Лекция№ 4. 4.1 Ранняя стимуляция

Лекция 4. Проблема ранней стимуляции детей, имеющих нарушение зрения

На сегодняшний день актуальна проблема ранней стимуляции психофизического развития ребенка с тяжелым нарушением зрения, когда абилитационная работа с ним начинается еще в раннем детстве. Грамотный подход к воспитанию и развитию ребенка раннего возраста с нарушением зрения — основа его дальнейшего физического и психического благополучия, которая может быть обеспечена лишь при единстве медико-оздоровительной и воспитательной работы.

В Республике Беларусь в настоящее время «ранняя стимуляция» трактуется как система мер медицинского, психолого-педагогического и др. порядков, направленных на развитие компенсаторных способностей ребенка в возрасте от 0 до 3 лет и обеспечивающих профилактику, предупреждение и коррекцию отклонений в его развитии.

Социальная адаптация и интеграция в общество детей с нарушением зрения осуществляется в соответствии с общими закономерностями социализации здоровых детей, однако отличается рядом особенностей, обусловленных структурой имеющейся патологии.

Направления и содержание работы с детьми раннего возраста

Цель: максимально-раннее включение ребенка с нарушенным зрением в систему специально-организованных коррекционно-педагогических воздействий для предупреждения формирования «вторичных отклонений» в его развитии.

Задачи:

  • Раннее выявление детей, имеющих нарушенное зрение.
  • Определение степени тяжести нарушения зрительных функций и других отклонений в психическом развитии ребенка, а так же его потенциальных возможностей и способностей в пределах влияния зрительного дефекта и сопутствующих ему дефектов и заболеваний к компенсации дефекта зрения в условиях коррекционно-развивающей работы.
  • Организация своевременной дефектологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелой зрительной патологией и включение ее в процесс коррекционно-развивающей работы.
  • Организация просветительской и методической работы в рамках программы.

Направления работы:

13 стр., 6139 слов

Работа по преодолению нарушений словообразования у дошкольников с дизартрией

... словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста [Текст]. М., 2000. 10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] /под ... проблема морфологической структуры слова, системы производных слов. С этой точки зрения, термин «словообразование» используется для обозначения специфического языкового процесса по ...

Такая работа требует знания общих и специфических закономерностей роста и развития ребенка с нарушением зрения и того, как надо учитывать эти закономерности в организации всего про­цесса воспитания.

Для раннего детства характерен целый ряд особенностей.

Во-первых, это чрезвычайно быстрый темп развития, который имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис 1 года связан с овладением ходьбой, 2-х лет — с переломным моментом в развитии речи, началом развития рече-мыслителыюй деятельности, а также развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. Отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребенка, в критические периоды у ребенка могут наблюдаться некоторые особенности в поведении, снижение работоспособности, функциональные расстройства.

Второй особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов может произойти утеря навыков, наблюдается явление «ретардации» («застревание» на более ранней ступени развития).

Причина неравномерности развития психики ребенка раннего возраста определяется тем, что созревание различных функций происходит в различные сроки. Для каждой психической функции существуют свои сензитивиые сроки. В целом ранний возраст является сензитивным для развития всех видов восприятия (сенсорно-перцептивной деятельности), непроизвольной памяти, речи. Становление этих процессов происходит в рамках предметной деятельности и при активном взаимодействии со взрослым. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для развития мышления и речи.

Третьей особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его нервно-психическую сферу.

Четвертой особенностью раннего возраста является повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности ребенка, основа для познавательной активности.

8 стр., 3892 слов

Тема: Психологическая характеристика развития ребенка в младенчестве и раннем детстве

Тема: Теории психического развития Цель занятия: изучить основные подходы к периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Теоретические вопросы: 1. Проблема возраста в трудах Л.С. Выготского. Подходы к периодизации психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). 2. Зарубежные периодизации: З. Фрейд, Э. Эриксон, Ш. Бюллер, А. Валлон. 3. Периодизация ...

Специальной психологией (А. Гозова, Л.С. Выготский, Ю.А. Кулагин, В.Г.Петрова, Т.Розанова) выделено несколько специфических закономерностей развития детей, имеющих особенности психофизического развития.

Первая состоит в том, что их развитие имеет сложную структуру: ее сложность определяется наличием первичного дефекта, вызванного патологическим процессом в организме ребенка, возникновением под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития «вторичных отклонений». Отклонения третьего, четвертого и т.д. порядков, кроме познавательных процессов, охватывают эмоциоанально-волевые и другие качества личности (А.П.Гозова и др.).

Являясь системой, структурное образование «дефект развития» имеет разнонаправленное взаимодействие составляющих его отклонений. Не только первичный дефект обуславливает вторичные отклонения, но и вторичные симптомы аномального развития воздействуют на первичные. Например, тяжелое глазное заболевание явилось причиной нарушения зрительных функций, зрительных ощущений и восприятия, что в свою очередь может обусловить несовершенство образов памяти ребенка. Вместе с тем недифференцированные, схематичные, фрагментарные представления влияют на образ восприятия, что находит выражение в неспецифическом узнавании объекта ребенком с дефектом зрения.

Вторая закономерность выражается в том, что «чем ближе вторичные отклонения в психическом развитии к первичному нарушению, тем массивнее проявления и тем сильнее они сказываются на различных видах деятельности, затрудняя осуществление. (Гозова А.П. и др.).

Так. Зрительный дефект, оказывая влияние на восприятие мира ребенком, имеет в качестве сферы своего влияния чувственное отражение мира и сказывается в первую очередь на развитии его перцептивной деятельности.

Третья закономерность заключается в том, что степень выраженности первичного нарушения и его качество обуславливают не только количественное, но и качественное изменение развития. К примеру, на определенном этапе развития ребенка с дефектом зрения существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития от степени и качества первичного дефекта. Для отдельных категорий аномальных детей эта зависимость сохраняется на всем протяжении их развития.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

Следующая закономерность, четвертая, обнаруживает себя в том, что своеобразия аномального развития определяются временем возникновения первичного дефекта. Это заставляет тифлопедагога в своей профессиональной деятельности учитывать, является ли ребенок слепорожденным или ослепшим.

Пятая закономерность аномального развития находит свое выражение в том, что при сохранении в процессе всех его стадий психического развития вместе с тем наблюдается несовпадение их временных границ по сравнению с вариантом нормального развития.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание дефектолога, обсуждая закономерности развития аномального ребенка: наряду с негативными отклонениями оно содержит в себе и «положительные элементы компенсаторного характера, обеспечивающие приспособление ребенка к различным видам деятельности и жизни» (Гозова А.П. и др. с.4).

Снижение познавательной активности считается особенностью всех аномальных детей, ярко выраженной в раннем возрасте. Причины и характер этого снижения могут быть различными. Например, у детей с дефектом зрения оно проявляет себя в пассивности перцептивной деятельности, более выраженной у слепого ребенка дошкольного возраста, чем у слабовидящего. В большинстве случаев это снижение обусловлено общими нарушениями нейродинамики, вызывающими понижение функционального уровня центральной нервной системы, которое в разной степени проявляется у разных категорий аномальных детей. Наиболее ярко – при олигофрении, в значительно меньшей степени – при задержке психического развития. Теория и практика обучения и воспитания детей с тяжелым нарушением зрения свидетельствует о том, что снижение активности, недоразвития перцептивной потребности, обусловленные сокращением стимуляции психики извне и трудностями приспособления к окружающей среде, оказывают серьезное влияние на психическое развитие ребенка. (Литвак А.Г.).

Показателем успешности развития ребенка является динамика прохождения им стадий компенсации. Перестройка функций организма, составляющая основу механизма компенсации, которая является ее материальным носителем, регулируется ЦНС. Степень сложности компенсации определяется степенью тяжести дефекта. Компенсация тяжелых нарушений зрения начинает развиваться с первых месяцев жизни ребенка, постепенность ее развития проявляется в том, что она в дошкольном возрасте слепого ребенка имеет четыре стадии. (Солнцева Л.И., с. 3-9).

9 стр., 4076 слов

Развитие человеческой деятельности

Деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности; Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов ...

Структура этих стадий весьма определенна. Каждая стадия характеризуется системой способов осуществления различных видов доступных для детей деятельностей, которыми овладевает ребенок в условиях зрительной депривации. На каждой стадии выделяются ведущие и опорные психические образования, обеспечивающие продвижение слепого ребенка в общем психическом развитии. В роли таковых выступают те «психические образования», которые, испытывая наименьшее влияние со стороны сенсорного дефекта, вместе с тем находятся на сензитивной стадии своего развития.

Каждая стадия компенсации в соответствии с особенностями своего содержания предъявляет свои специфические требования к обучению и воспитанию дошкольника с тяжелым нарушением зрения, несоблюдение которых, вне сомнения, явится причиной задержки в развитии компенсаторных способностей ребенка, а, следовательно, – и отклонений в его общем психическом развитии.

Первая стадия компенсации слепоты знаменуется формированием системы функциональных связей в ЦНС, обеспечивающих полисенсорную основу восприятия. Данное достижение в психическом развитии слепого ребенка становится возможным при соблюдении следующих условий его воспитания:

  • «организация общения с ребенком на основе активизации всех сохранившихся его анализаторов»;
  • обязательное «сочетание дистантного слухового восприятия с контактным тактильным и осязательным» для того, чтобы ребенок мог установить связь между осязаемыми объектами и звуками, которые постепенно становятся сигнальными признаками предметов и явлений;
  • активизация моторной деятельности ребенка, развитие его проприоцептивной чувствительности.

Соблюдение указанных выше условий являются залогом своевременного прохождения через первую стадию компенсации, а именно – в раннем возрасте. Благодаря развитию моторики и осязанию ребенка становится возможным переход ко второй стадии компенсации, на которой идет дифференциация функций анализаторов. Прежде всего, это связано с выделением главенствующих сенсорных и моторных элементов. Будучи результатом активного общения взрослого с ребенком, они на данной стадии призваны обеспечивать это общение. Дифференциация главенствующих сенсорных элементов находит свое конкретное выражение прежде всего в способности слепого ребенка различать слуховые впечатления, идентифицируя их с признаками определенных предметов. На основе усложняющегося общения ребенка со взрослыми и медленно развивающейся его предметной деятельности формируется система дифференцированных осязательных восприятий. Последующее развитие предметной деятельности ведет к совершенствованию сенсорной сферы слепого ребенка, к накоплению им сенсорного опыта. Оно осуществляется по двум генеральным линиям: формирование способов восприятия и формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Определяющее условие успешного развития компенсаторных способностей на данной стадии – обучение слепого ребенка предметным действиям, развитие его предметной деятельности, ибо она создает сенсорную базу для его общего психического развития.

8 стр., 3885 слов

Психологическое консультирование родителей и детей с отклонением в развитии

Оглавление Оглавление 1 Введение 1 Принципы отношения к воспитанию детей с отклонениями в развитии 2 Психологическое консультирование родителей и детей 4 Система служб и принципы психолого-педагогической помощи детям 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 Список использованной литературы: 15 Введение Необходимость создания теоретических и методических основ психологического консультирования детей и их родителей ...

«Возникновение способности слепых дошкольников в процессе осуществления предметной деятельности узнавать предметы, ранее встречавшиеся в жизни, свидетельствуют о появлении и развитии у них образов представлений, о возможности закрепления этих образов в памяти…» (Солнцева Л.И., с.9).

Данные способности слепого ребенка знаменуют его переход на третью стадию компенсации. Главное условие обучения и воспитания на данной стадии компенсации – не допускать прогрессирования формализма речи. Первоначально формально усвоенные ребенком слова и даже целые предложения должны наполняться для ребенка конкретным содержанием…, в процессе практического знакомства с обозначаемыми в слове предметами и явлениями». (Солнцева Л.И., с.8)

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности» Югорск ХМАО 2004 Оглавление Введение ……………………………………………………………………………3 1. Усвоение и использование познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте…………………………………………………………7 1.1. Задачи и средства выполнения познавательных действий……………...7 1.2. Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте ...

Дальнейшее развитие компенсаторных способностей, которое соответствует четвертой стадии компенсации, идет по пути совершенствования системы представлений. Главное условие успешности данного этапа – формирование умений и навыков слепого ребенка к дифференциации и иерархизации признаков предметов и явлений на уровне представлений о них, умений оперировать представлениями и сравнивать образы реально воспринимаемых предметов с образами памяти. Это становится возможным в таких видах деятельности, как игра и учение. Таким образом, компенсаторные возможности слепого ребенка с нарушенным зрением являются целостным психическим образованием, системой моторных, сенсорных и интеллектуальных компонентов, обеспечивающих ему адекватное отражение внешнего мира и создающих возможность овладения различными формами деятельности, свойственными каждому детскому возрасту.

Следовательно, учет причин отклонения от нормального психического развития ребенка с тяжелым нарушением зрения и возможных путей и средств их предупреждения и исправления, т.е. коррекции – главная задача каждого, кто решает вопросы обучения и воспитания детей, находящихся в условиях сенсорной депривации.

Профилактика преимущественно ориентирована на создание специфических условий в процессе обучения и воспитания ребенка с нарушенным зрением, учитывающих причину отклонений в его психофизическом развитии, под которой понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, определяющего специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций». (Мастюкова Е.М., с.41).

В качестве основной причины отклонения в развитии выступает ведущий дефект, а также осложняющие его другие дефекты. Вне сомнения, абилитационная работа должна быть дифференцирована с учетом возможности компенсации зрительного дефекта, которая зависит от степени тяжести его. Так, например, модель абилитационной работы, направленной на развитие перцептивно-мыслительной деятельности ребенка с нарушенным зрением в отдельных ее элементах будет отличаться для абсолютно (тотально) слепого, частично зрячего и слабовидящего дошкольника, т.к. она должна строиться с учетом особенностей сенсорной организации человека, определяемых степенью тяжести зрительного дефекта и направленной на его компенсацию.