Интеллект и ЭВМ 2

ЭВМ И ИНТЕЛЛЕКТ

Эта работа посвященапроблеме создания искусственного интеллекта и взаимоотношениям междучеловеческим разумом и компьютером. Автор затрагивает такие вопросы каквозможность прохождения компьютером обычного теста на Iq, по которому лучшие представители человеческого родаполучали 140 баллов, а так же перспективу развития «умных машин» и преодолениеими так называемого этапа «электронного детства», в котором сейчас находятсясовременные ЭВМ.

Об актуальности темыговорит тот факт, что сейчас очень стремительно развивается новая отрасльпсихологии, изучающая взаимоотношения человека и ЭВМ. Вот-вот наступят времена, когда по важности она не будет уступать проблеме взаимоотношения человека с человекомили даже человека с обществом.

Автор не случайно выбралэту весьма обширную проблему. Он имеет многолетний опыт работы с компьютернымисистемами — имитаторами работы человеческого мозга и может задать множествовопросов и не только риторических. А разум умеющий грамотно задавать вопросыуже является искусственным интеллектом.

Машина, обладающаядостаточным объемом фактических данных из истории, могла бы, например, разработать более эффективные экономические теории, чем те явно несовершенныеконцепции, чем те, которыми ныне руководствуется правительства. Вообще говоряцель создания ИИ (искусственного интеллекта) — снизить интеллектуальнуюнагрузку, лежащую на современном человеке. Однако первые же исследователи, работающие в области ИИ столкнулись с весьма запутанными проблемами, далековыходящими за пределы традиционной информатики. Оказалось, что прежде всегонеобходимо понять механизмы процесса обучения, природу языка и чувственноговосприятия. Выяснилось, что для создания машин, имитирующих работучеловеческого мозга, требуется разобраться в том, как действуют миллиарды еговзаимосвязанных нейронов, а самой трудной проблемой, стоящей перед современнойнаукой — является познание процессов функционирования человеческого разума, ане просто имитация его работы. Ученным даже трудно прийти к единой точке зренияотносительно самого объекта их исследования — интеллекта (как в притче ослепцах, пытавшихся описать слона и каждый придерживается своего заветногоопределения).

8 стр., 3707 слов

Ильенков. К+понятию+тело+человека,+человеческое+тело

... человека,+человеческое+тело - Стр 2 Текст под названием К понятию «тело человека», «человеческое тело»представляет собой начальную часть широкой по замыслу, но не завершенной работы ... К понятию «тело человека», «человеческое тело» Э.В. Ильенков Нельзя его представлять ... психической деятельности, – от связей, которые только для человека и внутри человеческой культуры только и существуют. Стало быть – от ...

Некоторые считают, что интеллект — это умение решать сложныезадачи, другие рассматривают его как способность к обучению, обобщениям ианалогиям; третьи — как возможностьвзаимодействия с внешним миром путем общения, восприятия и осознаниявоспринятого посредством обратной связи. Но несмотря на эту разность подходоввсе исследователи сходны во мнении — не надо давать компьютеру типовой наборзадачек и считать сумму баллов. Это годится только для человека. Лучший тестдля компьютера, в результате которого можно будет прийти к выводу, что онразумный — это если компьютер заставит нас поверить, что мы имеем дело не смашиной, а с человеком. Безусловно, довести машину до такого уровня чрезвычайнотрудно, но слишком привлекательна идея создания мыслящих машин «человеческоготипа». Эта идея уходит корнями в далекое прошлое. Еще древние египтяне и римлянеиспытывали благоговейный ужас перед культовыми статуями, которыежестикулировали и изрекали пророчества (разумеется с помощью жрецов).

Асредневековые летописи полны рассказов об автоматах, способных говорить идвигаться почти так же как и их хозяева — люди.

Много лет спустя первыепрограммисты развлекаясь составляли программы для сочинения музыки, решенияголоволомок, игр, шахмат и т. д. Некоторые, романтично настроенные программистыдаже заставляли свои машины писать любовные письма. Они предполагали, что преодолевпериод электоронного детства и обучившись в библиотеках всего мира, хитроумныекомпьютеры. Благодаря быстродействию, точности и безотказности памяти, постепенно превзойдут своих создателей — людей. Однако находились и пессимисты, которые считали, что истинный разум невозможно отделить от его психологическойосновы, заключенной в человеческом организме «цифровой компьютер не человек, укомпьютера нет ни тела, ни эмоций, ни потребностей. Он лишен социальнойориентации, которая приобретается жизнью в обществе, а именно она делаетповедение разумным.» Создатели же систем искусственного интеллекта парируют, говоря о принципе обратной связи. Принцип обратной связи заключается виспользовании информации, поступающей из окружающего мира для изменения поведениямашины (подобным образом работает обычная термопара, регулирующая зимойтемпературу в нашем доме).

12 стр., 5556 слов

Особенности взаимодействия «человек-компьютер»

... «человек – компьютер» не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук, использовать информацию, созданную в других программах. ... и как эти ограничения могут быть использованы. Связь синтаксического и фонетического уровней необходима и полезна для ... , а потом обратным преобразованием получить снова изображение, но уже откорректированное, по которому уже человек и проводит визуальный ...

Принцип обратной связи настолько прост иодновременно позволяет объяснить многие закономерности, что на его основестроятся теории машинного и человеческого разума. Еще в 1948 г. Винер доказал, что именно благодаря обратной связи все живое приспосабливается к окружающейсреде и добивается своей цели. «Все машины претендующие на разумность — писалон — должны обладать способностью преследовать определенные цели иприспосабливаться, т. е. обучаться».

Способность к обучениекак критерий интеллекта так же высоко ценится и в обществе людей. В эту сферуежегодно вкладываются миллиарды долларов. Однако благодаря той же обратнойсвязи, появляются отрицательные эффекты — в процессе обучения отношения человекас компьютером становятся настолько тесными, что реальный мир заменяется ложным, виртуальным. Скорее всего это связано с недоразвитостью технической культурычеловека, технологии двоичной логики ушли так далеко, по сравнению с темпамиэволюции человека, что ему приходится сутками засиживаться пред голубыммонитором, получая объем информации, созданный за последние 20 лет. Типичныйпример — молодой человек покупает компьютер, сразу же в его режиме дня на сонвыделяется 2 часа (собственный опыт), первые несколько месяцев он полностьюпосвящает себя освоению новой техники, так проходят пол года, но проснувшисьоднажды на клавиатуре в луже газировки и поняв, что даже кривизнаэлектро-лучевой трубки кинескопа не способна так исказить его внешность, онрешает — все! Хватит! Пора в нормальную жизнь!

9 стр., 4257 слов

Формирование программы социальной адаптации пожилых людей

... нацелены на решение конкретной социальной проблемы. Цель данной работы: сформировать программы социальной адаптации пожилого человека в возрасте до 65 лет, и ... в возрасте старше 70 лет. 1. Программа адаптации пожилого человека в возрасте до 65 лет Исследование вопросов, связанных ... передачи своих знаний и опыта другим. 2. Программа адаптации пожилого человека в возрасте от 70 лет В настоящее время ...

Безусловно, то чтосоздано сейчас в области компьютерных технологий, невозможно полностью охватитьдаже значительному коллективу профессионалов. Однако дымка надежд и интересаобволакивает и дурманит разум миллиардов молодых людей. Они проводят большую частьдня во всемирной глобальной сети Интернет. Они хотят стать хакерами, заработать, найти вторую половину, просто хорошо провести время и т. д. В общемони повышают свой духовный уровень. Все это, как они утверждают, дают «умныемашины» и их мир. То есть люди уходят своим физическим телом, разрушая его ввиртуальный мир, говоря, что он лучше реального. Впервые эта тенденция захватаЭВМ своей крупной ниши в человеческом обществе проявилась в середине 60-хгодов. В это время была создана первая диалоговая программа «Элиза», имевшаябешенную популярность. Программа была построена как универсальная система, способная поддерживать диалог, на английском языке на любую, заложенную в неетему. Наибольшую известность получил вариант «Доктор». В этом обличии программаЭлиза имитировала поведение врача-психотерапевта при первичном опросе пациента. Многие психотерапевты сами стараются говорить как можно меньше, ограничиваясьлишь краткими вопросами и общими наблюдениями, что позволяет пациенту самомурассказывать о своих чувствах, поэтому в Элизе были заложены минимальныепознания — информация, необходимую для построения замечаний, имитирующих врача, программа извлекала из ответов пациента. Вот пример диалога между пациенткой иЭлизой:

П. Все мужчины одинаковы!

Э. В каком смысле?

П. Они всегда пристают ктебе с чем-нибудь!

Э. Вы имеете в видучто-нибудь конкретное?

П. Ну да, это мой пареньзаставил меня прийти сюда

Э. Ваш парень заставилвас прийти сюда?

П. Он говорит, что япочти все время подавлена.

Э. Прискорбно слышать, что вы все время подавлены.

6 стр., 2758 слов

Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей

... также статьи периодической печати. Основная часть Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей Генетическая программа человека 1.1. Генетика – наука о наследственности Как наука ... на эти вопросы будут отражены в моей контрольной работе «Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей». Однако актуальность выбранной контрольной работы связана ...

П. Это правда, янесчастна.

Э. Вы думаете, что вашприход сюда поможет вам не быть несчастной?

П. Это точно, мне нужначья-нибудь помощь.

Э. Что значит для васполучить помощь?

П. Может быть я научусьладить с моей мамой.

Э. Расскажите подробнее овашей семье.

Впечатление, что Элизапонимает пациента в значительной степени иллюзорно, программа была составленатак, чтобы распознать ключевые слова и сочетания в набираемом на клавиатуретексте. Например если пациент упоминал мать, Элиза отвечала вопросом о семье. Вообще Элиза понимала речь в самом примитивном смысле — не больше домашнейсобаки, которая определенным образом реагирует на команды «обед», «гулять» ит.д. Автор заявил, что программа является пародией на поведение психотерапевтаи предназначена лишь для исследования иллюзии понимания, которая частовозникает в разговоре между людьми. Однако ответы Элизы выглядели стользавораживающими и правдоподобными, что многих приводили в восторг. Предполагаемые пациенты осаждали агентство телефонными звонками, упрашиваясоединить их со стол внимательным к человеку компьютером. Все это привелосоздателя Элизы в изумление: «Я был поражен, увидев насколько быстро и глубоко люди вступают в эмоциональный контакт скомпьютером, с какой готовностью они очеловечивают его. Однажды моя секретарша, которая на протяжении многих месяцев наблюдала, как я работаю над программой, и, казалось, должна была прекрасно понимать, что это не более чем компьютернаяпрограмма, вступила в диалог с ней. После первых же вопросов и ответов онапопросила меня выйти из комнаты!»

Но еще более обеспокоилоавтора то, что некоторые психиатры стали рассматривать Элизу как многообещающеесредство для преодоления дефицита врачей. Посыпавшиеся предложения поверглипрограммиста в ужас (он-то как создатель понимал что к чему).

Он охладел и дажестал ярым противником всяческих исследований в области ИИ.

Итак в тезисах:

1. С самых первых попыток наделитьмашину разумом исследователи разбились на 2 лагеря — сторонников «восходящего"и «нисходящего» подходов. Приверженцы первого считали, что единственно верныйпуть для достижения цели — это строительство нейронных сетей мозга, асторонники нисходящего подхода считают, что работу мозга следует имитировать спомощью сложных программ.

9 стр., 4308 слов

Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющих детей с нарушениями в развитии

... , так и негосударственной систем образования; .разработка и реализация индивидуальных программ поддержки ребенка членов семьи, помощь в организации взаимодействия родителя и ребенка;реализация специальных ... ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования; обучение и консультирование семьи; оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в ...

2. Мыслительные процессы, которыедолжны выполнять электронные системы крайне сложны и малоизучены. Дивизом жеисследователей ИИ является фраза агностиков «что известно, то не интересно».

3. Все процессы, связанные и смышлением компьютера с человеческим интеллектом опираются на обратную связь.

4. Технологии электронных машинпродвинулись настолько далеко, что из-за низкой компьютерной культуры многиелюди готовы очеловечить машины и принести в жертву виртуальному миру своевнимание, эмоции и здоровье.

5. Однако в обозримом будущемкомпьютеры скорее всего останутся тем, чем всегда были для человека машины — помощникамив конкретных делах. Еще по крайней мере 30 лет обобщать, мечтать, планировать, ставить и решать проблемы, писать стихи будут по прежнему люди с ихнесравненными биологическими мозгами.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector