Основы соц медицины

Социология

1. Общ-во и соц институты.Общ-во – истор слож сов-ть отнош м/у людьми в процессе жизн-ти. О- универс способ орг-ии соц-го взаимод-я людей, обесп удовлетв их основных потребностей. О – все чел-во. Подходы к изучению О: демогр-й – изуч народонаселение, псих-й – изуч повед чел с помощью соц установок; культурологич — повед чел через обществ правила, ценности, соц нормы; формационный – переход от более низших к более высшим типам общ-ва; цивилизационный – общ-во циклично развивается; макросоц – й подход – основное внимание уделяется моделям поведения, помогающим понять сущность любого общ-ва. Напр-р, теория конфликта (К.Маркс) – в основе лежит массовый конфликт. Классовая борьба явл источником больш-ва полит конфликтов, движ силы истории. Признаки: целостность, иерархичность. Осн признаками об-ва явл: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).Соц институты-сов-ть лиц и учреждений, снабженные опред матер-ми средствами и осущ конкретную соц функцию. Виды: экономика, политика,культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образ-е и т.д. Черты СИ: устойчивая организ-я форма деят-ти людей; все институты связаны м/у собой разными отношениями(прямыми и косвенными, структурные и функц-е) без кот норм сущ не могут; упорядочивают поведение людей.

2.Соц группы и соц общности. Общность и личность. Соц общность – это бол или мал группа людей, облад общими соц призн, заним одинак соц положение, объед совместной деят-ю (или ценн-ми ориентациями).

В общности объед люди, облад общими соц призн, например, люди одной профессии или одного рода деят-ти (шахтеры, врачи, учителя, металлурги, атомщики, спортсмены); общими этнич признаками (русские, украинцы, татары, эвенки); примерно одинак соц статусом (представители низшего, среднего или высшего классов) и т. д. СО отлич большим разнообр видов и форм, например, по след признакам: колич-му составу – от двух – трех человек до десятков и даже сотен миллионов; продолжит-ти сущ-я – от неск минут до многих тысячелетий; базовым системообразующим признакам – профессиональные, террит-ые, этнические, демограф-ие, социокультурные, конфессиональные и др. Все многообразие соц-х общностей принято делить на два основных вида: большие соц-е общности и малые соц-е группы.Соц группы(СГ)- это объед людей, основ на их общем участии в некоторой деят-ти, связ системой отнош, которые регулир формальными или неформ соц институтами. Члены группы облад некот общими ценностями и отделены от др общностей на основе принципов обособления.малая гр – от2-3 до 20-30 чел, занят общим делом. Это элемент ячейка общества. В мал гр происх формир личности. Бывают: номинальные, естеств(возник сами по себе), высокоразв (имеют четкую структуру взаимод, есть лидеры в гр, эффект совм работа. Коллективы – высокоразв гр, слаборазв – не облад этими кач-ми. Личность – явл объектом изуч ряда гуман наук: философии, псих и соц-и. Осн полож этой теории были сформ америк-и социологами Дж . Мидом и Р . Минтоном , а также активно разраб Т. Парсонсом . Осн положения этой теории:Ролевая теория Л опис её соц-е поведение 2-мя осн понятиями: “ соц-й статус “ и “ соц-я роль “ . Каждый чел в соц-й системе заним неск позиций . Каждая из этих позиций , предполаг определённые права и обязанности , наз статусом. предпис и приобретстатусы . Предп-й – навязанный обществом вне завис от усилий и заслуг Л . Приобр-й — опред усилиями самого чел ( например , писатель , ген . секретарь ).

Соц-й статус обозн конкретное место , кот зан индивид в данной соц системе . Сов-ть требований , предъявл индивиду обществом , образ содержание соц роли . Соц роль- это сов-ть действий , которые должен выполнить чел , заним данный статус в соц-й системе.

3 уровня личности: биологич, псих-й(чувства, боль,мышление), соц-й (мотивы, ценности, интересы, цели) Типы Л:традиционал-ты, идеалисты, маргиналы, реалисты, геденистич тип(потреб установки, получ удов-ия), модальный – реально преоблад в общ-ве, базисный-отвеч соврем харак-ам

3.Сущность и природа соц стратиф-ии, осн измерения. Особ-ти стратиф-х процессов росс общ-ва. Стратификация — это деление общ-ва на слои(страты) путем объед различных соц позиций с примерно одинак соц статусом, отраж слож в нем представление о соц неравенстве. Соц страты выстраиваются вертикально и в строгой послед-ти по индикаторамблагосостояния,власти,образования,досуга,потребления. В соц страт устан опред соц дистанция между людьми. Соц страт-я явл рез-том политики правящихэлит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и свои собств соц представл о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Самая простая модель стр деление общества на элиты и массы.. Так появляются те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные —профаны(все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники).

По мере усложнения (структурирования) общества появляютсякасты,сословия,классыи т. д. Важнейшей динамич характ-ой общества являетсясоц-я мобильность— изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того жесоциального слоя(горизонтальная мобильность).

Барьеры тормозящие социальное перемещение (цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции для «избранных» и ограничения для остальных), в обществе существуют и «социальные лифты», значительно ускоряющие этот процесс (в кризисном обществе — революции, войны, завоевания и т.п.; в нормальном обществе — семья, брак, образование,собственность и т.д.).

Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество — „закрытым“ или „открытым“.В современных условиях обществ с застывшей или ярко выраженной стратификационной системой не существует. Сущ смеш стратификационные системы, кроме того, по мнению учёных, люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. На западе: высший, высш сред, высш высш класс, средний средний, сред низш, низший сред, низш низший.

4.Соц взаимод и соц отношения.Соц взаимод – взаим влияние процессов и явлений общ-й жизни, кот осущ в процессе соц деят-ти. Может быть внутр и внешн(м/у объектами).

4 осн модели соц обмена(Дж Хоманс)- процесс межличн взаимод 1.постоян обмен выгодами м/у людьми (чем больше выгода, тем чаще люди взаимод) 2. Если выгода большая, то чел больше усилий приклад 3. Если выгода и так большая, то не надо приклад много трудов 4. Если выгода за опред поведение завис от опред усилий, то чел будет стараться их воссоздать. Джон Мид: взаимод – непрерыв диалог. Главное – знать нормы, правила поведения, смысл языка общения. Эрвин Гофман – соц ситуации – театр. Люди выполн опред роли. Соц отнош – устойчивые и самост связи м/у индивидами и соц группами. В основе –нерав-во непреходящих соц ценностей: власть, подчинение, любовь, дружба, опред хар-р этих отнош. Ценностный потенциал – возм-ть той или иной позиции в процессе распред ценностей. Сначала чел стремиться к достиж благосост6 благополучие(здоровье, безопасность, обесп матер-ми благами), мастерство, богатство. Другие ценности – власть, движение, моральные ценности, любовь, дружба. Смысл соц отнош – соедин потребн в ценности и их владением.

5.Личность как соц тип, как деят субъект. Ролевая концепция личности.Л – это индивид, как носитель развитых интел-х, социально – культ, морально-волевых кач-в, выраж в особ-ях сознания, деят-ти. Чел рождаются, а Л становятся в процессе воспитания, самовоспитания, самообраз-я и деят-ти в конкрет общ-ве. Структура Л: биологич-е, психол-е и соц-й. Л как соц тип : отраж сов-ть повтор-ся соц кач-в Л, входящих в какую-либо соц общность. 6 идеальных типов Л: теоретич – стремление к получ новых знаний; соц-й –стремление к общению, направ-ть на соц окружение, эстетич – склонность к впечатлениям, преживаниям, самовыражению; политич – стремление к господству,; религиозный – поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.Статсуно-ролевая концепция разраб Джоном Мидом. 2 понятия: соц статус и соц роль. Сс – показ-ль общественного положения Л, соц гр, охватывающий профессию, квалификацию, должность, мат положение, полит принадл, возраст и др. Бывает предписанный – навязан обществом позиция (раса, пол, возраст).

Приобрет-й – положение, достигн самим чел. Естеств-й статус – место чел в системе общ-х отнош. Профессионно – должностной – соц показатель экономич и производств положения чел в общ-ве. Соц роль – действия, кот должен выполнить чел, заним данный статус в соц среде. Чем выше полож чел в общ-ве, тем больше соц ролей он выполняет. Парсонс выделил 5 оснований для опред ролей : способ получ( предпис или сам приобрел); масштаб (объем полномочий одной роли четко устан, другой – нет); регламентир-ть – некот роли четко регламент (гос служащий), другие размыты (роль мужчины); мотивация – выполн роли ради собств выгоды, либо ради общественного блага; эмоцион-ть. Любая роль не явл чистой моделью поведения. Главное м/у ролевыми ожиданиямит и ролевым поведением – это хар-р индивида, а он не укладывается в общую схему.

6. Соц нормы и соц отклонения. Теория отклон поведения. СН – это предписания, требования, пожелания и ожидания соотв поведения. Они возник и сущ в больших группах или обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, кот присущи любой соц группе. За наруш одних норм след мягкое наказание(неодобрение, ухмылка, недоброж взгляд) , за наруш других – жесткие санкции – тюремное заключение или смертная казнь. СН направляют поведение, они ориентируют в жизн вопросах. Виды норм : морали, традиции и обычаи(истор склад), религии(устан церковью), правовые(устан гос-вом).

Соц отклон – отклон от общеприн норм. Сущ девиантное поведение(наруш неформ норм) и делинквентное (преступ поведение, наруш норм, зафиксир в конституции).

Девиантное – то, что для одних отклонение, для других – привычка. Оно относит-но, т.к имеет отнош только к культ нормам данной группы. Делинквентное – уже преступление, т.к. сущ абсолют норма – закон. Теория конфликта – богатые и бедные(К.Маркс).

Соц контроль – это механизм соц регуляции, сов-ть средств и методов соц воздействия, а так же практика их использ-я. Механизмы: изоляция(тюрьма), обособление(психбольница – огранич контактов с др), реабилитация – возвращ к норм жизни. Типы СК: внешний(формальный – заставить людей уваж законы и порядок с помощью власти, неформ – неодобрение, ухмылка), внутренний – чел сам регулир свое поведение в общ-ве( чувство вины, эмоц переживаниях. Формир в процессе социализации и стан соц-психол механизмов его внутр порядка)

Семьеведение

7. Причины и условия возникн конфликтов в общ-ве, динамика, управление, способы разрешения, стратегии.Конфликт – опред кач-во взаимод людей, кот выраж в противоборстве м/у его сторонами (индивиды, соц группы, общности и гос-во).

В любом конфликте люди преслед те или иные цели и борются за утвержд своих интересов. Условия: наличие у субъектов соц взаимод-я противопол направленных мотивов и суждений, сост противоборства м/у ними. Динамика: это развитие этапов и весь процесс конфликта. Этапы: предконфл стадия (возникает противоречие или пробл ситуация, потом возн действия, кот напр на безконфл решение ситуации), открытый конфликт( начин столкн сторон со взаим обменом конфл действий. Эмоции мешают рациональн восприятию действий), стадия завершения (участн видят, что все их действия не привод к поставл целям и не разреш поротивод-я, поэтому ищут др способы урегулир конфликта. После чего,конфликт разрешается), этап нормализации отношений (чтобы восстан разруш отношения).

Управление: способность предвидеть конфл ситуацию, осмыслить и осущ способы разрешения К:необх выявить суть К, найти повод, причину; выяснить интересы и цели участников; оценить возм исход противоборства, найти альтерн варианты достиж цели; найти общие цели и интересы. Способы разреш: полное прекращ конфронтации, примирение сторон; компромисс; деловая основа – удовлетв объект требования сторон; урегулир с участием «третьей стороны (суд, арбитраж) Стратегии – это направление и особенности поведения участников до заверш конфликта: сотрудничество – самое эфф решение; компромисс( позволяет быстро урегулир конфликт), избегание (когда нет желания актив действий), приспособление (возник вынужденно, так как происх потеря сил), соперничество (может нанести значит ущерб одной из сторон конфл)

8. Соц сущность семьи как историч формы воспр-ва населения и социализ новых поколений. Семья – это группа из 2 и более чел, прожив совместно, ведущих общее хоз-во с целью обесп продуктами питания, связ кровн родством, усын или брачными узами, включ гражд брак. Первая историч форма семьи – материнская, кот сущ еще при матриархате. Она состояла из ближ родственников по матер линии. Численность доходила до 200-300 чел. Историч семья появ позднее брака. В первобыт общ-ве м/у людьми сущ беспорядочные половые связи, отсутст родств отнош, что привод к борьбе, мешало ведению хоз-ва. Появ угроза сохран общ-ти. Запретили инцест. Появ соц форма контроля, нормы регулир отнош, но брак носил случайный хар-р и часто мужч уходил от жен еще до рожд ребенка. Зародился полигамный брак(неск жен).

При раздел труда возник моногамный брак. Первой истинной формой явл патриарх семья. Основа соц-нравств отнош – воспр-во насел и воспит детей. Ф-ии семьи:супружеская(секс отнош), эмоц-дух близость (общие интересы) родительство, организ быта и отдыха

9. Трансформ института семьи. Основные тенденции, новые явления, ценностные ориентиры в разв семьи и брака в соврем условиях. Институт семьи – историч конкретная система взаимоотн м/у супругами, родителями и детьми, сов-ть соц норм, санкций, образцов поведения, регламентир отнош м/у род и детьми. Как малая группа – общность на основе брака и кровного родства, связ бытом, моральной ответ-тью друг перед другом, за детей. 3 аспекта семьи – общий быт, супружество, общие дети. Основа семьи – брачная пара. Изменения на соврем этапе: Из-за неопред будущего или не укрепл мат-го положениярастет кол-во браков, офиц не зарегистр: союзы друзей, подруг, выполн ф-ии семьи, кроме деторождения. Пороблема многопоколен семьи, вед совместное хоз-во. Рост феминистич движения (придание женщине общих прав с мужчиной) Рост числа разводов, неполн семей, повтро браков, сниж рождаемости – все это иституцион кризис семьи, т.е изначально сплоченное единство семьи, объедин родит-во, супружество, родство начин распадаться на отдельные независ от семьи части (родители не могут быть супругами).

На протяжении веков интститут семьи был устойчив. Скорее всего, предстоит смена типов семьи как малой группы, возникновение новых стилей сем отнош

Соврем отеч и заруб практики соц раб с семьей.

Соц. раб с семьей-отрасль проф деят-ти в рамках гос соц.защиты и подд населения. Осущ спец-ми различ профиля и реализ в усл конкр социума. В основе СР с семьей лежит субъек восприятие клиентом своей ситуации, его самочувствия, самоощущении. Соц. поддержка: ден выплаты; труд, налог, жилищные, кред льготы; соц. обсл семьи; фед., рег., целевые программы напр на подд семьи. Соц. обсл: соц. патронаж, соц. обсл в стац-ых учр, предост временного приюта, организация дневного преб, консульт помощь, реаб услуги. Отеч опыт: 190 терр-х Центров соц помощи семьи и детям, 444 отд по раб с семьей и детьми, в центрах соц обсл и 203 др учр соц обсл семей и детей (40), вниманием которых охвачено четыре группы семей: многод, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несов-х родителей; малообесп, имеющие неизлечимо больных людей; семьи с неблагоп психол климатом, с эмоц-конфликтными отнош, с педаг несост-тью род и жестким обращ с детьми; семьи, имеющие в составе лиц, вед аморальный криминогенный образ жизни, осужд или вернувшихся из млс. В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей: Ден выпл семье на детей в связи с рождением, содерж и воспитанием детей (пособия и пенсии); Труд, налог, жилищ, кред, мед и др льготы семьям с детьми, род и детям; Юрид, мед, пс-пед и экон консульт-е, научно практические конференции и конгрессы; Фед, рег целевые и соц программы типа «Планир семьи» и «Дети России» и другие.На Западе: США явл родиной соц раб, где она появ как проф деят-ть в к 19 века, и высокий уровень проф-ма, достигн этой страной в соц раб, признается во всем мире. Более того, в больш стран использ сегодня именно америк модели организации соц раб как наиб универс и отвеч ожиданиям общ-ва и возможностям профессии. Спец учр соц помощи детям предоставляют (для малооб-х семей бесплатно) след услуги: организация спец-х групп проф обуч для род, обесп помощи по труд-ву; обесп присмотра за детьми раб в днев и веч время родителей; созд при городских центрах здоровья служб для незам матерей; созд и поддержка служб защиты детей, подверг насилию; созд и инспектир детских домов, работа с прием семьями, набл за адаптацией реб в новой семье; разв соц-х служб помощи детям в помощи получ образ-я, помощи род в ведении дом хоз-ва и т.д. Подобные услуги оказ и др семьям, но за некоторую плату. В экстрем-х ситуациях службы берут на себя заботу о детях независ от уровня доходов семьи. В задачу детских соц-х служб входят и вопросы усыновления детей-сирот.

В США, как и в ряде других западных стран, провод след работа с бежавшими из дома и бездомными детьми; функц-т приюты и общежития; провод инд-е и груп консультации, беседы с род с целью возвращ реб в семью; оказпомощь семьям, вновь объед с детьми, и т.д. В США существует также служба “телефоновдоверия“, оказывающая бесплатные услуги для юных беглецов.

Соц раб с несоверш-ми правонаруш и подр “группы риска“ в США строится на основе: базовых программ полиции; базовых программ судов по делам несоверш-х; базовых программ школ.

Орган соц п семье на ур региона. Пример Арх обл.

Рег органы власти разраб и реал рег законы и соц прогр. Они же обесп функц-е учр соц инфраструктуры, разраб напр адресной соц пом. В практику работы учрежд соц защ насел Арх обл активно внедряются соврем технологии.В 7 гос-х учрежд соц обсл семьи и детей в Каргопольском, Вельском, Няндомском и Ленском районах, городах Архангельске, Северодвинске и Новодвинске реал проект «Служба социальных участковых», кот позв выявить семьи, наход на ранней стадии сем неблагополучия. В гос-х учрежд соц обсл семьи и детей АО создано 4 отд социализации несоверш-х, вступивших в конфликт с законом, в городах Архангельск, Вельск, Каргополь, Котлас. Кроме того, в городах Архангельск, Северодвинск, Вельск, Каргополь, Котлас действуют службы примирения между преступниками и их жертвами. С декабря 2010 года в рамках проекта Фонда поддержки детей, оказ в труд жизн ситуации, на терр Арх обл действует дет телефон доверия (служба экстренной псих-й помощи) с единым общерос телеф номером 8-800-2000-122. Осн цель работы детского телефона доверия — оказ экстренной псих-й помощи и поддержка несоверш-х. Сотрудничество с Рег упр по делам детей, молодежи и семьи Северной Норвегии в рамках работы Совета Баренцева/Евроарктического региона «Дети и молодежь групп риска», целью кот явл улучш кач-ва и обесп доступности гос-х услуг в соц сфере, Более 70 спец-ов из 10 гос учр соц обсл семьи и детей прошли обуч методикам: «Невероятные годы», «Семейные груп конференции», «Тренировка замещения агрессии», и дрэ Совместно с Норвегией продолж раб по реал соц проекта «Крепкая семья: оказание помощи семье в воспитании детей в Архангельской области». Работа напр на оказ помощи детям и семьям, находв труд жизн ситуации, профилактику неблагоп и повыш знач семьи среди населения. Стац отд для несоверш-х, нужд в соц реаб, функционируют в 7 соц-реаб-х центрах, 6 соц приютах, центре помощи семье и детям. Соц услуги детям с огр возм здор и семьям, воспит таких детей, в Арх области оказ 3 реаб центра для детей с огран возм; 1 дет дом-интернат для детей с серьезными наруш в интел разв; 3 отд по работе с детьми с огр возм здор, действ в составе соц-реаб ц и компл центров соц помощи; «Родник»; 21 комплексный центр соц обсл насел.В 2014 году перспективным напр работы явл

внедрение в гос учр соц обсл семьи и детей института соц сопровождения семей, восп детей-инвалидов. Летние оздор кампании детей и подр глав целью кот стало обесп макс охвата детей и подр организованными формами кач-го отдыха. Ведется активное сотрудничество с Общественным движением «Совет отцов Архангельской области», Региональной общественной организацией «Совет женщин Архангельской области», Архангельским региональным объединением общерос обществ-ой организацией «Российский Красный Крест», Арх Рег общ-ой благотв-ой организацией «Рассвет», региональной благотв-й общ-й организацией «Архангельский центр соц технологий «Гарант» по реш вопросов оказ помощи семьям и детям, наход в труд жизн ситуации.

Проф-этич основы соц работы

12.Прф-знач ценности соц раб, их сущность, типология. Высшими ценностямиявл человек и общество. Ценности – специфич соц определения объектов окруж мира, выявл их полодит или отриц значение д/ чел и общ-ва. Ценности в соу раб явл целями, мотивами, средствами, условиями. Ц имеют различ масштабность и значимость. Уровни: общечел – признаваемые больш-вом соврем чел-ва, социетальные – призн в конкр (российск) общ-ве, проф-ые (имеют знач для проф группы), индивид-е (ценности спец-ов, их клиентов, др личностей. В систему ценностей профессиональной социальной работы входят ценности различных групп. В ней представлены ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; “непреходящие” (“вечные”) и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; простейшие, интеракционистские, социализационные и смысложизненные; материально-вещные, духовно-интеллектуальные, этические, эстетические и т.п. Все эти группы ценностей, являясь ценностями профессиональной социальной работы, они одновременно представляют собой составную часть ценностной системы и ресурсов общества. В социальной работе они выступают как цели, и мотивы, и средства, и условия, и процесс, и конечный результат деятельности.

Система профессиональных ценностей социальной работы, включает в себя пол и возраст личности, ресурсы общества, к которым личность может быть приобщена, профессионализм специалистов, гуманистический смысл социальной работы и другие.

Этич дилеммы всегда связаны с проблемой ценностей социальной работы. (Например: могут не совпадать личные и профессиональные ценности самого социального работника).

Характер этической дилеммы может зависеть от социальных, культурных, полит условий той страны, в которой осущ соц раб.

В соц.практике встреч след этич дилеммы. Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры — жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость — являются теми основами, на кот строится соц раб.

13. Этико-ценностное регулир деят-ти и отнош в сист соц раб. Особ-ти этич кодекса соц раб. Этика-часть философии, изуч мораль. Предназн для регулир на уровне нравств-ти и морали всех процессов в обществе. Сущ система контроля соц раб как проф деят-ти явл этич кодекс. Он формир основные принципы проф морали и указ на специфику черт личности, делающих ее проф-но готовой к деят-ти в кач-ве соц работника.. ЭК – это свод нравственных норм, принятом союзом проф-х соц работников, кот служит стандартом этих отношений. ЭК был принят в 2004 г. Основная цель – воплотить идеалы гуманизма, и соц справедливости в общ-ве, а главная задача – служить эталоном проф-го поведения. Нормы проф морали – факторы, обусл взаимод-м соц, групповых и личностных интересов и треб от спец-тов проф-го поведения. Нормы бывают общественными и личностными. Общ-е охват большой спктр отнош чел – быть гуманным, проявлять люовь к людям, стремиться к достиж общего блага и блага клиента. В каждую истор эпоху они отраж систему ценностей конкретной эпохи. Ассоциации: межрегиональная ассоц работников соц служб, Российский союз соц педагогов и соц раб.

14. Деонтологические вопросы соц работы. Деонтология – учение о проблемах морали и нравств-ти, раздел этики. Одна из основ проф деят-ти соц раб и др профессий, объект кот- человек. Деонт – комплекс норм, установлений и предписаний о долге и проф обяз-х, ответ-ти соц работника перед обществом и гос-вом. Руководствуясь в своем поведении и деят-ти проф- и моральным долгом, соц работник учитывает и юрид, и проф-е требования, устан для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общ-ва, проф-й группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает: свободно, сознательно, добровольно. Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

компетентности специалиста;

рационального подхода к решению поставленных задач;

соответствия полномочий и ответственности;

правовой регламентации деятельности;

подотчетности;

инициативы, и творческого подхода;

организованности и дисциплины;

контроля и проверки исполнения;

критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

доверия и свободы действий;

поощрения и наказания и другие.

15.Проф-этич требования к профессиограмме соц-го работника.

Профессиограмма — описательно — технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста. На основе моральных оценок личностей подразделяют на добрых и злых, милосердных и жестоких, честных и лживых, ответственных и безответственных, совестливых и бессовестных, принципиальных и беспринципных и т. д.Е.И. Холостова среди важных личностных качеств социальных работников выделяет следующиеморальные качества:

— гуманистическая направленность личности;

— личная и социальная ответственность;

— доброта и справедливость;

— чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей; — готовность понять других и прийти к ним на помощь. Представляется интересной позиция и Г.П. Медведевой связывать нрав-

ственное поведение социального работника с «нравственными и душевными» качествами его личности. Это такие качества, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление.Моральное сознание, в свою очередь, определяет направленность воли, являясь мощным фактором саморегуляции (самовоспитания) человека. Наличие прямой и обратной связи характерно не только для психофизического и нравственного развития личности. Аналогичная связь существует между интеллектуальным и нравственным развитием человека.

Интеллектуальное развитие человека не тождественно нравственному, однако моральные качества личности формируются, благодаря усвоению ею мо-

ральных ценностей.

16. Понятие соц-го гос-ва. Законодательная и нормат база соц политики. Термин «соц гос-во» ввел немецкий экономист Лоренц фон Штейн в 1850 г. Соц гос-во должно служить интересам народа. Власть выраж интересы госодств класса – класса имущих. Важнейшей задачей гос-ва явл поднятие низших классов. Вся система соц обеспеч сущ для поддерж баланса интересов между различ классами. Если гос-во не можетпомочь многим бедным, то оно не сможет защитить немногих богатых. Первым соц гос-вом себя провозгл Германия. Россия в ст7 конституции 1993г определила себя соц гос-вом. Модели СГ: либеральная – личная отв-ть каждого члена общества за свою судьбу. Финанс соц программ осущ за счетчастных сбережений и частного страх-я. Задача гос-ва – стимулир роста личных доходов граждан (США, Англия); корпоративная – ответственны предприятия и организации за матер положение и судьбу своих работников. В основе соц обесп лежат страх взносы корпорации; ответств-ть всего общества – богатый платит за бедного, молодой – за старого. Гос-во прераспред поступления налогового отчисленияч/з бюджет, соц страх фонды и соц программы, систему соц обслуживания. Принципы: экон свобода человека, доверие к рынку ч/з ценообр-е, соц справедливость и солидарность общ-ва. Главная задача СГ – достижение такого общ-го развития, кот основывается на принципах соц справедливости, солидарности и взаимной ответственности. Законод и нормат база СП: одним из первых док-тов, регламентир соц отнош явл Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991г), в 1993 – Конституция РФ, в кот провозглашено построение СГ, обеспеч достойную жизнь и свободно развивающуюся личность, гарантир гражданам России право на труд, соц обеспеч и защиту, мед обслуж, жилье, образование, охрану семьи, материнства и детства. Основные права закреплены в Основах закон-ва РФ об охране здоровья граждан, Трудовом Кодексе РФ, Кодексе законов о браке и семье, Жилищном К, законах «Об образовании», «О занятости населения», «О гос пенсиях в России и ряде других. СП осущ на федеральном, региональном, муницип и на уровне отд-х предприятий, организации, учреждений.

Шпоры — Стр 2

Основы соц медицины

17.Соц мед: осн понятия и категории, междисциплин хар-р соц мед. СМ – наука об общ-ом здоровье и здравоохр-. Есть т- зрения, что СМ случайно зародилась во время эпидемии чумы. Врачи увидели, что пациенты выздоравливали быстрее, когда они собирались в спец группы, где больным читались лекции о личной гигиене, правильном питании и проф заболевания. Медики поняли, что нужно лечить не отд-х граждан, а заним проблемами охраны здор всего общ-ва в целом. Этот концепт и лег в основу СМ. Структура: история здравоохр, условия и образ жизни насел, соц-гиг проблемы, общие теории медицины и здравоох, состояние здоровья населения и методы его изучения, проблемы соц помощи, соц обеспечение и страх-е здоровья. Объект изуч СМ — здоровые люди. См изуч статус здоровья в совр обществе. Статус здоровья опред след факторы: Влияние на общественное, совокупное и индивидуальное здоровьесоц институтов: власти, политики, идеологии, религии, морали, культуры, этнических традиций, экономики (рынка).

Влияние на здоровье (общ-е, совокупное, индивидуальное) научно-технических, эколог-х, природно-геогр-х факторов. Степень зависимости (прямой или косвенной) здоровья (общественного, совокупного, индивидуального) от вышеназванных факторов.Удельный вес насильственнойсмертив обществе. Соотношение рождаемости и прерывания беременности в обществе. Удельный вес бесплодных молодых женщин к сверстницам, имеющим детей.8. Удельный вес внезапных смертей (от «острой сердечно-сосудистой недостаточности») мужчин и женщин.Удельный вес нежизнеспособных новорожденных. Удельный вес бродяг в обществе. СМ смыкается с клинической медициной и с соц работой. Поэтому социальный врач не занимается лечением больных, он имеет дело с клиентами — юридическими и физическими лицами, т. е. оказывает людям те или иные социальные услуги. При этом, будучи врачом, он всегда имеет в виду здоровье своего клиента. Соц врач — это и социолог, и психолог, и физиолог. Таким образом, СМ оказ частью соц-х структур, обеспеч и защищ здоровье человека. Поэтому любая форма некач-й жизни (например, жизнь в несвободе, жизнь в неволе, жизнь в лишениях, жизнь в состоянии тревоги и социальных фобий и т. д.) явл нездоровой жизнью. Но у данных категорий «лишенцев» никаких болезней нет, никакие лекарства и медицинские мероприятия им не помогут и к ним не применимы.Задачи социальной медицины Изучение состояния здоровья в трудовых (гос-х и частных) коллективах. Изуч причин, влияющих на здоровье труд коллективов.Изуч эпидемиологии здоровья в обществе.Анализ среднего, высшего и низшего показателей кач-ва жизни в обществе. В том числе и в «закрытых» социумах — в местах лишения свободы, интернатах, больницах для психохроников, туберкулезных лечебницах, монастырях, в армии и на флоте.

18. Здоровье как соц ценность. Показатели здоровья, инд-ое и общ-е здор. Образ жизни и здор, ЗОЖ, факторы, влияющ на здоровье. Здоровье- величайшая социальная ценность, хорошее здоровье — основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.Категория «здоровье» представляет собой процесс поддержания состояния биогенетического, психофизиологического, физического и социального благополучия, при котором все системы организма человека взаимно уравновешены, а также адаптированы к социальной и природной среде при отсутствии болезней и физических недугов. На формирование уровня здоровья человека непосредственно или опосредованно оказывают воздействие многие экзогенные и эндогенные факторы. Главными из них являются: экономические, социальные, политические, физическиефакторы внешней среды, биологические и демографические. Их воздействие носит комплексный, взаимосвязанный характер. В зависимости от времени, обстоятельств и специфических условий влияние тех или иных факторов может усиливаться или ослабляться.Проблемами здоровья занимались : Павлов, Сеченов, Боткин и другие светила медицины)) Покаатели здоровья:демографические(сред прод-ть жизни при рождении, коэф-ты смертности, ее причины), показатели заболеваемости, показатели инвалидности, уровень физич развития. Для оценки здоровья использ три группы показателей: мед, соц-благополучия, психич благополучия.Общественные показатели: сред рождаемость 20-30 детей на 1 тыс человек.Смертность число умерших в год 13-16 чел на 1 тыс чел. Детская смертность – показ-ль соц неблагополучия: наиб высокая смертность приход на первый месяц жизни, а в первом месс на первую неделю жизни. Факторы, влияющ на здоровье: На сегодняшний день устан, что все факторы, влияю на состояниездоровьячеловека, можно разделить на 4 группы:факторыобраза жизни;факторы внешней среды(климат, ландшафт, флора и т. д.); биологич (наследственность, типвысшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т. п.); факторы здравоохранения.Ведущее место занимает образ жизни, удельный вес суммарного влияния его характеристик превышает 50% всех обусловл-х воздействий наздоровье населения. Примерно 20-25% приход-назагрязнение окружающей среды, 15-20% — на биол-е факторы и примерно 10-15% составляют факторы здрав-ия. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

19. Основная идея (методология) СМ – все заболев соц обусловлены. Социопатии в эпоху цивилизации. Соц обусл забол – венерич болезни, СПИД. Венерические болезни — группа инфекционных заболеваний, объединенных по признаку единых путей передачивозбудителя- преимущественно половым путем. К венерическим заболеваниям относят: сифилис, урогенитальные бактериальные инфекции (гонорея, трихомониаз, хламидиозы, микоуреаплазмоз и др.),СПИД. Соц значимость вен болезней опред их распростр-тью, опасностью и тяжестью последствий дляздоровьязаболевшего, влиянием на воспроизводство здор потомства. Осн причина распростр венерич болезней — внебрачные беспорядочные половые связи, обусл как чисто соц причинами, так и причинами нрав-го характера. Этому способствует тяжелое экон положение большей части населения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица, в том числе женская, толкающая женщин на путь проституции, экон необесп мужчин и связанные с этим поздние браки.Социопатии: «Социопат – индивид с патологической неспособностью или нежеланием к адаптации в социуме», — сухо констатирует современная психиатрия. Руководствуясь современными критериями, социопатом, в принципе, можно объявить любого, кто не видит достойных для себя целей в обществе потребления. Достаточно не бежать вместе со всеми к указанным ориентирам. Не стремиться к карьерному росту и накоплению собственности, быть равнодушным к рекламе курортов и новых авто, не считать спокойное благополучие своей семьи высшей ценностью в жизни, предпочитать уединение болтовне на «тусовках». На Западе в качестве типичных социопатов проходят бродяги, опустившиеся наркоманы и алкоголики, криминальные элементы. В США между социопатом и психом фактически ставится знак равенства. В американской поп-культуре существует образ агрессивного социопата — коварного, безжалостного типа с ярко выраженными авторитарными наклонностями. Желание непонятных одиночек жить не по правилам общества. В России термин «социопатия» долгое время практически не использовался. Модным он стал совсем недавно и, возможно, поэтому часто употребляется не совсем в том значении, что на Западе. Социопатами в России обычно называют себя молодые люди, нигилистически настроенные по отношению к окружающей их реальности. Бывает, что это лишь поза, но встречаются и вполне последовательные личности. Как правило, они воспитаны на произведениях контркультуры и нередко примыкают к протестным политическим движениям.

21. Право чел на здоровье. Основа и структура законод-ва РФ об охране здор граждан. Стратегия ВОЗ в охране здор. Право на здоровье является одним из основных неотчуждаемых прав человека, закрепленных в ряде международных конвенций, в 41 статье Конституции РФ и законодательстве нашей страны. Право на здоровье – одно из ключевых прав человека.

Согласно уставу ВОЗ, обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья – одно из основных прав каждого человека независимо от расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.Что такое право на здоровье

Право на здоровье означает, что правительства должны обеспечивать условия, при которых каждый человек может обладать наилучшим здоровьем, насколько это возможно. Это значит, государство должно создать такие условия, при которых человек получал бы соответствующие медицинские услуги, имел здоровые и безопасные условия труда, надлежащее жилье, питательную и безопасную пищу. Право на здоровье закреплено в международных договорах по правам человека, а также в национальных конституциях всего мира.Программы, реализующие это право

В соответствии с международными договоренностями государства разрабатывают программы для обеспечения ключевых показателей здоровья населения. Например, программы, направленные на сокращение мертворождаемости, детской и материнской смертности; программы по предупреждению и лечению эпидемических, эндемических, профессиональных и других заболеваний, программы по улучшению всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности. Также в соответствии с этими договоренностями государства должны создать условия, которые обеспечивали бы всем квалифицированную медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.ФЗ «Об основаз охраны здоровья граждан в РФ» был принят в ноябре 2011. Настоящий ФЗ регул отнош, возн в сфере охр здор граждан в РФ (далее — в сфере охраны здоровья), и опред: 1) прав, орган-ые и экон основы охр здор граждан; 2) права и обяз чел и гражд, отд групп населения в сфере охр здор, гарантии реализ этих прав; 3) полномочия и отв-ть органов гос власти РФ, органов гос власти субъектов РФ и органов местного самоупр в сфере охр здор; 4) права и обяз мед орган-й, иных орган-й, инд-х предприним- при осущ деят-ти в сфере охр здор; 5) права и обяз мед работников и фармацевтических работников.ВОЗ 1978год в Алма-ате. Представители всех стран (кроме США) подпис обращение, призыв прав-ва взять на себя отв-ть за здоровье своих граждан и обеспеч население необх мед обслуж

Семейно-брачное законодательство

Лишение род прав: основания, порядок, правовые последствия В соотвсо ст. 9 Конвенции о пр реб, реб не должен разлуч со своими род вопреки их желанию, за искл отд случаев, когда такое реш приним судом в интересах реб (например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем и т. п.).

Исключ мерой за виновное невып род долга явл лиш род род прав. Лиш род прав допуск только по основаниям и в порядке, устан законом. Основания: уклонение род от вып род обяз, в тч уклон от уплаты алиментов(род не забот о здор, нравств, псих, дух разв, его мат-быт обеспеч, не содерж реб); отказ род без ув причины взять своего реб из роддома или др леч и воспит учрежд; злоупотр род правами (препят к обучению, склон к пьянству, попрош-ву); жестокое обращ с детьми; алкоголизм или наркомания; соверш род умышл преступл против ж и здор своих детей или супруга. Порядок: лиш только ч/з суд. Иск может подать один из род(опекун, попечитель), прокурор, органы оп и поп-ва. Последствия: Род, лиш прав, утрач все права (право на воспит и обуч, на получ алиментов от соверш-х детей, на наследство от детей, на льготы и пособия. Не могут быть усын и опекунами. Восстан в род прав допуск лишь тогда, когда это отвеч интересам реб. Если реб 10 лет и старше, то только с его согласия. Нельзя восстан права, если реб усын др лицами и усын не отменено.

Формы воспит детей, ост без попеч род: правовая основа Фз №159 «О доп гарантиях по соц защ детей-сирот и детей,ост без поп род» Причины: утрата детьми род поп: смерть род, уклон от воспит(отказ род забрать дет из восп, леч учрежд), длит отсут или болезнь род, в тч отбывание в млс.Формы: усын(удоч), передача под опеку или поп-во, приемная семья, устр-во в дет воспит, леч учрежд, учрежд соц защ насел и др. По СемКод предача в семью – приоритетное напр. Выбор формы устр-ва детей относ исключит к компетенции органов опеки и поп-ва

Усын (удоч) детей:условия и порядок, правов последствия. Усын иди удоч – юрид акт, в рез кот м/у усыновителем и реб возник те же права и обяз, как м/у род и детьми. Условие: допуск только в отнош несоверш-х детей, утратив род попечение и только в их интересах(ст124 СК), должны учитего этнч происхожд, принадл к опред религии и культуре, родной яз, возм-ть обесп полноц-е физич, психич, духовное и нравств развитие; нельзя братьев и систер разлучать; усыновл могут быть здор и больн дети, отдается предпочт росс усынов; усыновителями могут быть супруги или одно лицо. Нельзяусын одного реб лицам, не сост в браке. Не могут быть усыновителями: недееспособн; бывшие усын, лиш род прав, больные соц болезнями, наркоманы. Иногда допуск усын без согласия родных род, если они неизвестны, признаны пропавшими, недееспос-ми, лищ род прав. Правовые последствия усыновления ребенка наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении этого ребенка.

Решение суда об установлении усыновления – единственное основание наступления перечисленных последствий. Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.

Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Источниками семейного права в Российской Федерации являются Конституция РФ, Семейный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные правоотношения. в настоящее время Россия является участником Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, Соглашения государств-участников СНГ от 9 сентября 1994 года «О гарантиях прав граждан в области социальных пособий, компенсационных вы-плат семьям с детьми и алиментов» и многочисленных договоров о правовой помощи по гражданским и семейным делам. Нормы семейного права, содержащиеся в международных договорах с участием Российской Федерации, обладают более высокой юридической силой по сравнению с законами, изданными органами государственной власти Российской Федерации.

Статьей 38 Конституции России провозглашена государственная защита семьи.

Наибольшее значение в системе семейного законодательства имеет Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года и введенный в действие с 1 марта 1996 года. Действует Семейный кодекс в редакции с изменениями и дополнениями, последние из которых были внесены Федеральным законом № 32-ФЗ от 02.01.2000. Семейный кодекс Российской Федерации состоит из 8 разделов, 21 главы, 170 статей. Назовем некоторые из них: глава 2 «Осуществление и защита семейных прав», глава 6 «Личные права и обязанности супругов», глава 7 «Законный режим имущества супругов», глава 12 «Права и обязанности родителей».

Социальная антропология

Понятие человек, общество, культура. Чел как продукт и создатель культуры. Понятие человечности. Чел – общественное сущ-во, облад разумом, сознанием, мышлением и речь, способн-тью созд орудия и польз ими в процессе собств труда. Человек познает и изменяет мир вокруг самого себя, творит культуру и собств историю. Его сущ-ть, происх и назначение были и есть центр прблемами многих наук. Общ-во – сов-ть отношений между людьми, кот историч склад в процессе жизнед-ти. Общ-во – все чел-во. О облад системностью(чел явл членом различ соу групп, исполн различные соу роли) и выпадая из привыч соц сист, испыт сильнейший стресс(напр-р, Р.Крузо)); универс-тью – созд необх условияд/удовлетв самых разных потребностей. Только в О чел можеттруд навыки, сделать карьеру. О созд институты(право, религия, гос-во).

Культура – правила, нормы общ-ва, созд чел дух и матер ценности, чел способность производить их и использ Чел как культура Ч и К являются неразрывными понятиями. Они взаимодополняют друг друга и одно не мыслится без другого: человек создает культуру и именно она отличает его от других представителей животного мира. Полностью лишенный культуры человек не смог бы выжить ни в природе, ни в обществе. Полностью лишен культуры лишь новорожденный младенец,только что появившийся на свет. Но с первых часов существования он подвергается культурному влиянию, становясь под воздействием окружающих людей культурным существом, носителем определенной культурной традиции – русской, американской, китайской и т.дКультурное наследие, прививаемое ребенку социальным окружением, формирует его личность согласно «канонам» не «культуры вообще», а культуры определенного сообщества. Личность человека формируется в процессе социализации, сущность которого сводится к усвоению культурного опыта общества. Результатом освоения культуры становится и формирование собственно челове

ческих качеств – мышления, способности к целенаправленной деятельности и взаимодействию с другими людьми. Культура каждого общества – уникальна, и содержит определенный «набор» представлений о том, какими качествами должен обладать человек. Эти качества и прививаются индивиду с самого раннего детства. Культура в этом аспекте выступает как некий «фильтр», отбирающий формы

поведения и мышления из бесчисленного множества возможных вариантов. (запрет-свинина-ислам-изображения) Человечность – осмысленное чувтсво, его развивает и укреп только воспитание, проявление сочувствия к людям, оказание помощи; форма развития живой природы, в кот выраж все самое лучшее.

Социогенез. Социобиол хар-р эволюции чел. Соврем чел и образ чел будущего Социогенез – процесс становления чел в тесной связи с развитием чел общ-ва. Основа происх общ-ва – естеств отбор, но труд придавал ему направл к действию. Стадный образ ж привел к общению ч/з символы и жесты. Затем стали доб огонь. Появ первые захоронения умерших. Приучили дик животных. Появ более крупн объединения – племена. Моногамия – одна женщина. Полигиния – неск-ко. Полиандрия – неск-ко мужей. Основной адаптацией стало созд общ-х отношений, культуры, кот они перед из поколения в поколение с помощью устной речи – негенет память. Социобиология – все соц вызвано генетически.именно гены оказ причинами многих чел-х поступков. Моральные кач-ва чел наслед по биологич каналам. Биолог и соц наход в тесной связи. Реб при рожд лишь кандидатв чел – ему нужно научиться быть чел в общении с людьми. Природно-биоло сторона сущ-я чел обрастает и очеловечивается социокультурными факторами: продолж рода, еда, питье, и тд. Совр чел это носитель и интерпритатор огромного кол-ва информации. Она стан бесценным ресурсом, кот помогает реализ способности чел. Совр чел – это тот, кто разумно располагает своим временем, все успевает. Необх планировать свой день, ценить каждые 5 минут. СЧ – это прогрессивныйи умелый чел, с легкостью обращ с плодами соврем техн достижений.Ему присуща скорость действия мышления, принятия решений. Роль каждой отд Л в разв общ-ва велика. От СЧ, кот стоит на пути трансформ-х процессов всех сфер ж, треб немалое кол-во усилий.Образ Ч будущего: человек-индиго умный, очень одар, быстрый, умеющ предвидеть будущее. Чел может быть тем, кем видит себя.