глазерсфельда, эпистемология замкнутости Х. фон Фёрстера, теория ав топоэтических структур У. Матураны и Ф. Варелы, нейробиологический конструктивизм Г. Рота. В обосновании своей позиции сторонники радикального конструктивизма обращаются не только к

психологии и антропологии, но и к таким теориям и дисциплинам, как кибернетика, нейробиология, к теориям коммуникации, теориям систем и теориям самоорганизации (идеи Н. Винера, Р. Эшби, Г. Бейтсона и других).

Время рождения этого направления приходится примерно на середину 70х гг. XX в.

Отличие позиции радикального конструктивизма от конструктивизма в узком смысле — в достаточно крайней (с точки зрения распространенных теорий познания и здравого смысла) формулировке идеи конструирования знания, а также в смещении акцентов с анализа влияния

культуры на анализ характеристик биологических организмов, нервной системы и мозга. Сторонники данного направления говорят о невозможности получения знаний извне, невозможности какоголибо переноса, открытия, отражения, отображения действительности, связывая это с информационной замкнутостью живых организмов — невозможностью выйти за пределы создаваемой ими когнитивно картины реальности. С этой точки зрения, наши

знания в значительной мере отражают специфику структурной и функциональной организации нашего организма, нервной системы, мозга и языка в контексте их взаимодействий со средой. Центральная идея радикального конструктивизма заключается в том, что знание представляет собой не картину объективной действительности, а скорее определенный способ организации и согласования собственного опытав процессе жизнедеятельности [5]. Именно поэтому вместо понятия соответствия действительности в эпистемологии и понятия адаптации организмов к действительности в биологии Э. фон Глазерсфельд предлагает понятия пригодности (знаний, теорий) и жизнеспособности (организмов, когнитивных структу

18 стр., 8532 слов

Экзистенциально-феноменологическое направление в социальной психологии

... и внешнего мира человеком представлен в конструктивизме, наиболее радикальной формой которого является социальный конструктивизм. Конструктивизм, уходящий ... естественнонаучного подхода, доминирующего во многих направлениях психологический исследований. Феноменология изучает феномены ... абсолютно истинным знанием о реальном мире, а только знаниями о мире интерпретируемом - мире, который существует ...

3. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ:СООБЩЕСТВО, ДИСКУРС И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ

Родоначальниками этого направления являются К. Герген, Р. Харре, Дж. Шоттер.

Родственными этому направлению выступают: дискурсивная психология Дж. Поттера и М. Уэзерелл, нарративная психология Т. Сарбина и позднего Дж. Брунера,

теория диалогического «я» Г. Херманса. Помимо идей постмодернизма и постструктурализма сторонники данного направления опираются на нарратологию,герменевтику, философию диалога, теорию речевых актов, литературоведение (идеи Ф. Ницше, Л. Витгенштейна, М. Фуко, М.М. Бахтина и других).

Социальный конструкционизм возник в рамках социальной психологии в конце 70х гг. XX в.

Социальный конструкционизм — это направление в социальных науках, признающее первостепенную роль дискурса и отношений между людьми в конструировании ими мира и собственного «я», необходимость отказа от представления о всеобщих абсолютных истинах, эталонах поведения и психологических процессах,рассматривающее последние в привязке к культуре и истории конкретных сообществ, призывающее к многоголосию и взаимообогащению различных дискурсов (языков и способов интерпретации мира),демократизации и социальному преобразованию сознания людей

Социальный конструкционизм находится в оппозиции к традиционной для западной философии и когнитивной науки трактовке знания как продукта восприятия и рационального мышления познающего субъекта. Именно в этом месте социальные конструкционисты расходятся с представителями конструктивизма ирадикального конструктивизма. Мы конструируем мир не индивидуально в своем сознании, а совместно — в разговоре, соглашениях, социальных практиках. С позиции социального конструкционизма, все, что мы считаем существующим, реальным, ценным, красивым, правильным, достойным для научного или духовного постижения, конструируется посредством языка в отношениях с другими людьми. Различные конструкции мира тесно связаны с внутригрупповым согласием в различных сообществах (этнических, профессиональных, научных, религиозных)

9 стр., 4322 слов

Публицистический антропотекст как отражение социальной позиции адресата

... Голев Публицистический антропотекст как отражение социальной позиции адресата Статья ... т.е. в дискурсе языковой личности; 2) когнитивный, характеризующий свойственную личности картину мира и ... реципиент должен обладать достаточным объемом специальных знаний в той области, в рамках ... рассматривать обобщенные понятия, крупные концепты, идеи, отношения между которыми носят подчинительно-координативный ...

Таким образом, ключевыми для социального конструкционизма становятся понятия сообщества, отношений между людьми, социальных конвенций, языка,дискурса, нарратива, диалога, социальных практик. Социальноконструкционистские исследования, по словам К.Гергена, обращены к пониманию способов производства того, что мы считаем объективным знанием, к изучению литературных и риторических приемов обоснования, освещению идеологической и ценностной нагруженности того, что считается само собой разумеющимся, определению исторических корней различных форм понимания,исследованию диапазона изменчивости человеческих смыслов в разных культурах . Подобного рода исследования относят к группе «качественных исследований» — современной быстро развивающейся области методологии психологии и

Можно также выделить ряд положений, касающихся ключевых проблем эпистемологии (проблемы знания, истины и критериев качества знания), в которых сходятся перечисленные направления. В тезисном виде мы сформулировали бы их так:

1) познание — это выстраивание;

2) истина множественна;

3) критерий «хорошего» знания — пригодность.

Во-первых, мы по особому выстраиваем и классифицируем объекты в силу особенностей нашего организма, когнитивных структур, наших действий и категорий языка, который мы используем для осмысления воспринимаемого (позиция конструктивизма в узком смысле).

Во- вторых, мы создаем различные конвенциональные социальные реальности, руководящие нашим поведением и формирующие нашу идентичность (позиция социального конструкционизма).

6 стр., 2605 слов

Знание особенностей психического мира 2

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет Кафедра психологии КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: "Психология" Тула 2010 г. Задание 1 Что такое психика? Этот вопрос с давних времен встает не только перед учеными, но и перед обычными людьми. Психика от греч. ...

В этом отношении конструктивизм противостоит позиции репрезентационизма, в соответствии с которой наши знания являются формой репрезентации (отражения) независимой от нас объективной реальности.

Истина множественна. Это означает, что не существует всеобщих, универсальных «Истин» вне отношения к позиции наблюдателя, социальным соглашениям и культурноисторическому контексту. Келли — представление о том, что всегда возможны альтернативные истолкования, теории, конструкты,способы концептуализации и репрезентации событий .В радикальном конструктивизме истина и ложь, добро и зло также не рассматриваются внеконтекстными абсолютными ценностями, равно как и произвольными

Критерий «хорошего» знания — пригодность.- представление о том, что конечным критерием качества знания является его пригодность. Дж. Келли пишет,что хотя альтернативные истолкования всегда доступны, некоторые из них определенно являются плохими инструментами. Он вводит понятие «диапазон пригодности», т.е. того пространства реального мира, на котором данный конструкт или теория обеспечивает зону полезного действия [

КОНСТРУКТИВИЗМ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Несмотря на то, что отечественная психология на протяжении продолжительного периода связывала себя с теорией отражения и объективистскими воззрениями, за рубежом некоторые идеи отечественных психологов устойчиво относят к конструктивистским. Прежде всего следует сказать о взглядах Л.С. Выготского, который не без оснований рассматривается как один из родоначальников конструктивизма наряду сЖ. Пиаже. Целый ряд идей Л.С. Выготского был серьезно воспринят и активно сегодня используется в самых различных направлениях конструктивистской ориентации (в конструктивизме, социальном конструкционизме, нарративной, дискурсивной, культуральной психологии, теории диалогического «я»).

Это и представление о том, что интрапсихическое производно от интерпсихического, что все высшие психические функции человека сутьсоциальные отношения, отношения между людьми, перенесенные внутрьДругая идея Л.С. Выготского — идея знаковой, символической опосредствованности (восприятия, запоминания, мышления и т.д.), употребления знака как решающего фактора в развитии

11 стр., 5017 слов

Отражение идеи развивающего обучения у различных авторов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БГПУ ИМ. М. ТАНКА ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ОСНОВ ДЕФЕКТОЛОГИИ Контрольная работа по дисциплине «История педагогики» на тему: «Отражение идеи развивающего обучения у различных авторов. Выполнила: студентка II курса 201 группы заочного отделения (бюджетная форма обучения) Ирина Анатольевна МИНСК 2007 СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ...

сознания человека, зависимости осознания субъектом мира от сложности организации языковых значений, которыми он оперирует. Можно указать и на некоторые идеи А.Н. Леонтьева, которые в определенном смысле также могут быть истолкованы как конструктивистские, хотя относить его к конструктивистам было бы все же сильным преувеличением. Это и постоянно подчеркиваемая А.Н. Леонтьевым идея активности, пристрастности субъекта и способаего «отражения» мира, а также центральное представление теории деятельности о том,что деятельностное существование оказы вает решающее влияние на способ «отражения» мира субъектом [12]. В работах А.Н. Леонтьева, его коллег и учеников П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.К. Тихомирова была экспериментально показана зависимость восприятия, памяти, мышления,эмоций от действия и деятельности субъекта, что позднее было описано как принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности .Эти идеи сильно перекликаются с идеей Э. фон Глазерсфельда о познании как образе действия, как результате целенаправленной деятельности субъекта, об оперировании как свойстве любой когнитивной сущности . Можно упомянуть также идеи современных отечественных психологов —

В.П. Зинченко, Г.М. Андреевой, С.Д. Смирнова, А.Г. Асмолова, В.В. Знакова, которые также в определенном смысле можно трактовать как конструктивистские,а также взгляды В.Ф. Петренко, прямоассоциирующего себя с данным направлением

ДИСКУРС

(фр. discours, от лат. discursus — рассуждение, довод) — одно из сложных и трудно поддающихся определению понятий современной лингвистики, семиотики и философии, получившее широкое распространение в англо- и особенно франкоязычных культурах. Значение слова — речь, выступление, рассуждение. В рус. языке, как и во многих европейских, этому слову нет эквивалента

В центре внимания лингвистов оказались проблемы дискурса, понятого как сложное коммуникативное явление, включающее помимо текста и ряд внелингвистических факторов (установки, цели адресатов, их мнения, самооценки и оценки другого) Дискурс тем самым создается в определенном смысловом поле и призван передавать определенные смыслы, нацелен на коммуникативное действие со своей прагматикой. Решающим критерием дискурса оказывается особая языковая среда, в которой создаются языковые конструкции. Поэтому сам термин “дискурс” требует соответствующего определения— “политический дискурс”, “научный дискурс”, “философский дискурс

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...