Лекция. Классиф-ция ком. барьеров и ошибок

11.7. Коммуникативные барьеры

Это препятствия на пути движения содержания коммуникации от коммуникатора к реципиенту.

При передаче сигналов на его пути возникают барьеры и помехи. Например, в диалоге между людьми различной национальности может возникнуть языковый барьер, а при прохождении радиосигнала — радиопомехи. В коммуникациях между руководителем и подчиненным помехами и барьерами могут стать их статусные различия, или желание слышать только то, что хочется услышать. В беседе помехой могут быть и отвлечения собеседников, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам).

Помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно получить от реципиента подтверждение правильности понимания принятой информация. Для этого в систему коммуникации вводится канал обратной связи, в беседе, например, таким каналом может стать краткий пересказ реципиентом услышанного, а в коммуникациях радиотелеграфистов с помощью азбуки Морзе — это может быть подтверждение о получении всего объема сообщений.

С помощью обратной связи коммуникатор может оценить эффективность осуществляемых коммуникаций.

Рассмотрим следующие классификации коммуникативных барьеров:

ü Технические барьеры: шумы и помехи. Шумы имеют естест-венное происхождение, а помехи создаются умышленно. Техни-ческие барьеры возникают по следующим причинам: техни-еский сбой (поломка факсимильной машины), неправильная технология (сложное сообщение по телефону), не-правильное использование (неправильный адрес электрон-ной почты));

ü Культурные различия :

v Индивидуализм / коллективизм отражается в методах общения менеджеров. Коллективистские культуры сильнее тяготеют к консенсусу. Индивидуалистические культуры — к личной инициативе. Дистанция власти характеризует степень неравенства между старшими менеджерами и их подчинёнными.

v Уклонение от неопределённости определяет различие в степени терпимости менеджеров в неструктурированных и не вполне очевидных ситуациях. Менеджеры из культур «высокой степени» стремятся планировать деятельность детальнее, из культур «низкой степени» — пытаются «окольными путями довести дело до конца».

5 стр., 2194 слов

Барьеры общения в семье

... барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Коммуникативными помехами ... что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт ... Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем ...

v Мужественность/женственность влияет на стержневые ценности всех направлений бизнеса соответствующей культуры и на действия их организаций. Так называемые мужские культуры стремятся подчёркивать материаь-ую выгоду и агрессивность конкуренции, не уделяя должного внимания созидательности и взаимной поддержке;

ü Логический барьер возникает в тех случаях, когда логика одного партнёра либо слишком сложна для восприятия другим партнёром, либо кажется ему противоречащей его системе доказательств. Чаще всего логический барьер возникает у партнёров с разным видом мышления, например: у одного абстрактно-логическое, а у другого — наглядно-образное, у третьего — наглядно-действенное. Операционная мыслительная деятельность людей различна. Такие операции мышления, как сравнение (сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними), анализ (мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства — цвет, форма, вкус и др.), синтез (мысленное объединение частей и свойств в единое целое — сладкое, круглое и т. п. — это яблоко), обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам, например, розы, гвоздики — это цветы), абстрагирование (выделение одних признаков и отвлечение от других, например, яблоко — съедобно), используются людьми с разной степенью глубины, и пока один человек глубоко анализирует проблему, другой, собрав поверхностную информацию, уже имеет готовое решение, ценность которого сомнительна;

ü Стилистический барьер (возникает при несоответствии стиля речи отправителя и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния получателя и др. Стиль — это отношение формы представления информации к её содержанию, отсюда — преодоление данного барьера связано с соответствием формы содержанию. Существует два основных приёма структурирования информации в деловом взаимодействии: правило рамки и правило цепи. Суть правила рамки состоит в том, что начало и конец любого делового разговора должны быть чётко очерчены. В начале, как правило, сообщаются цели и намерения, перспективы и ожидания, возможные результаты, в конце должны быть подведены итоги, сделаны выводы, по поводу реалиизованных или нереализованных надежд и ожиданий, показана ретроспектива. Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование информации. Необходимые сведения должны быть выстроены соответствую-щим образом, как бы соединены в цепь по каким-либо признакам);

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

... помогают развитию речи у младших школьников. В нее входили упражнения по работе с синонимами, антонимами (Например, подберите ... разделение текста на предложения, построению простых схем предложений (например, составьте схему к предложению «Ребята посадили яблоню»), по ... работе со словарем (например, напишите несколько значений данных слов: Густой, Мелкий), ...

ü Семантический барьер (смысловые барьеры могут вызываться разнообразными причинами: во-первых, это несовпадение тезаурусов — т. е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией, ограниченный лексикон у одного из партнёров и богатый — у другого, а также, во-вторых, социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные и др. различия);

ü Фонетический барьер возникает из-за погрешностей в самом канале коммуникации. Прежде всего, когда коммуниканты говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождается также невыразительно быстрой речью, речью-скороговоркой и речью с большим числом слов-паразитов (значит, как бы);

ü Социальный барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам. Затруднено взаимопонимание разных поколений, представителей разных классов и сословий, жителе города и села, мужчин и женщин, людей с разным образовательным цензом и т. д.);

ü Психологический барьер возникает вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию. Перце-ция представляет собой познание (восприятие) отправителем и получателем друг друга. В результате в сознании общающихся людей формируется образ партнёра, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим и т. д. Л. Рай относит к психологическим барьерам следующие составляющие: жизненные проблемы, отсутствие настроения, спровоци-ованное сопротивление (например, намер-ный отказ слушать, настроенность на враждебность в отношении собеседника), страх, застенчивость, агрессию, сопротивление контакту, «давно известно» (при общении с опытными специалистами, которых заставили слушать вас против их воли), «мысленно не с нами» (собеседник не может полностью вникнуть в суть беседы, т.к. его тревожат другие мысли, заботы));

10 стр., 4715 слов

Психологические основы коммуникационных барьеров в профессиональном общении врача и пациента

... воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Барьерами коммуникаций может быть незнание основных каналов получения информации ... ход общения. Несомненно, чаще всего, рассматриваемый, барьер возникает из-за неумения или нежелание слушать врача слушать. Не использование врачом техник активного или рефлексивного ...

ü Информационно-дефицитный барьер: здесь коммуникативными поме-хами может быть механический обрыв информации; неясность передавае-мой информации;

ü Замещающе-искажающий барьер: возникает, когда реципиенты хорошо слышит слова, но придают им другое значение. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но при прохождении её через несколько человек — ретрансляторов, искажение может стать существенным;

ü Эмоциональные барьеры возникают, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, чем реальными фактами;

ü Барьер восприятия (процесса получения и обработки информации) заключается в том, что после обработки информации, т. е. её систематизации, люди интерпретируют е6ё по-разному, в зависимости от своего опыта, т.к. восприятие всегда носит субъективный характер.

ü Невербальный барьер. Часто невербальная информация передаётся одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов;

ü Плохая обратная связь. Обратная связь важна, поскольку даёт возможность установить, действительно ли сообщение, при-ятое получателем, истолковано в том смысле, который был изна-ально. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь, так и её отсут-твие;

11 стр., 5284 слов

Вопрос 29 Аудитория как адресат коммуникации

... членов данного лингвокультурного сообщества. Проблема культурных барьеров коммуникации это и проблема интерпретации одного и того же текста (сообщения, информации), понимаемой как расшифровка смысла, стоящего ... сплоченных группах (общностях), особенно в таких, где есть сильный авторитарный лидер. Групповое (общественное) сознание как интегральная характеристика любой более или менее ...

ü Неумение слушать. Выслушивать сообщения надо полностью, только в этом случае расширяются возможности понять ситуа-ию;

ü Внутриорганизационный барьер искажения информации возникает по следующим причинам: а) несознательное искажение из-за межличностных барьеров; б) сознательное искажение, когда один из партнёров не согласен с сообщением, и модифицирует его в своих интересах; в) фильтрация происходит по мере движения сообщений вверх, вниз или с уровня на уровень организации или отдела; сообщения, направляемые наверх, могут искажаться в силу несовпадения статусов уровней организации;

ü Информационные перегрузки возникают тогда, когда рукооди-ель, поглощённый переработкой поступающей информации, оказывается не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию. Могут возникнуть проблемы из-за различия в понимании важности информации;

ü Неудовлетворительная структура фирмы: в организации с много-исленными уровнями управления растёт вероятность инфор-ационных искажений, т.к. каждый следующий уровень управ-ения может корректировать и отфильтровывать сообщения;

ü Барьер доверия. Недоверие затрудняет общение, люди начинают хитрить, и это ещё больше усложняет проблему взаимонепо-имания и отчуждения, в итоге адекватной обратной связи не возникает;

ü Языковой барьер. К причинам данного барьера специалисты относят: а) словарь — коммуниканты должны понимать исполь-уемые слова, б) жаргон (диалект) — специальные термины, используемые в профессиональной среде (отдельном кол-ективе) могут быть не понятны другой аудитории, в) неодно-начность выражений: для представителей различных культур, мысли должны быть выражены чётко, г) запутанное и мно-о-ловное изложение мысли, использование малоизвестных слов ;

12 стр., 5601 слов

Тема 3. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ В МЕДИЦИНЕ И СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

... здесь на первый план выступает понятие конфиденциальности – то есть принципа сообщения информации, предполагающего ее неразглашение. Конфиденциальность (приватность, доверительность) – это особый вид социальных ... уверенность врача в отказе пациента от лечения при сообщении ему всей информации; · привилегией нельзя оправдать искажение существенных фактов или обман со стороны ...

ü Неблагоприятная окружающая обстановка: шум, жара, холод, проблемы с вентиляцией, теснота могут мешать аудитории слушать и правильно реагировать на сообщение коммуика-ора. Кроме того, коммуникация может быть прервана извне, нап-имер, вызвал начальник для срочного решения рабочих вопр-сов. Ограничение времени коммуникации также неблаго-риятно (негативно) отражается на её процессе;

ü Речевой барьер: а) плохой коммуникатор, б) местный акцент, в) манера поведения коммуникатора, г) предубеждения реципи-нта, д) коммуникатор — «всезнайка», е) коммуникатор — «незна-ка» (недостаток знаний);

ü Барьеры отрицательных эмоций делятся на: а) барьер страдания и горя; б) барьер раздражения и гневя; в) барьер страха, стыда и вины;

ü Барьер установки: позицию человека в общении во многом опре-еляет весь его жизненный опыт. Часто, ещё не вступив в ком-уникцию, один из коммуникантов убеждён в неправоте другого коммуниканта. Причиной этого барьера является уста-овка коммуниканта, т. е. его оценки, стереотипы, отрица-ельные реакции, предубеждение, готовность к определённому действию;

ü Барьеры взаимопонимания. Главная проблема общения — отсут-твие взаимопонимания. Специалисты выделяют следующие основные принципы взаимопонимания в общении: а) владение профессиональным языком, б) уровень интеллектуального развития, в) полнота информации, г) логичность изложения и последовательность обоснования, д) концентрированность внимания: чтобы понять, нужно не только слушать, но и услышать своего коммуниканта .

11.8. Коммуникативные ошибки:

· отправление сообщения: сообщение плохо сформулировано и изложено, не является полным и достаточным, плохо подобраны коды сообщения, переданы ошибочные данные;

· получение сообщений: сообщение не понято (полностью или частично), сообщение понято неправильно, реципиент предвзято относится к сообщению коммуникатора, сообщение не получено, получение сообщения не подтверждено;

9 стр., 4095 слов

Барьеры коммуникации

... сообщения. Па первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий коммуникативные проблемы решены. Но большинство барьеров коммуникации обусловлено человеком. 3. Человеческие барьеры Человеческие барьеры ... на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов. 2. Технические барьеры Технический барьер состоит в том ...

· личные установки: невнимательность при отправке и получении сообщения, недостаточная заинтересованность, некомпетентность, поспешность, нервозность, чрезмерная эмоциональность, агрессивность, несоблюдение правил коммуникации;

· коллективное действие: нет общей цели, борьба за лидерство в группе подменяет общую цель, слишком большая зависимость от лидера, недоверие к лидеру, чрезмерная авторитарность лидера, отсутствие лидера, авторитета у лидера;

· организация: а) плохая организация группы, б) нет распределения функций между коммуникантами, в) нет метода работы, г) нет контроля; д) структура коммуникации: недостаточно развита, неадекватна решаемой проблеме, является слишком жёсткой, е) имеется несколько структур коммуникации, но они не согласованны между собой.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector