Этап интенсивного развития

Вопрос № 2

Развитие психодиагностики в отечественной и зарубежной психологии.

1. Основные понятия

1.1 Психодиагностика

1.2 Психодиагностические методы

1.3 Тест

1.3.1 Тестирование

2. Этапы развития отечественной психодиагностики

2.1 Этап зарождения.

2.1.1 Начало этапа

2.1.2 Известные деятели данного этапа

2.1.3 Основное достижение этапа

2.2 Этап возрож дения.

2.2.1 Начало этапа

2.2.2 Известные деятели данного этапа

2.2.3 Признаки возрождения:

2.3 Этап интенсивного развития.

2.3.1 Начало этапа

2.3.2 Известные деятели данного этапа

2.3.3 Основное достижение этапа

3. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период (20−30-е гг. ХХ в).

3.1 «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова

3.2 Работы М. Ю. Сыркина

4. Список использованной литературы

Основные понятия

Психодиагностика — это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностические методы — это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

Тесты — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Тестирование -исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов.

Этапы развития отечественной психодиагностики

Этап Зарождения.

Длился под влиянием психодиагностического бума в Европе и Америке до середины 1930-х годов.

Связан с именами А. П. Болтунова, Н. Н. Ланге, Г. И.Россолимо, Ф. Е. Рыбакова, М. Ю. Сыркина.

Основное достижение этапа — признание идеи стандартизованного измерения психических явлений. Негативную реакцию общества вызывали слабая научная база психодиагностики, несовершенство инструментария, недопустимо широкое распространение тестов среди непрофессионалов, большое количество скоропалительных «психологических диагнозов» и этических ошибок. Постановление ВКП (б) 1936 года привело к кризису психодиагностики. Практическое использование тестов, признанных буржуазными и ненужными, фактически было запрещено.

14 стр., 6716 слов

Психологические методы в социальной работе

... методы .2 Психодиагностика .3 Психологическое консультирование .4 Психодрамма .5 Психотерапия .6 Социально - психологическая реабилитация .7 Социально - психологический тренинг и аутотренинг .8 Психологический отбор . Применение психологических методов ... , создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе [11; С.21]. Важным направлением является психотерапия - ...

Этап возрождения

В 1960-х годах происходит восстановление идей тестирования.

Большую роль сыграли исследования под руководством Б.Г.Ананьева, психодиагностическая деятельность К. М. Гуревича, В. М. Блейхера, Л.Ф.Бурлачука.

Признаки возрождения:

использование тестов в комплексном лонгитюдном исследовании студентов в ЛГУ;

перевод и адаптация зарубежных тестов сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева;

проведение конференций по психодиагностике в Таллине;

преподавание психодиагностики в университетах на психологических факультетах.

Этап интенсивного развития

С 1980-х годов начинается преодоление отставания российской психодиагностики. Направление и темп развития определяли исследования:

А. А. Бодалева, К. М. Гуревича, В. Н. Дружинина, Е. А Климова, А. Е. Личко, В. М Мельникова, Е. С. Романовой, Л. Н. Собчик, Е. С. Соколовой, В. В. Столина, А. Г. Шмелева, Л.Т.Ямпольского.

Публикуются монографии: А. Анастази «Психологическое тестирование» в 1983 году, «Общая психодиагностика» под редакцией А. А. Бодалева и В. В. Столина в 1987 году, «Словарь-справочник» под редакцией Л. Ф. Бурлачука, СМ. Морозова в 1988 году.

Разработка психодиагностического инструментария сочетается с внедрением в практику зарубежных методик, хотя полноценную адаптацию проходили лишь некоторые.

В 1990-х годах спрос на психологические тесты существенно возрос в связи с массовым характером профессии психолога.

Преодоление кризиса связано:

a с совершенствованием основ психодиагностической культуры;

a ориентацией на уточнение психологического содержания диагностируемых феноменов;

a привлечением общих теоретических положений психологии для разработки тестовых методик;

a повышением качества подготовки специалистов в области психодиагностики с обязательным прослушиванием курса «Профессиональная этика психодиагноста»;

2 стр., 994 слов

Заключение об уровне психического развития ребенка первого полугодия жизни

... )__________ Подпись Образец составления заключения об уровне психического развития ребенка первого полугодия жизни Фамилия, имя ребенка: Карина И. Возраст: 3,07. Дата обследования ... Подпись Образец составления заключения по данным диагностики психического развития ребенка второго полугодия жизни Фамилия, имя ребенка: Женя С. Возраст: 9,01. Дата обследования ...

aразвитием интегральной психодиагностики;

a разработкой методик, удовлетворяющих всем психометрическим требованиям;

aобязательной культурной адаптацией и стандартизацией зарубежных тестов.

Личностные особенности младшего школьного возраста.

Развитие мотивации достижения успехов. Младший школьный возраст — время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность — важные личностные особенности младших школьников. Усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности. Предупреждение возникновения мотива избегания неудачи. Формирование адекватной самооценки и нормального уровня притязаний у ребенка. Зависимость уровня притязаний ребенка от положения, занимаемого им в системе межличностных отношений.

Различение ребенком своих возможностей и способностей. Осознание того, что успех больше зависит от старания и прилагаемых усилий, чем от имеющихся способностей.

Становление самостоятельности и трудолюбия. Условия формирования и закрепления трудолюбия как качества личности в младшем школьном возрасте. Два основных вида деятельности, в которых развивается это качество: учение и труд. Необходимость, использования действенных форм стимуляции развития данного качества личности. Дилемма доверия — недоверия, возникающая при воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста, ее оптимальное решение и возможные отрицательные следствия при неудачном решении. Способы и средства развития самостоятельности у детей данного возраста. Использование коллективных форм организации учения и труда детей в начальных классах школы для развития самостоятельности.

Усвоение правил и норм общения. Изменение системы взаимоотношений ребенка с окружающими людьми при поступлении в школу. Укрепление новой внутренней позиции ребенка. Переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму — к пониманию относительности существующих норм (по теории Ж. Пиаже).

15 стр., 7368 слов

Особенности ценностных ориентаций подростков

... формирования самооценки: с ориентации на оценки взрослых подросток переходит к собственным критериям оценивания своих поступков, поведения, личности ... Колберг, занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями ... женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. ...

Особенности нравственных суждений детей — реалистов и релятивистов. Уточнение и дальнейшее развитие идей нравственного реализма и релятивизма.

Методики

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)

Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).

Оцениваемые УУД: действия нравственно- этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.

Возраст: предшкольная ступень (6,5−7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребёнка

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Текст рассказа

Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.

Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

Вопросы:

1. Кто из детей больше виноват?

2. Кто заслуживает наказания? Почему?

Критерии оценивания: выделение мотивов поступка (ответы на вопросы 1 и 2).

Уровни оценивания к вопросу 1:

1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — ответа нет, оба виноваты.

2. Ориентация на объективные следствия поступка — виноват больше Сережа, потому что разбил пять чашек, а Петя только одну.

3. Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел помочь маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя.

К вопросу 2:

1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — следует наказать обоих: оба виноваты, оба поступили плохо.

2. Ориентация на объективные последствия поступка — следует наказать Сережу: он виноват больше, так как разбил больше (много) чашек.

26 стр., 12552 слов

Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора

... , чем ориентация на мнение значимых других. Моральные суждения развивающей личности, пока они не превратились в личные убеждения, могут не пересекаться с его поступками ... направленность его сознания на достижение высших нравственных целей, выполняющее функции оценивания, регулирования поведения человека на основе добра и зла. Структурные элементы ...

3. Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя — удовлетворить свои желания. Ориентация на намерения героя. Проявление децентрации как учета намерений героя рассказа.

Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже)

Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесение) трёх норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.

Возраст: 7 — 10 лет

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребёнку и задаёт ему вопросы.

Текст задания:

Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребёнку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил булочку в воду.

Вопросы:

Что делать маме? Должна ли она дать ему ещё булочку?

Почему?

Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?

Критерии оценивания:

Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1).

Способ координации норм (ответ на вопрос 2).

Решение моральной дилеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3).

9 стр., 4288 слов

Структура и динамика морального сознания

... выделять такие составляющие элементы как моральные ценности, моральные принципы, оценки и моральные нормы. Рассмотрим каждый из них подробнее ... морали и морального сознания. Этот процесс требует контроля, отслеживания основных тенденций и координации. Среди научных ... ее оценивания с точки зрения идеального долженствования. Поэтому способ отражения действительности в моральном сознании называют ...

Уровни оценивания:

1.Отказ дать малышу ещё одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок — нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил её (норма ответственности и санкция).

Осуществляется учёт только одной нормы (справедливого распределения).

Не учитываются все обстоятельства, включая намерение героя.

2.Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками — дать ещё, но каждому (норма справедливого распределения).

Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.

3.Предложение дать булочку самому слабому — дать ему ещё, потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учётом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому).

Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг).

4. Список использованной литературы:

1. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).—М., 1960

2. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.—М.

3. Немов. Общие основы психологии

4.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector