Социометрия 5а

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Выборгского района.

Отчет по результатам проведения исследования изучения отношений

внутри классного коллектива.

Место проведения исследования – ГБОУ № 494

Дата проведения исследования – 03.04.20121г.

Диагностику проводил:

педагог-психолог Гужавина Е.В.,

педагог-психолог Воробей А.А.

Численность группы – 22 человека.

5 «а» класс — 22 человека.

Задача исследования:

-изучение межличностных отношений внутриклассного коллектива у детей 5-го «а» класса ГБОУ № 494.

Работа включала следующие этапы:

1. Организационный этап:

-согласование расписания с администрацией школы

-подготовка необходимого обеспечения

2. Диагностика:

-тестирование

-обработка результатов диагностики

-анализ результатов и написание отчета по результатам исследования

3. Представление результатов в школу.

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе. Социометрическая техника, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Мы выделяем 3 вида взаимоотношений внутри коллектива: «лидеры»,«изолируемые», «отвергаемые».

Высокий статус в группе может быть результатом успешности в основной деятельности (учебе, если класс ориентирован на образование; конкретном виде спорта, если это спортивный специализированный класс и т.д.).

Иногда он поддерживается и подкрепляется внешними успехами школьника.

Об «отвергнутых» можно сказать, что такие ученики могут просто не владеть какими-то интеллектуальными, личностными, физическими или, может быть, материальными ресурсами, чтобы завоевать расположение одноклассников.

«Изолируемые»- это те учащиеся группы, которых не выбрал никто. Социальная изолированность может быть личностной особенностью, частью семейного стиля отношений, сознательной позицией. Также существует вынужденная изоляция, которая может быть следствием хронического бойкота, низкого уровня культурного развития других членов группы, отсутствия навыков социального взаимодействия у самого учащегося.

2 стр., 725 слов

Исследование отношения к бедности и богатству в российском менталитете

Введение Кризис 2008-2009 годов был ознаменован для России понижением эффективности национальной экономики, резким спадом объемов производства, снижением уровня и качества жизни населения, ухудшением состояния окружающей среды, то есть резкой деградацией политической и социально-экономической ситуации в стране. Но больше всего пострадала не хозяйственная сфера, не система власти, а, третья ...

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 5 «а» КЛАССА

В 5 «а» классе результаты опроса распределились следующим образом:

Таблица 1.

+

1

В М

0

1

2

С Е

0

2

3

Л Ю

5

0

4

Ц В

0

0

5

Д И

0

1

6

З М

0

3

7

Л Т

1

0

8

Н С

0

0

9

А Я

1

0

10

Е А

4

0

11

М К

1

0

12

В С

1

0

13

М Д

0

0

14

М С

1

1

15

Д Е

2

1

16

Б Д

0

0

17

Б М

0

0

18

Т Т

1

1

19

Б В

1

0

20

Н В

0

2

21

К И

1

0

22

Г С

0

2

Таким образом лидерами в выборах являются учащиеся- ЛЮ, ЕА, а отвергаемыми- ЗМ, СЕ, НВ и ГС.

Вывод:

Итак, на основании проведенного межличностных отношений внутри классного коллектива у детей 5-го «а» можно сделать вывод, что уровень сформированности межличностных отношений в классе не достаточен, так как некоторые ученики занимают позицию «изолируемые», «отвергаемые», которая не популярна. Низкий уровень сформированности межличностных отношений в классе свидетельствует о неудовлетворенной потребности учащихся в общении, отсутствии взаимности, у большей части класса.

Рекомендации для учителя:

  • Попытаться выяснить причину не принятия «отвернутых» в классе, помочь им адаптироваться в коллективе. Например, помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости.)
  • Вовлечь «изолированного» ученика в интересную деятельность.
  • У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.
  • Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
  • Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.
  • Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.

Индивидуальные консультации психолога можно получить в центре психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района (Костромской пр-т, д.7);

Педагог – психолог Воробей А.А.

Гужаваина Е.В.