№ 9 CЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

5

№ 9 CЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

План:

  1. Семья как фактор развития и самореализации личности, ее функции и типология.
  2. Семейное воспитание, его задачи и принципы.
  3. Основные типы неправильного воспитания в семье.
  4. Показатели родительского поведения.
  5. Причины неправильного родительского воспитания.

Детям рады в семье не потому, что они хорошие,

а они хорошие, потому, что им рады.

Статистика:

  • 91% людей России объединены семьей;
  • 50-70% браков распадаются;
  • ежегодно совершается 10-12 тысяч абортов;
  • Россия среди развитых стран занимает 1 место по младенческой смертности;
  • среднее количество детей в семье — 1, 08, для простого воспроизводства необходимо 2,15;
  • для развития ребенка необходимо не меньше 15 минут родительского общения непосредственно с ним.

Первый месяц — Мама, я всего еще двадцать сантиметров ростом, но у меня все органы на месте. Я люблю твой голос. Каждый раз, когда слышу его, машу ножками и ручками. Биение твоего сердца — моя любимая колыбельная.

Второй месяц — Мама, сегодня я научилась сосать большой палец. Если бы ты меня видела, ты могла бы уже назвать младенцем. Но я еще не настолько большая, чтобы обойтись без своего домика. Здесь так тепло и уютно.

Третий месяц — Мама, угадай, кто я! Я — Девочка! Надеюсь, ты этому рада. Я хочу, чтобы ты всегда была счастлива. Мне не нравится, когда ты плачешь, ты кажешься такой грустной. Я тоже из-за этого грущу и плачу вместе с тобой, хоть ты меня и не слышишь.

Четвертый месяц — Мама, у меня начали расти волосы. Они довольно короткие и тонкие, но они еще вырастут. Я много двигаюсь. Я уже умею вертеть головой, шевелить пальчиками и тянуть свои ножки и ручки. У меня здорово получается.

11 стр., 5276 слов

Роль семьи в развитии детской тревожности: психосоматический аспект

Размещено на Содержание Введение 1 РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 2 ВЛИЯНИЕ НА СЕМЬЮ СОМАТИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ РЕБЕНКА 3 ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА 4 ЧАСТО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ 5 БЕДА В СЕМЬЕ: ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ Библиографический список Введение При переосмыслении некоторых психолого-педагогических концепций с учетом национальных ...

Пятый месяц — Ты опять ходила к врачу. Мама, он тебя обманывает, когда говорит, что я не ребенок. Я ребенок, твой ребенок. Я думаю и чувствую. Мама, что такое аборт?

Шестой месяц — Я опять слышу голос этого врача. Он мне не нравится, он кажется холодным и бессердечным. Что-то вторгается в мой домик. Врач назвал это иглой. Мама, что это такое? Как жжет! Скажи ему, чтобы перестал! Я не могу спрятаться от этого! Мама! Помоги же мне!!

Седьмой месяц — Мама, я в порядке. Я на небесах. Бог рассказал мне об аборте. Почему ты отказалась от меня, мама?

  1. Семья как фактор развития и самореализации личности,

ее функции и типология

Семья (фамилия) – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:

  • репродуктивная (рождение детей) – заложенный от природы инстинкт продолжения рода трансформируется у человека разумного в потребность иметь детей, растить и воспитывать их;
  • хозяйственно-экономическая – ведение общего (обычно) хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;
  • воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего детей; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача и воспроизведение социально-трудового, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;
  • нравственно-психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества;
  • коммуникативная – организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами;
  • рекреативная – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива;
  • фелицитологическая – создание условий для счастья каждого члена семьи

Единого подхода к определению типологии семьинет, чаще всего принятоклассифицировать семьипо следующим основаниям:

8 стр., 3933 слов

Типы семейного воспитания 2

... позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность). III.  Цель и задачи семейного воспитания детей. IV.  Приоритеты семьи в воспитании детей: - здоровье, здоровый ... поливает цветы и т. п.                   Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо ...

  • в зависимости от количества детей: бездетные; однодетные; малодетные (2-3 ребенка); многодетные (более 3 детей);
  • в зависимости от состава семьи: одно-поколенные (только супруги); двух поколенные (родители и дети); межпоколенные (прародители, родители и дети);
  • в зависимости от структуры семьи: полноценные (мать, отец, дети); неполные (мать или отец и дети); внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке);
  • в зависимомти от характера взаимоотношений: гармоничная; распадающаяся; распавшаяся; неполная.

2.Семейное воспитание, его задачи принципы

Семейное воспитание — система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Задачи семейного воспитания:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
  • стать социально-экономический и психологической защитой ребёнка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Основные принципы семейного воспитания:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • оптимистичность отношений в семье;
  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • оказание посильной своему ребенку, готовность отвечать на вопросы;
  • запрещение физических наказаний;
  • запрещение читать чужие письма и дневники;
  • не морализировать; не говорить слишком много;
  • не требовать немедленного повиновения и т.д.

Содержание семейного воспитания изменяется от возраста к возрасту: физическое; эстетическое; трудовое; умственное; нравственное; религиозное.

6 стр., 2723 слов

Психологические особенности воспитания в различных семьях

... влияния воспитания и семейных отношений на агрессивное поведения детей, сделанного А. Бандурой. Особенности семей агрессивных детей: 1) В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, ... ребенка в семье и вне ее, характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания (Р. Бэрон, Д. Ричардсон): реакция родителей ...

3.Основные типы неправильного воспитания в семье

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.

Безнадзорность, бесконтрольность – родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания своим детям (дети предоставлены сами себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «плохих» компаний).

Гиперопека – жизнь ребенка под бдительным и неустанным надзором, он слышит постоянно строгие приказы и много численные запреты (ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя).

Постепенно нарастает обида за то, что другим « все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья.

Кумир семьи – ребенок в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются (в результате он не может правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм, в коллективе его не понимают).

Ребенок обвиняет всех, но только не себя.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... 1. неадекватными требованиями родителей к возможностям и потребностям своего ребенка; 2. повышенной тревожностью самих родителей; 3. непоследовательностью родителей при воспитании ребенка; 4. предъявлением ребенку противоречивых требований; ... уверенность в безусловной родительской любви. Одной из форм работы психолога с родителями гиперактивных детей могут стать групповые ...

Золушка – обстановка эмоциональной отверженности, безразличия, холодности (ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители внимательны и добры к нему).

Как результат – появление неврозов, чрезмерная чувствительность к невзгодам, озлобленность детей.

Жесткое воспитание (синдром опасного обращения с детьми)– за малейшую повинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе (жестокость, угодничество).

Страх – самый обильный источник пороков. чаще физическому наказанию подвергаются мальчики, в семьях с низким статусом отца, ущемленными матерями, с низкими заработками.

В условиях повышенной моральной ответственности — с младенчества ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или на него возлагаются непосильные детские заботы. В результате у детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких, невротические срывы.

4.Показатели родительского поведения

Выделяют следующие показатели родительского поведения (Эйдемиллер):

  • уровень протекции в процессе воспитания – сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию ребенка;
  • степень удовлетворения потребностей ребенка – в какой мере деятельность родителей настроена на удовлетворение потребностей подростка, как материально-бытовых, так и духовных (прежде всего в общении и любви);
  • количество требований к подростку в семье;
  • количество требований-запретов;
  • строгость санкций;
  • неустойчивость стиля воспитания.

5.Причины неправильного родительского воспитания

Помимо определенных обстоятельств в жизни семьи, низкой педагогической культуры родителей, основную роль играют нарушения в личности самих родителей:

1.Отклонение характера самих родителей.

2.Личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка (в основе лежит какая-то чаще неосознаваемая потребность):

4 стр., 1571 слов

Социальные проблемы воспитания детей, лишенных родительского попечения

Раздел I. Социально-правовые основы воспитания детей в условиях закрытых учреждений   Тема 1.1 Социальные проблемы воспитания детей, лишенных родительского попечения   Лекция № 1 План лекции: 1. Актуальность изучения проблемы психического развития детей, лишенных родительского попечения. 2. Психолого-педагогические исследования специфики психического развития детей, лишенных ...

  • расширение сферы родительских чувств;
  • предпочтение в подростке детских качеств;
  • воспитательная неуверенность родителей;
  • фобия утраты ребенка;
  • неразвитость родительских чувств;
  • протекция на ребенка собственных нежелаемых качеств;
  • внесение конфликта между супругами в сферу воспитания;
  • сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола последнего.