Переменная величина, или Аттестат зрялости

Советы для мальчиков и девочек по выживанию в школе

«Образование развивает все способности, в том числе и глупость» (А.П. Чехов)

Каждый родитель надеется, что школа поможет его ребенку стать более образованным и умным. Обоснованны ли эти надежды? И какой вид ума наша школа развивает в своих учениках? Ставит ли вообще школа перед собой такую цель — помочь ребенку стать умнее?

Что получают ученики в школе, кроме конкретных знаний? Учит ли школа учиться? Существует ли альтернатива массовой школе? Изменило ли школу введение ЕГЭ?

Какие знания потребуются нашим детям через три — пять лет? С какого возраста ребенок может принимать решения сам?

Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант» МБУК ТБК почитаем книгидокторов психологических наук Галины ЦукерманиАлександра Асмолова; школьных психологов Натальи Евсиковой, Тамары Гордеевой, Андрея Кончаловского;детского психологаТатьяны Бедник, возрастного психолога Андрея Подольского,социального психологаКэрол Двек,школьного учителяЭдуарда Веркина.Попробуем прислушаться к их советам о том, как помочь детям учиться без стресса.

Итак…

Добро пожаловать в зоопарк!

«Отец тащит в школу первоклассника. Первоклашка упирается, бьется и кричит.- Одиннадцать лет!!! Одиннадцать!!! За что?» (Анекдот)

Умный ребенок — какой он?

Задача любой школы — развивать способности детей, и интеллектуальные — в первую очередь. Вопрос в том, что мы понимаем под выражением «умный ребенок». Нет людей умных вообще, такое представление — абстракция. Умным можно быть только в чем-то: в математике, в гуманитарных науках, в ручном труде, в человеческих отношениях.

Но традиционная массовая школа, в которой учится большинство наших детей, устроена так, что развивает главным образом исполнительскую сторону ума — способность действовать по правилу и инструкции. А творческое умение применять правила в нестандартных условиях или открывать новые законы развивает слабо.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... в удобной тесситуре, соответствующие типу звучания голоса ребёнка. - Учить распределять дыхание. - Развивать чистоту интонирования мелодии голосом. - Развивать исполнительские способности. Для выполнения данных задач ... и простейшие ритмические рисунки. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах. Формировать и развивать у детей ролевые действия в игре-драматизации, умение ...

Социальный и эмоциональный интеллект — одаренность в общении, владение своими эмоциями и понимание чувств других людей, вообще чувство сопричастности- в школе не востребованы. Эти стороны детского ума школа не замечает. Хотя уже в начальных классах хорошо видно, в чем именно «умен» ребенок.

Например, девочку, которая в раздевалке всем завязывает шарфики и застегивает тугие пуговки, скорее всего, не заметят как умную в сопереживании и помощи. А ведь многие ее одноклассники (будь у них выбор) хотели бы сидеть за одной партой именно с этой — пусть не самой сообразительной — девочкой, поскольку ее присутствие помогает собраться с мыслями.

Переменная величина, или Аттестат зрялости

Выпускник школы:

— Я помню две вещи: как меня в первом классе мама в школу привела, и как с выпускного папа унес…

(Анекдот, основанный на реальных событиях)

Наши возможности стать умнее во многом зависят от того, как, собственно, мы представляем себе этот «ум», какую теорию на этот счет мы усвоили в детстве.

-Важно, чтобы дети и подростки понимали, что ум — величина переменная, — утверждает Кэрол Двек, социальный психолог, профессор Стэнфордского университета (США).

— Тогда умные поступки и действия они воспринимают как результат собственных усилий, правильной стратегии, приобретенных знаний, а значит, могут влиять на то, чтобы таких поступков было больше.

Когда же ум представляется константой (сколько нам дано ума от природы, столько и будет), то человек не видит смысла в том, чтобы прикладывать усилия и развиваться, он закрыт для роста.

Сторонники «константного» объяснения уклоняются от проблем, не пытаясь их решить, тратят силы, чтобы «казаться умными», боятся совершить ошибку, в то время как человек, который верит в возможность «поумнеть», принимает вызов и действует.

24 стр., 11675 слов

Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития

... ребенка к школе. Выделяют условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе: 1.Во-первых, меняется социальная позиция ребенка ... выбор учителя. Вопрос 7: выбор школы А. Вопрос 8: выбор школы А. Вопрос 9: выбор отметки ... и другие навязчивые движения и действия, а также говорение с самим ... Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту. Больно ушибутся сами ученики или ударят ...

Можно обнадежить тех, кто пока что считает ум врожденной и постоянной характеристикой: методы позитивной психологии (хвалить действия, а не человека; показывать, что даже самые умные люди сталкивались с трудностями и преодолевали их; рассказывать о пластичности мозга) позволяют изменить изначальные установки.

Наследники Торквемады, или Жизнь за последней партой

«Людей сближают школьная скамья и другие несчастья».

(Надпись на парте)

Что получают ученики в школе, кроме конкретных знаний?

-Традиционная школа, если она использует все свои педагогические резервы, прекрасно развивает исполнительские способности, — говоритГалина Цукерман, профессор Стэнфордского университета (США), доктор психологических наук, школьный психолог, автор нескольких книг. — Большинство ее выпускников обладают внутренней дисциплиной: если перед ними поставлена цель, есть алгоритм решения, они могут наметить план, последовательно выполнить все намеченные действия, довести дело до конца, проконтролировать результат…

Но они редко ставят перед собой новые цели самостоятельно, по собственному побуждению. Если нет инструкций, они останавливаются и ждут указаний. В школе дети получают знания в готовом виде. Ум ребенка не работает над тем, как добыть это знание, его кормят с ложечки и одевают в эдакие педагогические памперсы. Воображение, любознательность, пытливость ума остаются невостребованными.

5 стр., 2196 слов

«Формы работы детского сада, семьи и школы при подготовке ребенка к обучению в школе»

... дошкольников к обучению в школе Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во ... и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001.-368с. 16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ ...

Дело тут не в учителях — в школе работает много умных, добрых, либеральных учителей, любящих детей. Причина в традиционном стиле преподавания: он не только не развивает ум учеников (в широком смысле слова), но и снижает их интеллектуальный потенциал, поскольку не создает условий для того, чтобы дети в учении были инициативны, имели собственное мнение, критически воспринимали информацию.

А ведь именно инициатива, самостоятельность, ответственность, способность отвечать за свой выбор требуются сегодня от умного человека. Недаром об этих качествах пишут почти в каждом резюме.

Не все то золото…, или Спасение утопающих…

«Лучше бы сегодня было уже вчера!»

(Надпись в выпускном альбоме)

Существует ли альтернатива массовой школе? К счастью, в инновационных школах преподавание строится иначе. Сравните, к примеру, два урока истории. В традиционной школе преподаватель, скорее всего, попросит выучить то, что сказано в учебнике, а там, к примеру, написано, что Сталин — эффективный менеджер.

Учитель инновационной школы предложит ученикам изучить документы из разных источников (воспоминания, архивные материалы, передовицы партийных газет…), а потом организует среди учеников круглый стол на тему «Нужен ли нашей стране Нюрнбергский процесс?».

Такой учитель хочет, чтобы дети умели сопоставлять разные точки зрения, имели свое мнение, были способны отстоять его в дискуссии. Когда ребенок вовлечен в такой анализ информации, то он не просто знает факты, он действительно становится умнее.

Уметь учиться — значит понимать себя, видеть границы своих возможностей, суметь до них дойти и выйти за их пределы.

Международные сравнительные исследования качества образования показывают, что сегодня 9−10-летние российские школьники лучше своих сверстников в других странах понимают, например, смысл прочитанного. Значит, с начальным образованием все обстоит неплохо. А вот результаты российских 15-летних — одни из худших в мире: в частности, наши старшеклассники не умеют при чтении извлекать информацию из текста. Иными словами, после того, как ребенка научили читать и писать, ничего не происходит. Детям выдают толстые учебники и говорят: читайте, отвечайте на вопросы, пересказывайте…

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

... себя неуверенно. Психолог комментирует действия ребенка, поощряя его самостоятельность и инициативу. Таким образом, в процессе игры ребенок учится принимать решения, не боится действовать и становится ... . Для развития зрительно‑двигательной координации полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое отражение и повторяет за взрослым ...

Вот в этом и заключается парадокс современной школы. Она не учит учиться! Вроде бы для всех очевидно: чтобы делать самого себя умнее, проживая каждую новую жизненную ситуацию, нужно уметь учиться (учить самого себя).

А для этого в первую очередь надо лучше понимать себя, быть способным к рефлексии, уметь определить, что тебе неясно, и знать, где и как следует искать недостающие знания, умения, навыки. Иными словами, надо понимать границы своих возможностей, уметь дойти до этих границ и выйти за их пределы. Но в нашей школе этому не учат.

Экзамены: азы бомбометания

— Папа, я задам тебе один вопрос. Но ты, пожалуйста, не волнуйся!

— Хорошо, сынок.

— Если экзамен — это праздник, то что такое тогда переэкзаменовка?

(Анекдот)

Изменило ли школу введение ЕГЭ? Единый экзамен в форме тестов — такой же факт современной цивилизации, как двигатель внутреннего сгорания. И добро, и зло одновременно. Особо радикальные «зеленые», вероятно, были бы рады уничтожить все двигатели внутреннего сгорания. Но более разумно все же искать способы экологически грамотно их использовать. Другое дело, что сегодняшний ЕГЭ — это такой двигатель, которому еще далеко до современных мировых стандартов. Это пока поделка, собранная, как говорится, «на коленке».

Чем нас испугала реформа школы?

«Новый стандарт лишает наших детей будущего!» «Как можно доверить 15-летним ответственность за выбор учебных предметов?..» — государственный образовательный стандарт беспокоит многих родителей.

4 стр., 1801 слов

Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.

... эмоционально-мотивационной сферы ведет к возникновению внутренней жизни ребенка. Часто внутренняя жизнь не отвечает внешней. Ребенок думает, прежде чем что-то сделать ... все новое, что происходит в процессе школьного обучения, но вместе с тем их познавательные интересы нестойкие, эпизодические, реактивные ... не имеет больших трудностей для работы учителя, но вместе с тем надо помнить, что именно в этом ...

Доктор психологических наукАлександр Асмоловподдерживает этот стандарт и объясняет беспокойство нашим страхом перед свободой выбора. Почему же выбирать так страшно?

— Нас всегда пугает неопределенность, ситуация, когда мы сами должны принимать решение, а потом отвечать за свой выбор, последствия которого оценить не можем, — объясняет Асмолов.- Технологии так стремительно меняют мир, что ни учителя, ни родители не могут спрогнозировать, какие знания потребуются нашим детям через три-пять лет. Именно поэтому сегодня актуальна школа, которая научит детей принимать решения, а не предложит ответы на все вопросы.

Интересно, с какого возраста ребенок может принимать решения сам?

Специалисты считают, что с самого раннего возраста у детей есть право выбора. Но все-таки отвечать за свои поступки в полной мере они учатся в подростковом возрасте. Свои решения подросток зачастую сверяет с мнением авторитетных для него взрослых и сверстников. И все же «тренинг выбора» делает его более компетентным и уверенным. Более устойчивым в критических стрессовых ситуациях по сравнению с теми подростками, за которых решения принимают другие люди. Новый стандарт образования как раз и предусматривает такой тренинг для всех учеников.

Извлекать пользу из ошибок

Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Верно и обратное: кто что-то делает, ошибается. По крайней мере, иногда.

-Приучайте ребенка анализировать причины неудачи — так вы научите его ясно понимать, что именно привело к ошибке, — советует возрастной психолог Андрей Подольский. — Уточняйте, что осталось непонятым, просите переделать дома упражнение, пересказать плохо усвоенный урок. Будьте готовы и сами заново объяснить суть недавно пройденного материала. Но никогда не делайте задание вместо него — делайте вместе с ребенком.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... исследователи, изучая процесс построения стратегий взрослыми и детьми при решении некоторых задач, также наблюдали появление пробующих действий ... закономерностях развития мыслительной дея­тельности у дошкольников. Вместе с тем каждая форма характеризуется своими особыми ... Пиаже отказался рассматривать отношения в качестве элемента психической жизни. По его мнению, таким элементов должно стать движение ...

— Хорошо, когда совместное творчество касается сложных и творческих заданий, — уточняет школьный психолог Тамара Гордеева, — проекта по биологии, отзыва о книге или сочинения на свободную тему. Обсуждайте с ним новые идеи, вместе ищите литературу, информацию в интернете. Такой («деловой») опыт общения с родителями, новые навыки помогут ребенку стать увереннее в себе, пробовать, ошибаться и самому искать новые решения.

-Нет ничего более успокаивающего и восстанавливающего, чем моменты совместных занятий в кругу семьи, — добавляет Татьяна Бедник. — Вместе готовить, мастерить, устраивать игры, смотреть и комментировать передачу или фильм — столько невидимых, но фундаментальных способов обучения!

Обменяться мнениями, сравнить себя с другими, иногда выступить друг против друга — все это помогает развивать критический ум, который, в свою очередь, поможет взглянуть на ситуацию со стороны и держать стресс на расстоянии.

-Я думаю, основная задача родителя — создавать своему ребенку умеренно благоприятные условия. Потому что в абсолютно благоприятных человек деградирует — так же как и в абсолютно неблагоприятных, — комментирует психолог Андрей Кончаловский. — То есть не должно быть слишком холодно или жарко.

Нельзя иметь все. Нельзя, чтобы можно было ездить, куда угодно или есть все, что захочется. Нельзя, чтобы можно было все, — есть вещи, которые нельзя! И есть вещи, которые возможны, но их надо заработать. А есть вещи, которые необходимо делать, хотя не хочется.

Родитель не должен быть только другом. Жизнь состоит из бесконечного количества ограничений, потому что мы всегда хотим того, чего у нас нет. Вместо того чтобы любить то, что имеем, мы хотим иметь то, что мы любим. И возникает масса ненужных потребностей.

А жизнь не совпадает с тем, чего мы желаем. Нужно что-то заработать, а что-то осознать как-то, чего мы никогда иметь не будем. И задача родителя — сделать так, чтобы ребенок усвоил эту идею. Это, конечно, борьба. Но без этого человек не станет человеком.

Планировать вместе

-В какое время лучше делать уроки; взяться сначала за самое легкое или самое сложное; как правильно организовать рабочее место — именно родители должны научить ребенка планировать свою ежедневную жизнь, — говорит школьный психолог Наталья Евсикова. — Это поможет ему легче принимать решения, стать спокойнее — он перестанет садиться за письменный стол в последнюю минуту перед сном.

Обсуждайте с ним его работу, объясняйте, что и для чего нужно, почему это стоит организовать именно так. Со временем ребенок научится самостоятельно планировать свое время и организовывать пространство. Но сначала родители должны показать, как это делается, и делать это вместе с ним.

Создавать мотивацию

Ребенку интересно, если он хорошо понимает, зачем он учится.

— Разговаривайте с ним обо всем, что его увлекает, — советует Тамара Гордеева. — Напоминайте: успех приходит, если мы любим то, чем занимаемся, получаем от этого удовольствие, видим в этом смысл. Это поможет ребенку разобраться в своих желаниях, лучше понять свои интересы. Не требуйте многого, если вам самим учиться, читать, узнавать новое не очень-то и интересно. И наоборот, активно демонстрируйте свое любопытство к новому, если вы учитесь всю жизнь.

— Можно обратить его внимание на те знания и умения, которые понадобятся ему для осуществления детской мечты, — уточняет Андрей Подольский. — Ты хочешь быть кинорежиссером или врачом? На режиссерском факультете изучают историю изобразительного искусства и литературы. А врачу надо обязательно знать биологию и химию… Когда есть перспектива, у ребенка возникает сильное желание поскорее добраться до своей мечты. Страх исчезает, и учиться становится интереснее.

Воспитывать, не подавляя

Не раздражаться из-за неудач и избегать чрезмерной опеки — так можно было бы сформулировать двойное правило педагогики. Наталья Евсикова предлагает метафору:

-Ребенок учится ездить на велосипеде. Когда он падает, разве мы сердимся? Конечно, нет. Мы успокаиваем и подбадриваем его. А потом бежим рядом, поддерживая велосипед, — и так до тех пор, пока он не поедет сам.

Так же стоит поступать и в отношении школьных дел наших детей: объяснять то, что непонятно, рассказывать о том, что интересно. Делать вместе с ними что-то увлекательное или трудное для них. И, почувствовав встречную активность ребенка, постепенно ослаблять собственную — так мы освободим ему пространство для самостоятельного развития.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос