Лекция 15 «Сомнения и критика»

  1. Предостережения З.Фрейда о возможных ошибках при толковании сновидения.

1) -никогда не известно как следует понимать определенный элемент сновидения – в собственном смысле или символически

— при совпадении противоположностей при работе сновидения всякий раз остается неопределенным в каком смысле следует понимать тот или иной элемент сновидения — в позитивном или негативном, как таковой или как его противоположность

-из-за наличия в сновидениях инверсий, толкователь может находить инверсии в любых местах сновидения и уводить от истины.

— редко бываешь уверен, что найденное толкование сновидения – единственно возможное. Есть опасность просмотреть иное толкование того же самого сна.

То есть произволу толкователя предоставляется свободное пространство, а изъяны могут быть связаны не со сновидением, а объясняются недостатками толкователя.

2) нам кажется, что многие толкования надуманны, притянуты за уши, неестественны, комичны.

Толкования кажутся надуманными, если они не нравятся сновидцу, а значит не верны.

  1. Что говорит З. Фрейд о символах и двусмысленности.

Он утверждает, что нужно положиться на умение толкователя. То, что кажется произволом в толковании символов, устраняется тем, что аналитик знает жизнь и насущные переживания сновидца, его психическую ситуацию, на которую опирается сновидение. Именно эти факторы и заставляют толкователя выбрать нужную линию и отвергнуть неподходящие варианты.

Совпадение противоположностей при работе сновидения аналогично противоположному значению «первых слов» в древних языках. Но в то время, если в письменности и речи использовали одно и то же слово для объяснения двух смыслов ( например слабый и сильный буквенно обозначались как ken).

Но при письме добавляли фигурку человека либо стоящего либо сидящего. При разговоре дополняли жестами и эмоциональным сопровождением. В случаях неопределенностей слушателям надо было руководствоваться контекстом.

То есть язык состоит лишь из сырого материала подобно тому как язык, выражающий наши мысли, благодаря работе сновидения разлагается на его сырой материал, где отсутствует выражение отношений.

Но если древние языки становились понятными при помощи контекста, жестов, эмоций, письменных пояснений, то есть при помощи вспомогательных средств становились нам понятными, то сновидение никому не собирается ничего говорить, оно не является средством сообщения. Наоборот, оно нацелено на то, чтобы оставаться непонятным.

4 стр., 1627 слов

Теория сновидений Зигмунда Фрейда – "Толкование сновидений"

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» Юридический факультет Кафедра философии. Теория сновидений Зигмунда Фрейда – «Толкование сновидений» Научная работа по философии студента I курса очного отделения юридического факультета Леухиной Елизаветы Михайловны ...

  1. Смещение в сновидении.

С помощью смещения цензура сновидения создает замещающие образования, намеки. Но эти намеки как таковые распознать не просто, от которых тяжело найти обратный путь к настоящему и которые связаны с этим настоящим по средствам самых странных ассоциаций.

Но нельзя ожидать, что то, что было спрятано, удастся найти на своем месте и в неизменном виде.

  1. Остроты и сновидения.

Отдаленные, самые странные связи, кажутся нам то комичными, то остроумными связями между скрытыми элементами сновидения и их явной заменой. И часто толкователь не может самостоятельно объяснить смысл сновидения. Т к ни один человек не может догадаться о имеющейся связи. Сновидец дает нам перевод либо сразу благодаря пришедшим в голову ассоциациям и поясняет нам замещающее образование. Либо сновидец дает так много материала, что толкователь может прийти к пониманию. Если сновидец не дает информации никакими путями, то такой элемент сновидения так и останется нераскрытым.

  1. Выводы.

Можно повлиять на смысл сновидения извне. Если у врача есть импульсы, которые стали для анализируемого важными, то они могут попасть в сферу дневных остатков, подобно другим аффективно заряженным неразрешенным интересам дня могут служить психическим раздражителем для образования сновидения. Можно повлиять на то, о чем будет сон, но не то, что именно ему будет сниться.

Для того, чтобы показать симптомы невротических заболеваний, выявить их смысл и доказать их отношение к личности человека может понадобиться много времени. Сновидения дает нам самый быстрый способ к пониманию невротического заболевания. Сновидение помогает выявить бессознательность душевных процессов, механизмы, которым они повинуются и силы влечения, которые в них выражаются. Таким образом мы можем выявить аналогию в построении сновидения и невротического симптома.

27 стр., 13011 слов

Тарабрина н.В. Диагностика посттравматических стрессовых расстройств у участников боевых действий

Проблема изучения психологических последствий переживания человеком травматического и, в частности, военного стресса, остается актуальной не только для академической науки, но и драматически значимой для нашего общества. Анализ особенностей послевоенной адаптации жертв травматического стресса различной этиологии, в т. ч. и ветеранов боевых действий, а также разработка принципов оказания им ...

Лекция 16. Психоанализ и психиатрия

  1. Что говорит Фрейд об убеждениях, почему он уделяет этому внимание?
  2. Переходя на главу сравнения психоанализа и психиатрии, Фрейд объясняет, что, в отличие от предыдущего материала, он больше не будет рассуждать вместе с нами. Далее следует довериться ему. Говорит о том, что его задача не убедить нас, а разбудить наше мышление и постараться отклонить наши предубеждения.

Если вследствие не знания материала мы не можем составить своего суждения, то мы не должны ни принимать, ни отвергать мы должны слушать и позволить воздействовать на нас услышанному материалу.

Убеждения появляются не так просто, а если мы пришли к ним без усилий, то они оказываются не столь ценными и не столь стойкими. Право на убеждения имеет тот, кто изучит большое количество материала и испытал переживания.

Вообще, зачем в научной сфере нужны эти поспешные убеждения, быстрые обращения в другую веру и моментальное отвержение.

Часто пациенты приходят к аналитику без особой убежденности и веры в психоанализ. Вот и нам следует спокойно дать вырасти у себя психоаналитическому пониманию.

  1. Что такое невроз и невротическое действие?

Невроз – расстройство психики, процесс этот неизвестен и проходит в бессознательном. Проявляется в симптоматических действиях, которые находят причинно-следственную связь (они хорошо детерминированы).

То есть они не случайны и не бессмысленны.

Невротическое действие — не случайно, оно имеет мотив, смысл и намерение. Оно принадлежит к душевной взаимосвязи, которую можно указать и в качестве незначительного проявления оно свидетельствует о более важном душевном процессе

  1. Приведите примеры из жизни симптоматических действий.

  1. Доказательство наличия смысла в невротических явлениях в первом и втором примерах.

Первый пример – симптоматическое действие, которые совершают клиенты, приходя к Фрейду на прием. Между своим кабинетом и приемной Фрейд сделал двойную дверь и обил ее войлоком. Он заметил, что пациенты, которые выходят из приемной и заходят к нему в кабинет постоянно забывают закрывать за собой дверь. Такая небрежность со стороны пациентов случалась только тогда, когда в приемной больше не оставалось людей. И такого не случалось, если в приемной находился ходя бы один посторонний человек. Во втором случае клиент хорошо понимает, что не в его интересах, чтобы его подслушивали, когда он разговаривает с врачом и всегда тщательно закрывает за собой двери

3 стр., 1002 слов

Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции морального отчуждения студентов

Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции морального отчуждения студентов Соиск. Малиева З.К. Кафедра педагогики. Северо-Осетинский государственный университет Поднимается проблема педагогической коррекции морального отчуждения.Основным фактором в решении этой проблемы является создание гуманной личностно-ориетированной среды в вузе. Практическая реализация идеи гуманизации ...

Мы видим, что такое действие пациента не является случайным или же бессмысленным. Записываясь на прием к Фрейду, он ожидает увидеть полную приемную. Таким образом, он уже настроен на высокий спрос этого врача. Если он приходит в пустую приемную и оставляет дверь открытой, то он хочет, чтобы врач поплатился за то, что он собирался отнестись к нему с таким избытком почтения и поэтому забывает закрыть двери. Тем самым он говорит: здесь никого нет и скорее всего никто не придет, пока я буду здесь находиться. Он и во время беседы будет стараться проявить свое пренебрежение.

В анализе этого симптоматического действия видно, что оно не случайно, а имеет некий смысл и взаимосвязь. Оно происходит в качестве незначительного проявления и свидетельствует о более важном душевном процессе. Это процесс неизвестен сознанию того, кто его осуществляет. Ведь никто из этих пациентов не мог бы признаться, что этим действием он хотел бы проявить неуважение к доктору.

Второй пример: молодой офицер приводит к Фрейду на прием свою тещу, которая отравляет себе жизнь, несмотря на общее благополучие. Ей 53, она живет в деревне в счастливом браке. Муж управляет фабрикой. Двое их детей счастливы в браке. Она рассказывает о ситуации, которая произошла год назад. У нее была горничная, с которой она часто делилась подробностями своей жизни. У горничной была подруга детства, с которой они были в равных социальных условиях, но та смогла продвинуться и стала работать на фабрике на хорошей должности. Из-за такой несправедливости горничная возненавидела подругу.

18 стр., 8960 слов

Психологические особенности развития невроза у детей от 6 до 10 лет

Дипломная работа Психологические особенности развития невроза у детей от 6 до 10 лет Введение психогенный заболевание невроз дети Актуальность избранной темы исследования во многом определяется растущей распространенностью неврозов и других пограничных психических расстройств среди детей (Личко А.Е., 1985, 1991 [6; 7]; Попов Ю.В., 1991 [по 5]). Последствия этих расстройств оставляют следы на ...

Однажды наша дама рассказывала горничной о каком-то знакомом, который изменял жене. При этом она добавила, что для нее было бы самое страшное в жизни это узнать о супружеской неверности своего мужа. На следующий же день она получает по почте анонимное письмо, в котором говориться о связи мужа с той самой девушкой, работающей на фабрике. Сразу же стало ясно, что интригу плела служанка, за что и была уволена. Муж все отрицал. Но вторую девушку с фабрики увольнять не стал. Итак, муж, который ранее не давал никогда поводов для ревности теперь подвергался постоянным сомнениям. Женщина не находила никаких логических оснований, чтобы поверить в эту клевету, но эта мысль постоянно настигала ее и не давала ей покоя. Она никогда не переставала верить в правдивость анонимного письма.

Симптоматическое действие здесь кажется безразличным, но симптом связан со страданием женщины, он угрожает совместной жизни семьи, а значит является психологически интересным. Эту идею нельзя назвать бессмысленной, так как это нередкий случай и повод для сомнений у нее был. Но логика противоречит всем дурным помыслам. Идеи такого рода, недоступные логическим и реальным поводам мы называем бредовыми. А значит, эта женщина страдает бредом ревности.

Следует тогда исходить из того, что такая идея происходит не из реальности. Психиатрия даст нам ответ такой: раз у этой женщины развилась такая бредовая идея, значит, она была к этому расположена вследствие наследственного переноса.

Психоанализ позволит нам капнуть глубже. И тут мы можем обратить внимание на содержание той фразы, сказанной служанке о том, что для нее страшнее всего измена мужа с молодой девушкой. То есть пациентка сама спровоцировала анонимное письмо и его содержание. То есть бредовая идея имеет зависимость от письма. Возможна эта идея уже раньше присутствовала у больной. Сама же она отказалась рассуждать путем ассоциаций, приходящих ей в голову на эту тему. И быстренько признала себя выздоровевшей. Естественно, такое поведение было вызвано сопротивлением и страхом. Но все же она дала почву для понимания того, что она сама тайно была влюблена в своего зятя, который и привел ее на прием. Эта любовь, конечно же, была тайной и даже бессознательной. Ведь она не могла влюбиться в мужа своей дочери. В бессознательном ее угнетала эта ситуация и она нашла самый легкий выход благодаря механизму смещения, который обычно причастен к возникновению бреда ревности. И если уж и она. Старая женщина, влюбилась в молодого парня, то пусть и ее муж будет увлечен молодой девушкой. Таким образом, она могла освободить себя от угрызений совести.

13 стр., 6143 слов

Средняя продолжительность жизни

Образ жизни и здоровье     Ученые считают, что современный человек имеет возможность прожить в среднем 70 лет и больше. Рост культуры и промышленное развитие способствуют увеличению средней продолжительности жизни. Здесь большую роль играет уровень медицины, санитарное состояние населения, его жилищ, состояние водоснабжения и многое другое. Мощным фактором в увеличении средней ...

Отсюда видно, что бредовая идея не является бессмысленной или непонятной. Наоборот, она хорошо мотивирована. Она является реакцией на бессознательный душевный процесс, который удалось разгадать. И именно этим обязано сопротивлению со стороны логики. Она является даже чем-то желанным, своего рода утешением. И, наконец, переживанием, стоящим за заболеванием , однозначно предопределено, что это стало именно бредовой идеей ревности , а не любой другой

  1. Основные идеи Фрейда, касающиеся бредовых идей

— бредовая идея не является бессмысленной или непонятной. Наоборот, она хорошо мотивирована.

— Она обязательно является реакцией на бессознательный душевный процесс, который удалось разгадать. И именно этим обязано сопротивлению со стороны логики. Она является даже чем-то желанным, своего рода утешением.

— переживанием, стоящим за заболеванием , однозначно предопределено, что это стало именно конкретной бредовой идеей .

  1. Сравнение психиатрического и психоаналитического метода понимания неврозов

Психиатрия не применяет технических методов психоанализа. Она отказывается привязывать что-либо к содержанию бредовой идеи, и, ссылаясь на наследственность, дает нам очень посредственное и отдаленное объяснение, вместо того, чтобы указать конкретные причины.

14 стр., 6710 слов

Фитотерапия неврозов и невротических расстройств, в т. ч. у детей

... больного к своему состоянию и создает установку на выздоровление. Лекарственные растения с успокаивающим действием занимают особое место в терапии неврозов ... растения можно применять независимо от симптомов невроза. Однако при сердечных проявлениях следует ... предметах и т.д. типичны для травм головного мозга. Инертность ... пространства, будет избегать оставаться в комнате, транспорте, особенно один. При ...

В психиатрической работе не содержится ничего, что могло бы противоречить психоаналитическому исследованию. Психоанализ относится к психиатрии примерно так же как гистология к анатомии – одна изучает внешние формы органов, другая- строение их тканей и элементарных частей.

Лекция 17 Смысл симптомов

  1. Что такое невроз навязчивости и в чем он выражается?

Невроз навязчивости не столь распространен, как истерия, не столь назойливо шумлив, он словно является личным делом больного, почти полностью отказывается от проявлений в теле и создает все свои симптомы в душевной жизни. Невроз навязчивости лишен перехода из душевного в телесное.

Невроз навязчивости выражается в том, что больные заняты мыслями, которыми они не интересуются. Они ощущают в себе импульсы, которые кажутся им чужеродными и побуждают к действиям, выполнение которых не доставляет им удовольствия, но отказ от них невозможен.

Эти мысли (навязчивые представления) могут быть бессмысленными или безразличными, часто совершенно нелепыми. Но они всегда являются результатом напряженной мыслительной деятельности, которая истощает больного и которой он придается с большой неохотой. Вопреки своей воли он вынужден размышлять о них как будто это очень важные задачи. Импульсы, которые больной ощущает в себе, могут казаться детскими и бессмысленными, но почти всегда они имеют самой устрашающее содержание. В результате больной их не просто отрицает как чужеродные, а напуганный ими, он спасается бегством, защищается с помощью запретов, отказов и ограничений его свободы. При это в действительности она никогда не добивалась осуществления. Результат всегда один – уход в предусмотрительность берет верх.

  1. Характеристики невротического синдрома (смещение, полярность)

Навязчивые действия – безобидные, несущественные вещи, церемониальные украшения обыденной жизни (например, подготовка ко сну).

В результате эти действия в высшей степени важными, продолжительными и едва выполнимыми.

Конечно, это похоже на сумасшествие. Но не стоит думать, что больной не понимает этого и стараться объяснять ему глупость его действий. Он все знает и об этом говорит. Ему и самому хотелось бы избавиться от такого недуга. Но только он не может поступать иначе. То, с какой энергией воплощается действие, нормальной душевной жизни сравнить сложно.

Больной может только смещать, переставлять, вместо одной глупой идеи находить другую. От одной предосторожности или запретной меры переходить к другой. Он может сместить навязчивость, но не устранить.

Способность всех симптомов смещаться, далеко уходить от своей первоначальной формы, является главной особенностью его болезни.

Кроме того, противоположности (полярности), которыми пронизана его душевная жизнь, в его состоянии оказываются особенно резко разделены. Наряду с навязчивостью с позитивным и негативным содержанием в интеллектуальной области дает о себе знать сомнение, которое постепенно стирает то, что казалось самым надежным. Все это выливается в нерешительность, отсутствие энергии, ограничение свободы. Человек, страдающий таким неврозом, как правило, имел энергичный характер, был упрям и интеллектуально одарен.

  1. Как это проявляется в первом и втором примерах?

Пример первый: у женщины невроз — по несколько раз в день она совершает навязчивое действие. Она выбегает из комнаты в соседнюю, останавливается там в определенном месте около стола, зовет горничную и дает ей какие-то незначительные поручения или от пускала ее без него и возвращалась назад.

Она вышла замуж за мужчину гораздо старше ее. В их первую брачную ночь он оказался импотентом. Он несколько раз уходил из ее комнаты и уходил в свою, затем возвращался, чтобы попытаться вновь, но все было безуспешно. От говорит: «будет досадно перед горничной, когда она придет убирать постель». И выливает на простыню красные чернила в качестве доказательств того, что первая брачная ночь состоялась.

Пациентка демонстрирует стол, на скатерти которого тоже есть пятно и говорит, что когда зовет горничную, она встает так, чтобы та могла увидеть пятно.

Толкуем: пациентка идентифицирует себя со своим мужем, она изображает его когда бегает из одной комнаты в другую. Кровать и простыня заменяются столом и скатертью. По символике стол трактуем как кровать, а стол и кровать это брак, поэтому одно заменяется другим легко.

Пример второй: девушка 19-ти лет – единственный ребенок, резвая, одаренная постепенно превратилась в нервнобольную. Она крайне раздражительна, особенно в отношении матери, подавлена, нерешительна, мнительная и не может одна выходить на широкие улицы и площади. Девушка выработала особый церемониал отхода ко сну. Патологический церемониал требует жертв и крайне неуступчива, выходит за рамки логического обоснования. Чтобы не нарушить свой сон, девушка убирала из комнаты все часы, а самые маленькие прятала в ящик, чтобы якобы не слышать их шума. Цветочные вазы и горшки переставляла так, чтобы они упали и не разбились и не потревожили ей сон. Двери ее и родительской спальни должны быть открытыми — она подсовывала разные предметы. Это уже противоречило той тишине, которая была ей так необходима. Подушка ее постели не должна была касаться изголовья, а перина должна быть взбита, особенно с краю. Хотя этот край она потом разглаживала пальцами. Ее постоянно охватывало беспокойство о том, что что-то сделано не так, она все проверяло. Тем самым отклоняла свой сон.

Анализ она отвергала, пока не смогла сама прийти к выводам и только тогда с ними согласилась. Итак,

— часы – символ женских гениталий – напоминают менструальный цикл – периодичные процессы и равные интервалы. «Месячные наступают с точностью часового механизма». Тиканье часов можно приравнять к пульсации клитора при возбуждении. От этого она уже пробуждалась и страх эрекции теперь относится к требованию удалить часы .

— цветочные горшки и вазы- женские символы, в них можно что – то положить, засунуть. Разбитые вазы у нее ассоциировались с травмой в детстве, когда она порезала пальцы о кусок сосуда. И мысль перекликалась с тем, что при первом сношении у женщины идет кровь и она боялась, что если она не окажется девственницей, то кровь не пойдет. То есть меры, направленные на сохранение ваз в целости означают отвержение, связанное с девственным кровотечением при первом сношении

— подушка не должна прикасаться к спинке кровати. По ее словам подушка всегда была для нее женщиной, а спинка – мужчиной. Так она разделяла родителей, не давала им вступить в отношения. Ранее она ложилась к ним в кровать тоже чтобы не дать волю их чувствам, а иногда, пользуясь своим положением, менялась местами с матерью и оставалась спать с отцом.

-открытые двери спален – чтобы не дать родителям возможность иметь сексуальные отношения.

-встряхивание перины – вздутие – беременность, которую она удаляла, разглаживая потом одеяло. Боялась появления брата или сестры, конкурента.

  1. Смысл невротических действий в первом и втором примерах

Первый пример: За навязчивым действие стоит намерение. В его основе горничная, которой она показывает пятно. Пациентка играет роль мужа. И в данной ситуации ему не было стыдно показать служанке пятно. Она не просто повторяет сцену из прошлого, а продолжает и корректирует ее, делает так как должно быть на самом деле. Она корректирует неприятную ситуацию – импотенцию, которая потребовала красных чернил для выхода из положения.

То есть навязчивое действие говорит нам: «нет, не правда, ему незачем было стыдиться горничной, он не был импотентом». Так же как сновидение это навязчивое действие выражает желание как исполненное, оно служит тенденции возвысить мужа над его тогдашней неудачей. Она оберегает мужа от дурной славы

То есть анализ невротического действия ведет к причине болезни.

Второй пример: все предписания церемониала воспроизводят сексуальные желания то позитивно, то негативно, отчасти служат их представлению, от части защищаются от них.

В итоге видно, что девушка оказалась во власти эротической привязанности к отцу. Отсюда и враждебность по отношению к матери.

  1. Типичность и индивидуальных симптомов, историческое толкование.

Смысл симптома лежит в отношении к переживанию больного. Чем индивидуальней симптом, тем скорее нам удастся проследить взаимосвязь. То есть наша цель — отыскать для бессмысленной идеи ту прошлую ситуацию, в которой идея была оправданной, а действие –целесообразно.

Но существуют типичные симптомы болезни. Во всех случаях они примерно одинаковы. Индивидуальные различия у них исчезают либо незаметны и их становится трудно связать с конкретным переживанием больного.

Приведенные выше примеры показывают, что симптомы повторяются регулярно и их можно изолировать от остальных действий.

Типичные симптомы: люди слишком часто моются , те, у кого есть страх пространства — боятся закрытых пространства, больших площадей, далеко тянущихс аллей и улиц. Считают себя защищенными в сопровождении других. Одни боятся широких улиц, другие узких, большого или малого количества людей.

Типичные симптомы противятся простому историческому (из жизни конкретного человека) объяснению. Например истерическая рвота может быть вызвана переживаниями отвращения, а может быть вызвана и другими причинами.

То есть индивидуальные симптомы явно связаны с переживаниями больного. А типичные симптомы могут быть общими для многих людей

  1. Как вы думаете, почему существуют типичные симптомы в невротических действиях и сновидениях

Типичные симптомы неврозов – рвота, страх пространств, толпы или пустоты и т д

Типичные сновидения – падение, полеты, парение, нагота.

Общий фон таких снов дополняется у каждого индивидуально