Модуль I. Общие основы педагогики 2

Слайд 1

Модуль I. Общие основы педагогики

Слайд 2

ТЕМА 2 Система образования в России

Слайд 3

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Основы организации российского образования

Содержание образования в общеобразовательных школах

Пути перестройки общеобразовательной школы

Слайд 4

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства

Образование человека — сложное, многоаспектное явление. С точки зрения педагогической науке оно может рассматриваться и как система, и как ценность и как процесс и результат деятельности человека.

Рассматривая образование как педагогический процесс социализации личности, который связывается с непрерывной и непосредственной передачей исторического и социального опыта из поколения в поколение, необходимо понимать, что должно стать результатом данного процесса.

Иными словами, какого человека мы можем называть образованным? Макс Шелер, немецкий философ первой половины прошлого столетия писал, что образованным является не тот, кто знает «много», или тот, кто может в максимальной степени предвидеть процессы и управлять ими (первый, по его мнению, есть «ученый», второй — «исследователь»), а «образованным является тот, кто овладел структурой своей личности, совокупностью выстроенных в единство одного стиля идеальных подвижных схем созерцания, мышления, толкования, оценки мира, обращения с ним и с какими бы то ни был случайными вещами в нем; схем, которые предзаданы всякому случайному опыту, которые единообразно перерабатывают его и включают в целостность личностного «мира».

Следовательно, в понятие образование включены не только знания, умения и навыки и способности ими пользоваться в практической деятельности, но и умения и способности по совершенствованию самого себя — способности анализировать, думать, творить, сравнивать и давать оценку с этических и морально-нравственных позиций всему происходящему вокруг, осуществлять непрекращающейся поиск духовных ориентиров.

6 стр., 2702 слов

процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования выразительного образа в аппликации как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7 1.1. Проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего ...

Слайд 5

Таким образом, структура образования, как и обучения, представляет собой триединый процесс, состоящий из:

1) усвоения опыта;

2) воспитания качеств личности;

3) физического и умственного развития.

Общепризнанно, что образование сегодня является общечеловеческой ценностью в обществе. Этот факт имеет законодательную базу, так как в конституциях большинства стран указывается на право человека на получение образования.

Слайд 6

Данное положение соотносится с определением понятия «образование», приведённом в новом законе РФ «Об образовании» 2012 года, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Слайд 7

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

— преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

— сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

— органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

5 стр., 2213 слов

Тесты для аттестации педагогических работников системы дополнительного образования (демоверсия) Общая педагогика, методика

1. Какие из мотивов не относятся к познавательным: мотивы самообразования; учебно-познавательные; социального сотрудничества 2. Какому этапу занятия соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала? этапу подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала; этапу ...

— объединения юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Демократизация российского общества, обуславливает перемены и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе российских учебных заведений. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.

Слайд 8

Несмотря на все это, сегодняшняя система образования в России — федеральная, централизованная.

По своим организационно-правовым формам они учреждения образования могут быть:

— Государственными (федеральные, региональные, муниципальные);

— Негосударственные (учредители-частные лица, учреждения общественных и религиозных организаций).

Все учреждения системы образования, независимо от их организационных форм и подчиненности, функционируют в соответствии с законодательством в области образования (Закон РФ «Об образовании» 2012 года).

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Слайд 9

Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

4 стр., 1801 слов

Высшего профессионального образования. Образовательное учреждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ Образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»   филиал АлтГУ в г. Камень-на-Оби   Выполнил(а) студент(ка): __ курса, группа ___ И.О. Ф. _______________________________ (подпись) Научный руководитель: ученая степень, звание И.О. Ф. ...

Слайд 10

Государственный стандарт общего образования является основой:

— разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;

— объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;

— объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

— определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;

— установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;

— установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования

учебных помещений.

Слайд 11

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

— федеральный компонент — устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);

— региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);

— компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).

12 стр., 5940 слов

Управление качеством образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения

... необходимых требований, но и позволит выделить из общей массы образовательных учреждений, имеющих право осуществлять дошкольное образование, те, в которых качество является более высоким ... и содержания системы оценки качества дошкольного образования. Оценка качества образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования. 2. Решение проблем повышения ...

Слайд 12, 13, 14, 15

В настоящее время российская система образования представлена следующими уровнями:

Общее образование:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Профессиональное образование:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

Дополнительное образование

1)дополнительное образование детей и взрослых

2) дополнительное профессиональное образование.

Профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) — повышение квалификации, переподготовка и др.

Слайд 16

В Российской Федерации к образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего,

среднего (полного) общего образования);

3)учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

11 стр., 5238 слов

Общая характеристика тестовых материалов:

... общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях 9. Педагогическими инновациями являются изменения в содержании образования ... иерархию ценностей на основе ценностей культуры; Планировать различные формы собственного досуга ... проекта: Получение нового научного знания Практическое закрепление теоретических сведений, ...

родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей

Слайд 17

Принципы построения системы общего образования России:

  1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.
  2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе:

приоритетность образования, светский характер образования, совместное обучение лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной формы образовательного процесса, профессиональное самоопределение молодежи; многотипность образовательных учреждений; демократический характер системы образования — выбор обучающимися типа образовательного учреждения и образовательной программы.

Каган М.С. и Эткинд А.М. Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности, а также вооружение его методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредствазуемости психологических возможностей каждого ребенка).

По мнению М.А.Холодной, школа отвечает за качество человеческой истории. Какой быть школе? Вопрос не из ряда риторических. Система общего образования РФ включает в себя средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения. Согласно новому закону РФ «Об образовании» — главному документу, регулирующему деятельность образовательных учреждений в нашей стране, принятом в декабре 2012 года и вступающим в силу с сентября 2013 года лицеи и гимназии переименуются в общеобразовательные учреждения с углубленным изучением отдельных предметов.

9 стр., 4084 слов

Образование дошкольников с отклонениями в развитии за рубежом

Курсовая работа по общей и специальной педагогике Образование дошкольников с отклонениями в развитии за рубежом Оглавление Введение Глава 1. История становления и развития систем специального образования за рубежом .1 Первый этап: от агрессии и нетерпимости к первым специальным учебным заведениям .2 Второй этап: от первых попыток обучения детей с сенсорными нарушениями к пониманию необходимости ...

Слайд 18

В современной педагогике развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности происходит в результате взаимодействия учителя и ученика в системе «субъект-субъектных» отношений и в процессе его самообразования.

Слайд 19

Данное развитие включает в себя:

  1. развитие интеллекта,
  2. развитие эмоциональной сферы,
  3. развитие устойчивости к стрессорам,
  4. развитие уверенности в себе и принятие себя,
  5. развитие позитивного отношения к миру и принятие других,
  6. развитие самостоятельности, автономности,
  7. развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

Содержание образования в общеобразовательных школах

Общеобразовательная школа является учреждением, закладывающим основы для всестороннего развития личности и освоения любой профессии каждым школьником в будущем. В процессе обучения реализуется содержание образования, которое зависит от ряда факторов и в первую очередь от целей образования — конкретный ответ на вопрос, для чего учить и чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать от всех богатств, накопленных человеком.

Слайд 20

Подходы к определению сущности содержания образования:

Традиционный подход — знаньево-ориентированный — содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, уме­ний и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достиг­нутый в результате учебно-воспитательной работы» (Педагогиче­ский словарь, 1960).

При данном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоня­ют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регла­ментации научного ядра знаний, их академизму, ориентации со­держания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образова­ния все более утверждается личностно-ориентированный под­ход к выявлению сущности содержания образования. С точки зрения данного подхода под содержанием образова­ния понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмо­ционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обес­печить формирование всесторонне развитой личности, подготов­ленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материаль­ной и духовной культуры общества.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Та­кой подход обеспечивает:

1) свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных и жизненных потребностей личности;

2) гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и самореализации.

Смена подходов к сущности содержания образования показывает, что содержание образования имеет исторический характер.

Слайд 21

Основные компоненты содержания образования:

— когнитивный (познавательный) опыт личности — система знаний о природе, обществе, технике, способах деятельности, мышлении, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащегося научной картины мира. Этот компонент является основным т.к. без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие;

— практический опыт личности — формирование умений и навыков на основе имеющихся знаний;

— опыт творческой деятельности — готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

— опыт отношений личности — система отношений и мотивы поведения.

Сегодня общее образование может быть представлено с одной стороны, как часть системы непрерывного образования, а с другой — как общеобразовательная подготовка человека предшествующей профессии.

Слайд 22

Принципы и критерии отбора содержания общего образования

В педагогической теории нашли признание принципы форми­рования содержания общего образования, разработанные В.В.Краевским.

  1. Принцип соответствия содержания образова­ния во всех его элементах и на всех уровнях конструирования тре­бованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он тре­бует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые от­ражают современный уровень развития социума, научного зна­ния, культурной жизни и возможности личностного роста.
  2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обу­чения при отборе содержания общего образования отвергает од­ностороннюю, предметно-научную его ориентацию. Он предпо­лагает учет педагогической реальности, связанный с осуществле­нием конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при про­ектировании содержания общего образования необходимо учиты­вать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия.
  3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, лич­ность учащегося.

4.Принцип гуманитаризации содержания общего образования свя­зан прежде всего с созданием условий для активного творческо­го и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формиро­ванием, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры лич­ности: культуры жизненного самоопределения; экономической культуры и культуры труда; политической и правовой культуры; интеллектуальной, нравственной, экологической, художествен­ной и физической культуры; культуры общения и семейных от­ношений.

5. Принцип фундаментализации содержания общего образования позволяет преодолеть дегуманизацию обще­го образования. Он требует интеграции гуманитарного и естественно-научного зна­ния, установления преемственности и междисциплинарных свя­зей. Обучение в этой связи предстает не только как способ по­лучения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

Фундаментализация содержания образования определяет с возможность для творческого саморазвития человека.

Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозмож­ны, творческая деятельность осуществляется на основе опреде­ленных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или другие эмоции, предусмат­ривает поведенческие навыки и умения.

Слайд 23

Рассмотрим функции, выполняемые в обществе институтом образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института образования.

Рассмотрим наиболее важные из функций:

1. Трансляция и распространение культуры в обществе — первая и наиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т. п.).

На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.

2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентации, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общей системы ценностей, благодаря чему оно учится понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны.

Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В до индустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

3. Социальная селекция — одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена

таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапахосуществить дифференцированный подход к обучающимся, поощрять талантливых и способных учеников и студентов. В ряде стран, в том числе ив нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи.

В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи. Отбор и дифференциация молодежи ведется не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями.

С социологической точки зрения, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего.

Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе.

4. Социальное и культурное изменение является важной функцией современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества специалистов.

В современной педагогической науке преодолевается отношение к знаниям, навыкам и умениям как к конечным целям образования.

Взаимодействие различных элементов системы или ее подсистем направлено на достижение общей цели — обучение, воспитание и развитие личности.

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется такими свойствами, как: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Слайд 24

Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

Принято выделять три основных уровня формирования со­держания образования, представляющих собой определенную иерархию в его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного ма­териала.

Слайд 25

На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образова­ния находит отражение в учебном плане школы. В практике обще­го среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы — это ос­новной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области об­разования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Базисный учебный план как часть стандарта образования для общеобразовательной школы утверждается Министерством Образования Российской Федерации. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий нормативов:

— продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

— недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каж­дой из ступеней общего среднего образования, обязательных за­нятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

Лекция 2 — Стр 2

— максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обяза­тельные занятия по выбору;

— суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитываю­щая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на под­группы.

Основой базисного учебного плана средней общеобразователь­ной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях свое развитие и обогащение.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством общего и профессиональ­ного образования Российской Федерации.

Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана.

Традиционно средняя общеобразовательная школа в нашей стране и во многих других странах строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная.

Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, ре­шая общие задачи, имеет свои специфические функции, связан­ные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отра­жение, прежде всего, в наборе базовых учебных курсов и в соотно­шении базового ядра и занятий по выбору учащихся.

Слайд 26

Учебный предмет и учебная программа. Содержание образова­ния, представленное на уровне теоретического осмысления в учеб­ных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет — это система научных знаний, практиче­ских умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными по­знавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последова­тельности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков уча­щимися является одним из критериев успешности и эффективно­сти процесса обучения.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и автор­скими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относи­тельно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования Рос­сийской Федерации и имеют рекомендательный характер.

На ос­нове типовой программы разрабатываются и утверждаются педа­гогическим советом школы рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований госу­дарственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-реги­ональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процес­са, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государствен­ного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных тео­рий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. При наличии рецензии от ученых в данной предмет­ной области, педагогов, психологов, методистов они утвержда­ются педагогическим советом школы. Авторские учебные програм­мы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый — объяснительная записка, в которой опреде­лены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе постро­ения учебного предмета. Второй — собственно содержание обра­зования: тематический план, содержание тем, задачи их изуче­ния, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий — некоторые методические указания, касающие­ся главным образом оценки знаний, умений, навыков.

Слайд 27

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литера­туре, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учеб­ники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомен­дуются Министерством общего и профессионального образова­ния Российской Федерации для всех школ страны.

Структура учебника включает в себя текст как главный ком­понент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тек­сты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тек­сты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: ап­парат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собствен­но иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включа­ющий предисловие, примечание, приложения, оглавление, ука­затели.

Слайд 28

Пути перестройки общеобразовательной школы

Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Перестройка школьного образования предполагает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.

Слайд 29

Основные идеи и направления развития школьного образования законодательно отражены в документах: законе РФ «Об образовании» (2012), Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года (2000), Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), Федеральной целевой программе развития образования на 2010−2015 годы (2011), Государственной «Программе развития образования» на 2013−2020 годы (2012).

Слайд 30

Среди основных характеристик «Школы будущего» в данных документах отмечается:

  1. Школа опережающего развития, где ученики вовлечены в творческую и исследовательскую деятельность.
  2. Школа для всех, в которой будут получать образование и успешно социализироваться дети с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  3. Школа с новыми учителями, открытыми ко всему новому, понимающими детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающими свой предмет.
  4. Школа — центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.
  5. Школа с современной инфраструктурой: с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной, интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.
  6. Школа, где современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом. Направления модернизации школы:

-переход на новые образовательные стандарты;

— создание кадровых, материально-технических и других условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени;

— введение новых требований к качеству образования;

— развитие системы поддержки талантливых детей;

— внедрение системы моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства;

— введение аттестации педагогических и управленческих кадров;

— обеспечение мер по сохранению и укреплению здоровья школьников: горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, 3 урок физкультуры и т. д.;

— обеспечение индивидуального подхода к обучению;

— расширение самостоятельности школ в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств.