Билеты клинич психология 2015

Экзамен (зачет) по курсу «Введение в клиническую психологию»

О билетах: каждый билет содержит 1 или 2 теоретических вопроса и 1 — по методам, тестам и опросникам.

Методы, тесты и опросники: мотивационные особенности (мотивация достижения и одобрения), оценка эмоционального состояния (шкала Гамильтона, Цунга, Изарда), MMPI, Вопросник жизненного стиля и уровня здоровья (Г.В. Залевский), Анкеты НИИ психического здоровья (консультирующихся, для лиц пожилого возраста, детей и подростков).

Теоретические вопросы:

  1. Дайте определение специальности «клиническая психология».
  2. Что такое «клиническая психология» и почему в ней имеется множество разделов?
  3. Фундаментальная или прикладная наука — клиническая психология? Основные подходы к определению.
  4. В чем заключается особый характер явлений, которые изучаются в клинической психологии?
  5. Что такое объектное поле и предмет клинической психологии? Какие спорные моменты есть в этих понятиях?
  6. Какие задачи стоят перед клинической психологией.
  7. Перечислите основные методы клинической психологии, какие дополнительные методы используются.
  8. Какими способами осуществляется выявление зависимости между причиной и следствием психических явлений?
  9. Очертите основные временные этапы развития «клинической психологии». Назовите основных представителей разных направлений философских учений.
  10. Опишите главные традиции в истории развития клинической психологии.
  11. В каком году и кем открыта первая психологическая клиника?
  12. Когда и кто в России открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в клинике для душевнобольных? Развитие клинической психологии в России.
  13. Обозначьте основные позиции клинической психологии в Томске.
  14. Что изучает нейропсихология? Мозг и психика — как они соотносятся?
  15. Кратко опишите теории А.Р. Лурии, Л.С. Выготского.
  16. Что такое метод синдромного анализа? Локализационизм и антилокализационизм в науке.
  17. Кто из врачей-ученых посвятил свою основную деятельность исследованию психики, мозга?
  18. Понятия нормы и патологии: почему возникает множественность определений?
  19. Перечислите основные виды нормы.
  20. Патология, расстройство, психическое расстройство — дайте определения.
  21. Здоровье и болезнь — разные уровни.
  22. Опишите парадигму болезни.
  23. Какие два уровня моделей (парадигм, программ) существуют в клинической психологии, в чем их отличия?
  24. Обобщенные фундаментальные модели — какие, кто авторы?
  25. Г. Селье, Койп, Бандура — представители каких моделей?
  26. В чем суть и особенности биопсихосоциальной и биопсихосоционоэтической моделей клинической психологии.
  27. Какие клинико-психологические (конкретные) модели существуют?
  28. Что такое матрица типов знаний?
  29. Опишите основные типы знаний. В чем их отличия, преимущества и возможно применения.
  30. Как можно охарактеризовать классическое университетское знание?
  31. Психология личности — основные понятия: человек, индивид, личность.
  32. Индивидуальность, темперамент, характер. Дайте определения и особенности понятий.
  33. Личность — структура и содержание, динамика личности.
  34. Опишите основные структурные личностные модели: Олпорт, Кеттел, Юнг, Айзенк.
  35. Реализацией какого подхода к изучению структуры личности является Миннесотский многоаспектный личностный опросник?
  36. Российские исследователи личности.
  37. Как соотносятся подструктуры характера и способностей с остальными подструктурами в модели Платонова?
  38. Что собой представляет понятие содержания психической деятельности и как оно реализовано в структурно-динамической модели личности Мясищева?
  39. Какие существуют причинно-следственные связи между личностью и болезнью?
  40. Какие основные типы заболеваний Вы знаете? Что такое психосоматические болезни?
  41. Уровни внутренней картины болезни.
  42. Опишите типы реакции на болезнь.
  43. Как можно структурировать клиническую психологию?
  44. Общая клиническая психология — содержание, перспективы.
  45. Что изучает психология здоровья?
  46. Характеристика здорового человека внутренней картины здоровья.
  47. Какие разделы включает в себя частная клиническая психология, ее задачи?
  48. Что исследует патопсихология?
  49. Специальная клиническая психология: какие три основных блока расстройств изучает?
  50. Эмоциональные психические процессы — определения, составные части, компоненты.
  51. Первичные и другие (в том числе, эпикритические) эмоции, их свойства и функции. Что такое аффект, чувства, настроения, стрессовые состояния.
  52. Опишите Вашу любимую (или нелюбимую) эмоцию на разных стадиях — реакция, состояние, отношение (развитие).
  53. Что такое психологическая помощь? Какие разделы она включает?
  54. Методы интервенции (в целом), какие виды психологической интервенции существуют?
  55. Функции клинико-психологической помощи (гигиены, профилактики, превенции, терапии и реабилитации)?
  56. Основные характеристики психологической интервенции.
  57. Опишите классификацию превентивных мер по данным ВОЗ.
  58. Какие основные разделы психогигиены Вы знаете?
  59. Консультирование, коррекция, терапия — континуум психологической помощи.
  60. Опишите их основные параметры.
  61. Какие основные направления психотерапии?
  62. Что такое воздействие, манипулирование, управление, формирование?
  63. Основные виды терапии (симптоматическая и патогенетическая).
  64. Эффективность психотерапии (по Б.Д. Карвасарскому)
  65. Данные А.Б. Холмогоровой с соавт. по этому вопросу.
  66. Отличия различных видов психологической помощи.
  67. Психореабилитация — история, люди, основные современные направления.