Воспитательные задачи дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Учебно — методический комплекс

По курсу

«ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ»

Составитель:

Кандидат социологических наук,

Доцент кафедры философии и

Социально-гуманитарных наук ГПА

Шарипова М.Т.

Санкт-Петербург — 2012

Содержание

1.Программа учебного курса «Этносоциология»:

1.1.Организационно — методический раздел… 3 — 4

2.1.Содержание разделов и тем… 5 -7

3.1.Планы семинарских занятий… 8 -11

4.1.Темы рефератов… 12

5.1.Вопросы к экзамену… 13 -14

6.1.Рекомендуемый список литературы… 15

7.1.Программное обеспечение… 16

2.Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению… 17 -19

3.Тесты проверки знаний по темам курса… 20 — 24

4.Краткий словарь основных терминов и понятий (глоссарий)… 25 — 27

Приложение… 28

1.ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ… 28

1.Программа учебного курса «Этносоциология».

1.1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Краткая характеристика науки.

Этносоциология — это наука, изучающая: 1) социальные аспекты функционирования и развития этнических групп, их идентичность, интересы и формы самоорганизации, закономерности коллективного поведения и взаимодействия, 2) развитие личности, включенной в этническое взаимодействие.

Исходный уровень знаний и умений студента.

Преподавание учебного курса «Этносоциология» основывается на знаниях, полученных студентами в системе среднего образования при изучении базовых общественных дисциплин, а также на знаниях учебных курсов этнологии, этнографии, демографии, культурологии, политологии, социальной психологии, социальной антропологии, географии, геополитики, приобретенных в высшем учебном заведении. Студенты должны уметь конспектировать лекционный материал и литературные первоисточники, обладать навыками поиска литературы по изучаемым разделам и темам, выступать на семинарах, вести дискуссию, выполнять рефераты.

7 стр., 3202 слов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

... учебной работы.. 9 5. Содержание дисциплины... 9 5.1. Программа дисциплины.. 9 Раздел 1. Методика преподавания психологии как наука.. 9 Раздел 2. Сущность методической ... и эвристическая беседа в курсе психологии.   Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины В данном разделе приводится учебно-методическая, учебная и научная литература для ...

Место учебного курса в профессиональной подготовке специалиста.

Изучение учебного курса «Этносоциология» позволяет объяснить закономерности функционирования этнических групп в социуме, рассмотреть демографические, политические, экономические условия их воспроизводства, раскрыть особенности межэтнического взаимодействия в профессиональных организациях и объединениях, этнопсихологическую мотивацию в процессе трудовой деятельности, что в целом непосредственным образом способствует будущей профессионально — полезной деятельности учащегося, наиболее эффективному выполнению им корпоративной миссии.

Учебные задачи дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

— ЗНАТЬ основы институциональных и неинституциональных структур этнических явлений, особенности социально-политической и социокультурной мотивации в развитии межэтнических конфликтов, специфику межэтнического взаимодействия этносов, условия социального воспроизводства этнических меньшинств.

— ИМЕТЬ представление о теоретических концепциях, точках зрения, связанных с изучением феномена этничности в современном мире, об основных социальных формах функционирования этноса, о региональных аспектах жизнедеятельности этносов в Российской Федерации, об этнических особенностях социальных изменений в диаспорах, титульных этносах, о побудительных мотивах и движущих силах межэтнических конфликтов.

— УМЕТЬ адекватно интерпретировать воздействие фактора этничности в профессиональной и социальной структуре организаций, корпораций, фирм.

— ОБЛАДАТЬнавыками проведения прикладного этносоциологического исследования в больших и малых социальных группах.

Воспитательные задачи дисциплины.

В процессе изучения учебного курса «Этносоциология» осуществляется формирование основ культуры межэтнического взаимодействия, прививаются навыки межнационального общения, формируется и развивается чувство патриотического отношения к Родине.

5 стр., 2275 слов

Исследование некоторых особенностей народов мира по этнопсихологии

... опрошены по этнопсихологическому опроснику, всего 54 человека. Предметом нашего исследования явилось: этническое самосознание, этническая самоидентификация, установки на межнациональное общение. Важной особенностью, влияющей на ... и всестороннего научного анализа теоретических и практических аспектов современного этнического развития и межэтнических отношений. Здесь не обойтись без знания и учета ...

Программа предусматривает: лекции и семинары.

Программой курса предусматривается проведение контрольных опросов, итоговое тестирование.

Самостоятельная работа студентов (внеаудиторная).

Самостоятельная работа студентов предполагает освоение лекционного курса, подготовку к семинарам, написание реферата, подготовку к тестированию, зачету (экзамену).

Темы и вопросы для самостоятельной работы даются преподавателем, ведущим семинары. Преподаватель рекомендует литературу, в которой освещены вопросы данной темы и при необходимости консультирует студентов. Студентам предлагаются темы рефератов, проводятся консультации по вопросам составления плана реферата и используемой для его написания литературы. Перед проведением экзамена предусмотрена групповая консультация.

Для активизации обучения и познавательной деятельности студентов используются традиционные и инновационные (в том числе, мульти — медийные) методы обучения. Активные формы обучения используются на всех этапах учебного процесса.

Раздел 7. Современные тенденции межкультурного взаимодействия этносов

Особенности этносоциологического изучения культурного развития этнической общности.

Роль культуры в процессе этногенеза. Культурное наследие как фактор формирования феномена этнического самосознания. Язык этноса — основа идентификации, символ этнической принадлежности. Социологические аспекты исследования традиционной религии этноса.

Этническое разнообразие культурных характеристик социальных групп. Виды межкультурного взаимодействия: ассимиляция, аккультурация, кооперация, этнокультурный изоляционизм. Межэтнические браки как фактор культурной ассимиляции.

Проблемы культурных границ. Исторические, политические факторы в межэтнических взаимодействиях. Роль социально-структурных, социально-психологических, культурных факторов в формировании межэтнических отношений.

Реализация статуса государственных языков как фактор конфликтности и межэтнического согласия.

2 стр., 860 слов

Исследование этнической толерантности подростков в образовательной среде

... своей работе ту сверхзадачу, которая отвечает чаяниям нашей бурной реальности. Исследование этнической толерантности занимает одну из важнейших позиций в изучении особенностей детей ... деле, работе и как способность терпеть. Этническая толерантность подразумевает под собой акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе ...

Раздел 8. Прикладное этносоциологическое исследование: программа, формы, методы.

Специфика эмпирического изучения этнических проявлений в условиях многонационального и много конфессионального государства.

Организация этносоциологического исследования и его предпосылки: объективность, независимость, толерантность, конфиденциальность.

Составление программы прикладного этносоциологического исследования: определение целей, установление задач исследования, выдвижение гипотез, операционализация понятий.

Возможности метода опроса в этносоциологическом исследовании: составление инструментария, исключение прямых индикаторов, контрольные вопросы, проективные ситуации.

Метод контент-анализа в исследовании этничности. Метод включенного наблюдения в кризисной ситуации межэтнического взаимодействия. Невербальные психологические процедуры для выявления уровня этнической самоидентификации.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. «Этносоциология как наука: предмет, объект, метод исследования».

  1. Актуальность науки этносоциология в современном российском социуме.
  2. История формирования науки этносоциология в Советском Союзе: предмет, объект, метод исследования науки.
  3. Взаимосвязь предмета и метода науки этносоциология с социально — гуманитарными науками, исследующими этнос.
  4. Практическая значимость науки этносоциология в общественном развитии современного российского социума.

Литература.

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. и др. Этнсоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1994.

2. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. «Этносоциология». Учебное пособие, М., Аспект-пресс, 1998.

3. Глотов М.Б. Социология. М., 2010.

4. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск. 2005.

5. Денисова Г. С., Радовель М.Р. Этносоциология. Учебное пособие. Ростов — на Дону. 2000.

6. Куликова Н.А. Этносоциология. Конспект лекций. М., 2001.

7. Шарипова М.Т. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

8. Этнические группы и социальные границы. /под редакцией Ф.Барта. М.: 2006.

3 стр., 1037 слов

Глоссарий — Этническая психология (50 определений)

... ;по языку и культуре, в единый новый,  более крупный этнос Этнические обычаи и традиции - компоненты психического склада, объективирующие субъективные представления ... , фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные черты. Субэтнос - этническая система как часть этноса. Титульный этнос - часть населения государства, национальность которой определяет официальное ...

Занятие 2. «Основные этнологические подходы в изучении феномена этничности».

  1. Понятия этнос и этничность в этнологической науке. Теория Ф. Барта о социо — культурных характеристиках этноса.
  2. Примордиальный подход к понятию «этнос». Примордиальная теория этноса Ю.Бромлея.
  3. Инструментальный и конструктивистский подходы к понятию «этнос». Информационная теория этноса Н.Н.Чебоксарова, С.А.Арутюнова.
  4. Типы этнических общностей: классификация в советский период, в современной РФ.
  5. Понятие «этническое меньшинство». Этнические меньшинства в современной РФ.
  6. Нация: этнокультурное и этногражданское понятие.
  7. Национализм: причины, содержание, типы, предпосылки формирования.

Литература.

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоноков А. А. «Этносоциология». Учебное пособие, М., Аспект-пресс, 1998.

2. Бромлей Ю. В. Этнос и география. М., 1972;

3. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск. 2005.

4. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М.; 2006

5. Куропятник М.С. Коренные народы в процесссе социальных изминений. СПб.; 2005.

6. Мириханов М.Н. Федерализм, этничность, государственность; новый курс российской власти. М, 2002.

7. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в РФ. М., 1997.

8. Шарипова М.Т. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

9. Этнические группы и социальные границы. /Под редакцией Ф. Барта М. 2006.

Занятие 3. «Феномен этнического самосознания».

  1. Актуальность этносоциологического изучения феномена этнического самосознания в современном социуме.
  2. Структура этнического самосознания: 1) образ «Я», 2) образ «МЫ», 3) этнический интерес.
  3. Социологическое изучение этнического стереотипа и национального характера этноса.
  4. Роль национальной элиты в формировании феномена этнического самосознания.

Литература.

  1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. Учебное пособие. М., 1999.
  2. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск. 2005.
  3. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М., 2006.
  4. Крысько В.Г. Этническая психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Изд. центр «Академия». 2007.
  5. Шарипова М.Т. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

Занятие 4. «Этнические аспекты демографического воспроизводства этноса».

1. Демографическое поведение этноса: историческая динамика в РФ.

11 стр., 5021 слов

Создание автоматизированного учебного пособия по социальной психологии

... отечественной образовательной системой; Целью моего курсового проекта является разработка автоматизированного учебного пособия по психологии, содержащего курс лекций по психологии, тесты, тренинги. ... нащупывали практически вслепую, начинает, наконец, проясняться. Результат проделанной работы - учебное пособие по психологии. Оно обладает современным дизайном и соответствует эргономическим и ...

2. Перепись 2002 года: этнический состав РФ.

3. Этническая семья — фактор демографического воспроизводства.

4. Процесс этнической миграции в условиях современного российского социума: трудности и перспективы.

Литература.

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. Учебное пособие. М., 1999.

2. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск. 2005.

3. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М., 2006.

4. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М., 2006.

5. Шарипова М.Т. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

6. Юдина Т. Н Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2004.

Занятие 5. «Социальная стратификация и социальная мобильность современного этноса».

1. Актуальность изучения социальной структуры и социальной мобильности этноса в современном социуме.

2. Предпосылки социальной мобильности этнической группы в условиях современного социума.

3. Специфика этносоциальной стратификации в Российской империи и в Советском Союзе.

4. Динамика социальной структуры этносов при переходе к демократическим формам власти в РФ.

Литература.

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. «Этносоциология». Учебное пособие, М., Аспект-пресс, 1998.

2. Глотов М.Б. Социология. М., 2010.

3. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск. 2005.

4. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М., 2006.

5. Куликова Н.А. Этносоциология. Конспект лекций. М., 2001.

6. Шарипова М.Т. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

Занятие 6. «Межэтнический конфликт: содержание, причины, типология в современных условиях развития социума».

  1. Современное понимание межэтнического конфликта в политологической и социологической науке.
  2. Типы, формы, способы урегулирования межэтнического конфликта.
  3. Межэтнические конфликты на территории постсоветского пространства: предпосылки возникновения, содержание, последствия.
  4. Современная государственная политика РФ в сфере межнациональных отношений.

Литература.

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. Учебное пособие. М., 1999.

9 стр., 4178 слов

Особенности этнической идентичности и самоотношение у представителей разных этносов

... . Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2013. 36. Почебут Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос). - СПб.: СпбГУ, 2012 ... исследований, тематически связанных с социальной идентичностью, показывает, что вопросы изучения особенностей этнической идентичности и ее связи с системой самоотношения не были предметом ...

2. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск, 2005

3. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М., 2006.

4. Кавторадхе С.Д. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве. М., 2005.

5. Мириханов М.Н. Федерализм, этничность, государственность; новый курс российской власти. М., 2002.

6. Шарипова Т.М. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

Занятие 7. «Современные тенденции межкультурного взаимодействия этносов».

  1. Актуальность и особенности социологического изучения культуры этноса.
  2. Роль языка этноса в формировании культурного наследия этноса.
  3. Роль традиционной культуры этноса в процессе формирования самосознания этноса.
  4. Типы межкультурного взаимодействия в современном социуме.

Литература.

  1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. Учебное пособие. М., 1999.
  2. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск, 2005
  3. Вахтин Н.Б., Головко Е.Б. Социолингвистика и социология языка. Учебное пособие. СПб., 2004.
  4. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М., 2006.
  5. Кокшаров Н.В. Культура и этничность: этноаналитический анализ. СПб., 1998.
  6. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в антропологическую социологию. М.; 2006
  7. Этнические группы и социльные границы. /под редакцией Ф. Барта М., 2006.
  8. Шарипова Т.М. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

Занятие 8."Прикладное этносоциологическое исследование: программа, формы, методы".

  1. Особенности прикладного социологического изучения этнических общностей.
  2. Задачи и программа прикладного этносоциологического исследования.
  3. Возможности прикладного этносоциологического исследования в решении актуальных задач развития современного социума РФ.

Литература.

1. Глотов М.Б. Социология. М., 2010.

  1. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М.; 2006
  2. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск, 2005
  3. Шарипова Т.М. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Этносоциология: история возникновения, предмет, метод научного исследования.

2. Основные теоретические концепции изучения этноса в этнологической науке.

3. Этническое разнообразие современного мира.

4. Современные проблемы соотношения понятий «этническое» и «национальное».

5. Проблемы развития этнического меньшинства в современном социуме.

6. Этническая социализация в условиях современного российского социума: предпосылки и формы реализации.

7. Исследование культуры этноса: особенности этносоциологического анализа.

8. Виды межкультурного взаимодействия.

9. Язык — символ этноса.

10. Роль национальных школ в развитии этнической культуры и этнического самосознания.

11. Этническое самосознание — предмет анализа этносоциологов.

12. Современная типология этнической идентификации.

13. Этнический стереотип и этническая установка — предмет анализа этнопсихологов и этносоциологов.

14. Формирование идеологического и социально-психологического уровня этнического самосознания в современном социуме.

15. Традиционная религия как фактор развития этнического самосознания.

16. Особенности этносоциологического изучения демографических процессов.

17. Функции института семьи в этносе.

18. Изучение динамики межэтнических браков.

19. Этносоциологическое изучение процессов социальной стратификации и социальной мобильности.

20. Этносоциальная стратификация в истории российской государственности.

21. Специфика этносоциологического изучения процессов миграции в современных условиях развития Российской Федерации.

22. Национализм: содержание и формы проявления в современном мире.

23. Этнокультурный национализм как форма рефлексии социальной аномии.

24. Политика толерантности в современном этническом развитии мира.

25. Возможности реализации политики мультикультурализма в РФ.

26. Развитие толерантности в межэтническом диалоге в РФ.

27. Роль средств массовой информации в формировании толерантности в межэтнических отношениях.

28. Типы, формы, способы урегулирования межэтнического конфликта.

29. Регулирование межнациональных отношений в международных правовых актах.

30. Правовые акты Российской Федерации, регламентирующие национальные отношения.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Этносоциология как наука: предмет и объект этносоциологии

2. Методология изучения социального взаимодействия этносов.

3. Этносоциология как предмет междисциплинарного исследования.

4. Теоретические подходы к изучению динамики этничности в отечественной и зарубежной этносоциологии.

5. Соотношение понятий «этнический» и «национальный».

6. Понятия «этнос», «народ», «нация», «этническое меньшинство» в отечественной этносоциологии.

7. Социологическое изучение проявлений национализма в полиэтнической среде.

8. Этническое самосознание как предмет анализа этносоциологов.

9. Этносоциологическое изучение понятий «этнический стереотип», «этническая установка».

10. Идеологический и социально-психологический уровень этнического самосознания: содержание, формы проявления.

11. Типы этнической идентичности.

12. Межэтнические браки: теоретические модели и эмпирические данные.

13. Роль социокультурных и социопсихологических факторов в формировании межэтнических взаимодействий (на примере развития какого — либо этноса).

14. Особенности этносоциологического изучения демографических процессов.

15. Этническая специфика размещения населения (на примере региона).

16. Биолого-репродуктивная и социокультурная функция семьи в этносе.

17. Этносоциологическое изучение процесса миграции (на примере какого — либо региона РФ).

18. Особенности этносоциологического изучения процессов социальной стратификации и социальной мобильности.

19. Этнический статус как форма социального статуса (на примере развития какого — либо этноса).

20. История этносоциальной стратификации в Российской Империи и в СССР.

21. Этносоциальная стратификация в национальных и территориальных субъектах РФ (на примере какого — либо региона).

22. Культура как предмет этносоциологического анализа.

23. Виды межкультурного взаимодействия этносов.

24. Культурные характеристики этнической группы.

25. Роль национальных школ в развитии этнической культуры и этнического самосознания (на примере какого — либо региона).

26. Язык как основа идентификации и этнический символ (на примере какого — либо региона).

27. Межэтнический конфликт: содержание, формы проявления.

28. Типы межэтнических конфликтов.

29. Межэтнические конфликты на территории постсоветского пространства.

30. Роль этносоциологов в проблеме урегулирования межнациональных конфликтов.

31. Социальные процессы в этносе: содержание и формы проявления.

32. Виды прикладного этносоциологического исследования.

33. Особенности программы прикладного этносоциологического исследования.

34. Особенности метода опроса в прикладном этносоциологическом исследовании.

35. Особенности метода включенного наблюдения в кризисной ситуации межэтнического взаимодействия.

36. Правовые акты Российской Федерации, регламентирующие национальные отношения.

37. Регулирование межнациональных отношений в международных правовых актах.

38. Этническая принадлежность и социальная иерархия в постсоветских государствах: особенности трансформации (на примере какого — либо региона или территории).

39.Особенности и трудности освещения проблем этничности в деятельности современных средств массовой информации.

40.Изменение идентичности русского этноса в результате трансформационного периода 1990 — х годов.

41.Современные проблемы адаптации русского этноса на территории государств ближнего зарубежья

42. Новые данные о динамике коренных малочисленных народов Российской Федерации.

43. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в межэтническом взаимодействии на Северном Кавказе.

44. Социологическая интерпретация понятия «толерантность».

45.Интолерантность (мигрантофобии. этнофобии): содержание и формы проявления.

46. Современная этносоциальная структура западно-сибирского региона РФ.

47.Динамика межэтнических браков в трансформационном периоде 1990-х годов.

48.Особенности формирования ценностных представлений учащихся этнонациональных школ Севера.

49.Особенности формирования этнической идентичности в современных условиях развития РФ.

50.Проблемы и перспективы интеграционных процессов этнического взаимодействия в регионах Севера, Сибири, Дальнего Востока.

51.Особенности этнической идентичности молодежи малочисленных народов Дальневосточного региона (на примере развития какого — либо этноса).

52.Этничность и миграция в РФ: общие контуры проблемы.

53.Условия и возможности мультикультурной модели интеграции мигрантов в РФ.

54.Традиционное мировоззрение в этнокультуре малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока.

55.Роль миграции в преобразовании современной этнической структуры РФ.

56.Особенности проблемного взаимодействия иноэтничных мигрантов и российского социума.

57.Этносы в Российской Федерации: итоги переписи 2002 года.

58.Проблемы этнической занятости в анклавных рынках труда (на примере какого — либо региона).

59.Особенности функционирования бизнес — и творческой элиты этноса в условиях развития рыночных форм хозяйствования.

60.Интеграционная деятельность представителей этнической интеллигенции (на примере какого — либо этноса).

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Справочная литература.

1. Социологическая энциклопедия. В 2-х т. М. 2003.

2. Социология: Энциклопедия. Минск, 2003.

3. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

4. Современная западная социология. М., 1990.

5. Большой толковый социологический словарь. В 2-х т. М., 1999.

Учебные пособия и научные монографии, имеющиеся в библиотеке ГПА

  1. Аверин А.Н. Социальные проблемы развития северных регионов. Учебное пособие. М. Изд-во РАГС. 2005. 172 с.
  2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., Аспект Пресс.1999. 271 с.

3. Глотов М.Б. Общая социология. 2,3 часть. СПб., 2005

4. Глотов М.Б. Социология. М., 2010.380 С.

  1. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М., Альфа — М. 2006. 432 с.
  2. Крысько В.Г. Этническая психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Изд. центр «Академия». 2007. 320 с.
  3. Российский Север: проблемы социального развития. Учебное пособие /Под общ. ред. Н.А. Волгина, Ю.П. Алексеева. М., 2004. 896 с.
  4. Садохин А.П. Этнология: Учебник. М., Гардарики. 2001. 256 с.
  5. Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. М., 2006. 446 с.
  6. Танатова Д.К. Антропологический подход в социологии. М., 2004.264с.
  7. Этнические группы и социльные границы. /под редакцией Ф. Барта М. 2006. 208с.
  8. Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М.2004. 399 с.

Дополнительная литература.

  1. Бороноев О.А., Павленко В.Н. Этническая психология. — Л., 1974.
  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1981.
  3. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. — Киев, 1984.
  4. Гумилев Л.Н. от Руси к России: очерки этнической истории. — М., 1992.
  5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. — М., 1995.
  6. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. — 1991.- № 1.
  7. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамики массового сознания // Социологические исследования. — 1993.- № 8.
  8. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. — 1996. — № 12.
  9. Идентичность и конфликт в постсоветском государстве. — М., 1997.
  10. Козлов В.И. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии // Советская этнография. — 1983. — № 2.
  11. Кон И.С. социология личности. — М., 1967.
  12. Синкевич З.В. Национальное самомознание русских: (социологический очерк).

    — М., 1996.

  13. Этническая психология: этнические процессы и образ жизни людей. — М., 1984.
  14. Этнические стереотипы поведения. — Л, 1985.

7.1.ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Этносоциология. Этнология. Этнография | socioline.ru Смотрите также: материалы к экзаменам по этносоциологии.Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций по основным проблемам этносоциологии на материалах исследований современных этносоциальных и … www.socioline.ru/taxonomy/term/44 · 30 КБ

2. Центр Социологического Образования — Sociology.Ru — Курс Этносоциология I www.sociology.ru

3. Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. Этносоциология | Библиотека … Многие исследования по методике социологических исследований, выполненные на материале этнических групп (шкала Богардуса и др.), в адаптированной … … этнологи и антропологи по базовому образованию, которые в настоящее время пишут об этносоциологии, не находят в социологических словарях термина … www.politnauka.org/library/uchebnik/ethnosoc.php · 345 КБ

4. Этносоциология Прикладная этносоциология и СССР и в современной России: общее и специфическое предмете и в объекте эмпирических исследований
Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. www.soc.pu.ru/inf/courses/350 500/etnosoc.shtml · 16 КБ

5. Этническая социология в СССР и постсоветской России — Энциклопедия интересных … … АН СССР в Москве и Ленинграде, сыграли очень большую роль в формировании этносоциологии как научного направления, возникшего на стыке социологии и … Из больших работ, материалы которых сразу были использованы в политической борьбе, можно назвать исследования отдела этносоциологии Института … articles.excelion.ru/science/filosofy/5 989 307.html · 66 КБ

6. ФОМ Клуб «Социологические дисциплины «ЭтносоциологияЭтносоциология, этнос, нация, социология club.fom.ru/182/179/177/library.html · 16 КБ

7. InetLib.Ru — … Денисова Г. С., Радовель М.Р. Этносоциология. Учебное пособие О библиотеке Социология Социология Денисова Г. С., Радовель М.Р. Этносоциология. Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций по основным проблемам этносоциологии на материалах исследований современных этносоциальных и … www.inetlib.ru/content/view/168/6/ · 25 КБ

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Предмет этносоциологии.

2. Практическая значимость этносоциологической науки в современном российском социуме.

3. Современная этническая структура Российской Федерации.

4. Виды прикладного этносоциологического исследования.

5. Влияние демографических факторов в функционировании этнической группы.

6. Феномен этнического самосознания: содержание, структура.

7. Идеологический и социально-психологический уровень этнического самосознания: принципы формирования и функционирования.

8. Информационная теория этноса: содержание, формы проявления.

9. Роль миграции в формировании самоидентификации этноса.

10. Понятие «этническое меньшинство» в этносоциологии.

11. Роль языка этноса в процессе этнической социализации.

12. «Национальный характер»: мифы и реальность.

13. Проблемные аспекты процесса формирование понятия «нация» на современном этапе развития российского общества.

14. Роль средств массовой информации в формировании принципов межкультурного взаимодействия.

15. Роль диаспор в установлении межнационального взаимодействия.

16. Религия как фактор этнической идентичности.

17. Роль национальных школ в развитии этнической культуры и этнического самосознания (на примере какого-либо региона РФ).

18. Процесс глобализации и этнонациональное развитие: основные проблемы.

19. Актуальные проблемы взаимодействия иноэтничных мигрантов и российского сообщества.

20. Интолерантность (мигрантофобии. этнофобии): содержание, формы проявления.

21. Толерантность как необходимое условие межэтнического взаимодействия современности.

22. Этнокультурный национализм: особенности проявления в современном российском социуме.

23. Параметры классификации межэтнического конфликта.

24. Правовые акты Российской Федерации, регламентирующие национальные отношения в современном социуме.

25. Современные этносоциальные процессы в Сибири и на Дальнем Востоке.

26. Коренные малочисленные народы Российской Федерации: особенности жизнедеятельности и социально — экономическое развитие в условиях современного социума.

ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)

Автономия — в этнических отношениях понимается как право самостоятельного управления жизненно — важными проблемами своего этноса в соответствие с существующей в данном государстве конституцией.

Геноцид— истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Депортация— насильственное переселение групп населения или даже целых народов с их этнической родины или территории длительного проживания.

Дискриминация — ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т. д.

Комплиментарность — взаимная симпатия (антипатия) индивидов, определяющая деление на «своих» и «чужих».

Консолидация — упрочение, укрепление, сплачивание отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

Конфессиональный — вероисповедный, церковный.

Ксенофобия — враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому — языку, образу жизни, стилю мышления и т. п.

Межэтническая коммуникация — обмен между двумя или более этническими общностями, материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Менталитет — относительно целостная совокупность мыслей, верований, создавших картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой — либо общности.

Мобилизация— приведение населения в состояние, способствующее решению каких — либо задач.

Народ— субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны.

Национализм — идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям .

Расизм — идеология и общественная психология, сущностью которых являются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, неполноценности отдельных расовых групп.

Самоидентификация — социально — психологический процесс, представляющий собой осознание социальной группой своей тождественности (единство всех членов на основе каких — либо признаков), а отдельным индивидом — своей принадлежности к определенной группе.

Самосознание — индивидуально — психологический и социально — психологический процесс осознания человеком или социальной группой своих свойств, качеств, положения в системе общественных отношений, интересов, идеалов, ценностей.

Сецессия — отделение той или иной общности (этнической, территориальной, религиозной и т. д.) с целью создания или восстановления собственного государства.

Согласие (консенсус) — общность веры, традиций, целей, точек зрения в отношении ситуации, места времени или другой группы; выражается в солидарности и коллективной деятельности.

Субэтнос — этническая система, возникающая внутри этноса и отличающаяся своими хозяйственными, бытовыми, культурными и другими особенностями.

Суперэтнос— этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникающих одновременно в одном регионе, связанных идеологически, экологически и политически.

Толерантность— терпимость, снисходительность к кому — нибудь, стремление достичь взаимопонимания.

Урегулирование конфликта— частичное разрешение конфликта, прекращение открытой борьбы сторон. При этом могут сохраняться внутренние причины, побуждающие к конфликту.

Этническая общность — любая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально — экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознание себя отдельной самостоятельной группой.

Этнический конфликт — форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий.

Этнический стереотип — упрощенный, схематизированный, эмоционально — окрашенный, чрезвычайно устойчивый образ какой — либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого — либо этноса.

Этноним — название этноса — самоназвание и название, которые ему дают другие народы.

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, в том числе, языка, а также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме).

Приложение

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Факультет

Курс

Группа

Учебная дисциплина: Этносоциология

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Предмет этносоциологии.

Выполнил: студент (ка) (личная подпись) Петрова А.Н.

Проверил: доцент (личная подпись) Шарипова М.Т.

Санкт-Петербург

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector