Исследования свойств запоминания в опытах Г. Эббингауза

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологического консультирования

ОТЧЕТ

по дисциплине «Общий психологический практикум»

на тему:

Исследования свойств запоминания в опытах Г. Эббингауза

Москва, 2011/2012 уч.год

Теоретическое введение

Г. Эббингауз производил опыты заучивания и воспроизведения материала не заключавшего в себе никакой логической связи. Таким материалом он избрал бессмысленные ряды слогов. Чтобы слоги представляли одинаковые трудности для заучивания, все они были по одному и тому же типу. Каждый слог состоял из трех букв: гласной и двух согласных. Гласная стояла в середине, а согласные по бокам (Рон, Дец, Тос, и т.д.).

При соединении слогов соблюдалось следующее правило: слоги, стоящие рядом, не должны образовывать каких-либо понятных слов или фраз. Ряд слогов считался заученным, когда без запинки воспроизводился на память без ошибок.

Проблемы и гипотеза

С помощью таких экспериментов можно выявить:

·Среднее число повторений, необходимых для безошибочного воспроизведения двенадцати слогов. Например, есть люди, которые вообще обнаруживают неспособность в более и менее длинный бессмысленный ряд. Постоянно появляется у них путаница то в одной, то в другой части ряда, и, к конце концов, им приходится оставить свои попытки полного его воспроизведения.

·Но в данной работе мы рассматривали проблему, изменилось ли что-нибудь со времен 1885 года, сохранился ли эффект края, изменился ли каким-нибудь образом процесс запоминания.

Описание методики

заучивание воспроизведение эббингауз опыт

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ ФГБОУ ВПО Уфимский Государственный Университет Экономики и Сервиса Кафедра педагогики и психологии инклюзивного обучения РЕФЕРАТ По дисциплине: Психология на тему: « Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение)» Выполнил: студент гр. БГОЗК-1 Ибрагимов Э.Р. Шифр: 12.01.228 Проверил: Уфа 2013 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 ...

1.Оборудование: Ручка и тетрадь

.Условия проведения: Хорошо освещённая комната, данные фиксируются при помощи ручки. Испытуемые сидят за столом. Исключено влияние отвлекающих факторов.

.Описания хода эксперимента: Сейчас вам будет зачитан ряд слогов, ваша задача их запомнить, во время зачитывания нельзя ничего записывать. Когда я закончу называть вам слоги, вам нужно будет сказать из в любом порядке затем я снова прочитаю ряд слогов и попрошу вас снова назвать те слоги которые вы запомнили, я буду зачитывать вам слоги пока вы не назовете ряд два раза подряд.

.Описание испытуемых: из 4 испытуемых было 2 девушки и 2 юноша, возраст которых не превышает 25 лет, но не менее 16.

Испытуемый 1 [ Олег, муж, 20 лет,не женат, студент МГСУ]

Испытуемый 2 [ Костя, муж, 19 лет, женат, студент ОГУ]

Испытуемый 3 [ Екатерина, жен, 17 лет, не замужем, школьник]

Испытуемый 4 [ Виктория, жен, 18 лет, не замужем, студентка ОГТИ]

Описание результатов

Синяя линяя слоги

Красная линяя слова

Рисунок 1

Синяя линяя слоги

Красная линия слова

Рисунок 2

При подсчете среднего арифметического каждой попытки, было выявлено, что эффект края сохраняется, на основе этого было построено 2 графика. На Рисунке 1 показано какие слоги в какой попытке запомнились, а на Рисунке 2 кол-во запомненных слогов в каждой попытке.

Анализ результатов

26 стр., 12946 слов

Социально-психологический климат в малой группе (на примере группы студентов КМЭТ города Зеленогорска Красноярского края)

Оглавление Введение 1. Теоретические аспекты формирования психологического климата малых групп 1.1 Малая группа: понятие, социально-психологические параметры 1.2 Социально-психологический климат в коллективе 1.3 Диагностика социально-психологического климата в группе 2. Констатирующий эксперимент: анализ и оценка психологического климата в малой группе 2.1 Организация и методики исследования 2.2 ...

При анализе полученных данных, можно отметить, что среднее количество попыток необходимых для безошибочного воспроизведения 10 слогов 6-7 раз.

Если присмотреться на график повторения слогов, то можно заметить некоторую общую закономерность, что лучше запоминались начальные и конечные члены ряда.

В итоге получилось, что общий график действительно подтверждает наличие эффекта края в данной выборке.

Выводы

На основе вышесказанного можно сказать, что со времен 1885 года, когда был проведен этот эксперимент, ничего не изменилось. Эффект края остался неизменным уже как на протяжении почти полутора веков.

Список литературы

1.В.В. Петухов. Хрестоматия по Общей психологии. Выпуск III. Эбингауз. Смена Душевных Образований- 316 с.

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Герман_Эббингау