Методика Люшера

Одним из методов исследования личности в современной психологии является широко известный цветовой тест Макса Люшера (метод цветовых выборов).

Данный метод относится к так называемой психологии цвета — науке, изучающей взаимосвязь цвета и психики человека. Предпочтение, отдаваемое одному цвету, и неприятие другого, имеют определенное значение: этот выбор точно отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение и эмоциональное состояние. На этой зависимости и построен тест Люшера. Десятки тысяч опытов с цветовым тестом Люшера на людях самых разнообразных уровней культуры, почти по всему миру показали, что влияние цвета существует везде и оно не зависит от расы, пола и социального положения.

Процедура теста

Суть процедуры тестирования представляет собой расположение цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, на цветовые таблицы не должны падать прямые солнечные лучи. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения. Важно убедить лиц, подлежащих тестированию, в том, что цвета следует выбирать за их собственную красоту, не оценивая их по тому, подойдут ли они в качестве ткани для одежды или обивки для мебели, или для сидений автомобиля. Кроме того, ни в коем случае не следует производить выбор так, чтобы комбинация двух или нескольких цветов подбиралась именно как комбинация. Первой предъявляется для ранжирования таблица «серого цвета» (номера таблиц, соответствуют порядку их предъявления).

Испытуемого просят назвать цвет (или его номер), который ему больше всего нравится из пяти цветов таблицы 1. При получении ответа, экспериментатор может закрыть избранный цвет бумажным квадратиком, сходным по цвету с фоном таблицы, и заносит номер цвета в протокол на первое ранговое место.

Затем из оставшихся цветов выбирается следующий цвет, который нравится испытуемому. Его номер заносится на вторую позицию. Из трех остальных цветов испытуемого просят назвать самый несимпатичный для него цвет, номер которого экспериментатор ставит на последнюю позицию рангового ряда. Если тестирование направлено на индивидуальную диагностику, то ранжирование последних двух цветов не производится и испытуемый переходит к следующей таблице цветового теста Люшера. При исследовании группы испытуемых необходимо определить места оставшихся 2-хцветов.

19 стр., 9346 слов

Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера

... Валидность и надежность теста ЦТО Люшера Согласно М. Люшеру отношение испытуемого к цвету определяется его эмоционально-мотивационными ... справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2- ... испытуемого просят выбрать (один-два) наиболее подходящие к данному лицу, предмету или понятию цвета. Во втором, - испытуемому необходимо проранжировать все цвета ...

В таблице 2 испытуемому необходимо пять раз подряд выбрать симпатичные ему цвета: сначала из восьми, затем из семи оставшихся и т. д. Экспериментатор последовательно заносит номера выбранных цветов в протокол на 1−5 позиции рангового ряда. После выбора 5 симпатичных цветов испытуемого следует попросить выбрать из трех оставшихся наименее симпатичный цвет, номер которого заносится на последнее место рангового ряда. Из двух оставшихся цветов испытуемому необходимо также выбрать менее симпатичный. Номер этого цвета ставится на 7-ю позицию, а оставшийся цвет занимает 6-ю. После проведения тестирования по всем остальным таблицам цветового теста Люшера, экспериментатор снова предлагает испытуемому проранжировать цвета таблицы 2. Процедура выбора является аналогичной. Второй выбор необходим длявыявления типичного для испытуемого отношения к цветам «основной» таблицы, поскольку первый выбор может испытывать на себе влияние ряда побочных переменных. Кроме этого, важную роль в интерпретации результатов играют динамические показатели цветовых предпочтений — их изменения во времени. В кратком варианте также рекомендуется проводить два выбора, а время между ними (5−10 мин.) должно быть заполнено другой деятельностью.

Начиная с таблицы 3 процедура тестирования несколько изменяется. Ранги цветов определяются попарным сравнением цветовых образцов друг с другом. Испытуемый выбирает, какой цвет изданной пары ему нравится больше, а экспериментатор, ставя черточку в соответствующей таблице протокола, фиксирует сделанный выбор (см. рис. 4.1.1.1).

Максимальное число выборов в пользу одного цвета равняется трем, а минимальное — 0. Обычно наблюдается иерархия цветовых выборов (ступенчатый выбор), при которой одному из цветов отдается решающее предпочтение (3 выбора), следующему — 2 выбора и т. д. Возможен и «не ступенчатый» выбор, то есть отсутствие явной иерархии в предпочтениях. В подобном случае экспериментатору необходимо еще раз повторить с испытуемым ранжирование цветов таблицы. Если и на этот раз ступенчатый выбор не производится, в таблицу «оценочных чисел"протокола вносятся результаты последнего ранжирования цветов данной таблицы.

После завершения тестирования по таблицам 3−7, экспериментатор подсчитывает число выборов в пользу каждого цвета и записывает их количество в таблицу «оценочных чисел».Проведением повторного ранжирования цветов таблицы 2 процедура тестирования завершается и экспериментатор переходит к обработке результатов.

Весь протокол теста длится от семи до десяти минут, содержит объем информации, вскрывающий осознанную и неосознанную психические структуры личности. По нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного равновесия, эффективности, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений. Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта.

Обработка результатов тестирования

Обработка результатов полного варианта цветового теста Люшера производится в 3 этапа:

1.Присвоение «функциональных знаков» (таблицы № 1−2)

Подопытная личность избирает цвета в последовательности от наиболее приятных до наиболее неприятных. Цвет, который нравится ей больше всех, стоит на первом месте. Кцвету, который она избирает последним, она испытывает наибольшее неприятие или наименьшую склонность. Разрядное положение, которое цвет занимает в ряду, называется «функцией».

В начале ряда мы находим цвета, которым отдается решительное предпочтение. Затем следуют разряды менее сильного предпочтения, затем зона индифферентности, в конце ряда стоят отвергнутые цвета.

Отдельные разряды обозначаются следующими характеризующими знаками:

Сильное предпочтение цвета

+ (знак плюс).

Симпатия к цвету

х (знак умножения).

Безразличие к цвету

= (знак равенства).

Неприятие цвета

— (знак минус).

В таблице серого цвета первые два цвета получают знаки «+», а последний — знак «-». Например, +0+3…-2. На этом обработка результатов таблицы 1 заканчивается, и экспериментатор может проводить их анализ, используя таблицы интерпретаций («Оценочные

таблицы"), находя соответствующее значение.

Обработка результатов по таблице 2 является сложнее и требует опыта. При простом способе обработке каждому цвету таблицы 2, в зависимости от его позиции в ранговом ряду, присваивается «функциональный знак». Первым двум — «+» (выраженное предпочтение), второй паре — «х"(отождествление), третьей — «="(нейтральное, равнодушное отношение), последней— «-» (выраженное отвержение).

Кроме присвоения функциональных знаков, процедура обработки результатов по таблице 2 включает и определение ряда показателей, позволяющих экспериментатору точнее проинтерпретировать цветовой выбор испытуемого. Это показатели: «источник тревоги» («А»),"компенсаторное поведение" («К») и «уровень тревоги» («!»).

Знак «А» присваивается, прежде всего, «основным» цветам (1−4), находящимся ниже 5-й позиции цветового ряда. Однако, если после «основного» цвета находится «не основной» (0 и 5−7), он также получает знак «А». Знак «А» присваивается и в том случае, когда какой-либо из цветов уже обозначен знаком «К». Тогда любой цвет, находящийся на последней позиции ряда обозначается знаком «А» (естественно, если он уже не был обозначен, согласно предыдущим правилам).

Показатель «К» выставляется всем не основным цветам, кроме 5, если какой-либо из них находится на одной из первых трех позициях ряда. Знак «К» может получить и «основной» цвет, если он стоит перед цветом, уже обозначенным «К». Кроме того, если какой-либо цвет в ранговом ряду уже был помечен знаком «А», любой цвет, находящийся на 1-й позиции получает значок «К», если ранее он ему уже не был присвоен. Показатель «!» выставляется"основным" цветам, если они расположены ниже 5-го места: шестое место оценивается одним «!», седьмое — «!!», восьмое — «!!!». Также этим знаком могут помечаться «не основные» цвета, кроме 5, расположенные на первых трех позициях цветового ряда: третья позиция — «!», вторая — «!!», первая —"!!!".

2.Определение сумм цветовых колонок (таблицы № 4−7)

На втором этапе обработки результатов тестирования экспериментатор подсчитывает суммы каждой из4-х «цветовых колонок» ЦТЛ. При этом, учитываются оценочные числа только таблиц4−7. Подсчет ведется путем арифметического сложения оценочных чисел этих таблиц по каждой из колонок. Минимальная сумма колонки может равняться 0 баллам,, но при этом, необязательно, чтобы все цвета данной колонки не получили ни одного выбора. Если3 цвета из 4-х какой-либо колонки не получили ни одного выбора, то сумма этой колонки считается равной 0, независимо от количества набранных баллов в пользу оставшегося цвета. Для каждой из колонок М. Люшером были рассчитаны нормативные диапазоны значений).

Повышенное значение колонки обозначается знаком «+», а не достигающее нижней границы нормы — «-». 3. Построение «куба» (если возможно).

Если одна из колонок теста получила знак «+», а другая — «-», это дает возможность проведение анализа результатов методом «куба». Для построения «куба» подобное условие обязательно. В «кубе», по мнению Люшера, воспроизводится динамика конфликта. Возникает он в результате"неудовлетворенного притязания" [+], то есть фрустрации потребности, что вызывает первичную защиту или компенсацию фрустрации (-) в виде отказа от данной потребности

Структура цвета по Люшеру

Как уже отмечалось выше, индивидуальный смысл цвета для конкретного человека выражается в «функции» цвета, то есть в характере отношения человека к цвету. Однако, кроме функции каждый цвет имеет также и «структуру» — устойчивое, общее для всех людей, независимо от расы, культуры, образовательного уровня, пола и возраста значение этого цвета. «Структуру» можно назвать «объективной» стороной цветового воздействия. Рассмотрим структуру четырех «основных» цветов по М. Люшеру:

Темно-синий

Сине-зеленый

Красно-желтый

Желто-красный

Вложение

Оборона

Наступление

Проекция

Глубина чувств

Волевое

напряжение

Волевой

импульс

Живость чувств

Покой

Настойчивость

Возбуждение

Перемена

Удовлетво-

ренность

Утверждение

Желание

Раскрытие

Чувство

Владение

Завоевание

Надежда

Единение

Гарантия

Переживание

Поиск

Связь

Власть

Действие

Новизна

Любовь

Уважение

Успех

Счастье

Главными структурными характеристиками цвета являются «концентричность-эксцентричность"и «автономность — гетерономность».

«Концентричность— эксцентричность» означает направление «движения цвета». Синий и зеленый цвета считаются концентричными, в то время как красный и желтый — эксцентричными.

«Автономность —гетерономность» отражает, «характер» цвета, его «силу» и «доминирование» :"автономность" — означает независимость от внешних влияний и способность самому оказывать влияние. По М. Люшеру, это качество присуще красному и зеленому, в противоположность синему и желтому, которым свойственна «гетерономность» — т. е.зависимость от внешних влияний. На психологическом уровне «автономность отражает самоопределение, произвольность, самостоятельность, а гетерономность —уступчивость, компромисс, покорность, избегание.

Цвета в тесте Люшера были подобраны таким образом, чтобы могли одновременно проявиться оба этих измерения. Поэтому, в качестве «основных» Люшер выбрал не чистые тона, а смешанные. Например, в сине-зеленом синий «вносит» «концентричность», а зеленый — «автономность», что порождает соответствующую структуру цвета. По этим качествам цвета составляют пары, в которых общее свойство «усиливается», а различия «уравновешиваются», но и создают «внутреннее напряжение». Так, красный и зеленый— «автономная» пара,"сильное" сочетание, выражающая достижения, власть, доминирование и пр. Вместе с тем, зеленый «сдерживает» красный ограничивает его эксцентричность и стремление к новым «завоеваниям» Красный, в свою очередь, «тормошит» зеленый, не позволяет ему оставаться пассивным и «самодовольным» и «соблазняет"возможностью новых «владений».

Зеленый и синий составляют"концентричную пару". Между ними существует «согласие» в том, что лучше сохранить уже имеющееся, чем претендовать на что-то новое. Синий «идет» вглубь, это цвет — «интроверт», «созерцатель», для которого важнее внутренние богатства, чем внешняя мишура. Он пытается преодолеть «тупое самодовольство"зеленого, который вообще не «хочет» никуда «идти», а оставаться на месте. Зеленый сдерживает движение синего вглубь, поэтому их сочетание выражает спазматическое состояние.

Таким образом, контрастные по этим измерениям пары: синий и красный, желтый и зеленый лишь частично приводят к гармонии противоположно направленных тенденций.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector