Исследования свойств запоминания в опытах Г. Эббингауза

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологического консультирования

ОТЧЕТ

по дисциплине «Общий психологический практикум»

на тему:

Исследования свойств запоминания в опытах Г. Эббингауза

Москва, 2011/2012 уч. год

Теоретическое введение

Г. Эббингауз производил опыты заучивания и воспроизведения материала не заключавшего в себе никакой логической связи. Таким материалом он избрал бессмысленные ряды слогов. Чтобы слоги представляли одинаковые трудности для заучивания, все они были по одному и тому же типу. Каждый слог состоял из трех букв: гласной и двух согласных. Гласная стояла в середине, а согласные по бокам (Рон, Дец, Тос, и т. д.).

При соединении слогов соблюдалось следующее правило: слоги, стоящие рядом, не должны образовывать каких-либо понятных слов или фраз. Ряд слогов считался заученным, когда без запинки воспроизводился на память без ошибок.

Проблемы и гипотеза

С помощью таких экспериментов можно выявить:

·Среднее число повторений, необходимых для безошибочного воспроизведения двенадцати слогов. Например, есть люди, которые вообще обнаруживают неспособность в более и менее длинный бессмысленный ряд. Постоянно появляется у них путаница то в одной, то в другой части ряда, и, к конце концов, им приходится оставить свои попытки полного его воспроизведения.

·Но в данной работе мы рассматривали проблему, изменилось ли что-нибудь со времен 1885 года, сохранился ли эффект края, изменился ли каким-нибудь образом процесс запоминания.

Описание методики

12 стр., 5552 слов

Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания в младшем дошкольном возрасте

... учителя является обучение школьников запоминанию, ознакомление их с приёмами, схемами осмысленного заучивания. Это значительно повышает эффективность запоминания и последующего его воспроизведения. Дети с плохой ... часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения ...

заучивание воспроизведение эббингауз опыт

1.Оборудование: Ручка и тетрадь

.Условия проведения: Хорошо освещённая комната, данные фиксируются при помощи ручки. Испытуемые сидят за столом. Исключено влияние отвлекающих факторов.

.Описания хода эксперимента: Сейчас вам будет зачитан ряд слогов, ваша задача их запомнить, во время зачитывания нельзя ничего записывать. Когда я закончу называть вам слоги, вам нужно будет сказать из в любом порядке затем я снова прочитаю ряд слогов и попрошу вас снова назвать те слоги которые вы запомнили, я буду зачитывать вам слоги пока вы не назовете ряд два раза подряд.

.Описание испытуемых: из 4 испытуемых было 2 девушки и 2 юноша, возраст которых не превышает 25 лет, но не менее 16.

Испытуемый 1 [ Олег, муж, 20 лет, не женат, студент МГСУ]

Испытуемый 2 [ Костя, муж, 19 лет, женат, студент ОГУ]

Испытуемый 3 [ Екатерина, жен, 17 лет, не замужем, школьник]

Испытуемый 4 [ Виктория, жен, 18 лет, не замужем, студентка ОГТИ]

Описание результатов

Синяя линяя слоги

Красная линяя слова

Рисунок 1

Синяя линяя слоги

Красная линия слова

Рисунок 2

При подсчете среднего арифметического каждой попытки, было выявлено, что эффект края сохраняется, на основе этого было построено 2 графика. На Рисунке 1 показано какие слоги в какой попытке запомнились, а на Рисунке 2 кол-во запомненных слогов в каждой попытке.

3 стр., 1060 слов

Культурно-ист 2012 студентам

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Литература: Л.С.Выготский.Психология.-М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000. История развития высших психических функций (с.511) Мышление и речь (с.262) Орудие и знак в развитии ребенка (с.828) Основные положения теории Л.С.Выготского: Слитный характер биологического и культурного развития ребенка Два типа орудий человека:орудия труда и психологические орудия- ...

Анализ результатов

При анализе полученных данных, можно отметить, что среднее количество попыток необходимых для безошибочного воспроизведения 10 слогов 6−7 раз.

Если присмотреться на график повторения слогов, то можно заметить некоторую общую закономерность, что лучше запоминались начальные и конечные члены ряда.

В итоге получилось, что общий график действительно подтверждает наличие эффекта края в данной выборке.

Выводы

На основе вышесказанного можно сказать, что со времен 1885 года, когда был проведен этот эксперимент, ничего не изменилось. Эффект края остался неизменным уже как на протяжении почти полутора веков.

Список литературы

1.В.В. Петухов. Хрестоматия по Общей психологии. Выпуск III. Эбингауз. Смена Душевных Образований- 316 с.

2.//ru.wikipedia.org/wiki/Герман_Эббингау

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector